Игры на уроках русского языка в нвчальной школе

Сидельникова Наталья Ивановна

 

Игра – способ развития пытливости и любознательности

          Я работаю учителем начальных классов в сельской   школе. Школа общеобразовательная. В ней есть подготовительная группа, куда приходят дети шести - летнего возраста. Подготовительная группа — это нужная ступенька для перехода детей в 1 класс для успешного обучения в последующих классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_urokah_russkogo_yazyka_v_nvchalnoy_shkole.docx44.25 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – способ развития пытливости и любознательности

          Я работаю учителем начальных классов в сельской   школе. Школа общеобразовательная. В ней есть подготовительная группа, куда приходят дети шести - летнего возраста. Подготовительная группа — это нужная ступенька для перехода детей в 1 класс для успешного обучения в последующих классах.

        Много лет я работала над проблемой «Игра — одно из средств активизации познавательных интересов детей». Считаю, что игра помогает делать урок живым, а общение искренни м,  дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету.

        Ограниченность словарного запаса учащихся, особенно сельских   школ, низкий уровень дошкольной языковой подготовки не способствуют успешному обучению ребенка. Поэтому основное внимание на уроках обучения грамоте следует уделять выработке у шестилеток умений и навыков в произношении и правописании  слов с учетом произносительных и правописных трудностей, обусловленных различиями в фонетических системах русского языка. В первую очередь я стремлюсь к тому, чтобы дети правильно услышали целый звуковой комплекс, разложили его на отдельные слоги, установили последовательность звуков в слоге и слове. У детей, не имеющих представления о звуковом составе слова, появляются ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Приведу примеры наиболее часто встречающихся ошибок на письме:

 1) замена согласных парных по звонкости — глухости (шорох — «жорох», знаешь — «снаешь», сапоги — «запоги»);

2) обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (утюг - «утуг»,  любит «лубит», скрип — «скрып»);

3) замена или пропуск согласной буквы й (мойка «моека», комбайн — «комбаен», чуткий «чутки»);

4)  пропуск  слогов,  букв  (деревня — «девня», кувшин -  «кушин», золотой — «злотой»)

5) замена согласных (вчера — «втера», палочку «палоцку», разно цветных — «разночнетных»);

б) добавление лишних букв, слогов (медведица — «медведитца», голова — «гололова», водовад — «волопапад»).

    Бывает, что дети не могут слить звуки в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Тогда возможны такие ошибки:

1) пропуск букв, предлогов;

2) недочитывание слов или их искажение из-за неправильного произношения звуков;

3) неправильная постановка ударения.

     В подготовительной группе необходимо выработать правильное произношение трудных звуков и звукосочетаний, сформировать умение сравнивать и сопоставлять сходные и различные признаки звуков родного языка со звуками русского языка.

    Часто родители и учителя появление вышеперечисленных ошибок связывают с невнимательностью ребенка на уроке, небрежным отношением его к учебе, заставляют ученика заниматься дополнительно, но ошибки от этого не исчезают. Успешно вести работу по развитию фонематического слуха, активизировать мыслительную деятельность, стимулировать речь, развить интерес к русскому языку можно с помощью игровых упражнений.

    Используя игру «Чудо – яблоньки», я знакомлю детей со звуком, буквами, постепенно переходя к чтению слогов и слов. Каждая последующая буква, которая подлежит изучению, торжественно вводится в жизнь детей.

    Наглядный материал для игры выполнен из картона и цветной бумаги, крепится на доске или на стене, является оформлением кабинета.

     На деревьях имеются листочки-кармашки, куда вставляются яблочки с буквами: желтые яблочки — согласные; красные — гласные; зеленые — ъ и ь.

      Большое дерево для согласных букв, меньшее — для гласных, ъ и ь лежат в кармашках под деревьями.

• Как расположены яблочки с буквами гласных на яблоньке?

Слева от ствола дерева — буквы гласных, обозначающих твердость согласных звуков.

Справа от ствола — буквы гласных, обозначающих мягкость согласных звуков.

• Как расположены яблочки с буквами согласных на яблоньке?

Слева от ствола — яблочки с буквами, обозначающими звонкие согласные звуки, справа — яблочки с буквами, обозначающими глухие согласные звуки. Необходимо изготовить шесть корзинок для парных звонких и глухих согласных и большую корзину для игровых упражнений. Приведу примеры игр-упражнений.

Игра «Не ошибись».

Цель: закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах, их обозначающих.

Положить разбросанные яблочки в кармашки. Объяснить, почему ставим на большое дерево, почему на маленькое. Ученик называет слово, например волк. «Звук [в] согласный, подхожу к большому дереву, звонкий, нахожу кармашек слева от ствола, звук парный, поставлю напротив звука [ф]».

Игра «Больше слов, больше яблок».

Цель: активизация употребления лексики по темам «Школа», «Растения» и т.д.

Представление двух команд. Учитель показывает букву. Участники называют как можно больше слов на эту букву.  Выигрывает та команда, которая назвала большее количество слов и по теме. Можно называть слова, отвечающие на вопросы   кто?, что?, какой? и т.д.

Игра «Накорми друзей».

Цели: закрепить навыки звукового анализа; развивать и совершенствовать фонематический слух, память и внимание.

Ход игры

На доске вывешиваются картинки с изображением животных, дети должны, обозначив начальный звук названий животных буквами внутри яблочка, сложить слово. Например: яблоко — спрятанное слово. Картинки:

ястреб —(я), беркут —(б), ласточка —(л), орел —(о), куропатка —(к), оляпка —(о). Яблоки с буквами положить на тарелку с прорезью.

   Дети работают за партой, один ученик у доски. (У каждого конверт с буквами-яблочками.) Возможны дополнительные задания. Например, составить из буки сложенного слова яблоко новые слова.

Игра «Собираем слоги».

Цель: научить читать слоги-слияния.

В корзины с прорезями-кармашками кладутся слоги, собранные из букв-яблочек:

Составить из слогов слова лиса, рама, нора.

Установить, в каких слогах-слияниях согласный твердый, в каких — мягкий.

Игра «Не ошибись, проверь».

Цель: различать глухие и звонкие парны согласные.

На доске написаны слова с пропуском  букв: са.., шка.., ле…, кро.., мос.., зу.., ду.. Ученик должен вместо пропуска подставить яблочко с соответствующей буквой, устно подобрав проверочное слово.

Игра «Составим слово».

Цели: научить обозначать мягкость согласных ь; расширять объем словаря; закреп лять правописание слов.

Составить слова мел, галка, банка. Изменить значение слов с помощью ь.

Мел.., галл..ка, бан.. ка.

Составить предложения.

Игра «Добавь слог» или «Съеденный слог»

Цели: расширить объем словаря; закрепить правописание слов с буквой й.

Ход игры

На тарелке три яблока с буквами. Дети хором читают буквы. Учитель предупреждает, что «съеден» слог — начало слова. Ученики должны добавить такой слог, чтобы получилось слово. Например, к   …йка добавляются слоги, и получаются слова: чайка, майка, сойка, зайка, дойка, лейка и т.д.

Все полученные слова проговариваются, их значение.

Игра «Мышка-норушка».

На доске напечатан текст:

По            соснами, по        ёлками.

Л    ж     г    мешок с          голками.

В словах пропущены буквы.

Мышка бежала, выгрызла буквы. Какие буквы надо вставить вместо яблочек.

Сказка о буквах, рассказанная   Незнайкой

Задание для детей. В рассказе Незнайки нужно найти и исправить ошибки, которые он допустил.

                                                                  Рассказ Незнайки

       Жили-были буквы. Дружно жили, не ссорились. А было их всего 36. Или 34? Не помню.

Десять из них — гласные. Очень интересные буквы! Половина — волшебные. Почему их так назвали? Ну, наверное, потому, что они с помощью волшебной палочка могут превратить льва в мышку, а блоху — в огромный самолёт.

    А согласные буквы вообще чудаки! Некоторые говорят громко, звонко. Например, буквы п, т. х.   А другие умеют только шептать, шуршать, шипеть. Это глухие звуки. Вот только я забыл, какие буквы обозначают глухие звуки. Подскажите!

       Буква ч  очень дружат с буквами я и ю. Она прямо-таки не может с ними расстаться! А вот ж и ш не водятся с буквой ы, а дружат только с и, и она делает их мягкими -мягкими.

         А ещё там есть две странные буквы. Они всегда молчат. Может, немые? Вы не знаете их?

И вообще, что это за страна такая? Как она называется?

   

  Волшебные буквы

      На уроках обучения грамоте при изучении алфавита ввожу прием «оживления буквы. Буква приходит на урок в гости и приносит с собой письмо. (Букву можно изготовить на обычном альбомном листе.) Внешний вид буквы соответствует ее фонетическому наполнению. Варежки и сапожки букв имеют разные цвета. У гласных — красные, у согласных — синие, у мягких согласных — зеленые, у твердого и мягкого знаков — полосатые. Звонкие согласные с колокольчиком, а глухие — в желтой шапочке, у шипящих открыт ротик.

     Уже по внешнему виду дети могут сами охарактеризовать букву: какой звук она обозначает.

Рифмы на уроке

     Мой опыт показывает, что работать с «лентой буква детям будет значительно интереснее, если использовать на уроке рифмованные строчки. Цель их — сделать отдельные этапы урока нестандартными, необычными и интересными. Стихотворная форма выбрана не случайно, так как она в соответствии особенностям данного возраста способствует лучшему восприятию и быстрому запоминанию. Для работы необходимо такое наглядное пособие, как макет «ленты букв«, соответствующий «ленте букв« в учебнике, но увеличенный в несколько раз, — ширина приблизительно соответствует ширине альбомного листа, длина — длине приблизительно 4 альбомных листов. Цвет ленты и деление ее на секторы соответствует ленте в учебнике. На месте букв — прорези или кармашки. Вывешивается такая (пустая) лента на доску еще в добукварный период, когда звуки характеризуются как гласные или согласные и соответственно выясняется цвет ленты. Уже на этом этапе можно использовать самое первое стихотворение. По мере изучения букв карточки с изображением буквы вставляются в нужные прорези.

Вариант знакомства с «лентой букв» может быть таким:

Вот город, в котором буквы живут,

Ими звуки обозначаются.

И очень дружно живут буквы тут —

 Между собой никогда не ругаются.

А все потому, а все дело в том —

У каждой буквы свой собственный дом

На  улице Красной

Буквы живут звуков гласных.

А на Серой (Синей), которая рядом с Красной,

Буквы живут звуков согласных.

Для Белой — такие буквы у нас

                                                    предназначены,

Которые звуками не обозначены.

На каждой улице две стороны:

Названия тоже имеют они.

Твердая будет сверху на Красной —

«Дружит» с ними твердый согласный.

Мягкая будет снизу на Красной,

«Дружит» с ними мягкий согласный.

 Верхняя Серая (Синяя) будет звонкой:

Буквы звуков звонких там жить будут

                                                                 только.

А снизу на Серой (Синей) поселим  такие,

Которыми мы обозначим глухие.

У Белой тоже две стороны —

Твердой и Мягкой зовутся они.

          Это первое стихотворение рекомендуется использовать на каждом уроке изучения новой буквы, в начале урока — как повторение изученного, как речевую гимнастику, хором или «цепочкой» по одной - две строки.

          Слушая и вместе с учителем повторяя эти строчки каждый раз при изучении новой буквы, дети четко запоминают классификацию звуков и расположение букв на ленте.

Поиск места буквы на ленте происходит после анализа звука. Вот образцы рифмованных строк.

Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б.

Обозначены мною согласные.

 Мне не нравятся домики красные.

Я такая, дети, умница,

Я с согласной — с Серой (Синей) улицы.

Сами вы уже решили,

Мои звуки не глухие.

Значит, нужно будет мне

Жить на Звонкой стороне.

Если голос не даем,

То [п], [п’] произнесем.

Потому-то «П»  не против,

То, что я живу напротив.

Если в гости захотите

В домик номер шесть стучите.

                                                                               Звук [а]. Буквы А, а.

                                                                               Мной обозначают гласный,

                                                                               Значит, домик мой на Красной.

                                                                               Только вспомнишь обо мне —

                                                                               Ищи на Твердой стороне.

                                                                                Если в гости захотите,

                                                                                В первый домик заходите.

Звук [и). Буквы И, и.

Звук от всех мой отличается.

Гласный мной обозначается.

Это вовсе не опасно

Жить на улице на Гласной.

Я хочу сказать, на Красной.

Мягкость укажу согласных,

Потому-то нужно мне

Жить на Мягкой стороне.

Я живу в своей квартире

В доме с номером четыре.

                                                                         Звуки [м] [м’]. Буквы М, м.

                                                                        Обозначены мною согласные.

                                                                        Мне не нравятся домики красные.

                                                                        Я такая, дети, умница —

                                                                        Я с согласной — с Серой (Синей) улицы.

                                                                   Сами вы уже решили,

                                                                   Мои звуки не глухие,

                                                                   Значит, нужно будет мне

                                                                   Жить на Звонкой стороне.

                                                                   Погляди скорей сюда,

                                                                   Вот мой домик номер два.

Звук [ч’). Буквы Ч, ч.

Мной согласный обозначен.

Вы решили — это значит,

Что живу я не на Красной,

А на Серой (Синей) на согласной.

Произносим, голос не давая,

Значит, сторона моя Глухая.

А хотите, я вас в гости позову?

Я в четырнадцатом домике живу.

                                                                          Звук [—). Буквы Ь, ь.

                                                                          Буква есть, а звука нет.

                                                                          Дайте же скорей ответ:

                                                                          Где же буква будет жить?

                                                                          Куда ее нам поселить?

                                                                          Место не найдем никак.

                                                                          Бедный, бедный мягкий знак.

                                                                          Мы поможем тебе бедному!

                                                                          Ведь у нас свободна Белая!

                                                                          Ты спокойненько себе

                                                                          Живи на Мягкой стороне.

     Детей увлекает не только рифма, но и то, что через несколько уроков им разрешается «помогать»  учителю, т.е. самим (или вместе с учителем) по аналогии составлять рифмованные характеристики звуков для поиска места букв на ленте.

РАЗДЕЛИТНЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Не мог озорной мягкий знак

Найти себе место никак.

В журчащем, прозрачном ручье

Заплыл мягкий знак перед Е.

Заметил, летит вороньё

И ловко взлетел перед Ё.

К несчастью свалился в репьи,

Попав прямиком перед И

Оттуда залез к муравью

Усевшись, как раз перед Ю,

А шла когда мимо свинья,

Забрался он к ней перед Я

И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю

Всегда разделительным знаком стою.

Я знак разделительный, знайте друзья

Меня вы найдёте в словах перед Я».

Задание: найдите слова с разделительным мягким знаком

Конкурс красоты

Обезьяна от безделья

Вдруг решила стать моделью.

В понедельник обезьяна

Принялась за дело рьяно.                                            Сшила платье в ателье,

                                                                                              На прокат взяла колье,

              Не забыла обезьяна

               Про помаду и румяна

И пошла на вечер бальный,

Что устроили под пальмой.

Получила на гулянье

Красота её признанье.                                                    Поснимав ее немножко

На журнальную обложку

Два больших орангутанга

Встали в очередь на танго.

За автографы макаки

Бились чуть ли не до драки.

И торжественно горилла

Ей диплом от всех вручила.                                          Но когда на пьедестале

Обезьяну награждали,

Бегемот сказал: «О Боже!

В ней ни кожи и ни рожи!

И пролезла ведь в модели.

Мисс Вселенной, в самом деле,

Быть красавица должна.

Скажем, как моя жена».

ДО-МИ-НО

    Любому учителю хочется, чтобы его ученики писали грамотно. Но для этого дети должны знать все правила, но и уметь применять их на практике. Чаще всего им этого делать не хочется — скучно. А играя, соревнуясь по группам ада по рядам, ребята хорошо усваивают учебный материал. Предлагаю поиграть с учениками в домино но русскому языку.

    Каждая карточка «домино» состоит из вопроса и ответа, который соответствует вопросу в другой карточке. На первой карточке ответа нет. Это сделано специально. Кому она попадает, тот начинает игру, то есть первым задает вопрос. Остальные дети должны внимательно слушать и искать ответ в своих карточках. Тот, кто найдет правильный ответ, задает свой, а т.д.

Если игра проходит в форме соревнования по группам или по рядам, то ученику, не узнавшему в своей карточке правильный ответ, ставится минус. В конце игры подводится итог. Побеждает  та группа ила тот ряд, игрока которых не получили «минусов» По времени игра может занимать 5—10 минут, но результат превосходит все ожидания. В «Домино» можно играть на индивидуально-групповых занятиях, факультативах, в группах продленного дня.

        

Что такое предложение?

Предложение – это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

Утро. Ребята спешат в школу.

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей пишутся с заглавной буквы.  

Какие слова называются однокоренными?

Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и сходны по смыслу, называются родственными (однокоренными).

Какие правила нужно знать, чтобы правильно перенести слова?

1. Слова переносятся по слогам.    2.  Нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку одну букву. 3. При переносе слова с Ь всегда остаётся с буквой согласного.  4. При переносе нельзя начинать строку с буквы Й.

Как проверить слово с безударным гласным звуком?

Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.        

   Н…ра - норы - нора

Что такое корень?

Корень - это общая, одинаковая часть родственных слов. В однокоренных словах корень пишется одинаково.

Что такое окончание?

Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Как образуются однокоренные слова?

Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов.

Что такое приставка?

Приставка  -  это  часть  слова,  которая  стоит   перед   корнем  и  служит для образования новых слов.

Что такое суффикс?

Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Как проверить парную согласную в корне слова?

Чтобы проверить парный согласный звук в корне, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

Как пишутся слова с непроизносимыми согласными звуками в корне?

Чтобы проверить непроизносимую согласную, нужно изменить слово так, чтобы после неё стояла гласная или буквы Р, М. И, Л.

Как пишутся предлоги со словами?

 

Предлог - это часть речи и пишется с другими словами отдельно! Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

  - Что такое предложение?

Предложение - это единица речи, которая состоит из одного слова или группы слов, которые связаны между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.

Если в предложении содержится сообщение, то это предложение повествовательное. Если предложение содержит вопрос, то это предложение вопросительное. Если предложение содержит просьбу, приказ или приветствие, то это предложение побудительное.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Какие бывают предложения по интонации?

В зависимости от цели высказывания предложения произносятся с разной интонацией.   По  интонации  предложения бывают восклицательные, вопросительные и невосклицательные.

 Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

Знаки препинания - это точка, восклицательный знак и вопросительный знак.

Что такое логическое ударение?

В   предложении   может   выделяться   голосом   слово,   на   которое   хотят обратить  внимание.  В  таких  случаях  говорят, что  на  это  слово делается логическое (смысловое) ударение.

             Что такое текст?

  Несколько предложений, в которых говориться об одном и том же и раскрывается общая мысль, называю текстом.

           Что такое диалог?

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.

           Что такое обращение?

 Обращение – это слово (или несколько слов), которое называет того, к кому обращается с речью.

 Когда пишется Ъ?

Разделительный  ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е, ё, ю, я.

Как пишется не с глаголами?

Глаголы с НЕ пишутся отдельно.

Что такое синонимы?

Синонимы – слова, пишутся по-разному, но имеют одинаковое лексическое значение.

Храбрый – смелый, отважный, мужественный.

      Что такое антонимы?

Антонимы – слова противоположные по смыслу.

Тонкий – толстый.

       Что такое омонимы?

Омонимы – слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

Какие слова называют именами существительными?

    Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, чувства, праздники и отвечает на вопросы кто? что?

Какие слова называют именами прилагательными?

        Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Какие слова называют глаголами?

 Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? что делать? что сделать?