Методическая копилка

Коновалова Наталья Николаевна
Добро пожаловать!
Данная страница, предназначена для учителей специального коррекционного образования.


Основная задача – обмен опытом работы учителей с детьми с ООП

Все кто интересуется данной проблемой, надеюсь, найдет для себя полезную информацию.

С уважением, Коновалова Н.Н.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Коновалова Н.Н.

МОУ средняя общеобразовательная школа №1

 имени Н.Л.Мещерякова города Зарайска

По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с проблемами развития, что составляет почти 5% детской популяции.

Из них около 2% дети с физическими недостатками, и более 3% детей с интеллектуальными недостатками.

К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%)

По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи делят на три группы: дети с лёгким недоразвитием интеллекта - составляют 70%, с выраженным недоразвитием интеллекта - 25 % и с глубоким  недоразвитием интеллекта около 5 % всех случаев УО

Для таких детей создана специальная система обучения.

В нашей школе тоже  открыты специальные коррекционные классы VIII вида.

Конечной целью обучения и воспитания является приобщение умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.

Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей, находящихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Каждый из воспитанников, кроме основного диагноза имеет сопутствующие заболевания (общее недоразвитие речи, нарушения поведения, нарушения памяти, органические поражения ЦНС, аутизм).

ВЫВОД: Как следствие этого проблемы в обучении грамоте и трудности в коммуникации, что создаёт дополнительные трудности для обучения и социальной адаптации таких учащихся.

Социальный паспорт школы позволил выявить следующее:

опекаемых – 15 % семей, малообеспеченных – 81 %,  неблагополучных – 18 %, многодетных – 24 %.

ВЫВОД: Таким образом, видно, что все дети из семей группы риска.

Необходимо подчеркнуть, что в современных условиях жизнедеятельность школьников осуществляется в многоаспектной по формам и направленности среде.

Среда всегда социальна, т.к. представляет систему отношений учащихся с другими людьми.

По содержанию, среда может быть интеллектуальной, бытовой, эстетической, этической и др.

Таким образом, ребенку предлагается на выбор множество дорог и путей,       по которым можно идти  и развиваться. Окружающие взрослые должны оказать ему помощь и поддержку. Прежде всего, это родители, педагоги, психологи, медицинские работники.

А учащиеся коррекционной школы еще в большей степени нуждаются в разносторонней помощи. В соответствии с Типовым положением о С(К)ОУ именно школа призвана обеспечить учащимся условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Остановимся на основных этапах учебно-воспитательного процесса по социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Аналитический этап предусматривает анализ социально-образовательной ситуации развития в школе, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, а также  путей и средств их разрешения.

Диагностический этап предполагает углубленное психолого- медико- педагогическое изучение учащихся.

Практический этап направлен на формирование зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, т.е. широко используются упражнения для развития уже имеющихся у ребенка психологических способностей.

Завершающим этапом сопровождения  является рефлексивный этап. В нашей практике он, скорее,  выступает промежуточным.

На нем подводятся итоги коррекционного сопровождения. Педагоги анализируют свою профессиональную деятельность  относительно детских достижений. Выявляют, какие проблемы детского развития удалось решить, какие нет, т.е. фиксируются промежуточный результат актуального развития учащихся. Далее, намечаются задачи коррекционно-педагогической работы на ближайшую перспективу.

Коррекционно-педагогическая работа в школе осуществляется двумя путями.

Первый путь - в рамках учебно-воспитательного процесса. В школе VIII  вида, как отмечалось выше, он носит коррекционную направленность. Основу учебной работы с умственно отсталыми детьми составляет использование системы особых педагогических приемов. Благодаря этому осуществляется коррекция недостатков психофизического развития учащихся. Более того, коррекция проводится на том учебном материале, который изучается на том или ином предмете. Также особое значение имеет корректирующая психотерапевтическая система отношений педагога и ребенка.

Второй путь - индивидуальная коррекционная работа. Она осуществляется на всех уроках неотделимо от содержания каждого учебного предмета. Известно, что для осуществления индивидуальной коррекции необходимо выявление типичных затруднений, испытываемых учениками при изучении учебного материала того или иного предмета. Важно выяснить причины таких затруднений. Грамотное выявление причин ошибок и затруднений, учащихся при овладении учебным материалом помогает  точнее определить направленность коррекционной работы и при этом применить соответствующие приемы обучения.

Коррекционная работа реализуется в процессе дифференцированного подхода.

При формировании системы работы главным является забота о жизненной перспективе выпускника - его личном и социальном благополучии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и реальных обстоятельств.

В основе личного и социального благополучия лежит его успешность в труде, состоятельность в быту и насыщенность интересов в свободное время.

Соответственно, выделяется три направления социализации: труд, быт и досуг, которые и определяют содержание образовательных программ школы.

Социально-бытовая адаптация:

специальные занятия по СБО

уроки общеобразовательного цикла

общественно - полезный труд

Социально-трудовая адаптация:

уроки обслуживающего и технического труда

Коррекция нарушений психофизического развития:

ритмика

занятия с логопедом

коррекционно-развивающие занятия с психологом

Всесторонне-творческая реабилитация:

связь с городской и школьной библиотекой

факультативные занятия по ОБЖ и краеведению

занятия в ГПД

Созданы условия для взаимодействия школы и профессиональных училищ.

Наши дети - активные участники и победители городских, областных смотров и конкурсов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Коновалова Н.Н.

Епифанова С.А.

МОУ средняя общеобразовательная школа №1

имени Н.Л.Мещерякова

По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с проблемами развития. Для таких детей создана специальная система обучения.

В нашей школе тоже  открыты специальные коррекционные классы VIII вида.

Каждый из наших воспитанников, в частности ученики начальных классов, кроме основного диагноза имеет сопутствующие заболевания (системное недоразвитие речи, нарушения поведения, нарушения памяти, органические поражения ЦНС).

Также  все дети из семей группы риска. Из них опекаемых – 8 % семей, малообеспеченных – 80 %,  неблагополучных – 16 %, многодетных – 24 %, неполных семей – 32 %.

ВЫВОД: Как следствие этого проблемы в обучении, трудности в коммуникации и  социальной адаптации таких учащихся.

Поэтому, прежде всего, главной задачей обучения и воспитания детей, с ограниченными возможностями здоровья, является создание в специальных учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.

Для формирования, сохранения и укрепления  здоровья, учащихся  в начальной школе с 2008-2009 учебного года используется здоровьеразвивающая  технология  д.м.н. В.Ф. Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие».

Остановимся на основных элементах здоровьеразвивающей технологии В.Ф. Базарного, которые мы применяем в своей работе.

  • Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть урока ученик сидит за партой, а другую – стоя на массажном коврике за конторкой (стол с наклонной поверхностью). Один коврик сплетён из ткани на нем пришиты пуговицы, другой из деревянных шариков. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, осанка, усиливается кровообращение и соответственно стимулируется работа мозга, что приводит к повышению концентрации внимания учащихся.      

  • Уроки проводятся, в режиме движения наглядного учебного материла, постоянного визуального поиска. Для этого учителем используются подвижные «сенсорные кресты», на них крепится дидактический наглядный материал, карточки с заданиями или ответами, расположенные в любой точке класса, которые дети должны найти и использовать в работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей и развитию у них координированных движений речевого аппарата.  
  • Для разминок и упражнений для глаз используются специальные геометрические зрительные траектории, расположенные на потолке: глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям, для развитие внимания и быстроты реакции используются специальные офтальмотренажеры “Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются под ритмичную музыку в позе свободного стояния
  • На уроках используется широкоформатная картина-панно, расположенная на одной из стен класса и изображающая сказочный сюжет или пейзаж. На ней с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Картина-панно облегчает восприятие, учит детей видеть невидимое
  • Утром перед уроками проводится пятиминутная зарядка

Занятия  начинаются с разминки. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастики, используя дидактический прием «Волна» Пробегая глазами по «волне» дети называют звуки (справа налево или слева направо)

  • . Во все уроки  включается материал по формированию санитарно-гигиенических навыков, здорового образа жизни. Используются упражнения, которые помогают настраивать ребят на учебную деятельность и несут в себе здоровьесберегательную направленность.
  • При выполнении заданий ребенку оказывается необходимая помощь.
  • Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности.

Ребёнок должен быть уверен, что все  трудности и проблемы преодолимы  и  успех  возможен.

В процессе обучения совместно с психологом школы и медицинским работником проводили оценку состояния здоровья детей по трём направлениям.

1. Показатели здоровья в детском коллективе:

1) общая заболеваемость (дети стали меньше болеть)

2) процент детей отнесённых по состоянию здоровья к медицинским

     группам (основной % детей относится ко II подготовительной

     группе, все дети нуждаются в оздоровительных мероприятиях).

2. Показатели физического развития:

    При оценке физического развития ребёнка основными показателями являются рост, масса, окружность грудной клетки, головы, поэтому все эти измерения, экспресс-тесты были нами проведены. Остановимся на некоторых из них.

Данные показатели, характеризующие развитие тела, играют первостепенную роль, не только в функциональном состоянии внутренних органов и систем, но и в духовно-психическом развитии детей. Поэтому контроль за динамикой именно этих показателей, в период учёбы, имеет очень важное значение.

Как видно из диаграмм – все показатели остались на прежнем уровне и что самое главное, ухудшений не наблюдается.

Давно известно, что школа, оказывает такое стрессогенное воздействие на ребёнка, что многие дети во время учебного года, просто не растут. Но, наблюдая за динамикой роста наших детей, мы можем сказать, что дети за данный период времени подросли, то есть, «заглушения» ростовых процессов не наблюдается.

3. Показатели физической подготовленности по физическим

 тестам.

Психологом школы выявлено, что страха перед школой у детей, практически нет, обучение построено на эмоционально-мотивационной основе, методы обучения, сковывающие двигательную активность детей, отсутствуют, это подтверждает и оценка физической подготовленности учащихся по физическим тестам. Мы видим, что увеличение двигательной активности на всём протяжении учебно-воспитательного процесса, благотворно сказывается на здоровье, телосложении и самочувствии детей.

 Мы видим, что вся система коррекционно-развивающего обучения дает возможность реабилитировать и социально адаптировать детей с интеллектуальной недостаточностью к реалиям окружающего мира, улучшается здоровье учащихся, повышается успеваемость и эффективность учебного процесса, создается психологически комфортная ситуация на уроке.

Вывод: Анализ работы показывает, что использование здоровьразвивающей технологии д.м.н. В.Ф.Базарного в учебно-воспитательном процессе позволяет более успешно адаптироваться учащимся в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие и физические способности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое! Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины. К.Д. Ушинский

Слайд 2

Актуальность проблемы

Слайд 3

Вывод Как следствие этого проблемы в обучении, трудности в коммуникации и социальной адаптации таких учащихся

Слайд 4

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 5

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 6

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 7

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 8

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 9

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 10

1. Показатели здоровья Общая заболеваемость.

Слайд 11

Медицинские группы.

Слайд 12

2.Показатели физического развития. Антропометрические характеристики развития тела. Показатели осанки.

Слайд 13

2.Показатели физического развития. Антропометрические характеристики развития тела. Грудо-лопаточный тест.

Слайд 14

2.Показатели физического развития. Антропометрические характеристики развития тела. «Рёберный горб».

Слайд 15

2.Показатели физического развития. Показатели, характеризующие развитие тела. Кожножировая складка.

Слайд 16

2.Показатели физического развития. Показатели пропорциональности конституции тела. Индекс Аполлона.

Слайд 17

3.Показатели физической подготовленности.

Слайд 18

3.Показатели физической подготовленности.

Слайд 19

Вывод: Анализ работы показывает, что использование здоровьразвивающей технологии в учебно-воспитательном процессе позволяет более успешно адаптироваться учащимся в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие и физические способности.



Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

(раздать памятки для проведения дискуссии)

Среди множества форм и видов профессионального обучения педагогов мастер – класс занимает особое место.

Что же такое мастер – класс?

Мастер-класс – это информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение слушателей этим методам, приемам и формам.

Цель проведения:

Задачи:  

Изучение опыта работы учителя строится в следующей последовательности

Перед началом работы вы получили памятки. Наблюдая за ходом мастер – класса проанализируйте деятельность учителя,  определите для себя несколько ключевых моментов по эффективности использования здоровьеразвивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф.

Тема «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне» проходит красной нитью через всю программу начальной школы, и является основой для повышения грамотности учащихся.

Но теоретический материал курса русского языка представляет для школьников огромные трудности, так как представлен в большом объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике.

Учащиеся должны научиться выделять орфограммы и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.

Но выучить правило и освоить правописание не одно и тоже. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применить его на практике.

Как мы видим, сама жизнь ставит перед нами проблему: применение инновационных технологий, эффективных методов обучения, разнообразных видов деятельности при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова»

 

В основе работы лежат коррекционно-развивающие технологии и здоровьеразвивающая технология д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» (слайд)

Наряду с традиционными методами обучения используем методы направленные на создание ситуации успеха на уроке, проблемно-поисковые методы (слайд)

Применяем разнообразные виды деятельности (слайд)

  • Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть урока ученик сидит за партой, а другую – стоя на массажном коврике за конторкой (стол с наклонной поверхностью). Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, осанка, усиливается кровообращение и соответственно стимулируется работа мозга, что приводит к повышению концентрации внимания учащихся.      
  • Уроки проводятся, в режиме движения наглядного учебного материла, постоянного визуального поиска. Для этого учителем используются подвижные «сенсорные кресты», на них крепится дидактический наглядный материал, карточки с заданиями или ответами, расположенные в любой точке класса, которые дети должны найти и использовать в работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей и развитию у них координированных движений речевого аппарата.  
  • Для разминок и упражнений для глаз используются специальные геометрические зрительные траектории, расположенные на потолке: глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям, для развития внимания и быстроты реакции используются специальные тренажеры “Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются под ритмичную музыку в позе свободного стояния
  • На уроках используется широкоформатная картина-панно, расположенная на одной из стен класса и изображающая сказочный сюжет или пейзаж. На ней с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Картина-панно облегчает восприятие, учит детей видеть невидимое
  • При выполнении заданий ребенку оказывается необходимая помощь.
  • Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности.

Ребёнок должен быть уверен, что все  трудности и проблемы преодолимы  и  успех  возможен.

Такая система организации урока позволяет повысить качество урока

Работа строится по следующим направлениям: (слайд)

1. Работа над безударными гласными:

практическое знакомство с ударением; отрабатывается понятие, что ударная гласная пишется так, как слышится; формируется умение графического обозначения ударного гласного

Научившись распознавать место ударения в слове, учащиеся овладевают умением находить безударную гласную в слове.

2. Установление факта в подвижности ударения:

Идет отработка ЗУН, что в ударном и безударном слогах пишется одна и та же гласная,

сравнение написаний гласных в ударном и безударном слоге

3. Выделение безударных гласных, развитие орфографической зоркости:

Формируются ЗУН по нахождению и выделению в слове безударной гласной, проверке ее написания и запоминанию написания

(слайд)

Вывод: Чем богаче палитра применяемых технологий, методов обучения, разнообразнее виды деятельности, тем удачнее должна быть картина урока и его результативность

(слайд)

3-Й ШАГ ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА

(слайд)

Тема «Правописание безударных гласных проверяемых ударением»

(слайд)

Цель: развитие орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах и проверять их написание

(слайд) Примерные упражнения

  1. Спиши слова, поставь ударение, подчеркни безударную гласную
  2. Подбери проверочное слово. (Планшет – держалка, «Тучки» - на занавесках, «Курочка» - на доске)
  3. Игра «Молчанка». Вставь безударную гласную. (Планшет – держалка, «Лодочки», «веер с гласными)
  4. Игра «Слог потерялся» (сенсорный крест, слоги, доска)
  5. Найди проверочное слово (картина – панно)
  6. Игра «Цепочка» (карточки)
  7. Вставь пропущенную безударную гласную (индивидуальные карточки, стол, конторка)
  8. Игра «По ягоды»
  9. Напиши названия предметов, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово (раздаточный материал)

(слайд)

 Вывод: Такие задания отрабатывают умения видеть орфограмму, решать орфографическую задачу.

4-Й ШАГ. РЕФЛЕКСИЯ.

ПАМЯТКА №1

Анализ деятельности учителя при изучении темы

 «Правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением»

№п/п

Утверждение

Мой ответ

Да

Нет

1

Создание проблемных ситуаций, коллизий

2

Включение в процесс обучения эмоциональной сферы ребенка, создание активной сенсорно-развивающей среды при работе над данной темой

3

Организация и проведение диалога (полилога) как средства активизации познавательной деятельности учащихся

4

Коллективный процесс познания, направляемый учителем

5

Процесс обучения идет от ученика

6

Деятельность учащихся имеет преобразующий характер:

дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, выявляют закономерности

7

Обучение предоставляет учащимся яркую насыщенную жизнь

8

Используются инновационные приемы и техники как

условие успешной реализации предметного содержания

Здоровьеразвивающая технология д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.

Готовы ли Вы попробовать ее в индивидуальной практике?

Отвечая на вопрос, воспользуйтесь приемом «перекрестная дискуссия»:

Заполните левую и правую колонки таблицы, приведя аргумента «за» и «против» тезиса заголовка.

Памятка №2

Я готов применять здоровьеразвивающую технологию д.м.н. Базарного В.Ф.

«Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде»

на своих уроках

Да

Нет

ПАМЯТКА

Наблюдая, за ходом мастер - класса, определите для себя три ключевых момента:

• наблюдение за ходом организации познавательной деятельности учащихся на уроке;

• сравнение собственного представления о целесообразности выбора той или иной ФОПД (формы организации познавательной деятельности) учащихся  с предлагаемым на уроке вариантом;

• определите степень эффективности используемых технологий, методов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Мастер-класс – это процесс передачи мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы, т.е. интерактивной коммуникации.

Слайд 2

Цель: Создание условий для профессионального развития учителя Задачи : - обобщение опыта учителя по определенной проблеме; - передача учителем-мастером своего опыта; - совместная отработка методических приемов; - оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.

Слайд 3

Пошаговый алгоритм технологии: 1-й шаг. Определение проблемы. 2-й шаг. Краткое обоснование используемых технологий, методов и основных направлений по решаемой проблеме. 3-й шаг. Имитационная игра. 4-й шаг. Рефлексия.

Слайд 4

1-й шаг. Определение проблемы. «Применение инновационных технологий, эффективных методов обучения, разнообразных видов деятельности при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова» Д.Н.Богоявлинский «…навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причем прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами»

Слайд 5

2-й шаг. Краткое обоснование используемых технологий, методов и основных направлений по решаемой проблеме. Коррекционно- развивающие технологии Личностно-ориентированное обучение Дифференцированное обучение Развивающее обучение Игровые технологии Здоровье-развивающая технология ДМН Базарнова В.Ф. Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде

Слайд 6

Методы обучения словесные наглядно-практические проблемно-поисковые познавательные игры создание ситуации успеха устный и письменный контроль 2-й шаг. Краткое обоснование используемых технологий, методов и основных направлений по решаемой проблеме.

Слайд 7

Виды организации урока:

Слайд 8

Виды организации урока:

Слайд 9

Виды организации урока:

Слайд 10

Работа над безударными гласными Направления работы: практическое знакомство с ударением ударная гласная пишется так, как слышится графическое обозначение ударного гласного Установление факта в подвижности ударения В ударном и безударном слогах пишется одна и та же гласная Сравнение написаний гласных в ударном и безударном слоге Выделение безударных гласных, развитие орфографической зоркости Нахождение и выделения в слове безударной гласной, проверка ее написания и запоминание написания 2-й шаг. Краткое обоснование используемых технологий, методов и основных направлений по решаемой проблеме.

Слайд 11

Вывод: Чем богаче палитра применяемых технологий, методов обучения, разнообразнее виды деятельности, тем удачнее будет картина урока и его результативность.

Слайд 12

3-й шаг. Имитационная игра. Тема: Правописание безударных гласных проверяемых ударением Цель: развитие орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах и проверять их написание

Слайд 13

Правописание безударных гласных проверяемых ударением Спиши слова, поставь ударение, подчеркни безударную гласную

Слайд 14

Правописание безударных гласных проверяемых ударением Подбери проверочное слово

Слайд 15

Правописание безударных гласных проверяемых ударением Подбери проверочное слово

Слайд 16

Правописание безударных гласных проверяемых ударением Игра «Молчанка». Вставь безударную гласную.

Слайд 17

Правописание безударных гласных проверяемых ударением Игра «Молчанка». Вставь безударную гласную.

Слайд 18

Правописание безударных гласных проверяемых ударением Игра «Слог потерялся»

Слайд 19

Правописание безударных гласных проверяемых ударением Найди проверочное слово

Слайд 20

Правописание безударных гласных проверяемых ударением Игра «Цепочка»

Слайд 21

Правописание безударных гласных проверяемых ударением Вставь пропущенную безударную гласную

Слайд 22

Вывод: Такие задания отрабатывают умения видеть орфограмму, решать орфографическую задачу. Правописание безударных гласных проверяемых ударением



Предварительный просмотр:

2-Я ПРЕЗЕНТАЦИЯ

3-й шаг Имитационная игра.

Тема: Правописание безударных гласных непроверяемые ударением

Цель: развитие орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах и запоминать их написание

А.В.Текучев

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,

 а хорошо организованная работа»

Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми гласными. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач стоящих перед учителем.

Но механическое заучивание редко ведет к прочному запоминанию.

Поэтому работаю над новым словарным словом в течении недели или 5 уроков.

1 урок. Знакомство с новым словом

На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом опережала показ написания этого слова, при этом реализуется один из принципов работы над трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику.

Например: 1. Учащиеся отгадывают слово с помощью загадки, ребуса, картинки, шифровки ит.д.

Имитация РЕБУС

2. Затем объясняют его значение (смысл слова) (слайд - изображение пальто)

3. Звуковой анализ (слайд)

4. Запись слова на доске и в тетради (слайд)

5. Выделение ударного и безударного слога (работа со схемой) (слайд)

6. Чтение слова по карточке (слайд)

7. Запись слова, используя прием графического обозначения орфограммы, основанный на зрительной ассоциации (слайд)

8. Составление словосочетаний (слайд)

9. Запись в словарик  (слайд)

(слайд – общий вид доски)

Вывод: В данном случае слово рассматривается с разных позиций: синтез (ребус), звуковой анализ, толкование лексемы.

(слайд)

2 урок.

На втором уроке выполняем следующие задания: 

Имитация Найди и запиши слово на кальке по трафарету, поставь ударение, выдели безударную гласную. 

(карточки со словами на стенах класса)

- составь со словом предложение, запиши на доске и в тетради.

3 урок. Вставь пропущенную букву

1. Работа в парах. Перфокарты

2. Игра «Угадай слово», или  игра «Гласные убежали»

Можно записать слово на доске или провести игру «Молчанка»  (работа с веером)

4 урок. Запись слов под диктовку

  1. Картинный диктант
  2. Запиши отгадку
  3. Зрительный диктант

5 урок. Проверка ЗУН

1. Игра с мячом (имитация)

2. Работа с раздаточным материалом (имитация)

3. Игра «Собери слово» (панно)

4. Составь и запиши рассказ по картинке, используя словарные слова.

(слайд)

Вывод: такой прием поддерживает эмоциональный настрой ребенка, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.

(слайд)

Заключение:

Как показывает практика, учебный материал усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой « форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приемы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.

4-Й ШАГ. РЕФЛЕКСИЯ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Мастер-класс – это процесс передачи мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы, т.е. интерактивной коммуникации.

Слайд 2

Правописание безударных гласных непроверяемых ударением Цель: развитие орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах и запоминать их написание А.В.Текучев «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а хорошо организованная работа»

Слайд 3

Правописание безударных гласных непроверяемых ударением 1 урок. Знакомство с новым словом ПА ,, ТО

Слайд 4

Правописание безударных гласных непроверяемых ударением 1 урок. Знакомство с новым словом

Слайд 5

Правописание безударных гласных непроверяемых ударением 2 урок. Найди и запиши слово на кальке по трафарету

Слайд 6

Правописание безударных гласных непроверяемых ударением Игра «Угадай слово» или игра «Гласные убежали» 3 урок. Вставь пропущенную букву

Слайд 7

Правописание безударных гласных непроверяемых ударением 4 урок. Запись слов под диктовку Картинный диктант Загадки Зрительный диктант

Слайд 8

Правописание безударных гласных непроверяемых ударением 2. Работа с раздаточным материалом 1. Игра с мячом 3. Игра «Собери слово» 4. Составь и запиши рассказ по картинке, используя словарные слова 5 урок. Проверка ЗУН

Слайд 9

Правописание безударных гласных непроверяемых ударением Вывод: такой прием поддерживает эмоциональный настрой ребенка, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.

Слайд 10

Заключение: Как показывает практика, учебный материал усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приемы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий

Слайд 11

4-й шаг. Рефлексия. Памятка №1 . Анализ деятельности учителя при изучении темы «Правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением» № п/п Утверждение Мой ответ Да Нет 1 Создание проблемных ситуаций, коллизий 2 Включение в процесс обучения эмоциональной сферы ребенка, создание активной сенсорно-развивающей среды при работе над данной темой 3 Организация и проведение диалога (полилога) как средства активизации познавательной деятельности учащихся 4 Коллективный процесс познания, направляемый учителем 5 Процесс обучения идет от ученика 6 Деятельность учащихся имеет преобразующий характер: дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, выявляют закономерности 7 Обучение предоставляет учащимся яркую насыщенную жизнь 8 Используются инновационные приемы и техники как условие успешной реализации предметного содержания

Слайд 12

4-й шаг. Рефлексия. Памятка №2 Я готов применять технологию д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» на своих уроках Да Нет