Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Камышина Виктория Александровна

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь внимательному читателю при вдумчивом и неторопливом прочтении поэмы: там можно увидеть картины ада и картины рая, понять заблуждения людей и путь к спасению человеческой души. Создавая данную разработку, я отталкивалась от трактования поэмы "Мёртвые души" Игоря Золотусского. К каждой главе первого тома поэмы "Мёртвые души" я разработала тезисы, которые учащиеся записывают в тетради по литературе и подбирают к ним цитаты из поэмы. Опыт показывает, что за один урок девятиклассники успевают выполнить работу с одной страницы А5. Поэтому большинство глав рассматривается два урока. Опыт показывает, что данная работа вызывает интерес учащихся и выполняется ими хорошо. Желаю всем творческих озарений в путешествии по страницам поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 3 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Чичикова в дороге застаёт сильная гроза. За символом грозы стоит глубокий смысл Грома Небесного – темы Возмездия, Страшного Суда (выпишите слова, где описано неожиданное начало грозы, которое заставило Чичикова очнуться).

2. Запишите тезис: Печальным предостережением звучат слова автора о дороге:  рассказ о дороге, по которой везёт барина Селифан, звучит уже как рассказ о жизненной дороге, жизненном пути человека - и определяются они случайно, безо всякого размышления о ней (выпишите слова о том, как Селифан, заблудившись, определил, куда ехать).

3. Запишите тезис: Впотьмах блуждает бричка Чичикова. Темнота и грязь подчёркивается неоднократным повторением этих слов – как отражение темноты  в душе Чичикова (выпишите предложения, в которых говорится о темноте, грязи).

4. Запишите тезис: Но одновременно с этим звучит песня кучера Селифана  – бескрайняя, как Россия, если окинуть её взглядом от одного конца в другой –  и  слышны в ней ободрительные нотки, и мы понимаем, что возможно не всё ещё потеряно и в душе Чичикова и других героев – они могут ещё спастись (выпишите слова о песне кучера Селифана)

5. Запишите тезис: Но вот опрокидывается бричка и падает Чичиков в грязь, и долго не может выбраться из неё – за этими словами скрыт глубинный смысл: так символично автор указывает нам, как загрязнилась душа Чичикова в суетных «делишках», в ложных жизненных целях (выпишите слова, где рассказывается об этом)

6. Запишите тезис: Блуждая впотьмах, оказывается Чичиков около дома помещицы Коробочки. И вот обращает наш взор автор на огонёк в окошке, вот половина дома ОЗАРЕНА СВЕТОМ (выпишите слова об этом из текста поэмы)

7. Запишите тезис: И вдруг (в конце 3 главы) автор берёт слово в повествовании, и появляется печаль и теплота в его размышлениях о Коробочке, о весёлых и беспечных минутах жизни -  и ДРУГИМ СВЕТОМ осветилось лицо… Коробочки ли? Чичикова? Что это за СВЕТ? Это свет сердечной теплоты, доброты в душе, взгляд самого автора на своих героев, свет надежды на спасение души. И что казалось весёлым, смешным – вдруг кажется печальным (выпишите из сцены прощания Чичикова с Коробочкой авторское отступление об этом)

8. Запишите тезис: И вот уже звучит торжествующий многоголосый оркестр звучного голоса дождя и заливистого, радостного лая собак. И всё это многоголосье «порывается кверху» ! Есть надежда на спасение души! (выпишите слова о лае собак, встречающих Чичикова у дома Коробочки)

9. Запишите тезис: Оказавшись в доме Коробочки, мы вместе с Чичиковым переносимся в какое-то фантастическое пространство, где мир земной и мир загробный переплетены очень тесно. Здесь и отголоски картин кругов ада:

  • когда вдруг комната наполняется страшным шипением, как будто змеи ползут со всех сторон (приведите слова о стенных часах, которым пришла пора бить)
  • или когда опять Коробочка упоминает ночной гром, от которого, как от Грома Небесного, может спасти только свеча, горящая перед образом (приведите слова Коробочки о громе)
  • чертовщиной веет и от замечания Коробочки о грязи на одежде Чичикова, а особенно от её восклицания вслед за этим: «Святители, какие страсти!» - ведь ОЧЕНЬ СТРАШНЫ муки души, за  грязные помыслы попавшей в ад! (приведите слова Коробочки о грязи на одежде Чичикова; обратите внимание – с кем(!) сравнивается испачкавшийся Чичиков)
  • Коробочка страшно боится чёрта, она его ясно представляет себе, видела его во сне (выпишите слова о том, как описывает Коробочка чёрта из своего сна во время сделки с Чичиковым по покупке\продаже мёртвых душ)
  • спящий Чичиков схож с мертвецом, трупом, по которому ползают мухи (выпишите слова о Чичикове перед его пробуждением в мягкой перине)

Здесь же звучат отголоски рая, спасения души:

  • на картинах на стенах в доме Коробочки после ПРОБУЖДЕНИЯ (!) Чичиков рассматривает птиц. Здесь птица – как символ окрылённой души, поднимающейся к небесам (выпишите слова, где говорится об этом);
  • птицы же наполняют весь дворик за окном дома Коробочки (укажите, какие там были птицы) Правда, здесь же рядом мы видим свинью (что она сделала?!?) – это уже картина из преисподней!
  • ощущение лёгкости, волшебства передаётся нам при виде картины разлетающихся во все ПРЕДЕЛЫ (!) комнаты перьев из перины, на которую укладывается Чичиков (выпишите слова, где говорится об этом)

При этом постель Чичикова невероятных размеров (!) (выпишите слова, из которых мы узнаём об этом)

  • церковная тема (а церковь помогает спасению души человеческой) на протяжении всей главы звучит в обращениях Чичикова и Коробочки друг к другу (какие это обращения? Выпишите их.)

10. Запишите тезис: В образе кучера Селифана показан простой народ, может быть, не очень образованный: рассуждая сам с собой кучер произносит должность Чичикова с ошибкой в звучании (выпишите, как он называет должность Чичикова – в начале главы в конце первого абзаца). Но у него, хотя и наивное, но ПРАВИЛЬНОЕ (!) представление о мире и жизни: люди делятся на хороших и плохих, дела бывают хорошие и плохие, и жить надо по правде, по совести (приведите одно из пяти таких рассуждений)

11*. Запишите тезис: А отголоски темы Вечности звучат в речевых оборотах: «бог знает», «бог принёс», «слава богу», «чёрт знает что», «боже храни», «на всё воля божья», «бог с ними», «хватили греха на душу», «с нами крестная сила».

12*. Образ помещицы Коробочки (опишите, какой предстаёт Коробочка  в этой главе)

13*. Запишите тезис: Еда, угощение занимают значительное место и в жизни Чичикова, и в жизни Коробочки (выпишите, чем угощает Коробочка Чичикова – чего там только нет!!!)

14*. Запишите тезис: Авторская ирония звучит в размышлениях о важности чиновников перед подчинёнными и стремлении умалиться до мухи или песчинки перед лицом начальства (выпишите слова, подтверждающие этот тезис)

Чиновники иной раз оказываются совершенно неспособными понять самых простых и логичных доводов, как Коробочка не может понять доводов Чичикова о выгоде для неё в деле продажи мёртвых душ (выпишите слова автора об этом).

 Вопросы и задания к 3 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: Чичикова в дороге застаёт сильная гроза. За символом грозы стоит глубокий смысл Грома Небесного – темы Возмездия, Страшного Суда (выпишите слова, где описано неожиданное начало грозы, которое заставило Чичикова очнуться).

2. Запишите тезис: Печальным предостережением звучат слова автора о дороге:  рассказ о дороге, по которой везёт барина Селифан, звучит уже как рассказ о жизненной дороге, жизненном пути человека - и определяются они случайно, безо всякого размышления о ней (выпишите слова о том, как Селифан, заблудившись, определил, куда ехать).

3. Запишите тезис: Впотьмах блуждает бричка Чичикова. Темнота и грязь подчёркивается неоднократным повторением этих слов – как отражение темноты  в душе Чичикова (выпишите предложения, в которых говорится о темноте, грязи).

4. Запишите тезис: Но одновременно с этим звучит песня кучера Селифана  – бескрайняя, как Россия, если окинуть её взглядом от одного конца в другой –  и  слышны в ней ободрительные нотки, и мы понимаем, что возможно не всё ещё потеряно и в душе Чичикова и других героев – они могут ещё спастись (выпишите слова о песне кучера Селифана)

5. Запишите тезис: Но вот опрокидывается бричка и падает Чичиков в грязь, и долго не может выбраться из неё – за этими словами скрыт глубинный смысл: так символично автор указывает нам, как загрязнилась душа Чичикова в суетных «делишках», в ложных жизненных целях (выпишите слова, где рассказывается об этом)

6. Запишите тезис: Блуждая впотьмах, оказывается Чичиков около дома помещицы Коробочки. И вот обращает наш взор автор на огонёк в окошке, вот половина дома ОЗАРЕНА СВЕТОМ (выпишите слова об этом из текста поэмы)

7. Запишите тезис: И вдруг (в конце 3 главы) автор берёт слово в повествовании, и появляется печаль и теплота в его размышлениях о Коробочке, о весёлых и беспечных минутах жизни -  и ДРУГИМ СВЕТОМ осветилось лицо… Коробочки ли? Чичикова? Что это за СВЕТ? Это свет сердечной теплоты, доброты в душе, взгляд самого автора на своих героев, свет надежды на спасение души. И что казалось весёлым, смешным – вдруг кажется печальным (выпишите из сцены прощания Чичикова с Коробочкой авторское отступление об этом)

8. Запишите тезис: И вот уже звучит торжествующий многоголосый оркестр звучного голоса дождя и заливистого, радостного лая собак. И всё это многоголосье «порывается кверху» ! Есть надежда на спасение души! (выпишите слова о лае собак, встречающих Чичикова у дома Коробочки)

9. Запишите тезис: Оказавшись в доме Коробочки, мы вместе с Чичиковым переносимся в какое-то фантастическое пространство, где мир земной и мир загробный переплетены очень тесно. Здесь и отголоски картин кругов ада:

  • когда вдруг комната наполняется страшным шипением, как будто змеи ползут со всех сторон (приведите слова о стенных часах, которым пришла пора бить)
  • или когда опять Коробочка упоминает ночной гром, от которого, как от Грома Небесного, может спасти только свеча, горящая перед образом (приведите слова Коробочки о громе)
  • чертовщиной веет и от замечания Коробочки о грязи на одежде Чичикова, а особенно от её восклицания вслед за этим: «Святители, какие страсти!» - ведь ОЧЕНЬ СТРАШНЫ муки души, за  грязные помыслы попавшей в ад! (приведите слова Коробочки о грязи на одежде Чичикова; обратите внимание – с кем(!) сравнивается испачкавшийся Чичиков)
  • Коробочка страшно боится чёрта, она его ясно представляет себе, видела его во сне (выпишите слова о том, как описывает Коробочка чёрта из своего сна во время сделки с Чичиковым по покупке\продаже мёртвых душ)
  • спящий Чичиков схож с мертвецом, трупом, по которому ползают мухи (выпишите слова о Чичикове перед его пробуждением в мягкой перине)

Здесь же звучат отголоски рая, спасения души:

  • на картинах на стенах в доме Коробочки после ПРОБУЖДЕНИЯ (!) Чичиков рассматривает птиц. Здесь птица – как символ окрылённой души, поднимающейся к небесам (выпишите слова, где говорится об этом);
  • птицы же наполняют весь дворик за окном дома Коробочки (укажите, какие там были птицы) Правда, здесь же рядом мы видим свинью (что она сделала?!?) – это уже картина из преисподней!
  • ощущение лёгкости, волшебства передаётся нам при виде картины разлетающихся во все ПРЕДЕЛЫ (!) комнаты перьев из перины, на которую укладывается Чичиков (выпишите слова, где говорится об этом)

При этом постель Чичикова невероятных размеров (!) (выпишите слова, из которых мы узнаём об этом)

  • церковная тема (а церковь помогает спасению души человеческой) на протяжении всей главы звучит в обращениях Чичикова и Коробочки друг к другу (какие это обращения? Выпишите их.)

10. Запишите тезис: В образе кучера Селифана показан простой народ, может быть, не очень образованный: рассуждая сам с собой кучер произносит должность Чичикова с ошибкой в звучании (выпишите, как он называет должность Чичикова – в начале главы в конце первого абзаца). Но у него, хотя и наивное, но ПРАВИЛЬНОЕ (!) представление о мире и жизни: люди делятся на хороших и плохих, дела бывают хорошие и плохие, и жить надо по правде, по совести (приведите одно из пяти таких рассуждений)

11*. Запишите тезис: А отголоски темы Вечности звучат в речевых оборотах: «бог знает», «бог принёс», «слава богу», «чёрт знает что», «боже храни», «на всё воля божья», «бог с ними», «хватили греха на душу», «с нами крестная сила».

12*. Образ помещицы Коробочки (опишите, какой предстаёт Коробочка  в этой главе)

13*. Запишите тезис: Еда, угощение занимают значительное место и в жизни Чичикова, и в жизни Коробочки (выпишите, чем угощает Коробочка Чичикова – чего там только нет!!!)

14*. Запишите тезис: Авторская ирония звучит в размышлениях о важности чиновников перед подчинёнными и стремлении умалиться до мухи или песчинки перед лицом начальства (выпишите слова, подтверждающие этот тезис)

Чиновники иной раз оказываются совершенно неспособными понять самых простых и логичных доводов, как Коробочка не может понять доводов Чичикова о выгоде для неё в деле продажи мёртвых душ (выпишите слова автора об этом).