Полезно почитать.

Ханова Наталья Николаевна

Разговаривать с учителем. Как?

 

Текст:

Галина Норейко

Алла Виноградова

Журнал «Здоровье школьника».

 

Как разговаривать с учителем?

Примерами того, как общаются с учителями родители, полнится Интернет. Диапазон широкий от обмена язвительными любезностями без телесных повреждений до нанесения черепно-мозговых травм. А уж крики при всем классе «Да как вы посмели поставить тройку моей девочке!» вообще стали классикой жанра. Учителя обороняются, как могут. Да, они тоже не ангелы. Как и мы. И за то, какой будет наша беседа, мы отвечаем в равной степени.

 

Родительское собрание

Зачем вы идете на собрание? Если с намерением узнать все про собственного ребенка, то это ошибка, потому что собрание - для всех. Цель данного мероприятия -показать каждому родителю, ка­кова обстановка в классе в це­лом, какие (в целом) проблемы у коллектива, и как эти проблемы можно разрешить. Здесь нужно записывать то, что говорят учи­теля про особенности возраста, про настроения, царящие в ва­шем детском коллективе. К сожа­лению, мамы и папы не всегда по­нимают, что именно коллектив оказывает на ребенка колоссаль­ное влияние. И если не понять, чем там дышат, то непонятно, что происходит и с вашим.

И, пожалуйста, не надо при всех задавать учителю вопрос, успешен или неуспешен Ваш ребенок. Если нет, расстроитесь вы, если да - кто-то другой.

 

Тет-а-тет в пустом классе

Узнать все, что касается имен­но вашего чада, можно при лич­ной встрече с учителем. Глав­ная ошибка: мы приходим, когда нам удобно, не договорившись за­ранее.

А ведь назначить встречу мож­но либо через ребенка, либо по те­лефону.

И - без обид! - учитель не может потратить на вас пару часов вре­мени: нужно готовиться к урокам на завтра, проверять тетради... Чтобы разговор был конструк­тивным:

 

Заранее определитесь – зачем вы идете к учителю (погово­рить об успеваемости, о поведе­-
нии, об отношениях с другими детьми и т. п.). И настройтесь на диалог, а не на выяснение
отношений.

 Прежде всего, задумайтесь сами: в чем причины неуспеш­ности вашего ребенка? Учитель не может знать об ученике все­го, что о нем знают в семье. Ча­сто бывает, что дома проблемы, конфликты, а мы спрашиваем учителя, почему ребенок не хо­чет учиться.

Отсюда вывод: учителю обязательно нужно рассказать о про­блемах ребенка, его семьи. И дело не только в ссорах между роди­телями. Не менее важна смена или потеря работы, изменение материального статуса. А также тяжелая болезнь мамы, смерть любимой бабушки, рождение младшего брата/сестры (особенно с большой разницей в возрасте)... Общих требований к ребенку в это время предъявлять нельзя, но без вашей помощи учитель об этом не узнает.

    Если это учитель средней шко­лы, он не всегда знает, что у ребенка было в начальной:
менялись ли педагоги, или с классным руководителем не повезло. Тогда то, что он на данный момент видит в ребенке, сделает его снис­ходительнее: не виноват, что не научили, - будем учить сами сначала.

  

Разумеется, учитель дол­жен знать, есть ли у ре­бенка проблемы со здо­ровьем (и какие именно).

  

Даже мудрый и опытный педагог может не знать, что ребенка обижают за пределами класса, не все ведь происходит у учите­ля на глазах! Если в семье отношения доверительные, о том, что его обижают, ребенок в первую очередь расскажет родителям, а ябед­ничать учителю не станет. То есть если вы хотите инди­видуального подхода к ребен­ку, ваше дело - этот подход обеспечить. Лишние подробности не нужны: вы идете не высказаться, а совместно с учителем найти решение проблемы.

Ребенок жалуется...

Любой родитель должен пом­нить: дети всегда прикрываются учителями по разным причинам. Папа и мама требуют исключи­тельно пятерок, а ребенок ленит­ся или что-то ему не дается? Не сомневайтесь: в его интерпретации во всем будут виноваты учителя -придираются, не любят, не объ­ясняют. Дети часто рассказывают дома не то, что было на самом деле, пользуются минутной слабо­стью, когда учитель повысит голос или скажет резкое слово.

 

Не надо после этого с вилами наперевес бежать выяснять отно­шения! Хотя разобраться в про­блеме, конечно, следует.

Что делать, чтобы весь пар в гу­док не ушел? Понимать, какие по­следствия будет иметь такой раз­говор. Избитый и поруганный учитель вашему ребенку помочь ничем не сможет. Хороший - заболеет от огорчения, плохой - отомстит. Любая агрессия порож­дает агрессию, а учителя - тоже люди.

Даже если вы стопроцентно уверены, что учитель неправ, от­правляясь к нему, помните о важ­ных моментах:

• Ни в коем случае не брать с со­бой ребенка, чтобы тот при всех рассказал, как учитель его обидел. Часто мы имеем дело с уставшими, задерганными, с массой профзаболеваний людьми. Вы не знаете, в каком состоянии пришел на работу учитель, что у него в семье, по­чему он сорвался... Выяснять, что случилось, как довели учителя до того, что он сказал не то слово, лучше без детских ушей. И даже если учитель абсолютно профнепригоден и непра­вильно себя ведет, он все рав­но - старший. И унижать его в присутствии ученика непе­дагогично. Если вы все же взя­ли ребенка с собой, спросите учителя, нужен ли он во время беседы. Если нет - пусть подо­ждет за дверью.

 • Диалог надо начинать не с обвинения («Вы винова­ты!»), а с себя («Я огорчена, я переживаю»). Тогда больше шансов увидеть раскаяние, по­лучить извинения, наладить обратную связь (а не усугубить конфликт). Законченных него­дяев в школе все-таки нет, они там не задерживаются, а право на ошибку имеет каждый.

 

 Не переносите на учителя свои собственные детские обиды. Если вас в детстве не любила математичка, и у вашего сына вдруг проблемы с математикой - это не одно и то же, и у учителей математики это не видовое. Часто, стремясь за­щитить ребенка, мы защищаем и оправдываем себя, отыгрыва­ем ситуацию из собственного детства, и разговор становится неконструктивным.

 

Контраргументы «У меня тоже были двойки по русскому (ма­тематике), я тоже срывал уро­ки и бесился на переменах, а теперь смотрите, какой я хороший и сколького добился» неразумны. Тут впору вспомнить, какой на ваши детские «подвиги» была реакция родителей. И что эти проблемы остались в прошлом лишь благо­даря заслугам ваших соб­ственных папы и мамы.

 

Подарки и подношения.

Миф о том, что без подарков нельзя, порожден самими родите­лями. Люди, зависящие от подар­ков, в профессии не так уж часты. Это патология, это исключение.

Если учитель непорядочный человек, то, благодаря вашим по­даркам, он будет закрывать гла­за на проблемы вашего ребенка, и это никому на пользу не пойдет. Порядочного же вы как минимум поставите в неловкое положение. Хотите как-то поблагодарить - сделайте это, когда есть за что сказать спасибо, когда пробле­ма разрешилась. Здесь важен еще и общий тон: подарок не взят­ка, сунутая постылому, но власть имущему, а знак благодарности. Такие помнятся.

 

Проблемы с успеваемостью

Прежде чем выяснять у учи­теля, за что двойка, попросите ребенка открыть тетрадь (кон­
спект, учебник) - и проверь­те элементарное знание того, за что «2». Может, и в школу хо­
дить не придется.

Если выставлена колонка дво­ек, то есть учитель профне­пригоден, то по идее надо бы
объединиться и попросить классного руководителя о кол­лективной встрече. Если же ро­дители не объединяются – учите своего ребенка своими силами, а с предметником сохраняйте вежливый нейтралитет. Увы, один в поле не воин. Мы реша­ем ситуацию с образованием, а не занимаемся воспитанием учителя.

Если двойка справедлива, объ­ясните ребенку: отметка - не по­пытка его обидеть, а результат его труда. Не оценка личности ребенка, а то, что он заработал на данный момент по данному предмету. Разумеется, он мо­жет лучше и больше. Но любая учеба - это труд, а преодоление трудностей - главный момент воспитания, о чем мы забываем.Когда ребенок справится с зада­нием и исправит 2 хотя бы на 3, ему уже будет чем гордиться.

Если у вас вымогают деньги на частные уроки - первым де­лом протестируйте школьника у независимого учителя, чтобы понять, насколько все серьезно. Не можете справиться своими силами - берите репетитора, но другого. Вообще-то, в поря­дочных школах запрещено за­ниматься репетиторством в стенах школы и натаскивать своих собственных учеников (только по настоятельной просьбе ро­дителей и только после того, как им была предложена альтерна­тива). Если чувствуете, что ва­шему ребенку навязывают репе­титорство, - идите к директору. Ни один директор не возьмет на себя ответственность за чу­жое безобразие, и виновный будет наказан.

Важно: профессия учителя не от­носится к сфере обслуживания. Поэтому при любых обстоятель­ствах разговаривать с педагогом как с проштрафившимся под­чиненным по меньшей мере не­вежливо. Постарайтесь увидеть в учителе единомышленника, и результат вас приятно удивит.

 

Вот этого точно не надо:

-Спрашивать : «Ну как там мой?» (вы это знаете лучше, чем учитель: у вас ребёнок

один, у него – много).

-Рассказывать о сыне/дочке «от сотворения мира»: как родился, во что играл, что любит-не любит…Зато конкретные детали приветствуются: добрый, привязан к младшей сестрёнке, помогает бабушке. А в школе дерётся, потому что в начальных классах били его.

-Утверждать «Я лично проверяла, он точно это выучил…»(выучил одно, получил за другое, недоученное).

-Пытаться лично исправить ребёнку ошибки в домашней работе.

 

 

Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, и их психологические причины могут быть разделены на три группы.

Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.

Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:

-несформированность  зрительно-двигательных  координации;

-недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки;

-недостатки в развитии микромоторики.

У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр:

-нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр);

-отсутствие связных движений при письме, "печатание" букв;

-плохой, небрежный почерк;

-очень медленный темп письма;

-сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;

-слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим.

При формировании двигательного навыка чтения (речевые умения) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, которые влияют на темпо-ритмические  характеристики громкого чтения.

Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ученик характеризуется:

- низкой скоростью чтения,

-слоговым типом чтения,

- низким уровнем понимания читаемого в связи со смешиванием близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов.

Кроме того, низкая скорость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.

Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят в следующем:

 - замена букв, близких но акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении, недописывание слов и предложений, замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;

 -трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;

-  неправильное чтение похожих по начертанию букв;

 -затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;

 - отсутствие устойчивых навыков счета;

 - незнание отношений между смежными числами;

 -трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план;

-неумение решать задачи; тугодумость.

Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие:

-Несформированность пространственных представлений

-Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных отношений с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке.

-У детей с несформированностью пространственных представлений часто встречается "зеркальное" написание букв и цифр (например, вместо буквы 3пишут букву С, вместо буквы Я  - R. То же имеет место и при написании цифр: вместо 1пишут  I. 4 вместо ч, Ь вместо 5 и др.)

Другие недостатки в развитии у ребенка пространственных представлений могут проявляться:

-в сращивании и расщеплении слов при письме;

-в слитном написании с предлогами;

- в замене букв по пространственному сходству (с - е, б - д);

-высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки;

-при списывании (чтении) буквы располагаются (считываются) в обратной последовательности (вместо " на" пишут и читают " ан", вместо "нос" - "сон" и т.д.);

-учебный материал располагается на странице снизу вверх, копия - выше образца;

-при чтении имеет место повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней.

Затруднения в счете, ошибки при выполнении счетных операций с переходом через десяток, несоблюдение рабочей строки, при списывании цифровой последовательности осуществление записи с последнего элемента (например, 123 вместо 321)- все эти ошибки и трудности учеников на уроках математики могут в своей основе иметь недостаточное развитие пространственных представлений.

Ряд ошибок у школьников может возникать из-за несформированности у них однонаправленности считывания материала слева направо, затруднения при освоении правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз.

Некоторые трудности при усвоении математики связаны с несформированностью понятия числового ряда и его свойств, в основе которого лежат недостатки в формировании пространственных представлений.

Учащиеся, у которых не сформировано понятие числового ряда, с трудом определяют место числа в натуральном ряду, затрудняются со счетом в обратном порядке. Чем на более низком уровне овладения числовым рядом находится ученик, тем более значительные трудности при обучении математике он испытывает.

В том случае, когда счетное действие не приобрело обобщенного характера, ученики могут хорошо считать предметы, но допускать ошибки в счете звуков, движений и др.

Недостатки в развитии пространственных представлений лежат в основе 47% трудностей, испытываемых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формировании навыка письма и 16% трудностей при обучении чтению.

Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия .Звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс звукобуквенного анализа и синтеза предполагает наличие следующих умений:

-способность расчленять непрерывный звуковой поток устной речи на отдельные части (предложения, слова);

-умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки -фонемы - из звукового состава слова;

- овладение действием последовательно выделять все звуки, входящие в состав слова, и свободно оперировать ими;

-умение синтезировать выделенные звуки в слоги и слова.

Ученики с недостаточным развитием звукобуквенного анализа затрудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие звуки (с - ш, з -ж), звонкие и глухие (б-п, д - т, г - к и т.д.), твердые и мягкие звуки. Вследствие этого иногда наблюдается смешение значений слов. Задание подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выполняется со своеобразными ошибками. Так, на звук "з" подбираются такие слова, как жаба", "жук"; на звук г" - "корабль", "кукла".

Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, выражающегося, в частности, в правильной артикуляции при произношении звуков. Недостатки произношения часто оказываются индикатором, сигнализирующим о неблагополучии в сфере звукового анализа.

Недостатки в развитии познавательных процессов.

Недостаточность  зрительного анализа может проявляться в смешении сходных по начертанию букв б- в, н - п, м - л, ш - т и т.д.). Зеркальное написание букв и количественные ошибки (преувеличение и преуменьшение количества элементов буквы) могут появляться не только вследствие несформированности пространственных представлений, но и быть результатом недостаточного зрительного анализа элементов буквы еще на начальных этапах обучения.

Недостаточность развития  мыслительной деятельности учеников в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существенное и др.

Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение.

Недостаточность операции абстрагирования проявляется в трудностях при переходе из конкретного в абстрактный план действия.

При овладении математическим материалом существенное значение приобретает умение сравнивать .У слабоуспевающих школьников такое умение часто не характеризуется обобщенностью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выражения, не умеет при сравнивании устанавливать взаимно-однозначные соответствия. Операция сравнения лежит в основе классификации явлений и их систематизации; на основе сравнения формируются понятия равенства и неравенства, понятия о геометрических фигурах и др.

Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:

Конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий; математического содержания задачи в связи с сосредоточенностью на ее сюжетной стороне);

Синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач;

Недостаточная обобщенностьмышления (обусловливает затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале;

Однолинейность мышления (т.е. прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании одновременно разные стороны, различные признаки одного и того же предмета, неумение оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными, обусловливает решение задачи только одним способом;

Инертность мыслительной деятельности (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий; может затруднять переход от прямого способа действий к обратному; проявляться в трудностях при переводе из одной формы в другую, например, из буквенной формы в цифровую).

Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком знании всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухо-зритсльно-двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, законов, последовательности выполнения заданий и др.)

Недостаточное развитие у ученика процессов произвольного внимания, является причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: недописывания слов и предложений, лишних вставок букв, пропусков букв при списывании, перестановок слогов в словах, при чтении "потеря" строки, повторное считывание той же строчки и др.

Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.

Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть:

 - неумение обнаруживать свои ошибки;

 - возрастание количества ошибок к концу работы;

  -выполнение требований учителя не в полном объеме;

  -трудности с формированием двигательного навыка письма;

-  медленный темп письма.

Особо следует отметить трудности в учении, вызванные особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. В первую очередь это касается медлительных детей - детей с флегматическим темпераментом. В учебной работе у них могут возникнуть следующие трудности, обусловленные их индивидуально-типологическими особенностями:

 -пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений (вследствие того, что ученик-флегматик торопится, чтобы не отстать от класса);

  -медленный темп письма, чтения, счета;    

  -невыполнение письменных заданий в полном объеме при ограничении времени, отведенного на работу;

  -замедленное протекание умственной деятельности.      

 

 

 

СПИСОК КНИГ ДЛЯ БУДУЩИХ ВТОРОКЛАССНИКОВ

В.Л. Дуров "Мои звери".

А.Дорофеев «У меня в груди Анюта».

В.В .Чаплина «Забавные животные», « Мои питомцы».

С.Прокофьева "Ученик волшебника", « Приключения желтого чемоданчика».

Е.Л.Шварц. « Рассеяный волшебник», «Сказка о потерянном времени»,  «Новые приключения кота в сапогах».

Э.Успенский " Школа клоунов", "Вниз по волшебной реке"

Драгунский  "Денискины рассказы".

Воронкова «Девочка из города».

М.М.Зощенко. «Учёная обезьянка», «Леля и Минька».

Дж.Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».

Ю. Раскин «Когда папа был маленьким».

Э. Распе «Приключения Мюнхаузена».

С.Михалков «Праздник непослушания».

С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

А.Усачев «Умная собачка Соня».

С.Черный «Дневник фокса Микки».

С. Л. Прокофьева  «Маша и Ойка: забавные, необыкновенные, страшные, смешные истории для маленьких девочек и маль чиков».

Д.Биссет «Забытый день рождения: сказки, а также беседы автора с тигром».

Н. И. Сладков «Бежал ежик по дорожке». 

Е. И. Чарушин «Никитка и его друзья» .

Русские народные сказки.

Сказки народов мира.

Рассказы и сказки В.Даля.

Сказки Г.Х.Андерсена.

Рассказы и сказки В.Бианки.

Рассказы Б.Житкова.

Сказки В.Сутеева.

Стихи и сказки Б.Заходера.

Милн, Б.Заходер  «Винни Пух и все-все-все».

Рассказы Н.Носова, роман-сказка «Приключения Незнайки».

Рассказы и сказки Е.Пермяка.

Рассказы и стихи о Великой Отечественной войне.

Рассказы о детях В.Осеевой, Н.Артюховой, Л.Воронковой.

 

Отдельно о домашних заданиях (действия родителей)

 1. Напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят.

 

 2. Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения.

 3. Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать.

 4. Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник.

 5. Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и стремиться, чтобы ребенок делал уроки в одно и тоже время.

 6. Помогать ребенку делать домашнее задание и проверять то, что ребенок сделал.

 7. Научить ребенка организовывать свое рабочее место для выполнения работы.

8. Показывать пример организованности и собранности.

9. Принять, что двойки и тройки в процессе учебы неизбежны, поэтому важно не ругать ребенка за них, а наоборот, помочь разобраться.

10. Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка –это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.

11. Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или ударник – мы все разные.

12. Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать.

13. Если ругать ребенка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к страх блокирует познавательную деятельность.Страх отсутствует тогда, когда ребёнок уверен в своих силах.

14. Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент.

 15. Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только пятерок или четверок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.

 16. Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.

17. Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.

 18. Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми.

 19. Ребенок должен видеть, что ошибаться –это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.

 20. Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2»

21. Важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится.

 

На что обратить внимание  ,занимаясь летом:

Русский язык- правильное оформление работ, каллиграфия письма, составление схем  предложений и слов, орфограммы на изученные правила.

Сост.И.В.Позолотина, Е.А.Тихонова  «Контрольно -измерительные материалы. Русский язык 1 класс.»

М.Кузнецова « 5000 примеров по русскому языку» изд.Экзамен

О.Д.Ушакова «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку 1 класс» изд.Литера(серия Контрольный урок)

Л.П. Барылкина, Е.А.Давыдова «Русский язык 1 класс» серия «5 за знания»

Т.В.Ходова «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» 2-4класс изд.Айрис-пресс

Математика-продолжить работу по усвоению состава чисел 1-го и 2-го десятка.

Сост.Т.Н.Ситникова «Контрольно -измерительные материалы. Математика 1 класс.»

О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «З000 примеров по математике»Счёт в пределах 20. Устный счёт.

Т.П.Быкова Нестандартные задачи по математике. изд.Экзамен

Б.П.Гейдман, И.Э .Мишарина«Подготовка к олимпиадам по математике» 2-4класс изд.Айрис-пресс    или

Ю.А.Дробышев «Олимпиады по математике»1-4 класс изд.Экзамен

Чтение-уделять большое внимание безошибочному, выразительному и осмысленному чтению.

О.Н.Крылова «Литературное чтение.Итоговая аттестация ФГОС.» изд.Экзамен

М.В.Беденко, А.Н.Савельев «Блицконтроль скорости чтения и понимания текста»2класс.

Норма скорости чтения во 2 классе

1 четверть : меньше 25 слов "2", 25-34 слов "3", 35 - 45 слов "4", больше 45 слов "5".


2 четверть: меньше 25 слов - "2", 25-39 слов - "3", 40 - 55 слов "4", больше 55 слов - "5".


3 четверть: меньше 35 слов "2", 35-49 слов "3", 50-65 слов "4", больше 65 слов "5".


4 четверть:меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55-70 слов "4", больше 70 слов "5".