Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по внеурочной деятельности

в 1  классе.

Тема: «Интеллектуальные витаминки»

Форма занятия: интеллектуальная игра.

Цели:

Обучающая:

  • формирование познавательных и коммуникативных УУД учащихся;
  • активизация мыслительной деятельности учащихся посредством участия каждого из них в                    процессе работы;    

Развивающая:

  • развивать познавательную активность учащихся как важнейший  компонент любой деятельности человека.
  • повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
  • развивать логическое мышление, внимание, способность к рассуждению, мелкую моторику, координацию.

Воспитывающая:

  • воспитание чувства ответственности и взаимопомощи;
  • воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • знаково-символические

Коммуникативные:

  • формировать умение работать в паре,  находить общее решение, слушать и понимать других, умение аргументировать своё предложение;
  • развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

  • формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.



Используемые технологии: игровая, технология деятельностного метода, ИКТ.

 

План–конспект занятия

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Цель: организовать деятельность учащихся.

- Итак, друзья, внимание –

  ведь прозвенел звонок.
- Я рада приветствовать вас на занятии кружка «Интеллектуальные витаминки»

  • приветствуют учителя;
  • демонстрируют готовность к занятию.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в работу.

Проводит подводящий диалог:

  • Любите ли вы сказки?
  • Какие сказки вам нравятся больше всего? Почему?

 

  • Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку. Поднимите руки, кто не боится пройти все испытания, которые будут предложены в этом сказочном путешествии? Ведь нужны будут ловкие, внимательные, зоркие, сообразительные, с хорошей памятью.

  • Тогда в путь!

Презентация на интерактивной доске.

  • Включаются в беседу, высказывают свои мысли.

  • Показывают желание и готовность прохождения всех испытаний.

  1. Работа по теме занятия.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для выполнения заданий, направленных на развитие психических процессов.

(На интерактивной доске появляется слайд)

Учитель читает зачин сказки.

Цель этапа: развитие способности к вербальному восприятию.

1 слайд

2 слайд

Испытание1 (3 слайд) «Найди отличия»

Цель этапа: формирование готовности к перцепции

Слайд 4

Слайд 5 «Узнайте направления»

Цель этапа: формирование пространственного мышления, умения понимать знаково-символические способы передачи информации.

Испытание 2. Лешего «Найди лишний предмет»

Цель этапа: формирование продуктивности мышления, способности к рассуждению.

Слайд 6

- Кого вы видите на слайде?

- Что общего у всех этих предметов?

- Кто из этих героев здесь лишний? Почему?

Испытание 3. Лесовичка

Цель: формирование умения договариваться, слушать и понимать других, принимать точку зрения другого или отстаивать свою; развивать мелкую моторику.

Слайд 7. «Раскрась бабочку»

Динамическая пауза

Цель: развитие координации движения

Гномик приглашает…..

Испытание 4 « В замке Кощея»

Цель: формирование пространственного мышления.

  • Бабочка привела нас в замок Кощея. Но все двери замка на замке. А что все двери открывает?
  • (дети: ключ)
  • Если вы правильно выполните задание, то вы получите ключ.

Проводится графический диктант, в результате которого получается рисунок ключа.

1) Слушают зачин сказки.

2) находят отличия, называют и показывают их на картинке.

(Один ученик показывает на слайде с помощью указки).

3) называют направления и символы (горы, лес)

4) называют всех по порядку;

называют общее свойство для всех предметов (они все герои сказок, относятся к живой природе…);

находят лишний предмет и аргументируют, по каким критериям он лишний.

5)совместно раскрашивают бабочку

Дети выполняют движения под музыку.

6) выполняют графический диктант

4.Итог занятия, рефлексия.

Цель: организовать рефлексию учащимися своей деятельности на занятии.

- Подошло к концу наше сказочное путешествие. Вы, ребята, молодцы, успешно справились со всеми испытаниями. Благодаря вам Иван-царевич вызволил свою невесту из плена Кощея.

  • В конце пути принято подводить итоги и делиться впечатлениями.

Поделитесь своими впечатлениями о занятии.

Высказывают свои мысли, делятся впечатлениями о занятии.



Предварительный просмотр:

Утверждено

приказом директора

МАОУ «Средняя школа № 6»

№ 411       от 31.08.2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Умники и умницы»

Составитель:

учитель   начальных классов

Назмиева Н. Ю.

г.Когалым 2015

                                                            


Пояснительная записка

 Рабочая программа  курса «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

 Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности»  общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа в год (1 час в неделю). Второй, третий, четвёртый классы - 34 часа в год (1 час в неделю).

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

         Новизна  данной программы курса определена Федеральным государственным стандартом начального общего образования 2009 года. Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2.  В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5.  В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6.  При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

   

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1.  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2.  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3.  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4.  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5.  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6.  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7.  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Основное содержание

   В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Материал  занятия в 1 классе рассчитан на 35 минут, во 2-4 классах на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

 Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

    Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

  В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

  Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

  Модель занятия курса такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

 Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

         Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, МЫШЛЕНИЯ (15минут)

       Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

   

Ожидаемые результаты реализации внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  •      Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Контроль и оценка планируемых результатов

  В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

 Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик   по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса,   сформированности  целеполагания,   развития контроля, оценки)

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

  Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Учебно – тематический план

1 класс (33 часа)

п/п

Темы занятий

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

7

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

4

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

7

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

4

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

4

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

Всего за год:

33 ч

2 класс (34 часа)

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.  

1

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

2

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

3

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

5

8

 Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

7

9

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

Всего за год:

34 ч

3 класс (34 часа)

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.  

1

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

3

Тренировка внимания. Совершенствование развития мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование развития мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задания.

5

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование развития мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

4

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

4

8

Совершенствование развития мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

4

9

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

Всего за год:

34 ч.

4 класс (34 часа)

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.  

1

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

3

3

Тренировка внимания. Совершенствование развития мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

3

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование развития мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задания.

4

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование развития мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

4

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно- образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

4

8

Совершенствование развития мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

9

9

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

Всего за год:

34 ч.

Ресурсное обеспечение курса внеурочной деятельности

 Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, …. г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»

Методическое пособие для 1,2,3,4 классов

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

5.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

 Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга,

 … г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »

Рабочие тетради в 2-х частях.

Календарно – тематическое планирование

1 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Кол-во

часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство

времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Тестовые задания (вводный урок)

Формирование высокой языковой культуры

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

Графический диктант

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

Узнай по описанию

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

Цепочки

Формирование высокой языковой культуры

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Логические задачи

Воспитание духовной культуры личности

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

Рисуем по образцу.

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Логические задачи

8

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

Графический диктант

Формирование творческой, трудолюбивой личности

9

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

Найди лишний предмет

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

Узнай по описанию

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

Найди отличия

Формирование творческой, трудолюбивой личности

12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Продолжи закономерность

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек..

1

Рисуем по образцу

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Логические задачи

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

15

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

Сравнение предметов

Формирование высокой языковой культуры

16

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

Задачи на пространственное воображение

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

17

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

Графический диктант

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

18

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

Лишний предмет

Формирование творческой, трудолюбивой личности

19

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

Объяснять  закономерности.

 

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Давать несложные определения понятиям.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Рисуем по образцу.

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

20

 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Вырезание геометрических фигур из бумаги

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

21

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

1

Узнай по описанию

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

22

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

Сравнение фигур

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

23

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

Графический диктант

Формирование высокой языковой культуры

24

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

25

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Сравнение предметов по признакам

Формирование творческой, трудолюбивой личности

26

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Логические задачи

Воспитание духовной культуры личности

27

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

Рисуем по образцу.

Формирование творческой, трудолюбивой личности

28

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Ответы  на вопросы викторины

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

29

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

Опиши предмет

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

30

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

1

Мини-сочинение

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

31

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

Графический диктант

Формирование творческой, трудолюбивой личности

32

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Мини-сочинение

Воспитание духовной культуры личности

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года

1

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Выполнение тестовых заданий

Воспитание чувства ответственности за свой выбор действий

Календарно – тематическое планирование

2 класс

п/п

Дата    

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.

1

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Определять на глаз размеры предмета.

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических  задач  и проведения дидактических игр.

Стартовая диагностика

Формирование высокой языковой культуры

2

Развитие концентрации внимания.

1

Рисуем по образцу

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

3

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

Выполняем задания по образцу

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

4

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

1

Задания на развитие вербального восприятия

Формирование высокой языковой культуры

5

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать

Воспитание духовной культуры личности

6

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

1

Задания на развитие перцепции

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

7

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

1

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Формирование творческой, трудолюбивой личности

8

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

Рисуем по образцу

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

9

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек..

1

1

Рисуем по образцу

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

10

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

11

Развитие логического мышления. Развитие памяти.

1

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать

Формирование высокой языковой культуры

12

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

Тренировка внимания.

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

13

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

1

Тренировка внимания.

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

14

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

Задания на развитие вербального восприятия

Формирование творческой, трудолюбивой личности

15

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

Задания на развитие вербального восприятия

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

16

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

1

Рисуем по образцу

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

17

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Решаем логические задачи

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

18

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

1

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать

Формирование высокой языковой культуры

20

Совершенствование воображения.

1

Объяснять  закономерности.

 

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Задания по перекладыванию спичек.

Воспитание духовной культуры личности

21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

Рисуем по образцу.

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать

Привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Россию

23

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

24

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания

Развитие мышления.

1

Тренировка внимания

Формирование творческой, трудолюбивой личности

25

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

1

Задания на развитие вербального восприятия

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

26

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

1

Ребусы.

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

27

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Задания по перекладыванию спичек.

Формирование высокой языковой культуры

28

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

1

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать

Воспитание духовной культуры личности

29

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

1

Ребусы.

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

30

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

31

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания.

1

Веселая переменка.

Привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Россию

32

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

Определять на глаз размеры предмета.

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

33

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

Составлять и преобразовывать фигуры.

Формирование творческой, трудолюбивой личности

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

Выполнение тестовых заданий

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Календарно-тематическое планирование

3 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Выполнение заданий в тесте

Формирование высокой языковой культуры

Развитие концентрации внимания.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Найди отличия

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Тренировка внимания.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Графический диктант

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Тренировка слуховой памяти

1

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Диктант

Формирование высокой языковой культуры

Тренировка зрительной памяти.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Рисование по представлению

Воспитание духовной культуры личности

Развитие логического мышления.

1

Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Решение нестандартных задач

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

Совершенствование воображения.

1

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задание по перекладыванию спичек.

Формирование творческой, трудолюбивой личности

Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

Логические задачи

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Развитие концентрации внимания.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Разгадывание кроссвордов

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Тренировка внимания.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Найди отличия

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Тренировка слуховой памяти.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Угадай по описанию

Формирование высокой языковой культуры

Тренировка зрительной памяти.

1

Совершенствование мыслительных операций.

Опиши предмет

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Развитие логического мышления.

1

Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Решение нестандартных задач

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

Совершенствование воображения.

1

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задание по перекладыванию спичек.

Формирование творческой, трудолюбивой личности

Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

Викторина

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Развитие концентрации внимания.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения концентрировать внимание

Цепочки

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Тренировка внимания.

1

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Тренировка слуховой памяти.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Графический диктант

Формирование высокой языковой культуры

Тренировка зрительной памяти.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Исследование объектов

Воспитание духовной культуры личности

Развитие логического мышления.

1

Обучение поиску закономерностей.

Решение нестандартных задач

Привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Россию

Совершенствование воображения.

1

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задание по перекладыванию спичек.

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

Логические задачи

Формирование творческой, трудолюбивой личности

Тренировка концентрации внимания.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Слушание сказки

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Тренировка внимания.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Выполнение заданий по инструкции

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Тренировка слуховой памяти

1

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Графический диктант

Формирование высокой языковой культуры

Тренировка зрительной памяти

1

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Описание по представлению

Воспитание духовной культуры личности

Развитие логического мышления

1

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

Решение логических задач

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

Совершенствование воображения

1

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Рисование по представлению

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

Логические цепочки

Привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Россию

Тренировка концентрации внимания

1

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Задачи на выявление закономерностей

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Тренировка внимания

1

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Задачи на выявление закономерностей

Формирование творческой, трудолюбивой личности

Тренировка слуховой памяти

1

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Рисуем картины словами

Формирование высокой языковой культуры

Тренировка зрительной памяти

1

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Описание картины

Воспитание духовной культуры личности

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

Задания в тесте

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Календарно-тематическое планирование

4 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения и памяти  Правила ТБ

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Тестирование

Формирование высокой языковой культуры

Развитие концентрации внимания.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Викторина

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Деловая игра

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Тренировка слуховой памяти.

1

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Конкурс

Формирование высокой языковой культуры

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тестирование

Воспитание духовной культуры личности

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

1

Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Исследование

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Викторина

Формирование творческой, трудолюбивой личности

Совершенствование мыслительных операций.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Конкурс

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Совершенствование воображения.

1

Совершенствование воображения. Развитие умения решать нестандартные задачи

Деловая игра

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Совершенствование воображения.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тестирование

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Тренировка слуховой памяти

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Викторина

Формирование высокой языковой культуры

Развитие логического мышления.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Деловая игра

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Тренировка зрительной памяти

1

Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Конкурс

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

Развитие слуховой памяти.

1

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Тестирование

Формирование творческой, трудолюбивой личности

Совершенствование мыслительных операций

1

. Развитие умения решать нестандартные задачи

Исследование

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Развитие аналитических способностей.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тестирование

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Развитие концентрации внимания

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Викторина

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Тренировка внимания

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Деловая игра

Формирование высокой языковой культуры

Тренировка зрительной памяти.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Конкурс

Воспитание духовной культуры личности

Развитие логического мышления

1

Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тестирование

Привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Россию

Совершенствование воображения

1

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Исследование

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Развитие мыслительных операций.

1

Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Тестирование

Формирование творческой, трудолюбивой личности

Совершенствование мыслительных операций.

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

Викторина

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Совершенствование мыслительных операций

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

Деловая игра

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья

Тренировка слуховой памяти

1

Совершенствование мыслительных операцийРазвитие умения решать нестандартные задачи

Конкурс

Формирование высокой языковой культуры

Развитие логического мышления

1

Развитие умения решать нестандартные задачи

Тестирование

Воспитание духовной культуры личности

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

1

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

Исследование

Формирование национального самосознания, любви к родной земле, своему народу

Совершенствование воображения.

1

Развитие наглядно-образного мышления.

Тестирование Ребусы.

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Совершенствование мыслительных операций

1

Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

Викторина

Привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Россию

Тренировка зрительной памяти

1

Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

Деловая игра

Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, заботы и взаимопомощи

Тренировка зрительной памяти

1

Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

Конкурс

Формирование творческой, трудолюбивой личности

Тренировка внимания

1

Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

Тестирование

Формирование высокой языковой культуры

Развитие концентрации внимания.

1

Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать нестандартные задачи

Исследование

Воспитание духовной культуры личности

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

Творческий отчёт

Обеспечение полноценного физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья



Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка.

Программа курса составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования, авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».

Актуальность выбора определена следующими факторами:

1.Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Он позволяет познакомить учеников1-4 классов с применением информационно-коммуникативных технологий для самостоятельного добывания знаний.

2.Вырабатывает умения, необходимые учащимся на практике. Каждое занятие поможет шагать по ступенькам собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед аудиторией.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Ученик получит возможность для формирования внутренней позиции на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности.

Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах. Цель данного курса: развитие общеучебных умений и навыков. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, ему должны привить две группы новых умений.

Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности.

Основные задачи курса:

1.Развивать исследовательские способности.

2.Повышать степень самостоятельности в деятельности.

3.Степень самооценки ребёнка, максимальное развитие его

индивидуальных возможностей.

4.Развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста ребёнка.

5.Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,

объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

6.Формировать навыки применения полученных знаний в практической деятельности.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Содержание курса.

Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе

обучения с такими предметами как информатика, технология, литературное чтение,

русский язык. Занятия способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Вид программы - модифицированная, с использованием методического пособия Сизовой Р. И., Селимовой Р. Ф. «Учусь создавать проект» - Москва, издательство

РОСТ. Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1.     Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о своем сверстнике, который создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребенка на начало своего исследования.

2.     Практические занятия «Играем в ученых» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо проектом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3.     Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении, сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.     Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5.     Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, любознательность, память и способность к восприятию.

Содержание программы

1 класс (33ч)

Тренинг 16ч

Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий.

Исследовательская практика 11ч.

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.

Мониторинг 6ч.

Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

Советы на лето от Мудрого Дельфина. 

2 класс (34 часа)

Тренинг15ч

 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы проект и Знакомство с понятиями формулировка и актуальность. Выбор помощников в работе над проектом Постановка цели и решение задач проекта. Значимость компьютера и знание программ. Обработка и отбор значимой информации.

 Исследовательская практика  15ч

Совмещение текста выступления с показом презентации. Сбор информации для проекта. Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Создание продукта проекта. Программа MPP Microsoft Power Point. Создание продукта .

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Играем в ученых. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

Мониторинг 4

Чему ты научился? Игра интересное интервью. Пробное выступление. Благодарственные рисунки –отклики. Советы мудрого дельфина.

3 класс (34 ч)

Тренинг14ч

Выбор темы исследования. Предположение.

Гипотеза. Решение задачи.

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование.

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.

 Исследовательская практика 17ч. Изучение и освоение возможностей программы МРР.

Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.

Обработка информации. Интервью. Визитка.

Мониторинг3 ч Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

4 класс ( 34 ч)

 Тренинг 16чВиды проектов. Исследовательский творческий проект. Творческий проект.Ролевой игровой проект.  Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. Информационно – исследовательский проект.

Информационно – ориентированный проект. Практико – ориентированный проект. Моно-предметный проект. Вид презентации проекта в рамках научной конференции.

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над

проектом. Критерии итогового оценивания проектной деятельности.

Программа МРР. Исследовательская практика 15чФормирование умения работать с таблицей. Использование ресурсов интернета при подготовке презентации.

Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и

абзацев. Мониторинг 3 ч Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

Виды деятельности, применяемые в реализации программы:

•Выбор темы проекта

•Поиск информации

•Выявление проблемы

•Нахождение путей решения проблемы

•Выдвижение гипотезы

•Исследовательская работа, опыты, эксперименты

•Создание продукта проекта ( постер, макет, презентация)

•Представление проекта публике

•Инсценирование, ролевая игра.

           Курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в

возрасте от 7 до 11лет. Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

 Планируемые результаты освоения обучающимися  программы курса

Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;        

-строить рассуждения об объекте;        

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

 Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для  планирования и регуляции своей деятельности

Контроль и оценка планируемых результатов:

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради, где дети выполняют различные задания: учатся

работать с анкетой, таблицей, диаграммой. Знакомятся с алгоритмами создания проекта и создают свои мини-проекты. Главным результатом своего труда для ученика является собственный проект по выбранной им теме. Проект оценивается по критериям данным в тетради или составленным при групповой работе с участием эксперта

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.Главными целями курс является развитие навыка решения творческих задачи навыка поиска, анализа и интерпретации информации, умения добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 

Методическая литература.

1 А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе. Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 2010.

2. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещ

3 Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.:

«Народное образование». - 2000, No

Учебная литература для обучающихся

4Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем,

проектируем, создаем. Рабочие тетради 1-4 класс, авторы Р.И.Сизова,

Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г. ( в двух ч

5Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем,

проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса

(Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г

Методическое обеспечение:

•Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся

проектной деятельностью, созданные авторами курса Р.И.Сизовой и

Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» 1- 4 класс 2014 год.

Материально-техническое обеспечение занятий:

•компьютер

•мультимедийный проектор

•экран

•ноутбуки для учащихся

•Прочее оборудование: доска, раздаточный материал для проектов, материалы на

электронных носит

.