Окружающий мир

Нина Анатольевна Шубина

тестовые задания, тематическое планирование, контрольные задания, открытые уроки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи к теме  «Леса России»:

  •  Сформировать знания: об особенностях природного сообщества леса

а)  тайги;

б) смешанного леса;

в) широколиственного леса.

  •  Сформировать  умения распознавать растения и животных, характерных для леса; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; приводить примеры животных Красной книги  России;
  •   Формировать умения владеть элементарными приемами чтения географической карты (природные зоны);
  •  Формировать умение самостоятельно работать с текстом учебника, основными понятиями изучаемой  темы; дополнительными источниками знаний природоведческого характера (журналы, энциклопедии и т.д.), излагать их в виде сообщений и рассказов.

ПРЕДМЕТ:   ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

КЛАСС: 4

Урок – путешествие по экологической тропе.

Тема урока «Лес и человек» 

Цель урока:

  1. СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ;
  2. ПОЗНАКОМИТЬ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ЛЕСА, КОТОРЫЕ ВОЗНИКЛИ ПО ВИНЕ ЧЕЛОВЕКА;
  3. ПОКАЗАТЬ ВАЖНОСТЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ;
  4. СФОРМИРОВАТЬ И ОБОСНОВАТЬ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ;
  5. ПОЗНАКОМИТЬ С РЕДКИМИ РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ ЛЕСА;
  6. РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС;
  7. ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ И ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ,КУЛЬТУРУ ПОВЕДЕНИЯ.  

Оборудование:

  1. карта «природные зоны России»
  2. карточки
  3. гербарий
  4. таблица «Роль леса в природе»
  5. таблица «Роль леса в жизни людей»
  6. мультимедийный проектор
  7. рисунки  детей «Охрана леса»
  8. дополнительная литература

                                                    Открытый урок

Ход урока

  1. Организационный  момент. Сообщение темы и целей  урока.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

- садитесь, ребята. Сегодня у нас с вами необычный экологический урок «Лес и человек».

Слайд 1

-Итак, ребята, мы с вами очень много говорили о лесе на прошлых уроках Сегодня на уроке мы будем говорить о  роли леса в природе и в жизни людей, и  об охране леса.  Для этого мы совершим путешествие по экологической тропе, где остановимся  на некоторых станциях, на которых покажем свои знания об особенностях разных видов леса и соблюдения правил поведения в лесу.  Давайте изучим наш маршрут.  Для  этого посмотрите на доску, какие остановки мы с вами сделаем.

  1. Проверка знаний и умений.

Слайд  2

(музыка)

Вступительное слово учителя

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

- Мы на станции загадка.

Станция «Лес – природное сообщество»

-Покажите, пожалуйста, на карте, где располагаются разные виды леса.  

- А сейчас некоторые ребята поработают по карточкам, некоторые у доски, а остальные самостоятельно поработают с тестом.

Индивидуальный  опрос.(работа со слабыми и учащимися с особыми образовательными потребностями)

  • Работа с гербарием. (работа с детьми, обучающиеся в режиме инд. обуч.)

Работать с гербарным материалом будет работать __________________________

По гербарным образцам отобрать деревья широколиственного леса.

(дуб, клен, липа, ясень, вяз, сосна, ель)

  • Работа по карточке 1 (работа со слабыми)
  1. По картинкам определить, к каким деревьям принадлежат шишки.
  2. Картинки двух животных (соболь, кабан)

Определи, в каком лесу  живет это животное.

  • Работа у доски (работа с детьми с особыми образовательными потребностями)

1. Какое животное лишнее, подчеркни линией снизу. Определи вид леса.

Кедровка, бурундук, летяга, соболь, кабан, бурый медведь.

2. Какое дерево лишнее. Определи вид леса.

Вяз, дуб, клен, липа, кедр, ясенью

  • Работа по карточке  (за партой)  

Какие утверждения верны.

  • Почва в тайге скована многолетней мерзлотой. (+)
  • Хвойные деревья очень требовательны к теплу  (-)
  • Смешанные и широколиственные леса расположены к северу от тайги (-)
  • Лиственница – хвойное дерево, которое зимой и летом имеет зеленые хвоинки (-)
  • Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. (+)
  • В лесу растут  кустарники, деревья, различные травы, мхи, лишайники, грибы. (+)

Тест (для сильных)

  1. Что такое  лес?

а) сообщество деревьев, кустарников, трав, грибов, ягод, мхов, лишайников;

б) место для отдыха;

в) место, где растут одни деревья.

2. Что такое тайга?        

а) тайга – место произрастания  пихты, ели, клена, дуба;

б) тайга – это непроходимые хвойные леса;

в) тайга – это бедное видами природное сообщество.

3. Что такое смешанный лес?

а) место, где растут все хвойные деревья;

б) леса, которые состоят из хвойных и лиственных деревьев;

в) лес, в котором почва скована многолетней мерзлотой.

4. Какую площадь территории России занимает зона лесов?

а) больше половины территории России;

б) меньше половины территории России;

в) занимает очень маленькую территорию.

5. Выбери правильный ответ. Цепи питания:

а) желудь      мышь       сова

б) желудь      волк          кабан

в) осина         волк          заяц.

Результаты:

1

2

3

4

5

а

б

б

а

а

Слайд ____3_____

Проверка работы с тестом:

Неверно 1 задание  - «5»

                2 задания «4»

  1. Изучение нового материала

- Молодцы , ребята справились с заданиями. Хорошо отвечали на все задания.

Станция «Лес – богатство страны» 

Учитель: Итак, ребята, мы с вами оказались на станции «Лес – богатство страны». Предлагаю вам посмотреть небольшую сказку под названием «Спор»  

Сказка.

Автор:

- Однажды между Лесом и Машиной возник спор: кто из них больший друг Человеку?»

Машина:

- Конечно, я!

Лес:

- Почему? Разве ты умеешь создавать кислород? Наоборот. Ты всего лишь за час съедаешь его столько, сколько твоему хозяину хватило бы на целый год. Или ты очищаешь речную воду и защищаешь берега реки от разрушения? И разве в твою тень спешит человек, когда устает от городской суеты и пыли? Так почему же ты считаешь себя большим другом человека, чем я?

Машина :

А потому, что меня Человек моет, чистит, а тебя засоряет, оставляет на твоих полянах бумаги и банки. Меня Человек   ремонтирует, а твои ветки и цветы рвет, ломает, топчет, а потом выбрасывает в мусор. Потому что обо мне Человек говорит «мое», а о тебе «ничье».

Автор:

И машина уехала, оставив после себя ядовитое облачко выхлопного газа. Лес очищал и печально вздыхал…

Учитель:

-Давайте разрешим спор героев сказки. Кто больший друг  человека? Как вы думаете? А почему?    (лес).

-Машины, когда уезжают, что оставляют после себя? (ядовитый дым, который загрязняет атмосферу).

- Какой газ мы вдыхаем? (кислород)

- Какой мы выдыхаем? (углекислый газ)

- Верно, недаром назвали лес «легкими нашей планеты».  И не зря. Лес поглощает много углекислого газа и выделяет огромное количество кислорода.

Слайд 4,5

 

Посмотрите  на экран

- 1 га лес выделяет столько кислорода, сколько  образуется при дыхании двухсот человек.

Что еще мы услышали про лес? (лес является защитником водоемов и почвы)

Также не надо забывать, что лес также является домом для животных , грибов, ягод, лекарственных растений . Без него пересохли бы реки, озера;

Мы выяснили, какова  роль леса в природе. А какова же  роль леса в жизни человека?

 

(работа по 2 таблице)

Учитель:

- Лес с древних времен одевает, кормит, обувает. И сейчас жизнь многих людей связана с лесом. Разработку леса ведут лесорубы. Эта работа тяжелая, ведется далеко от дома.

Лес дает древесину, которая широко используется в хозяйстве.

(показать на таблицу)

- Ребята, скажите, где используют древесину?

(делают дома, мебель, заборы, дрова, лыжи)

- Из древесины делают фанеру, доски, плиты ДСП, которые нужны для изготовления мебели, шкафов, полов, искусственные ткани и т.д.  Также  из древесины изготавливают бумагу, картон, спирт, лекарства, канифоль.

Слайд  6

  1. Физкультминутка.

Станция «Физкульминутка»

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Снова дальше мы идем,

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем смелее:

Раз-два, раз – два,

Позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

- Итак, остановимся на станции «Лесной госпиталь»

- А зависит ли здоровье человека от леса?  

Почему многие спешат отдыхать в лес?

У нас в гостях лесной житель – наш лекарь дятел. Послушаем, что он нам расскажет.

Лесной дятел

Лес лечит людей. Листья многих деревьев выделяют фитонциды. От них погибают болезнетворные болезни. Лес очищает воздух от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождями смывается на землю. Хорошо очищают воздух леса, расположенные возле городов и вдоль дорог.

Например,  возьмем сосну. Это дерево здоровья. Воздух в сосновом лесу удивительно чистый, так как фитонцид сосны убивает микробов.  Недаром санатории для лечения больных строятся там, где много сосны. Хвоя и почки  сосны используются  для приготовления лечебного  соснового масла.

В лесу произрастает много  лекарственных растений, грибов и ягод.

И вообще в лесу улучшается настроение и укрепляется здоровье. Бывайте почаще в лесу!

Работа со словом фитонциды.

Слайд __7__

-Прочитали это слово, запомнили его.

-Ребята, зависит ли здоровье человека от леса? Что Вы запомнили? (воздух чистый, выделяют фитонциды, строят санатории, делают лекарства, произрастает много лекарственных растений)

- А почему люди спешат в лес?   (улучшается настроение, укрепляется здоровье, многие в лесу сочиняют стихи, пишут картины)

-    Итак, ребята мы сегодня узнали о значении леса в природе и о значении леса в жизни человека

Станция «Экологическая»

В лесной природной зоне тоже имеются экологические проблемы и связаны в основном  с вырубкой леса, с неумеренной охотой и браконьерством.  

Слайд   8

-  А почему люди вырубают леса? Потому что из-за древесины. Без древесины мы не можем жить.

Слайд № 9     диаграмма    

- Мы говорили, что лес – это дом для животных. Многим  видам животных угрожает опасность. А почему? Откройте учебник на с. 108. самостоятельно почитайте текст учебника,  начиная со слов: « Люди с давних пор…» (1 мин) и с иллюстрацией на стр. 109. Найдите  мне ответы на эти вопросы .

Слайд  10

  • Какие животные были почти полностью истреблены? Почему?

(лось, кабан, соболь из-за неумеренной охоты)

  •  Каким животным  по-прежнему угрожает опасность? Почему?

 (рысь, глухарь, рябчик; причина – вырубка лесов из-за браконьерства)

  •  Назовите растения и животные, внесенные в Красную книгу России. (по  учебнику)

- А сейчас послушаем сообщение о животном, которое занесено в Красную книгу.

Индивидуальное сообщение о зубре.

-В лесной зоне созданы заповедники, где восстанавливается численность зубра, например, Беловежская пуща. (показать на карте)

- Много лесов уничтожается лесными пожарами по вине человека. О причинах пожара мы говорили на прошлых уроках.

- Какие меры принимает государство по охране леса? (создаются заповедники, существуют законы, запрещающие вырубать леса)

4. Закрепление

А сейчас мы перейдем на станцию «Войди в лес другом»

- А все ли люди бережно относятся к  лесу? Ответ на этот вопрос дает стихотворение.

Ученик:

Все так изранено в лесу,

Как  после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то живоглот,

Мне,  кажется,  из-под коры

Моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит душа моя.

Под искалеченным дубком не ветер стонет  - я,

Вот муравейник поддожен кощунственной рукой,

Мне  кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

Земля в ожогах и рубцах,

Как в дни большой беды,

Хмельного ухарства следы,

Беспечности следы.

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.

- Что зависит от каждого из нас?  (соблюдать правила поведения в лесу)

- Очень много человек оставляет мусора в лесу.  

Слайд 10

- Какие правила вы знаете? Я показываю экологический знак, вы называете правило поведение.  (работа с экологическими знаками)

 

- У каждого на столе лежит памятка правила поведения в лесу.

(вручение памяток)

- Что мы, дети, можем делать, чтобы сохранить леса?

  • Сажать деревья;
  • Ухаживать за ними;
  • Развешивать скворечники;
  • Очищать лес от мусора;
  • Расселять муравьев;
  • Заготавливать семена и почки.

Станция «Занимательная»

Угадайте мои загадки:

  • Я из крошки бочки вылез, корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок (дуб)

  • Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок (лиственница)
  • Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток – ни одной.

  • Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

Станция  «Итоговая»

- Я сегодня поставила оценки за активную, хорошую работу на станциях : …….

- За работу с тестами:

-За индивидуальное сообщение:

Домашнее задание

- Открыли дневники, записали Д/з

Д/з  :     стр. 106 – 112  отв. на вопросы «Проверь себя»; по желанию – подг. сообщение о ядовитых растениях леса, об опасных насекомых, животных леса.