Формула решения школьных конфликтов.

Школа учит не только началам наук, но и умению строить отношения с людьми. С возникновением новых технологий в современном образовательном процессе появляются новые методы работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formula.docx64.62 КБ

Предварительный просмотр:

Формула решения школьных конфликтов

    Мечтой любого классного руководителя является коллектив  учащихся, где   все дружно стремятся к достижению общей цели. Коллектив, в котором не тратят времени на пустые ссоры и сплетни. Школа учит не только началам наук, но и умению строить отношения с людьми. Однако практика показывает, что полностью избежать конфликтов в классе невозможно. Конфликты в школе между учащимися, педагогами и родителями возникали, возникают и будут возникать. Они - неотъемлемая часть нашей жизни. Но вот к решению конфликтных ситуаций каждый учитель подходит по-своему. С течением времени и возникновением новых технологий в современном образовательном процессе появляются и новые методы работы с учащимися.

        Нам интересно:

"        Какой конфликт произошел в вашей школе?

"        Почему он возник, и кто в нем участвовал?

"        Как был решен этот конфликт?

"        Что вы делаете для того, чтобы он не повторился?

"        Пояснение:

"        В нашей школе произошёл конфликт между девочками 5 класса.

"        Подружки отвергли одноклассницу, мотивируя тем, что она не такая, как они (внешний вид, характер, поведение)

"        Классным руководителем была проведена работа по преодолению конфликтной ситуации (ниже приведена программа занятий, состоящая из 6 тем):1. Проведено тестирование учащихся класса на определение конфликтности;2.проведён мастер-класс "Честный ум, чистое сердце"; 3. "Конфликтные" учащиеся вовлечены в индивидуальную работу социальным педагогом (совместно с  родителями- см. приложение);4.каждую четверть даётся задание данным ученицам для участия в различных конкурсах (внутриклассных и общешкольных)  с целью пополнения их портфолио.

"        Итог: конфликта нет, девочка стали лучшими подругами,  активными участницами всех мероприятий.

"        План проведения мероприятий в классе с целью сплочения коллектива, профилактики конфликтных отношений ( вся работа строится совместно с классным руководителем, социальным педагогом, психологом)

"        Программа занятий по преодолению конфликтных ситуаций в классе.

Тема занятия                                                                 содержание

Занятие 1. На старте.        Сплочение группы, выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации и настроя на работу.

Занятие 2. Психологическая природа конфликта.        Определение конфликта. Структура, сфера, динамика конфликта. Причины.

Занятие 3. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение.        Ведущие стратегии поведения в конфликте. Самодиагностика на основе теста Томаса для определения поведения в конфликтной ситуации.

Занятие 4. Стратегия сотрудничества в педагогическом конфликте.        Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте. Искаженное понимание интересов другой стороны в конфликте

Занятие 5. Посредничество педагога в конфликте.        Роль и функции посредника в конфликте. Особенности общения посредника в конфликте.

Правила построения коммуникации посредником. Организация процедуры разрешения конфликта через посредника.

Занятие 6. Финал.        Завершение групповой работы. Подведение итогов работы группы. Обсуждение результатов тренинга. Рефлексия.

 Мастер-класс (проводится для детей с родителями, выявленными в результате анкетирования и наблюдения)

Тема: "Честный ум, чистое сердце"

Цели:

"        дать понятия "конфликт" (в том числе внутриличностный);

"        физиологические признаки конфликта, развитие навыков рефлексии, умения "видеть" познакомиться с понятием "внутренний конфликт",

"        развитие речи учащихся, образного, логического мышления конфликт (осознавать свои чувства), пути его преодоления.

Цель занятия:

ў        Выяснить, к каким логическим последствиям приводят решения, которые мы принимаем каждый день.

ў        Определить значения слов "результат" и "последствие".

Узнать,  как можно стать честным в своих мыслях и поступках, быть человеком честного ума и чистого сердца.: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения.

Задачи:

1.        определить понятия "конфликтная ситуация" и "конфликт";

2.        рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру;

3.        на конкретных примерах рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.

Основные понятия: конфликтология, конфликтная ситуация, конфликт, инцидент, толерантность.

Дидактическое пространство:

"        схемы "модель конфликта", "функции конфликта",

"        алгоритм действия в конфликтной ситуации,

"        конфликтные ситуации, набор карточек-плакатов

"        "Толерантная школа". - М.: Изд-во БОНФИ, 2002.

Методы обучения:

"        социологический опрос,

"        игровые методики.

Эпиграф:

"Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь".

Польский сатирик Станислав Ежи Лец.

Интересные мысли и высказывания, находящиеся на доске:

"Всякая мысль к чему-то да приводит"

Майкл

Филлипс

"Характер твой будет таким, каким ты сам решишь его сделать"

Джон Люббак

"Наше настоящее рождено нашим прошлым"

Джордж Элиот

"Прежде чем что-то сказать, спроси себя: так ли это? Хорошо ли это? Нужно ли это? Не найдя ничего из перечисленного, лучше промолчи"

Древняя мудрость

Помни: уже сегодня ты становишься тем, кем будешь завтра.

"То, что сделано нами вчера, составляет лицо дня сегодняшнего"

Томас Бланди

Домашнее задание для  детей и родителей: Прочитать вместе с родителями, обсудить.

Сегодняшней рассказ - это глава из повести "Серая Лисица" американского писателя Майкла Филипса. В рассказе два действующих лица: юноша по имени Зак и человек по прозвищу Ястреб, отважный исследователь и бывалый путешественник. В те времена в Америке не было еще ни автомобилей, ни поездов, и почту доставляли на лошадях. Люди любовно называли конную почтовую службу "пони-экспресс". Благодаря ей письма доходили в самые дикие, малолюдные уголки страны.

Зак служил возничим "пони-экспресс" и однажды, спасаясь от воинственных индейцев, упал в овраг и сломал обе ноги. Ястреб подобрал его и выходил. Они начали странствовать вместе. У Ястреба была своя особая жизненная философия. Однажды он завел речь о роли решений, мыслей и поступков в жизни человека. Вот что рассказывает об этом разговоре сам Зак:

- Все мысли и все поступки человека что-нибудь да значат, к чему-нибудь да ведут, - сказал Ястреб. - Это как цепочка. Примешь одно решение, за ним потянется другое, третье... Или вот как эта дорога. Если ехать по ней, то сперва доедешь до Скалистых Гор, потом до океана, а там - коли не свернешь - объедешь вокруг света.

Я молчал, мне хотелось знать, что он скажет дальше. Ястреб продолжал:

-        Но куда ведут наши мысли и поступки? Я не про близкий путь толкую. А что если идти по дороге до конца, куда она приведет? Если пуститься вокруг света? Смекаешь, Зак, к чему я все это говорю?

-        Не совсем, - признался я. Каждая мысль имеет продолжение. За каждым решением тянутся другие. Наши поступки - как шаги. Видел, наверное, следы на песке? Человек сделал один шаг, за ним другой, третий - вот уж и дорожка готова. Так и в жизни. Мы идем куда-то шаг за шагом. Не все об этом задумываются, а вот у меня на душе неладно, если я на два - три шага вперед все не прогляжу, не продумаю, чтобы не забрести куда не надо.

-        Да, да, я приметил, - подхватил я. - Ты много приглядываешься - то назад посмотришь, то на гору, что впереди маячит, то по сторонам. И все озабоченно так...

-        Неужто? - лукаво усмехнулся Ястреб. - А мне самому и невдомек.

- Нет, правда, - настаивал я. - Глаза у тебя все время... путешествуют.

- В общем, ты прав, - согласился Ястреб. - И в мыслях, и в поступках я стараюсь сердцем и умом на несколько шагов вперед себя идти. Прежде, чем что-то сказать или сделать сегодня, я подумаю, как оно завтра отзовется, к чему меня приведет. Какие будут у моего поступка последствия? Бывают прямые последствия, бывают более далекие. Понимаешь?

Я кивнул.

-        Допустим, мне надо два дня ехать через пустыню, где, я знаю, нет колодцев. Что будет, если я в первый же день выпью всю воду из фляги? Какие будут последствия?

-        На второй день у тебя вовсе ничего не останется! - выпалил я.

-        Верно говоришь, - улыбнулся Ястреб. - Так вот, в жизни все так же устроено. Хотя разглядеть это бывает и непросто. Скажи-ка мне, Зак, как ты думаешь, Бог, Он добрый или злой?

-        Конечно, добрый! Добрый и благой! Разве Бог может быть злым?

-        Хорошо. Теперь предположим, что ты попал в страшную грозу, молния так и бьет рядом с тобой. И тебе страшно. Может такое быть?

-        Может.

Честный ум, чистое сердце - вот каким должен быть человек.

-        Ты, Ястреб, наверное, никогда ничего не боишься? - спросил я.

-        Почему ты так думаешь? Я - такой же, как все. Бывает, что боюсь, да еще как боюсь! Вот, к примеру, когда я дрался с Деммингом, мне было страшно. Ведь такие, как Демминг, - опаснее всего: злобные, готовые убить человека ни за что ни про что... Я просто говорю, что всякий человек во что-то верит, но не всякий до конца понимает, что из этой веры следует.

-        А решения? Решения, которые мы принимаем? Ты сказал, что решения и поступки нас обязательно куда-то ведут и один из другого вытекают...

-        Конечно. И, сдается мне, именно от решений и поступков зависит, куда наша жизнь идет. Важно, что у тебя на уме, но, пожалуй, поважнее, каковы твои поступки, твоя натура. У каждого человека своя натура, или характер, как хочешь называй. И эта натура не в один день, она, почитай, всю жизнь складывается. И складываем мы ее сами.

-        Как это? - спросил я.

Ястреб задумался, потом ответил:

-        Ладно, попробую тебе наглядно объяснить. Ты говорил, у тебя есть мачеха. Представь, что твоя мачеха поставила на огонь огромный чугунок и варит на всю семью мясную похлебку. Она положила туда мясо, морковь, картошку, петрушку, что еще? Ну, лук, перец, соль. Может, толику перловки. И еще что-нибудь. Ведь в похлебку можно много чего положить...

-        Ты рассказываешь, а у меня уже слюнки текут, - сказал я.

-        У меня у самого текут, - рассмеялся Ястреб. - Слушай дальше. Похлебку, как ты знаешь, можно сготовить разную. Во-первых, она может быть или с бараниной, или со свининой, или с курицей. Во-вторых, она бывает жидкая и бывает густая, кто какую больше любит. В-третьих, в ней может быть много мяса и мало овощей или же наоборот. Теперь скажи-ка, от чего это зависит, какая именно будет похлебка?

-        Ну, наверное, от того, что в нее положили.

-        Точно! Потому-то и нет в мире двух одинаковых похлебок, чем-нибудь они да различаются.

- И ты хочешь сказать, что и люди вот так же... различаются?

-        Вот теперь ты мою мысль ухватил! Конечно, все мы отличаемся друг от друга. В зависимости от того, что мы положили в свой чугунок.

-        То есть, я вроде похлебки. И ты вроде похлебки. И все вроде похлебки?..

Ястреб рассмеялся:

-        Ага. Причем заметь: я этого тебе не говорил, ты своим умом дошел.

-        С твоей помощью!

- Не без этого, мой мальчик, не без этого. Однако ты быстро схватываешь. И есть у тебя задатки честного ума.

-        Так, - задумался я. - Если человек - похлебка, то что это значит? Это значит, что он сам же и повар!

-        Молодец! Хорошо сказано. Всякий человек сам себе повар - сам готовит свою похлебку, свой характер. Причем не один день готовит, а всю жизнь. Всю жизнь кипит над огнем наш чугунок, готовится в чугунке наш характер, и мы сами в этот чугунок разные штуки подбрасываем. Что положишь, такое варево и получишь. Положишь в чугунок доброту, будет в твоем характере доброта, а значит, и в жизни твоей будет много добра. Положишь самоотверженность, станет твой характер самоотверженным, будешь помогать людям. Главное, нужно узнать про этот чугунок и начать "готовить" свой характер, бросать в него хорошее. Тогда получится в твоем чугунке похлебка на славу, и жизнь проживешь такую, что не будешь потом жалеть. А вот такие люди, как Демминг, всю жизнь клали в свою похлебку только злость да ненависть, потому такое варево у них получилось, что к их котелку и близко подойти не захочешь...

-        Постой, тогда, наверное, многое зависит от того, что туда раньше положено? Что у человека было в детстве?..

-        Еще бы. Что было - все в чугунке.

-        Но ведь иногда это не от человека зависит...

-        Это как сказать. Главное все же в твоей власти. Если туда какая-то плохая мелочь сама собой однажды попала, она одна вкус похлебки сильно не испортит. Не испортит, если ты еще этого же плохого сам не добавишь. В жизни ведь так, все одно к одному - плохое к плохому, хорошее к хорошему. Потому-то и важно - разглядеть в себе плохое и больше уж плохого не добавлять. Я начал говорить тебе про шаги да про следы. Дорогу человек сам свою торит смолоду. Важно правильное направление взять и потом уже не сворачивать, до конца идти и замечать, что кладешь в свой чугунок. Потому что если положишь туда однажды злость, в другой раз она сама туда просится. Вот тут ты ее уследи, да и отбрось подальше. Иначе не успеешь оглянуться, как превратишься в злого, себялюбивого человека. Чего больше положишь, такой вкус у варева и будет!

-        А что если в детстве и в юности... если туда много плохого попало? Тогда, поди, хорошей похлебки не сваришь... - вздохнул я.

-        Да, это будет трудно. Но я бы не сказал, что все потеряно. Умный ездок может выбрать новую, добрую дорогу. Умный повар может поправить похлебку. Беда, правда, в том, что многие ездоки ленятся подумать и коня повернуть; куда их жизнь ведет, туда они и едут. Да и повара не смотрят толком, что бросают в свою похлебку...

-        Интересно, как же повар может исправить похлебку?

-        Как я уже сказал, дело это непростое и, главное, требует внимания и терпения. Нужно подкладывать в чугунок хорошее - сперва понемногу, а потом больше и больше. А что до плохого, так ведь никаким законом не запрещается запустить в чугунок ложку, да и выловить, что тебе не подходит. Что делает хозяйка, если положит в похлебку большую луковицу, а потом уж разглядит, что луковица гнилая? Берет ложку, и быстренько ее оттуда - раз. Верно?

-        Верно.

- Ну, вот. Видишь, все не так уж сложно. Что положишь, то и пожуешь. Парни, которые кладут доброту, щедрость, терпение да любовь, и притом вылавливают разные негожие вещи, - это и есть самые лучшие парни. С ними любому не грех подружиться, отведать из их котелка и поехать с ними по одной дороге.

- Теперь я понимаю...

- Жизнь человеческая на миру проходит, среди людей. Человек должен такой себе характер сготовить, такие решения в жизни принимать, чтобы люди его доброй, хорошей похлебки могли отведать. Честный ум, чистое сердце...".

Ответь на вопросы:

1. Как встретились и познакомились Зак и Ястреб? __________________ ___________________________________________________________________

2. Что Ястреб имел в виду, когда сказал, что, каждое наше решение влечет за собой другие? ____________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________

3. Почему Ястреб все время осматривался - глядел то вперед, то назад, то по сторонам? ____________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

4. Как складывается характер человека? ___________________________ _________________________________________________________________

5 С чем сравнивал Ястреб человеческий характер? __________________ ________________________________________________________________

6.. От чего зависит, хороший ли получится характер, вкусная ли будет похлебка? ______________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

7. Что следует делать, если ты когда-то уже совершил неправильные поступки и твой характер стал плохим, похлебка отдает горечью? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

8. Какие черты характера, свойства натуры можно назвать отрицательными, мешающими жить умно и честно? _____________________ ___________________________________________________________________

9. Какие черты характера можно назвать положительными, помогающими жить умно и честно? ________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

Проведена анкета в классе на изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

.Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов: 1-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й - степень конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й - степень сплоченности класса (опять-таки - по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).

Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следующую форму:

Суммы баллов:

степень удовлетворенности (У) - 10;

степень конфликтности (К) - 9;

степень сплоченности (С) - 12.

Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5-10 минут.

При ее предъявлении классу дается следующая инструкция (устная):

"Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является наш класс. Обведите кружком слово "Да", если вы согласны с этим утверждением, и слово "Нет", если не согласны с этим утверждением.

Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты"

Правила проставления баллов (в колонке "Для учителя"):

Вопросы, рядом с которыми в колонке "Для учителя" отсутствует символ "о" (обратный), оцениваются баллом "3" при ответе "Да" и баллом "1" при ответе "Нет". Вопросы с символом "о" оцениваются в обратном соотношении (т.е. при ответе "Да" - балл 1, а при ответе "Нет" - балл 3.

По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2.

Для получения оценки по данному параметру оценки по пяти относящимся к нему вопросам суммируются. Например, общая оценка по удовлетворенности получается путем суммировании оценок по вопросам 1, 4, 7, 10, 13.

В приведенном выше примере показано, каким образом получены общие оценки: 10 - для удовлетворенности, 9 - для конфликтности, 12 - для сплоченности.

Данная методика позволяет диагностировать, прежде всего, отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического).

Бланк опросника "Мой класс"

Помни, что ты характеризуешь свой нынешний класс, каким он есть сегодня         Обведи кружочком свой ответ        Для учителя

 

1. Ребятам нравится учиться в нашем классе        Да        Нет        3

2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом        Да        Нет        1

3. В нашем классе каждый ученик - мой друг        Да        Нет        1

4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы        Да        Нет        О 1

5. Некоторые дети о нашем классе являются середнячками        Да        Нет        3

6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу        Да        Нет        О 3

7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу        Да        Нет        1

8. Многие дети в нашем классе любят драться        Да        Нет        3

9. Все ученики в нашем классе - друзья         Да        Нет        О 3

10. Некоторые ученики не любят свой класс         Да        Нет        

11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем        Да        Нет        1

12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу        Да        Нет        3

13. Наш класс веселый         Да        Нет        

14. Дети в нашем классе много ссорятся        Да                  

15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья        Да        Нет        

Для родителей подготовлен материал  из СМИ для прочтения дома (о человеческих взаимоотношениях)

 

Человеческие взаимоотношения... Целая гамма вечно актуальных вопросов, нюансов, проблем, открытий... Целый мир переживаний, чувств и внутренних переосмыслений, состояний души, сердца и ума - целая жизнь, удивительная и очень непростая. Пробуешь разбираться, анализировать, раскладывать все по полочкам - и тебя не покидает ощущение, что эти разбирательства уводят тебя далеко-далеко от сути. Иногда даже кажется, что ты наконец все понял, что твой конкретный жизненный случай со всеми его тонкостями прекрасно вписывается в ту или иную умозрительную психологическую теорию, которых нынче бесконечно много. Но уму, как всегда, все понятно, а душе и сердцу по-прежнему чего-то не хватает...

Ведь то живое, трепетное и трогательное "нечто", которое чувствуешь ты один, то, чем живут твои душа и сердце, что заставляет тебя рваться навстречу другим существам, создавать с ними узы и строить взаимоотношения, - этого психологам не понять, при всем нашем уважении к их тяжелому труду и компетентности...

 

 

Весь опыт души, составляющий основу наших взаимоотношений, - он особенный, многогранный, живой и уникальный, его никакими словами не объяснишь, он твой и в то же время тебе не принадлежит. Нет на этом свете рентгена, который мог бы просветить твою душу и сердце, как и нет рентгена, который мог бы с точностью показать, что на душе и сердце у других людей, которые нуждаются в тебе и в которых нуждаешься ты сам.

Так хочется, чтобы все, чем живет твоя душа, кто-то не просто понимал, а разделял, и по возможности долгое время. Покивать головой, выслушать, посоветовать и пожалеть - это очень хорошо и очень нужно. Но если потом человек уходит, отстраняется от твоей жизни, твоей судьбы, твоих переживаний и от тебя самого, словно ты для него некое временное явление, - это больно, от этого становится очень одиноко. Одиноко даже не потому, что на время или надолго вы остаетесь каждый сам по себе. Одиноко становится потому, что был миг взаимопонимания, взаимопроникновения "двух судеб" - но этот миг прошел, и наша душа скучает.

Человеческие взаимоотношения связаны со множеством проблем разной степени сложности. Но любая из них решается и горечь любых разочарований и одиночества уходит на второй план, когда люди, делая усилия и шаги навстречу друг другу, заслуживают, завоевывают еще одно живое и трепетное мгновение счастья быть вместе, а потом еще одно и еще одно.

Из этих выстраданных мгновений счастья, из этих сильнейших и трогательных осознаний того, что мы вместе, рождается истинное таинство человеческих взаимоотношений.

 

 

Чтобы постигнуть это таинство, нужно пройти длинный путь. Каждое мгновение счастья, прожитое вместе, - это словно точка поворота, начало следующего этапа пути. Недостаточно только пережить это мгновение, его предстоит укрепить в трудностях, испытаниях и в рутине обыденной жизни, его надо хранить, ибо потерять его на дороге так легко. Часто бывает, что, испытав вместе счастье, мы опять идем навстречу друг другу с разных концов - до следующего глубокого осознания того, что мы вместе. Все, что происходит между этими мгновениями, пожалуй, входит в компетенцию психологов, специалистов, друзей и знакомых, которые могут помочь нам знаниями, опытом или просто дружеским советом. Но ни один, даже самый компетентный, психолог не может отвечать ни за наши мгновения счастья, ни за наши шаги, ведущие к нему. Никто не может гарантировать, что мы обретем счастье быть вместе с другим существом, если гарантами этого в первую очередь не станем мы сами. Ведь даже если тот, кто должен приблизиться к нам, стоит на своем конце дороги и не сходит с места, нам самим никто не мешает делать усилия и идти навстречу ему, чтобы уменьшить расстояние между нами. Но все это при условии, что мы в глубине души дорожим тем состоянием быть вместе, которое однажды испытали, пусть даже оно длилось один короткий миг...

Знания, книжки, компетентные специалисты могут помочь нам разобраться в психологии человеческих взаимоотношений, мы поймем ее многочисленные законы, модели, процессы. Но ключ к таинству взаимоотношений хранит в первую очередь наше сердце.

 

 

"Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь", - писал Сент-Экзюпери. Сердце одно знает всю правду и все твои сокровенные тайны. Ведь истинные взаимоотношения - это в том числе и твоя судьба, твоя жизнь, твоя потребность любить, разделять с кем-то мечты и грезы, открытия, сумасшедшие идеи, красивые состояния, так же как и все трудности, проблемы и всю ответственность. Сердце знает, что ты хочешь дружить по-настоящему - так, чтобы всегда быть самим собой и быть вместе с кем-то, кто тоже был бы самим собой. Чтобы больше не приходилось играть в разные игры, надевать разные маски, тупо соглашаться и тупо сопротивляться. Сердце одно знает всю правду о боли одиночества среди множества друзей, родных и знакомых, когда никого нет рядом и самому приходится все брать в свои руки, отвечать за все, пробиваться сквозь стену непонимания и холода. Помнит оно и кое-какие "грешки прошлого", вспышки страсти, которые быстро угасали, а ты, опустошенный, с горьким привкусом угрызений совести, словно желая смыть какую-то "грязь" с души, очередной раз понимал, что тебя опять унесло "не туда" и опять "не с тем" был вместе. Впрочем, сердце хранит и твою заветную мечту: "Хочется не просто взаимоотношений - хочется взаимоотношений настоящих, истинных Я скучаю по настоящей дружбе.

 

ОДИНОЧЕСТВО

Враг мой и друг мой, моя боль и моя гавань

Выходит, мое личное одиночество, не то абстрактное, теоретическое, о котором пишут книги, а очень конкретное, порой болезненно переживаемое мною, - это проблема не Бога, не судьбы, которая якобы несправедлива ко мне. И судя по всему, это проблема не других людей, которые мне не откликаются, а должны были бы, которые мне навстречу не идут и меня не понимают, а должны были бы. Все говорит о том, что "собака зарыта" не там, где кажется. Ведь говорят же - от себя не убежишь, от судьбы не убежишь, от сердца и совести не спрячешься, от любви настоящей, от дружбы настоящей не убежишь и не спрячешься, от истины и правды тоже убегать бесполезно.

 

И в чем "корень зла", становится очевидным даже для любителей железной логики: если мы чувствуем себя одинокими, значит, мы от кого-то или от чего-то убежали, от чего-то или от кого-то спрятались. Весь вопрос в том, чтобы понять, что нас так напугало, от чего мы прячем голову в песок, от кого убегаем.

Вариантов не так уж много. Быть может, мы убегаем от самих себя - от того настоящего, трогательного, сильного, творческого, мечтающего и любящего существа, которое мало кто знает и мало кто видел?.. Быть может, мы убегаем от своей судьбы и от еще одного шанса обрести любовь, дружбу, близких душ? - Ну а как же, опять струсили, опять проявили нерешительность, опять хотели всё и сразу и не получили ничего, опять пошли на компромисс! Быть может, мы убегаем от голоса своего сердца - совести, от какой-то правды, от какой-то настоящей Мечты, которая могла бы перевернуть наше сознание и все изменить? - Надо же! Чем же можно так заткнуть уши, чтобы не слышать, заглушить самые чистые и самые красивые порывы души и опять пойти на попятную, вернуться к своим обыденным мелким мещанским интересам?!

Быть может, мы убегаем от других людей? - А как же, не мы ли опять требовали всё и не отдавали ничего, опять хотели стать "центром вселенной", а людям такой центр не понравился?! Не мы ли убежали от них и бросились на поиски других поклонников, которые со слезами на глазах будут низко кланяться нам, своему идолу, и оценят "по достоинству" всё, что мы для них сделали, а особенно нашу благосклонность к ним?! Не мы ли потом сетовали, что все люди либо неблагодарные, ничего не понимающие эгоисты, либо дураки - любят и уважают гораздо менее достойных, а нашей красоты, нашего ума боятся, потому что у них комплекс неполноценности?! Не мы ли потом гордо заявляли: "Я один такой, я неординарный и своим одиночеством плачу за свою незаурядность, а эти дураки находят друг друга и отвергают меня, потому что у них вкуса абсолютно никакого нет, и меня оценить они так и не смогли"?!

Быть может, мы спрятались от жизни, ибо нас пугают любые перемены? И сидим в своей мышиной норке - ну и ничего, что тесно, что нечем дышать, что света белого не видим, что ничего не слышим и ничего не хотим знать! Зато мы здесь в безопасности, никто нас не может обидеть или ранить, мы ничем не рискуем, поэтому ничего не боимся. Пусть с нами и не происходит ничего хорошего, зато не может произойти ничего плохого!..

 

Одиночество тоже бывает разное. Мы сейчас говорим о самом распространенном одиночестве, и его причин никак иначе не объяснишь, только жизнью подтвержденной истиной: что посеешь, то и пожнешьѕ Ведь нужно еще сильно постараться, нужно умудриться убежать от того, от чего не убежишь, и спрятаться от того, от чего не спрячешься. Это очень уж напоминает любимую и на все случаи жизни распространяющуюся реакцию страуса: раз - и сунул голову в песок. Страус думает, что спрятался, а на самом деле выставил самого себя на всеобщее обозрение, да еще и не самой лучшей своей частью. И все окружающие прекрасно видят не его самого, а худшее из того, что он мог показать. А что раскрываешь, на то люди, природа, судьба и откликаютсяѕ Жалко маленького страуса: к нему подходят зеваки - кто-то чтобы позабавиться, потешиться, а большинство лишь для того, чтобы скоротать время или посмотреть, что там такое торчит на общем песочном фоне, и уходят так же быстро, как и пришли. Ведь невозможно же вечно смотреть на не пойми что!.. Максимум, что может получиться, - придут другие страусы и тут же спрячут свои головы в песок. Так они и будут "дружить" - каждый сам по себе, каждый застрял в своем песке, не видя ничего другого, кроме того места, куда спрятал голову. А на самом деле страус - птица красивая, элегантная, быстрая, умная!

Каким бы тяжелым ни было подобное одиночество, выйти из него очень просто, и это очень трогательно. Пока голова страуса в песке, ему все вокруг кажется темным, ему тесно, душно, страшно и одиноко. Но стоит одной лишь птице вытащить голову из песка, открыть свои красивые глазки и увидеть, что мир совершенно другой и что в нем живут не только враги, шуты и равнодушные зеваки, как то же самое сделают все другие птицы. Стоит только раскрыть свою душу и свое сердце не отдельным людям, а всему миру и жизни вообще, пусть даже опасной, зато красивой, интересной, безграничной, стоит только отправиться в путь - и многие приблизятся, чтобы полюбоваться красивой птицей. Если однажды хотя бы одна птица откроет глаза души, вряд ли найдутся страусы, которые не откликнутся на ее зов и не последуют ее примеру, а захотят вновь сунуть голову в песок, чтобы больше никаких чудес не знать, ничего истинного не испытывать и ничем не рисковать! Ведь рядом такая красивая птица! Так создается почва для подлинных взаимоотношений. Кто при этом станет любимым, а кто другом, кто учителем, а кто учеником, кто "родителем", а кто "ребенком" - это уже тайны жизни, тайны судьбы и тайны сердца. По сути, это уже маловажно, ведь стаю объединяет нечто более высокое, необъяснимое, но зато узнаваемое и пережитое всеми.

Лишь осознав это, можно понять, что одиночество бывает не только проблемой и не только личной трагедией, а может стать красивейшим таинством. До конца это могут понять только особые птицы, те, которые, однажды широко-широко распахнув душу и сердце, стали словно источником живой воды, к которому многие приходят, чтобы напиться. Когда ты крайний, когда за твоей спиной больше никого нет, когда ты глубоко чувствуешь, что ты в ответе за всех, кого однажды приручил, кого полюбил, кого вырастил и кому дал напиться, тогда одиночество становится твоей опорой и твоей гаванью. Ведь, отвечая за других людей, ты в первую очередь отвечаешь за самого себя - за состояние твоей души и сердца, за то, что ты отдаешь и что передаешь, за ту воду, которой даешь напиться, за твою собственную веру, надежду и любовь, за то, чтобы их не пятнали твои сомнения, кризисы, усталость, безвыходность и отчаяние. Люди же не виноваты в твоих слабостях, они же всегда должны получать все самое лучшее, самое чистое и самое сильное, что ты можешь в данный момент отдать. И тогда ты уединяешься в глубинах своего сердца и в самых сокровенных уголках души ищешь то, что тебе всегда давало силу, возрождало душу, подсказывало ответы и решения.

Иногда это глас, а иногда - молитва вопиющего в пустыне. Иногда тебе достаточно одного взгляда на тихое бездонное звездное небо или на радостное мерцание капельки росы, освещенной лучиком утреннего солнцаѕ Но всегда ты возобновляешься, всегда возрождаешь силу своей любви, свои вечные воспоминания, свои вечные мгновения счастья. А потом возвращаешься к людям, как будто ничего не бывало, и никто никогда не подумает, что тебе самому порой тоже приходится несладко. Как ни странно, чем сильнее и крепче любовь, объединяющая людей, тем важнее и тем сильнее становятся такие мгновения внутреннего уединения. Не ради себя, а ради самой любвиѕ Впрочем, тогда ты меньше всего одинок: все, кого ты любишь, все, за кого ты в ответе, все, чем ты дорожишь и что для тебя свято, - навсегда в твоем сердце. Как говорил поэт и философ Халиль Джебран: "Любовь не дает ничего, кроме самой себя, и не берет ничего, кроме самой себя. Поэтому любовь не обладает ничем, но и ею нельзя обладать.

Хорошо бы время от времени забывать о себе, почаще выходить из круговорота своих дел, проблем и интересов и оглядываться вокруг, тогда мы сможем увидеть, что рядом с нами - живой человек с его трудностями, переживаниями и осознаниями, не менее важными и не менее ценными, чем наши собственные. Хорошо бы проявлять каждый день живой интерес к тому, что с человеком происходит, и, как он сам, искренне делиться тем, чем мы живем, будь то проблемы или красивые события и открытия, - это важный шаг навстречу друг другу. (Мой вам совет: выключите телевизор или компьютер, если есть шанс сделать этот шаг вечером или перед сном, не заменяйте общение от сердца к сердцу тупым сидением вдвоем перед экраном или погружением в виртуальную реальность.) Когда другой человек чувствует не наше давление, а нашу искреннюю заботу, трепет и причастность ко всему, что для него важно, это открывает нам прямой путь к его душе и сердцу.

В ссорах и разногласиях найти силу и сделать первый шаг к примирению, вместо того чтобы разбираться, кто прав, а кто виноват, подливать масла в огонь и в аффекте ранить друг друга, - это не только благородно, но и очень мудро.

В этом шаге на самом деле спрятан ключик к сердцу другого, сердцу, которое закрывается для нас во время ссоры. После этого любой разговор, даже самый тяжелый, пойдет уже иначе, по-человечески, от сердца к сердцу, особенно если он начинается с магического "прости", когда мы действительно не правы.

И еще - вместо того чтобы долго и мучительно рассуждать о том, какие мы разные, гораздо мудрее всегда искать то, что нас объединяет, в чем сходятся наши чувства, интересы и к чему мы оба испытываем тягу. Ничто так не сближает людей, как общие взгляды, стремления, любимые дела и ответственности, когда они осознаются как взаимные. Лучшая поддержка и большое счастье - когда тебя понимают и когда двое "смотрят в одном направлении".

Друг - это всегда зеркало твоей души, которое отражает то, чего ты сам о себе не знаешь или не видишь, как хорошее, так и плохое. Иногда нам придется открывать близкому человеку его достоинства и таланты, в которые сам он перестал верить, а иногда придется раскрывать ему глаза и говорить правду, которую он давно перестал слышать (а кто же сделает это, если не мы?). А когда надо будет поддержать его в беде, то мы станем для него не только зеркалом, но и лучом света в темноте и интуитивно найдем нужные слова и ключик к его сердцу, чтобы помочь ему вновь обрести утраченную надежду.

Эгоизм, чувство собственничества, ревность, игры, интриги, шантаж и истерики здесь совершенно ни к чему. Сколько крепких уз было разрушено из-за них - нашими же собственными руками! Знаменитый вопрос: "Господи, почему ты не такой, каким я тебя представляла; почему ты не такой, каким мне хочется, чтобы ты стал?" - надо убрать из души, из сердца, из мыслей и взаимоотношений. Как говорил Антоний, митрополит Сурожский, "гораздо интереснее увидеть лицо человека, чем наше собственное отражение в его глазах". Пожалуйста, не делайте из своего самого близкого человека мальчика или девочку на побегушках, не делайте его зависимым от себя настолько, чтобы из-за вашего натиска и давления он потерял свою индивидуальность!

Стать другом своему любимому, своим детям и родителям, своим учителям и своим ученикам или просто незнакомому человеку, которого мы первый раз увидели, - это особая, великая и красивая ответственность сердца. Люди, которые так приручили нас самих, становятся для нас особыми, каждый из них для нас единственный на свете.

""Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душуѕ Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу". - "Я в ответе за мою розу..." - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить..."

А когда заснут самые дорогие вам существа, и вы, подобно летчику из "Маленького принца", будете охранять их сон, любуясь ими, наверное, тогда ваше сердце поймет, что любить оно научилось: "Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе еще: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который сияет в нем, словно пламя светильника, даже когда он спит... И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их

Ход мастер-класса:

" Конфликты и пути их устранения".

 

1. Звучит музыка (Этюд А.Скрябина "Революционный")

Какие чувства вызывает эта мелодия? (волнует, слышатся напряжённые звуки, смятение, буря эмоций ...)

Как меняется настроение?

- Такую же или подобную бурю чувств мы переживаем, когда становимся участниками конфликта.

- Нарисуйте кривую, отражающую настроение данной мелодии (в группах).

Учащиеся с родителями  садятся по группам.

Просим вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт:

Положительно.         Не знаю.         Отрицательно.

2.Ведущий . Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация - это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Это могут быть различные цели интересы и желания либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон

Во время работы показываются слайды-см. приложение

(Учащиеся и родители  знакомятся с основными понятиями.)см. приложение

И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон "подгоняются" под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний этап - это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

(По ходу рассказа на экране появляется модель конфликта.)

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА.

 

Прошу вас обратить внимание на два момента. Во-первых, очень многое зависит от позиции самого человека. Именно он определяет ситуацию как обычную или как конфликтную для себя. На каком еще этапе ход конфликтной ситуации зависит от самого человека? Совершенно верно, на этапе разрешения конфликта. Человек сам принимает решение о том, как будет эту ситуацию разрешать. Во-вторых, по данным социологии вероятность разрешения конфликта на разных его этапах развития различная. Как вы думаете, на каком этапе она наибольшая? Правильно, в фазе возникновения разногласий. В этом случае вероятность разрешения конфликта - 92%. При конфликтном взаимодействии она равняется 46%, при эскалации конфликта всего лишь 5% и на этапе разрешения - 20%. Стоит задуматься над тем, как научиться "отлавливать" конфликты еще до их начала! Здесь уместно вспомнить слова, польского сатирика Станислава Ежи Леца, которые стали эпиграфом нашего занятия: "Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь!"

Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные. Предлагаем вам дополнить схему "Функции конфликта". Учащиеся и родители дополняют схему и проверяют ее. (Схема может быть воспроизведена на доске или на экране).

Беседа с родителями и учащимися по вопросам к тексту, который они прочитали дома (вопросы даны выше)

3.

"Воспитай в себе характер - приготовь вкусную похлебку!"

В рассказе Зак и Ястреб разговаривают о том, как можно воспитать в себе характер, подобно тому, как готовят похлебку или какое-нибудь другое блюдо. Ястреб говорит: "Всю жизнь кипит над огнем наш чугунок, готовится в чугунке наш характер, и мы сами в этот чугунок разные штуки подкладываем. Что положишь, такое варево и получишь. Положишь в чугунок доброту, будет в твоем характере доброта, а значит, и в жизни твоей будет много добра. Положишь самоотверженность, станет твой характер самоотверженным, будешь помогать людям. Главное, нужно узнать про этот чугунок и начать "готовить" свой характер, бросать в него хорошее. Тогда получится в твоем чугунке похлебка на славу, и жизнь проживешь такую, что не будешь потом жалеть".

Раздаётся рисунок чугунка.

Ниже список черт характера, которые нужно закладывать в наш жизненный "чугунок", чтобы получилось вкусное, хорошее "варево", сформировался характер. Обведите те черты из списка, которые уже сейчас есть в вашем "чугунке", в вашем характере (постарайтесь ответить честно).

Напишите эти черты печатными буквами на чугунке, то есть как бы положите их в чугунок. Ваш характер начал вариться! Теперь подумайте, что еще нужно добавить в чугунок, чего в вашем характере недостает. При этом тоже постарайтесь быть честными. Проявите честность ума, о которой говорил Ястреб.

Если вы не уверены, что правильно себя оцениваете, спросите у родителей, чего не хватает в вашем характере. Запишите эти новые, нужные черты характера рядом с чугунком и помните, что вы должны их туда добавить. Добавить по-настоящему, в виде конкретных решений и поступков!

Вы видите перед собой список тех черт характера, которые нужно закладывать в наш жизненный "чугунок", чтобы получилось вкусное, хорошее варево, сформировался характер. Обведите те черты из списка, которые уже сейчас есть в вашем "чугунке", в вашем характере. Постарайтесь ответить честно.

Список черт характера:

Умение проявлять сострадание

Веселость

Мудрость

Мужество

Умение любить

Миролюбие

Уважительность

Щедрость

Заботливость

Милосердие

Терпение

Скромность

Благородство

Выдержка

Смелость

Доброта

Благодарность

Терпимость

Целеустремленность

Чувство собственного достоинства

Правдивость

Вежливость

Умение работать в коллективе

Послушание

Стремление к истине

Верность

Умение прощать

Чувство ответственности

Чувство юмора

Кротость

Дисциплинированность

Честность

Умение проявлять сочувствие

Умение мыслить критически

Выносливость

Инициативность

Упорство

Обязательность

Надежность

Прилежание

Основной человеческий  принцип: решения, которые мы принимаем, наши мысли и поступки предопределяют другие решения, мысли и поступки, имеют свои последствия. Человек должен быть нравственно цельным, обладать честным умом и чистым сердцем. Тогда его решения пойдут на благо  ему самому и другим людям.

Вывод:

Качества, которые мы проявляем наиболее часто, становятся чертами нашего характера.

Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Все это влияет на наш характер и нашу жизнь.

Если мысли и поступки человека диктуются отрицательными эмоциями, у него обычно формируется трудный и неприятный характер. Такой человек имеет мало друзей. Ошибаясь, он обращает свое разочарование, досаду и злость на других. Он чаще всего несчастлив и делает несчастными окружающих его людей.

И, наоборот, проявляя доброту, мы воспитываем в себе положительный характер. Человек с таким характером бывает прекрасным другом. Люди ему доверяют. Совершив ошибку, такой человек найдет в себе мужество признать свою вину и попробует исправить положение, начать все сначала. Он обычно бывает счастлив и обладает даром делать счастливыми других.

Любой поступок имеет значение в нашей жизни, потому что ведет к определенным результатам и последствиям. Честность мыслей, убеждений и поступков позволяет нам жить достойно, делать лучше себя и общество в целом.

4.Задание 1.

Отметьте те симптомы, которые свойственны лично Вам в конфликтах. Отметьте степень их проявления по 10-балльной шкале и поставьте соответствующий балл перед характерным для Вас симптомом. Добавьте то, что здесь не указано.

голова сдавлена

вены на висках начинают пульсировать

кажется, что голова чем-то связана

горло сдавлено или пересыхает

челюсти стиснуты и стучат зубами

сердце ускоренно бьётся

стеснение в груди        желудок сжат или в нём пустота

плечи как бы связаны

кулаки сжаты

ладони потеют

икры свело

пальцы ног сводит

ранние физические симптомы, которые я замечаю у себя:

Задание 2.

1. Подчеркните характерные для Вас чувства и эмоциональные состояния (если список эмоций и чувств недостаточен, расширьте его).

2. К ключевым точкам на условной "эмоциональной тропинке", проходящей через конфликт от его возникновения до момента разрешения, подведите стрелочки от соответствующих подчёркнутых вами слов.

гнев        горечь        тревога        хандра        ужас

дрожь        страх        шок        стыд        горе

обида        тяжесть        яркость        вина        зависть

угроза        отвращение        напряжение        бессилие        сомнение

одиночество        ненависть        огорчение        зажатость        стеснение

ревность        разбитость        агрессия        возбуждение        ошарашенность

беспомощность        враждебность        напуганность        раздражение        отрешённость

незащищённость        разгорячённость        переполнение        опасение        задёрганность

расстройство        неуверенность        разочарование        унижение        подозрительность

опустошённость        нетерпение        всё надоело        недооцен-ть        подавленность

заброшенность        обескураженность        заинтерес-ть        ощущение        ощущение бес

смысленности

Анализируем полученные результаты.

5.Знакомство с цветотерапией.                                

 Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах. Цветотерапия родилась в древности.

Цветом лечили в Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи, словно бы купали больного в оздоравливающих потоках целительных лучей.

Современные ученые считают, что цветотерапия является одним из самых перспективных и надежных методов оздоровления.

Наш мозг, полагают ученые, воспринимает цвет точно так же, как желудок еду. И так же, как нам иногда хочется какой-нибудь конкретной пищи, так и наше тело временами нуждается в конкретном цвете. При этом понятно, что "пилюли цвета" для человека совершенно безопасны, тогда как прием обычных таблеток -синтетических лекарств - может сопровождаться многими побочными и нежелательными явлениями.

Итак, какие цвета и как на нас воздействуют.

КРАСНЫЙ повышает внутреннюю энергию.С древних времен первобытные люди связывали красный цвет с жизненной силой. Он символизирует энергию и мощь созидания.

Красный цвет обладает сильным очищающим действием; он избавит вас от тоски и прогонит отрицательные эмоции, оздоровит психику и тело. Мышцы тоже реагируют на красный цвет.

Красный цвет согревает, его следует использовать тем, кто подвержен простудам и нуждается в тепле. Способствует прекращению воспалительного процесса. Однако злоупотребление красным может вызвать раздражение и осложнения заболевания.

Если вы чувствуете вялость или нежелание браться за трудные, но необходимые дела, поработайте над зрительным представлением красного цвета, и это придаст вам силу.

Красный цвет действует оптимистически. Он обладает энергией и напором, подталкивая к совершению великих дел. Красный - цвет сильных людей, он олицетворяет настойчивость и волю, бодрость и веселье

Если вы возбуждены или, напротив, быстро устаете, постоянно хотите спать, попробуйте украсить комнату, в которой работаете, чем-нибудь красным. Купите красные розы, повесьте перед глазами картинку в красных тонах или просто положите на стол ярко-красную папку. Это сразу улучшит настроение, приведет в порядок нервы, повысит работоспособность и жизненный тонус.

ОРАНЖЕВЫЙ помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх. При возникновении угрозы надпочечники вырабатывают адреналин, который мгновенно поступает в кровь и заставляет быстро действовать, чтобы избежать опасности.

Оранжевый - цвет урожая, плодов земли, выросших под лучами солнца. Это цвет действия, энтузиазма и свободы, который поможет вам построить жизнь заново, когда, казалось бы, все разбито вдребезги: вы переживаете горе, развод, тяжелую утрату, шок.

Оранжевым цветом лечат психические срывы и депрессивные состояния. Он помогает освободиться от навязчивых страхов и укрепляет морально.

Оранжевый цвет побуждает идти вперед. Работая с этим цветом, человек инстинктивно нащупывает правильный путь вне зависимости от своего интеллекта. Владея энергией оранжевого цвета, вы станете хозяйкой своей судьбы.

ЖЕЛТЫЙ повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени. Желтый цвет воздействует на солнечное сплетение, которое связано с печенью, желчным пузырем, селезенкой и желудком. Таким образом, область желтого цвета распространяется на весь пищеварительный тракт. Он полезен для кожи и нервной системы, улучшает зрение.

Замечено, что желтый цвет укрепляет центральную нервную систему, способствует желанию выговориться, что облегчает душу и избавляет от навязчивых мыслей.

Желтый цвет придает живость уму, помогает быстро усваивать информацию, способствует ясности и точности мысли, будит любознательность. С помощью энергии желтого цвета можно преодолеть все трудности и использовать все возможности. Это цвет энергичных людей.

Вибрации желтого цвета полезны при недостатке уверенности в себе или застенчивости. Желтый цвет дарит веселье и радость. Он может избавить от депрессии и мрачного взгляда на жизнь. Это цвет смеха.

Желтый цвет очень дипломатичен, полон самообладания, стиля и утонченности. Это цвет сосредоточенности, поэтому пользуйтесь им, когда необходимо внести определенность в свою жизнь.

ЗЕЛЕНЫЙ способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. Он самый гармоничный и уравновешенный из всех цветов Вселенной. Это эмоциональный индикатор - если равновесие зеленого цвета нарушено, возникают боли в сердце, которые могут быть следствием зависти и ревности. Зеленый цвет располагает к цельности и любви. Это цвет эмоциональных взаимоотношений. Поскольку зеленый цвет помогает избавиться от негативных чувств, обратитесь к нему в штормовые периоды жизни, он успокоит и охладит эмоции. Зеленый цвет направляет. Поэтому его используют тогда, когда нужно принять решение.

Зеленый цвет - ворота к свободе, отдых на полпути, цвет дружеских связей, он избавляет от негативных эмоций и стресса, ослабляет возбуждение и восстанавливает стабильность.

Зеленый - это цвет принятия решений. Если вы колеблетесь и испытываете нерешительность, закройте глаза и зрительно представьте себе зеленый цвет. Он очень продуктивен, особенно в бизнесе. Характерная особенность зеленого цвета - практичность. Он располагает к щедрости, приносит в мир утешение.

Зеленый цвет состоит из желтого и голубого. Желтый - это последний цвет горячей стороны спектра, а голубой - первая часть холодной его стороны. Желтый вносит ясность, а голубой - мудрость. Вместе они помогают осознать события вашей жизни. Это очень важно, потому что большая часть заболеваний развивается вследствие негативных образов прошлого, от которых необходимо освободиться.

Зеленый цвет любит гармонию и равновесие: он ни горячий, ни холодный, ни активный, ни пассивный. Это цвет великих перемен.

Деревья и трава - что может быть лучшей цветотерапией для человека?

ГОЛУБОЙ успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление и ощущение жжения, например при солнечных ожогах, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Это цвет настоящего времени - эры Водолея, искателя правды, идущего впереди в поисках истины.

Голубой цвет представляет высший порядок ума. Его сила в спокойствии и прямоте; обычно дипломаты обладают аурой голубого цвета. Иногда тяга к голубому означает жажду перемен.

Голубой цвет помогает при стрессах и волнениях, он способен снизить кровяное давление.

Голубой цвет не принесет пользы, если вы хотите сбросить лишний вес. Замечено, что он привлекает слишком полных людей, потому что успокаивает и поощряет их оставаться такими, какие есть. Тяга к голубому характерна для слабых, бесхарактерных людей.

Голубой цвет приносит мир и удовлетворенность. От него веет спокойствием, уравновешенностью. Он располагает к размышлениям, напоминает о необходимости отдохнуть и расслабиться.

Сколько людей страдают бессонницей и не знают, что читать на ночь нужно под голубым абажуром, тогда сон не заставит себя долго ждать. Можно повесить в спальне и сине-голубой узорчатый ковер, результат не заставит себя ждать.

6.Во время объяснения цветотерапии учащимся и родителям рекомендуется смотреть на  данные снимки и выполнять упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начинаем с красной энергии. Это базовая энергия. Я не имею в виду, что она самая важная. Это основа, на которой развивается все остальное.

Красная энергия дает очень важную вещь - ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ. Безусловную Уверенность в себе, принятие себя таким, какой есть, без оценок на прав -не прав.

Какие возможности у уверенного человека, и у неуверенного?

Уверенный действует, неуверенный отстаивает себя,обвиняет, обижается, впадает в апатию. Драгоценная жизненная энергия тратится на сомнения. До действий по достижению цели дело иногда вообще не доходит.

Для того, чтобы оставаться полным сил,энергии. Здоровым. Иметь возможность исправлять свои ошибки и достигать цели, нужно перестать ограничивать свою красную энергию. Разорвать зависимость между оценкой себя, и своей жизненной энергией. Всегда любить и принимать себя, вне зависимости от жизненных событий.

Посмотрите на цветок на странице.

Представьте, ощутите, как такой цветок относится к себе? Я ощущаю - радостно, горделиво. Думаю, что так человек должен относиться к себе. Это - энергетическое базовое состояние, при котором хорошо работает красная энергия, и дает возможность работать остальным энергиям, развивать области, за которые они отвечают.

Красная энергия - энергия Земли. Во время этой настройки мы ощутим свои корни, свою связь с Землей. Только твердо стоящий на Земле человек может достигнуть своих Целей.

Действия во время настройки.

1.        Настройтесь на цветок.Впустите в себя красную энергию. Ощутите, как она распространяется по всему телу.

2. Представьте, как цветок, с которым вы резонируете, связан корнями с центром Земли. Ощутите, как он получает оттуда красную энергию. Энергия центра Земли усиливает красную энергию цветка, и вы тоже ощущаете усиление красной энергии.

3. Представьте, что вы тоже связаны корнями с центром Земли. Оттуда к вам идет красная энергия. Ощутите, свою связь через корни с центром Земли. Ощущайте свой резонанс с цветком, тоже связанным корнями с центром Земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что делаем во время настройки:

 Насыщаетесь желтой энергией.

Первая часть, как обычно, посвящена личной настройке на желтый цвет. В начале по фотографиям вы настраиваетесь на желтый цвет, впускаете его в себя, начинаете ощущать по всему телу, наполняетесь желтой энергией. Максимальное ощущение будет в районе солнечного сплетения.

Делаете это столько, сколько вам хочется и приятно.

После того, как сами вы наполнились желтой энергией, можете переходить ко второй теме настройки Очистка пространства с помощью желтой энергии.

Поставьте цветок мысленно внутрь своего тела в районе солнечного сплетения. Прочувствуйте и примите желтый цвет. Пусть он распространится по всему телу.

Здесь 5 фотографий - каждая из них передает различные аспекты желтой энергии. Прочувствуйте их, выбирайте те, которые вам в данный момент подходят, нравятся. Можно и все по-очереди. Тогда вы активизируете в себе спектр желтой энергии.

Наблюдайте за собой, что происходит, какие ощущения вызывает в вас желтая энергия?

Оставьте этот цветок в себе. Направляйте на него свое внимание, ощущайте желтую энергию, исходящую от него. Через несколько минут вы почувствуете прилив бодрости, подъем настроения. Такое упражнение можно делать ежедневно.

Желтая энергия выполняет очень много разнообразных функций в плане физиологии, мышления, эмоций, деятельности в обществе.

Начнем с физиологии.

Человек становится веселым и жизнерадостным. Восстанавливается память и живость ума. А вместе с ней приходит успех в делах, особенно это касается денежных вопросов. Ведь желтый цвет - это цвет золота. И здесь существует прямая связь. Есть желтая энергия - есть деньги, есть финансовый успех.

Мышление. Желтый цвет улучшает память, активизирует умственную деятельность, особенно то , что связано с практической деятельностью. "Желтый ум" - смекалистый, можно сказать, даже хитрый и изворотливый. Люди у которых много желтой энергии, обычно хорошие специалисты в разных областях. Эмоции - радость, веселье, жизнерадостность. Желтый цвет делает человека заводилой в компании, в обществе с такими людьми всегда весело и интересно.

Деятельность. Желтый цвет можно называть главным двигателем у человека. Он не дает ему сидеть на месте. У такого человека все горит в руках. Любая работа делается легко и быстро. Желтый цвет приносит успех в бизнесе. Не даром золото желтого цвета.

Прочитав эту короткую характеристику желтого цвета, вы поймете насколько он нужен каждому человеку. Ведь все хотят быть здоровыми, богатыми, успешными и веселыми.

Участвуя в настройке на желтый цвет, вы поможете и себе другим людям. Наш мир станет на капельку лучше, чище, веселее, а значит и счастливее.

2.        Мы делаем настройку на желтый цвет, насыщаем им себя, принимаем и распределяем равномерно по всему телу желтую энергию. Обратите внимание на свое НАМЕРЕНИЕ. Для чего вы это делаете?

Делая ОСОЗНАННО эту настройку для РАЗВИТИЯ, улучшения себя и окружающего мира, мы создаем соответствующие этому намерению вибрации, и всеобщий резонанс на этой частоте(РАЗВИТИЕ, УЛУЧШЕНИЕ), и на частоте желтой энергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это место для прогулки в Зеленом пространстве

Рассмотрим такие психологические понятия как ПОНИМАНИЕ и ПРИНЯТИЕ.

Мы легко принимаем то, что понимаем, и отрицаем то, что не можем понять. Непонимание вносит хаос в наши мысли. Если вопрос, который мы не понимаем, не существенен для нас, мы просто отбрасываем его, и все дела, и опять приходим к спокойному уравновешеному состоянию.

Мы живем в обществе, и чаще всего непонимание вызывает поведение других людей. Это вызывает непринятие, и хаотичную работу чакр, которую мы ощущаем как раздражение,злость, гнев и обиду. Чем больше мы живем, тем больше у нас накапливается непонимания и, соответственно, обид. Обиды записаны в негативных энергоинформационных массах, которые заполняют наше тело, угнетают его, лишают хороших эмоций и вызывают тяжелые заболевания. Для любви у нас не остается места.

Непонимание возникает только по одной причине. У нас недостаточно информации для понимания и принятия. Значит, во всем мы виноваты сами, и больше никто. Поэтому я предлагаю во время совместной настройки простить себя и очистить свое тело от обид. Зеленая энергия, которая будет возникать у вас во время настройки, сможет растворить те энергоинформационные массы, которые накопились у вас в результате обид.

Что делать во время настройки.

Вначале настройтесь на зеленый цвет по выбранной фотографии, прочувствуйте его силу. Повторяйте фразу "Я ПРОЩАЮ СЕБЯ", и ощущайте, как энергия мягко и легко растворяет ваши обиды. И вы почувствуете, как ваша душа и тело очищаются, восторг и любовь заполнят всю вашу сущность.

Вторая фраза "Я ПРИНИМАЮ И ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЕ ТЕЛО". После того, как вы простили себя, вам будет легко принять себя. Зеленый цвет - цвет души. Эту энергию создает сердечная чакра. Она и есть душа. Когда сердечная чакра работает мощно и стабильно, нас охватывает восторг, мы любим. Конкретных людей, и весь мир в целом. Мы восхищаемся всем, что окружает нас - природой, детьми, произведениями человеческого гения. Зеленая энергия подвигает на совершение благородных поступков на благо любимых, на благо всего человечества, на благо всей нашей планеты и Вселенной.

Во время совместной настройки на зеленый цвет вы это все ощутите сами. Вы почувствуете, как ваша грудь расширяется, заполняется энергией, появится чувство восторга и желание действовать во благо великой идеи любви и гармонии.

У кого-то эти ощущения будут яркими и сильными, у кого-то послабее, а у кого-то возникнет возмущение. Почему так происходит? Причина здесь одна - обиды. Обиды приводят к тому, что сердечная чакра работает с возмущением. Зеленая энергия становится жесткой, колючей. Она сжимает грудь, вызывает боль и страдания. "Душа болит, а сердце плачет" . У кого возникают подобные ощущения, нужно вспомнить то хорошее и доброе, что есть или было у вас, и впустить зеленую энергию в грудь. И вам станет легче. Боль и страдания начнут растворяться в зеленой энергии, если ВЫ ГОТОВЫ ИХ ОТПУСТИТЬ. И вы почувствуете, что наш мир не так уж и плох. Что его можно любить и быть счастливым.

В результате возникнет чистое и мощное поле зеленой энергии, из которого каждый сможет взять, столько, сколько ему нужно. Энергии хватит на всех, и еще останется для нашей планеты. Это происходит в результате резонанса. Энергия не просто складывается, ее количество умножается. Создается голограмма цветка, которая существует в пространстве. С помощью своего намерения войти в резонанс с этой голограммой, вы открываете ее для себя, и можете настраиваться на ее энергию.

Что делать во время настройки.

3.        Сначала просто смотреть на цветок, чтобы он занял все ваше внимание. Постепенно вы начнете чувствовать эту зеленую энергию.

После этого можете включить вашу фантазию - помещать цветок в грудь, купаться в нем, полетать на нем в космос - все что угодно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Работа с мудрой .

Мудра "дворец коммуникации"

 

Положение кисти "патака" - кисть правой руки расположена в области шеи, раскрыта ладонью кнаружи, 3, 4, 5-й пальцы согнуты, указательный выпрямлен, большой прижат к указательному - "поведение павлина".

Мудра используется при речевых расстройствах, заболевании органов дыхания, щитовидной железы, нервной системы.

Одна из важнейших функций голубой чакры - способность выражать словами мысли и эмоции. Когда голубая чакра хорошо работает, легко произносить вслух свои мысли, высказывать свое мнение. Слова сами льются ровным и спокойным потоком. Легко писать - выражать свои мысли и эмоции на бумаге. У поэтов эта чакра работает великолепно, поэтому они и пишут стихи.

Один из признаков нарушения в работе голубой чакры - это ком в горле и ощущение, что что-то сдавливает горло. Могут даже появиться раздражение, злость и слезы.

Главная причина этого - невысказанные мысли, мнения, обиды, раздражение. Часто обстоятельства и страхи заставляют молчать, проглатывать чужие мнения, с которыми не согласен, неприятные действия, оскорбления и т.д.

Процедура настройки.

Начните работу с настройки на фотографию, на голубую энергию. Когда вы почувствуете резонанс с голубой энергией, ощутите ее распространение по телу, добавьте аффирмацию.

Во время совместной настройки на голубой цвет я предлагаю вам произносить аффирмацию

Я легко и свободно говорю о своих мыслях и эмоциях.

Когда вы будете произносить ее, подсознание, и накопленные невыраженные мысли, вызовут сопротивление. Растворите его голубым цветом.. Таким образом, вы сможете очиститься. Чакре станет легче работать, и в результате ваше состояние значительно улучшится. Если вы не справитесь за один раз, эту процедуру можно повторить несколько раз в другие дни.

.

Голубая энергия отвечает за творчество, творческую энергию, идеи, таланты. В частности, за выражение в словах ощущений тела, эмоций, и мыслей духа. У всех поэтов, художников, музыкантов, других творческих людей, всегда хорошо развита голубая чакра.

Когда блокируется голубая чакра, возникает ком в горле, и, соотвественно, большие трудности при общении. При этом нарушается проводимость нервного импульса в шейном отделе, и руки становятся непослушными. Про таких людей говорят, что у них "руки растут не из того места"

С помощью голубой энергии возникают озарения, идеи. Но, чтобы они реализовались в жизни, необходимы сильные энергии нижних чакр. Вспомните пословицу "Талант и труд все перетрут". Для реализации творческого потенциала голубой чакры необходимы мощные энергии желтой и зеленой чакр.Трудолюбие, деятельность, эмоциональная энергия, принятие окружающего мира(способствующее адекватным действиям в нем). В случае сильной голубой чакры, и слабых нижних, у человека может возникнуть депрессия. Идеи есть, знания, но они не реализуются. Теряется ощущение смысла жизни. Помочь может развитие энергий нижних чакр, которые создадут мощный энергетический фундамент для реализации творческого потенциала голубой энергии.

Голубой цвет ответственен также за интуицию, так как относится к космическим цветам. С ним связаны и переходы в другие пространства и миры. Голубое свечение часто возникает в местах "аномальных явлений".

С точки зрения физиологии этот цвет отвечает за иммунную систему. Этот цвет можно назвать дезинфицирующим.

Настройка по фотографии цветка

Рекомендации для проведения настройки:

Сначала просто смотрите на цветок, чтобы он занял все ваше внимание. Постепенно вы начнете чувствовать голубую энергию.

После этого вы можете создать копии цветка для усиления голограммы(мысленно сделать несколько копий цветка , затем сложить эти копии в одну фотографию. После этого эта фотография усиливается в мощности. Создавать копии и складывать можно много раз - столько, сколько хочется. Пока голограмма цветка не станет достаточно мощной).

Вы можете вставить голубой цветок себе в горло, и ощущать, как вы насыщаетесь голубой энергией, как она заполняет все тело и пространство возле вас. Ощутите равномерное распространение голубой энергии.

Если в каких-то местах будет возникать напряжение, неприятные ощущения - помните, что так проявляются ваши подсознательные сопротивления, энергоинформационные массы, и проработайте их с помощью методов голографической терапии

8.ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

Позитивные         Негативные

1. Познание друг друга         1. ______________________

2 .__________________         2. Социальная пассивность

3. __________________         3. Снижение качества деятельности

4. Развитие личности         4. Депрессия. Угроза здоровью

5. Ослабление психической напряженности         5. Ощущение насилия, давления

        

6. Повышение авторитета, самооценки         6. ________________________

        

Психолог. По данным социологического опроса, проведенного психологом в нашей школе, причинами конфликтов чаще всего являются: 1) неумение людей общаться, 2) разница в интеллектуальном уровне, 3) расовые и национальные различия. Если вторая и третья причина объективна, то неумение людей общаться - это тот субъективный фактор, который человек всегда может восполнить. Практически психологи предлагают нам использовать в конфликтных ситуациях следующий алгоритм действия.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.

1.        Выделить суть проблемы.

2.        Увидеть ее со стороны.

3.        Поставить себя на место другого человека.

4.        Найти конструктивное решение проблемы.

Предлагаются любые типичные конфликтные ситуации.

Соц. педагог. Давайте подведем итоги практикума и завершим работу над схемой "Модель конфликта". (Учащиеся  и родители под руководством психолога дополняют схему, отмечают в ней пути разрешения конфликта).

9.РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА.

Конструктивное         Деструктивное

1.        Юмор

2.        Уступка

3.        Компромисс

4.        Сотрудничество

5.        Осознание позиций сторон         1.        Угрозы, насилие

2.        Грубость, унижение

3.        Переход на личности

4.        Уход от решения проблемы

5.        Разрыв отношений

Психолог. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили,

как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов.

На доске демонстрируется схема "Взаимосвязь способов разрешения конфликтов и отношений".

 

10.ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА И ОТНОШЕНИЙ.

 

Обратите внимание, что от вас самих зависят ваши отношения с окружающими, а значит и ваше настроение. К счастью, мы живем в XXI, а не в каменном веке.

11.Соц. педагог Тем не менее, многие из нас предпочитают старый испробованный веками способ решения конфликтов силовыми методами: кто - кого. Что ж, ничто человеческое нам не чуждо! Но лучше пусть это будет только игра.

Игра "Армрестлинг".

Проводится в зависимости от возраста и психологических особенностей учащихся.

(Для участия в игре приглашаются по двое учащихся).

Победитель получает сладкий приз, а проигравший - аплодисменты!

А теперь подумайте, как сделать, чтобы приз получили оба игрока?

Подведение итогов игры. Как называется такое поведение, когда человек терпимо относится к чужому образу жизни, мнению, ценностям?

Правильно, такое поведение называется толерантным

12. Подведение итогов.

-- Беседа классного руководителя:

Наша жизнь - это непрерывная череда решений, каждое из которых предопределяет последующие, т.е. все наши помыслы и поступки имеют последствия.

Основной человеческий  принцип: решения, которые мы принимаем, наши мысли и поступки предопределяют другие решения, мысли и поступки, имеют свои последствия. Человек должен быть нравственно цельным, обладать честным умом и чистым сердцем. Тогда его решения пойдут на благо  ему самому и другим людям.

 Что нового для себя вы узнали сегодня?

  Изменилось ли ваше мнение о конфликте?

13.Анкетирование:

1.Я считаю, что конфликт - это…

                                                           а) недовольство кем-либо или чем-либо;

                                                           б) непонимание друг друга, ссора;

                                                           в) разногласия между людьми, столкновение  

                                                               различных мнений.

2.Если я вижу, что человек не прав, то…

                                                             а) я скажу все, что о нем думаю;

                                                       б) лучше промолчу;

                                                        в) постараюсь корректно высказать свое мнение.

3. Если я попадаю в конфликтную ситуацию, то чаще всего решаю ее таким образом…

                                                             а) буду настаивать на своем;

                                                             б) прекращаю общение с этим человеком;

                                                             в) постараюсь найти компромисс.

4. Что чаще всего является причиной конфликта?

                                                             а) поведение людей, неумение общаться;

                                                             б) столкновения из-за жизненных ресурсов;

                                                             в) несовпадение жизненных позиций;

                                                             г) разница в интеллектуальном уровне;

                                                             д) расовые и национальные различия

      5. Я думаю, что жить без конфликтов можно, потому, что…

                                                                   а) я так не думаю;

                                                                   б) это сохраняет нервную систему;

                                                                   в) любые конфликты можно решить мирным путем.

      6. Я думаю, что прожить без конфликтов невозможно, так как…

                                                                    а) я так не думаю;

                                                                    б) это эмоциональная разрядка;

                                                                    в) иногда нужно уметь защитить себя.

Психолог. В завершении нашего мероприятия мы предлагаем вам, если ваше мнение о конфликте изменилось, пересесть (отношение к конфликту, как в начале занятия)

Заключительные слова:

  Будьте мудры настолько,

чтобы не гордиться своей мудростью;

Будьте сильны настолько,

чтобы не надо было доказывать свою силу;

Будьте искренне настолько,

чтобы не делать знамени из своей искренности.

 Это и есть величие духа.

А родителям хочу посоветовать: помогайте своим детям в жизненных ситуациях, в решении всевозможных конфликтов, чтобы детская  прекрасная жизнь не стала разбитой.

 

Список использованной литературы:

1. Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.- Минск, 1996;

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология.- М: Трикста, 2005;

3. Гришина Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. - СПб.: "Сова", 1993.

4. Кичанова И. Конфликт: за или против.- М.: Молодая гвардия, 1978.

5. Хасан Б.И. Толерантность: объединяем усилия. Мир без конфронтации или Да здравствует конфликт! - Красноярская гимназия "УНИВЕРС", М., 2001.

6. Хасан Б.И. Толерантность: объединяем усилия. Разрешение конфликтов и ведение переговоров.

7.Е.Н.Васина "Арт-альбом для семейного консультирования"

8.Голди "Голографическая терапия"

9. Т.В.Барыбина "Конфликты и пути их устранения"

Приложения.

1.        Понятие о конфликте и пути его устранения.

2.        Индивидуальная работа социального педагога и психолога с "конфликтными" учащимися и их родителями в арт-альбоме (для взрослых и детей)