Участие в инновационной (экспериментальной) деятельности

Гармаева Тамара Будажаповна

Цели и задачи экспериментальной, инновационной деятельности: развитие личностного потенциала учащихся, учителей и родителей в создании единой образовательной среды.

В 2012 году участвовала в республиканской экспериментальной площадке по внедрению здоровьесберегающих технологий: http://gimnaga.ru/content/bazovaya-opornaya-ploshchadka-14-16-noyabrya-den-tretii-0     

С 2014 года мною ведется экспериментальная работа по организации работы с одаренными детьми. https://nsportal.ru/user/185665/page/rabota-s-odarennymi-detmi

Цель работы: выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности; развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций

Задачи:

  • определение и развитие интеллектуального и творческого потенциала младших школьников;
  • формирование устойчивого интереса к учебной деятельности;
  • развитие интереса к исследовательской деятельности;

Результат: Повышение качества образования, развитие сформированности всех УУД, высокая познавательная и творческая активность, высокая результативность участия детей в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях. Опыт работы с одаренными детьми  представлен на школьном методическом семинаре, также опубликован на международном образовательно-просветительском портале «ФГОС онлайн». https://nsportal.ru/user/185665/page/rabota-s-odarennymi-detmi 

В 2017 году принимала участие в реализации инновационного проекта МБОУ ДОД «Росинка» "Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС". Мною, в рамках проекта, разработана программа «Школа будущего первоклассника». Цель программы: обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников; создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. Реализация программы позволит улучшить подготовку детей к школе, успешно адаптировать первоклассников в школе, обеспечить сохранение здоровья, эмоционального благополучия, способствовать развитию индивидуальности личности, создать равные стартовые возможности для всех детей 6-летнего возраста, позволить решить проблемы преемственности и привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами. Опыт работы представлен на районном семинаре воспитателей детских садов и учителей начальных классов (2018 год) – доклад «Преемственность  детского сада и начальной школой в условиях реализации ФГОС». Статья опубликована в сборнике Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика в образовании» https://nsportal.ru/media-gallery/detail/3197525/21857342

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми (из опыта работы)

Одарённый ребенок. Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации одарённых детей. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой ценность для общества. Если дети – национальное богатство любой страны, то одаренные дети – ее интеллектуальный, творческий потенциал.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.

В начальной школе учителю важно выявить одаренных детей на самых первых порах обучения. Эти дети, как показывает практика, неусидчивы, не любят заниматься делом, которое им не нравится, например, письмо; стараются всегда ответить первыми, поразить своими познаниями в какой-либо области. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они знают не только названия всех ископаемых этого вида, но и точную их массу, длину тела, место обитания и т.д.

Среди основных задач школы стоит работа с одаренными детьми, имеющих все возможности проявить себя, раскрыться, развивать свои способности.

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта. У детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью. Они задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное. Обладают способность учиться, умеют анализировать, и мыслить.

2. дети с высоким уровнем творческих способностей. Они обладают не шаблонным мышлением, интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности, их чаще всего называют талантливыми. Дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства. Это юные музыканты, художники, математики, шахматисты и другие.

4. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны. Дети все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Каждый родитель мечтает, чтобы их ребенок вырос способным и талантливым, хорошо учился в школе, овладел множеством знаний, стал деловым и востребованным. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Дети с ранним расцветом интеллекта, приходя в первый класс, нередко встречают в школе, где всех учат одинаково. Трудности, непонимание, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, быстро и легко выполняя все задания, скоро становится в тягость и учителю, и своим сверстникам. Часто таких учеников перестают спрашивать, а если, видя, что его активность не нужна учителю, он переключается на посторонние предметы, то вызывает недовольство педагога. Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Таким образом, поначалу активный школьник, любящий учиться, становится лишним в школе, а она становится ему, не нужна. Он перестает посещать уроки, и к подростковому возрасту оказывается в конфликте с учителями. Некоторых учителей раздражают проявления их «чрезмерной» умственной активности (каверзные вопросы, реплики, отвлеченные рассуждения и т.п.). В условиях реальной школьной практики, когда осуществление  индивидуального подхода весьма затруднительно, одаренные дети нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев, которым со стороны педагога не уделяется достаточно внимания.

Причина конфликта еще и в том, что способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а школьная программа ничего не может им предложить. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными. Часто к одаренным детям в школе предъявляют гораздо больше требований, чем к другим ученикам. Возникают трудности со сверстниками, которые к концу начальной школы начинают отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, и он, боясь отверженности от коллектива, стремится быть как все, избегает показывать себя знающим больше других или более старательным.

Очевидно, что ранее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов.

Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала.

Перед учителями начальной школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.

 Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

 • индивидуальный подход на уроках;

• дополнительные занятия с одаренными учащимися;

• участие в олимпиадах различного уровня;

• конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

• посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

• использование современных средств информации;

• создание детских портфолио

Традиционная школьная диагностика дает картину внешней успешности, но не служит показателем внутренних дарований ребенка. Поэтому она дополняется психологическими исследованиями. Это дает возможность учителю осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся.

Учитель начальных классов в большей степени может самостоятельно определять уровень общей умственной одаренности (УО), так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности. Учитель-предметник знакомится с учеником одно сторонне. Это затрудняет ему оценку УО.

Таким образом, педагогам необходимо ориентироваться на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально само реализоваться. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разнообразные творческие задания.

Наверное, у каждого учителя есть свои методы и приемы в работе с одаренными детьми. Оригинальное построение урока (урок-викторина, урок-путешествие урок-игра), новизна приемов (работа в парах, групповая работа) - очень важные факторы для работы с одаренными детьми и способствуют повышению качества обучения.

Индивидуальные занятия еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как известно, в наш «компьютерный» век родителям просто не хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться, рассказать о находках и проблемах.

Основной миссией учителя считаю развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.

Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе, при организации литературных конкурсов, при участии в математических олимпиадах. Большинство детей класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже с 1 класса.

На уроках математики часто рассматриваем задачи повышенной сложности, предполагающие творческое исследование, суждение, решаем нестандартные задачи. Дети участвуют в различных конкурсах и олимпиадах по русскому языку, математике, общим знаниям: «Мир вокруг нас» «Интеллект-экспресс по экологической теме» «Знания по ПДД», «Байкаловедение», «Окружающий мир», заочных Всероссийских олимпиадах, в олимпиадах на платформах: Учи. ру, ЯКласс, Инфоурок.

На уроках литературного чтения дети пишут стихи, рассказы, на занятиях внеурочной деятельности делаем коллективные и индивидуальные проекты.

 К новогодним праздникам дети активно участвуют в создании спектаклей. В 2018 г. с огромным успехом прошли спектакли «Щелкунчик», в 2019 году – «Снежная Королева», в котором приняли участие все ученики класса.  Ежегодно дети участвуют в конкурсах художественного слова «Чудесный клад Бурятии», «Четыре неба», «И вечно имя доброе живет».

Многие дети славятся своими спортивными достижениями. Ежегодно классу вручаются грамота «Самый творческий класс», Самый спортивный класс», Самый интеллектуальный класс».

Дети моего класса также участвуют и в исследовательской работе. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Ученики моего класса стали победителями и призерами научно-практической конференции.

Так складывается индивидуализированная работа с одаренными детьми в моем классе. Результаты такой работы – это победы и призовые места в предметных  олимпиадах, конкурсах, что доказывают ее целесообразность.

Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Хочется закончить своё выступление словами Сократа: «В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить».