Работа с родителями


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

           Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Анатомо-физиологические особенности

 Возраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка пяти лет составляет около 106,0—107,0 см, а масса тела — 17,0—18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц — 200,0 г, а роста — 0,5 см.

Развитие личности

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

  

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. В   играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей,  выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».  Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.

       Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.  Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

     К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

     Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.        

     Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

      Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

      Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

     Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Вам как его родителям важно:

  С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «враньё», защитное фантазирование и просто игру воображения.

 Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению

 Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. - Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

 Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.

 Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на  обязанность.

Александрова Е Е.

«Учим детей рассказывать»

 Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.

   Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки, рассказы). Пересказывая сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»), у ребенка вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так дошкольник подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

      Учить детей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя  слово или предложение: «Жили-были дед и...» -- «Баба», «Была у них...» -- «Курочка Ряба» и т.д. Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил колобок?» -- «Зайчика», «Какую песенку он ему спел?..» и т.д.

      После того, как ребенок овладел пересказом сказки, можно предложить пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец таких рассказов — лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.

     А помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища — театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

      Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно высказываться по содержанию картины.

     Очень любят ребята рассматривать игрушки. Именно это, скорее всего, побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы должны быть направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (шестого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде, чем сравнить, ребенку придется внимательно рассмотреть кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

    Овладел дошкольник описанием отдельных игрушек — переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка; девочка, корзинка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто перескажет ваш рассказ — он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите ребенка от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

     Дети пятого-шестого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый только побуждает ребенка вспомнить, как ходили на новогодний праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу и т.д. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на новогоднем празднике» и т. п.. Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видела на новогоднем празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец, язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

   Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается  уже после пяти лет. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к этому виду речевой деятельности: усложняется их мыслительная деятельность, возрастает произвольность целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логическому аргументированному комбинированию представлений, образов.

    Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

    Успехов Вам, уважаемые родители, и Вашим детям!

Воспитатели гр. с ТНР  «Речецветик»



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

                       «Развитие связной речи ребенка в семье»

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания. Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливым, застенчивым, нерешительным, затрудняются в общении с другими людьми.

     Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.
     Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
  Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм,  умением полно, связно, последовательно  передать содержание готового  текста.
      Связная речь имеет две формы:
•        диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
•        монологическую(речь одного человека).
      Каждая из них имеет свои особенности.
Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, родителям необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.   Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.
Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по  развитию связной речи и без помощи и участия родителей педагогам не обойтись.
Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:
Формировать интерес ребенка к художественной литературе.
Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.
Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.);
б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);
в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале, рассмотрите ее вместе с ребенком затем, спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком).
Формировать интерес ребенка  к театрализованной деятельности.
Для того, чтобы произошло развитие детей, необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.

Уважаемые родители!

Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основной вид деятельности детей. В игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие  и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.
Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю игры на развитие различных речевых навыков:
Игра   «Угадай, что у меня в сумке».
Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет). (Игра с родителями: в сумке дудочка).
Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем».
Надо имитировать действие каких-то работ. Например, чистка картошки, сбор яблок.
Игра «Так бывает или нет?»
Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Другой вариант: «наступила зима. Выпало много снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».
Игра «Угадай, что это».
Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»
Игра «Скажи наоборот».
Если я скажу широкая, вы скажете – узкая. Если скажу жадный, вы скажите щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий – шершавый.
Игра «Угощаю».
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему « так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.
Игра «Добавлялки».
Подбирать подходящие слова. Например: я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж)
Важно по морю  плывет трехэтажный… (теплоход)
Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)
Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)
Ир-ир-ир – мой папа… (командир)
Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать, но еще и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?».
И, конечно, не забывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.
Желаем вам удачи!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дюймовочка»

Консультация для родителей

«Развитие связной речи ребенка в семье»

Воспитатель: Александрова Е. Е.

г. Советский



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Разучивание чистоговорок»

 «Чистоговорки, помогают нам красиво говорить»

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);

Как разучить  чистоговорку?

На первом этапе наша цель не заставить ребенка повторять за нами, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек. «Учите» чистоговорки постепенно. Изначально можно показать новую карточку с чистоговоркой дома. Затем можно отдать ее в группу воспитателям, где в вечернее время еще раз можно просмотреть, проговорить и закрепить. А вечером можно перед сном повторить ее с ребенком.

Подача речевого материала в чистоговорках может происходить различными путями:

1. Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например, как медведь (грубым голосом, или как лисичка (хитро и лукаво, или как мышка (писклявым голоском), или как котёнок (ласково и нежно) и т. д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим.

2. Инсценировка. Этот приём очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все чистоговорки можно «показать», инсценировать. Поэтому необходимо заранее всё продумать и отобрать подходящие. Этот приём как и предыдущий раскрепощает детей, раскрывает их актёрские способности.

3. Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что чистоговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чём (о ком) повествует эта чистоговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение, какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук?

4. Диалог. В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы дети стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (давних друзей, животных, и других).

5. Зеркало. Один ребёнок в паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить чистоговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями. Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая чистоговорка, лишь бы она была интересна детям.

6. Аудио повтор. Чистоговорка записывается на магнитофон. Родитель сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребенка – повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос ребенка. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно.

7. Иллюстрация. Этот способ ещё называется «Зарисовка». Его лучше использовать в качестве домашнего задания. Дети записывают изученную чистоговорку на отдельном листе и делают к ним иллюстрацию. При этом не имеет значения, есть у ребёнка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребёнок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр только приветствуется. Таким образом, после серии занятий у ребят формируется своя книга с чистоговорками. Этот приём развивает воображение, даёт бескрайний простор для творчества.

Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.

А еще чистоговорки весело произносить с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, и разным темпом — быстро — медленно. Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

Приведу примеры игр с карточками с чистоговорками.

- Игра «Доскажи словечко»

Родитель произносит «Ры-ры-ры, я несу.» (ребенок отвечает «шары», Вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам.

Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем – всю чистоговорку.

- Игра «Громко, тихо, шёпотом».

Произнести чистоговорку громко, тихо, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т. п.

- Игра «Медленно-быстро».

Произнести чистоговорку медленно-быстро.

- Игра «Какой, какая, какое?»

Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И начинаете задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са какая коса?», «Са-са-са у кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой.

(ребенок отвечает «Са-са-са - острая коса. Со-со-со какое колесо? Со-со-со чьё это колесо)

- Игра «Один-много» по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис).

- Игра «1-2-5» (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей, ал-ал-ал один пенал, ла-ла-ла два пенала, лов-лов-лов – пять пеналов).

- Игра «Скажи наоборот» (ра-ра-высокая гора, ра-ра - низкая гора)

- Игра «Чего не стало? (са-са-са не стало колеса, ри-ри-ри пропали снегири, ла-ла-ла нет стола)

- Игра «Скажи ласково» (лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

- Игра «Составь интересную историю» по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?

- Игра «Не ошибись». Ребенку нужно подобрать слово к определенному слогу. Ра- ракета, ра – пирамидка, ра-гитара. А еще при дифференциации Л – Р можно подбирать перемешанные картинки к определенным слогам.

- Игра «Карусель». Ребенок крутит диски и подбирать картинку к определенному слогу.

- Игра на согласование прилагательных с существительными в чистоговорках.

Например: ор-ор-ор красный помидор, ор-ор-ор –оранжевый помидор, ор-ор-ор – черный помидор, ор-ор-ор – розовый помидор.

Существуют целые стихи, построенные по принципу чистоговорок. Например:

лы-лы-лы забивали мы голы

лу-лу-лу возле окон на полу

ла-ла-ла не заметили стекла

лу-лу-лу мы не били по стеклу

ла-ла-ла только нет в окне стекла

ca-са-са, са-са-са

Ой-ой-ой! Летит оса!

сы-сы-сы, сы-сы-сы

Как самому придумать чистоговорку.

Вот инструкция, как сочинить собственную чистоговорку:

Давайте, например, придумаем собственную чистоговорку для ребенка 5 лет на звук «р».

1. Берем слог «ро»

2. Трижды его прописываем или проговариваем — Ро-ро –ро

3. Добавляем любую строчку, так, чтобы последний слог последнего слова тоже был «ро». Прокатились мы в метро.

Вот и получили мы готовую чистоговорку: Ро-ро-ро, прокатились мы в метро.

Придумаем чистоговорку на закрытый слог «ал»:

Ал-ал-ал — гномик Гоша танцевал!

Применение данных приемов предоставляет ребенку возможность создать «свое», придумать самому. Но ещё одним важным действием при этом является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Двигаясь в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям. Но не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно.

Гр. «Лучики», октябрь 2022



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Прививаем детям любовь к чтению»

 

  1. Возьмите интересную детскую книжку и постарайтесь почитать ее вместе с ребенком, поочередно. Вы будете прочитывать большие куски текста, а малыш - несколько строк. Если в тексте встречается диалог, его можно читать по ролям.
  2. Иногда   детям   очень   трудно   начать   читать   новую   книжку.   Не хочется «продираться» через тягучее начало с большим количеством описаний и без захватывающих сцен. В этом случае начать чтение можно вместе, а когда ребенок вчитается, он с удовольствием продолжит чтение самостоятельно.
  3. Найдите в библиотеке или в книжном магазине в отделе педагогической литературы книги с речевыми играми — специально для тех, кто учится читать. В них очень много ребусов и коротеньких стихов, увлекательных упражнений на повторение. Выбирайте только те книжки, которые интересны вам самим.
  4. Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго   раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.
  5. Очень хороши для тренировки чтения всевозможные азбуки и энциклопедии с картинками. Картинки помогают осознать прочитанное и немного отдохнуть.
  6. Начитайте несколько страниц из книги на магнитофон, чтобы ребенок, слушая запись, мог следить за текстом. Через два-три повторения он начнет читать быстрее. Это очень хорошая тренировка беглого чтения. Можете также купить аудиокассету с записью любой сказки в исполнении известных артистов
  7. Если ребенок увлекся какой-либо темой или автором, предложите ему нужную литературу.
  8. Сходите вместе с ребенком в библиотеку, познакомьте его с разнообразием детской литературы и позвольте самостоятельно выбрать понравившуюся ему книгу.
  9. Поручите ребенку составить каталог домашних книг. Скорее всего, составляя его, малыш найдет что-нибудь интересное для себя.
  10. Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера В деревне, в доме отдыха или в поезде читать можно вслух для всей семьи.
  11. Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.

Когда ребенок видит вас с книгой и просит почитать вслух, почитайте. Не надо говорить «ты не поймешь» или «это взрослые стихи». Пусть малыш не поймет сути, но почувствовать ваше отношение к любимым строкам сможет хорошо. А это, своего рода, маленький урок литературы. 



Предварительный просмотр:

Перспективное  планирование работы с родителями

в подготовительной к школе группе «Речецветик» с ТНР на 2024-2025 уч.год.

Месяц

Формы взаимодействия

Сентябрь

1.Памятки:«Режим дня в группе ОНР», «Основные виды деятельности»

«Основные направления коррекционной работы»

2. Консультация: «Характерные особенности детей с нарушениями речи»

3. . Проект по безопасности. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

Октябрь

1.Родительское собрание: «Начало учебного года (Работа по программе Н. В. Нищевой)». «Формирование основ безопасного поведения в детском саду и дома»

2.Осеннее развлечение «Здравствуй, осень!»

3. Совместное творчество взрослых и детей «Дары осени». Выставка поделок из природного материала.

4. Консультация: «Характерные особенности детей с нарушениями речи»

Ноябрь

1.Консультации:«Игра, как средство воспитания дошкольников.

«Играйте вместе с детьми».

2. Проект по безопасности (совместное изготовление макетов…)

3. Фотовыставка ко дню матери: «Моя любимая мамочка!»

4. Праздничный концерт: «Моя мама лучше всех»

Декабрь

1.Родительское собрание: «Семейные посиделки» (совместные игры и развлечения с родителями)

2.Консультация: «Развитие связной речи и речевого общения детей».

3. Фотовыставка: «Нам зимой не скучно»

4. Театральная гостиная. Показ сказки.

Январь

1.Консультации:  «Расширяем словарный запас ребенка».

 -«Фонематический слух - основа речи».
-«Что вы читаете с детьми?». "Важность чтения взрослыми детям".

2. Развлечение: «Коляда, коляда, отворяй ворота…»

Февраль

1.Папка - передвижка «День защитников отечества».

2.Фотовыставка «Мой папа – Защитник Отечества»

3.Веселые старты: «Наша армия родная»

Март

1. Праздничный концерт: «Подарок для мам»

2.Консультация: «Пополнение словарного запаса с помощью развивающих игр».

3.Памятка: «Готов ли ребенок к школе».

4. Проект по безопасности (экскурсия в пожарную часть)

Апрель

1.Выставка детского творчества: «Этот загадочный космос»

2.Консультация «Скоро в школу».
«Как учить дошкольников читать».
3.Мастер – класс: «Способы знакомства с буквой»  (рисование, печать, выкладывание, вышивание и др.)
4. День открытых дверей.

Май

1.Родительское собрание: «До свидания, детский сад! Скоро в школу, в первый класс!».

2  Консультация:  «Учимся говорить правильно, исправляем ошибки»

3. Праздник ко дню Победы.

4. Проект по безопасности. Итог.

5. Индивидуальные беседы. «Безопасность ребёнка в летний период»



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка»

План работы с родителями в старшей логопедической группе «Лучики»

на 2023 – 2024уч. год, 5-6 лет

г. Советский

Родительские собрания

Тема

Повестка

Форма проведения

Дата

Приглашенные

Ответственные

Итоговый документ

1

 «Давайте познакомимся»
Цель: знакомство со специалистами,
работающими в группе. Требования, особенности жизни в логопедической группе, специфика режима, традиции и т.п. Ознакомление с планом работы   обучения, его задачах, и содержании.

1.Выступление детей;

2.Выступление воспитателей;

3.Встреча со специалистами;

4.Выбор родительского комитета;

5.Утверждение плана совместной работы на учебный год.

6. Подведение итогов (решение)

Беседа- диалог

октябрь

  Логопед, психолог

Гуляева Е.П.

Бутакова Л.Н.

Протокол № 10

2

 «Это мы знаем и умеем!»
Цель: подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути коррекционного обучения. Даётся характеристика
речевого и общего развития, рассказывается об успехах детей и их трудностях, которые возникли в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить внимание.

1.Вступительное слово ведущего.

2.Круглый стол.

3.Выступление логопеда.

4.Выступление психолога.

5.Подведение итогов (решение)

Круглый стол

февраль

Психолог, логопед

Воспитатели

Протокол № 11

3

Итоговое родительское собрание « Итоги

учебного года».

Цель:  проанализировать результаты воспитательно - образовательной работы.

1.Вступительное слово.

2.Показ занятий.

3.Выступление логопеда.

4. Вручение грамот и дипломов.

5.Подведение итогов (решение)

Практикум

апрель

Психолог, логопед

Воспитатели

Протокол №12

Совместные мероприятия с родителями  

Дата  

Название мероприятия

Цель

Ответственные

Приглашенные

Итоговый документ

1

октябрь

 Поход в парк «Здравствуй  осень золотая!».

Привлечь родителей к организации и проведению совместного похода в парк.

Воспитатели, родители

фотоотчет

2

декабрь

 Мы – читающая семья? - конкурс

 Содействовать воспитанию любви к чтению у старших дошкольников и их родителей.

Воспитатели

Библиотекарь

фотоотчет

3

февраль

Саночный турнир на лыжной базе

 Привлечь родителей к участию в спортивном мероприятии.

Воспитатели, родители

Инструктор  по физо

фотоотчет

4

март

 Проект «Умные игры»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольные дидактические игры.   

Воспитатели

Педагог по экологии

Фотоотчет

5

апрель

Фольклорное развлечение «Широкая Масленица

Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей и детей.

Воспитатели, родители

Муз. руководитель

Фотоотчет

Месяц

Форма

Название

Ответственный

Место размещения, вид

 1

сентябрь

Консультация

 «Речевые игры, как средство воспитания дошкольников».

Цель: распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Бутакова Л.Н.

Приемная, печатный

 2

Папка передвижка

«Дидактические игры как основной метод обучения грамоте и навыкам звукового анализа и синтеза».

Цель:  педагогическое просвещение родителей.

Гуляева Е.П.

Приемная

 3

Наглядность

 Фотогазета для родителей «Лето - праздник солнца и света!»

Цель: отразить в газете  культурно -досуговую деятельность детей летом.

Выставка поделок на тему «Дары природы».

Цель: привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам.

Бутакова Л.Н.

Гуляева Е.П.

Приемная

 4

Консультация специалистов

 «Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Цель: Познакомить родителей с ходом коррекционной работы на учебный год, убедить родителей совместно с педагогами работать над коррекцией речевых нарушений

логопед

На сайте

1

октябрь

консультация

« Развитие детской речи»

 Цель:  Педагогическое просвещение родителей по речевому развитию.

Гуляева Е.П.

На сайте

2

Папка передвижка

 « Как воспитывать привычку следить за чистотой своего тела и одежды».

Цель: формирование представлений по воспитанию культурно-гигиенических  навыков и навыков по самообслуживанию.

Бутакова Л.Н.

Приемная

3

Наглядность

Информационные стенды: «Дети и улица», «Правила дорожного движения».

Цель: формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.

Гуляева Е.П.

Бутакова Л.Н.

Приемная

4

Консультация специалистов

«Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду».

Педагог по физической культуре

Приемная, печатный

1

ноябрь

консультация

« Как приучить ребенка к самостоятельности в выполнении режима в семье».

Цель: активизировать у родителей их педагогический потенциал в интересах полноценного развития личности ребенка.

Бутакова Л.Н.

На сайте

2

Папка передвижка

«Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

Цель: повышение педагогической культуры родителей в вопросах закаливания.

Гуляева Е.П.

Приемная

3

Наглядность

Выставка детских рисунков ко Дню Матери.

Цель: воспитывать любовь, уважение к матери, бережное отношение к своей семье.

Создать фотоальбом с родителями «Памятные места нашего города».

Цель: привлечь родителей к совместной работе над созданием альбома.

Гуляева Е.П.

Бутакова Л.Н.

Приемная

4

Консультация специалистов

«Витаминная азбука здоровья».

Мед. работник

Приемная, печатный

1

декабрь

консультация

«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Цель: дать родителям  необходимые знания о развитии  речи старших дошкольников                                    

Гуляева Е.П.

Приемная, печатный

2

Папка передвижка

«Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

Цель: обогащение педагогических знаний родителей.

Бутакова Л.Н.

Приемная

3

Наглядность

Конкурс  поделок на тему «Мастерская Деда Мороза».

Цель - привлечь родителей к творческому  воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива.

 Конкурс рисунков «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

 Цель:  привлечение внимания родителей к вопросам по пожарной безопасности.

Гуляева Е.П.

Бутакова Л.Н.

Приемная

4

Консультация специалистов

« Значение мелкой моторики и общей моторики в коррекционной работе с детьми»

психолог

1

январь

консультация

«Как помочь детям 6-7 лет при решении задач на сложение и вычитание в домашних условиях».

Цель: формирование единого подхода к развитию памяти  детей в детском саду и дома.

Бутакова Л.Н.

На сайте

2

Папка передвижка

«Рождественская сказка».

Цель: привлечение внимания родителей к вопросам духовно-нравственного воспитания. Формирование уважительного отношения к детским работам.

Гуляева Е.П.

Приемная

3

Наглядность

Буклет  «Наш веселый язычок»:
Цель:  познакомить родителей со способами выполнения артикуляционных упражнений.

Выставка  творческих семейных работ «Зимняя сказка»

Цель: привлечение родителей к работе детского сада; развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Гуляева Е.П.

Бутакова Л.Н.

Приемная

4

Консультация специалистов

«Изобразительная деятельность ребёнка в домашних условиях»

Педагог по изо

На сайте

1

февраль

консультация

«О воспитании правдивости в детях».

Цель: расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов воспитания детей. Решение проблемных ситуаций.

Гуляева Е.П.

На сайте

2

Папка передвижка

«Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?» «

Цель: ознакомление родителей с задачами по сохранению здоровья детей.

 Бутакова Л.Н.

Приемная

3

Наглядность

Выставка рисунков «Лучше папы друга нет».

Цель: демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребёнка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

2.Создание альбомов «Наша Армия родная» - родители.

Цель: привлечь родителей к совместной работе над созданием альбомов.

Бутакова Л.Н.

Гуляева Е.П.

Приемная

4

Консультация специалистов

 «Ребёнок отказывается заниматься дома»

Психолог

Приемная, печатный

1

март

консультация

«Книги - наши друзья»

Цель: выявление отношения к книге в семье. Рекомендовать книги для чтения дома.

Гуляева Е.П.

На сайте

2

Папка передвижка

Папка-передвижка с приметами весны, стихами, поговорками и пословицами о весне.

Цель: познакомить родителей с русским народным творчеством, русской поэзией.

Бутакова Л.Н.

Приемная

3

Наглядность

Конкурс рисунков «Мама, мамочка, мамуля»

Цель  - демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

Гуляева Е.П.

Бутакова Л.Н.

Приемная

4

Консультация специалистов

«Творческие речевые игры для домашнего занятия»

логопед

Приемная, печатный

1

апрель

консультация

«Как отвечать на детские вопросы?»

Цель: повышение педагогической культуры родителей.

Бутакова Л.Н.

На сайте

2

Папка передвижка

«Трудовое воспитание в семье»

Цель: обратить внимание на необходимость посильного труда ребёнка для его физического, нравственного, умственного и эстетического воспитания, для подготовки ребёнка к школе.

Гуляева Е.П.

Приемная

3

Наглядность

«Звуки – это то, что мы слышим и говорим»
Цель: познакомить родителей с играми, направленными на развитие фонематического слуха.

Бутакова Л.Н.

Гуляева Е.П.

Приемная

4

Консультация специалистов

 «Развиваем фонематический слух»

логопед

Буклет, приемная

1

май

консультация

«Путешествие с малышом».

Цель: обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отдых с ребёнком интересным и увлекательным.

Гуляева Е.П.

Приемная, печатный

2

Папка передвижка

«Как измерить талант?»

Цель: обогащение педагогических знаний родителей о развитии творческих способностей детей.

Бутакова Л.Н.

Приемная

3

Наглядность

Памятка для родителей  «Динамические упражнения и пальчиковые игры в семье».

Цель: совершенствование педагогических знаний родителей.

Выставка рисунков «День победы»

Цель: привлечение внимания родителей к детскому творчеству.

Гуляева Е.П.

Бутакова Л.Н.

Приемная

4

Консультация специалистов

«Первая помощь при укусах насекомых».

Мед. работник

Приемная, печатный