Самоуправление в школе

Мещерякова Екатерина Владимировна

        Самоуправление учащихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным детьми по отношению к своей деятельности или коллективу. Самоуправление следует рассматривать как участие детей в управлении собственными делами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система самоуправления в школе

Самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива детей,  обеспечивающая развитие их самостоятельности  в принятии и реализации решений для достижения  значимых коллективных целей. Это право на внутреннее управление своими, местными силами, право решать вопросы внутреннего характера по собственным законам и правилам.

Самоуправление учащихся – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным детьми по отношению к своей деятельности или коллективу. Самоуправление следует рассматривать как участие детей в управлении собственными делами.

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений.

Важным условием в организации самоуправленческой деятельности учащихся является партнерство, которое дает возможность включить ребят в выполнение реальных дел, в преобразование окружающей жизни.

Соуправление – это совместная деятельность детских органов самоуправления с педагогическим коллективом школы при равных обязанностях для достижения общих целей. Реализуется соуправление в повседневной жизнедеятельности в процессе совместного планирования, совместной организации и совместного анализа конкретной деятельности на пользу участников этого процесса или окружающих людей. Соуправление дает возможность объединить в социальной деятельности взрослых и детей.

Цель детского самоуправления создание условий для формирования саморазвивающейся личности ребенка.

Основные задачи:

  1. воспитание у каждого члена детского коллектива демократической культуры, гражданственности;
  2. стимулирование к социальному творчеству,
  3. развитие умения действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества;
  4. развитие  социальной активности детей,
  5. формирование морально – этического климата в детском коллективе.

Основная закономерность развития самоуправления – гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентаций учащихся.

Результат развития самоуправления – взаимная ответственность, когда все дети  добросовестно выполняют свои обязанности, и когда каждый ребенок отвечает за общие итоги  деятельности, а все – за итоги каждого.

Принципы деятельности органов самоуправления:

  1. Открытости и доступности – органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им. Все дети могут принимать участие в самоуправленческой деятельности.
  2. Добровольности и творчества – детским коллективам или объединениям (кружки, секции) предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей.
  3. Единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов детей.
  4. Сплочение коллектива вокруг единой цели.
  5. Равенства и сотрудничества – в детских коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равное положение. Классные коллективы строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства.
  6. Динамичность и вариативность в организации деятельности органов самоуправления.
  7. Интеграция  и дифференциация педагогического управления и самоуправления.
  8. Непрерывности и перспективности – органы детского самоуправления действуют на протяжении всего года; ребята могут создавать постоянные и временные объединения.

Функции детского самоуправления:

По отношению к личности самоуправление выполняет следующие функции:

  1. Адаптационная – обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;
  2. Интегративная – дает возможность сочетать коллективные и индивидуальные виды деятельности; объединяет усилия педагогов и детей для результативной деятельности;
  3. Прогностическая – помогает определить реальные перспективы на основе диагностики и перспективы;
  4. Освоения управленческой культуры – появляется возможность осуществить самостоятельный выбор в принятии решений, важного для себя и для коллектива; осознание свободы и ответственности;
  5. Просветительская – освещение деятельности в школе;
  6. Сплочение детского коллектива – регулирует межличностные и межгрупповые отношения в детском коллективе.

По отношению к педагогическому коллективу:

  1. Социально-ориентированная – отражает учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ученическим коллективом, и направлены на нравственное воспитание;
  2. Личностно-ориентированная направлены на удовлетворение потребностей и интересов учащихся.

Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом они на последующих этапах с каждым циклом все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии коллективом.

Важно, чтобы в коллективе развивались конкурентные отношения между различными группами, которые не только активизируют детей, но и обогащают их взаимоотношения, вносят в них здоровый дух соперничества. Важно только обеспечить такие отношения нравственными регуляторами, которые позволят сделать их честными. При этом педагогами всячески должна одобряться деятельность, направленная на организацию взаимопомощи.

Структура школьного самоуправления

Структура – это совокупность, строение, порядок элементов, образующих единое целое.

Система школьного самоуправления имеет три уровня:

  1. Классное ученическое самоуправление.
  2. Школьное ученическое самоуправление.
  3. Школьное самоуправление.

Классное ученическое самоуправление

Основными структурными элементами и одновременно базой формирования системы является классный коллектив и весь детский коллектив школы. Деятельность детского коллектива – класса определяется определенными задачами, стоящими перед коллективом школы, с учетом возрастных особенностей детей. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в классах.

Самоуправление в классах формируется в определенную систему благодаря функционированию микрогрупп, микроколлективов. Каждый микроколлектив объединяет 5-7 человек. Микрогруппа является постоянным или временным (на усмотрение детей и педагогов) рабочим коллективом класса. Его основная функция – проведение индивидуальной работы с учетом  склонностей и интересов ребенка.

Высшим, наиболее важным органом самоуправления в классе является Совет класса, представители которого (7-11 классы) входят в Совет старшеклассников. Совет класса рассматривает и принимает стратегические управленческие решения, которые определяют жизнедеятельность детского коллектива на ближнюю, дальнюю и среднюю перспективу. На Совете избираются  исполнительные органы самоуправления – совет Лидеров, Совет Дела, Совет Спорта и другие, определяются сроки функционирования органа, режим его работы, обязанности членов, структура исполнительного органа.

При исполнительных органах формируются инициативные, творческие группы, для организации разных направлений деятельности – совет Здоровья, совет Физоргов, клуб Затейников, Пресс – центр, группа Забота, Фантазеры и пр. Через деятельность инициативной группы реализуются интересы детей, осуществляется обратная связь между детским и взрослым коллективом, а также обмен информацией об уровне удовлетворенности тем или иным общим делом.

Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации разных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы – творческие группы, советы Дела.

Завершающим систему и важным её компонентом является поручение. Поручения включают детей в жизнедеятельность коллектива и в социально значимую деятельность. В числе принципов, которые лежат в основе системы поручений, преемственность, учитывающая опыт социальной деятельности воспитанника; последовательность, предполагающая постепенное усложнение содержания и характера заданий; массовость, то есть участие в делах каждого воспитанника. Наиболее эффективными в воспитательной работе являются групповые и коллективные поручения.

Школьное ученическое самоуправление

Главным органом школьного ученического самоуправления является Совет старшеклассников, который имеет свои подразделения.

Совет Спорта

Совет Здоровья

Профилактический Совет 

Пресс-центр

Совет Досуга

Временные Советы

Совет старшеклассников

Схема детского самоуправления в школе

Совет старшеклассников

(7-11 классы)

Куратор Совета

Классные руководители

Совет класса

Совет Спорта

Пресс-центр

Творческая группа

Совет …

Совет Спорта и Здоровья:

  1. Состоит из обучающихся 7-11 классов;
  2. Плановые проверки и оценивание санитарно-гигиенического состояния кабинетов;
  3. Агитация за здоровый образ жизни;
  4. Еженедельное предоставление информации в Пресс-центр о проведении спортивных мероприятий;
  5. Привлечение детей к посещению спортивных секций;
  6. Дополнительные функции определяют сами на первом Совете.
  1. Планирование, организация, помощь в проведении общешкольных мероприятий по теме «здоровье» (Дни Здоровья, акции против вредных привычек, анкеты и др.);
  2. Имеют право привлекать других детей для проведения мероприятий;
  3. Дополнительные функции определяют сами на первом Совете.

Профилактический Совет:

  1. Состоит из обучающихся 10-11 классов (по одному человеку с каждого класса);
  2. Проведение профилактических бесед с детьми, нарушающими Устав школы, правила поведения, правила дорожного движения;
  1. Участие в разрешении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса (в случае необходимости).

Пресс-центр:

  1. Состоит из обучающихся 7-11 классов (по 1 человеку с параллели);
  2. Сбор информации для пресс-релиза по проведению классных и школьных мероприятий различного уровня (еженедельно);
  3. Посещение общешкольных и классных мероприятий (фоторепортажи, интервью);
  4. Оповещение обучающихся и педагогов о предстоящих мероприятиях (объявления, приглашения);
  5. Выпуск школьной газеты (1 раз в четверть).

Совет Досуга:

  1. Состоит из обучающихся 7-11 классов (по 1 человеку с каждого класса);
  2. Планирование, организация, помощь в проведении общешкольных культурно-массовых мероприятий;
  3. Владение информацией о проведении мероприятий различного уровня в каждом классе;
  4. Дополнительные функции определяют сами на первом Совете.

Временные Советы:

  1. Создаются при необходимости (при проведении тематических акций, творческих дел);
  2. Занимаются организацией, проведением различных акций, конкурсов, оказывают помощь педагогам в проведении предметных недель, выпускают информационные газеты, листовки и т.д.

Школьное самоуправление

Это Совет школы, который состоит из числа Совета старшеклассников, педагогов и родителей (5 человек). Руководит Советом школы директор.

Функции Совета школы:                                 

1. Работа над созданием перспективного плана развития ОУ.          

2. Сотрудничество с другими учреждениями и организациями с целью привлечения средств и ресурсов для укрепления материально-технической  базы ОУ.                                                          

3. Содействие в разработке нормативно-правовой базы для организации деятельности ОУ.

4. Контроль за деятельностью администрации по расходованию вне- бюджетных средств.                                                

5. Выработка, принятие и реализация решений, касающихся деятель ности ОУ.



Предварительный просмотр:

                                                                        Утверждаю____________

                                                                         Директор МОУ СОШ № 8

                                                                                            Н.А. Краморова

                                                               «___»_______________2011г.

Положение о деятельности Совета Старшеклассников

в МОУ СОШ №8

1. Общие положения

1.1. Совет Старшеклассников (далее – Совет) является органом самоуправления муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 8 г. Бердска.  

1.2. Цель совета – привлечение учащихся к организации учебной и внеучебной деятельности и создание условий для формирования саморазвивающейся личности ребенка.

1.3. Совет собирается не реже 1 раза в месяц для решения текущих вопросов, подведения  промежуточных итогов деятельности, при необходимости возможны более частные сборы Совета.

1.4. Отчет о проделанной работе Совет представляет в конце каждой четверти в виде итогового отчёта.

1.5. Методическое руководство Советом осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

2. Задачи:

2.1. Организация школьного досуга обучающихся (подготовка и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий).

2.2. Просветительская деятельность.

2.3. Организует самообслуживание в школе (дежурство, генеральные уборки в кабинетах, благоустройство школьной территории).

2.4. Способствует сохранности оборудования и учебных кабинетов. 

3. Состав Совета

3.1. Состав Совета определяется на общешкольных выборах в соответствии с положением о проведении выборов (Приложение №1 данного положения).

3.2. В совет могут входить учащиеся 7-11 классов.

3.3. Совет имеет следующую структуру:

  1. Совет Спорта
  2. Совет Здоровья
  3. Профилактический Совет
  4. Пресс-центр
  5. Совет Досуга
  6. Временные Советы

4. Компетенция Совета

4.1. Вносит предложения директору Учреждения в части определения:

  1. Профилей обучения;
  2. Углубленного обучения;
  3. Режима занятий обучающихся, в том числе продолжительность рабочей недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий;
  4. Предложения по внесению изменений в настоящее Положение;
  5. Материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений Учреждения;
  6. Создания в общеобразовательном учреждении необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания обучающихся;
  7. Мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся;
  8. Мероприятий по обеспечению безопасности образовательного процесса;
  9. Организации иных мероприятий, проводимых в общеобразовательном учреждении;
  10. Организации работы  Учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  11. Соблюдения прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения;
  12. Структуры, компетенции, порядка формирования и работы органов самоуправления общеобразовательного учреждения.

4.2. Рассматривает вопросы текущей успеваемости, посещаемости учебных занятий, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

4.3. Ходатайствует  при наличии оснований перед директором Учреждения о

       награждении и других поощрениях обучающихся, принятии к ним мер

       дисциплинарного воздействия.

5. Права и ответственность члена Совета.

5.1. Член Совета имеет право:

  1. участвовать в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в          письменной форме своё особое мнение, которое подлежит приобщению к протоколу заседания Совета;
  2. инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, относящемуся к его компетенции;
  3. представлять интересы Учреждения в рамках компетенции Совета;
  4. досрочно выйти из состава Совета, письменно уведомив об этом руководителя;
  5. член Совета обязан принимать активное участие в работе Совета, руководствуясь при этом принципами добросовестности и целесообразности.

5.2. Член Совета несет ответственность за принятые решения и выполненные задачи.

6. Обязанности  членов Совета

6.1. Обязанностью всех членов основного состава Совета старшеклассников является присутствие на всех заседаниях совета.

6.2. Подразделения Совета Старшеклассников выполняют следующие функции:

Совет Спорта и Здоровья:

  1. Состоит из обучающихся 7-11 классов;
  2. Плановые проверки и оценивание санитарно-гигиенического состояния кабинетов;
  3. Агитация за здоровый образ жизни;
  4. Еженедельное предоставление информации в Пресс-центр о проведении спортивных мероприятий;
  5. Привлечение детей к посещению спортивных секций;
  6. Дополнительные функции определяют сами на первом Совете.
  1. Планирование, организация, помощь в проведении общешкольных мероприятий по теме «здоровье» (Дни Здоровья, акции против вредных привычек, анкеты и др.);
  2. Имеют право привлекать других детей для проведения мероприятий;
  3. Дополнительные функции определяют сами на первом Совете.

Профилактический Совет:

  1. Состоит из обучающихся 10-11 классов (по одному человеку с каждого класса);
  2. Проведение профилактических бесед с детьми, нарушающими Устав школы, правила поведения, правила дорожного движения;
  3. Следит за четким соблюдением дежурства в столовой и школе;
  1. Участие в разрешении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса (в случае необходимости).

Пресс-центр:

  1. Состоит из обучающихся 7-11 классов (по 1 человеку с параллели);
  2. Сбор информации для пресс-релиза по проведению классных и школьных мероприятий различного уровня (еженедельно);
  3. Посещение общешкольных и классных мероприятий (фоторепортажи, интервью);
  4. Оповещение обучающихся и педагогов о предстоящих мероприятиях (объявления, приглашения);
  5. Выпуск школьной газеты (1 раз в четверть).

Совет Досуга:

  1. Состоит из обучающихся 7-11 классов (по 1 человеку с каждого класса);
  2. Планирование, организация, помощь в проведении общешкольных культурно-массовых мероприятий;
  3. Владение информацией о проведении мероприятий различного уровня в каждом классе;
  4. Дополнительные функции определяют сами на первом Совете.

Временные Советы:

  1. Создаются при необходимости (при проведении тематических акций, творческих дел);
  2. Занимаются организацией, проведением различных акций, конкурсов, оказывают помощь педагогам в проведении предметных недель, выпускают информационные газеты, листовки и т.д.



Предварительный просмотр:

Согласовано:

Председатель Управляющего Совета МБОУ СОШ №8

Радченко М.А.

«___» августа 2014 г.

Утверждено:

Директор МБОУ СОШ №8

_____________________

Н.А. Краморова

«___» августа 2014 г.

Положение о творческой группе педагогов, учащихся и родителей

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8»  г. Бердска Новосибирской области

1. Общие положения

  1. Временная Творческая группа – это добровольное временное объединение педагогов, учащихся и родителей, заинтересованных во взаимном творчестве, коллективном сотрудничестве по планированию, организации и проведению воспитательных мероприятий для обучающихся, родительской общественности и гостей образовательной организации.
  2.  В своей работе временная Творческая группа руководствуется Уставом образовательной организации и настоящим положением.
  3. Временная Творческая группа работает над творческим делом в течение необходимого времени (день, неделя, месяц).
  4. Состав временных Творческих групп меняется, количество участников не ограничено. Один участник может принять участие в нескольких временных Творческих группах в течение учебного года.
  5. Результатом работы творческой группы является реализация какого-либо воспитательного мероприятия.
  6. Творческая группа является самостоятельным звеном методической работы и субъектом внутришкольного управления.

2. Организация деятельности Творческой группы

2.1 Творческая группа создается по инициативе педагогов и учащихся и прекращает свою деятельность по мере решения стоящих перед ней задач.

2.2 Творческая группа имеет план воспитательной работы школы (составленный на основе анкетирования детей и педагогов), который корректируется по мере необходимости и оформленные результаты творческих дел в виде продукта коллективной творческой деятельности.

2.3 Руководителями временных Творческих групп является педагог, владеющий навыками организации коллективных дел, выбранные на методическом объединении классных руководителей.

2.4. Заседания временных творческих групп проводится по необходимости для реализации какого-либо воспитательного мероприятия.

2.5. Итоги работы Творческой группы заслушиваются на Совещании классных руководителей.

2.6. Контроль за деятельностью временных Творческих групп осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

3. Документация и отчетность Творческой группы

3.1 Приказ о назначении ответственного за проведение воспитательного мероприятия, руководителя временной Творческой группы.

3.2 Общешкольный план по воспитательной работе.

3.3 Сценарии, методические разработки.

3.4 Фотоотчет.

3.5 Справка заместителя директора по воспитательной работе о деятельности временной Творческой группы в рамках планирования, организации, и проведении мероприятия.

4. О поощрении руководителей временных творческих групп

За выполнение обязанностей руководителя временной Творческой группы педагогам выплачивается надбавка согласно «Положению о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера в зависимости от качественных показателей, направленных на конечный результат, из фонда оплаты труда  работникам МБОУ  СОШ №8 г. Бердска».