Поурочные разработки для работы с поэмой Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Камышина Виктория Александровна

Н.В.Гоголь - один из самых загадочных и непонятых русских писателей. В поэме "Мёртвые души" между строк зашифрована информация о непознанном и неизведанном в человеческой душе. Она открывается лишь внимательному читателю при вдумчивом и неторопливом прочтении поэмы: там можно увидеть картины ада и картины рая, понять заблуждения людей и путь к спасению человеческой души. Создавая данную разработку, я отталкивалась от трактования поэмы "Мёртвые души" Игоря Золотусского. К каждой главе первого тома поэмы "Мёртвые души" я разработала тезисы, которые учащиеся записывают в тетради по литературе и подбирают к ним цитаты из поэмы. Опыт показывает, что за один урок девятиклассники успевают выполнить работу с одной страницы А5. Поэтому большинство глав рассматривается два урока. Опыт показывает, что данная работа вызывает интерес учащихся и выполняется ими хорошо. Желаю всем творческих озарений в путешествии по страницам поэмы Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и задания к 7 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: В начале 7 главы Н.В.Гоголь открывает читателю свой замысел и говорит о назначении поэмы «Мёртвые души», признаётся, что дерзнул «вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и ЧЕГО НЕ ЗРЯТ РАВНОДУШНЫЕ ОЧИ, - всю СТРАШНУЮ, потрясающую тину мелочей, ОПУТАВШИХ нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша ЗЕМНАЯ, подчас горькая и скучная ДОРОГА».

2. Запишите тезис: Ошибочно утверждение, что автор высмеивает своих героев, их недостатки. Героев своей поэмы автор любит и сострадает им, так как видит, в какую страшную пропасть они падут после смерти, какие страшные муки ожидают их души при таком понимании жизни. Поэма «Мёртвые души» - это попытка предостеречь людей от ошибочного понимания жизни. На страницах 7 главы автор называет своих героев «лелеянные создания», «мои странные герои», и в этих словах звучат любовь и сострадание (выпишите 1 предложение из 3 абзаца 7 главы)

3. Запишите тезис:  Н.В.Гоголь на примере своих героев показывает, как может спасти свою душу человек. И вот вдруг в душе прагматичного Чичикова появляется доброе движение души при чтении списков купленных мёртвых душ; сочувствие и сострадание звучат в размышлениях Чичикова. Какая-то душевная теплота разливается и по сердцу читателя, вчитывающегося в строки поэмы: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своём? как перебивались?», «Какою смертью тебя прибрало?», «Взмостился ли ты для большего прибытку под церковный купол, а может быть, и на крест потащился и, поскользнувшись, оттуда… шлёпнулся оземь, и только какой-нибудь стоявший возле тебя дядя Михей, почесав рукою в затылке, примолвил: «Эх, Ваня, угораздило тебя!» - а сам, подвязавшись верёвкой, полез на твоё место»;

«Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью! А вы что, мои голубчики?»;

«Там-то вы наработаетесь, бурлаки! и дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».

4. Запишите тезис: Простой народ в размышлениях Чичикова предстаёт умелым, с богатырской силой. Не мёртвые, а живые лица проходят перед нашим взором (приведите два-три примера, где говорится о мастерстве и силе простых людей).

5. Запишите тезис: Контрастно, ненатурально рядом с этим чувством Чичикова выглядит ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ неожиданно встретившегося Манилова (он не хитрит, а просто не умеет чувствовать глубоко):

  • странно выглядят их поцелуи при встрече (выпишите предложение об этих поцелуях)
  • странно, должно быть, звучит и комплимент, сказанный Маниловым Чичикову (запишите, что говорит об этом автор)
  • комично и ненатурально выглядит беспокойство Манилова о том, чтобы Чичиков не «зашибил свои ножки» (перескажите, как Манилов и Чичиков поднимались по лестницам)

6. Запишите тезис: У Чичикова уже практически всё готово для оформления сделки, после которой он становится владельцем четырёхсот мертвых душ – в этом звучит что-то зловеще-дьявольское.

  • Обратим внимание, какую деталь указывает нам автор: перед чтением списка от радости удачной сделки Чичиков совершает два скачка по образцу козла (а это в облике Чичикова повторяется от облика чёрта) (выпишите из 5 абзаца 7 главы  часть предложения, где говорится об этих прыжках Чичикова)
  • Расцветка фрака Чичикова намекает на фрак дьявола (выпишите из середины последнего абзаца 7 главы предложение о фраке Чичикова, который чистит Петрушка)

7. Запишите тезис: В этой главе автор показывает нам, что возможно спасение души для героев поэмы. Что-то душевно-тёплое и печальное просыпается и в душе Собакевича, когда он в разговоре с председателем задумался о своей жизни: «Вот хоть и моя жизнь, что за жизнь? так как-то себе…». Тоска слышится в его словах, и грустно становится от признания Собакевича, и уже «другим светом» освещается его лицо: может пробудиться к добру и душа Собакевича.

8. Запишите тезис: Печальная и сердечная нотка звучит и в словах председателя о Плюшкине: «Он ещё до сих пор ПРОЗЯБАЕТ на свете. Вот СУДЬБА, ведь какой умнейший, богатейший человек! А ТЕПЕРЬ…»

9. Запишите тезис: Для оформления сделки Чичиков и Манилов приходят в госучреждение. Здесь всё проникнуто атмосферой напускной важности и невнимания к посетителям, если только они не значительные лица. Немаловажны детали в описании государственной конторы, на которые обращает наше внимание автор:

  • Грязно (выпишите предложение, где говорится об этом) – это может быть и отражением грязи в  душах чиновников
  • Шум от работы пишущих перьев – кажущаяся видимость очень важной работы (выпишите предложение, где говорится о шуме перьев)
  • Внимания посетителям чиновники не оказывают или оказывают небрежно (приведите предложения, где чиновники, вместо ответа на вопрос о расположении нужного лица, лишь тыкают пальцем в ту сторону – причём первый ответ оказался ошибочным)
  • мы видим, как один из чиновников берёт взятку (выпишите предложение о том, как Иван Антонович взял взятку у Чичикова)
  • автор подчёркивает напускную значительность в положении председателя (выпишите часть предложения, где появляется председатель)

10. Запишите тезис: Здесь же мы знакомимся и с другим государственным лицом – полицмейстером. Автор показывает нам, что и он не выполняет своего прямого назначения охранять порядок, а работает по другим принципам. С иронией говорит о нём автор: «Должность свою постигнул в совершенстве» (укажите в чём состояло это «совершенство»).

11. Запишите тезис: Тема Вечности продолжает звучать в речевых оборотах героев и автора: «святой ужас», «гром других речей…», «отдал душу богу», «даром бременят землю», «грех с моей стороны», «чудотворец», «о счастии и блаженстве двух душ», «бог их ведает».

Вопросы и задания к 7 главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (путешествие по дорогам непознанного в человеческой душе)

1.Запишите тезис: В начале 7 главы Н.В.Гоголь открывает читателю свой замысел и говорит о назначении поэмы «Мёртвые души», признаётся, что дерзнул «вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и ЧЕГО НЕ ЗРЯТ РАВНОДУШНЫЕ ОЧИ, - всю СТРАШНУЮ, потрясающую тину мелочей, ОПУТАВШИХ нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша ЗЕМНАЯ, подчас горькая и скучная ДОРОГА».

2. Запишите тезис: Ошибочно утверждение, что автор высмеивает своих героев, их недостатки. Героев своей поэмы автор любит и сострадает им, так как видит, в какую страшную пропасть они падут после смерти, какие страшные муки ожидают их души при таком понимании жизни. Поэма «Мёртвые души» - это попытка предостеречь людей от ошибочного понимания жизни. На страницах 7 главы автор называет своих героев «лелеянные создания», «мои странные герои», и в этих словах звучат любовь и сострадание (выпишите 1 предложение из 3 абзаца 7 главы)

3. Запишите тезис:  Н.В.Гоголь на примере своих героев показывает, как может спасти свою душу человек. И вот вдруг в душе прагматичного Чичикова появляется доброе движение души при чтении списков купленных мёртвых душ; сочувствие и сострадание звучат в размышлениях Чичикова. Какая-то душевная теплота разливается и по сердцу читателя, вчитывающегося в строки поэмы: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своём? как перебивались?», «Какою смертью тебя прибрало?», «Взмостился ли ты для большего прибытку под церковный купол, а может быть, и на крест потащился и, поскользнувшись, оттуда… шлёпнулся оземь, и только какой-нибудь стоявший возле тебя дядя Михей, почесав рукою в затылке, примолвил: «Эх, Ваня, угораздило тебя!» - а сам, подвязавшись верёвкой, полез на твоё место»;

«Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью! А вы что, мои голубчики?»;

«Там-то вы наработаетесь, бурлаки! и дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню».

4. Запишите тезис: Простой народ в размышлениях Чичикова предстаёт умелым, с богатырской силой. Не мёртвые, а живые лица проходят перед нашим взором (приведите два-три примера, где говорится о мастерстве и силе простых людей).

5. Запишите тезис: Контрастно, ненатурально рядом с этим чувством Чичикова выглядит ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ неожиданно встретившегося Манилова (он не хитрит, а просто не умеет чувствовать глубоко):

  • странно выглядят их поцелуи при встрече (выпишите предложение об этих поцелуях)
  • странно, должно быть, звучит и комплимент, сказанный Маниловым Чичикову (запишите, что говорит об этом автор)
  • комично и ненатурально выглядит беспокойство Манилова о том, чтобы Чичиков не «зашибил свои ножки» (перескажите, как Манилов и Чичиков поднимались по лестницам)

6. Запишите тезис: У Чичикова уже практически всё готово для оформления сделки, после которой он становится владельцем четырёхсот мертвых душ – в этом звучит что-то зловеще-дьявольское.

  • Обратим внимание, какую деталь указывает нам автор: перед чтением списка от радости удачной сделки Чичиков совершает два скачка по образцу козла (а это в облике Чичикова повторяется от облика чёрта) (выпишите из 5 абзаца 7 главы  часть предложения, где говорится об этих прыжках Чичикова)
  • Расцветка фрака Чичикова намекает на фрак дьявола (выпишите из середины последнего абзаца 7 главы предложение о фраке Чичикова, который чистит Петрушка)

7. Запишите тезис: В этой главе автор показывает нам, что возможно спасение души для героев поэмы. Что-то душевно-тёплое и печальное просыпается и в душе Собакевича, когда он в разговоре с председателем задумался о своей жизни: «Вот хоть и моя жизнь, что за жизнь? так как-то себе…». Тоска слышится в его словах, и грустно становится от признания Собакевича, и уже «другим светом» освещается его лицо: может пробудиться к добру и душа Собакевича.

8. Запишите тезис: Печальная и сердечная нотка звучит и в словах председателя о Плюшкине: «Он ещё до сих пор ПРОЗЯБАЕТ на свете. Вот СУДЬБА, ведь какой умнейший, богатейший человек! А ТЕПЕРЬ…»

9. Запишите тезис: Для оформления сделки Чичиков и Манилов приходят в госучреждение. Здесь всё проникнуто атмосферой напускной важности и невнимания к посетителям, если только они не значительные лица. Немаловажны детали в описании государственной конторы, на которые обращает наше внимание автор:

  • Грязно (выпишите предложение, где говорится об этом) – это может быть и отражением грязи в  душах чиновников
  • Шум от работы пишущих перьев – кажущаяся видимость очень важной работы (выпишите предложение, где говорится о шуме перьев)
  • Внимания посетителям чиновники не оказывают или оказывают небрежно (приведите предложения, где чиновники, вместо ответа на вопрос о расположении нужного лица, лишь тыкают пальцем в ту сторону – причём первый ответ оказался ошибочным)
  • мы видим, как один из чиновников берёт взятку (выпишите предложение о том, как Иван Антонович взял взятку у Чичикова)
  • автор подчёркивает напускную значительность в положении председателя (выпишите часть предложения, где появляется председатель)

10. Запишите тезис: Здесь же мы знакомимся и с другим государственным лицом – полицмейстером. Автор показывает нам, что и он не выполняет своего прямого назначения охранять порядок, а работает по другим принципам. С иронией говорит о нём автор: «Должность свою постигнул в совершенстве» (укажите в чём состояло это «совершенство»).

11. Запишите тезис: Тема Вечности продолжает звучать в речевых оборотах героев и автора: «святой ужас», «гром других речей…», «отдал душу богу» , «даром бременят землю», «грех с моей стороны», «чудотворец», «о счастии и блаженстве двух душ», «бог их ведает».