03. Методическая копилка

Ивлиева Наталия Алексеевна

В данном разделе представлены

                                                                                                                        И     

  

  • презентация "Школьный урок по новым стандартам" http://soiro.ru/;
  • сценарий проведения внеклассного мероприятия по математике "Умники и умницы";  
  • презентация интеллектуальной игры "Умники и умницы";
  • презентация выступления "Тестирование, как инструментарий мониторинга качества знаний   учащихся  на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида";
  • презентация опытно-экспериментальной работы "Формирование и развитие мыслительных процессов у учащихся с нарушением интеллекта на уроках математики с помощью дидактических игр".

      

  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тестирование, как инструментарий мониторинга качества знаний учащихся на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида Подготовила :учитель математики Ивлиева Наталия Алексеевна

Слайд 2

Тестирование выполняет три основные функции: -диагностическую -обучающую -воспитательную

Слайд 3

1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования. 2. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. 3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Слайд 4

Тесты бывают разных видов: 1.Тесты с однозначным выбором ответа 2. Тест с многозначным ответом 3. Тесты на дополнение 4.Тесты перекрестного выбора 5. Тесты идентификации

Слайд 5

При проверке результатов тестирования, оценка рассчитывается исходя из процентного соотношения правильных ответов к общему числу вопросов в конкретном тестовом задании: • более 45% правильных ответов — «3» • более 75% — «4» • более 95% — «5»

Слайд 6

Класс Тестовый контроль I четверть Тестовый контроль II четверть 5-б 33% 42% 7-а 40% 44% 7-б 60% 66% 8-а 50% 55% 8-б 30% 33% 9-а 50% 62% Мониторинг качества знаний по математике учащихся 5-9 классов в I полугодии 2014-2015 учебного года

Слайд 7

Использование тестов дает возможность: * осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения; * вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания; * достоверно оценивать и управлять качеством обучения; * развивать интерес к математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование и развитие мыслительных процессов у учащихся с нарушением интеллекта на уроках математики с помощью дидактических игр Выполнила учитель математики С(к)ОШ № 1 VIII вида Ивлиева Н.А. Опытно-экспериментальная работа

Слайд 2

Цель исследования состояла в выявлении результативности применения различных дидактических игр для развития мыслительных процессов у учащихся с нарушением интеллекта на уроках математики

Слайд 3

Исследовательские задачи изучить проблему обучения детей с нарушением интеллекта математическим представлениям в научно-теоретической, психолого-педагогической (специальной) и методической литературе; выявить особенности формирования, развития мыслительных процессов и усвоения математических ЗУН учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида; р азработать и апробировать систему познавательных заданий для формирования и развития мыслительных процессов у учащихся с нарушением интеллекта.

Слайд 4

Гипотеза исследования состояла в предположении: в процессе специально организованного обучения, можно сформировать и развивать у учащихся с нарушением интеллекта мыслительные процессы, необходимые для последующего обучения и социальной адаптации в современном обществе

Слайд 5

Объект исследования учебно-воспитательная деятельность на уроках математики в пятом классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слайд 6

Предмет исследования дидактические игры как средство формирования и развития мыслительных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слайд 7

Этапы проведения работы Первый этап: поисково-теоретический; Второй этап: опытно-экспериментальный: констатирующий формирующий Третий этап: обобщающий (итоговое обследование); Четвёртый этап: завершающий (оценивающий)

Слайд 8

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе С(К)ОШ № 1 VIII вида г. Саратова в 5 б классе; у частвовало 12 человек, из них: мальчиков - 10 человек; девочек - 2 человека; б ыли подобраны 4 теста, направленные на выявление наглядно-образного и словесно (вербально)-логического мышления, отражающие анализ-синтез, обобщение, классификацию и исключение лишнего

Слайд 9

Тесты на исследование наглядно-образного мышления (констатирующий этап) 1- й тест (исследование навыков анализа) Определи количество углов у квадрата а ) 2 б) 3 в) 4 2 -й тест (исследование навыков синтеза) Начерти прямоугольник , у которого длина 9 см, а ширина 2см Найди периметр этого прямоугольника. 3- тест (исследование навыков обобщения) Продолжи числовой ряд. а) 3, 4, 5, 6,… б) 9, 8, 7, 6, … 4-й тест (исключение лишнего предмета) круг квадрат длина отрезок час год вечер неделя

Слайд 10

Тесты на исследование словесно-логического мышления (констатирующий этап) 1- й тест (исследование навыков анализа ) Сколько ушей у трёх мышей? а) 4 б) 6 в) 8 2 -й тест (исследование навыков синтеза) Ученик прочитал две книги. В одной книге 32 страницы, а в другой на 6 страниц больше. Сколько всего страниц прочитал ученик ? 3- тест (исследование навыков обобщения) Назови одним словом: а ) километр, сантиметр, миллиметр, дециметр б ) килограмм, тонна, грамм, центр 4-й тест (исключение лишнего предмета) Какое слово лишнее? сантиметр килограмм час день Какое число лишнее? 2 7 10 8

Слайд 11

Результаты констатирующего этапа Имя Обучаю- щегос я Наглядно-образное мышление Словесно-логическое мышление Анализ Синтез Обобщение Исключение Анализ Синтез Обобщение Исключение Илья 3 1 3 1 2 1 2 1 Даниил 3 2 3 2 3 2 2 2 Александр 3 3 3 2 2 3 2 2 Валентин 3 1 3 2 3 1 3 2 Максим 1 1 2 1 1 0 1 0 Екатерина 3 2 2 2 3 2 2 2 Олег 1 0 0 0 1 0 0 0 Вадим 1 0 0 0 1 0 0 0 Илья 3 2 3 2 2 3 3 2 Сергей 1 0 1 0 1 0 0 0 Ирина 2 1 2 2 3 1 2 1 Никита 3 1 2 2 3 1 2 2 Общее количество баллов 27 14 24 16 25 14 19 14 Среднее количество баллов 2,3 1,2 2,0 1,3 2,1 1,2 1,6 1,2

Слайд 12

Проведение занимательных и игровых моментов на всех этапах урока математики Организационный момент «Итак, ребята, внимание! - Ведь прозвенел уже звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок!» Минутка чистописания «Пробежала сороконожка По сорока дорожкам, По сорока низинкам , По сорока тропинкам» Веселый математический диктант игра: «Кто дальше убежал?» Устный счет игра «Не зевай» Проверка домашнего задания (нестандартные формы) прием «Карандашные пометки на полях» «Светофор» Изучение нового материала «Ребусы» игры «Часы» и «Зайчата» математические шифры (криптограммы) Закрепление п риём «Роль учитель»

Слайд 13

« Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта» авторские дидактические игры «Найди лишнюю фигуру» «Ребусы» «Занимательные задания» «Графические диктанты» «Зрительные диктанты» «Математические диктанты» «Тестовые задания» «Дидактические карточки» Учебно-методический материал

Слайд 14

Тесты на исследование наглядно-образного мышления (обучающий этап ) 1- й тест (исследование навыков анализа ) Нарисуй целое на карточке с разрезным контуром и назови этот предмет 2 -й тест (исследование навыков анализа и синтеза) Сравнение понятий: корова-лошадь; книга-тетрадь. Назови, чем похожи и отличаются эти понятия? 3- тест (исследование навыков обобщения ) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 ------------------------------ 55 60 65 ? ? 4-й тест (исключение лишнего предмета ) трамвай , автобус, трактор, троллейбус; печка , керосинка, свеча, электроплитка;

Слайд 15

Тесты на исследование словесно-логического мышления (обучающий этап) 1- й тест (исследование навыков анализа ) «Угадай по описанию» (Например: это овощ. Он круглый, красный) 2 -й тест (исследование навыков синтеза ) Двое играли в шашки 4 часа. Сколько ч асов играл каждый? 3- тест (исследование навыков обобщения ) Найди понятия , принадлежащие к одной и той же группе. Уменьшаемое, сумма, вычитание, задача. Прямоугольник, ширина, цифра, длина. Вес, время, грамм, минута, тонна. 4-й тест (исключение лишнего предмета) Ночник , торшер , свеча ; Брюки , шорты , юбка ; Ёлка , береза , сосна ; Картофель , морковь , огурец .

Слайд 16

Результаты обучающего этапа Имя обучаю- щегося Наглядно-образное мышление Словесно-логическое мышление Анализ Синтез Обобщение Исключение Анализ Синтез Обобщение Исключение Илья 3 2 3 2 2 2 2 2 Даниил 3 3 3 2 3 3 2 2 Александр 3 3 3 3 3 3 2 3 Валентин 3 2 3 2 3 2 2 3 Максим 1 1 1 1 2 0 0 1 Екатерина 3 3 3 3 3 3 2 3 Олег 1 0 0 1 1 0 0 1 Вадим 1 0 0 0 1 0 0 1 Илья 3 2 3 3 3 3 3 2 Сергей 2 0 0 1 2 0 1 1 Ирина 3 1 2 2 3 2 2 2 Никита 3 1 3 2 2 2 3 2 Общее количество баллов 29 18 24 22 28 20 19 23 Среднее количество баллов 2,4 1,5 2,0 1,8 2,3 1,7 1,6 1,9

Слайд 17

Вывод Формирование и развитие мыслительных процессов учащихся с нарушением интеллекта с помощью дидактических игр является важной проблемой в специальной психологии и педагогике. Полученные автором экспериментальные данные свидетельствуют о том, что за время обучения у учащихся 5б класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №1 VIII вида г. Саратова значительно повысился интерес к урокам математики. Исследования в данной работе показали, что использование дидактических игр повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, развивает скорость и гибкость мыслительных операций учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Слайд 18

Методические рекомендации Создать картотеку дидактических игр; Учитывать психофизические особенности учащихся и уровень их подготовки при проведении дидактических игр. Анализировать банк имеющихся игр, корректировать их содержание, разрабатывать авторские варианты; Использовать систему дидактических игр не только в учебной деятельности, но и во внеклассной воспитательной работе.



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Министерство образования Саратовской области

   государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение

   Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

   здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 1 VIII вида

   г. Саратова»

     

 

Интеллектуальная игра по математике

«Умники и умницы»

для 4 - 6 классов

C:\Users\Пользователь\Documents\Домоводство\Медицина\multfilm-3.gif

                                                     

                                                     Разработали  и провели                                                                      

                                                              Ивлиева Н.А. и Ткаченко С.А.

г.  Саратов  2014 г.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Сценарий проведения внеклассного мероприятия по

математике для учащихся 4-6-х классов

Цель мероприятия:  развитие внутреннего потенциала,  самобытности каждого учащегося, его способности к самовыражению через игру.

Задачи мероприятия:

  • образовательная: создать условия для повторения и закрепления  программного материала по математике, письму,  чтению и развитию речи, выраженного в неординарных ситуациях;

  • развивающая: содействовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся; способствовать развитию навыков чёткого изложения своих мыслей, умению моделировать ситуацию, способствовать развитию логического мышления;

  • воспитательная: способствовать воспитанию уважения к сопернику, умения достойно вести спор; помочь учащимся проявить стойкость, волю к победе, находчивость; стимулировать учащихся к расширению областей применения компьютеров.

Ведущий 

                       Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

  Прежде чем начать игру «Умники и умницы», я хочу сказать словами Луи Пастера:  

             «Счастливая случайность выпадает на долю подготовленных умов!»


Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по загадочной стране.
А о какой мы сейчас узнаем, разгадав кроссворд (за правильный ответ даётся «фишка»)

                                                 1 тур      «Кроссворд»

1. Сколько ног у осьминога?
2. Вставь в пословицу слово: Ум хорошо, а … лучше.
3. Какое число входит в название сказки о Нуф-Нуф, Ниф-Ниф, Наф-Наф?
4. Какая получится цифра, если перевернуть 6?
5. Сколько дней в недели?
6. Слова записываются буквами, а числа?
7. Сколько пальцев на руке?
8. Вставь в пословицу слово: Семь раз отмерь, - …раз отрежь?
9. Как называется то, что ставит учитель ученику за работу на уроке?
10. Сколько месяцев в году?

http://festival.1september.ru/articles/502602/1.gif 

                                                        «Стихи о математике»

Математика-наука
хороша и всем нужна !
Без нее прожить нам трудно,
без нее нам жизнь сложна.

Дружу я с математикой

Уже который год,

Наука математика –

Нигде не подведет!

Развивает ум, смекалку,

Память и внимание.

Сразу станут лёгкими

Все трудные задания.

     

                                              2 тур       «Вопрос – быстрый  ответ» 

  1. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
  2. Сколько месяцев во времени года? (3)
  3. Какой месяц года самый короткий?    (февраль-по дням, а май- по написанию)
  4. Что можно приготовить, но  не  возможно съесть? (уроки)
  5. Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло

  в Москву? (1старуха)

  1. У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)
  2. Петух весит на одной ноге 4кг. Сколько весит петух на двух ногах? (4кг)
  3. Может ли быть в треугольнике два тупых угла? (Нет)
  4. Угол,  меньше прямого называется ….(острым)
  5.  Линия, ограниченная с двух сторон. Это -? (отрезок)
  6.  Четырехугольник, у которого все углы прямые. Это - ?  (прямоугольник)
  7.  У этой фигуры все стороны равны и углы прямые. Это - ?  (квадрат)
  8.  Сколько сантиметров  в метре? (1м = 100см)
  9.  Назовите меры времени.  (сек., мин., час, сутки, неделя, месяц, го, век)
  10.  У этой фигуры 3 угла, 3 стороны и они равны. (равносторон. треугольник)
  11.  Как называется треугольник, у которого один угол прямой? (прямоугольный)
  12.  7 х 8 = ?  (56)
  13.  Назовите самое большое двузначное число. (99)
  14.  Назовите самое маленькое трёхзначное число. (100)
  15.  Как называется треугольник, у которого все углы острые? (остроугольный)

                                           3 тур         «Ребусы»  

                                               (презентация)

                                             4 тур    «Математические загадки»

Я — тире в грамматике,
А кто я в математике?  

(минус)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.  
(цифры)

Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не простак,
С дыркой, но не бублик.  

(ноль)

Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи — нет!  
(двойка)

Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
  

(круг)

Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня…  

(квадрат)

        (Выбрать 4 учащихся, набравших наибольшее количество «фишек», на 5 тур)

                                5 тур         «Нарисуй и объясни»

 (по образцу нарисовать «Поросёнка», глаза завязываются. Отбираются  трое

  учащихся  на 6 тур)

                                                               

                                             6 тур         «Чтение скороговорок»

  (3 учащихся  выразительно читают скороговорки и определяются   победитель и призёры)

У  четырёх черепах                                                      Опять пять ребят

по четыре черепашонка.                                            Нашли у пенька пять опят.

Пара птиц порхала, порхала                                       Два щенка, щека к щеке

Да и выпорхнула.                                                        Щиплют щётку в уголке

Ведущий 

         Вот закончилась игра,

         Подвести итог пора!

(объявляем победителей, подсчитав «фишки» и награждаем медалями)

Ведущий 

Всем спасибо за вниманье,

За задор и громкий смех,

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь –

Говорим мы «До свиданья,

    До счастливых новых встреч!».

    «Дополнительно»

Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (угол)

Какие геометрические фигуры есть у нас во рту? (угол, угол рта)

На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? (на 180°)

 Какую геометрическую фигуру носят на голове мужчины? (цилиндр)

 В какие «цифры» люди одеваются? (в костюм-тройку и костюм-двойку)

Лестница состоит из 7 ступенек. Какая ступенька находится на середине?(4)