Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Камышина Виктория Александровна

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь внимательному читателю при вдумчивом и неторопливом прочтении поэмы: там можно увидеть картины ада и картины рая, понять заблуждения людей и путь к спасению человеческой души. Создавая данную разработку, я отталкивалась от трактования поэмы "Мёртвые души" Игоря Золотусского. К каждой главе первого тома поэмы "Мёртвые души" я разработала тезисы, которые учащиеся записывают в тетради по литературе и подбирают к ним цитаты из поэмы. Опыт показывает, что за один урок девятиклассники успевают выполнить работу с одной страницы А5. Поэтому большинство глав рассматривается два урока. Опыт показывает, что данная работа вызывает интерес учащихся и выполняется ими хорошо. Желаю всем творческих озарений в путешествии по страницам поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 6 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: В 6 главе перед нами предстаёт жалкий образ помещика Плюшкина:

  • жалок и убог его внешний вид (приведите подтверждение из текста);
  • еда, которой пытается угостить Чичикова Плюшкин, так неприятна, что Чичиков отказывается её пробовать (опишите сухарь кулича и ликёрчик из угощения Плюшкина);
  • омерзительно выглядит Плюшкин, когда он предвкушает поживу за продажу мёртвых душ. «Плюшкин и сам ОЖИДОВЕЛ», - говорит о нём автор (запишите, какие при этом слова говорит автор о его руках);
  • когда-то была у Плюшкина семья, дети. Но жена умерла, а детей он проклял (выпишите слова, где автор  рассказывает, как одинокая жизнь привела Плюшкина к скупости);
  • радость на его «деревянном» лице появляется только при мысли о приумножении богатства (и то не надолго, т.к. его гнетёт мысль о возможных кражах);
  • Плюшкин настолько дрожит над своим богатством, что при появлении внуков он проявил к ним некоторое внимание (запишите, какое именно внимание – в чём оно проявилось), но денег не дал;
  • Плюшкин – владелец тысячи с лишним душ, но люди бегут от него или «умирают как мухи» (выпишите предложение, где говорится о списке умерших крестьян Плюшкина – как показано, что их очень много?);
  • В хозяйстве Плюшкина всё гниёт (выпишите слова, где говорится об этом);
  • Комната Плюшкина поражает своим беспорядком (выпишите некоторые моменты её беспорядка);
  • Церкви в поместье Плюшкина находятся в запустении (выпишите  слова, где об этом рассказывается)

2. Запишите тезис:  И вот со страниц поэмы автор обращается к читателям, восклицая: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» И обращается автор к молодым, чтобы берегли добрые, человеческие движения в душе своей (выпишите это предложение)

3. Запишите тезис: В описании усадьбы Плюшкина представлен печальный вид мёртвой картины, «вымершее место» (выпишите из этого описания слова о его мертвенности). А на воротах висит замок-исполин, как символ запертых навечно живых движений, неспособных появиться в этом месте. Если только чудо сможет оживить эту картину.

4. Запишите тезис: В начале 6 главы автор размышляет о том, как в юности всё отзывается в сердце волнительным изумлением, так спустя годы всё то же ничем не отзываются в равнодушном, охлаждённом сердце. Невозвратно теряются с годами те движения души, и мертвеет душа без этих движений (выпишите слова из второго абзаца главы).

5. Запишите тезис: И вот при внимательном прочтении описания сада Плюшкина, где всё заброшено и темно, вдруг мы видим освещённый солнцем лист клёна, «чудно сиявший в этой густой темноте» (выпишите часть предложения, где об этом говорится – и как (!) говорится!) Иные смыслы просматриваются за описанием сада: возможно спасение  и из тёмной раскрытой пасти ада, готовой поглотить пропащую душу.

6. Запишите тезис: Значит, и в душе Плюшкина почти невозможно доброе движение и спасение души, но всё-таки чудо может произойти. И, действительно, скользнул тёплый луч в душе Плюшкина (правда, тут же и скрылся) при воспоминании о том, что они с председателем в школе были приятелями (выпишите, как в тексте говорится об этом тёплом луче в души Плюшкина).

7. Запишите тезис: И о Чичикове на страницах этой главы мы узнаём, что «сердце у него было сострадательно» (выпишите слова, где говорится о том, что Чичиков мог бы подать милостыню Плюшкину, думая, что он нищий).

8. Запишите тезис: Плюшкин ближе других помещиков находится к замогильной черте – ему уже 70 лет. И тема Вечности с особыми подробностями звучит  на страницах 6 главы поэмы в речевых оборотах героев и автора: «бог знает», «бес, а не человек»,  «побрал бы тебя чёрт», «чёрт знает его»,  «святители вы мои!»,  «против слова-то божия не устоишь», «бес у тебя в ногах, что ли, чешется?», «на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!», «ей-богу», «слава богу».

9. Запишите тезис: Вернувшись от Плюшкина, Чичиков опять заказывает на ужин блюдо, от которого веет чертовщиной (запишите, что заказал на ужин Чичиков). 

А от Петрушки опять попахивает разложением (запишите, как об этом говорится в конце 6 главы?)

10. Запишите тезис: Может быть, мертвеющим душам героев можно как-то помочь? Может быть, нужен «препорядочный толчок»,  чтобы вернуть к жизни мертвеющую душу? И такой «толчок» в буквальном смысле получает Чичиков, когда его бричка въезжает на бревенчатую мостовую (выпишите два предложения, где говорится об этом в 3 абзаце) А чуть позже Чичиков получит ещё более ощутимый толчок в виде разоблачения его афёры с мёртвыми душами.

Вопросы и задания к 6 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: В 6 главе перед нами предстаёт жалкий образ помещика Плюшкина:

  • жалок и убог его внешний вид (приведите подтверждение из текста);
  • еда, которой пытается угостить Чичикова Плюшкин, так неприятна, что Чичиков отказывается её пробовать (опишите сухарь кулича и ликёрчик из угощения Плюшкина);
  • омерзительно выглядит Плюшкин, когда он предвкушает поживу за продажу мёртвых душ. «Плюшкин и сам ОЖИДОВЕЛ», - говорит о нём автор (запишите, какие при этом слова говорит автор о его руках);
  • когда-то была у Плюшкина семья, дети. Но жена умерла, а детей он проклял (выпишите слова, где автор  рассказывает, как одинокая жизнь привела Плюшкина к скупости);
  • радость на его «деревянном» лице появляется только при мысли о приумножении богатства (и то не надолго, т.к. его гнетёт мысль о возможных кражах);
  • Плюшкин настолько дрожит над своим богатством, что при появлении внуков он проявил к ним некоторое внимание (запишите, какое именно внимание – в чём оно проявилось), но денег не дал;
  • Плюшкин – владелец тысячи с лишним душ, но люди бегут от него или «умирают как мухи» (выпишите предложение, где говорится о списке умерших крестьян Плюшкина – как показано, что их очень много?);
  • В хозяйстве Плюшкина всё гниёт (выпишите слова, где говорится об этом);
  • Комната Плюшкина поражает своим беспорядком (выпишите некоторые моменты её беспорядка);
  • Церкви в поместье Плюшкина находятся в запустении (выпишите  слова, где об этом рассказывается)

2. Запишите тезис:  И вот со страниц поэмы автор обращается к читателям, восклицая: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» И обращается автор к молодым, чтобы берегли добрые, человеческие движения в душе своей (выпишите это предложение)

3. Запишите тезис: В описании усадьбы Плюшкина представлен печальный вид мёртвой картины, «вымершее место» (выпишите из этого описания слова о его мертвенности). А на воротах висит замок-исполин, как символ запертых навечно живых движений, неспособных появиться в этом месте. Если только чудо сможет оживить эту картину.

4. Запишите тезис: В начале 6 главы автор размышляет о том, как в юности всё отзывается в сердце волнительным изумлением, так спустя годы всё то же ничем не отзываются в равнодушном, охлаждённом сердце. Невозвратно теряются с годами те движения души, и мертвеет душа без этих движений (выпишите слова из второго абзаца главы).

5. Запишите тезис: И вот при внимательном прочтении описания сада Плюшкина, где всё заброшено и темно, вдруг мы видим освещённый солнцем лист клёна, «чудно сиявший в этой густой темноте» (выпишите часть предложения, где об этом говорится – и как (!) говорится!) Иные смыслы просматриваются за описанием сада: возможно спасение  и из тёмной раскрытой пасти ада, готовой поглотить пропащую душу.

6. Запишите тезис: Значит, и в душе Плюшкина почти невозможно доброе движение и спасение души, но всё-таки чудо может произойти. И, действительно, скользнул тёплый луч в душе Плюшкина (правда, тут же и скрылся) при воспоминании о том, что они с председателем в школе были приятелями (выпишите, как в тексте говорится об этом тёплом луче в души Плюшкина).

7. Запишите тезис: И о Чичикове на страницах этой главы мы узнаём, что «сердце у него было сострадательно» (выпишите слова, где говорится о том, что Чичиков мог бы подать милостыню Плюшкину, думая, что он нищий).

8. Запишите тезис: Плюшкин ближе других помещиков находится к замогильной черте – ему уже 70 лет. И тема Вечности с особыми подробностями звучит  на страницах 6 главы поэмы в речевых оборотах героев и автора: «бог знает», «бес, а не человек»,  «побрал бы тебя чёрт», «чёрт знает его»,  «святители вы мои!»,  «против слова-то божия не устоишь», «бес у тебя в ногах, что ли, чешется?», «на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!», «ей-богу», «слава богу».

9. Запишите тезис: Вернувшись от Плюшкина, Чичиков опять заказывает на ужин блюдо, от которого веет чертовщиной (запишите, что заказал на ужин Чичиков). 

А от Петрушки опять попахивает разложением (запишите, как об этом говорится в конце 6 главы?)

10. Запишите тезис: Может быть, мертвеющим душам героев можно как-то помочь? Может быть нужен «препорядочный толчок»,  чтобы вернуть к жизни мертвеющую душу? И такой «толчок» в буквальном смысле получает Чичиков, когда его бричка въезжает на бревенчатую мостовую (выпишите два предложения, где говорится об этом в 3 абзаце) А чуть позже Чичиков получит ещё более ощутимый толчок в виде разоблачения его афёры с мёртвыми душами.