3.2 Дополнительные образовательные программы

Наименование программы ДПО

Количество обучающихся

Подтверждающие документы

Дополнительная общеразвивающая программа «Автомеханик»

25

- Программа дополнительного образования детей и взрослых

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_avtomehanik_.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Депобразования и науки Югры

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Мегионский политехнический колледж»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Дополнительная общеразвивающая программа

Автомеханик

для обучающихся 16-18 лет

срок реализации: 2023-2024 учебный год.

г. Мегион, 2023 год

Должность

Фамилия

Подпись

Разработал

Педагог дополнительного образования

Кобылянский Б.Л.

Согласовал

Заместитель директора по внеучебной работе

Мичурин А.В.


Содержание программы

I.

Пояснительная записка

II

Учебно-тематический план и содержание программы

III

Список литературы


  1. Пояснительная записка

Направленность и уровень образовательной программы

Дополнительное образование обучающихся – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования. Дополнительное образование обучающихся состоит в том, что оно способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных при обучении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. С помощью дополнительного образования обучающиеся развивают свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование предоставляет ряд возможностей, стимулирующих процессы личностного саморазвития. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и их самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие обучающихся в досуговых программах способствует сплочению коллектива, утверждению благоприятного социально-психологического климата в нем.

Актуальность программы

Программа кружка «Автомеханик» соответствует современным социальным и экономическим условиям, характеризующимся ростом числа транспортных средств и необходимостью квалифицированного обслуживания автомобильного парка страны. Внедрение данной программы обусловлено следующим:

Возрастающей востребованностью специалистов автосервиса на рынке труда.

Необходимостью прививать подросткам основы технической культуры и инженерного мышления.

Возможностью развивать трудолюбие, техническую грамотность и творческое мышление молодежи.

Стремлением обеспечить безопасность эксплуатации автотранспорта и подготовить учеников к осознанному выбору будущей профессии.

Реализация программы позволит молодым людям приобрести базовые знания и практические навыки, необходимые для дальнейшей учебы и трудовой деятельности в автосервисной индустрии, а также обеспечит эффективное заполнение внеучебного времени полезными и развивающими видами деятельности.

  1. Отличительные особенности программы

Программа кружка «Автомеханик» отличается рядом уникальных характеристик, выделяющих её среди прочих образовательных программ аналогичной направленности:

  • Практикоориентированная направленность: Основное внимание уделяется формированию конкретных технических навыков, таких как диагностика и устранение неполадок автомобиля, разборка и сборка узлов, установка запчастей и компонентов.
  • Современная материально-техническая база: Программа реализуется с использованием современного оборудования и инструментов, что позволяет моделировать реальную обстановку ремонтных предприятий и станций технического обслуживания.
  • Развитие творческого и исследовательского подхода: Учащимся предлагается проектная деятельность, предполагающая решение нестандартных задач, связанных с диагностикой сложных поломок и модернизацией конструкций.
  • Формирование универсальных трудовых качеств: Помимо узких технических навыков программа акцентирует внимание на выработке общей технической культуры, способности соблюдать технику безопасности, работать индивидуально и в команде.
  • Интерактивные формы обучения: Активно применяются методы активного обучения, в частности деловые игры, кейс-методы, мозговые штурмы, лабораторные исследования, что усиливает вовлеченность и интерес школьников.

Эти особенности делают данную программу привлекательной и полезной для тех, кто стремится освоить актуальные технические профессии и развить свою конкурентоспособность на современном рынке труда.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся 16-18 лет, проявляющих интерес к автомобильному делу

  1. Объем и сроки реализации программы

Программа групповых занятий «Автомеханик» рассчитана на ознакомление в течение 1 года обучения на 1-3 курсе в объёме 48 часов, 1 час в неделю. Интегративный характер содержания программы «Автомеханик» предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с математикой, инженерной графикой, технической механикой при проведении расчетных и графических операций, с химией и материаловедением при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы механизмов, современных технологий, с историей при изучении истории автомобилестроения.

  1. Цель и задачи программы

  1. формирование практических навыков в рамках компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»;
  2. заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами;
  3. овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности;
  4. осуществлять техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
  5. развитие технического мышления, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
  6. воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности, ответственного отношения к труду и результатам труда;
  7. подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальная;

групповая;

индивидуально-групповая.

Основные направления работы технического кружка

1. Изучение автомобильного транспорта.

2. Получение знаний непосредственно относящихся к профессиональной сфере.

3. Получение знаний о новых технологиях, внедряемых в современные автомобили.

4. Организация индивидуальных консультаций и итогового контроля в ходе кружковой работы обучающихся.

5. Формирование осознанного отношения к занятиям по устройству автомобиля.

7. Глубокое и детальное закрепление тем по предмету устройство автомобиля.

Требования к обязательному уровню подготовки обучающихся:

К завершению курса обучающийся должен уметь:

овладеть знаниями устройства легкового автомобиля

управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;

совершенствовать свои навыки обслуживания транспортного средства;

соблюдать режим охраны труда и отдых

Общая характеристика программы

Программа включает в себя разделы:

- охрана труда;

- устройство двигателя;

- система охлаждения и смазки;

- система питания;

- техническое обслуживание автомобиля;

- электрооборудование автомобиля;

- трансмиссия автомобиля;

- механизмы управления;

- ходовая часть.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного материала. Это проводится в виде различных заданий,

При прохождении первой зачетной единицы (24ч) зачетом является проектная деятельность. Итоговым занятием кружка является зачет в виде демонстрационного экзамена.

Календарно-тематическое планирование курса «Автомеханик»

Время проведения

Тематика занятия

Введение. Цель и содержание предмета. Классификация автомобилей. Техника безопасности на занятиях

Общее устройство и основные параметры двигателя

Классификация двигателей

Преимущества и недостатки бензинового двигателя

Рабочие циклы двигателя

Кривошипно-шатунный механизм

Газораспределительный механизм. Назначение. Типы

Система смазки. Назначение. Марки масел. Общее устройство

Топливные баки, воздушные и топливные фильтры

Устройство узлов подвода топлива и отвода отработавших газов

Полуоси. Назначение. Типы. Устройство.

Рама. Назначение. Типы. Устройство.

Система зажигания и пуска двигателя

Трансмиссия. Общее устройство. Назначение. Типы. Схемы

Инструменты для диагностики автомобиля

КПП. Назначение. Типы. Схемы. Принцип работы ступенчатой КП

Карданная передача. Назначение. Типы. Шарнир равных и неравных угловых скоростей

Типы мостов. Ведущий мост. Балка ведущего моста. Устройство. Назначение

Система питания дизельного двигателя

Полуоси. Назначение. Типы. Устройство

Разрезной и неразрезной передний мост. Развал, схождение наклон шкворня

Подвеска. Назначение. Типы. Устройство. Стабилизатор поперечной устойчивости

Изучение различных типов подвесок, рессор, амортизаторов

Колеса. Назначение. Типы. Маркировка. Устройство

Автомобильные шины. Назначение. Типы. Маркировка. Устройство

Рулевое управление. Назначение

Основные части рулевого управления.

Устройство рулевого механизма с гидроусилителем

Тормозные приводы. Назначение. Основные узлы. Тормозные механизмы

Система технического обслуживания автомобилей

Виды работ выполняемые при ЕО,ТО-1,ТО-2

Подъемно-осмотровое оборудование

Сцепление. Назначение. Типы

Документы необходимые для эксплуатации автомобиля.

Правила дорожного движения

Тормозные приводы. Назначение. Основные узлы. Тормозные механизмы

Итоговое занятие

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

Основные источники:

1. Пехальский А.П. Устройство автомобилей. Учебник для СПО. - М: Издательский центр «Академия», 2019. - 528с.;

#1043;аврилов К.Л. Диагностика автомобилей при эксплуатации и техническом осмотре. Издательство ФГУГ ЦСК, 2020, -580 с.;

3. Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и диагностика двигателя внутреннего сгорания — М: Академия, 2020.;

4. Власов В.М. Технологическое обслуживание и ремонт автомобилей. - М: Издательский центр «Академия», 2022. - 480с.;

Дополнительные источники:

1. Яковлев В.Ф. Диагностика электронных систем автомобиля. Издательство: Солон-Пресс, 2023 - 273.;

2. Шишлов А.Н., Лебедев СВ. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей. — М.: КАТ № 9, 2019.