ТЕМА Стихи С.Я. Маршака

Сидельникова Наталья Ивановна

 

     ТЕМА. МЫ ЧИТАЕМ СТИХИ  САМУИЛА МАРШАКА

 Звучит музыка или запись радиоволны. В класс входит учительница и пишет на доске число, достает тетради, поливает цветы и т.п.. Класс пополняется учениками. Звенит звонок на урок. Учительница здоровается с детьми и начинает урок чтения.  В класс вбегает растрепанный ученик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_stihi_s.ya_._marshaka.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

     ТЕМА. МЫ ЧИТАЕМ СТИХИ  САМУИЛА МАРШАКА

 Звучит музыка или запись радиоволны. В класс входит учительница и пишет на доске число, достает тетради, поливает цветы и т.п.. Класс пополняется учениками. Звенит звонок на урок. Учительница здоровается с детьми и начинает урок чтения.  В класс вбегает растрепанный ученик.

Ученик: Можно войти?

Учитель: Да ты же, Костик, уже вошел...

Ученик: Извините за опоздание.

Учитель: Хорошо, садись на свое место. Постой. Почему ты в таком виде? Ты себя в зеркале видел?

Ученик: Не успел. Спешил в школу. Торопился на урок.

Учитель: Посмотрите, на кого Костя похож...

Девочка: На человека рассеянного...

Ученик: Сам ты, сама ты, рассеянная. Получишь у меня...

Учитель: Действительно! Вы дома читали к уроку стихи Самуила Яковлевича Маршака (слайд 1), в том числе и стихотворение «Вот какой рассеянный» ?

Ученик: Я не помню...

Учитель: А мы тебе сейчас напомним (слайд 2).

                 Жил человек рассеянный

                 На улице Бассейной.

  1. Сел он утром на кровать,

              Стал рубашку одевать.

             В рукава просунул руки —

             Оказалось, это брюки.

             Вот какой рассеянный

             С улицы Бассейной.

  1. Надевать он стал пальто —

 Говорят ему: «Не то»,

        Стал натягивать гамаши —

        Говорят ему: «Не ваши».

        Вот какой рассеянный

        С улицы Бассейной.

  1. Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.

Учитель:  Молодцы! А теперь давайте повторим некоторые буквы алфавита. Из стихотворений С.Я. Маршака.

(Учащиеся рассказывают стихи про буквы, показ слайдов 3.)

Все: БЭ!

 Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот.

Все: ЖЭ!

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет.

ПЭ

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

ЭС

 Спит спокойно старый слон —

 Стоя спать, умеет ой.

ТЭ

Таракан живет за печкой —

То-то теплое местечко!

Все: Я!

Ягод не кислее клюквы.

Все: Мы на память знаем буквы!

(Слайд 1)

Учитель: Просто замечательно! Вы уже столько всего знаете. А сегодня мыс вами полистаем книгу замечательного  поэта и писателя Самуила Яковлевича Маршака. (Слайд 4)

Дети: Какая большая книга! Как интересно!

Учитель: В этой книге много страниц, и эти страницы волшебные. Сейчас мы с вами в этом убедимся.

Достает белое полотно со следами птиц, зверей, людей, машин.

Учитель: Какая это страница?

Все: Это — белая страница.

  1. Вот прошла по ней лисица,

 Заметая след хвостом.

  1. Тут вприпрыжку по странице

               В ясный день гуляли птицы,

               Оставляя след крестом.

  1.  Здесь проехали колеса —

И сверкает на морозе

               Серебристый гладкий след.

  1.  Там на утренней пороше

                Отпечатались калоши, —

                Это бродят внук и дед.

Учитель: Цепь следов на снежной глади

                  Остается, как строка.

                  В чистой, новенькой тетради,

                  Первого ученика.

Исполняется песня «Чему учат в школе»

Мальчик: А какие там еще есть страницы? Сейчас поглядим...

(Достает черное полотно со звездами.)

Учитель: Перед вами страница ночная.

  1.  Город укутан тьмой.

               Уходят на отдых трамваи,

               Троллейбусы мчатся домой.

               Спешат на ночлег пешеходы,

               Нигде не увидишь ребят.

  1.  И только вокзалы, заводы,

              Часы и машины не спят.

              Скользят огоньки по аллее,

              Спускаясь с высоких холмов.

  1. И с каждой минутой тусклее

               Бессчетные окна домов.

Учитель: Эта страница зеленого цвета.

  1.  Значит на ней постоянное лето.

 Если бы здесь уместиться мог,

               Я бы на этой странице прилёг.

  1.  Бродят в траве золотые букашки.

  1.  Вся голубая, как бирюза,

                Села, качаясь, на венчик ромашки,

                Словно цветной самолет, стрекоза.

  1.  Вот темно-красная божья коровка,

        Спинку свою, разделив пополам,

              Вскинула крылья прозрачные ловко

              И полетела по божьим делам.

  1.  Вот в одинаковых платьях, как сестры,

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пестрой,

То раскрываясь, несутся опять.

Песня о лете (слайд 5)

Учитель: А эта страница — морская,

                 На ней не увидишь земли.

  1.  Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.

             

  1. Дельфины мелькают, как тени,

             Блуждает морская звезда,

     

  1.  И листья подводных растений

 Качает, как ветер, вода.

  1.  На дне этой синей страницы

Темно, как в глубинах морей.

              Здесь рыбы умеют светиться

              Во мраке, где нет фонарей.

(Учитель достает желтое полотно.)

Учитель: Вы любите, ребята,

                 Пересыпать песок?

Все: Да-а.

  1.  В руках у нас лопата,

              Ведерко и совок.

  1.  Как нитка золотая

               У нас из кулака

               Бежит струя густая

              Прохладного песка.

  1.  Садовая дорога

              Усыпана песком.

              Но плохо, если много

             Песка лежит крутом.

             Вот желтая страница —

             Пустынная страна.

  1.  Песок по ней кружится,

 Несется как волна.

              Неведомо откуда,

              Неведомо, куда

              Бредут по ней верблюды —

              Степные поезда.

  1.  Идут они в кочевье

              Под музыку звонков.

              Лежачие деревья

              Растут среди песков.

  1.  Безлиственные сучья

              К сухой земле пригнул

              Живучий и колючий

              Кустарник саксаул.

Учитель: Хорошо у нас получилось! Стихи превратились в живые картинки. А теперь мы оживим с вами цифры. (Слайд 6)

  1. Вот один иль единица.

             Очень тонкая как спица

  1.  А вот эта цифра — два.

Полюбуйтесь, какова:

             Выгибает двойка шею,

             Волочится хвост за нею.

  1.  А за двойкой — посмотри —

Выступает цифра три.

             Тройка — третий из значков —

             Состоит из двух крючков.

 

  1.  За тремя идет четыре,

              Острый локоть оттопыря.

  1.  А потом пошла плясать

             По бумаге цифра пять.

  1.  Цифра шесть — дверной замочек:

              Сверху крюк, внизу кружочек.

  1.  Вот семерка — кочерга,

             У нее одна нога.

           

  1.  У восьмерки два кольца

              Без начала и конца.

  1.  Цифра девять иль девятка —

              Цифровая акробатка:

               Если на голову встанет,

              Цифрой шесть девятка станет.

Учитель: И у нас, ребята, остался только ноль.

              -   А про него и говорить нечего, он ничего не значит.

               -  Нет, значит, значит...

              -  Не знаешь — не говори.

Учитель: Правда, ноль имеет огромное значение.

                  Вот это ноль иль ничего.

                  Послушай сказку про него.

Ноль:          Сказал веселый круглый ноль

                    Соседке единице:

                   «С тобою рядышком позволь

                        Стоять мне на странице!»

Единица: Она окинула его

                  Сердитым, гордым взглядом:

                  Ты, коль не стоишь ничего,

                  Не стой со мною рядом!»

Ответил ноль: — Я признаю,

                 Что ничего не стою,

                 Но можешь стать ты десятью,

                 Коль буду я с тобою.

                Так одинока ты сейчас,

                Мила и худощава,

                 Но будешь больше в десять раз,

                Когда я встану справа.

Учитель: Напрасно думают, что ноль

                  Играет маленькую роль.

                 Мы двойку в двадцать превратим.

                 Из тройки и четверки

                 Мы можем, если захотим,

                Составить тридцать, сорок.

Ноль: Пусть говорят, что мы ничто, —

           С двумя нолями вместе

           Из единицы выйдет сто,

          Из двойки — целых двести.

Учитель: Так, про буквы мы стихи читали, про цифры мы стихи читали... А знаете, у Самуила Яковлевича есть еще стихи про знаки препинания,  давайте и их прочитаем (Слайд 7).

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Ученик: Прибежал чудак —

                Восклицательный знак.

               Никогда он не молчит

               Оглушительно кричит:

!           Ура! домой! Караул! Разбой!

 

Ученик: Притащился кривоносый

               Вопросительный знак.

              Задает он всем вопросы:

?              Кто? Кого? Откуда? Как?

Ученик: Явились запятые, девицы завитые.

                Живут они в диктовке

                На каждой остановке.

                Прискакало двоеточие,

               Прискакало многоточие.

               Заявили запятые:

       — Мы — особы занятые.

            Не обходится без нас

            Ни диктовка, ни рассказ.

Ученик : Если нет над вами точки,

                Запятая — знак пустой!

Учитель: Отозвались с той же строчки

                 Тетя точка с запятой.

Ученик : Двоеточие, мешая,

                Закричало:

 :               Нет, постой!

               Я важней, чем запятая,

               Или точка с запятой.

               Потому что я в два раза

               Больше точки одноглазой.

              В оба глаза я гляжу,

              За порядком я слежу.

               — Нет...

              Сказало многоточие,

              Еле глазками ворочая.

            — Если вам угодно знать

            Я важней, чем прочие.

            Там, где нечего оказать,

            Ставят многоточие.

Ученик 5: Вопросительный знак

Удивился: — То есть как?

 Восклицательный знак

Возмутился: — То есть как!

 — Так, — сказала точка,

Точка — одиночка, —

 Мной кончается рассказ, Значит я важнее вас.

Учитель: Вокруг нас так много всего интересного и загадочного. Кстати, С. Я. Маршак сочинил для ребят много загадок. Посмотрим, смогут ли отгадать наши зрители (Слайд 8).

- А они сложные?

            -  А они, интересные?

-  А я любую загадку отгадаю...

Учитель: Ну, что, начнем?

Все: да.

  1. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

       И никуда я не иду,

       Покуда он идет.          (Дождь.)

2: Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

 На глазах по колесу

 И оглобля на носу?        (Очки.)

3: Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела,

Дуб, дуб,

Поломала

Зуб, зуб.           (Пила.)

4: Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью.                  (Сапоги, ботинки.,)

5: Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

 А за то, что он надут!                        (Мяч.)

6: Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

Но вы, друзья, не бейте нас!                       (Часы.)

Учитель: Молодцы! Что ты руку тянешь?

(Слайд 9)

Ученик : Здесь кто-то парту исцарапал...

Учитель: Ну-ка, дай я посмотрю... Какое безобразие!

    Что за художники

Или художницы

В школу приносят

Ножи или ножницы

И вырезают

На парте узор?

Этим художникам -.

Стыд и позор!

- А вы знаете, сколько труда было вложено в этот стол?

Как он попал в класс?

Берете книгу и тетрадь,

Садитесь вы за стол.

А вы могли бы рассказать

Откуда стол пришел?

Ученик  : Пришел он из глуши лесной —

Он сам когда-то был сосной.

Сочилась из его ствола

Прозрачная, смола.

Ученик: Он был в чешуйчатой коре,

А меж его корней

Барсук храпел в своей норе

До первых вешних дней.

Ученик: Видал он белку, этот стол.

              Она карабкалась на ствол,

              Она карабкалась на ствол,

              Царапая кору.

Ученик: Но вот горячая пила

             Глубоко в ствол его вошла.

Вздохнул он и упал...

Ученик: И в лесопилке над рекой

Он стал бревном, он стал доской.

Потом в столярной мастерской

Четвероногим стал.

Ученик : Домашним жителем он стал,

Стоит он у стены.

Теперь барсук бы не узнал

Родной своей сосны.

Ученик: Но в лес он больше не пойдет —

              Он с нами будет жить.

             День ото дня, из года в год

             Он будет нам служить.

Учитель: Совершенно верно. Надо любить и охранять окружающий нас мир. А что же нужно, чтобы все на Земле были счастливы?

Все: Здоровье! друзья! Еда! Мир!

Учитель: А теперь выберите из всего самое главное слово!

Все: Мир!

Учитель: Да, кто бы мог подумать, ‚то стихи Маршака, написанные много-много лет назад, звучат в наши дни так актуально.

Учитель: В классе уютном, просторном,

                 Утром стоит тишина.

    Заняты школьники целом —

    Пишут по белому черным,

   Пишут по черному белым,

   Ручками пишут и мелом:

   Нам не нужна война!

Ученик   : Стройка идет в Петербурге,

              Строится наша Москва.

 А на доске и в тетради

 Школьники строят слова.

 Четкая в утреннем свете,

 Каждая буква видна.

Пишут Российские дети:

Мир всем народам на свете.

Все:  Нам не нужна война!

Песня «Пусть всегда будет солнце».


 

Комментарии

Сидельникова Наталья Ивановна

МЫ ЧИТАЕМ СТИХИ САМУИЛА МАРШАКА