3.2 Дополнительные образовательные программы
Наименование программы ДПО | Количество обучающихся | Подтверждающие документы |
Дополнительная общеразвивающая программа «Автомеханик» | 25 | - Программа дополнительного образования детей и взрослых |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Депобразования и науки Югры
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Мегионский политехнический колледж»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Дополнительная общеразвивающая программа
Автомеханик
для обучающихся 16-18 лет
срок реализации: 2023-2024 учебный год.
г. Мегион, 2023 год
Должность | Фамилия | Подпись | |
Разработал | Педагог дополнительного образования | Кобылянский Б.Л. | |
Согласовал | Заместитель директора по внеучебной работе | Мичурин А.В. |
Содержание программы | ||
I. | Пояснительная записка | |
II | Учебно-тематический план и содержание программы | |
III | Список литературы |
- Пояснительная записка
Направленность и уровень образовательной программы
Дополнительное образование обучающихся – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования. Дополнительное образование обучающихся состоит в том, что оно способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных при обучении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. С помощью дополнительного образования обучающиеся развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование предоставляет ряд возможностей, стимулирующих процессы личностного саморазвития. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и их самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие обучающихся в досуговых программах способствует сплочению коллектива, утверждению благоприятного социально-психологического климата в нем.
Актуальность программы
Программа кружка «Автомеханик» соответствует современным социальным и экономическим условиям, характеризующимся ростом числа транспортных средств и необходимостью квалифицированного обслуживания автомобильного парка страны. Внедрение данной программы обусловлено следующим:
Возрастающей востребованностью специалистов автосервиса на рынке труда.
Необходимостью прививать подросткам основы технической культуры и инженерного мышления.
Возможностью развивать трудолюбие, техническую грамотность и творческое мышление молодежи.
Стремлением обеспечить безопасность эксплуатации автотранспорта и подготовить учеников к осознанному выбору будущей профессии.
Реализация программы позволит молодым людям приобрести базовые знания и практические навыки, необходимые для дальнейшей учебы и трудовой деятельности в автосервисной индустрии, а также обеспечит эффективное заполнение внеучебного времени полезными и развивающими видами деятельности.
- Отличительные особенности программы
Программа кружка «Автомеханик» отличается рядом уникальных характеристик, выделяющих её среди прочих образовательных программ аналогичной направленности:
- Практикоориентированная направленность: Основное внимание уделяется формированию конкретных технических навыков, таких как диагностика и устранение неполадок автомобиля, разборка и сборка узлов, установка запчастей и компонентов.
- Современная материально-техническая база: Программа реализуется с использованием современного оборудования и инструментов, что позволяет моделировать реальную обстановку ремонтных предприятий и станций технического обслуживания.
- Развитие творческого и исследовательского подхода: Учащимся предлагается проектная деятельность, предполагающая решение нестандартных задач, связанных с диагностикой сложных поломок и модернизацией конструкций.
- Формирование универсальных трудовых качеств: Помимо узких технических навыков программа акцентирует внимание на выработке общей технической культуры, способности соблюдать технику безопасности, работать индивидуально и в команде.
- Интерактивные формы обучения: Активно применяются методы активного обучения, в частности деловые игры, кейс-методы, мозговые штурмы, лабораторные исследования, что усиливает вовлеченность и интерес школьников.
Эти особенности делают данную программу привлекательной и полезной для тех, кто стремится освоить актуальные технические профессии и развить свою конкурентоспособность на современном рынке труда.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 16-18 лет, проявляющих интерес к автомобильному делу
- Объем и сроки реализации программы
Программа групповых занятий «Автомеханик» рассчитана на ознакомление в течение 1 года обучения на 1-3 курсе в объёме 48 часов, 1 час в неделю. Интегративный характер содержания программы «Автомеханик» предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с математикой, инженерной графикой, технической механикой при проведении расчетных и графических операций, с химией и материаловедением при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы механизмов, современных технологий, с историей при изучении истории автомобилестроения.
- Цель и задачи программы
- формирование практических навыков в рамках компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»;
- заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами;
- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности;
- осуществлять техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
- развитие технического мышления, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности, ответственного отношения к труду и результатам труда;
- подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Формы организации учебного процесса:
• индивидуальная;
• групповая;
• индивидуально-групповая.
Основные направления работы технического кружка
1. Изучение автомобильного транспорта.
2. Получение знаний непосредственно относящихся к профессиональной сфере.
3. Получение знаний о новых технологиях, внедряемых в современные автомобили.
4. Организация индивидуальных консультаций и итогового контроля в ходе кружковой работы обучающихся.
5. Формирование осознанного отношения к занятиям по устройству автомобиля.
7. Глубокое и детальное закрепление тем по предмету устройство автомобиля.
Требования к обязательному уровню подготовки обучающихся:
К завершению курса обучающийся должен уметь:
• овладеть знаниями устройства легкового автомобиля
• управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
• совершенствовать свои навыки обслуживания транспортного средства;
• соблюдать режим охраны труда и отдых
Общая характеристика программы
Программа включает в себя разделы:
- охрана труда;
- устройство двигателя;
- система охлаждения и смазки;
- система питания;
- техническое обслуживание автомобиля;
- электрооборудование автомобиля;
- трансмиссия автомобиля;
- механизмы управления;
- ходовая часть.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного материала. Это проводится в виде различных заданий,
При прохождении первой зачетной единицы (24ч) зачетом является проектная деятельность. Итоговым занятием кружка является зачет в виде демонстрационного экзамена.
Календарно-тематическое планирование курса «Автомеханик»
Время проведения | Тематика занятия |
Введение. Цель и содержание предмета. Классификация автомобилей. Техника безопасности на занятиях | |
Общее устройство и основные параметры двигателя | |
Классификация двигателей | |
Преимущества и недостатки бензинового двигателя | |
Рабочие циклы двигателя | |
Кривошипно-шатунный механизм | |
Газораспределительный механизм. Назначение. Типы | |
Система смазки. Назначение. Марки масел. Общее устройство | |
Топливные баки, воздушные и топливные фильтры | |
Устройство узлов подвода топлива и отвода отработавших газов | |
Полуоси. Назначение. Типы. Устройство. Рама. Назначение. Типы. Устройство. | |
Система зажигания и пуска двигателя | |
Трансмиссия. Общее устройство. Назначение. Типы. Схемы | |
Инструменты для диагностики автомобиля | |
КПП. Назначение. Типы. Схемы. Принцип работы ступенчатой КП | |
Карданная передача. Назначение. Типы. Шарнир равных и неравных угловых скоростей | |
Типы мостов. Ведущий мост. Балка ведущего моста. Устройство. Назначение | |
Система питания дизельного двигателя | |
Полуоси. Назначение. Типы. Устройство | |
Разрезной и неразрезной передний мост. Развал, схождение наклон шкворня | |
Подвеска. Назначение. Типы. Устройство. Стабилизатор поперечной устойчивости | |
Изучение различных типов подвесок, рессор, амортизаторов | |
Колеса. Назначение. Типы. Маркировка. Устройство | |
Автомобильные шины. Назначение. Типы. Маркировка. Устройство | |
Рулевое управление. Назначение | |
Основные части рулевого управления. | |
Устройство рулевого механизма с гидроусилителем | |
Тормозные приводы. Назначение. Основные узлы. Тормозные механизмы | |
Система технического обслуживания автомобилей | |
Виды работ выполняемые при ЕО,ТО-1,ТО-2 | |
Подъемно-осмотровое оборудование | |
Сцепление. Назначение. Типы | |
Документы необходимые для эксплуатации автомобиля. Правила дорожного движения | |
Тормозные приводы. Назначение. Основные узлы. Тормозные механизмы | |
Итоговое занятие |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
Основные источники:
1. Пехальский А.П. Устройство автомобилей. Учебник для СПО. - М: Издательский центр «Академия», 2019. - 528с.;
#1043;аврилов К.Л. Диагностика автомобилей при эксплуатации и техническом осмотре. Издательство ФГУГ ЦСК, 2020, -580 с.;
3. Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и диагностика двигателя внутреннего сгорания — М: Академия, 2020.;
4. Власов В.М. Технологическое обслуживание и ремонт автомобилей. - М: Издательский центр «Академия», 2022. - 480с.;
Дополнительные источники:
1. Яковлев В.Ф. Диагностика электронных систем автомобиля. Издательство: Солон-Пресс, 2023 - 273.;
2. Шишлов А.Н., Лебедев СВ. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей. — М.: КАТ № 9, 2019.