ЕГЭ по русскому языку

Маркова Туяна Дабаевна

На данной странице представлен теоретический материал по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теория к 1 заданию ЕГЭ по русскому языку

ЧАСТИЦА -  
1) 
Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да. (Не путайте частицу "да" с союзом "да". Союз: старик да старуха (можно заменить на "и") Частица: Да здравствует солнце!).
 2)
 Отрицательные: не, ни, нет (ни капли; нет, я не хочу)  
3) 
Вопросительные: разве, неужели, ли, да, да ну 
4) 
Указательные: вот, вон, а вот, а вон
5) 
Уточняющие: именно, ровно, точно, как раз
6) 
Выделительно-ограничительные: лишь, только, почти, разве лишь, только лишь, исключительно.
7) 
Восклицательные: что за, как
8) 
Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли
9) 
Утвердительные: да, так, ага
10) 
Усилительные: даже, же, ведь, все-таки, все же 
Частицы, которые часто встречаются в заданиях ЕГЭ:
Даже – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли. 
Ведь, именно – эти частицы вносят значение усиления. 


СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

-соединительные 
и, да (в значении и), не только,…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько..., столько и. 
-противительные 
а, но, да (в значении но), зато, же, однако, однако же, все же. 
-
разделительные 
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то 
-
присоединительные
тоже, также, но и да и, и притом, и причем. 
-
пояснительные
то есть, а именно, или (в значении то есть) 


ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
Типы подчинительных союзов: изъяснительные (что, как, чтобы.. ), времени (когда, лишь, едва, как только...), цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы...), следствия (так что...), условия (если, если бы, раз...), уступки (хотя, хоть, пускай, несмотря на то что...), сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы...), причины: потому что, ибо, так как, оттого что...), места (где, куда, откуда...), образа действия, меры и степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой). 

Союзы, часто встречающиеся в заданиях ЕГЭ: 

То есть – пояснительный союз, который автор использует для уточнения сказанной ранее информации. 
Но, зато, однако – противительные союзы, которые используются для противопоставления. 
Потому что, так как, поскольку – используются, чтобы указать на причину того, о чем говорится в предыдущих предложениях. 
Так что – используются перед выводом рассуждений. 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ 

МЕСТОИМЕНИЯ 

Разряды местоимений: 

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (мной, его и т.д.) 
Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах (моего, твоей и т.д.) 
!!! Притяжательные местоимения 
ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. 
Возвратное: себя 
Указательные: тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д. 
Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д. 
Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д. 
Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д. 
Вопросительные: кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д. 
Относительные: (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП) 

НАРЕЧИЯ 
1.
 Обстоятельственные 
-образа действия (как, каким образом?)(так, по-летнему, по-товарищески...) 
-меры и степени (сколько, в какой степени, на сколько) (очень, вдоволь, чуть-чуть, немного...) 
-места (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..) 
-времени (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..) 
-цели (зачем, с какой целью) (назло, наперекор, специально...) 

2. 
Определительные 
-качественные (естественно, страшно, холодно, чудовищно, быстро...) 
-количественные (много, мало, чуть-чуть...) 
-способа и образа действия (бегом, галопом, шагом, вхолостую, наверняка, вплавь..) 
-сравнения и уподобления (по-мужски, по-медвежьи, по-нашему, по-прежнему...) 
-совокупности (вдвоем, втроем, всенародно, сообща..) 

В качестве средств связи обычно выступает наречие поэтому, также местоименные наречия (там, так, тогда)



ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ 
1. 
Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.) 
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д. 
2. 
Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) 
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д. 
3. 
Связь мыслей, последовательность изложения 
Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д. 
4. Источник сообщения 
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д. 
5. Приемы и способы оформления мыслей 
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д. 
6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание 
Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д. 
7. Оценка меры того, о чем говорится 
По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д. 
8. Степень обычности сообщаемого 
По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. 
9. Выражение экспрессивности высказывания 
Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д. 

Вводные слова и конструкции, часто встречающиеся в 1-м задании ЕГЭ: 
Кроме того – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль. 
Другими словами, иными словами – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно). 
Итак, таким образом, следовательно – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям. 
Конечно, разумеется, безусловно – указывают на степень уверенности в сказанных словах. 
Например, так – вводные слова, которые используются для пояснения мысли. 
Наоборот – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому. 
Во-первых, во-вторых, с одной стороны – автор указывает порядок следования мыслей.  



Предварительный просмотр:

Теория для задания 3 ЕГЭ по русскому языку

 Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

 Функциональные стили речи

 Научный стиль

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ – стиль, обеспечивающий получение и сохранение научных знаний.

Основная сфера использования/употребления научного стиля – прежде всего сама наука, сфера научной деятельности, обучения и просвещения.
Цели и функции: сообщить новую научную информацию, доказать ее истинность, закрепить и передать научные знания людям, стремящимся получить образование, по возможности полно и точно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и т.д. информировать ученых, специалистов и неспециалистов о достижениях научных исследований, популяризация научных знаний.
Основные функции: сообщение информации, доказательство ее истинности.
Адресат: ученые, будущие специалисты, ученики; любой человек, интересующийся наукой.
Автор: ученые и специалисты в своей области.
Форма речи: научный стиль относится к письменно-книжному типу речи, хотя может проявляться и в устной форме в виде докладов, лекций и пр. Устная форма является здесь вторичной, потому что для научной речи характерна предварительная продуманность, подготовленность и тщательность ее оформления.
Вид речи: преимущественно монологический характер
Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием)
Стилевые черты: отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость, логическая последовательность изложения, сжатость, однозначность выражения, информативность, объективность, доказательность
Жанры научного стиля: диссертация, монография, научная статья, тезисы, лекция, доклад, учебник, реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, инструкция, рецензия, научный обзор, очерк, научно-популярная книга и др.
Лексические особенности: употребление терминов и абстрактных слов; полностью исключена эмоциональная лексика, фразеологизмы разговорного характера и т.д.; 
Морфологические особенности: широкое использование отглагольных существительных, причастий и деепричастий; преобладание родительного и именительного падежей имени существительного, глагольных форм настоящего времени 3-го лица и др.;
Синтаксические особенности: употребление сложных предложений, в том числе многокомпонентных, и др.

 Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль – это стиль официального документального общения государства с государством, государства с гражданином и граждан между собой.
Основные сферы использования: право (законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность)
Этот стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между государственными органами, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Т.е. официально-деловой стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной коммуникации.
Цели и функции: информационная, предписывающая (предписания государства, органа, уполномоченного лица), констатирующая (констатация положения дел, состояния), регулирующая (отношения в обществе, действия и поведения людей, а также функционирование объединений и государственных органов), регламентирующая.
Адресат: государство, граждане государства, учреждения, служащие и др.
Автор: юрист, правовед, дипломат и просто гражданин.
Форма речи: основная форма – письменная, что связано с необходимостью документировать информацию, придавая ей правовую значимость с помощью особого построения служебных документов.
Вид речи: преимущественно монолог
Тип речи: в официально-деловом стиле отсутствует анализ и аргументация (этот процесс предшествует составлению официально-деловых текстов), поэтому официально-деловому стилю свойствен особый способ изложения («инструктирование»).
Стилевые черты: объективность и безличность выражения; точность, не допускающая иных толкований; стереотипность; стандартизированность изложения; долженствующе-предписующий характер (императивность), сжатость и краткость, обобщенность, официальность, безэмоционльность
Жанры: законы, указы, постановления, нормативные акты, документы, договоры, уставы, приказы, распоряжения, инструкции, служебные переписки, деловые бумаги, контракты и др.
Лексические особенности: для официально-делового стиля характерны свои термины (постановление, протокол, резолюция и т.д.) и устойчивые сочетания (принять решение, считать недействительным, следует указать, следует иметь в виду и т.д.). В официально-деловой речи не употребляется эмоционально окрашенная лексика.

 Разговорный стиль

Разговорный стиль – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая, устная.

Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.

Сфера использования: бытовая и деловая сфера общения.
Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией.
Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной).
Вид речи: преимущественно диалог.
Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием).
Стилевые черты: непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств.
Жанры: диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник.
Лексические особенности: Разговорная речь допускает слова и выражения, придающие общению непринуждённую тональность; часто встречаются выразительные слова и сочетания слов, которые в толковых словарях оцениваются пометкой «разг.». 
Морфемные особенности: в разговорной речи часто используются слова с суффиксами оценки, особенно с уменьшительно-ласкательными суффиксами: свечечка, свечка (нейтр. свеча); окошечко, окошко (нейтр. окно) и т.д.
Синтаксические особенности: Для разговорной речи характерны простые предложения, диалогическая форма речи, обращения, прерванные (недоговорённые) предложения, различного рода вставки.
Содержание разговорной речи, звучащей при непосредственном общении, восполняется обстановкой речи. Поэтому разговорной речи присущи неполные предложения: в них находит выражение лишь то, что дополняет реплики собеседника новой информацией, развивающей тему речи.

 Публицистический стиль

Публицистический стиль – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др.; он используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) — газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино.

Сфера: политико-идеологические, общественные и культурные отношения (политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события и др.)
Стилевые черты: (скрытая и открытая) оценочность; призывность; рекламность (привлечение внимания); «эффект новизны» (использование неожиданных средств); собирательность; документально-фактологическая точность; сдержанность; некоторая официальность, эмоциональность, образность, субъективность
Автор: конкретная личность, журналист, писатель, общественный деятель.
Адресат: информация предназначена для широких слоев общества
Цели и функции: воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение новостей), оценка фактов и событий.
Взаимодействие этих двух функций проявляется в том, что публицистические тексты содержат, во-первых, объективную информацию, во-вторых, эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации, позволяющую воздействовать на читателя или слушателя.
Жанры: публичное выступление, речь (доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, эссе, хроника и др.
Форма речи: публицистический стиль имеет письменную (газеты и журналы) и устную форму (радио и телевидение). Основой является письменная речь.
Лексические особенности: в выступлениях на общественно-политические темы много соответствующей лексики и специфических фразеологизмов: общество, дебаты, парламент, жёсткие меры, социальный взрыв, стоять на страже и т.д. В целях воздействия на адресата речи в публицистике широко используются слова и выражения, имеющие положительно-оценочную (доблестный, замечательный и т.д.) или отрицательно-оценочную окраску (лживое человеколюбие, молодчики, жёлтая пресса и т.д.).
Публицистическая речь в выборе языковых средств более свободна, чем научная и официально-деловая. В публицистике уместны пословицы, крылатые выражения, фразеологизмы, изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры и др.), разговорная лексика и прочее.
Синтаксические особенности: публицистический стиль характеризуется широким употреблением вопросительных (часто риторических вопросов) и восклицательных предложений, наличием обращений и др.


 

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы - функциональный стиль речи, являющийся инструментом художественного творчества и сочетающий в себе языковые средства всех других стилей речи.

Основная сфера использования/употребления: литература, литературное художественное творчество, творческая сфера.
Цели и функции: эстетическая функция (эстетическое воздействие и воспитание и развитие) (форма выражения не менее важна, чем содержание), функция воздействия, коммуникативная.
Автор: писатель, поэт,
Форма речи: преимущественно письменная.
Стилевые черты: образность; эстетически направленная экспрессивность; явная эмоциональность; совмещение средств всех стилей в художественных целях, особая роль подтекста, индивидуальный авторский стиль, метафоричность, неповторимость образов; индивидуальность, которую формирует сам автор путем отбора и организации языковых средств.
Жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, научно-художественный жанр, комедия.
Лексические особенности: В художественной речи широко употребляется образная (живописующая), экспрессивная (выразительная) и эмоциональная лексика и фразеология.
Язык художественной литературы отличается разноплановостью, стилистическим многоцветием. В художественную речь легко проникают элементы других стилей, если они необходимы для реализации определённых целей и задач. Так, для воссоздания исторической эпохи писатели используют историзмы (или архаизмы), для описания жизни людей какой-либо местности – диалектизмы и т.д.



Предварительный просмотр:

ЕГЭ. Задание 7. Морфологические нормы. Ошибка в образовании формы слова

Задание 7 проверяет:    
1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных. 
2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень). 
3) Склонение всех разрядов числительных по падежам. 
4) Склонение местоимений по падежам. 
5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени). 
6) Формы образования причастий. 
7) Формы образования деепричастий.

Формулировка задания 7 в ЕГЭ по русскому:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

урожай ПОМИДОРОВ

БЛИЖАЙШАЯ станция

у наших ВОРОТ

нет ПОЛТОРАСТА рублей

детские ДОКТОРА

Ответ: полутораста

Алгоритм выполнения:

1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.

2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.

3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.

3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а потом прейти к существительным, так как там бОльшее количество информации.

4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант- он должен быть только один.

  • Употребление имен числительных

Формы склонения

При склонении составных количественных (сколько?) числительных должны изменяться все компоненты, входящие в их состав; восьмьюдесятью, (сколькими?) шестьюстами пятьюдесятью тремя  

при склонении составных порядковых (который?какой по счету?) числительных только последнее слово.    в (которой?) двести четырнадцатой комнате.

запомните формы косвенных падежей некоторых числительных

                                                                       50-80                          200-400                                         500-900

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

два

двух

двум

два (-ух)

двумя

двух

четыре

четырех

четырем

четыре (ех)

четырьмя

четырех

восемьдесят

восьмидесяти

восьмидесяти

восемьдесят

восьмьюдесятью

восьмидесяти

двести                   триста

двухсот                 трехсот

двумстам              тремстам

двести                   триста

двумястами          тремястами

двухстах               трехстах  

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

пятистах

    тысяча

    тысячи

    тысяче

    тысячу

    тысячью

    тысяче

И. –В.

Р.Д.Т.П

сорок

сорока

девяносто

девяноста

Сто

ста

полтора (-ы)

полутора

полтораста

полутораста

Варианты собирательных и количественных числительных

Для обозначения количества иногда используют собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро). Два последних мы практически не используем. Собирательные числительные используются ограниченно:

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) могут употребляться:

- со словами, обозначающими лиц мужского пола (двое братьев);

- с прилагательными, перешедшими в существительные (трое военных);

- со словами, не имеющими форм ед. числа (трое ножниц, двое суток, но: пять, шесть ….суток);

- со словами «дети, ребята, люди» (двое ребят);

- со словами, обозначающими детенышей животных (семеро козлят);

- с личными местоимениями (их было пятеро).

Собирательные числительные не употребляются:

- со словами, обозначающими лиц женского пола (ошибочно двое сестер);

- со словами, обозначающими взрослых животных (ошибочно трое быков).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Мужской род

два ученика  двое учеников

три студента  трое студентов

четыре брата  четверо братьев

Женский род

две ученицы

три студентки

четыре сестры

Числительное  ОБА имеет две формы:

м.р. и ср.р.                               ж.р.

у обоих братьев                   у обеих сестер

у обоих окон

Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)

Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе) 

4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное 
Пять четвертых – И.п. 
Пяти четвертых – Р.п. 
Пяти четвертым – Д.п.

Особенности употребления и образования форм имён прилагательных

Степени сравнения прилагательных

Сравнительная степень

Превосходная степень

простая

Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше 
Пр: умнЕЕ 

Начальная форма + -айш-, -ейш-
Пр: умнейший 

составная

Более/менее +  начальная форма 
Пр: более умный 

Самый/ наиболее/ наименее/ всех + начальная форма 
Пр: самый умный, наиболее умный, умнее всех

Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей: умный — умнее/умней. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х, а также д, т, ст, ск, зк, то используется суффикс -е и происходит чередование согласных: мягкий — мягче, строгий — строже, тихий — тише, молодой — моложе. Лишь иногда используется суффикс -ше: ранний — раньше, старый — старше, тонкий — тоньше, горький — горше. Несколько прилагательных образуют сравнительную степень от другого корня: хороший — лучше, плохой — хуже, маленький, малый — меньше.

Значение сравнения может быть выражено с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень): более подходящий, самый трудный, наиболее трудный.

Недопустимо использовать оба способа выражения сравнения одновременно.

ОШИБКА: эта задача более труднее, чем предыдущая; он самый величайший поэт.

 Правильно: эта задача труднее, чем или эта задача более трудная; он величайший поэт или он самый великий поэт. Это относится и к употреблению наречий.

Трудные случаи употребления  глаголов

1. У глаголов убедить, очутиться, приютиться, победить, дерзить и некоторых других не употребляется формы 1-го лица единственного числа (не говорят «убежу», «побежу» и т. д.).

При необходимости употребить такие глаголы в этой форме их надо заменить описательными оборотами, например: Я могу (должен, надеюсь, хочу, обязан, и т. д.) убедить его.

2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь имеют формы будущего времени I спряжения: выздоровеют, опостылеют, опротивеют. Встречающиеся в устной речи формы этих глаголов II спряжения (выздоровят и т. д.) имеют просторечный характер.

3.  Необходимо помнить о чередовании согласных г-ж, к-ч, в-вл, ф-фл, п-пл, б-бл, м-мл, ст-щ, т-ч, д/з-ж, с-ш в основе при образовании ряда форм: печь — пеку — печёт; лечь — лягу — ляжет — ляг, стеречь — стерегу — стережёт — стерегут; ловить — ловлю, блестеть — блещу, весить — вешу — весишь, попробовать-попробуем, полоскать-полощет, махать-машет.

Внимание! течь – теку – течёт – текут, лечь – лягу – ляжет – лягут, беречь – берегу – бережёт – берегут-бережём, жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут. Исключение составляет глагол ткать (тку – ткёт – ткут).  

Образование формы прошедшего времени

Неопределенная форма 

Прошедшее время 

Сохнуть/Просохнуть 
Замерзнуть 
Окрепнуть 
Промокнуть/Намокнуть

Проникнуть

Привыкнуть

Исчезнуть

Сох/Просох 
Замерз 
Окреп 
Промок/Намок

Проник 

Привык

Исчез

Образование повелительного наклонения

Неопределенная форма

Повелительное наклонение 

Лечь 
Ехать 
Ездить 
Положить 
Класть 
Бежать 
Лазать 
Выйти 
Выложить 
Выверить 
Вывесить 
Выдвинуть 
Клянчить 
Махать 
Нянчить 
Погодить 
Портить 
Тронуть 
Чистить 

Ляг(те) 
Поезжай(те) 
Езди(те) 
Положи(те) 
Клади(те) 
Беги(те) 
Лазай(те) 
Выйди(те) 
Выложи(те) 
Вывери(те) 
Вывеси(те) 
Выдвини(те) 
Клянчи(те) 
Маши(те) 
Нянчи(те) 
Погоди(те) 
Порти(те) 
Тронь(те) 
Чисти(те) 

5) Одеть – надеть

Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)

Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)

Трудные случаи употребления причастий

Противопоставление действительных и страдательных причастий связано с выражаемым ими значением.

  • Действительные причастия (суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-) обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие: поющая девочка, рисовавший мальчик.
  • Страдательные причастия (суффиксы -ом-, -ем-, -им-; -нн- (-н-), -енн- (-ен-), -т-) обозначают признак того, кто (что) испытывает действие: читаемая книга, купленный журнал, обгрызенное яблоко

Ошибки:

  1. Ошибка возникает при использовании действительного причастия вместо страдательного.

Например, Проекты, отправляющиеся на конкурс..Проекты, отправляемые на конкурс

  1. От глаголов совершенного вида не могут быть образованы причастия, оканчивающиеся на –щий, так как причастия не могут иметь форму будущего времени.

Ошибка – Ученик, прочитающий эту книгу, сможет узнать много нового из истории нашей страны правильно – прочитавший (прош. время) или читающий (наст. время)

Нельзя отбрасывать постфикс -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.

Лучшие рабочие, трудящие на строительстве, были отмечены подарками. (ТРУДИться –трудящиеся)

  1. Суффиксы перед НН/Н: стрялЯТЬ-стрелЯнный, обгрыЗТЬ- обгрызЕнное

Трудные случаи употребления деепричастий

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени глаголов несовершенного вида в основном с помощью суффикса –а/я: плакать-плачут -плача

Раньше глаголы несовершенного вида образовывались с помощью суффиксов –учи/-ючи. Есть деепричастия, которые до сих пор сохранили такую форму: будучи, жалеючи, играючи, крадучись, едучи.     

Деепричастия совершенного вида  образовывают с помощью прибавления к основе инфинитива суффикса –в: разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев.

  1. Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вшизайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись. 

Трудные случаи употребления существительных

Трудные случаи определения рода:

к мужскому роду относятся несклоняемые слова:

а) слова называющие лиц мужского пола по профессии, социальному положению: портье, месье, мистер

б) одушевленные существительные, обозначающие животных: колибри, кенгуру (искл. Цеце, иваси-ж.р.)

к женскому роду относятся несклоняемые слова:

а) слова называющие лиц женского пола по профессии, социальному положению: очаровательная мадам

к среднему роду относятся несклоняемые слова:

а) неодушевленные существительные: уютное кафе, вкусное какао;  Исключения муж.рода: кофе, пенальти, торнадо, тюль; женского рода: кольраби (капуста), салями (колбаса).

Род имен Собственных определяется по роду понятия, главного слова:

красивОЕ (ср.р.) Эри (озеро); полноводнАЯ (ж.р.) Миссисипи (река); современнЫЙ (м.р.) Хельсинки (город)

Аббревиатуры имеют  обычно род главного слова из словосочетания, подвергшегося аббревиации (ЭВМ – электронная вычислительная машина). НО: Если аббревиатуры употребляются часто, полное название забывается и аббревиатуры в разговорной речи начинают склоняться: МИД –в МИДе,. У заимствованных аббревиатур род определяется по  внешней форме: ФИАТ –м.р., НАТО – ср.р.

Склоняемые наименования профессий, должностей чаще всего являются словами мужского рода, но указание на женщину представлено в контексте через согласование с определением или координацию со сказуемым: Следователь допросила десятки людей; Новая врач приехала.

Трудные случаи разграничения вариантов падежной формы. В некоторых случаях у одного и того же падежа могут выступать разные окончания. Выделяют основное и вариантное окончание. Основное - окончание, характерное для данного типа склонения. Вариантное окончание — второе окончание, выступающее для некоторых существительных с определённым значением.

форма род.п. имеет две разновидности – чая/чаю, сахара/сахару;

за формами с вариантным окончанием -у//ю закреплены следующие значения:

а) часть целого, некоторое количество (прибавить перцу);

б) в сочетаниях, обозначающих отсутствие количества: ни грамма сахару, ни капли уксусу;

в) нерасчлененное множество (снегу нападало, сколько народу);

г) фразеологически связанное значение (без году неделя, ни шагу назад, не до жиру) 

д) у существительных с уменьшительным суффиксом выступает только окончание -у: попить чайку.; В остальных случаях окончание а/я

форма пр.п. имеет две разновидности – основное – е (о береге), вариантное – у/ю (на берегу);

за формами с окончанием -у//ю закреплены следующие значения:

а) место совершения действия – обычно в сочетании с предлогами В, НА (в аэропорту, стою на краю);

б) в условиях чего-либо, в состоянии чего-либо (в бою);

в) полнота охвата чем-нибудь (весь в поту, в мелу);

г) фразеологически связанное значение (в самом соку, на полном ходу).

Нормативное образование ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1.ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа

окончание -А

окончание -И (-Ы)

борт – бортá  директор – директорá доктор - докторá

инспектор – инспекторá катер – катерá

купол – куполá окорок – окорокá округ – округá ордер – ордерá погреб – погребá, профессор – профессорá сорт – сортá сторож – сторожá

тенор – тенорá фельдшер – фельдшерá хутор – хуторá  парус-паруса, погреб-погреба, якорь-якоря'

бухгалтер – бухгáлтеры  брелок – брелоки

возраст – вóзрасты  договор – договóры   инженер – инженéры  лектор – лéкторы   лифт – лúфты порт – пóрты

прожектор – прожéкторы  редактор – редáкторы

свитер – свúтеры сектор – сéкторы   слесарь – слéсари

снайпер – снáйперы   торт – тóрты тренер – трéнеры    флот – флóты  фронт – фронты' шофёр – шофёры штаб – штабы'

Слова на -ля

грифели

госпитали

Векселя, вензеля, кителя, штабеля, штемпеля, тополя

Шомпола, колокола, купола

2. РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа

Названия парных предметов, в основном в Р.П. мн.ч. имеют нулевое окончание

бахилы – бахил  туфли – туфель сапоги – сапог

ботинки – ботинок чулки – чулок  бутсы - бутс

гетры – гетр шорты – шорт валенки – валенок

жабры – жабр манжеты – манжет погоны – погон, серьги-серёг, тапки-тапок, клипсы-клипс

Ноокончание -ОВ

гольфы – гольфОВ  джинсы – джинсОВ

кеды – кедОВ    клипсы – клипсОВ носки – носкОВ   рельсы – рельсОВ  лампасы - лампасОВ

Имена существительные, обозначающие название национальностей, народностей,

армяне – армян  башкиры – башкир болгары - болгар

буряты – бурят  грузины – грузин  осетины – осетин

румыны – румын  татары – татар  турки – турок

туркмены – туркмен   цыгане – цыган

Но! окончание -ОВ

казахОВ,  калмыкОВ, киргизОВ, монголОВ

таджикОВ,   узбекОВ, якутОВ

Существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в Р.П. мн.ч. окончиваются -ОВ:

абрикосы – абрикосОВ,  ананасОВ, апельсинОВ , баклажанОВ, бананОВ , гранатОВ, помидоры – помидорОВ томаты – томатОВ

Но! окончание нулевое:

дыни – дынь  сливы – слив яблоки – яблок

Имена существительные, обозначающие единицы измерения:

окончание -ОВ

нулевое окончание

байты – байтОВ,  гектары – гектарОВ, граммы – граммОВ, килограммОВ, километры – километрОВ, караты – каратОВ  

амперы – ампер, аршины – аршин, ватты – ватт, вольты – вольт рентгены – рентген

Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:

гусары – гусар  кадеты – кадет  партизаны – партизан  солдаты – солдат

Ноокончание -ОВ

гардемарины – гардемаринОВ саперы - саперОВ

Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п., ед. ч. на -ЦЕ,  в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:

блюдце – блюдЕЦ зеркальце – зеркалЕЦ  полотенце – полотенЕЦ

сердце – сердЕЦ  щупальце - щупалЕЦ

Ноокончание -ЕВ

деревце – деревцЕВ  оконце – оконцЕВ

Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на ЬЕ - без ударения, чаще всего в Р.п. мн.ч. оканчиваются на ИЙ.

гулянье – гулянИЙ  застолье – застолИЙ

ожерелье – ожерелИЙ   печенье - печенИЙ

побережье – побережиИЙ  сиденье - сиденИЙ

соленье – соленИЙ  увечье - увечИЙ ущелье – ущелИЙ

Но! окончание –ЕВ:

верховье – верховьЕВ, низовьЕВ,  устьЕВ, платьЕВ  

запомните ударные случаи:

копьё – копИЙ  питьё – питЕЙ ружье - ружЕЙ

 Имена существительные женского рода на -ЬЯ

без ударения  в Р. падеже мн. числа на -ИЙ:

под ударением  в Р. падеже мн. числа на -ЕЙ:

гостья – гостИЙ колдунья – колдунИЙ

оладья – оладИЙ

ладья – ладЕЙ полынья – полынЕЙ

статья – статЕЙ  судья – судЕЙ

Запомните:

окончание -ЕЙ

нулевое окончание

окончание -ЕВ

окончание -ОВ

ведомость – ведомостéй

дядя – дядей тетя - тетей

мощность – мóщностей

отрасль – óтраслей  пеня – пеней

пригоршня – пригоршней

простыня – простыней

распря – рáспрей ясли – я'слей

скатерть – скáтертей

скорость – скоростéй

четверть - четвертéй

свеча – свечей  кегля – кеглей
будни – будн
ей бредни – бредней

гантели – гантелей козни – козней

Туфли - туфель 

басня – басен баржа – барж

барышня – барышень узы – уз

башня – башен вафля – вафель

вишня – вишен двойня – двоен

кочерга – кочерёг кровля – кровель, няня – нянь  пашня – пашен, пéтля – пéтель погоня – погонь сотня – сотен спальня – спален, черешня – черешен серьга – серёг  сплетня – сплетен

яблоня – яблонь брызги- брызг макароны – макарон,розги – розог

лохмотья – лохмотьЕВ

коренья – кореньЕВ

хлопья – хлопьЕВ

выборы – выборОВ

георгины – георгинОВ

дебаты – дебатОВ

заморозки – заморозкОВ

манёвры – манёврОВ

нарды – нардОВ

очистки – очисткОВ

соты – сотОВ

чипсы – чипсОВ

Запомните следующие формы множественного числа:

1)  зубы (у человека, животных) - зубья (у пилы)/  корпускорпусы (часов) – корпуса (здания)

лагери (политические группировки) – лагеря (туристические)/ мужи (государственные) - мужья (в семьях)

образы (художественные) - образа(иконы)/  орден: ордены (рыцарские, монашеские) - ордена (награды)

пропуски (недосмотры) - пропуска (документы)/ соболь: соболи (животные) – соболя (меха)
тоны (музыкальные звуки) – тона (переливы цвета)

2) дно – донья, курица – куры, человек – люди, ребенок – дети, полено – поленья, судно – суда.

 3.ТВОРИТЕЛЬНЫЙ падеж множественного числа.

дверь – дверьми, люди –людьми, дочь – дочерьми  лошадь – лошадьми

кость – костями, плеть – плетями 

время-времени

Нормативное образование и употребление местоимений

1) Местоимения «ИХНИЙ», «ИХНЯЯ», «ИХНЕЕ», «ИХНИЕ» в языке отсутствуют. Правильно говорить: ИХ ДОМ (а не «ихний дом»); ИХ МАШИНА (а не «ихняя машина»); ИХ лекарство (а не «ихнее лекарство»); ИХ дети (а не «ихние дети»).

2) Грамматически правильными являются формы «был У НЕЁ», «увлечён ЕЮ». Форма «У НЕЙ»  неупотребительна в письменной речи. «Увлечён ей» тоже говорить неправильно.

3) Грамматически правильными являются следующие словосочетания: грущу по вас ,тоскую по вас.

4) При склонении к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ прибавляется начальная буква Н, если они стоят: после непроизводных предлогов БЕЗ, В, ДЛЯ, ЗА, ДО, ИЗ, К, С, У и др. (без неё, за

ними, от него, к ней);

после предлогов ВОКРУГ, ВПЕРЕДИ, ВОЗЛЕ, МИМО, НАПРОТИВ, ОКОЛО, ПОСРЕДИ, ПОСЛЕ и др., образованных от наречий и управляющих родит. падежом: вокруг них; возле неё; впереди него.

Примечание:

1) НЕ прибавляется буква Н, если личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ употребляются после сложных производных предлогов, образованных от имён существительных (навстречу ему, в отношении его, насчёт их, при помощи её).

2) НЕ прибавляется буква Н после предлогов, образованных от наречий и требующих после себя дательного падежа (наперекор ей, подобно ему, подобно им).

3) После форм сравнительной степени личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ употребляются БЕЗ начальной буквы Н. Поэтому правильно следует говорить: старше ЕЁ (а не «старше неё»); выше ЕГО (а не «выше него»).



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 9. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Формулировка задания: укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) задр..жать, пор..зительный, прил..гательное

2) пол..житься, несг..раемый, покл..ниться

3) препод..вать, нап..дение, п..ролон

4) соч..тание, оп..реться, забл..стеть

5) р..сточек, отр..слевой, ск..чок                                                                        Правильный ответ: 24

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.

1.Проверяемые безударные гласные в корне слова

1. В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова: сериал – многосерийный; выстиранный – стирка; смиренный – смирный; зачарованный – чары; честолюбивый – честь.

Проверка безударной гласной буквы в корне возможна путём подбора формы одного и того же слова.  •    у имён существительных изменить число: весна – вёсны, паруса – парус;

• у имён прилагательных заменить полную форму краткой: нагой – (он) наг, босой – (он) бос;

• у глаголов:

а) изменить число: (я) брожу – (мы) бродим;

б) изменить время: показал – покажет;

в) изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела – отвёл.

При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:

старожил нашего города (= старый житель) – он сторожил склад (= сторож);

умалять значение (= делать малым) – умолять о пощаде (= он молит);

прославлять героя (= слава) – благословить на подвиг (= сказать благое слово);

раздражать поведением (= кто-то дразнит) – задрожать от холода (= дрожь);

покарать врага (= кара) – покорить природу (= покорный) – укорять за лень (= укор);

разредить морковь (= редкий) – разрядить ружье (= разряд);

посветить свечой (= свет) – посвятить стихотворение (= святость);

пристежной воротник (= пристёгивать) – пристяжная лошадь (= стягивать);

флаг развевается (= веять) – ребенок развивается (= развитие);

навевать печаль (= навеять) – навивать локоны (= навить);

утешать ласково (= утешить) – утихать постепенно (= утихнуть);

примерять пальто (= примерка) – примирить врагов (= мир);

скрепя сердце (= скрепка) – скрипеть стулом (= скрип);

увидать издали (= увидит) – увядать без влаги (= увянуть).

Примечание: Нельзя проверять гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова – глагола противоположного вида (НЕПРАВИЛЬНО: опоздать – опаздывать, раскроить – раскраивать; правильно: опоздать – поздно, раскроить – кройка).

2. Чередующиеся гласные в корне слова

1. Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

А) В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — е: замирать — замереть, стирать — стереть, блистать — блестеть.

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

Б) В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им-, если дальше следует суффикс -а-: занимать — занять, сжимать — сжать.

В) В корнях –кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — о: кас а ться — коснуться, предлаг а ть — предложить

2. Написание гласных, зависящее от ударения

В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а, без ударения — о: заг̀а̀р — загора̀ть.

В корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: заря̀, зарнѝца, но; зо̀ри, за̀рево. Исключение: зорева̀ть.

В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: поклонѝться, кла̀няться, покло̀н; творѝть,  затво̀р. Исключение: у̀тварь.

В корнях —плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловѐц, пловчиха. В остальных случаях пишется а: поплаво̀к, плавнѝк, плаву̀чий. В слове плыву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

3. Написание гласных, зависящее от конечной согласной корня (или от последующей согласной)

В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ, в остальных случаях — о: ра ст и, сра щ ение, росла.

Исключения: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав; отрасль.

В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к; пишется о перед ч в безударных корнях: скакать — вскочет.

Исключения: скачок, скачу.

4. Написание гласных, зависящее от значения слова

В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость», о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть»: макать (хлеб в молоко); вымокнуть (под дождем);

В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый», о — со значением «ровный, прямой, гладкий»: сравнение, сравнивать; сровнять.Исключения: равнина; ровесник, поровну, уровень..

3. Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Список наиболее часто встречающихся в тестах слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить:

А: авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция.

Б: багаж, бойкот.

В: вакансия, ватрушка, ветеринар, винегрет.

Г: габариты, гарнизон, горизонт.

Д: дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально.

И: игнорировать, иждивенец, интеллигентный.

К: кавычки, каламбур, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конфорка, корифей.

Л: линолеум.

М: меридиан, меценат, мотивировать.

Н: наваждение, ностальгия.

О: оригинальный.

П: палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет.

Р: реабилитация, регламент, резиденция, реставрировать.

С: семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет.

Т: теория.

У: утрамбовать.

Ф: филармония.

Э: эксперимент, экспонат, экстремальный, элемент.

Алгоритм выполнения задания:

1) Расставьте ударения в словах.

2) Подберите однокоренные слова. Необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов (меняя приставки, вспоминая другие части речи с таким же корнем и значением). Общая часть - это корень.

Важно помнить, что глаголы несовершенного вида нельзя проверять глаголами совершенного вида.

3) Вспомните исключения по теме "Чередующиеся гласные в корне".

4) Не забывайте об омонимичных корнях. Например, МЕР - МИР является чередованием в значениях "умирать, замирать", но в значениях "примерять платье, примирять врагов" - проверяемая гласная в корне.

5) Если необходимо найти проверяемую гласную корня, то важно подобрать однокоренное слово с таким же значением, где гласная находится в ударной позиции (лучше другой части речи)

6) В ответе может быть от 2 до 4 цифр. Это может стать подсказкой. Если вы нашли только один вариант ответа, значит, вы решили задание неправильно.



Предварительный просмотр:

Теория и практика  к заданию 8

1.1. Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

Приложение – это определение, выраженное существительным. Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.)Байкал (И.П.),озера (Р.П.) Байкал (И.П.),озеру(Д.П.)Байкал(И.П.)

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.
В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

1.2. Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

  • Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.
  • Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
  • Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду
2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.
3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду
2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

1.3.  Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).

1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.
2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.
3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)
2. Приехав в Москву, мне стало грустно.
3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

1.4. Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.                    

1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)

2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
2. Кресло-качалка отремонтировано.
3. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].

1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
2. Кресло-качалка отремонтирована.
3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

1.5. Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную речь местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

1.6. Предложение с однородными членами. Ошибки в построении предложения с очп.

1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

3. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба

 в одной форме (полной или краткой).

4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.

5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.

7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов 

(Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…;

не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.).

 Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:

не только … но и

если не…, то

как…, так и

Список двойных союзов

    ЕСЛИ НЕ …, ТО 

    ХОТЯ И …, НО 

    КАК …, ТАК И 

    НЕ ТАК …, КАК 

    НЕ ТОЛЬКО …, НО И 

    НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО 

    НАСКОЛЬКО …, НАСТОЛЬКО 

    НЕ ТО ЧТО …, НО 

    НЕ ТО ЧТОБЫ …, А 

    СКОРЕЕ…, ЧЕМ 

       Предложения с двойными союзами

Если однородные члены соединены такими союзами, то запятая ставится только перед

   второй частью. 

  1. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.
  2. Работа хотя и несложная, но трудоёмкая и потребует дополнительного времени

 для своего выполнения. 

  1. Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых.

При пропуске второй части двойного союза вместо запятой ставится тире: 

Она ему не то что в матери — в бабушки годится. 

В сложных предложениях с двойными или парными союзами другая постановка знаков

 препинания. 
 
Сравните предложения:
 1. Тёплая погода если и вернётся, то не надолго.

 (простое предложение, запятая перед если не ставится). 
2. Тёплая погода, если она и вернётся, то не надолго. По вечерам, если нет ветра и на небе

 нет облаков, то запах сена чувствуется сильнее. (сложные предложения, запятая перед

 если ставится).

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.
2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто
3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или
Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).
4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).
6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

1. Раскольников придумал и восхищается

своей теорией.

(глаголы сочетаются с сущ-ми в разных падежах)
2. Натянуть и выстрелить из лука непросто.
3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо

иллюстрированные (полн. форма).
4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
5. Жизнь крестьян изображена в произведениях

 русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой(И.п.).
6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы,  фрукты.
7. Можно утверждать, что настроение было

 не только главным для создателя стихотворения,

 но и для читателей.
8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.
 (нет союза

 не только…, а также)

1.7. Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.

1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.
Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.
2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).

1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)
2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).

1.8. Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

1. Предлоги -  СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ,ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?).

Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)

в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении,

наподобие, посредством + Р.п. существительного.

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы.

Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

2. Предлоги в - из, на - с.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам
благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию
По окончании срока
По истечении срока
По прибытии поезда
По приезде
2. в город – из города

1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств
благодаря (кого? чего? Р.п.) старания
По окончанию срока
По истечению срока
По прибытию поезда
По приезду
2. с города

1.9. Глагольные формы. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

1. Не соответствующее норме чередование форм наст. и прош.вр. при описании событий прошлого.

2. Использование глаголов несов.в. вместо глаголов сов.в.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

 1. Бим лежал на земле и дрожал всем телом.
   2. Сестра
прочитала книгу и пересказала ее    брату.

  Когда медвежата подросли (сов.в.), их посадили (сов.в.) на цепь.

 1. Бим лежал на земле и дрожит всем телом.

 2. Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

  Когда медвежата подросли (сов.в.), их сажали 

(несов.в.) на цепь.

1.10. Управление глаголов. Нарушение управления.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Он всегда уделял внимание своему здоровью.

Он всегда уделял внимание на свое здоровье.



Предварительный просмотр:

12 ЗАДАНИЕ ЕГЭ. Написание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

1 спряжение ( Е в окончании!!!)

2 спряжение (И  в окончании!!!)

Все глаголы, оканчивающиеся на –еть, -ать, -оть, -уть, -ыть.

+исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ, БРЕЗЖИТЬ, ЗИБИТЬСЯ (запомни! Пишется ЗЫБЛЕТСЯ, ЗЫБЛЮЩИЙСЯ).

Все глаголы на –ить, кроме исключений на -ить.

+11 глаголов-исключений на ЕТЬ и АТЬ:

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ,
ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
И ОБИДЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ,

И ЗАВИСЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ.

Глаголы 1 спряжения во множественном числе имеют окончания УТ, ЮТ:

Лелеять-ЛЕЛЕЮТ

Писать-ПИШУТ

Глаголы 1 спряжения во множественном числе имеют окончания АТ, ЯТ:

Клеить-КЛЕЯТ

Держать-ДЕРЖАТ

Действительные причастия, образованные от глаголов 1 спряжения, имеют суффиксы УЩ, ЮЩ:

Лаять-ЛАЮЩИЙ

Колыхаться-КОЛЫШУЩИЙСЯ

Лелеять-ЛЕЛЕЮЩИЙ

Действительные причастия, образованные от глаголов 2 спряжения, имеют суффиксы АЩ, ЯЩ:

Строить-СТРОЯЩИЙ

Холить-ХОЛЯЩИЙ

Слышать-СЛЫШАЩИЙ

Страдательные причастия имеют суффиксы ЕМ, ОМ:

Читать-читаемый

Вести-ведомый

Нести-несомый

Страдательные причастия 2 спряжения имеют суффикс ИМ:

Слышать-СЛЫШИМЫЙ

Видеть-ВИДИМЫЙ

Глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ – разноспрягаемые. И как 1 спр, и как 2: хочет, хотите, хотят, бежит, бежите, бегут и т.д.

ОБРАЗОВАНИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ: ОбвенчАть-обвенчАнный,растаЯть-растаЯнный. Но в глаголах на –ИТЬ: расклеить-расклеЕННый,  отвезти-ОТВЕЗЕННЫЙ, обгрызть-ОБГРЫЗЕННЫЙ, отгрызть-ОТГРЫЗЕННЫЙ. Глагол обгрызать-несовершенного вида, он не образует страдат.причастий.

ОБРАЗОВАНИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ:

растаЯть-растаЯвший,распечатАть-распечатАнный расклеИть-расклеИвший

В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ У ГЛАГОЛОВ СОХРАНЯЕТСЯ СУФФИКС: ненавидЕть-ненавидЕл, лелеЯть-лелеЯл.

!!! Мелить-натирать мелом-мелю, мелишь, мелит, мелим, мелите, мелят.

Молоть-измельчать-мелю, мелешь, мелет, мелем, мелете, мелют.

Молить-просить-молю, молишь, молит, молим, молите, молят.

ЛЕДЕНЕТЬ- Руки леденели от холода. ЛЕДЕНИТЬ-Душу леденил страх.



Предварительный просмотр:

Средства связи предложений в тексте. Задание 25.

Лексические средства связи:

1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор.

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2. Однокоренные слова.

Конечно, такой мастер знал себе   цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком.  Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости.  (В.Белов)

3. Синонимы.

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

4. Антонимы.

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше

5. Описательные обороты.

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

1. Личные местоимения, притяжательные местоимения.

Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать. (А.Чехов)

2. Указательные местоимения.

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев).

3. Местоимённые наречия. 

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой).

4. Союзы.

 Всё с тем же  говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

5. Частицы.

  1. Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?

6. Вводные  слова и конструкции. 

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

7. Единство видовременных форм глаголов.

Подражание французскому тону времён Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над  нашими неудачами. (А.Пушкин)

8. Неполные предложения.

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9. Синтаксический параллелизм.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 13. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

Формулировка задания: Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сережа, еще (НЕ)ОКРЕПШИЙ после болезни, примостился на диване.

Захар прошел  мимо, (НЕ)ПОВЕРНУВ головы в мою сторону.

Солнце (НЕ)БЫЛО видно.

Месяц, ещё (НЕ)СКРЫТЫЙ облаками, освещал равнину.

В кюветах блестела вода, оставшаяся после (НЕ)ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫХ июльских  дождей.

Ответ: ___________________________.

Алгоритм выполнения:

  1. Определи часть речи. Посмотри, употребляется ли слово без НЕ! Помни! • НЕ с любой частью речи пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется: невежа, невзгоды, нелепый, невзрачный, ненастный, негодовать, нездоровится, несдобровать, неможется, нельзя, неужто, нестерпимый и др.
  2. Исключи глаголы и деепричастия, если они есть в задании.
  3. Помни! НЕ всегда пишется раздельно при словах, в составе которых есть дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.
  4. Вспомни правила написания НЕ с  остальными частями речи. И выбери верный ответ. Он будет только один!

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Часть речи

Слитное написание частицы НЕ

Раздельное написание частицы НЕ

Глагол

  1. Без НЕ не употребляется: ненавидеть, негодовать, недоумевать
  2. В глагольной приставке

НЕДО-, обозначающей несоответствие требуемой норме, недостаток или нехватку чего-либо: недовыполнить план, недоедать неделями, постоянно недосыпать (= спать меньше нормы)

  1. Со всеми остальными глаголами, употребляющимися без НЕ: не был, не знал и т.д.
  2. В глаголах с приставкой ДО, имеющей впереди себя отрицание НЕ и обозначающей не доведённое до конца действие: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.

Деепричастие

1. Без Не не употребляется: негодуя

2.Деепричастия, образованные от глаголов с приставкой НЕДО-, пишутся слитно: постоянно недосыпая, недовыполнив норму.

В деепричастиях, которые могут употребляться без НЕ: не думая, не зная.

Имя существительное

1.Без НЕ не употребляется: небылицы, неразбериха

2.Если можно подобрать синоним неправда – ложь, недруг – враг.

1. Если есть противопоставление, выраженное союзом А: не ложь, а правда.

2. В вопросительном предложении при логическом подчеркивании отрицания:

Не правда ли?

Имя прилагательное

1. Если можно подобрать синоним нелегкий – трудный.

2.  Наличие пояснительных (зависимых) слов, как правило, не влияет на слитное написание не с прилагательными:

незнакомые нам песни, неизвестный мне писатель, ненужные нам сведения, 

3. При наличии наречия меры

и степени: АБСОЛЮТНО, БОЛЕЕ ЧЕМ, ВЕСЬМА, В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ, КРАЙНЕ, НАСТОЛЬКО, ОЧЕНЬ, ПОЛНОСТЬЮ, ПОЧТИ, СЛИШКОМ, СОВЕРШЕННО, УДИВИТЕЛЬНО, ЧРЕЗВЫЧАЙНО и др.: совсем неприспособленный, весьма нелегкая задача, очень несовершенный рассказ,

4. С краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с НЕ слитно:

невысокий – невысок.

5. В отглагольных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ем-, -им-: неувядаемый, неиссякаемый,

непреодолимый, неукротимый,

несокрушимый, необитаемый.

1.Если есть противопоставление, выраженное союзом А: не большой, а маленький.

Примечание: противопоставляемые слова

должны быть словами- антонимами.

2. С относительными прилагательными:

дом не блочный, часы не золотые.

3. С притяжательными прилагательными:

шубка не лисья, пиджак не папин.

4.  При наличии таких пояснительных слов, которые усиливают отрицание: отрицательные местоимения (НИКОМУ, НИЧЕМ и др.) и наречия, начинающиеся с НИ (НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО): никому не известный писатель

5. При наличии пояснительных слов: ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ, ВОВСЕ, которые, притягивают к себе НЕ: далеко не известный писатель, отнюдь не знакомые песни

6. С краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с НЕ раздельно: книга не интересна, а скучна.

7. С прилагательными, обозначающими вкус и цвет: не соленый суп,не синее небо

8. С прилагательными в форме сравнительной степени: не лучше, не хуже, не выше

9. В вопросительных предложениях при логическом подчеркивании отрицания:

Не верный ли это ответ?

10. С краткими прилагательными, которые в полной форме не употребляются:

не должен, не обязан, не намерен, не прав,

не виден, не готов, не рад, не согласен,

не склонен, не доволен

Наречие

1. В наречиях, оканчивающихся на -О, -Е, если к ним можно подобрать синоним: неглупо – умно, недалеко – близко.

2. В отрицательных наречиях:

некогда – никогда, негде – нигде,

некуда – никуда, неоткуда – ниоткуда,

незачем.

1. В наречиях, оканчивающихся на -О,-Е, если есть противопоставление с союзом А:

не смешно, а грустно.

2. Если при наречиях на -О, -Е есть пояснительные слова ВОВСЕ, НИЧУТЬ, ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ: вовсе не смешно.

3. Если наречие пишется через дефис:

не по-товарищески, не по-русски.

4.  В наречиях, оканчивающихся не на -О, -Е: Не очень, не вполне, не совсем, не всегда, не повсюду.

Причастие

1. Если полные причастия одиночные (не имеют при себе зависимых слов): нераспустившийся цветок.

2. Если зависимыми словами

при причастии являются наре-

чия меры и степени: АБСОЛЮТНО, БОЛЕЕ ЧЕМ, ВЕСЬМА, В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ, КРАЙНЕ, НАСТОЛЬКО, ОЧЕНЬ, ПОЛНОСТЬЮ, ПОЧТИ, СЛИШКОМ, СОВЕРШЕННО, УДИВИТЕЛЬНО, ЧРЕЗВЫЧАЙНО и др.: крайне необдуманное решение,

совершенно неподходящий пример,

НО: совершенно не подходящий к

правилу пример (не пишется раздельно ввиду наличия при причастии другого зависимого слова, не имеющего значения меры и степени).

  1. Если полные причастия имеют при себе зависимые слова: не распустившийся (когда?) еще цветок, не написанное (кем?) учеником

сочинение.

2. С краткими причастиями: здание не построено, телеграмма не получена 

3. При наличии противопоставления, выраженного союзом А: не засохшие, а распускающиеся цветы.

Имя числительное

-

Всегда пишется с НЕ раздельно: не трое

Не раз (часто): Не раз я видел в горах

Ни разу (никогда): Не был ни разу

Не один (много): Не один раз я повторял это

Ни один (никто):Ни один не пришел.

Местоимение

1. В неопределенных и отрицательных местоимениях без предлогов: нечему, некому, некоторые, несколько, нечто, некто некому, ничего и т.д.

1. В неопределенных и отрицательных местоимениях, когда НЕ от последующего слова отделено предлогом: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что.

2. С другими разрядами местоимений:

не нашем, не все, не каждый, не сам

3. НИ с местоимением может писаться раздельно и без предлога, если выступает в роли союза в придаточных предложениях:

Я не знаю, ни кто ты, ни где твои друзья.

Союзы

В составе уступительного союза: несмотря на то что (= хотя).

Не всегда пишется раздельно с

сочинительными союзами: не то, не то.

Частицы

В вопросительной частице неужели.

Остальные частицы пишутся с НЕ раздельно:

не только.

Предлоги

В производных предлогах: несмотря на, невзирая на (= вопреки). Несмотря на дождь мы пошли гулять.

С непроизводными предлогами:

не из…, не под…, не над нами.

Примечание

1. Следует отличать обороты

не кто иной, как…,

не что иное, как…

никто иной не…;

ничто иное не….

1) Если в составе оборота есть слово КАК, то в нём употребляется частица НЕ, которая пишется раздельно:

НЕ раздельно пишет всяк,

Если дальше слово КАК.

Примеры: Это было не что иное, как пожар. Это был не кто иной, как твой родной брат.

2) Если в составе оборота нет слова КАК, то в нём употребляется частица НИ, которая

пишется слитно!

Примеры: Никто иной не мог этого сказать. Ничто иное не могло бы меня испугать.

«Различие частицы НЕ и частицы НИ».

НЕ

НИ

1. Частица НЕ придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам:

Не бывать этому. Озеро не большое, а маленькое.

2. Частица НЕ пишется в независимых восклицательных и вопросительных предложениях:

Куда только мы не обращались! Почему не спишь?

3. Частица НЕ употребляется при двойном отрицании: Я не мог не обратиться.

1. Используется для усиления отрицания в предложениях без подлежащего: Кругом ни деревца

В классе не было ни одного человека.

2. Пишется в предложениях для усиления утвердительного смысла после слов КТО, ЧТО, КАК, КУДА и т.д.: Куда ни поеду, всюду встречаю друзей. Куда только мы ни обращались, везде нам помогали.

3. Пишется для усиления отрицания, которое выражается частицей НЕ или словом НЕТ:

Не слышно ни звука. Нет ни облачка.

4. В повторяющихся союзах: Ни ромашки, ни лютики не росли в саду.

5. В устойчивых оборотах (в этих фразеологизмах перед второй частью повторяющегося союза запятая не ставится): ни жив ни мёртв, ни свет ни заря, ни днём ни ночью, ни взад ни вперёд, ни туда ни сюда, ни тот ни другой, ни кон ному ни пешему, ни к селу ни к городу, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, ни два ни полтора, ни за что ни про что, ни с того ни с сего, ни больше ни меньше, ни много ни мало, ни

слуху ни духу, ни стать ни сесть, во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало.


Предварительный просмотр: