Русский язык

Бирюля Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 17 им.В.С.Завойко»

Петропавловск- Камчатского городского округа

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

______________/Смолина С.Ю./

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_________/Ширякова Л.Ю./

«Утверждаю»

Директор школы  

_______/Е.В.Прибыльская/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

русскому языку

уровень образования:

начальное общее

на

2019-2020 учебный год

к учебнику

Русский язык. Учебник 4 класс. В 2 частях Т.Г.Рамзаева; изд.: Дрофа, 2018г

Общее  количество  часов

136

Количество часов в  неделю  

4

Класс:

4 «В»

                                                                              Разработана

                                                                              учителем начальных классов

Бирюлей Еленой Анатольевной

Петропавловск-Камчатский

 2019 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

     Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

     Личностные результаты:

  1. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  2. эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  3. чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  4. любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  5. интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  6.  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  7. интерес к изучению языка;
  8. осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

              Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  2. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  3. работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  Познавательные УУД:

  1. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  2. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  3. извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  4. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  5. пользоваться словарями, справочниками;
  6. осуществлять анализ и синтез;
  7.  устанавливать причинно-следственные связи;
  8. строить рассуждения.

     Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  2. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  3. высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  4. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы.

       Предметные результаты:

  1. произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  2. производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
  3. правильно писать слова с изученными орфограммами;
  4. видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
  5. находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  6. пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  7.  различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
  8. ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
  9. производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
  10. разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  11. писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
  12. читать тексты учебника, художественные и учебнонаучные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
  13. воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
  14. создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему

Требования к уровню подготовки учащихся

      Обучающиеся научатся:

  • находить изученные части речи;
  • называть   их признаки;
  • называть признаки однородных членов предложения.
  • находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами ( падежные окончания имён существительных и имен прилагательных , безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа) и знаками предписания между однородными членами, соединениями союзами и, а, и не соединенными союзами;
  • производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь);
  • производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделить корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);
  • производить разбор слова как часть речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных, начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род ( в прошедшем времени) глаголов;
  • производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
  • пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
  • определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;
  • распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение -  и использовать их в речи;
  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
  • составлять текст плана; распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение -  и использовать их в речи;
  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
  • выделять значимые части слова; признаки изученных частей речи; типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
  •  различать произношение и написание слов;
  • находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
  •  без ошибок списывать несложный текст объемом 70 - 90 слов;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант - текст 75 - 80 слов);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.); работы со словарями; соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);
  • писать сочинение повествовательного характера (обучающее);
  • различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре предложения;
  • распознавать простые распространённые и сложносочинённые предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.  

                                 

Содержание  учебного  предмета

Наименование
темы, раздела

Кол-во ча-

сов

Основное
       содержание

Характеристика
основных видов
деятельности

Система
учета и контроля планирумых результатов

1.Повторение

14ч

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст-повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение. Фонетический анализ слов.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова (обобщение правил правописания гласных и согласных в корне слова). Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ знаки (сопоставление).

Части речи. Роль имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, предлогов в общении. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов как частей речи: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

Учащиеся должны уметь:

– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания слов;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм

-овладение последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами

Умение различать парные звонкие и глухие согласные

Уметь грамотно писать слова с парными согласными

Уметь подбирать проверочные слова

- уметь распознавать однокоренные слова и выделять корень

Знать о роли окончания в нашей речи

Уметь выделять приставку и суффикс в слове

Уметь разбирать слова по составу

Виды контроля: текущий, тематический, плановый, фронтальный.

Формы контроля: опросы, тесты, контрольные диктанты.

2.Предложение

Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Простое и сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых (ознакомление) Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами нами и сложносочиненных предложений без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложениях (наблюдения).

      Наблюдения за предложениями с прямой речью. Диалог (ознакомление). Обращение (общее понятие)

Уметь различать предложения по цели высказывания

Уметь излагать последовательно, устанавливая связь между предложениями и между частями текста

Отработка умения устанавливать связь слов  в предложении

Виды контроля: текущий, тематический, плановый, фронтальный.

Формы контроля: опросы, тесты, контрольные диктанты.

3.Текст

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.

Формировать умения  определять тему текста и составлять текст на определённую тему

Знать, что такое предложение

Знать виды текстов и уметь их различать

Виды контроля: текущий, тематический, плановый, фронтальный.

Формы контроля: опросы, тесты, контрольные диктанты.

4. Имя существительное

41ч

      Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

      Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и З-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -пе, -пя). Управление как вид связи слов в словосочетаниях (общее понятие).

     Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п.

     Склонение имен существительных во множественном числе: Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок

Знать что такое имя существительное

Уметь правильно списывать текст

Уметь находить и объяснять свои ошибки

Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Знать как определить род имён существительных

Уметь выделять окончания

Уметь изменять имена существительные по числам

Знать, что такое склонение имён существительных

Уметь склонять имена существительные по падежам

Уметь определять падеж существительного

Диктант – 1

Изложе – 1

Сочинен– 1

К.списыв - 1

5.Имя прилагательное

22ч

    Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.

    Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Согласование как вид связи слов в словосочетании (общее понятие).

    Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -бя, -ье, -ой, -ин). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Знать с какой целью употребляются в речи имена прилагательные

Развивать умения употреблять их в речи

Развивать умение изменять  имена прилагательные по числам

Уметь применять изученные правила

Развивать орфографическую зоркость

Уметь изменять имена прилагательные по числам и родам

Уметь определять род имён прилагательных

Уметь правильно писать окончания имен прилагательных

Виды контроля: текущий, тематический, плановый, фронтальный.

Формы контроля: опросы, тесты, контрольные диктанты.

6.Местоимение

Местоимение как часть речи. Местоимения 1-, 2- и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

     Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Уметь отличать местоимения от существительных

Уметь правильно определять части речи

Уметь разбирать предложения по членам; правильно употреблять разные части речи в предложении

Диктант – 2

Изложение – 1

Сочинение – 1

Контрольное спис – 1

7.Глагол

31ч

    Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

     Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение глаголов». Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов ч т о делают? (учатся), что де л а т ь? (учиться).

     Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.

     Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов.. Наблюдение за употреблением при глаголах имен существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов: написать (что?) сочинение об экскурсии, описать (что?) экскурсию.

Знать с какой целью употребляются в речи глаголы в прямом и переносном значении

Знать главные особенности текста-рассуждения; как изменяются глаголы

Уметь изменять глаголы по числам и определять число

Знать на какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Знать вопросы неопределённой формы глаголов

Знать,  как отличить глагол прошедшего времени от глаголов настоящего времени

Знать, как изменяются глаголы прошедшего времени по родам

Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени, от чего зависит род глаголов

Знать, как пишется частица не с глаголами

Диктант – 1

Изложен – 1

Сочинение - 1

8.Повторение изученного за год

14ч

    Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имён существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безуд гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

Уметь выделять в слове приставку; осознанно употреблять слова с приставками

Уметь полно передать содержание текста

Развивать орфографическую зоркость

   Уметь различать Ъ и Ь и правильно писать слова

    Знать что общего у имени существительного, прилаг, глагола и чем они различаются

Знать, что такое корень, с помощью каких частей слова образ. новые слова, что такое оконч. и для чего оно служит

   Уметь различать орфограммы, знать как проверить орфограммы

Изложен – 1

Диктант-1



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Номер урока

Тема урока

Дата проведения

Примечания

По плану

По факту

Повторение  изученного за курс 3 класса (14ч)

1.

Слово. Предложение. Текст.

02.09

2.

Контрольный диктант по итогам остаточных знаний

03.09

3.

Связь слов в предложении.

05.09

4.

Словосочетание. Текст. Виды текстов.

06.09

5.

 Сочинение по рисунку и опорным словам.

09.09

6.

Однокоренные слова. Корень слова.

10.09

7.

Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова.

12.09

8.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

13.09

9.

Слова  с непроизносимыми и  двойными согласными.

16.09

10.

Приставки и предлоги. Разделительные твердый и мягкий знаки

17.09

11.

Части речи. Имя существительное. Род имен существительных. Склонение имен существительных.

19.09

12.

Имя прилагательное как часть речи. Род имен прилагательных

20.09

13.

Глагол как часть речи. Времена глаголов

21.09

14.

Контрольный диктант №1 по теме «Части речи. Правописание орфограмм корня».

22.09

Предложение (6 часов)

15.

Однородные члены предложения

23.09

16.

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.

24.09

17.

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и без союзов.

25.09

18.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

26.09

19.

Предложения с однородными членами, соединенными  союзами а, но.

29.09

20.

Упражнение в написании предложений с однородными  членами.

30.09

Текст (3 часа)

21.

Работа над ошибками Текст. Тема и основная мысль текста.

01.10

22.

Заголовок текста. План текста.

05.10

23.

 Изложение по самостоятельно составленному плану.        

06.10

Имя существительное (41 ч.)

07.10

24.

Имя существительное. Склонение  имен существительных.

08.10

25.

Распознавание падежей   имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

12.10

26.

Именительный падеж имен существительных.

13.10

27.

Родительный падеж имен существительных.

14.10

28.

Дательный падеж имен существительных.

15.10

29.

Винительный падеж имен существительных.

19.10

30.

Творительный падеж имен существительных.

20.10

31.

Предложный падеж имен существительных.

21.10

32.

Распознавание именительного и винительного, винительного и предложного падежей

22.10

33.

Повторение сведений о падежах имен существительных

02.11

34.

Контрольный  диктант №3 по теме «Склонение имен существительных».

03.11

35.

Работа над ошибками. Три типа склонения имен существительных в единственном числе.

05.11

36.

Упражнение в определении склонений  имен существительных.

09.11

37.

Склонение  имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

10.11

38.

Изложение. Структура повествовательного текста.

11.11

39.

Работа над ошибками. Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе.

12.11

40.

Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3го склонения.

16.11

41.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.

17.11

42.

Упражнение в правописании существительных в родительном падеже.

19.11

43.

 Изложение. Повествовательный текст с элементами описания.

20.11

44.

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже

23.11

45.

Правописание окончаний имен существительных в Р.п. и Д.п.

24.11

46.

Сравнение окончаний имен существительных  в Р.п. и Д.п.

26.11

47.

Родительный  и винительный  падежи имён существительных

27.11

48.

Правописание  окончаний имён существительных в творительном падеже

30.11

49.

 Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух.

01.12

50.

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже

02.12

51.

Правописание   окончаний имён существительных в предложном падеже

04.12

52.

Правописание   окончаний имён существительных в предложном падеже

07.12

53.

Правописание окончаний имён существительных в Р.п., Д.п. и П.п.  

08.12

54.

Правописание  окончаний имён существительных в Р.п., Д.п. и П.п.  Словарный диктант.

10.12

55.

Упражнение в написании безударных гласных в корне, приставке, окончании имен существительных.

11.12

56.

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание окончаний имен существительных»

14.12

57.

Работа над ошибками. Множественное  число имён существительных. Именительный падеж множественного числа

15.12

58.

Именительный и винительные падежи множественного числа имен существительных.

17.12

59.

Родительный падеж множественного числа имён существительных

18.12

60.

Родительный падеж множественного числа имён существительных

21.12

61.

Д.п., Т.п. и П.п. имён существительных во множественном числе

22.12

62.

Правописание окончаний имен существительных во множественном числе

24.12

63.

Контрольный диктант №5 за 1 полугодие

25.12

64.

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном.

28.12

Имя прилагательное  (22ч.)

65.

Имя прилагательное как часть речи. Изменение по родам и числам.

29.12

66.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

11.01

67.

Склонение имен прилагательных.

12.01

68.

 Повествовательный текст с элементами описания  (по рисунку)

13.01

69.

Склонение имен прилагательных мужского  и среднего рода.

15.01

70.

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода.

18.01

71.

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

19.01

72.

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

20.01

73.

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах.

22.01

74.

Творительный и предложный падежи прилагательных мужского и  среднего  рода.

25.01

75.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и  среднего  рода. Структура текста-описания.

26.01

76.

Правописание безударных падежных окончаний  имен прилагательных женского рода.

27.01

77.

Сопоставление  безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.

29.01

78.

Сравнение  безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода.

01.02

79.

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

02.02

80.

Контрольное  списывание по теме:  «Падежные окончания имён прилагательных в единственном числе».

03.02

81.

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

05.02

82.

Падежные окончания имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи

08.02

83.

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных

09.02

84.

Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных

10.02

85.

Текст-описание. Сочинение по репродукции  картины В.М.Васнецова «Богатыри»

12.02

86.

Контрольный диктант №7 по теме «Имя прилагательное».

15.02

Местоимение (5 ч)

87.

Местоимение как часть речи.

16.02

88.

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.

17.02

89.

Раздельное написание местоимений 1 и  2 лица с предлогами.

19.02

90.

Правописание  местоимений 3 лица с предлогами.

24.02

91.

Упражнение в раздельном написании  местоимений с предлогами.

26.02

Глагол (  31 час)

92

Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам.

29.02

93

Изменение по родам  глаголов прошедшего времени.

01.03

94

Неопределенная форма глагола – начальная форма глагола.

02.03

95

Спряжение глаголов

04.03

96

Контрольный диктант №8  по темам: «Изменение глаголов по временам», «Неопределённая форма глагола»

09.03

97

Работа над ошибками. Распознавание лица и числа глаголов. 2е лицо глаголов единственного числа.

11.03

98

Употребление мягкого знака  в глаголах 2 лица единственного числа.

14.03

99

1 и 2 спряжение глагола. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения

15.03

100

Будущее  время глагола. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

16.03

101

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

18.03

 102

Определение спряжения глаголов по неопределенной форме.

21.03

103

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

22.03

104

Сочинение (с элементами описания) по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

23.03

105

Работа  над ошибками. Повторение изученного.

01.04

106

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

4.04

 107

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

06.04

108

Глаголы-исключения.

07.04

110

Контрольный диктант №9 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

08.04

111

Работа  над ошибками. Обобщение и закрепление по теме «Глагол» Обобщение пройденного о глаголе.

11.04

 112

Правописание глаголов прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов

13.04

113

Изменение глаголов по временам.

14.04

114

Изложение повествовательного текста.

15.04

115

Работа над ошибками. Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида по временам. Обобщение знаний о глаголе.

18.04

 116

Правописание глаголов прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов

20.04

117

Упражнения в написании  глаголов прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов

22.04

118

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

25.04

119

Упражнения в написании безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

27.04

120

Определение спряжения глаголов по неопределенной форме.

28.04

121

Упражнения в определении  спряжения глаголов по неопределенной форме.

29.04

122

Контрольный диктант №10 по теме «Глагол»

02.05

123

Работа  над ошибками. Обобщение знаний о глаголе.

04.05

Повторение изученного  (14ч.)

124

Обобщение знаний о предложении. Текст описание. Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

05.05

 125

Работа  над ошибками.  Состав слова Правописание окончаний существительных. Правописание безударных гласных в корне, приставке, суффиксе.

06.05

126

Текст и  предложение как единицы речи.

07.05

127

Части речи (обобщение) Склонение имен существительных.

08.05

128

Правописание окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов

10.05

 129

Имя прилагательное. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

12.05

130

Местоимение

13.05

131

Глагол как часть речи.

14.05

132

Контрольный диктант №11 (итоговый)

15.05

 133

Анализ диктанта  и работа над ошибками Части речи (обобщение) Словарный диктант

19.05

134

Части речи. Повторение

20.05

135

Имя прилагательное. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

21.05

136

Обобщение изученного материала Повторение

22.05



Предварительный просмотр:

Диктант с грамматическим заданием №1.

Клюква.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

                                                                                                                                 

                                                                                                                По М.Пришвину

Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.

 Грамматическое задание

1. Разобрать слова по составу: стол, походка, мостики, зелёненький.

 2. записать слова в две группы, вставляя пропущенные буквы: мыш…, луч…, ноч.., малыш…, помощ…, плащ…., полноч…., мяч…

3. Обозначить грамматическую основу: вариант 1- в третьем предложении, вариант 2- в шестом предложении.

Критерии оценивания диктанта.

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

Диктант с грамматическим заданием №2.

Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс несся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась. (84 слова)

По И. Артюховой

Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную.

Грамматическое задание

  1. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам.

Вариант 1                                 Вариант 2

О, О и О.                                      О и О.

[_= ],a[_= ] .                                       [_= ],[_= ]  .

2.  Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова.

Вариант 1

Огромный пёс несся прямо на девочку.

Вариант 2

Ребята выходили из своих убежищ.

3. Сделать звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 - вдруг, вариант 2 — очень.

Критерии оценивания диктанта.

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

Диктант с грамматическим заданием №3.

Осень.

     Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

       Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.

По И. Соколову-Микитову

Слова для справок: краснеет.

                                                         Грамматическое задание

  1. Выписать предложение:   вариант 1: 4 предложение,  вариант 2: 9 предложение.

Указать над каждым словом, какой частью речи оно является.

2. В выписанных предложениях определить грамматическую основу.

3. Разобрать слова по составу: подберезовики, холодная, гриб.

Критерии оценивания диктанта.

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

Диктант с грамматическим заданием №4.

Как мужик убрал камень

        На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

       Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

       А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

       Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)

По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматическое задание

1.  Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 — его, вариант 2 — шесть.

3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — (за) выдумку, вариант 2 — инженеров.

4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.

1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.

2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

3) Радость, шаг, один, печаль.

Критерии оценивания диктанта.

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

Диктант с грамматическим заданием №5

Редкая гостья

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под ёлкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготавливали ещё с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз берёзку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке ёлки появилась белка. Зверёк огляделся и спрыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.

Грамматическое задание

1.разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж);

2.над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж ( во втором предложении)

3.выписать по одному имени существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

Критерии оценивания диктанта.

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

Диктант с грамматическим заданием №6

Зимний день

          Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали с лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

         Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу. Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)

Грамматическое задание

1.  Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

1) В ...,...,... уборе стоит осенний лес.

2) На ... небе загорелись ... звёзды.

Критерии оценивания диктанта.

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

Диктант с грамматическим заданием №6

Зимний день.

        Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пестрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

        Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу. Хорошо в лесу! Легко дышать морозным воздухом.

                                                      Грамматическое задание

1. Выписать седьмое предложение. Разобрать по членам предложения, определить части речи.

2. Разобрать прилагательное как часть речи: I вариант – снежным (ковром), II вариант – высокой (сосны).

3. Выписать три словосочетания «прилаг. + сущ.», выделить окончание, определить падеж.

Критерии оценивания диктанта.

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

Диктант с грамматическим заданием №8

Лесной голосок

            В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

            Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

          Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая — кукушка! (119 слов)

Грамматическое задание

1.  Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

2. Распределить слова по группам и записать в два столбика. Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.

3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.

В субботу ... пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На ... были красные, жёлтые, оранжевые листья. ... встал под деревом. На ... дождём посыпались осенние листья.

Критерии оценивания диктанта.

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

Диктант с грамматическим заданием №9

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)

По А. Гайдару

Грамматическое задание

1.  Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

2. Поставить глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит.

Критерии оценивания диктанта.

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

Итоговый диктант с грамматическим заданием №10

Последние денёчки

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78слов)

Грамматическое задание

1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

2.  Разобрать слова как части речи. Укрыли, молочным, (за) ночь.

3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова ледяные.

Критерии оценивания диктанта.

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

  • главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
  • умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

Контрольное списывание.

Оружейная палата.

В прошлом веке в Кремле выстроили здание Оружейной палаты. Там разместили древние сокровища. Она стала музеем.

Каких только чудес здесь нет! Увидишь тут золотую карету, богатырский шлем. Вот чаша. Её держал в руках основатель Москвы Юрий Долгорукий. На этот посох опирался Иван Грозный. Есть в Оружейной палате ковёр. Он солнечного цвета, лёгок и пушист. Ковёр составлен из миллионов перьев. В Москву его привезли из Персии. А вот изделия тульских мастеров. Как красивы сарафаны из разных городов и сёл!

Грамматическое задание

  1. Выпишите из первого абзаца имя существительное 1 скл., ед.ч., П.п.
  2. Выпишите из второго или из третьего абзаца глагол прош.вр., ср.р.. ед.ч.
  3. Выпишите из четвёртого абзаца имя прилагательное м.р., ед.ч.,Р.п.
  4. Разберите по составу: привезли.

Критерии оценивания диктанта.

За контрольное списывание

 «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет

   исправлений.

«4» - 1 ошибка или 1 – 2 исправления.

«3» - 2 – 3 ошибки.

«2» - 4 и более ошибок.

При оценивание работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

  Грамматическое задание

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 2 заданий.

Контрольное списывание.

Спишите, вставляя пропущенные буквы  и запятые .

       За крайн.. избой дальн.. деревушк… виднелось жёлт… поле. Придорожн.. канава зар..сла тр..вой.( На) просторн… равнин.. у дорог.. ст..яла  бел..  б..рёза. Ос..нь  (у)брала д..ревья  в жёлт.. убор… . Б..рёза  ст..яла  счас..ливая.

        (На)ступила зима. В зимн… ночи ветер тр..пал ветви б..рёзы . Сне.. (за)сыпал поля  леса ж..лища людей. Всё  (за)мерло.

        Но вот от весенн… дождя  нач..ли дымит..ся крыши изб. Снежн…. поле забл..стел..  на ярк..м  со..нце  (по)текли  (за)гов..рили  руч..и  заз..л..нела берёза.

       Пришло лето. В шёлков.. листве б..рёзы беззаботно зашумел ветер. Гибк.. ветви скл..нились до перв.. зелен.. травы. Возле  крепк… ствола   в густ… и мя..кой  траве зак..пела ж..знь. Засуетились мелк..  жучки  мурав..и  мо..ки.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из первого абзаца имя существительное 1 скл., ед.ч., П.п.
  2. Выпишите из второго или из третьего абзаца глагол прош.вр., ср.р.. ед.ч.
  3. Выпишите из четвёртого абзаца имя прилагательное м.р., ед.ч.,Р.п.
  4. Разберите по составу: придорожная.

Критерии оценивания диктанта.

За контрольное списывание

 «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет

   исправлений.

«4» - 1 ошибка или 1 – 2 исправления.

«3» - 2 – 3 ошибки.

«2» - 4 и более ошибок.

При оценивание работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

  Грамматическое задание

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 2 заданий.

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

Вариант 1.

  1. Вставьте окончания имен прилагательных

Вишнев . . варенье, земляничн . .  джем, яблочн. . повидло, весенн. . пора, ясн. .  день, добр. .  утро, дружн. . класс, счастлив. .  детство, красив. . девочка.

  1. Вставьте окончания имен прилагательны, определите падеж прилагательного

В глубок. . снегу, ненастн. .  утром, в прозрачн. .  воде, на голуб. . небе, над высок. . скалой, о любим. .  герое, вижу лесн. .  тишь.

  1.  Надпишите падежи имен прилагательных

Один из чудесных цветков весны – это ландыши. В мае раскрываются его маленькие бутончики. И вот уже на тонкой ножке висят крохотные белые колокольчики. И все смотрят в одну сторону.  Дружные растения.

Ландыш цветет недолго. И скоро вместо фарфоровых колокольчиков появляются зеленые ягоды. Потом они становятся красными. Это плодики ландыша, в котором находятся семена.  (Ю. Дмитриев)

  1. Словосочетания поставьте в родительный, дательный и предложный падеж единственного числа.

Густые высокие деревья, светлое чистое небо, стальная крепкая иголка.

Вариант 2.

  1. Вставьте окончания имен прилагательных

Весенн.. небо, коротк. . дорога, длинн.. путь, солнечн. . утро, осенн. .  день, зелен.. красавица, больш.. экран, долгожданн.. лето, хмур.. осень.

  1. Вставьте окончания имен прилагательны, определите падеж прилагательного

В голуб.. небе, поздн.. вечером, в тих.. океане, на высок.. горе, над птичь.. гнездом, о солнечн.. дне, вижукрасив.. мышь.

  1. Надпишите падежи имен прилагательных

Спинка у дятла черная, крылья пестрые, на головке шапочка с красным кантиком. Лапки у него большие, когти цепкие.

       Наступила холодная и голодная зима. Нашел  дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал сосновые и еловые шишки таскать. Засунет шишку в трещинку, выбирает из нее  семечки. Некоторые семечки он роняет на землю. Пройдут годы, около зимней столовой вырастут молодые деревья.

      Берегите, ребята птиц!

  1. Словосочетания поставьте в родительный, дательный и предложный падеж единственного числа.

Чудесные цветы,  крохотный  белый колокольчик, зеленая ягода

Оценивание:

1  задание.  9 баллов

  1. задание. 7 баллов
  2. задание.  9 баллов
  3. задание.  9 баллов

Итого 34 балла

«5»-34 балла высокий результат

«4»-33- 30 баллов средний балл

«3»- 29-27 баллов ниже среднего

«2»-26 и ниже материал не усвоен

                                                                                                                                         

ОЦЕНКА  ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложения, беден словарь, 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др. , нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

 

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложения, беден словарь, 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

  Примечание

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за контрольные изложения с сочинения.

Организация и проведение изложений, сочинений.

              В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
              В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
            Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).

Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).



Предварительный просмотр:

Тест по русскому языку для 4-го класса

Часть А

1.ОТМЕТЬТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ТВЁРДЫЕ.

  1. мел
  2. звали
  3. ошибка
  4. рыбаки

2. ОТМЕТЬТЕ СЛОВО, КОТОРОЕ ПРАВИЛЬНО РАЗБИТО НА СЛОГИ.

  1. куп-ить
  2. а-ри-я
  3. че-рём-уха
  4. се-рое

3. ОТМЕТЬТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ  Ь – РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ

  1. льёт
  2. дальняя
  3. сильная
  4. школьная

4. В КАКОМ СЛОВЕ ПРОПУЩЕНА УДВОЕННАЯ СОГЛАСНАЯ БУКВА.

  1. грам…отный
  2. ал…ея
  3. кор…идор
  4. ал…ый

 5. В КАКОМ СЛОВЕ ПИШЕТСЯ БУКВА О.

  1. к…лендарь
  2. з…вод
  3. г…рох
  4. завтр…к

6. В КАКОМ СЛОВЕ НА КОНЦЕ ПИШЕТСЯ МЯГКИЙ ЗНАК.

  1. ёж…
  2. печ…
  3. тираж…
  4. уж…

7. УКАЖИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО  К СЛОВУ ТРОПА

  1. тропка
  2. тропинка
  3. по тропе
  4. тропинушка

8. ЗНАЧЕНИЕ «МЕСТО, ГДЕ ПОСАЖЕНЫ ЦВЕТЫ» ИМЕЕТ СЛОВО…

  1. аллея
  2. газон
  3. клумба
  4. грядка

9. ВЫБЕРИ СРЕДИ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ ГЛАГОЛЫ

  1. расширение
  2. расширил
  3. широкий
  4. широко

10. ПРИСТАВКА СЛУЖИТ ДЛЯ…

  1. связи слов в предложении
  2. для изменения формы слова
  3. для сочетания слов.
  4. для образования новых слов

11. НАЙДИ СЛОВО, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СХЕМЕ https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/574049/1.gif.

  1. иссушенный
  2. истина
  3. испытаю
  4. испуг

12. УКАЖИ, КАКОЕ СЛОВО С ПРИСТАВКОЙ

  1. (за)рница
  2. (за)ногу
  3. (за)катилось
  4. (за)ноза

13. В КАКОМ СЛОВЕ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ ПРОВЕРЯЕТСЯ УДАРЕНИЕМ

  1. м…ляр
  2. стр…итель
  3. м…нета
  4. п…роль

14. КАКОЙ ГЛАГОЛ НЕ ОТНОСИТСЯ КО II СПРЯЖЕНИЮ

  1. гон..шь
  2. гоня…шь
  3. обижа…шь
  4. подержива…шь

15. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – ЭТО…

  1. часть слова
  2. член предложения
  3. слово
  4. часть речи.

16. ОПРЕДЕЛИ ПАДЕЖ МЕСТОИМЕНИЯ У МЕНЯ.

  1. именительный падеж
  2. родительный падеж
  3. дательный падеж
  4. предложный падеж

17. УКАЖИ СЛОВО, В КОТОРОМ ПИШЕТСЯ ОКОНЧАНИЕ –И.

  1. от речк…
  2. на стенк…
  3. к деревн…
  4. на неб…

18. В КАКИХ ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НУЖНО ПИСАТЬ ОКОНЧАНИЕ –ЯЯ.

  1. домашн… животное
  2. син… море
  3. домашн… работа
  4. утрен… небо

19. ПРОЧИТАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. УКАЖИ ПОДЛЕЖАЩЕЕ.

Вечером машины вернулись в гараж.

  1. вечером
  2. машины
  3. гараж

20. УКАЖИ НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

  1. Светит яркое солнце.
  2. Льёт сильный дождь.
  3. Утром пошёл дождь.
  4. Завывает и метёт вьюга.

21. ПРОЧИТАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. В КАКОМ ИЗ НИХ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ?

  1. Лето закончилось но было ещё тепло.
  2. К чаю купили печенье и пирожные.
  3. Заповедники создали для охраны животных.
  4. Локомотив тянул за собой гружённый локомотив.

 Часть Б

1.ЗАПИШИТЕ ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
_____________________________________________________________

2.  ПОДЧЕРКНИ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Весёлый маленький пушистый щенок Тимка сидел на крылечке, смотрел на солнышко и жмурился от удовольствия.

3. ПОДБЕРИ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.
Вода__________________________________________________________

4 .ВЫПИШИ ИЗ ДАННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВСЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.

После дождя над рекой повисла радуга.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________.

5. РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ.

ЛЕБЕДЬ, ЦАРИЦА, МОРЕ, КРЫЛО.
________________________________________________________________.

6. ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ У ДАННЫХ ГЛАГОЛОВ.

Смотреть_________ 
Смотрю _________
Смотрел________

7. ПОДБЕРИ АНТОНИМЫ К ДАННЫМ СЛОВАМ.

ДЛИННЫЙ -_________________
СИЛЬНЫЙ- _________________
КРАСИВЫЙ - ________________

8. ЗАПИШИ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ЖЕНСКОГО РОДА, ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА, В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

____________________________________________________________________

9.РАЗБЕРИ СЛОВА ПО СОСТАВУ.

БУНТАРЬ,  ДОБЫЧА,  ЦВЕТОК.

 

КЛЮЧ К ТЕСТУ

 развернуть таблицу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

В

Б

А

Б

В

Б

А

В

Б

Г

А

В

Б

А

Г

Б

А

В

Б

Г

А

 развернуть таблицу