Взаимодействие с педагогами

Караваева Наталья Анатольевна

На странице собранны материалы: презентации, консультации, конспекты занятий, буклеты - в помощь педагогам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Депрессия

Слайд 2

Депрессия - серьезное заболевание, которое резко снижает трудоспособность и приносит страдание как самому больному, так и его близким; подавленное состояние, отсутствие любых желаний, изоляция от всего мира.

Слайд 3

Депрессия - это серьезное и широко распространенное заболевание Серьезность заболевания заключается в том, что оно очень широко распространено и может приводить к утрате трудоспособности. Надежду вселяет тот факт, что при данном заболевании со временем часто наступает улучшение. Существуют различные виды лечения, которые сокращают длительность депрессии. Депрессия часто возникает на фоне различных жизненных стрессов — перемены места жительства, проблемы в семейной и супружеской жизни, трудности на работе и др . Она может быть связана с медицинскими проблемами или с наличием хронического физического заболевания, особенно сопровождающегося выраженной болью .

Слайд 4

Обычно депрессии подразделяются на униполярные и биполярные . Униполярная депрессия включает в себя практически полную потерю мотивации, печаль, ощущение пустоты и тревогу, продолжающиеся месяцами или даже годами. Такой человек потерял всякую надежду на то, что его страдания прекратятся. Зачастую у него пропадает желание есть, говорить, общаться с людьми и даже мыться. Некоторые люди впадают в такую глубокую депрессию, что месяцами не выходят из темной комнаты и неделями не моются. Когда в нашей жизни происходит что-то очень неприятное, мы можем испытывать такие сильные страдания, что, кажется, ничто не способно доставить нам радости. У всех бывают трудные времена. Смерть родственника, развод или серьезная болезнь — все это может привести к депрессии Люди, страдающие биполярной , или маниакальной , депрессией, имеют двойную природу. Иногда они впадают в такую глубокую депрессию, что кажется, ничто не способно вывести их из этого состояния. Однако через некоторое время они неожиданно переходят в маниакальное состояние — становятся необычайно активными, почти не спят и испытывают большой душевный подъем. Некоторые люди в маниакальном состоянии способны не спать по несколько дней.

Слайд 5

Проявления депрессии очень разнообразны и варьируют в зависимости от формы заболевания. Эмоциональные проявления Тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние Тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидание беды Раздражительность Чувство вины, частые самообвинения Недовольство собой, снижение уверенности в себе, снижение самооценки Снижение или утрата способности переживать удовольствие от ранее приятных занятий Снижение интереса к окружающему миру Утрата способности переживать какие-либо чувства (в случаях глубоких депрессий) Депрессия часто сочетается с тревогой о здоровье и судьбе близких, а также со страхом показаться несостоятельным в общественных местах Физиологические проявления Нарушения сна (бессонница, сонливость) Изменения аппетита (его утрата или переедание) Нарушение функции кишечника (запоры) Снижение сексуальных потребностей Снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабость Боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах)

Слайд 6

Поведенческие проявления Пассивность, трудности вовлечения в целенаправленную активность Избегание контактов (склонность к уединению, утрата интереса к другим людям) Отказ от развлечений Алкоголизация и злоупотребление психоактивными веществами, дающими временное облегчение Мыслительные проявления Трудности сосредоточения, концентрации внимания Трудности принятия решений Преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, о своей жизни, о мире в целом Мрачное, пессимистическое видение будущего с отсутствием перспективы, мысли о бессмысленности жизни Мысли о самоубийстве (в тяжелых случаях депрессии) Наличие мыслей о собственной ненужности, незначимости , беспомощности Замедленность мышления

Слайд 7

Цикл депрессии

Слайд 8

Виды депрессии Все виды депрессии отличаются друг от друга. Острая, или клиническая, депрессия и хроническая депрессия, или дистимия, наиболее распространенные виды депрессии. Но существуют и другие ее виды со своими уникальными симптомами, признаками и методами лечения.

Слайд 9

О строе депрессивное расстройство Согласно данных Национального института психического здоровья, острая депрессия характеризуется набором симптомов, что влияют на способность человека работать, спать, есть, учиться и получать удовольствие от любимых занятий. В жизни случаются разные события, вследствие которых вы можете несколько дней чувствовать грусть, одиночество или беспомощность. Но острая депрессия парализует. Она не дает вам полноценно функционировать. Приступ острой депрессии может произойти лишь один раз в жизни. Более часто происходит рецидив данной болезни. Вдобавок, при острой депрессии, обязательно наличие либо подавленного настроения, либо потеря интереса. Эти симптомы должны присутствовать большую часть дня ежедневно на протяжении двух недель. Кроме этого, эти симптомы должны провоцировать клиническое проявление тяжелых недомоганий или ухудшение работоспособности. Эти симптомы не могут возникнуть вследствие прямого воздействия алкогольной или наркотической зависимости, приема определенных медикаментов или в результате нарушения функции щитовидной железы. Также они не могут возникнуть вследствие пережитого горя.

Слайд 10

Х роническая депрессия, или дистимия А типичная депрессия Дистимия , или хроническая депрессия, характеризуется проявлением подавленного настроения на протяжении длительного времени, как минимум двух лет. Этот вид депрессии считается более легкой формой и не парализует человека. Если у человека дистимия , то он за свою жизнь также может перенести один, или больше, приступов острой депрессии. Переедание Повышенная сонливость Утомляемость Повышенная чувствительность к отказам Резкие перепады настроения, что прямо зависит от ситуации Обычная депрессия отличается от атипичной всеобъемлющим чувством грусти.

Слайд 11

Биполярная или маниакальная депрессия Биполярное расстройство это сложное расстройство настроения, что характеризуется чередованием приступов угнетенности и чрезмерного возбуждения или мании. Существует два подвида биполярного расстройства: биполярное расстройство первой и второй степени. История болезни биполярного расстройства первой степени, обязательно включает как минимум один приступ маниакального синдрома и при этом, может включать или нет приступ острой депрессии. Люди с диагнозом биполярное расстройство второй степени, переносят как минимум один приступ острой депрессии и один приступ гипомании (сильный или незначительный всплеск эмоций).

Слайд 12

Сезонная депрессия. Сезонная депрессия, или как ее еще называют сезонное аффективное расстройство, это депрессия, которая проявляется ежегодно в одно и тоже время. Обычно она начинается осенью или зимой, и проходит весной или ранним летом. Это не просто «зимняя тоска» или раздражительность в результате одиночества. Существует также и «летняя депрессия». Эта форма сезонной депрессии встречается очень редко и начинается поздней весной или ранним летом и проходит осенью.

Слайд 13

Психотическая депрессия Послеродовая депрессия При этом заболевании симптомы депрессии сопровождаются галлюцинаторными мыслями или другими проявлениями психоза. При психотической депрессии происходит разрыв связи с реальностью. У таких пациентов наблюдают проявление галлюцинаций и бредовых мыслей. Почти 75% из всех молодых мам страдают послеродовой хандрой. Но у каждой десятой это состояние переходит в более серьезную стадию – послеродовая депрессия. Диагноз послеродовая депрессия можно поставить тогда, когда молодая мама на протяжении первого месяца после родов переносит приступ острой депрессии.

Слайд 14

Симптомы депрессии Каждый из нас иногда чувствует себя грустно, одиноко и угнетенно. И эти чувства являются естественной реакцией на пережитую утрату, жизненную борьбу или уязвленную самооценку. Но если эти чувства становятся всеобъемлющими и долгое время не проходят, они могут изменить обычный образ жизни. Если такое состояние оставить без надлежащего лечения, то симптомы депрессии и острой депрессии могут усугубиться, и болезнь будет мучить вас годами. Своевременно распознать симптомы депрессии, значит преодолеть самый высокий барьер в процессе диагностирования и лечения клинической или острой депрессии. К сожалению, половина людей имеющих симптомы депрессии, никогда не обращаются к врачу, и соответственно никогда не получают надлежащего лечения. Оставив депрессию без лечения, человек наносит себе смертельный удар. Больше одного из каждых десяти людей, борющихся с депрессией, совершают самоубийство.

Слайд 15

С имптомы депрессии Признаки суицидального поведени я: трудно сконцентрироваться, запомнить детали и принять решение; частая усталость и снижение жизненной энергии; чувство вины, бесполезности и безнадежности; чувство безысходности и/или пессимизм; бессонница, раннее пробуждение, избыточная сонливость; раздражительность, возбужденное состояние; потеря интереса к любимым занятиям и хобби, включая секс; ничто в жизни больше не радует; переедание или потеря аппетита; стойкие физические симптомы, что не поддаются лечению, например, головная боль, желудочные колики или расстройство желудка; постоянное чувство унылости, страха или опустошенности; мысли о самоубийстве, попытки самоубийства ; Внезапное изменение настроения, будучи очень грустным, человек за секунду становиться спокойным и счастливым Постоянные разговоры и мысли о смерти Ухудшающиеся симптомы клинической депрессии (перепады аппетита, нарушение сна, потеря интереса к любимым занятиям) Желание смерти, испытание судьбы, рискуя жизнью, как например проезд на красный свет светофора Потеря интереса к любимым занятиям Постоянные утверждения беспомощности, безнадежности и бесполезности Приведение в порядок своих дел, ссоры с друзьями и близкими, измена завещания Изречения типа «Было бы лучше, если б меня здесь не было», или «Я хочу уйти» Разговоры о самоубийстве Проведывание или телефонные звонки близким людям


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Подписи к слайдам:

Психолого-педагогическая готовность ребёнка к обучению в гимназии
Высокая стартовая готовность ребёнка к обучению можно сравнить с фундаментом здания:
крепкий фундамент – залог надёжности и качества будущей постройки (успешной учёбы)
Готовность к школьному обучению
Физиологическая общее состояние ребёнка состояние нервной системы сохранность слухового и зрительного анализаторов развитие мелкой моторики
Социально-личностная внутренняя позиция школьника отношение к сверстникам отношение к себе отношение к учителю отношение к родителям
Психологическая развитие речи развитие мышления развитие памяти общая осведомлённость познавательная активность произвольность психических процессов принятие учебной задачи, обучаемость графические навыки вводные учебные навыки
Правильная посадка за столом и удерживание пишущего предмета
Развитие мелкой моторики и графических навыков:пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики и графических навыков:рисунок по точкам,
Развитие мелкой моторики и графических навыков:обведение по контуру, штриховка
Развитие мелкой моторики и графических навыков:рисование орнамента по клеточкам
Развитие мелкой моторики и графических навыков:рисование линий различной формы и сложности

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная недостаточность при неосложненном психическом инфантилизме.

Слайд 2

Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма рассматривается большинством исследователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей, вызванного различными этиологическими факторами (конституционально-генетическими, внутриутробной интоксикацией, токсико-инфекционными воздействиями в первые годы жизни ребенка).

Слайд 3

Наиболее изучена клинико-психопатологическая характеристика простого (неосложненного) психического инфантилизма (по В. В. Ковалеву), к которому относится также выделенный Г.Е.Сухаревой гармонический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственных детям более младшего возраста повышенной эмоциональной живости, неустойчивости, непосредственности, беспечности, беззаботности, преобладании мотива получения непосредственного удовольствия, чрезмерной доверчивости и внушаемости.

Слайд 4

В интеллектуальной деятельности также преобладает влияние эмоций, слабо развиты собственно интеллектуальные интересы, в то время как игровые продолжают преобладать и в школьном возрасте. Активное внимание характеризуется повышенной неустойчивостью, истощаемостью и пресыщаемостью, дети не способны к занятиям, требующим волевого усилия, не могут организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива. Все это создает феномен «школьной незрелости», выявляющейся с началом школьного обучения.

Слайд 5

Хотя у большинства детей интеллектуальная недостаточность имеет вторичный характер, определяемый главным образом отставанием в созревании компонентов формирующейся личности, особенности их мышления сближаются с особенностями мышления детей, страдающих олигофренией. К их числу относятся преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий (Т.В.Егорова, З.И.Калмыкова), недостаточная целенаправленность психической деятельности, слабость логической памяти (Н. А. Менчинская , Н. Г. Лутонян , Н. Г. Поддубная ).

Слайд 6

Экспериментально-психологическое исследование (А . Я. Иванова, В. И. Лубовский и др.) позволяет выявить у детей этой группы более широкую и относительно сохранную зону ближайшего развития. Их потенциальные интеллектуальные возможности, уровень абстрактно-логического мышления превышают таковые у умственно отсталых детей. Им доступна способность к использованию помощи и к переносу усвоенного на новый материал. Продуктивность в самостоятельных видах деятельности у них более высокая.

Слайд 7

В соматическом статусе детей с психическим инфантилизмом обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте, грациальное телосложение, свойственное детям более младшего возраста. В то же время отсутствуют черты грубой диспластичности, аномалии развития отдельных систем и органов, столь характерных для детей-олигофренов.

Слайд 8

Динамика описываемых состояний благоприятная (И. А. Юркова , Г. Е. Сухарева, А. Г. Асафова, М. Г. Рейдибойм ). С возрастом, особенно при правильно организованном воспитании и обучении, проявления психического инфантилизма могут сглаживаться иногда вплоть до полного исчезновения, а интеллектуальная недостаточность – компенсироваться.

Слайд 10

Наиболее заметные положительные сдвиги выявляются в основном к 10-летнему возрасту, когда наступает компенсация пограничной интеллектуальной недостаточности и личностных нарушений, а в связи с этим и школьной неуспеваемости (И. Л. Крыжановская ). Выраженная тенденция к сглаживанию и обратимости позволяет говорить о «задержке психического развития» (Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Невралгия тройничного нерва

Слайд 2

Невралгия - это боль, распространяющаяся по ходу ствола нерва (в данном случае тройничного) или его ветвям, иногда сопровождающаяся повышенной чувствительностью в той области, которая иннервируется этим нервом.

Слайд 3

Тройничный нерв – пятый по счету из двенадцати пар черепно-мозговых нервов. Функция нерва – обеспечение чувствительности в области лица. Один тройничный нерв идет с левой стороны лица, а другой - справа.

Слайд 4

Тройничный нерв берет свое начало в полости черепа и проводит нервные импульсы от чувствительных рецепторов лица к мозгу, т.е. обеспечивает связь лица с головным мозгом. Чувствительный корешок нерва отходит от головного мозга и почти сразу разделяется на 3 ветви, которые выходят на поверхность через естественные отверстия в костях черепа и обеспечивают чувствительность лица к прикосновению, боли, теплу и холоду.

Слайд 5

I ветвь иннервирует лоб, бровь и глаз, II - щеки, нос, верхнюю губу, верхнюю челюсть и небо, III - подбородок, нижнюю губу, нижнюю челюсть, язык и висок.

Слайд 6

Причины невралгии тройничного нерва Боль при невралгии тройничного нерва связана с раздражением тройничного нерва. Причиной боли является, обычно, соприкосновение артерии и вены с тройничным нервом в области основания черепа. В этом месте происходит сдавление нерва, что и является причиной боли. К другим причинам невралгии тройничного нерва относятся сдавление нерва опухолью, множественным склерозом, что приводит к разрушению так называемой миелиновой оболочки нерва. Обычно развитие невралгии тройничного нерва у молодых связано с множественным склерозом.

Слайд 7

Признаки невралгии тройничного нерва Обычно приступы боли начинаются с зон, лежащих в области иннервации II и III ветвей, (щеки, нос, верхняя губа, верхняя челюсть, небо, подбородок, нижняя губа, нижняя челюсть, язык, висок). Но могут начаться и с I ветви - это область бровей, глаз и лба. Боли начинаются внезапно и имеют острый стреляющий (как током) характер. Несмотря на то, что поражается чувствительная часть тройничного нерва, во время приступа непроизвольно сокращаются лицевые мышцы (судорога или болевой тик).

Слайд 8

Боль при невралгии тройничного нерва может быть: Т ипичной , характерной для невралгии тройничного нерва, в течении заболевания имеются определенные периоды затихания. Боль носит стреляющий характер, похоже на удар током, и обычно провоцируется прикосновением к определенным участкам лица. Нетипичная боль обычно бывает постоянной, она захватывает более обширную часть лица. При таком течении заболевания может не быть периода затихания болей. Лечение такой невралгии более трудное.

Слайд 9

Невралгия тройничного нерва – цикличное заболевание. Периоды обострения болей чередуются периодами их стихания. Обычно, боли длятся определенное время с коротким промежутком между ними. У некоторых больных боли наблюдаются редко, один раз в день. У других же болевые атаки наблюдаются каждый час. Боль чаще начинается в виде удара током, достигая своего пика за 20 секунд и далее длится какое-то время.

Слайд 10

Факторы, провоцирующие начало атаки невралгии тройничного нерва: Легкое прикосновение к коже лица Умывание Бритье Чистка зубов Удар по носу Легкое дуновение ветра Макияж Улыбка Разговор

Слайд 11

Диагностика невралгии тройничного нерва Обычно диагноз невралгии тройничного нерва ставится на основании жалоб больного и его осмотра. В диагностике причины невралгии имеет значение магнитно-резонансная томография. Она позволяет выявить опухоль или признаки множественного склероза. Однако, другие причины, способные вызвать невралгию тройничного нерва, редко выявляются с помощью магнитно-резонансной томографии.

Слайд 12

Лечение невралгии тройничного нерва Симптомы могут быть купированы обезболивающими, успокаивающими и противосудорожными средствами, блокадой нерва (введение обезболивающего средства в область нерва). Хороший эффект дает назначение противосудорожного лекарственного препарата. Назначаются также физиотерапевтические процедуры. Широко применяется электростимуляция пораженных ветвей тройничного нерва, рефлексотерапия. Но очень часто все эти методики не дают нужного эффекта и тогда применяется оперативное лечение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологический подход к проблеме заикания. Концепции Р.Е. Левиной, А.В. Ястребовой .

Слайд 2

Заикание - нарушение ритма, темпа и плавности речи с частыми повторениями или пролонгацией звуков, слогов или слов либо частыми остановками. Заиканием страдают от 5 до 8% детей, из них относительно стойкое заикание отмечается в 1% случаев. Расстройство в 3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Заикание обычно начинается в возрасте до 12 лет, в большинстве случаев отмечаются два уязвимых для заикания периода - между 2-4 и 5-7 годами . Заикание может наблюдаться не постоянно. Иногда оно может отсутствовать при чтении вслух, пении, разговоре с домашними животными или неодушевленными предметами. Диагноз ставят при продолжительности расстройства не менее 3 мес.

Слайд 3

В течении заикания выделяют 4 фазы. 1-я фаза - дошкольный период - расстройство появляется эпизодически, длительные периоды нормальной речи. После такого периода может наступать выздоровление. Во время этой фазы заикание отмечается тогда, когда дети взволнованны, огорчены или когда им нужно много говорить. 2-я фаза возникает в начальной школе. Расстройство носит хронический характер с очень небольшими периодами нормальной речи. Дети осознают и болезненно переживают свой недостаток. 3-я фаза наступает после 8-9 лет и длится до подросткового возраста. Заикание возникает или усиливается только в определенных ситуациях (вызов к доске, покупка в магазине, разговор по телефону и др.). 4-я фаза бывает в позднем подростковом возрасте и у взрослых .

Слайд 4

Ценнейший вклад в изучение и разработку теоретических основ профилактики, коррекции одного из сложнейших дефектов речи – заикания был внесен Р.Е.Левиной .Она рассматривала заикание и его причины с учетом системного строения речевой деятельности и причинно-следственных связей, характерных для формирования каждой функции . Самым крупным достижение Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи . Е ю разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений речи необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения.

Слайд 5

В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников в логопедии появилось понимание речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Были разработаны методики преодоления речевых нарушений , составляющие главное содержание логопедии. Р.Е. Левина обосновала новый подход к организации системы коррекционной работы по преодолению речевых нарушений на основе выделения дифференцирующих признаков речевого дефекта.

Слайд 6

Р.Е. Левиной было выявлено, что заикание не представляет собой стабильного состояния и его проявления подвержены колебаниям, зависящим от ситуации общения, роли в коммуникативном процессе: "Заикание по-разному проявляется при разговоре со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми старшими и теми кто моложе, в коллективе и наедине с собеседником, в беседе и в сообщении. Вне общения ребенок, часто полностью освобождается от прерывистой речи, вовсе не заикается без видимого собеседника или с мнимым собеседником, в игровой ситуации". Сложности же в основном присущи усложненным формам речевого общения, требующим значительного интеллектуального и эмоционального напряжения.

Слайд 7

В исследованиях Р.Е. Левиной был выделен ряд моментов, имеющих принципиальное значение для успешного осуществления процесса речевой коммуникации: свойства речевого поведения (общительность, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменения условий общения, организованность речи, темп); черты общего поведения (возбужденность, вялость, аффективная окраска); состояние психофизиологических процессов (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к воспроизведению ряда элементов, способность к переключению, работоспособность, истощаемость, вхождение в деятельность, склонность к персеверациям).

Слайд 8

Данные положения должны быть основополагающими и для осуществления коррекции заикания. В соответствии с этим коррекция заикания должна заключаться в регуляции течения связной речи с учетом отклонений, проявляющихся в патологической импульсивности или заторможенности речевого поведения. То есть ребенку необходимо дать возможность восполнить пробелы предшествующего развития речевого поведения, заново пройти путь от элементарных форм ситуационного общения до последовательной, логической, предварительно планируемой речи. Особое значение в процессе коррекционной работы необходимо уделять нормализации физиологических и психологических механизмов регуляции коммуникативной деятельности.

Слайд 9

При разработке теоретических основ коррекции данного речевого дефекта Р.Е. Левина пришла к выводу, что преодолевать данный речевой дефект можно, используя уже с самого начала коррекционного процесса не только репродуцирующие формы речи, но, прежде всего самостоятельную речь детей. Так как, согласно проведенным ею и ее учениками исследованиям было выявлено, что заикающимся доступны простейшие формы самостоятельной ситуационной речи.

Слайд 10

Изучению и преодолению заикания у детей школьного возраста посвящены работы А.В. Ястребовой и Э.М.Кулиева . А.В. Ястребова в своих исследованиях выявила свойственные заикающимся младшим школьникам особенности речевого развития и деятельности. Опираясь на выделенные особенности, А.В. Ястребовой была разработана система коррекционного обучения. Сущность, которой заключалась в нормализации у заикающихся коммуникативной деятельности и тех психических процессов, которые играют ведущую роль в развитии коммуникативной функции. Содержание обучения предусматривало последовательное овладение детьми, усложняющимися моделями речевого общения в совокупности с преодолением, имеющихся отклонений психических процессов. Всего автором, были выделены пять ступеней коррекционного воздействия, каждая из которых предполагала увеличение активности учащихся в процессе выполнения учебной деятельности и общения с окружающими (учителем-логопедом, детьми).

Слайд 11

Необходимость коррекции внеречевых процессов в своем исследовании заикающихся детей 1-8 классов отметил и Э.М. Кулиев. Изучая особенности произвольного внимания, он выявил ряд особенностей, возникающих при выполнении заданий требующих большого интеллектуального и волевого усилия. У значительной части заикающихся им было выявлено недостаточное умение систематически переключаться с одного задания на другое, вследствие выпадения из поля зрения то одной то другой задачи, низкий уровень наблюдательности по отношению не только к своим, но и к чужим работам. Причем процесс анализа образца носил несистематический характер: "если в одном слове дети находили ошибку и исправляли ее, то вторую ошибку в этом же слове они уже не замечали". Характерными оказались и трудности в организации собственной деятельности заикающихся детей, а также слабость волевых усилий для преодоления возникших препятствий в процессе работы, которые мешали активному и целенаправленному выполнению заданий.

Слайд 12

Реализация подхода к коррекции заикания, предполагающего уже с самых первых занятий использование не механического подражания, а самостоятельной речи детей была осуществлена в ряде исследований детей дошкольного ( С.А.Игнатьева , С.А. Миронова, Н.А. Чевелева , О.С.Шукурова ) и школьного возраста (Э.М. Кулиев, Н.А. Чевелева , А.В. Ястребова ). Одним из первых исследований было исследование Н.А.Чевелевой . В нем предусматривалось устранение заикания у дошкольников и школьников в процессе ручной деятельности. Используя различное отношение речи ко времени деятельности, Н.А. Чевелева выделила три уровня нарастания сложности самостоятельной речи: сопровождающая, завершающая, предваряющая. Таким образом, в процессе коррекционной работы предусматривался последовательный переход от элементарных, коротких ответов, связанных с наглядной ситуацией, до развернутых, контекстных повествований о предстоящей деятельности.

Слайд 13

Другое исследование, выполненное С.А.Мироновой , предполагало более широкую сферу коррекционного воздействия. Созданная на основе данного исследования методика содержала в соответствии с усложнением речевых высказываний детей последовательный переход к контекстной речи свободной от заикания. Причем коррекция речевого отклонения осуществлялась не только на специальных занятиях, но и в процессе всех режимных моментов. Разработанная С.А.Мироновой методика была предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 14

Несколько позже было проведено исследование С.А. Игнатьевой. В нем большое значение придавалось игровой деятельности как способу нормализации внеречевых процессов заикающихся дошкольников. Главный акцент в устранении речевого дефекта был сделан на использование игр с правилами. Корригирующее воздействие игр с правилами заключалось в наличии заданных условий, требующих от детей осознанной регуляции своего поведения и деятельности.

Слайд 15

Исследования Р.Е.Левиной и ее учеников, посвященные изучению, профилактике и коррекции заикания являются ценнейшим вкладом в развитие отечественной логопедии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического слуха Презентация адресована родителям и воспитателям детей дошкольного возраста Подготовила Караваева Н.А. учитель-дефектолог МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 «Самолётик»

Слайд 2

Фонематический слух – это различение звуков речи. Для чего же нужен этот особый слух? Он необходим для верного понимания смысла сказанного. При несформировавшемся механизме речевого звукоразличения малыш воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Например, вместо «Маша» он слышит «каша», вместо «миска» – «мишка» и так далее. Впоследствии при обучении письму и чтению недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко. Прежде чем приступать к упражнениям, тренирующим звукоразличительный слух, необходимо заняться развитием неречевого слуха.

Слайд 3

Неречевое звукоразличение Упражнения Звуки природы Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шума дождя и леса, журчания ручья, пения птиц, голосов различных животных. Обсудите с малышом услышанные звуки: какие из них похожи, чем они отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Неречевой слух – это восприятие журчания воды, шороха листвы, бытовых шумов, звуков музыки. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, брать в руки, ощупывать. Малышу полезно выполнять такие упражнения с закрытыми глазами: анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

Слайд 4

Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь... Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами. Волшебная палочка Предложите малышу взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, чей это звук.

Слайд 5

Где позвонили? Для этой игры необходим колокольчик или другой звучащий предмет. Малыш закрывает глаза, вы встаете в стороне от него и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда он слышит звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Подбери картинку или игрушку! Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы сделали, что издало этот звук и подбирает соответствующую картинку или игрушку.

Слайд 6

Громко–тихо Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово по–разному: а) громко, а затем тихо; б) протяжно и отрывисто; в) высоко, а через пару мгновений низко. Сказочные голоса Придумайте или вспомните вместе с ребенком каких– нибудь сказочных персонажей. Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги. Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет ребенку развить память на звуки.

Слайд 7

Игры на развитие фонематического слуха Эхо Ведущий (взрослый) называет слово, а «эхо» (ребенок) повторяет то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем переходите к трудным и длинным. Можно попробовать использовать иностранные слова, но при этом не забывать объяснять их значение (например: « doll » – «кукла», « monkey » – «обезьяна»). Чиним испорченный телефончик! В игре участвуют от 3 до 10 малышей. Первый тихо и не очень отчетливо произносит какое–либо слово соседу на ушко. Тот повторяет услышанное на ушко следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону». Последний малыш произносит его вслух. Если оно отличается от того, с которого начиналась игра, все по очереди называют услышанные слова, пытаясь «починить испорченный телефон».

Слайд 8

Путаница Прочтите ребенку шуточные предложения: Тащит мышонок в норку хлебную горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку .

Слайд 9

За охотником гнались дикие двери . Спросите у малыша, что в них перепутано и какие звуки нужно исправить в словах для того, чтобы получились верные высказывания. Принцесса надела на голову корову .

Слайд 10

Какими звуками отличаются? Назови предметы и животных, изображенных на картинках. Какими звуками они отличаются?

Слайд 11

Желаю успехов и приятного общения с детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями Специальная психология

Слайд 2

ПЛАН 1. Социальная помощь и социально-педагогическая деятельность 2. Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России 3. Опыт организации системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями за рубежом 4. Стратегия государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России

Слайд 3

1. Социальная помощь и социально-педагогическая деятельность Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения России. Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.

Слайд 4

Социальная помощь — это комплекс гуманитарных услуг представителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию.

Слайд 5

Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг (медицинских, психологических, правовых, педагогических, бытовых и др.) в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятнымисоциально-экономическими условиями.

Слайд 6

В системе социальной помощи на современном этапе развития российского общества возрастает роль социально-педагогической деятельности по поддержке инвалидов — лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности.

Слайд 7

Социально-педагогическая деятельность по поддержке лиц с ограниченными возможностями — это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Слайд 8

Отклонения в развитии приводят к «выпадению» (Л.С. Выготский) из этого социально и культурно обусловленного пространства, нарушают связь с социумом, культурой как с источником развития. Поэтому организация социально-педагогической деятельности по поддержке лиц с ограниченными возможностями — это построение образовательного пространства (за рамками учебного заведения и школьного возраста), которое предусматривает «обходные пути» (Л. С. Выготский) для достижения тех социальных задач, которые в условиях «нормы» достигаются общепринятыми традиционными способами.

Слайд 9

Социально-педагогическая деятельность имеет междисциплинарный характер, так как тесно связана с экономическими, политически ми и личностны ми условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в сфере социальной жизни на всех уровнях социума. Она осуществляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая, интегрирующая роль в этом процессе принадлежит социальным педагогам.

Слайд 10

2. Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России Современная система социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями имеет многопрофильную инфраструктуру Различные ее подразделения входят в блок практической деятельности учреждений органов образования, здравоохранения социальной защиты населения, культуры и спорта, а также создаются общественными благотворительными организациями, ассоциациями родителей и специалистов.

Слайд 11

В настоящее время происходит становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, которая представлена с учетом собственной специфики в следующих сферах. Если болезнь не определена, невозможно и лечить ее. Ас-Самарканди

Слайд 12

Государственный сектор. Учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств: Министерство труда и социального развития, Министерство общего и профессионального образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и др. Муниципальный сектор. Учреждения, предприятия и службы органов регионального и местного управления. Негосударственный сектор. Учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительны ми, религиозными и другими негосударственными организациями.

Слайд 13

Основное положение современной системы социально-педагогической помощи — утверждение в ее структурах и механизмах действия приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. Существенным тормозом при координации деятельности всех субъектов системы социально-педагогической помощи является отсутствие полноценной статистической информации о лицах с ограниченными возможностями, поскольку нет единого банка данных, единого механизма их учета.

Слайд 14

Социальный педагог — сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения — взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными лицами. Основной задачей социального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной), и обществом для содействия обеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в особой поддержке.

Слайд 15

Содержание работы социального педагога включает следующие направления: формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме; содействие саморазвитию личности ребенка; оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации учащихся (воспитанников) и выпускников; направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье, устранение дефицита общения;

Слайд 16

решение личных и социальных проблем учащихся (воспитанников); выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях; организация правового просвещения педагогов, учащихся (воспитанников) специального (коррекционного) учреждения, разъяснение их прав и обязанностей; представление интересов учащихся (воспитанников) от имени специального (коррекционного) учреждения в органах милиции или в суде; сотрудничество с администрацией, психологом, педагогами и другими работниками специальных (коррекционных) учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы учащихся;

Слайд 17

патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской помощи. Важнейшим аспектом инновационной стратегии в организации социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностям в преодолении межведомственных барьеров в деятельности государственных структур, занимающихся проблемами инвалидности, является образование принципиально новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе. Это комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и психолого-медико-социальные центры.

Слайд 18

Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) является диагностико-коррекционным учреждением. Это межведомственная постоянно действующая структура. Основные задачи ПМПК заключаются в выявлении и комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска, в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендации форм обучения и воспитания «проблемных» детей, подростков, юношей.

Слайд 19

ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различным формами отклонений в развитии психических функций, нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении

Слайд 20

3. Опыт организации системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями за рубежом Система социально-педагогической помощи лицам со специальными потребностями на Западе построена на принципах интеграции и нормализации и основана на интегральном подходе к ее организации как к сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, образовательные учреждения, общественные объединения, семьи и частные лица.

Слайд 21

Важным аспектом социально-педагогической помощи является создание особых условий для поддержки семьи, в которой имеется человек с отклонениями в развитии. Дети и взрослые со значительными ограничениями возможностей здоровья получают целый комплекс мероприятий по социально-педагогической помощи в условиях родной или приемной семьи (семьи Фостера).

Слайд 22

4. Стратегия государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России Стратегия государственной социальной политики на современном этапе нацелена на создание долгосрочных мер помощи тем слоям населения, которые в силу обстоятельств не могут самостоятельно преодолеть объективные ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Слайд 23

Проводимая в последнее время интенсивная ликвидация государственного попечения происходит на фоне смены идеологии покровительства «сверху» на либеральную идеологию суверенитета семьи и личности. Важнейшей особенностью современной государственной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. Причем именно благополучие отдельного человека становится критерием оценки всех общественных явлений и социальных преобразований.

Слайд 24

Социальная защита — это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления. Социальное обслуживание носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально- педагогических, психологических, правовых, медико-социальных и других проблем и осуществляется через сеть социальных служб.

Слайд 25

Программа «Дети-инвалиды» направлена на создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии; создание равных возможностей для получения детьми с отклонениями в развитии медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения; интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.

Слайд 26

Целью программы «Социальная защита инвалидов» являются формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов; создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементами сложившейся социальной инфраструктуры. Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федеральных программах, должна привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология обучения старших дошкольников оценочному высказыванию в процессе развития их монологической речи. Выполнила Караваева Н.А.

Слайд 2

Объект исследования – обучение оценочным высказываниям детей подготовительной группы.

Слайд 3

Предмет исследования – технология обучения старших дошкольников оценочному высказыванию в процессе развития монологической речи.

Слайд 4

Гипотеза исследования процесс обучения созданию оценочного высказывания детей шести-семи лет будет проходить успешно, если: спроектировать технологию обучения детей шести-семи лет по созданию оценочного высказывания как определенного вида текста в которой при определении содержания обучения будут учтены особенности оценки ее структура и функции;

Слайд 5

определен алгоритм обучения созданию оценочного высказывания в учебной ситуации, включающий ряд шагов: 1) формирование представления о тексте-рассуждении, 2) формирование умения устанавливать критерии оценки, 3) формирование умения воспринимать предмет оценки и сопоставлять его с критериями оценки, 4) формирование умения отбирать языковые средства, необходимые для оформления оценочного высказывания.

Слайд 6

Задачи исследования: 1 . Раскрыть существенные признаки оценочного высказывания как вида аргументативного текста, дать определение понятия «оценочное высказывание». 2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности у детей шести-семи лет умения создавать оценочное высказывание.

Слайд 7

3 . Выявить у старших дошкольников уровень сформированности умения создавать оценочное высказывание. 4.Провести экспериментальное исследование по выявлению эффективности разработанной технологии обучения детей шести-семи лет оценке и созданию оценочного высказывания.

Слайд 8

Цель констатирующего эксперимента : изучить состояние работы в старших группах по обучению детей оценочным суждениям. .

Слайд 9

Задачи констатирующего эксперимента : Определить у детей старшего дошкольного возраста уровни развития оценочных суждений в монологической речи. Выявить опыт педагогов подготовительных групп по обучению детей оценочным суждениям

Слайд 10

Критерии и показатели овладения детьми оценочными высказываниями критерии показатели 1. Усвоение структуры оценочных высказываний. Умение четко формулировать оценку монолога (своего или сверстника); Наличие в высказывании достаточно убедительной аргументации, доказывающей правомерность оценки; Последовательность построения высказывания. 2.Связанность оценочного высказывания. Взаимосвязь частей высказывания (тезис, аргументы, вывод); Связанность предложений; Использование различных средств связи (союзы, слова с обобщающим значением). 3.Справедливость оценочного суждения. Доброжелательное отношение к монологу и его автору, стремление найти достоинства в рассказе сверстников; Адекватность суждений, отсутствие переноса личного отношения к автору монолога на оценку монолога; Наличие представлений об основных параметрах оценивания монологов.

Слайд 11

Уровни оценочных суждений детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

Слайд 12

Цель технологии обучения детей старшего дошкольного возраста оценочному высказыванию - развитие оценочных высказываний детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 13

Программа опытно-экспериментальной I этап Подготовительный этап - совместная с детьми деятельность. Цель - выработка умений устанавливать ассоциативные, причинно-следственные связи; умение выделять один и более признак предмета; усвоение содержания оценочных эталонов. II этап Основной этап - специально-организованная и совместная деятельность с детьми. Цель - ознакомление детей со структурой оценочного рассуждения, формирование умения пользоваться данным типом монолога. III этап Закрепление - систематическое включение игр, упражнений и создание ситуаций на развитие оценочных суждений в деятельность детей. Цель - закреплять умение пользоваться монологом типа оценочного рассуждение, поощрять использование детьми адекватной оценки.

Слайд 14

Сравнительная динамика развития оценочных суждений детей контрольной и экспериментальной групп Динамика уровней развития оценочных высказываний детей в экспериментальной группе Динамика уровней развития оценочных высказываний детей в контрольной группе

Слайд 15

Спасибо за внимание .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования к фронтальным лексико-грамматическим занятиям с детьми с ОНР. Подготовила Караваева Наталья Анатольевна

Слайд 2

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР - одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей. В отечественной логопедии данным направлением занимались Ефименкова Л.Н., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Жукова Н.С., Ткаченко Т.А., и др. Ими разработаны программы и рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Слайд 3

Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Одной из важнейших особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме активного и пассивного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.

Слайд 4

Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщающее значение, и слова обозначающие оценку, состояние качество и признак предмета. При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.

Слайд 5

1 ) расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти и др.); 2) уточнение значений слов; 3) активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

Слайд 6

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем: значение грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многозначны. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение морфем и соотнесение их с лексическим или грамматическим значением.

Слайд 7

1 ) уточнение лексического значения слова; 2) уточнение грамматического значения слова; 3) формирование словоизменения; 4) формирование словообразования; 5) развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов; 6) развитие языкового анализа и синтеза. Коррекционно-логопедическое воздействие проводится по следующим направлениям:

Слайд 8

а ) занятия по формированию словарного запаса; б ) занятия по формированию грамматического строя языка. Логопедические (фронтальные) занятия по формированию лексико-грамматических средств языка включает этапы:

Слайд 9

- четко определить тему и цель занятий; - выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи; - отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода с учетом речевых и психических возможностей детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала); Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка строят с учетом требований как общей дошкольной педагогики, так и специальной. Логопеду следует:

Слайд 10

- обозначать основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа; - подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного закрепления нового материала; - обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности; - включить в занятия разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

Слайд 11

- при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения; - предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную деятельность; - регулярно проводить повторение усвоенного речевого материала.



Предварительный просмотр:

Как распознать синкинезию?

Посадите ребенка за стол и положите перед ним лист бумаги. Попросите ребенка положить обе руки с разведенными пальцами на этот лист так, чтобы они свободно разместились на нем. Обведите кисти рук ребенка карандашом и объясните ему задание: “Сейчас мы с тобой будем играть. Я буду показывать тебе пальчики на нарисованной руке, а ты поднимай тот пальчик, который я тебе покажу. Другие пальчики поднимать не надо”. В случайном порядке показывайте ребенку пальчики. Начинать надо с правой руки. Можно использовать, например, такую последовательность: мизинец, большой палец, указательный, безымянный, средний. Затем переходим к левой руке, потом — снова к правой, и снова к левой. При выполнении ребенком движений необходимо следить за синкинезиями — непроизвольными движениями других пальцев.

Подсчитайте среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество синкинезий для каждой руки и делят на два. Полученные для каждой руки результаты складывают. Этот тест позволяет узнать, какая рука при письме будет ведущей. Если при выполнении задания количество синкинезий больше на левой руке, чем на правой, следовательно, дифференциация двигательной системы на правой руке лучше, и она и будет ведущей.

Количество синкинезий, полученных для ребенка, можно сравнить с возрастными нормативами и на основании этого сделать выводы о развитии мелкой моторики его рук:

  • 6 лет — 9 синкинезий;
  • 7 лет — 6 синкинезий,
  • 8 лет — 5 синкинезий,
  • 9 лет — 3 синкинезии.

Если выяснилось, что у ребенка количество синкинезий выше нормы, с ним следует специально заниматься, чтобы развивать мелкие мышцы рук. Обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Но даже если все показатели соответствуют норме, то развивать пальчики все равно не помешает. Методики специалистов для работы с такими детьми базируются на двигательных упражнениях.


Предварительный просмотр: