Моя инновационная деятельность
Использование национально-регионального компонента - это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 107.27 КБ | |
| 1.03 МБ | |
| 109 КБ |
Предварительный просмотр:
«Национально - региональный компонент как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся”
В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует:
а).формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;
б).содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира;
в).расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.
Поэтому изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
Но как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»? Решить эту задачу я попробовала через проектную и исследователькую деятельность учащихся.
Этот интегрированный метод обучения является инновационным для школьников и не заменим для развития творчества, познавательной активности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Он помогает ученикам конструировать свои знания и самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развивая критическое мышление. Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.
Целью данного проекта является изучение и исследование родного края, культуры и литературы народов, проживающих на территории Бурятии, а также популяризация имеющихся краеведческих материалов, развитие навыков исследовательской работы и воспитание у школьников патриотических чувств.
Дидактические цели проекта:
1. Формирование компетентности в сфере:
самостоятельной познавательной деятельности;
целостного, образного и пространственного мышления.
2. Приобретение навыков:
самостоятельной работы;
работы в команде;
работы с большими объѐмами информации;
исследовательской работы.
3. Умение увидеть проблему и наметить пути еѐ решения.
Методические цели проекта:
Расширить представление учащихся об истории Республики Бурятия
Научить:
работать с разными видами исторических источников;
пользоваться программой MS Pоwer Point для оформления результатов;
кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Исходя из поставленных целей, проект должен способствовать решению следующих методических задач:
формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы
с большими объемами информации;
формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ПК;
формировать навыки самообразования;
формировать навыки работы в команде;
развивать умение сформулировать задачу и найти пути еѐ решения;
формировать навыки самоконтроля.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2022– май 2026 гг. (4 года)
1 этап проекта (организационный, 2022 - 2023 учебный год)
Задачи этапа | Ожидаемый результат |
Организационные: разработка и реализация проекта; | механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности предоставления материала; |
Мотивационные: выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса; | ознакомление всех участников с основными целями и задачами проекта; |
Кадровые: привлечь к проекту учителей разных предметов для осуществления интеграции; | ознакомление с программой осуществления проекта; методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта; |
Содержательные: механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности представления материала; | изучение литературы по теме; отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности; создание нормативно-правовой документации на школьном уровне. |
Информационные: обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса. | информационная готовность участников проекта; система мониторинга проекта. |
2 этап (практический, 2023 - 2024, 2024 - 2025 учебный год)
Осуществить апробацию проекта | Реализация целей и задач проекта |
осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта; | промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта; |
внести необходимые коррективы в содержание проекта; | усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании; |
построить образовательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта. | внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта. |
3 этап (контрольно - оценочный, 2025 - 2026 учебный год)
Анализ эффективности проекта разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в школе; участие в олимпиадах, научно-практических конференциях школьного, районного и республиканского уровней. | Отчѐт о результатах проекта определение теоретической и практической значимости проекта; создание сборника исследовательских работ участников; внедрение результатов проекта. |
Этапы реализации проекта
Организация исследовательской деятельности учащихся в ОУ:
Необходимо осознанно подойти к созданию творческой группы, основанной на субъективности взаимодействия взрослого и ребенка в ходе педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся.
Основной целью творческой группы должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно - исследовательских интересов учеников.
В ходе работы необходимо сформировать направления деятельности:
организация исследовательской работы учащихся;
участие в проводимых олимпиадах, научно-практических конференциях;
осуществление контактов с представителями науки, общественных движений;
распространение и пропаганда данной деятельности.
Формы организации исследовательской деятельности учащихся:
элементы исследования в рамках учебных предметов;
предметы в рамках базисного компонента;
элективные курсы – школьный компонент;
экскурсия, конференция или конкурс;
Разработаны критерии участия обучающихся в проектной деятельности:
1. Участвует в обсуждении ключевых вопросов |
2. Умеет распределить последовательность действий каждого члена команды |
3. Сотрудничает с другими во время работы над достижением общих целей. |
4. Высказывает новые идеи. |
Вносит конструктивные предложения. |
Умеет выслушивать товарищей. |
Тщательно обдумывает информацию. |
8. Умеет сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи. |
9. Умеет корректно отстаивать свою точку зрения. |
Умеет выяснять, что непонятно. |
Умеет принимать помощь товарищей. |
Подбадривает и поддерживает товарищей. |
Это таблица вклада в работу каждого ученика. Как мы можем видеть из таблицы, критерии, представленные в ней, содержат не только пункты, мотивирующие желание работать в сотрудничестве, но и пункты, дающие возможность каждому ученику увидеть свои достоинства. Именно наличие критериев подобного рода дает ученикам ощущение того, что в работе команды важно и значимо участие каждого: и того, кто генерирует идеи, и того, кто координирует деятельность, и того, кто умеет поддержать и ободрить.
Критерии при оценивании финальной работы
Глубина понимания вопроса;
Полнота освещения;
Логичность изложения;
Оригинальность изложения;
Интересные художественные решения;
Оформление работы;
Культура речи.
Описание работы над проектом
Одним из важнейших направлений воспитания образованного, нравственного, самостоятельного, с чувством ответственности за судьбу страны человека выступает историческое образование, включающее в себя краеведческий компонент.
Богатые исторические, культурные и социальные традиции, которыми славится Бурятия, дают сегодня уверенность в должной реализации замыслов о становлении настоящих российских граждан, всесторонне образованных, ответственных, с личной и гражданской устойчивостью, высокой нравственностью.
К изучению истории и культуры Бурятии желательно приступать в начальной школе, включая пропедевтический материал в курс «Окружающий мир». Как учитель средней и старшей школы, я спланировала изучение истории и культуры республики с древнейших времен до наших дней в хронологической последовательности, начиная с 5 класса по 11 класс.
Опрос ребят показал, что им нравится заниматься историей и культурой родного края. Это помогает им лучше понять и усвоить базовый курс истории, обществознания, литературы, когда ребята, проводя параллель, могут увидеть неразрывную связь между событиями в нашем крае и государстве в целом. Учащиеся более четко видят, что история нашей малой родины тесно связана с историей России, что они могут гордиться своими земляками – участниками решающих событий в истории страны. Чтобы поддерживать интерес учащихся, использую различные формы и приемы деятельности.
Интерес у ребят вызывают познавательные и ролевые игры, например, «Наш край глазами путешественников XIII-XIVвеков», решение кроссвордов, сочинения, создание презентаций, посещение историко - краеведческого музея, этнографического музея, поездки по местам декабристов, в храмы Бурятии, Иволгинский дацан, экскурсии по улицам города. Обо всем, что видели, создавали презентации, проводили классные часы в параллелях 5-11 классов.
Основные направления и темы исследования
Класс | Основное содержание |
5класс | Литература. Устное народное творчество. Бурятские пословицы, поговорки, загадки. Русский язык. Значение бурятских имен и фамилий. Рассказы о предках, происхождение своей фамилии, семейные реликвии. Родословные. |
6класс | Литература. Устное народное творчество. Бурятские сказки. Былина. Героический эпос «Гэсэр». Прославление подвигов бурятского народа. Местный календарь и обрядовый фольклор. Русский язык. Предания о том, как появились разные названия. Байкал, Баргузин, Ушканьи острова, названия, связанные с озером Байкал. Сочинения – рассуждеия о поступках людей. Изложения – сжатое, выборочное повествовательного характера с элементами описания природы. |
7класс | Литература. Устное народное творчество. Бурятские сказания. Бурятские исторические песни, связанные с присоединением к России, о дружбе народов, об установлении границы, о богачах и нойонах. Русский язык. Предания о происхождении названий некоторых деревень, селений (Гусиное озеро, Сотниково, Вахмистрово, Куйтун, Хойтобэе и другие). |
8класс | Литература. Устное народное творчество. Бурятские народные благопожелания (юролы). Древнерусская литература. Семейские. Семейские традиции. Житие о Протопопе Аввакуме. Русский язык. Предания о том, как появились названия озер и рек (Котокель, Ангара, Зун-Мурин, Киран и другие) |
9класс | Литература. Устное народное творчество. Предания о природе и природных богатствах, о заселении и освоении края, о землепроходцах. Предания о декабристах. Арап Петра Великого – Ганнибал. Пушкин и Бурятия. Русский язык. Подборка текстов для подготовки к ОГЭ. Сочинения. Изложения. |
10 класс | Литература. Символика в традиционной культуре бурят (цвет, орнамент, числа). Чехов в Бурятии. Некрасов. Поэма «Дедушка», «Русские женщины». Литература Бурятии. Биографии и творчество писателей и поэтов Бурятии. Русский язык. Подборка текстов для подготовки к ЕГЭ. Сочинения. Изложения. |
11класс | Литература. Материальная (дерево, пища, жилище, костюм, украшения) и духовная культура бурят (лошадь, игры, танцы, праздники). Литература Бурятии. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Современная бурятская литература. Русский язык. Подборка текстов для подготовки к ЕГЭ. Сочинения. Изложения. |
Возможные темы работ по литературе и русскому языку
(возможно добавление или изменение тем в ходе исследования)
Литература | Русский язык |
Бурятские пословицы Бурятские поговорки; Бурятские загадки; Бурятские сказки; легенды, предания, сказания; Героический эпос «Гэсэр»; Бурятские исторические песни; Пушкин и Бурятия. Сибирский кандальный тракт; Декабристы на поселении в Бурятии. Чайный путь; Чехов в Бурятии. Некрасов о Бурятии. Литература о гражданской войне в Бурятии; Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени; Современная бурятская литература. | Значение бурятских имен и фамилий; Названия, связанные с озером Байкал; Название селений, поселков; Название озер, рек Бурятии; Диалектные слова. Названия улиц улуса Хойтобэе |
Кроме теоретического курса по русскому языку, литературе, культурологии родного края, большое место в работе уделяется практическим занятиям, экскурсиям, экспедициям, которые проводятся во внеурочное время.
Результаты, полученные в ходе работы над проектом
Выполнены и защищены отдельные темы. Имеются достижения на научно-практических конференциях школьного, республиканского уровня, всероссийских и международных дистанционных конкурсах.
Преловская Полина. Исследовательская работа «Имена собственные учащихся 5а класса МОУ «СОШ Хойтобэе»» - 3 место. Школьная НПК
Карпова Сойжина .Исследовательская работа «Происхождение названий улиц улуса Хойтобэе Иволгинского района» - 3 место. Школьная НПК
Ринчинова Дугарма Саяновна «» лауреат 2 степени регионального фестиваля-конкурса «Это все - мое родное». Дистанционный.
Доржиева Туяна. Исследовательская работа «Герои среди нас». Районная научно-практическая конференция «Защитник Отечества - звание гордое». Секция: «Современные герои Отечества», диплом 1 степени.
Цыденова Дарина. Муниципальный этап конкурса сочинений «Описание русской культуры на родном языке», 2 место.
Доржиева Туяна. Исследовательская работа «Афганистан в судьбе моего дяди». Межрайонная историко-краеведческая конференция, посвященная 35-летию вывода Советских войск из республики Афганистан «Афганская война: история, судьбы, память» в секции «Мужеством сердца сильны», диплом 1 степени.
Доржиева Сэлмэг Н. Конкурс «Эссе» на муниципальном этапе всероссийской олимпиады по школьному краеведению, 2 место.
В школе сложилась система работы по реализации национально - регионального компонента на всех уроках. Материал, накопленный по всем предметам по этой теме, представляет практический интерес для учителей, заместителей директора по учебной и воспитательной работе, педагогов дополнительного образования. Привлечение школьников к познанию национальной культуры – это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно. Равнодушных не будет, если сам педагог подойдет к ней творчески.
Детская исследовательская деятельность, несомненно, является одним из самых эффективных подходов к образовательному и воспитательному процессу. В процессе исследовательской деятельности школьники осваивают навыки не пассивного усвоения предлагаемых им учителями знаний, а учатся самостоятельно получить эти знания, что является более эффективным способом образования. Исследовательский способ образования избавлен от самой большой проблемы традиционного образования — отсутствия познавательного интереса учащихся.
В ходе реализации проектов только по русскому языку и литературе нами созданы презентации, видеоролики, буклеты, классных часов. В перспективе – создание электронного учебника по истории и культуре родного края, сборника с текстами и заданиями по русскому языку на основе краеведческого материала, создание сайта.
По этой проблеме сама делаю разработки и делюсь ими с коллегами, провожу открытые уроки и образовательные события, а также размещаю их на сайтах в сети интернет.
Выступление по теме: «Использование НРК на уроках русского языка и литературы» на районном конкурсе «Лучшая педагогическая практика».
Выездная сессия классных руководителей (кураторов) Иволгинского района «Иволгинский классный руководитель: вызовы времени и профессиональные решения». Тема выступления: «Патриотическое воспитание на уроках литературы» (с материалами НРК).
Урок по литературе в 10 классе «Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество (Лев Толстой и бурятский ученый Галсан Гомбоев)».
Работа над проектом продолжается.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе.
Тема урока: «Предания как жанр устного народного творчества (на примере преданий бурятской земли о Байкале)»
Тип урока: Урок изучения нового материала. (Проводится после изучения произведений устного народного творчества, предлагаемых программой)
Цели урока:
1.Обучающие: сформулировать понятие о преданиях как об одном из жанров устного народного творчества; познакомиться с преданиями о появлении Байкала.
2.Развивающие: содействовать формированию умения работать с различными источниками; анализировать предложенный текст; делать обобщенные выводы; составлять планы и продолжить формирование познавательного интереса.
3.Воспитывающие: способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину.
Задачи урока:
дать определение предания как жанра устного народного творчества, перечислить признаки жанра;
отличать предания от сказки;
обосновать использование в мифах средств художественной выразительности;
выразительно читать художественный текст (с листа);
выразить словами впечатления от услышанного музыкального произведения, прочитанного произведения; уметь описать самостоятельно нарисованную картину.
Формируемые УУД на уроке.
Предметные УУД: совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий; чувства гордости за свою малую Родину.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Методы и приемы работы: репродуктивный, частично-поисковый; работа с текстом – анализ текста , выразительное чтение, работа с иллюстрациями и фотографиями, выполненными детьми ; словесное рисование, работа в группах, создание мифа.
Перечень оборудования кабинета к уроку:
компьютер, проектор, презентация в программе «Mimiо-studio»
музыкальный файл «Плеск воды»
индивидуальные распечатки с текстами мифов;
«Словарь литературоведческих терминов» Автор-составитель С.П.Белокурова,2006 г.
Ожегов «Толковый словарь»
Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство
План урока | Методы, приемы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | ||||||||
Организация начала урока | метод мотивации учебной деятельности | Личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Приветствие учителя. Предложение оценить готовность к уроку, рассмотреть «Карту успеха» | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность Дети достали «карту успеха», в которой после каждого этапа урока фиксируют усвоение материала. | ||||
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | ||||||||
Мотивация к учебной деятельности 1. | Индивидуальная работа, коллективная (Приемы: твор-ческое воображение, устное рисование) Проверка предварительного домашнего задания. | Регулятивные: саморегуляция; личностные: формирование собственного мнения, умение высказывать его, аргументировать; - обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций; - продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать; - проявлять свою индивидуальность. | Эмоциональный настрой детей на урок. Звучит музыкальный файл «Плеск вод Байкала» Фронтальная беседа: - Какие картины представили вы, слушая эту музыку? (Дети сразу поняли, что плещется вода. Многие отдыхали летом на Байкале, поэтому ответили, что плещется Байкал) - Кто из вас отдыхал летом на Байкале? Расскажите о том, каким запомнилось вам это озеро (местные жители называют его не иначе, как «морем»). - Продемонстрируйте свои рисунки о Байкале, фотографии, сделанные во время отдыха на этом озере. Расскажите о том, что вы хотели нарисовать, запечатлеть на фотографиях. Отгадайте загадки: Сколько рек из Байкала вытекает? (Одна Ангара) Вспоминаем, что называется загадкой. А вот и пословица о Байкале. Как вы понимаете ее смысл? «Небольшой дождь каждый день заполняет Байкал до краев». А что такое пословица? | Дети отвечают на вопросы: описывают свои впечатления от прослушанной музыки; демонстрируют свои рисунки, фотографии, рассказывают о том, что хотели нарисовать на своих рисунках. | ||||
2. | Фронтальная организация учащихся (беседа, определение темы урока) | Познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование гражданских качеств путём знакомства с достопримечательностями России. | - Как образовался Байкал? (дети пытаются ответить на вопрос). Учитель уточняет эти сведения. Представьте, что нам с вами нужно было бы рассказать об образовании Байкала, не имея на это точных научных сведений. Вот и людям, живущим рядом с Байкалом, тоже было интересно знать все его тайны. В далеком-далеком прошлом, на протяжении многих столетий и стали появляться рассказы об озере, которые носили сказочный характер. Эти рассказы назвали преданиями. Они передавались из уст в уста, поэтому мы относим их к жанрам устного народного творчества. | Отвечают на вопрос, вспоминая знания, которые они получили на уроках природоведения, географии, биологии, от родителей, из книг о Байкале. | ||||
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Метод фронтальной организации учащихся | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Давайте уточним тему нашего сегодняшнего урока. Учитель подтверждает. Обозначает тему урока: «Предания как жанр устного народного творчества» (на примере преданий бурятской земли о Байкале) - Чему мы можем научиться на нашем уроке? Уточнение задач урока. Работать мы будем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Демонстрируется слайд с «Правилами работы в группе», (плакат из научно-методического журнала «Педагогическая мастерская») | Формулируют тему занятия. Запись темы урока в тетрадях. Называют задачи урока. Распределяются в две группы (один из вариантов: 1 группа -те, кто бывает на Байкале часто; 2-я – те, кто был только один раз или еще не успел побывать там). Зачитывают правила работы в группе (на слайде) | ||||
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||||||||
1. Аналитическая работа со словарями, текстами преданий 2. 3. | Словесный, познавательный, эвристический Работа со слайдами, выполненными в «Mimio-studio» | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать; коммуникативные УУД: умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения; личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа. | - А что же такое предания? Найдите определение этого понятия в предложенных словарях. Для каждой группы предлагается работа с определенным словарем («Словарь литературоведческих терминов» Автор-составитель С.П.Белокурова; Ожегов «Толковый словарь») -Прочитайте определение, назовите основные признаки данного жанра устного народного творчества. - В течение всего урока мы будем создавать кластер понятия «Предание» как жанра устного народного творчества. (Все записи фиксируются на доске). Каждой группе учеников предлагается текст с преданием о Байкале (предлагается для работы два текста). Задание. Внимательно прочитайте текст. Подготовьтесь к выразительному чтению. К каким преданиям по тематике можно отнести текст, с которым вы работали? О чем рассказывает прочитанное предание? Какие события кажутся вам вымышленными? Что лежит в основе предания? Каким представлен Байкал в тексте? Выступление ребят из каждой группы: выразительно читают текст, называют признаки жанра (говорят о цели создания произведения, главных его героях, дают им характеристику и т.д.,) Итак, о чем может идти повествование в преданиях? Продолжается работа с кластером: Ребята, когда вы читали эти произведения, всем было интересно? А почему? Какое средство художественной выразительности использовали сказители для передачи характера героев, описания событий? Найдите в своих текстах первой группе: эпитеты; второй группе: метафоры; олицетворения На что похожи предания? Задания для групп: выберите конкретные признаки жанра. 1 группа - сказка 2-я группа - предание. (Жанр фольклора. Не имеет конкретного автора. Имеют большое количество вариантов. Содержат сведения о реальных исторических событиях. Повествуют о событиях вымышленных. Бывают бытовыми, волшебными, о животных. Быввают историческими и топонимическими (о природных богатствах и природе; об истории заселения или освоения края; об исторических личностях ; о том, как появились разные названия; о том, как раньше жилось). При проверке выясняем сходства и различия сказок и преданий. | Работа в группах Работа со словарями Находят определение, зачитывают вслух, вычленяя основные признаки. Работаем со слайдом. Дети называют признаки. У учителя они закрыты «шторками». После того, как озвучен очередной признак, «шторка» открывается. Один ученик зачитывает полученное определение. Все записывают в тетрадь.
Выступление ребят из каждой группы. Ученики читают предложенные тексты, находят признаки, подтверждающие понятие жанра Дети работают с текстами, ищут и записывают эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Выступление учащихся. Сначала открывают «шторку», зачитывают определение. Затем называют найденные средства художественной выразительности Работа на слайде. Прием «перетаскивания». Проговаривание признаков конкретных жанров. | ||||
Этап 5. Закрепление полученных знаний | ||||||||
Работа в группах. | Личностные УУД: умение фантазировать, находить объяснение явлениям; регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников; познавательные УУД: умение осуществлять сравнение; коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении творческих задач. | А теперь представим, что и мы с вами люди, которые хотят рассказать всем живущим потомкам, почему так, а не иначе называется наше село. «Куйтун» в переводе с бурятского означает «холод». Подумайте, как вы начнете свой рассказ, кто из его героев будет героем сказочным, а кто реальным. Используйте средства художественной выразительности. Ребятам предлагаются вопросы – помощники: 1. О чем будет ваше предание? 2. Почему данная местность так называется, кто мог дать ей это имя? 3. Придумайте таких персонажей, которых, может быть, и не было на самом деле рядом с вашим главным героем, но они могли бы быть. 4. Начать предание можно словами: «В свое время, очень давно…». «Было это давным- давно». Помните: предание – не сказка. Люди должны ему верить. | Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения, представление результатов работы в группе. | |||||
Проверка индивидуального домашнего задания | Выступление ученика. Рассказ о сказителях земли бурятской: Егор Иванович Сороковиков - Магай | |||||||
Этап 6. Подведение итогов урока | ||||||||
1.Обобщение. Самооценка. | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом; регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать; познавательные: проявление активности в решении творческой задачи; коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | - С чем мы сегодня познакомились? | |||||
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный | Домашнее задание. - Создать предание, о каком- то географическом объекте – Матвейкиных камнях, Надеинских скалах, о селе Надеино и Надеинских скалах. Или о том, почему называются так или иначе наши улицы – Большанка, Турция, Поперечная и т.д. Может быть у кого-то получится рассказать в стихотворной форме. -Нарисуйте иллюстрации к прочитанным на уроке преданиям или к тому тексту, что создадите сами. | Запись задания в дневники. | |||||
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | Регулятивные УУД: рефлексия; коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Дети заполняют листы самооценки Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Карту успеха» | ||||
Литература.
Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. Санкт-Петербург : Паритет, 2006.
Ожегов «Толковый словарь». Москва: Мир и Образование: ОНИКС, 2012.
Элиасов Л.Е. Байкальские предания. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство,1966.
Про Байкал.
В далекие времена на том месте, где сейчас Байкал, рос дремучий лес. Птицы и зверя в этом лесу было так много, что человеку пройти было трудно. Среди птиц выделялась одна. Она была величиной с нынешнего осетра. Крылья у ней были огромные, сильные, если заденет за дерево, то оно с корнем на землю падало, заденет за скалу, скала разлеталась.
Люди боялись птицы и убить её никак не могли, потому что когда она летала, то от неё такие горячие лучи шли, что охотники замертво падали. Но вот родился среди людей один человек, рос не по дням, а по часам. Вскоре он вырос богатырем и никакой силы не боялся. Пошёл к нему народ просить, чтобы он от беды избавил и ту огненную птицу убил. Послушался богатырь, из ста деревьев себе лук сделал, из двухсот лесин стрелу вытесал и отправился на охоту. Вскоре земля вся содрогнулась, упала от меткого выстрела та птица, огонь начался такой, что небу жарко. Народ разошёлся из этой тайги по горам и увидел, как сквозь пламя столбы воды пробиваются. Так море на том месте стало.
Когда земля и тайга горели, народ всё кричал: “ Байкал, Байкал”. Когда море стало, за тем местом имя “Байкал” из века в век сохранилось. То ли пожар большой народ называл Байкалом, то ли ту птицу так называли, откуда теперь знать. Только люди запомнили, что место, где сгорела птица,- Байкалом зовут
О славном море.
Как бы ни произошел Байкал, но только он не Богом создан. В народе так сказывают: когда солнце начало пригревать землю, то на ней стал таять лёд. Снизу тоже землю прогревало. Лёд стоял, и получилось много воды. Вода стекла в логотины, разошлась до самых гор и остановилась. В это время потекли реки и ручьи, они прибавили воды и не давали ей убывать. Сначала Байкал было небольшим, потом к нему прорвалась Верхняя Ангара, и он прибыл. Через много лет Байкал помаленьку раздвигал свои берега, смыл много гор и пробрался до самых крутых и крепких гор. Около Саян он остановился. Тут воды в нём стало так много, что ей деваться некуда было, она прорвалась через Нижнюю Ангару к Иркуту, и Байкальская вода стеклась с водой Ледовитого океана.
Ни Бог, ни чёрт Байкал создать не мог, потому что он бы их сначала проглотил, а потом бы выбросил. Байкал в себе ничего не держит, всё, что попадает в него, он всё выбрасывает. Так испокон веков народ об этом говорит. Солнце, вот это сила, потому людям от него жизнь идёт, а если оно закроется, то никто не поможет. Солнце лёд растопило, оно Байкалу жизнь дало на людскую радость.
ПРЕДАНИЕ - жанр устного народного творчества: рассказ, повествование о реальных людях и событиях прошлого, сведения о которых необходимо было передать последующим поколениям. Однако сюжет П. обычно не развертывается в сложную цепь событий, как в сказке (см.), а строится на одном эпизоде, как правило, всегда ярком и необычайном. Источником П. являются рассказы очевидцев, однако, передаваясь из уст в уста, П. удаляется от фактической первоосновы, подвергается вольной поэтической интерпретации, тем самым сближаясь со сказкой и легендой (см.). По тематике различают исторические (происхождение того или иного народа, история предков и т. д.) и топонимические (о происхождении природных объектов: гор, скал, рек, озер, болот и т. п.; памятников старины: могильников, монастырей и т. п. и их названий)
Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. Санкт-Петербург : Паритет, 2006.
ПРЕДАНИЕ,-я, ср. Переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Народное п. Семейное п.
Ожегов С.И. Толковый словарь
Кластер понятия «Предания»

