Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Камышина Виктория Александровна

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь внимательному читателю при вдумчивом и неторопливом прочтении поэмы: там можно увидеть картины ада и картины рая, понять заблуждения людей и путь к спасению человеческой души. Создавая данную разработку, я отталкивалась от трактования поэмы "Мёртвые души" Игоря Золотусского. К каждой главе первого тома поэмы "Мёртвые души" я разработала тезисы, которые учащиеся записывают в тетради по литературе и подбирают к ним цитаты из поэмы. Опыт показывает, что за один урок девятиклассники успевают выполнить работу с одной страницы А5. Поэтому большинство глав рассматривается два урока. Опыт показывает, что данная работа вызывает интерес учащихся и выполняется ими хорошо. Желаю всем творческих озарений в путешествии по страницам поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и задания ко 2 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Души мертвы не только у помещиков и важных чиновников города NN, но и у крепостного слуги Чичикова Петрушки, судя по его портрету, душа утратила все живые движения (выпишите из описания Петрушки слова о его чтении (что указывает на душевную пустоту) и слова о его запахе (в этом акценте не явно, но веет каким-то разложением телесным) – что говорит: «Неприглядно! Мёртво! Душа разлагается – а он не чувствует!»)

2. Запишите тезис: И портрет Манилова, несмотря на кажущуюся приятность, при более пристальном рассмотрении показывает внутреннюю пустоту этого героя (приведите пять ключевых фраз портрета Манилова, передающих эту внутреннюю пустоту)

Запишите тезис: В Манилове «передано сахару», «сладость приторная» и это отразилось в его речи (приведите слова Манилова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с приставкой ПРЕ- (в значении «очень»), фразы со словом «очень»)

3. Запишите тезис: Разговаривая с Маниловым и речь Чичикова наполняется такими же словами (приведите такие фразы и слова)

4. Запишите тезис: И в описании деревни Маниловки чувствуется  что-то бесприютное, неприглядное (но всё это так неочевидно, как неясное чувство чего-то неприятного в страшном сне или в кругах ада, описанных Данте. Оно заметно только внимательному взгляду)    Выпишите из текста о Маниловке

  • Описание погоды
  • Головы и крыльев петуха
  • Слова о расположении господского дома
  • Слова об общем виде деревни
  • Слова о большой смертности крестьян (в разговоре с Чичиковым)

5. Запишите тезис: И в описании убранства дома Манилова не чувствуется домашнего тепла и уюта. Выпишите слова

  • О книге Манилова
  • О мебели
  • О подсвечнике
  • О цвете стен комнаты
  • Разные вопросы автора «зачем», сопутствующие описанию комнаты (В дальнейшем этот вопрос «зачем» будет уже иного масштаба: «Зачем мы живём на этом свете?»)

6. Запишите тезис: Рассказ о жене Манилова также намекает на внутреннюю пустоту.

Выпишите слова

  • Где приводятся говорящие многоточия вместо её описания
  • Об образовании жены Манилова
  • о дикции, произнесении слов
  • О цвете её капота

7. Запишите тезис: В описании детей Манилова за пафосом их имён и познаниях одного из них в географии чувствуется что-то жалкое, вовсе не соответствующее этому пафосу (запишите имена детей, выпишите слова об их поведении за столом). Примечательно, что вывод Манилова о способностях сына сделать карьеру по дипломатической части основан на интересном наблюдении (приведите это наблюдение).

8. Запишите тезис: Единственное живое чувство, появившееся на страницах первых двух глав поэмы – это чувство сильной радости Чичикова, когда Манилов сказал, что отдаст ему души умерших крестьян бесплатно (да ещё и сам оформит купчую). Но как рассказывает об этом автор!?! В этом тоже звучит нечто комично-трагическое: чему он радуется, на кого он похож в этот момент!?! (приведите это предложение)

9. Запишите тезис: Да и ошибка Чичикова в названии деревни – Заманиловка вместо Маниловка – подчёркивает ошибочность жизненного пути героев поэмы, которые так увлечены пустым и ничтожным и не видят важного в этой жизни (вспомним, что по дороге в Маниловку Чичиков заблудился – как заблуждаются герои в своих жизненных целях; а до Маниловки оказалось не 15 вёрст, а «верных тридцать» - Манилов, приглашая Чичикова, выдал желаемое за действительное, также как и другие

мечтания Манилова (*вспомните, о чём мечтает Манилов в конце главы)

10*. Запишите тезис: А отголоски темы Вечности звучат в речевых оборотах, говоря и слыша которые о Вечности никто и не вспоминает: «чёрт тебя знает», «бог ведает», «бог весть», «один бог разве мог сказать», «разве богу было известно», «благодаря бога», «чёрт его знает», «райская жизнь», «бог знает куда», «бог знает что такое».

Вопросы и задания ко 2 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Души мертвы не только у помещиков и важных чиновников города NN, но и у крепостного слуги Чичикова Петрушки, судя по его портрету, душа утратила все живые движения (выпишите из описания Петрушки слова о его чтении (что указывает на душевную пустоту) и слова о его запахе (в этом акценте не явно, но веет каким-то разложением телесным) – что говорит: «Неприглядно! Мёртво! Душа разлагается – а он не чувствует!»)

2. Запишите тезис: И портрет Манилова, несмотря на кажущуюся приятность, при более пристальном рассмотрении показывает внутреннюю пустоту этого героя (приведите пять ключевых фраз портрета Манилова, передающих эту внутреннюю пустоту)

Запишите тезис: В Манилове «передано сахару», «сладость приторная» и это отразилось в его речи (приведите слова Манилова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с приставкой ПРЕ- (в значении «очень»), фразы со словом «очень»)

3. Запишите тезис: Разговаривая с Маниловым и речь Чичикова наполняется такими же словами (приведите такие фразы и слова)

4. Запишите тезис: И в описании деревни Маниловки чувствуется  что-то бесприютное, неприглядное (но всё это так неочевидно, как неясное чувство чего-то неприятного в страшном сне или в кругах ада, описанных Данте. Оно заметно только внимательному взгляду)    Выпишите из текста о Маниловке

  • Описание погоды
  • Головы и крыльев петуха
  • Слова о расположении господского дома
  • Слова об общем виде деревни
  • Слова о большой смертности крестьян (в разговоре с Чичиковым)

5. Запишите тезис: И в описании убранства дома Манилова не чувствуется домашнего тепла и уюта. Выпишите слова

  • О книге Манилова
  • О мебели
  • О подсвечнике
  • О цвете стен комнаты
  • Разные вопросы автора «зачем», сопутствующие описанию комнаты (В дальнейшем этот вопрос «зачем» будет уже иного масштаба: «Зачем мы живём на этом свете?»)

6. Запишите тезис: Рассказ о жене Манилова также намекает на внутреннюю пустоту.

Выпишите слова

  • Где приводятся говорящие многоточия вместо её описания
  • Об образовании жены Манилова
  • о дикции, произнесении слов
  • О цвете её капота

7. Запишите тезис: В описании детей Манилова за пафосом их имён и познаниях одного из них в географии чувствуется что-то жалкое, вовсе не соответствующее этому пафосу (запишите имена детей, выпишите слова об их поведении за столом). Примечательно, что вывод Манилова о способностях сына сделать карьеру по дипломатической части основан на интересном наблюдении (приведите это наблюдение).

8. Запишите тезис: Единственное живое чувство, появившееся на страницах первых двух глав поэмы – это чувство сильной радости Чичикова, когда Манилов сказал, что отдаст ему души умерших крестьян бесплатно (да ещё и сам оформит купчую). Но как рассказывает об этом автор!?! В этом тоже звучит нечто комично-трагическое: чему он радуется, на кого он похож в этот момент!?! (приведите это предложение)

9. Запишите тезис: Да и ошибка Чичикова в названии деревни – Заманиловка вместо Маниловка – подчёркивает ошибочность жизненного пути героев поэмы, которые так увлечены пустым и ничтожным и не видят важного в этой жизни (вспомним, что по дороге в Маниловку Чичиков заблудился – как заблуждаются герои в своих жизненных целях; а до Маниловки оказалось не 15 вёрст, а «верных тридцать» - Манилов, приглашая Чичикова, выдал желаемое за действительное, также как и другие

мечтания Манилова (*вспомните, о чём мечтает Манилов в конце главы)

10*. Запишите тезис: А отголоски темы Вечности звучат в речевых оборотах, говоря и слыша которые о Вечности никто и не вспоминает: «чёрт тебя знает», «бог ведает», «бог весть», «один бог разве мог сказать», «разве богу было известно», «благодаря бога», «чёрт его знает», «райская жизнь», «бог знает куда», «бог знает что такое».