КВН по русскому я зыку

Сидельникова Наталья Ивановна

 

КВН

 

 

    КВН  по русскому языку

 

Цели. Повторить основные правила курса русского языка начальной школы, звуковой состав слов, части речи.

Оборудование. Карточки с заданиями, конверты с заданиями, «сердцевинки» и «лепестки» цветов, листочки для работы детей, костюмы для инсценировки. Плакаты: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью.    А.И. Куприн».

« Язык, великолепный наш язык,

   Речное и степное в нём раздолье,

  В нём клёкоты орла и волчий рык,

  Напев и звон, и ладан богомолья.

  В нём воркованье голубя весной,

  Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.

  Берёзовая роща. Свет сквозной.

 Небесный дождь, просыпанный по крышам.

                                                       К. Бальмонт»

 

                                                   Ход занятия

1. Организационный момент

2. Вступительная  часть

Ведущий. Наш родной язык — русский. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присущи «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского». Александр Сергеевич Пушкин считал, что «язык славяно- русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Знать свой язык обязан каждый человек!

Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете.

Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?

Два ученика разыгрывают сценку  «Поговорили...»

Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделись!

— Как живешь?

— Нормально.

— А с учебой как?

— Нормально.

— Ты, говорят, болел... Теперь- то все в порядке?

— Нормально.

— Хорошо, значит?

— Ну я же говорю— нормально.

— Странно ты говоришь...

— Почему? Нормально.

— Ты считаешь — нормально?

— Нормально.

—Да-а, странно... А ведь когда- то был вполне нормальный человек!

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!

 

3. Представление команд

Глаголики

«Глаголить» — значит говорить.

По-русски говорить умеем,

По-русски пишем без труда.

Мы русским языком владеем!

Умники и умницы

“Нет ошибкам!” наш девиз.

Мы грамотны — и это лучший приз!

Знатоки

Русский язык для нас не загадка,

Не будем играть с ошибками в прятки.

Мы правила знаем и их применяем!

4. Конкурсная часть

Конкурс “Разминка”

Каждая команда получает карточку с заданиями. За правильно выполненное задание—1 балл. Максимально можно заработать 6 баллов.

 

КАРТОЧКА 1

Найдите “лишнее” слово: строка, земля, гряда, походка.

Дополните: группа, аллея, Анна.

Найдите “лившее” слово: поезд, подоконник, пересадка, сельский.

Что общего в словах: печка, свечка, сочный, ёлочный.

Прочитайте: [й ож] Верна ли эта звуковая запись слова?

Дополните: дочь, мышь, рожь.

 

Ведущий. Возьмите карточку 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

КАРТОЧКА 2

Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении.

В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей.

Откуда взялись кости?

(Допущена ошибка в написании существительного с предлогом: с  ухой, а не сухой.)

 

Конкурс “Помогите”

Ведущий. У двери нашего класса я нашла пакет, а в нем записка:

К вам, ребята, мы спешили,

Познакомиться решили.

Но вчера упали с кочки

И распались на кусочки.

Помогите! Помогите!

Из кусочков нас сложите.

В конверте “сердцевинки” цветов: звук, слово, части речи — и лепестки: звонкий, глухой, твердый, мягкий согласный, окончание, приставка, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, глагол, предлог.

Каждая команда собирает свой цветок.

 

Конкурс “Тарабарский язык”

Ведущий. Благодаря тому, что все слова в русском языке относятся к какой-нибудь части речи, появляются такие веселые стихи.

 

 

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве:

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове. (Л.Кэрролл)

— Определите части речи во втором предложении.

Дети записывают на листочках предложение, сверху надписывают части речи.

 

Конкурс “Слово делится на части”

Ведущий

— Ах! Какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

“Соберите” слова. Осторожно, возможны ловушки!

КАРТОЧКА 3

пере, нос, нас, и, ть

по, па, ход, к, а

угол, оч, ек, ик

 

Конкурс “Родственники”

Ведущий. Вы знаете, что в нашем языке есть слова-родственники. Сценка, которую мы сейчас посмотрим, так и называется — “Родственники”.

— Вы кто такие?

—Я — гусь, это — гусыня, это наши гусята.

- А ты кто?

— А я ваша тетя — гусеница.

 Ведущий. Слова гусь, гусята, гусыня, гусеница — родственные?

 

Ведущий. Интересно, что слово гусеница раньше произносили “усеница”, происходило оно от “ус”, так как гусеница была волосатой. Теперь корень — гусениц. Наш язык меняется, развивается. А эти слова родственные?

На доске:

Вода, водитель, водяной.

Лес, лестница, лесничий.

Левый, лен, налево.

 

Конкурс “Угадай слово”

Корень мой находится в цене,

В описи найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Все же в дневнике я и в журнале.

 

Конкурс “Угадай пословицу”

Ведущий. Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположны по смыслу: лёгкий — тяжелый, веселый — грустный. Перед вами пословицы - перевертыши. Кто сможет прочитать их? Подчеркнутые слова не изменены.

На доске:

Новый враг хуже старых двух.

Плохая слава дешевле бедности.

Всё плохо, что плохо начинается.

За каждую  правильно составленную пословицу дается 1 балл.

Ведущий. Как вы их понимаете? Дети объясняют.

 

Конкурс “Исправьте ошибки”

Команды получают карточки с текстами, в которых надо найти и исправить ошибки. За каждую найденную ошибку засчитывается один балл.

КАРТОЧКА 4

Зимние каникулы я правел у дяди Сережи. Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались на лыжах. Заденешь ветку — политит тебе в лицо мяхкий снежок.

 

 

Конкурс “Крылатые выражения”

Ведущий. Ярким и точным называем мы наш язык, одно из средств языка — крылатые выражения.

Объясните, когда так говорят:

Ежата — детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых ... . (рукавицах).

 

                                                            Как это принято у змей,

                                                            Кусают за ногу гадюки.

                                                            А потому при встрече с ней

                                                           Берите, дети, ноги ... (в руки)!

 

За обедом в разговоре

Лез в бутылку с нами споря.

А потом сказал:

— Друзья,

Не в своей ... (тарелке) я! Дети заканчивают четверостишия и объясняют смысл выражений.

 

5. Итог конкурса

Ведущий. Молодцы! Вы настоящие знатоки русского языка. Итоги нашего конкурса подведет жюри.

Награждение победителей.