Мое портфолио

Кадочникова Мария Геннадьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И УМК

Что представляет собой процесс выбора учебника? Это соотнесение целей учителя и содержания учебного материала с условиями обучения. Кто лучше других знает условия обучения и особенности своего индивидуального стиля преподавания? Конечно учитель!

Вот уже 11 лет я  работаю по учебно-методическому комплексу «Enjoy English» (авторы Биболетова М.З., Денисенко О.А. и Трубанева Н.Н.).Сделать выбор в пользу УМК «Enjoy English»  помогло изучение публикаций в научно-методическом журнале «Английский язык в школе», мастер-классы и открытые мероприятия моих коллег, стоящих у истоков внедрения УМК в образовательный процесс и, наконец, участие в авторском семинаре М.З. Биболетовой «Английский с удовольствием/Enjoy English», в ходе которых были представлены структура нового учебного курса «Enjoy English», принципы и приемы работы по данному УМК, реализующему деятельностный и коммуникативно-когнитивный подходы к обучению английскому языку.

Курс «Enjoy English»  представляет собой серию учебно-методических комплектов для 2-11 классов и предназначен для общеобразовательных школ (комплект включает книгу для учащихся, рабочую тетрадь, книгу для учителя и аудиодиск). Учебники соответствуют обязательному минимуму содержания общего образования, требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам и Примерной программе по английскому языку для общеобразовательной школы. Они допущены Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и включены в федеральный перечень учебников.

В комплекте реализуются такие актуальные цели обучения, как формирование языковой и речевой компетенции обучающихся, развитие коммуникативных навыков, критического мышления, осознания социальной и гражданской ответственности, формирование общеучебных навыков.

Формирование умений говорения и письма осуществляется систематически и поэтапно на основе разнообразных коммуникативных заданий: интервью, ролевых игр и т.д. Учащиеся могут овладевать навыками выступления перед аудиторией, участия в дискуссиях. У них формируются такие интегральные умения, как умение рассуждать на тему, работая в малой группе и отстаивая свою точку зрения. Они овладевают такими практическими жанрами как написание писем, рассказов, эссе и т.д.

Например, работа над темой «Узнаем больше друг о друге» в 5-ом классе начинается с прослушивания интервью английской школьницы Линды, в котором она рассказывает о себе, своих интересах и о своей семье. После прослушивания ребятам предлагается побывать в роли репортера и Линды. После отработки вопросов и языковых клише, учащиеся в малых группах обсуждают, какие вопросы они задали бы Линде. Таким образом, работа приобретает личностный характер. На следующем этапе ребята представляют интервью, героями которых являются они сами. Эта форма работы позволяет в дальнейшем приступить к формированию навыков письменной речи (заполнение анкеты).  

Навыки чтения и аудирования формируются на основе аутентичных текстов, при этом развиваются различные стратегии чтения и аудирования, вырабатываются специальные навыки, которые зависят от цели чтения или слушания иноязычного текста (получение специфической или основной информации, понимание основных идей или главных мыслей и др.).

Типичными упражнениями при работе над формированием навыков чтения и аудирования являются:

  • Верно\неверно (true\false)
  • Расположение событий в определенном порядке (sequencing);
  • Заполнениетаблицы (filling in a chart)
  • Заполнение пропусков (gap filling)
  • Нахождение соответствий (matching)
  • Вопросы с кратким ответом (shortanswerquestions)
  • Задание на установление соответствия приведенных утверждений прослушанному/ прочитанному  тексту (true\false)

Перевод рассматривается как одна из основных целей обучения. Развитие этого умения основано на сравнении и сопоставлении родного языка с изучаемым языком.

 Страноведческий материал позволяет решать задачу формирования толерантности и уважения к другим народам и традициям.

В УМК используются лингвострановедческие материалы, учебник содержит много интересных подлинных деталей и фактов, которые делают его реалистичным и ориентированным на проблемы, возникающие у современных подростков в разных сферах жизни. Это помогает осознать роль английского языка как средства межкультурного общения и побуждает пользоваться им на доступном учащимся уровне.

 Обучение английскому языку с использованием данного курса носит проблемный характер. На уроках предлагается сочетать разные формы работы (групповую, парную, индивидуальную). Все задания и учебный материал ориентированы на личность ученика, учитывают его интересы и потребности, основываются на опыте учащихся. С помощью специально организованных, носящих разнообразный характер заданий и упражнений учащимся предлагается учиться выражать собственное мнение, быть активными участниками процесса обучения, обеспечивая тем самым овладение навыком иноязычного общения в различных его функциях.

Типичным примером формировании коммуникативной компетенции является:

В процессе работы над темой «Начало года» десятиклассники читают и ранжируют причины по которым ученики ходят в школу, выделяют причины, наиболее и наименее  значимые лично для них. В процессе работы в микрогруппах учащиеся составляют рейтинг причин, значимых для всех участников группы.

С помощью разных приемов, в том числе и использования проектной методики, авторы помогают учителю создавать коммуникативную атмосферу в классе, вовлекать в обучение каждого ученика, стимулировать общение на значимую для учащихся тему, повышать мотивацию к изучению языка.

Работа над темой «Проблемы окружающей среды» в восьмом классе побуждает учащихся к созданию листовок, плакатов, видеороликов, пропагандирующих бережное отношение к природе.

УМК «Enjoy English» построен на таких важных для моей системы работы принципах, как:

  • личностно-ориентированный характер обучения
  • приоритет коммуникативной цели в обучении
  • сбалансированное обучение устным и письменным формам общения
  • дифференцированный подход
  • аутентичность материала
  • социокультурная направленность
  • учет опыта учащихся в родном языке
  • развитие когнитивных способностей обучающихся
  • широкое использование современных технологий обучения.

Большого внимания заслуживает Рабочая тетрадь. Она является одним из важнейших компонентов УМК. В ней предлагается серия упражнений и заданий для осуществления дополнительной грамматической и лексической практики, для развития умений чтения и письма. Рабочая тетрадь включает в себя дополнительный материал, обеспечивающий дифференцированный подход (специальные задания для наиболее продвинутых и более слабых учащихся). В комплект УМК для 9-11 классов включены Рабочие тетради № 2, материал которых может использоваться учителей при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Таким образом, в процессе обучения английскому языку с использованием  данного УМК действительно успешно осуществляется:

  • возможность создания естественной языковой среды и использования более эффективных средств развития речевых навыков учащихся
  • вариативность объема учебного материала и уровней его подачи
  • возможность работы в разноуровневом классе

Показатели уровня качества и успеваемости наглядно демонстрируют результаты использования УМК «Enjoy English»:

Английский язык

2009-2010уч.г.

2010-2011уч. г.

2011-2012уч.г.

усп.

кач.

усп.

кач.

усп.

кач.

100%

48%

100%

50%

100%

52%



Предварительный просмотр:

Научно-методическая деятельность

Обоснование выбора используемых образовательных технологий

Основными,  используемыми мной в урочной и внеурочной деятельности технологиями, являются:

  1. Технология проектного обучения (с 2005 года);
  2. Технология диалогового взаимодействия (с 2010  года);
  3. Информационно-коммуникационные технологии (с 2005  года);
  4. Технология Интеллект-карт (с 2011 года).

Метод проектного обучения (метод проектов)

1. Основной технологией, систематически  используемой в моей  работе как учителя-предметника и классного руководителя, является метод проектного обучения (метод проектов).

Применение метода проектов на уроке обеспечивает организацию мыслительной деятельности обучающихся, их активное включение в процесс познания английского языка и творческое применение полученных языковых и речевых умений. Выполняя индивидуальные и групповые учебные проекты, обучающиеся интегрируют знания из других предметных областей и учатся использовать английский язык как средство общения. Возможности технологии обеспечивают организацию продуктивной учебной деятельности школьников на уроке английского языка, что особенно значимо в условиях неязыковой среды обучения.

Реализация метода проектного обучения в работе классного руководителя направлена на самовыражение, сплочение классного коллектива, социальную адаптацию школьников.

Эффективность применения технологии отслеживалась в течение 5 лет с 5-го по 11 класс в ходе лонгитюдного исследования с помощью представленного ниже диагностического инструментария (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Диагностика эффективности реализации метода проектов

 при организации УВП

Критерий

Методика

Внутренняя мотивация

Тест-опросник направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой  

Коммуникативные умения

Тест «Коммуникативная компетентность» Т. Гордона

Творческие способности

Тест Гилфорда на определение дивергентности (конвергентности мышления)

Социальная адаптация

Методика «Социометрия» (М.А. Марцинковская), «Сотрудничество» (О.Л. Евсеев)

Тревожность

Школьная тревожность (В. Хмельницкая)

 Обобщенные данные проведенных диагностических процедур наглядно представлены ниже в диаграммах:

Результаты изучения межличностных отношений в классе

(методика М.А. Марцинковской)

Учебный год

Класс

Лидеры

Предпочитаемые

С узким кругом общения

Конфликтные

Изолированные

Изгои

2009-2010

9

16,6%

29,1%

20,8%

12,5%

16,6%

4,1%

2010-2011

10

12,5%

45,8%

16,6%

12,5%

12,5%

0%

2011-2012

11

16,6%

54,1%

20,8%

8,3%

0%

0%

Результаты изучения уровня сформированности классного коллектива

(методика О.Л. Евсеева)

Уч. г.

Класс

Ценность

Оценка

школы

класса

личности

творчества

диалога

рефлексивности

кре-

атив-

ности

диа-

ло-

гич

ности

реф-

лек-

сив-

ности

Уровень

2009-2010

9

низкий

средний

низкий

низкий

высокий

средний

средний

высокий

высокий

2010-2011

10

высокий

средний

средний

высокий

высокий

средний

высокий

высокий

высокий

2011-2012

11

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

высокий

На основании полученных статистических данным можно сделать вывод о том, что системное применение метода проектов  в урочной и внеурочной деятельности со 5 по 11 класс обеспечило личностный рост школьников и приращение по всем исследуемым позициям:

  1. Уровень развития учебной мотивации к освоению английского языка оставался стабильным даже в периоды возрастных кризисов падения учебной мотивации (6-8 класс), в среднем у 50-55 % обучающихся преобладала внутренняя мотивация изучения предмета.
  2. Уровень коммуникативных умений по показателя –  умение вступить в контакт и реагирование на попытку другого вступить в контакт – характеризуется как компетентный уверенный тип реакции, его рост к концу 11 класса  составил 14 %, что говорит о достаточно высоком уровне сформированности коммуникативной культуры обучающихся экспериментального класса.
  3. Уровень творческих способностей  учащихся к концу 11 класса повысился в среднем на 12%.
  4. В классе сложились благоприятные межличностные отношения. Количество изолированных ребят и изгоев свелось к нулю. В классном коллективе сформировалась группа лидеров и предпочитаемых детей, которая помогала классному руководителю осуществлять совместную социально-одобряемую деятельность. К концу 11 класса на высоком уровне были сформированы такие ценности как: ценность личности, творчества, диалога и рефлексивности. Уровень оценки креативности, диалогичности и рефлексивности также высокий.
  5. У выпускников преобладал средний уровень тревожности, который соответствует норме и является залогом хорошего функционирования и нормальной работоспособности.

Технология диалогового взаимодействия

2. Второй по значимости технологией, применяемой  с 2010 года, является технология диалогового взаимодействия. В урочной деятельности она позволяет создавать условия для развития индивидуальных способностей обучающихся в процессе их коллективного взаимодействия, способствует организации речевой деятельности на уроках английского языка при решении различного рода учебных и познавательных задач.

При организации диалогового взаимодействия на английском языке реализую принцип уровневой дифференциации в обучении: в рабочей учебной программе по английскому языку содержатся разработанные мной мониторинговые карты, содержащие информацию об уровне овладения обучающимися класса языковой и речевой компетенцией по английскому языку (раздел «Мое портфолио»).

 Данные об уровне владения каждым обучающимся класса грамматической, лексической, фонетической стороной устной и письменной речи на иностранном языке используются при предъявлении, закреплении, контроле овладения содержанием предмета, важны для эффективного обучения  монологической и диалогической речи. Мониторинговые карты дают мне возможность видеть индивидуальный прогресс школьников в конце учебного года и объективно оценивать индивидуальные приращения обучающихся, планировать необходимую коррекционную работу по устранению имеющихся пробелов.

Мониторинг формирования языковой и речевой компетенции обучающихся

 в процессе изучения иностранного языка (по Е.И. Пассову)

(пример заполнения мониторинговой карты, данные за 2 года – 2011-2012уч.г/2012-2013уч.г)

Имя

ученика

Языковые навыки

Речевые навыки

Фонетические

Лексические

Грамматические

Чтение

Говорение

Аудирование

Письмо

4 «Б»

5 «Б»

4 «Б»

5 «Б»

4 «Б»

5 «Б»

4 «Б»

5 «Б»

4 «Б»

5 «Б»

4 «Б»

5 «Б»

4 «Б»

5 «Б»

Алена Д.

С

С

С

С

С

В

С

С

С

Н

С

С

В

В

Алина Ф.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Анастасия Ш.

С

С

С

С

Н

С

С

С

С

С

Н

Н

Н

С

Андрей К.

С

С

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Анна П.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Владимир Ф.

С

С

С

С

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Вячеслав Л.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Н

С

С

С

Маргарита В.

В

В

В

В

В

В

В

В

С

В

С

С

В

В

Никита Ц.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Ольга З.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

С

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Ольга Р.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Рубен М.

С

С

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

София П

С

С

С

С

С

С

С

С

Н

С

Н

Н

С

С

Тимофей Д.

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

             Н - низкий уровень

             С - средний уровень

             В - высокий уровень    

         

- положительная динамика

 

Использование ИКТ в образовательном процессе

С 2005 г. использую информационно-коммуникационную технологии, что дает возможность обучающимся ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, осознавать важность английского языка как средства познания и самореализации.

Развивая информационную культуру школьников средствами иностранного языка, применяю следующие приемы работы с текстом:

  1. С целью совершенствования монологической речи обучающихся активно использую лексико-семантические схемы, что дает возможность осуществлять отбор и накопление языкового материала для общения на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для каждой ступени обучения.  
  2. Использую разные виды упражнений, развивающие навыки работы с текстом: Pre-reading tasks, While-reading tasks, Post-reading tasks.
  3. Внедрение технологии «Интеллект-карта» (с 2011 г.)  позволяет  решать проблемы, вызванные когнитивными затруднениями обучающихся, учить мыслить структурированно и эффективно (см. раздел «Творческие работы учащихся» портфолио). Создание школьниками интеллект-карт в программе  «Mind Map»  позволяет развивать информационную компетенцию обучающихся.
  4. Использование электронных приложений к УМК «Enjoy English» со 2 по 6 классы позволяет эффективно развивать языковые и речевые навыки учащихся, дифференцировать процесс обучения. В кабинете собрана медиатека,  которая включает в себя:

- Электронные приложения к учебникам «Enjoy English» 2-6 классы;

- Аудиодиски с материалами для аудирования к учебникам  «Enjoy English»2 – 11 классы;

- Обучающая программа по английскому языку  «Professor Higgins»;

- Обучающая программа по грамматике английского языка «Round-Up -3», «Round-Up -4»;

- Аудиоприложения к пособиям для подготовки к ГИА и ЕГЭ;

Результатом работы по применению ИКТ в сочетании с технологией проектного обучения стали положительные результаты успеваемости и качества обучения школьников английскому языку, мотивация обучающихся к изучению предмета. В процессе работы школьники научились сами моделировать «образовательные продукты»  - проекты-видеофильмы (см. раздел «Видео альбом» портфолио), разработанные обучающимися моего класса по темам:

  1. «Образование»;
  2. «Школа – прекрасное место»;
  3. «Выпускные экзамены: инструкция по применению»;
  4. «Патриотическое воспитание: игра «Орленок»;
  5. «Как живете, Сибиряки?»;
  6. «С Днем Учителя!».

Обобщение опыта по реализации современных педагогических технологий

Опыт работы по реализации современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе был обобщен на различных уровнях:

  1. участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года - 2006» и победа в номинации «Высокое призвание», 2006 г;
  2. лингвострановедческий проект «Рождественская елка», 3 «А» класс,  2007 г.;
  3. доклад по теме «Метод проектов в учебной и внеклассной деятельности», совместное заседание ГМО ДОУ и ГМО учителей иностранных языков, ноябрь 2008 г. (доклад получил высокую оценку коллег);
  4. учебный проект «Живая планета» (интеграция в рамках проектной деятельности, 6 «В» класс, 8 «А» класс), городской семинар «Школа – Школе» по теме «От проектной деятельности до профессиональной карьеры ученика»,  декабрь 2008 г. (проект получил высокую оценку коллег);
  5. выступление на Городских педагогических чтениях «Слово учителю-мастеру»

по теме «Инновационные технологии как одно из эффективных средств организации учебно-воспитательного процесса в средней школе (на примере метода проектов и информационных технологий)», февраль 2009 г.;  

  1. доклад «Инновационные технологии (метод проектов, информационные технологии) как способ повышения эффективности обучения иностранному языку в средней школе» на региональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании», филиал ИГПУ в г. Усть-Илимске, май 2009 г. (доклад рекомендован к печати);
  2. виртуальный урок-проект  по теме «Проблемы молодежи», видеоконференция в рамках гимназического Союза Росси, апрель 2010г;
  3. участие в серии проектных семинаров «Я – лидер», видеоконференции в рамках гимназического Союза России, январь-апрель 2010 г.;
  4. проект «Живая планета», проект  удостоен Золотой медали на Всероссийском конкурсе «Учитель! Перед именем твоим...» (номинация «Методическая копилка»), 2011 г.;
  5. открытый урок «Чудеса природы», 8 класс, в рамках аттестации, 2011г.;
  6. Открытый классный час «Прекрасно там, где пребывает милосердие», 3 «А» и 11 «А» классы, в рамках аккредитации школы, 2012 г.;
  7. интегрированный урок в школьной рамках методической недели «Добро пожаловать в международный семейный лагерь», учащиеся и родители 2 «В» класса,  май 2012 г.;
  8. урок-проект в рамках школьной предметной недели английского языка «В мастерской у Санта Клауса», декабрь 2012 г..

Список публикаций, содержащих обобщение опыта по реализации

используемых образовательных технологий

  1. Кадочникова М.Г. «Интегрированный урок в 7 классе «Английские колонии в Америке» «Альтернативная «Технологии»: преодолевая гендерное неравенство //Сборник аналитических и методических материалов. Иркутск ЦНСИО. –  2006. – С. 105-119.
  2. Кадочникова М.Г. «Урок – защита проектов «Наши меньшие братья» 6 класс».// Журнал «Начальная школа плюс до и после». – 2007 г. – № 9. – С.13-16.
  3. Кадочникова М.Г. «Компетентностный подход в обучении иностранным языкам. «Актуальные вопросы школьного и вузовского образования».// Материалы VI региональной научно-практической конференции» 23.04.07.г.Усть-Илимск, филиал ИГПУ. ЧАСТЬ I. – Иркутск: Иркутский Государственный педагогический университет, 2007. – г.Усть-Илимск. – С. 7-8.
  4. Кадочникова М.Г. «Инновационные технологии (метод проектов и ИКТ) как  способ организации учебного процесса в средней школе». // Материалы VIII региональной научно-практической конференции 24.04.2009г. «Инновационные процессы в образовании». Усть-Илимск, 2009. – С. 93 – 94.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: