Олимпиады по обществознанию

Воробьев Алексей Михайлович

Задания олимпиад по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya.doc135.5 КБ
Microsoft Office document icon kriterii.doc58.5 КБ
PDF icon 9_klass_-_1-y_tur_itog3.pdf299.05 КБ
PDF icon 10-y_klass_-_1-y_tur_itog3.pdf365.07 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya.doc55 КБ
Microsoft Office document icon kriterii.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya.doc75 КБ
Microsoft Office document icon kriterii.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010 - 2011 учебного года

10 – 11 класс

I тур

Уважаемый участник муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания I тура Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Успеха Вам!

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Ускоренная социализация является невозможной.

1.2. Государство является ядром политической системы, ее главным институтом, но вместе с тем не является единственным носителем политической власти.

1.3. Форма брака, при которой одна женщина может иметь несколько мужей, называется матриархатом.

1.4. К внутренним функциям государства относится проведение выборов высших органов государственной власти.

1.5. Наиболее ликвидной формой накопления являются деньги.

1.6. Дж. Мейнард Кейнс выступал за саморегулирующуюся экономику, свободную от государственного вмешательства.

1.7. В Российской Федерации подзаконный акт может быть принят Президентом, Правительством, министром.

1.8. Авторами теории «конвергенции» являются И. Валлерстайн и С. Хантингтон

1.9. Основными формами социального взаимодействия являются кооперация, конкуренция и сотрудничество.

1.1.

1.2

1.3

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

2.1. Бразилиа, Москва, Нью-Дели, Пекин

_______________________________________________________________________

2.2. Н. Макиавелли, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс

_______________________________________________________________________

2.3. Поэма А.С. Пушкина «Полтава», закон Бойля-Мариотта, хадж в Мекку.

_______________________________________________________________________

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1. анабаптисты, мормоны, евангелисты, хлысты, пятидесятники

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовое толкование, судебный прецедент

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.3. алкогольные напитки, бытовая техника, автомобильный бензин, табачные изделия

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните пропуски в ряду.

4.1. Сторонниками теологической теории происхождения государства были Ф. Аквинский и Ж. Маритен, патриархальной теории – Аристотель и М. Михайловский, а Л. Гумплович и К. Каутский – теории «_________________________».

4.2. Георгом Гегелем сформулированы три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон _____________________________________________________, закон отрицания отрицания

4.3. По мнению Френсиса Бэкона к идолам разума относятся идолы рода, рынка, пещеры, _______________.

5. Чем различаются?

5.1. Индекс Доу Джонса и Индекс Джинни

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. Биржа труда и рынок труда

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3. Производительность труда и интенсивность труда

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Вздутие»

Денежное обращение

«Останки»

Религия

«Самоуправляющаяся община»

Местная власть

«Книга»

Юриспруденция

«В кругу просвещения»

Познание

«Укреплять союзом»

Форма государства

«Главный»

Фактор производства

7. Соотнесите между собой разделы философии и предметы изучения

1. Онтология

А. Человек

2. Аксиология

Б. Познание

3. Гносеология

В. Бытие

4. Антропология

Г. Мышление

5. Логика

Д. Ценности

1.

2.

3.

4.

5.

8. Соотнесите между собой принципы юридической ответственности и их содержание

1. Принцип справедливости

А. индивидуализация государственно-принудительных мер

2. Принцип законности

Б. ни одно правонарушение не должно остаться «незамеченным» для государства

3. Принцип целесообразности

В. за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание

4. Принцип неотвратимости

Г. строгое соответствие с процедурно-процессуальным требованием закона

1

2

3

4

9. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

«В ………………….. обществе главная проблема состоит в организации науки, а важнейшим институтом выступает университет или научно-исследовательская лаборатория, где проводится эта работа. В девятнадцатом и начале двадцатого века влияние государств определялось их производственной мощностью, основным показателем которой был выпуск стали. […..] После второй мировой войны научные возможности страны стали решающим показателем ее потенциала, а исследования и разработки пришли на смену производству стали в качестве относительного критерия силы государства. По этой причине характер и формы государственной поддержки науки, ее политизация, социологические проблемы организации научных исследований заняли центральное место среди политических проблем ……………………. общества.

[…..]

Концепция ………………………. общества не есть законченная картина социального устройства, а лишь попытка охарактеризовать и объяснить коренное изменение в социальной структуре (определяемой как совокупность экономики, технологии и системы стратификации). Однако подобное изменение не предполагает определенности соотношения между «надстройкой» и «базисом»; напротив, инициатива реорганизации общества сегодня исходит в значительной степени от политической системы. [….] Принципиальный водораздел современного общества не проходит между собственниками средств производства и однородным пролетариатом, а обозначен бюрократическими и властными отношениями между теми, кто имеет полномочия принимать решения, и теми, кто лишен таковых, и это касается любых организационных единиц – политических, экономических и социальных. Задачей политической системы становится управление этими отношениями в соответствии с разного рода давлениями, оказываемыми с целью перераспределения национального достояния и обеспечения социальной справедливости».

Д. Белл «Грядущее……………………… общество»

9.1. Дайте определения выделенным словам в тексте

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2. Вставьте слово, пропущенное в тексте. Назовите два процесса, обеспечивающих переход к данному типу общества.

_____________________________________________________________________________

10. Перед вами портреты исторических деятелей, внесших существенный вклад в развитие общественной мысли.

1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.

2. Объясните, какой критерий положен в основу подборки.

                      

     1. _________________             2. __________________             3. _________________

Критерий: _______________________________________________________

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010 - 2011 учебного года

10 – 11 класс

II тур

Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

1. Обоснование выбора темы.

2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.

5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6. Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса.

7. Свободная композиция и непринужденность повествования.

8. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

Темы

1. В общественных системах с авторитарным режимом сосуществование людей вызывает постоянные трения, а отдельные попытки улучшить систему носят насильственный характер и рождают новое насилие. Демократии и биржи, напротив, добиваются стабильности в результате объединения и соперничества людей в более гуманной и изменчивой системе.

В. Швебель

2. Политика – это не искусство возможного. Это выбор между плохим и очень плохим.

Д. Голбрейт

3. Стопроцентная гарантия свободы – это равновесие в обществе социальных сил, а не победа одной силы над другой.

М. Истмен

4. Культура – это все то, что позволяет нашему уму почувствовать свою силу.

Р. Эмерсон

5. Знать, что мы знаем то, что мы знаем, и что мы не знаем того, чего мы не знаем – это и есть истинное знание.

Конфуций

6. Человек не может быть выше или ниже закона; ведь мы не спрашиваем разрешения, когда требуем от него выполнения закона. Верность закону – это наше право, а не обязанность.

Т. Рузвельт

7. Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

Ф. Ларошфуко

8. Познание начинается с удивления

Аристотель

9. Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право

Юстиниан

10. Величие и низость человека зависят от его внутренних побуждений, а не всегда от условий и окружающей среды, хотя и они также могут иметь значение в возникновении побуждений.

Инаят Хан



Предварительный просмотр:

Ответы на задания муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010/2011

10 – 11 класс

I тур

Неоднозначность учебного материала по обществознанию приводит к необходимости принимать как правильные ответы такие из них, которые могут быть даны не по предлагаемым критериям, сформулированы иначе, но верны по сути.

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 9 баллов):

1.1.

1.2

1.3

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

да

да

нет

нет

да

нет

да

нет

нет

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ:

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов).

2.1. Столицы государств членов БРИК 

2.2. Мыслители, сторонники «теории элит»

2.3. Примеры форм духовного производства (искусство, наука, религия)

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение:

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов).

3.1. Евангелисты; все остальные представители сект

3.2. Правовое толкование; все остальное источники права

3.3. Бытовая техника; остальные товары подлежат обложению акцизом

4. Заполните пропуски в ряду:

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов).

4.1. Насилия (завоевания).

4.2. Количественных изменений в качественные

4.3. Театра. 

5. Чем различаются?

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов).

5.1. Индекс Доу Джонса – показатель курса акций крупнейших американских кампаний, индекс Джинни – показатель различий в доходах между самыми бедными и самыми богатыми слоями общества  

5.2. Биржа труда – место трудоустройства безработных тех, кто желает сменить работу; рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу

5.3. Производительность труда характеризует отношение количества произведенной продукции в единицу времени; интенсивность труда характеризует напряженность труда в единицу времени 

6. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

(по 3 балла за каждый правильный ответ, максимум 21 балл)

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Вздутие»

Денежное обращение

Инфляция – обесценивание денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота.

«Останки»

Религия

Реликвия – особо чтимые вещи, выступающие предметом религиозного поклонения

«Самоуправляющаяся община»

Местная власть

Муниципалитет – городское или сельское самоуправление

«Книга»

Юриспруденция

Кодекс – систематизированный свод законов, относящихся к какой-либо области права

«В кругу просвещения»

Познание

Энциклопедия – научное справочное издание, дающее систематический свод знаний

«Укреплять союзом»

Форма государства

Федерация – объединение государств, при котором объединяющиеся государства-члены, сохраняя юридически определенную государственную самостоятельность, создают новое государственное образование.

«Главный»

Фактор производства

Капитал - приносящие доход деньги, средства производства или другие ценные активы.

7. Соотнесите между собой разделы философии и предметы изучения

(по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 5 баллов).

1.

2.

3.

4.

5.

В

Д

Б

А

Г

8. Соотнесите между собой принципы юридической ответственности и их содержание

(по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 4 балла).

1

2

3

4

В

Г

А

Б

9. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

9.1. Дайте определения выделенным словам в тексте

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 12 баллов).

1. Наука – сфера человеческой деятельности, имеющая целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование фактов, построение теорий, позволяющих адекватно описывать природные или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие.

2. Стратификация – расположение социальных слоев в социальном пространстве по различным признакам

3. Политическая система – организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

4. Средства производства –  совокупность средств и предметов труда, используемых человеком в процессе производства материальных благ

5. Пролетариат - наёмные рабочие, не имеющие собственности на средства производства.

6. Социальная справедливость - понятие, включающее обеспечение равенства возможностей индивидов участвовать в трудовой деятельности, оплату труда в соответствии с его количеством и качеством, удовлетворение неотложных потребностей населения с использованием общественных благ, недопущение чрезмерной поляризации в распределении доходов, богатства, рациональное применение позитивных способностей людей 

9.2. Вставьте слово, пропущенное в тексте. Назовите два процесса, обеспечивающих переход к данному типу общества.

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов).

Постиндустриальное. Модернизация и глобализация.

10. Перед вами портреты исторических деятелей, внесших существенный вклад в развитие общественной мысли.

(2 балла за каждый правильный ответ в первом задании, максимум 6 баллов; 2 балла за правильный ответ во втором задании – всего максимум 8 баллов).

10.1. Т. Мор, Т. Кампанелла, Ш. Фурье.

10.2. Сторонники утопического социализма.

Всего – 89 баллов

II тур

Критерии оценивания сочинения-эссе доведены до участников олимпиады. Сочинение-эссе должно оцениваться жюри по следующим критериям:

1. Обоснование выбора темы.

2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.

5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6. Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса.

7. Свободная композиция и непринужденность повествования.

8. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

        Среди особенностей предмета обществознание» - дискуссионность в содержании и подаче материала, которая требует при оценивании части заданий: учета возможности и целесообразности высказывания участниками олимпиады собственной позиции, которая может расходиться с мнением членов жюри. В том случае, когда эта высказанная участником позиция не выходит за рамки научных представлений и общепризнанных моральных норм, она должна восприниматься с уважением, и оцениваться должен уровень подачи материала, научность и грамотность приведения аргументов и др.

Всего – 80 баллов


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010 - 2011 учебного года

7 – 8 класс

Уважаемый участник муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Успеха Вам!

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Социальная сфера включает такие виды деятельности, как производство, распределение, обмен, потребление.

1.2. К. Маркс считал критерием общественного прогресса приближение к состоянию правового государства.

1.3. Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение ее как сплошной череды страданий характерно для буддизма.

1.4. В постиндустриальном обществе существуют устойчивые границы между социальными общностями.

1.5. Включение человека в политическую жизнь общества называется инаугурацией.

1.6. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является регулирование зарплаты во всех секторах экономики.

1.7. Традиция является одной из форм выражения права.

1.8. Обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти, называется восприятием.

1.9. Отличительной чертой традиционного общества является приоритет ценностей коллектива.

1.1.

1.2

1.3

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

2.1. ссора между супругами, драка между фанатами футбольных клубов, война между государствами

_______________________________________________________________________

2.2. Т Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье

_______________________________________________________________________

2.3. Германия, Индия, Россия, Мексика

_______________________________________________________________________

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1. Конституция, федеральный конституционный закон, указ Президента, федеральный закон______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. национальность, профессия, место рождения, фамилия

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.3. конфуцианство, синтоизм, иудаизм, ислам

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните пропуски в ряду.

4.1. Труд, земля, _______________________, предпринимательские способности

4.2. гражданское, _________________, трудовое, торговое.

4.3. верховенство закона, ________________________, реальные права и свободы личности, взаимная ответственность государства и личности.

5. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Общественное дело»

Форма правления

«Охранительный»

Идеология

«Установление»

Нормативно-правовой акт

«Управление хозяйством»

Сфера общественной жизни

«Искусство управления государством»

Общественная деятельность

«Соразмерность»

Культура

6. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

Для Аристотеля главным в обществе являлись братство и любовь. А поскольку именно на них строится семья, то именно с семьи начинал он свое учение об обществе. Общество - прежде всего семья. Семейная любовь называлась «социальной», и отношение жены к мужу было «социальным». Семья называлась обществом потому, что возникала путем договора – заключения брачного союза. Вот почему брак – источник общества. Его базисом служат не кровнородственные, а правовые, договорные отношения. Таким образом, общество – искусственный союз. Муж и жена – родственники только по закону.

Обществами греки называли также коммуны друзей (в частности, пифагорейцев), у которых все было общим. В отличие от греков римляне придали понятию «социальное» исключительно юридическое значение, а обществами называли союзы, образованные ради достижения не столько нравственных целей, сколько имущественных…. У римлян общество – не что иное как договор, заключаемый неродственниками для достижения вполне конкретной имущественной цели….

Семейный союз и имущественный договор – классические значения общества в античном мире.

Спекторский Е.В. Общество в античном мире

6.1. Дайте определения выделенным словам в тексте

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2. Укажите признаки, которым должна отвечать социальная группа, для того, чтобы считаться обществом (не менее трех).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Каждое общество имеет свои ценности. Выберите те, которые относятся к традиционному обществу (Восток), а какие – к индустриальному обществу (Запад).

1. коллектив                        2. рынок                3. личность                4. традиция

5. демократия                6. прошлое                7. государство        8. парламентаризм

9. настоящее                        10 иерархия                11. конфуцианское знание

12. рациональное знание        13. закон                14. право                15. свобода

16. ритуал.

Запад

Восток

8. Соотнесите названия крылатых выражений со значением их.

1.Буря в стакане воды

А.Слепое счастье, случай

2.Жизнь коротка, искусство долговечно

Б.Символ возрождения и обновления

3.Так проходит слава мира

В.Искусство долговечно жизни одного человека

4.Восстать, как Феникс из пепла

Г.Выражение из ритуала избрания папы в римско-католической церкви

5.Колесо Фортуны

Д.Большое волнение по ничтожному поводу

1

2

3

4

5

9. Используя ВСЕ приведенные  слова и словосочетания, составьте определения двух этих понятий. Назовите эти понятия.

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

1) стороны, все, комплексное, общественной, изменение, жизни, полное.

2) правил, единое, составляющее, определенные, система, поведение, целое, круг, принятая, социальных.



Предварительный просмотр:

Ответы на задания муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010/2011

7 – 8 класс

Неоднозначность учебного материала по обществознанию приводит к необходимости принимать как правильные ответы такие из них, которые могут быть даны не по предлагаемым критериям, сформулированы иначе, но верны по сути.

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

(по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 9 баллов)

1.1.

1.2

1.3

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

нет

нет

да

нет

нет

нет

да

нет

да

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ:

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов)

2.1. социальный конфликт

2.2. представители утопического социализма

2.3. федеративные государства

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение:

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов)

3.1. указ Президента – это подзаконный акт; все остальное – законы.

3.2. профессия – достигнутый статус; все остальное – предписанные.

3.3. ислам – мировая религия; все остальное – национальные религии

4. Заполните пропуски в ряду:

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов)

4.1. капитал

4.2. семейное

4.3. разделение властей

5. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

(по 3 балла за каждый правильный ответ, максимум 18 баллов)

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Общественное дело»

Форма правления

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти.

«Охранительный»

Идеология

Консервативный – отрицательное отношение ко всякого рода новшествам, отстаивание неизменности социального и политического устройства

«Установление»

Нормативно-правовой акт

Конституция – основной закон государства

«Управление хозяйством»

Сфера общественной жизни

Экономика – организация, структура и состояние хозяйственной жизни общества

«Искусство управления государством»

Общественная деятельность

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти

«Соразмерность»

Культура

Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-либо

6. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

6.1. Дайте определения выделенным словам в тексте

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 8 баллов).

1. Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители и дети).

2. Брак – семейные отношения между мужчиной и женщиной.

3. Закон – общеобязательные постановления государственной власти

4. Договор – соглашение, обычно письменное, о взаимных обязательствах

6.2. Укажите признаки, которым должна отвечать социальная группа, для того, чтобы считаться обществом (не менее трех).

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов)

оно не является частью более крупной системы;

браки заключаются между представителями данного объединения;

оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

у общества есть собственное название и собственная история;

оно обладает собственной системой управления;

объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

7. Каждое общество имеет свои ценности. Выберите те, которые относятся к традиционному обществу (Восток), а какие – к индустриальному обществу (Запад).

(по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 16 баллов)

Запад

Восток

2, 3, 5, 8, 9, 12, 14, 15

1, 4, 6, 7, 10, 11, 13, 16

8. Соотнесите названия крылатых выражений со значением их.

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 10 баллов)

1

2

3

4

5

Д

В

Г

Б

А

9. Используя ВСЕ приведенные  слова и словосочетания, составьте определения двух этих понятий. Назовите эти понятия.

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 4 баллов)

Полное, комплексное изменение всех сторон общественной жизни – революция

Система правил поведения составляющих единое целое, принятая в определенных социальных кругах – этикет.

Всего – 89 баллов



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010 - 2011 учебного года

9 класс

I тур

Уважаемый участник муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания I тура Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Успеха Вам!

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Существование в обществе различных социальных групп называется социальным неравенством.

1.2. Покупательная способность денег и уровень цен всегда находятся в обратной зависимости.

1.3. Отрицание целей культуры общества, но согласие использовать социально одобряемые средства называется ритуализмом

1.4.  Онтология является философской дисциплиной, изучающей общество.

1.5. Теория общественно-экономической формации впервые была разработана Ж..Ш. де Сисмонди

1.6. Дискриминация на рынке рабочей силы существует тогда, когда предприниматели применяют такую практику найма, при которой у одинаково  производительных работников  различаются  ставки заработной платы.

1.7. В случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства.

1.8. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

1.9. В соответствии с законом адвокатская деятельность не является предпринимательской

1.1.

1.2

1.3

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

2.1. население, территория, суверенитет

_______________________________________________________________________

2.2. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон

_______________________________________________________________________

2.3. Апейрон, число, огонь, воздух, вода, атом

_______________________________________________________________________

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1. банкнота, монета, вексель, акция, облигация

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. индукция, аналогия, эксперимент, анализ, классификация  

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.3. рождаемость, смертность, брачность, разводимость, миграции.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните пропуски в ряду.

4.1. Республики, области, края, автономные округа, _______________________, города федерального значения.

4.2. естественные, _________________, социальные, гуманитарные.

4.3. охрана исторического и культурного наследия, защита Отечества, уплата налогов и сборов, _______________________________________, охрана природы и окружающей среды, забота о нетрудоспособных родителях.

5. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Опыт»

Познание

«Ненарушаемое постановление»

Социальный контроль

«Отсутствующий»

Избирательная система

«Призывать на помощь»

Судопроизводство

«Подавленность»

Экономическое развитие

«Идущий впереди народа»

Политический режим

6. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

………. представляют собой организации, деятельность в которых предусматривает разделение ролей (складывающихся на основе определенных правил и методов) и соответствующее место в иерархии власти. Согласно Веберу, для ………. характерны разделение труда, определенный порядок подчиненности, наличие публичной канцелярии, использование формальных методов подготовки специалистов, штатных сотрудников, установление определенных правил, ожидание выражение преданности организации со стороны сотрудников. Эти особенности делают предсказуемым поведение служащих ……………. аппарата и позволяют осуществлять координацию их деятельности.

………. предполагает специализацию труда, в рамках которой каждый человек выполняет четко определенную работу. Этот переход от неспециализированного к специализированному труду способствует повышению производительности и урегулированию конфликтов. В …………… аппарате завоевание влияния определяется доступом к информации; ведущие специалисты обладают значительным влиянием, поскольку они осуществляют контроль за распространением информации.

Смелзер Н. Социология

6.1. Дайте определения выделенным словам в тексте

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.2. Вставьте слово, пропущенное в тексте. Назовите два других типа организаций.

_____________________________________________________________________________

7. Вам даны правовые афоризмы, в которых пропущены слова. Необходимо вписать эти слова.

7.1. «Врач видит человека во всей его слабости, теолог – во всей его глупости, юрист – во всей его____________________» А.Шопенгауэр.

7.2. «Когда преступнику помогают нарушать закон до того, как его поймают, этого человека называют соучастником. Когда преступнику помогают нарушать закон после ареста, такого человека называют _____________________».

8. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться необходимо  положениями «Всеобщей декларации прав человека».

8.1. Лягушка из сказки  В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом _____________________________

8.2.  Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право _________________________________

8.3.   Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвались в каморку папы Карло, нарушив его право _____________________________

8.4.  Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде» А.Пушкина, нанявшись на работу  к попу. Воспользовался своим правом ________________________

8.5.  Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право_________________________

8.6. В сказке «Иван-царевич и серый волк»  братья убили Ивана-царевича, нарушив тем самым его право________________________

8.7.  Приказав Чернавке увести царевну и бросить связанной в лесу, царица посягнула на_____________________

8.8.   Брак королевича Елисея и царевны был заключен при________________________

8.9. Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на___________________________

8.10. Папа Карло, подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на____________________________

8.11. Буратино хотел  попасть в театр, потому что у него было право____________________

8.12.  Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино______________________________

8.13. Когда Буратино, лиса Алиса отправились в Страну Дураков , они воспользовались правом___________________________

9. Перед вами высказывание одного политического деятеля. Необходимо определить представителю какого идейно-политического течения принадлежит это высказывание: либералу, демократу, марксисту, анархисту.

«Первая и главная черта – это всенародное убеждение, что земля, вся земля, принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственным трудом. Вторая столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами. Третья черта одинаковой важности с двумя предыдущими – это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие этого решительно враждебное отношение к государству».

___________________________.

10. Соотнесите формулировку крылатых выражений с их значением.

1. Закон суров, но это закон

А. Естественное состояние

2. Единство в многообразии

Б. Жить сегодняшним днем

3. Война всех против всех

В. Богатство как мотив человеческих действий

4. Люди гибнут за металл

Г. Важность права как социальной нормы

5. После нас хоть потоп

Д. При всех различиях мы одинаковы

1

2

3

4

5

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010 - 2011 учебного года

9 класс

II тур

Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

1. Обоснование выбора темы.

2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.

5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6. Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса.

7. Свободная композиция и непринужденность повествования.

8. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

Темы

1. В общественных системах с авторитарным режимом сосуществование людей вызывает постоянные трения, а отдельные попытки улучшить систему носят насильственный характер и рождают новое насилие. Демократии и биржи, напротив, добиваются стабильности в результате объединения и соперничества людей в более гуманной и изменчивой системе.

В. Швебель

2. Политика – это не искусство возможного. Это выбор между плохим и очень плохим.

Д. Голбрейт

3. Стопроцентная гарантия свободы – это равновесие в обществе социальных сил, а не победа одной силы над другой.

М. Истмен

4. Культура – это все то, что позволяет нашему уму почувствовать свою силу.

Р. Эмерсон

5. Знать, что мы знаем то, что мы знаем, и что мы не знаем того, чего мы не знаем – это и есть истинное знание.

Конфуций

6. Человек не может быть выше или ниже закона; ведь мы не спрашиваем разрешения, когда требуем от него выполнения закона. Верность закону – это наше право, а не обязанность.

Т. Рузвельт

7. Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

Ф. Ларошфуко

8. Познание начинается с удивления

Аристотель

9. Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право

Юстиниан

10. Величие и низость человека зависят от его внутренних побуждений, а не всегда от условий и окружающей среды, хотя и они также могут иметь значение в возникновении побуждений.

Инаят Хан



Предварительный просмотр:

Ответы на задания муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2010/2011

9 класс

I тур

Неоднозначность учебного материала по обществознанию приводит к необходимости принимать как правильные ответы такие из них, которые могут быть даны не по предлагаемым критериям, сформулированы иначе, но верны по сути.

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

(по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 9 баллов)

1.1.

1.2

1.3

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

нет

да

да

нет

нет

да

да

нет

да

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ:

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов)

2.1. Признаки государства

2.2. Мыслители – авторы теорий цивилизаций

2.3. Первоосновы материального мира по мнению древнегреческих ученых

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение:

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов)

3.1. Монета; все остальное является ценными бумагами

3.2. Эксперимент; все остальное относится к теоретическим методам познания

3.3. Разводимость; все остальное относится к демографическим показателям, влияющим на численность населения.

4. Заполните пропуски в ряду:

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов)

4.1. автономная область.

4.2. технические.

4.3. забота о несовершеннолетних детях.

5. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

(по 3 балла за каждый правильный ответ, максимум 18 баллов)

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Опыт»

Познание

Эмпирия – человеческий опыт вообще, восприятие мира посредством органов чувств.

«Ненарушаемое постановление»

Социальный контроль

Санкция – утверждение чего-либо высшей инстанцией, разрешение.

«Отсутствующий»

Избирательная система

Абсентеизм – уклонение от участия в выборах.

«Призывать на помощь»

Судопроизводство

Адвокат – юрист, осуществляющий защиту чьих-либо интересов в суде, защитник.

«Подавленность»

Экономическое развитие

Депрессия – упадок, застой в экономической жизни общества.

«Идущий впереди народа»

Политический режим

Диктатор – правитель страны, пользующийся неограниченной властью.

6. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

6.1. Дайте определения выделенным словам в тексте

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 12 баллов).

1. Организация – государственное учреждение или общественное объединение.

2. Власть – способность кого-либо навязать свою волю окружающим.

3. Разделение труда - качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов.

4. Производительность – способность выпускать определенное количество продукции.

5. Конфликт – столкновение, серьезные разногласия, спор.

6. Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

6.2. Вставьте слово, пропущенное в тексте. Назовите два других типа организаций.

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 6 баллов)

Бюрократия. Добровольные ассоциации, учреждения госпитального типа

7. Вам даны правовые афоризмы, в которых пропущены слова. Необходимо вписать эти слова.

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 4 балла)

7.1. Подлости.

7.2. Адвокатом.

8. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться необходимо  положениями «Всеобщей декларации прав человека»

(по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимум 13 баллов).

8.1. Лягушка из сказки  В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на свободу передвижения.

8.2.  Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на личную неприкосновенность.

8.3.   Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвались в каморку папы Карло, нарушив его право неприкосновенность жилища.

8.4.  Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде» А.Пушкина, нанявшись на работу  к попу. Воспользовался своим правом на труд.

8.5.  Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на владение имуществом.

8.6. В сказке «Иван-царевич и серый волк»  братья убили Ивана-царевича, нарушив тем самым его право на жизнь и личную неприкосновенность.

8.7.  Приказав Чернавке увести царевну и бросить связанной в лесу, царица посягнула на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

8.8.   Брак королевича Елисея и царевны был заключен при свободном и обоюдном согласии.

8.9. Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на неприкосновенность жилища.

8.10. Папа Карло, подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на получение бесплатного образования.

8.11. Буратино хотел  попасть в театр, потому что у него было право на пользование культурными учреждениями.

8.12.  Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино иметь имущество в собственности.

8.13. Когда Буратино, лиса Алиса отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину.

9. Перед вами высказывание одного политического деятеля. Необходимо определить представителю какого идейно-политического течения принадлежит это высказывание: либералу, демократу, марксисту, анархисту.

(2 балла за правильное определение)

Анархисту

10. Соотнесите формулировку крылатых выражений с их значением.

(по 2 балла за каждый правильный ответ, максимум 10 баллов)

1

2

3

4

5

Г

Д

А

В

Б

Всего – 92 балла

II тур

Критерии оценивания сочинения-эссе доведены до участников олимпиады. Сочинение-эссе должно оцениваться жюри по следующим критериям:

1. Обоснование выбора темы.

2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.

5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6. Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса.

7. Свободная композиция и непринужденность повествования.

8. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

        Среди особенностей предмета обществознание» - дискуссионность в содержании и подаче материала, которая требует при оценивании части заданий: учета возможности и целесообразности высказывания участниками олимпиады собственной позиции, которая может расходиться с мнением членов жюри. В том случае, когда эта высказанная участником позиция не выходит за рамки научных представлений и общепризнанных моральных норм, она должна восприниматься с уважением, и оцениваться должен уровень подачи материала, научность и грамотность приведения аргументов и др.

Всего – 80 баллов