Программы внеурочной деятельности

Воробьев Алексей Михайлович

.Программы кружков и секций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл futbol_2015.docx39.77 КБ
Microsoft Office document icon nou_poisk.doc80 КБ
Microsoft Office document icon teleshkola.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

 

  1. Пояснительная записка

              Программа «Футбол» составлена на основе авторской программы «Образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по футболу» Кретова В.В. тренера-преподавателя по футболу «ДЮСШ № 2 г. Тобольска. Рассчитана программа на 1 года обучения детей в возрасте от 8 до 14 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.  Всего за год 144 часа.

Работа по программе «Футбол»  предусматривает содействие гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.      Достоинства занятий по футболу  известны как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка. Такие занятия воздействуют на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма. Задача обучения игре в футбол заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребёнка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий. Содержание занятий объединяет в себе ряд дидактических принципов, среди которых принципы доступности и индивидуального подхода играют значительную роль, так как спортивные игры являются достаточно сложными для освоения дошкольниками. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от уровня усвоения учебного материала каждым ребёнком, а также при учёте реакции его организма на данную ему физическую нагрузку. Обучение технике проводиться постепенно, путём усложнения условий и выполнения движений. Данная программа разработана на основе типовой программы по футболу для спортивных школ. Приоритетами программы являются: демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта.

 Цель и задачи

Цель программы: приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

1.        Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и подростков.

2.        Овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой футбола.

3.        Воспитание высоких моральных и волевых качеств; развитие специальных физических качеств личности.

4.        Приобретение практических навыков и теоретических знаний в области футбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.

5.        Формирование потребности ведения здорового образа жизни.

6.        Проведение профориентации.

2. Общая характеристика  курса внеурочной деятельности «Футбол»

Футбол – один из самых популярных и массовых коллективных игр. Учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Отличительная особенность обучения игре в футбол в  – это её эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре. Разнообразие игровых упражнений, подвижных игр увлекает детей настолько, что они иногда забывают о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно скорее. Так формируется осознанный интерес и мотивация к занятиям не только футболом, но и физкультурой в целом. В основу методики обучения игре в футбол, равно как и другим спортивным играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения. Содержание занятий объединяет в себе ряд дидактических принципов, среди которых принципы доступности и индивидуального подхода играют значительную роль, так как спортивные игры являются достаточно сложными для освоения дошкольниками. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от уровня усвоения учебного материала каждым ребёнком, а также при учёте реакции его организма на данную ему физическую нагрузку. Обучение технике проводиться постепенно, путём усложнения условий и выполнения движений.

3.Описание места  " Я – гражданин своей страны " в  учебном   плане

Согласно  плану на  «Футбол»  выделяется  144 часа, 4 часа в неделю. Срок реализации программы: 1 год.

 4.        Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

-понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности и способность руководствоваться ими в практической деятельности;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

Предметные результаты:

-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

1.Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (если будет этап рефлексии); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (когда идёт работа над блоком Игры народов...), структурирование знаний (в конце изучения блока).

2.Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

3.Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на здоровый образ жизни.

4. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия, различать способ и результат действий с расчётом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе.

 5.СОДЕРЖАНИЕ

 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА

v  значение занятий физкультурой и спортом  в жизни человека;

v  влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;

v  гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;

v  техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;

v  основы и методы техники и тактики игры в футбол,

v  правила игры, организация соревнований;

v  оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;

v  установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.

ОБЩАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА

v  комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость,  воля, быстрота, сила, ловкость и т.д.), необходимых для успешной игры в футбол;

v  развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, футбольные мячи, тренажеры и.т.д.;

v  легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, 1500 метров, кросс 500 до 2 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;

v  гимнастические и акробатические упражнения:

v  упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.;

v  подвижные спортивные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», баскетбол без ведения, «регби», «ручной мяч» и т.д.;

v  сдача нормативов по физической  подготовке.

 СПЕЦИАЛЬНАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА

v  развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики игры;

v  упражнения для развития футбольной скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;

v  развитие  взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;

v  развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;

v  специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;

v  акробатические упражнения при отборе мяча и  ударах по воротам. Специальные акробатические упражнения для  тренировки вратаря.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА

v  обучение технике игры без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным  и приставным шагом, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;

v  обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой  и головой, остановка и обработка мяча, ведения мяча, вбрасывание и техника игры вратаря;

v  обучение ударам по мячу ногами: внутренней и внешней стороной стопы, серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;

v  обучение ударам по мячу головой: удар, выполняемый активным движением туловища; удар, выполняемый кивком. Они выполняются стоя, в прыжке вверх, в прыжке вперед с нападением;

v  обучение остановке и обработке мяча: остановка мяча грудью, остановка мяча бедром,  остановка  мяча внутренней и внешней часть стопы, остановка поднимающегося мяча внутренней частью стопы, остановка мяча в передвижении;

v  обучение ведению мяча: ведение мяча шаговыми ударными движениями внутренней и внешней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема, носком;

v  обучение финтам: финт « наступание подошвой  на мяч»,  «ложная остановка мяча подошвой», «проброс мяча мимо соперника», «ложный замах для удара», убирание мяча внутренней частью подъема», «переступание через мяч»;

v  обучение отбору мяча: в выпаде, толчком плеча;

v  обучение введению  мяча в игру;

v  обучение технике игры вратаря: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, перевод мяча, бросок и выбивание мяча;

 6. Тематическое планирование (за год- 144 часа)

Наименование тем

Количество

часов

Характеристика учебной деятельности

1.

 Инструктаж по технике безопасности.

2

Знать правила безопасности на занятиях

2.

Физическая культура и спорт в России

4

Знать историю футбола

3

Развитие футбола в России

4

Знать историю футбола

4

Гигиенические знания и навыки. Закаливание

2

Знать правила закаливания, выполнять гигиенические требования и меть закаливаться

5

Правила игры в футбол

2

Знать правила игры в футбол и применять их на занятиях

6

Место занятий, оборудование

2

Знать основные правила и технику безопасности при проведении занятий

7

Правила игры в футбол

2

Знать историю футбола

8

Место занятий и оборудование

2

Знать основные правила и технику безопасности при проведении занятий

9

ОФП И СФП

(общая физическая и специально физическая   подготовка)

10

Уметь выполнять технические приёмы

10

Техника игры в футбол

10

Уметь выполнять технические приёмы

11

Тактическая подготовка

10

Уметь выполнять технические приёмы и знать о тактических действиях

12

Участие в соревнованиях

10

Уметь выполнять технические приёмы

13

Контрольные испытания

10

Уметь выполнять технические приёмы

14

Медицинское обследование

2

Знать о своем физическом развитии и контролировать его

15

Физическая культура и спорт в России

4

Знать историю футбола

16

Развитие футбола в России

4

Знать историю футбола

17

Правила игры в футбол и организация соревнований

4

Знать правила игры в футбол и применять их на занятиях

18

ОФП И СФП

(общая физическая и специально физическая   подготовка)

14

Уметь выполнять технические приёмы

10

Техника игры в футбол

12

Уметь выполнять технические приёмы

11

Тактическая подготовка

12

Уметь выполнять технические приёмы и знать о тактических действиях

12

Участие в соревнованиях

10

Уметь выполнять технические приёмы и знать о тактических действиях

13

Контрольные испытания

10

Уметь выполнять технические приёмы и знать о тактических действиях

14

Медицинское обследование

2

Знать о своем физическом развитии и контролировать его

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. С.Н. Андреев « Мини-футбол в школе» ОАО Издательство « Советский спорт» 2008г

  Количество инвентаря и оборудования 

№ пп

инвентарь

Количество шт.

Примечание

(наличие инвентаря)

1.

Мяч для футбола

12

+

2.

Мяч набивной (1-2 кг)

8

+

3.

Секундомер электронный

1

+

4.

Скакалки

16

+

5.

Насос и иглы

1 комплект

+

6.

Щитки футбольные

10

+

7.

Гетры

10

-

9.

Футбольные ворота

2

+

  1. Планируемые результаты

В результате ознакомления и совершенствования элементов спортивной игры «Футбол» воспитанники должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;
  • иметь навыки самостоятельной работы;
  • использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.

При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что воспитанники, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.

 

 



Предварительный просмотр:

     Пояснительная  записка

    Программа  «Познай свой край» является общекультурной модифицированной программой патриотической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся основной школы основам краеведения. Занятия краеведением позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.  

     Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Познай свой край». 

Рабочая программа    разработана  на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы»

 Программа рассчитана на 35 ч., 1 ч. В неделю для учащихся 7-11 классов, увлекающихся историей родного края и работой по сбору материалов для школьного краеведческого музея, созданного учащимися школы.

   Главным объектом работы  является изучение истории родного края.

   Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с ее культурой, с  ее боевыми и  трудовыми традициями, людьми, своим трудовым и ратным подвигом способствующими ее процветанию. В процессе краеведческой работы у  учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, навыки исследовательской и проектной деятельности, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.

Новизна. 

    Принципиальным отличием программы   является воспитательная, патриотическая  направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл  традиций  нашего народа в  различных его проявлениях. Является воспитательная, патриотическая  направленность содержания, которая выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл  традиций  нашего народа в  различных его проявлениях. Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает исследовательские  навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.

     Актуальность.   Одной из важнейших задач образования является воспитание патриотизма и нравственности, как устойчивой черты характера. Успешность решения этой задачи обусловлена состоянием познавательной и исследовательской активности детей, для стимулирования и поддержания которой нужна среда, обеспеченная условиями для самостановления обучаемых. Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса школьников посредством среды с применением исследовательской деятельности, показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых способностей по истории, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к конкретной деятельности, деятельному общению.

    Программа нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению средствами исследовательской деятельности, а также на осуществление ценностно-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка посредством приобщения его к историческому краеведению.

     Принципы построения программы:

  • Постепенность.
  • Единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности
  • Акцентирование на исследовательской деятельности

Цель  — сформировать у учащихся представления о истории и  культуре края как о части отечественной культуры, навыки исследовательской деятельности.

Задачи программы:

 Обучающие

  1. изучать  историю с. Детчино, Малоярославецкого района и Калужской области;
  2. расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
  3. изучать  быт, культуру, обычаи и традиции нашего края.

Развивающие: 

  1. гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление духовно-нравственной сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им исследовательской деятельности.
  2. Развитие внимания, памяти, логического мышления, навыков исследовательской деятельности.
  3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к истории родного края.
  2. Расширение коммуникативных способностей детей.
  3. Формирование культуры и  совершенствование навыков исследовательской деятельности.

 Отличительные особенности данной программы.

    Разработанная программа рассчитана на полный курс обучения детей в основной школе и адаптирована для учащихся. В процессе обучения возможно проведение корректировки  и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только изучение краеведения, но и создание индивидуальных и коллективных проектов, в которых используются знания и умения, полученные при изучении программы.

Данную программу  следует рассматривать и как мощный стимул для интеллектуального и творческого развития учащихся.

    Программа реализуется при соблюдении следующих условий:

  • сочетание разных форм занятий
  • содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит характер проблемной ситуации;
  • совместный характер деятельности, полнота «проживания—переживания»;
  • используется активизирующая обучающихся  форма соревнования;
  • осуществляются выходы в другие предметные циклы;
  • занятия организованы в диалоговой форме и др.;
  • включены формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, экскурсии, конкурсы и праздники, участие в фестивалях и слетах);
  • инициируется творческая активность. Оказывается должное внимание к попыткам обучающихся формировать свои подходы к процессу исследования

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;

-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности и способность руководствоваться ими в практической деятельности;

-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

-уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

-любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранением мира на Земле;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;

-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;

-в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

-усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека,  религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин России, его права и обязанности; искусство, культура; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); гражданин мира, международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория;

-знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;

-умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий;

-умение ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах в их вековом и годовом исчислении различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия.

-умение пользоваться картой для определения границ России, её крупнейших городов, рассказывать о родной стране, столице, называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края;

-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

-сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется в результате выполнения обучающимися творческих работы по истории родного края, участие в конкурсах и научно-исследовательской деятельности.

Календарно- тематическое планирование работы

Содержание работы кружка

Сроки

Кол-во уроков

1

2

3-4

Организационное занятие. Инструктаж по Т.Б.

Посещение школьного музея, ознакомление с экспонатами музея.

Обновление раздела «История Детчино»

сентябрь

4

5,6

7, 8

«Население «Детчино» - сбор материала и оформление проекта «Население с. Детчино»

Проект «Семь чудес с.Детчино

октябрь

4

 9

10-11

12

 Экскурсия в храм с.Детчино

Изучаем традиции народов, проживающих в с.Детчино

Подготовка и проведение праздника «Мама», посвященного дню матери

ноябрь

4

13

14

15

16

История ДК в с Детчино

История новогодней елки

История ОАО «Руский продукт»

Экскурсию на предприятия села

декабрь

4

17

18, 19

20

«Зимние праздники радости»

 

 История нашей школы.

 История нашей школы.

   

Выпускники школы                                                                                                                                            

январь

4

21

22

23

 24

Организация и проведения вечера встреч выпускников.

 Организация встречи с ветеранами войны

«Мой папа – солдат России»,  «Выпускники нашей школы – участники боевых действий» - подбор материала и оформление  фотовыставки.

февраль

4

25

26, 27

28

«Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя - мать».

Подготовка и проведение встречи в музее для наших мам

«Прославленные женщины села»

«Великие дочери России»

март

4

29

30, 31

32

Поле чудес «легенды и были Малоярославецкого  края»

Игра «Час у деда краеведа»

Подготовка и  проведение вечера памяти воинов-земляков «День победы»

апрель

4

33

34

35

Храмы Малоярославецкого района(дню России посвящается).

Из истории национального костюма. Орнамент в русском национальном костюме (дню России посвящается).

Организация экскурсии для классных коллективов в музей.

май

3

                                                                       




Предварительный просмотр:

                                                             


Пояснительная записка

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать детям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Телешкола». Данная программа нацелена на освоение современных информационных технологий, совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа  социально-педагогического направления и рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает овладение навыками создания видеороликов, воспитание интересов к тележурналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей. Теоретические и практические занятия призваны дать представление о специфике деятельности телевизионного ведущего, особенностях телевизионного производства и телевизионных технологиях - организационной, сценарной, операторской, режиссерской. Производство телепрограммы - особая профессиональная и психологическая среда, требующая как от телеведущего, так и от участников программы (ньюсмэйкеров, героев репортажей, гостей в студии) определенных навыков и способностей. Как создается телевизионная атмосфера? В чем специфика работы "на камеру"? Как подготовиться к телевизионному общению? Что должен знать и уметь телеведущий? Как создается экранный образ? В чем секрет популярности телевизионных ведущих? Программа призвана прояснить эти и многие другие вопросы. Особая задача на тренинге - отработка навыков и приемов работы в кадре. Ребята овладевают знаниями и опытом общения с компьютером и техническим оснащением телестудии, осваивают компьютерные программы позволяющие производить запись и монтаж телепрограмм.

Предлагаемая программа  обучения основам журналистики адресована учащимся в возрасте 12-17 лет. Количество учащихся в учебной группе  12 человек. Разработана на основе авторской программы «Школьная телестудия» Баимовой Р.К. МОБУ СОШ №6 город Благовещенск, 2012 год.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам тележурналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Благодаря занятиям в объединении «Телестарт» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся;  учащиеся объединения  ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.

Программа носит комплексный характер и включает в себя различные элементы:

  • обучение основам телевизионных специальностей: тележурналистика, операторское мастерство, видеомонтаж;
  • развитие творческих, коммуникативных способностей личности в процессе участия в творческом телевизионном процессе;
  • участие в социально-значимой деятельности детского самоуправляемого коллектива.

Педагогическая целесообразность программы заключается в комплексном подходе в вопросе развития творческого мышления ребенка. Процесс создания видеоролика, выезд на съемки, создание сценария, актерская игра, безусловно, развивает интеллект ребенка, сообразительность, память, фантазию.

Особенностью данной программы является ее практическая направленность, так как в результате проведения занятий учащимися создаются школьные теленовости, которые транслируются на местном телевизионном канале.

Цель программы

Развитие качеств творческой,  всесторонне  образованной, социально позитивной  личности через создание и трансляцию школьных новостей.

Задачи программы

Обучающие задачи:

  1. Повышение уровня ИКТ - компетенций обучающихся. Изучение компьютерных программ, используемых при монтаже и обработке видеоматериала.
  2. Обучение  выступлению перед публикой и камерой.
  3. Обучение первоначальным знаниям о тележурналистике.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Возраст детей: 12-16 лет. Возможно расширение возраста до 2 лет. Интерес  к информационным технологиям дети проявляют с ранних лет.

В объединении могут заниматься и мальчики и девочки. Набор детей - по желанию. Количество обучающихся в группе: 12-15 человек. (Согласно приложению Сан ПиН 2.4.4.1251-03)         

Сроки реализации

 Дополнительная программа рассчитана на 1 год обучения. При желании и обеспечении социально-педагогических условий возможно продолжение.

Формы и режим занятий

Занятия проходят два раза в неделю. Продолжительность одного занятия 1 час.

Формы и методы занятий: беседа, творческое общение, индивидуальное общение, лекция, демонстрация-объяснение, практическое занятие, съёмки телепрограмм, сюжетное построение, тренинги, игры, просмотр видеороликов с последующим анализом их речевого сопровождения; проблемный разбор самого удачного/неудачного репортажа месяца; встречи с работниками культуры.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;

-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности и способность руководствоваться ими в практической деятельности;

-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

-уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение навыков культуры общения.

-совершенствование в умениях сценариста, режиссёра, оператора, монтажера

Предметные результаты:

-владение базовым  аппаратом деятельности журналиста. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин России, его права и обязанности; искусство, культура; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах);сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория;

-знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории  государства и села наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;

-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

-овладение основами деятельности журналиста, правилами правового и нравственного поведения;

В конце года обучения ребенок должен знать:   

  1. Основы теории тележурналистики.
  2. Технологию работы в программах видемонтажа.
  3. Правила ТБ при работе с видеоаппаратурой, компьютером, проектором.                                    

В конце 1 года обучения ребенок должен уметь:

1. Вести фото- и видеосъёмку: правильно выбирать точку съёмки; грамотно строить композицию кадра; настраивать и правильно использовать освещение; правильно использовать планы; правильно использовать возможности съёмочной техники;

2. Монтировать видеофильмы: производить захват видеофайлов; импортировать заготовки видеофильма; редактировать и группировать клипы; монтировать звуковую дорожку видеофильма; создавать титры; экспортировать видеофайлы.

3. Знать основы тележурналистики: как взять интервью, как правильно выстроить сюжет, знать упражнения на дикцию, артикуляцию.
4. Выполнять правила ТБ.                                                                                                          

Способы определения результативности программы

Формы начальной диагностики

Формы промежуточной аттестации

Формы итоговой аттестации результатов  образовательной деятельности по годам обучения

Формы аттестации обучающихся по итогам реализации образовательной программы

Собеседование

Создание сюжета на свободную тему

Контрольное практическое задание

Защита проектной работы

Формы подведения итогов реализации программы

  1. Трансляция по местному телеканалу.
  2. Организация фестиваля теле- и киноработ учащихся.
  3. Участие в международных, всероссийских, республиканских фестивалях, слетах, форумах.

Учебно-тематический план

Тематическое планирование программы структурировано по разделам:

  • Тележурналистика;
  • операторское мастерство;
  • видеомонтаж.

№№ тем

Тематика занятий

Количество учебных часов

Теория

Практика

Экскурс

Всего

Раздел 1. Тележурналистика

26

1

Тема 1. Введение в тележурналистику.

3

3

6

2

Тема 2. Телевизионный сюжет.

5

3

8

3

Тема 3. Новости.

5

2

1

8

7

Тема 4. Интервью.

2

2

4

Раздел 2. Операторское мастерство

24

9

Тема 9. Видеокамера.

2

1

1

4

10

Тема 10. Видеоряд.

3

2

5

11

Тема 11. Композиция кадра.

4

3

6

12

Тема 12. Съемка телесюжета.

3

5

8

Раздел 3. Видеомонтаж

20

15

Тема 15. Основы нелинейного видеомонтажа.

2

1

1

4

16

Тема 16. Монтажный план сюжета.

4

3

7

18

Тема 18. Программа видеомонтажа.

5

3

8

ВСЕГО ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

70


Календарно-тематическое планирование

Тема раздела, занятия

Дата

Кол-во часов

Раздел 1. Тележурналистика (26 часов)

т

п

1

Тема 1. ТБ на занятиях. Введение в тележурналистику. Телевидение как средство коммуникации.

1

2

Телевизионные специальности. Этапы создания телепередач

1

3

Создание ролика на школьную тему

1

4

Телевизионные жанры. Специфика  телевидения

1

5

Создание ролика на произвольную тему

1

6

Выпуск  школьных теленовостей

1

7

Тема 2. Телевизионный сюжет. Телевизионный язык: умение рассказывать «картинками»

1

8

Композиция телевизионного сюжета

1

9

Создание ролика на школьную тему

1

10

Типы и элементы телевизионных сюжетов

1

11

Взаимодействие журналиста и оператора при работе над сюжетом

1

12

Создание сюжета на произвольную тему

1

13

Понятия «закадровый текст», «стендап», «синхрон»

1

14

Выпуск  школьных теленовостей

1

15

Тема 3. Новости. Критерии отбора новостей. Верстка новостного выпуска

1

16

Просмотр и анализ новостей

17

«Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей.

1

18

Создание сюжета

1

19

Сбор информации. Источники информации. Достоверность информации

1

20

Информационный повод

1

21

Особенности работы над информационным сюжетом.

1

22

Выпуск  школьных новостей

1

23

Тема 4. Интервью. Цели и особенности интервью. Активное слушание

1

24

Подготовка вопросов для интервью. Взаимодействие оператора и журналиста.

1

25

Создание сюжета «Фильм – портрет»

1

26

Выпуск школьных  новостей

1

Раздел 2. Операторское мастерство (24)

27

Тема 1. Видеокамера. Устройство цифровой видеокамеры.

1

28

Создание сюжета. Работа с камерой

1

29

Обращение с видеокамерой. ТБ при работе с видеокамерой

1

30

Создание сюжета на школьную тему

1

31

Тема 2. Видеоряд. Требования к видеоряду. Основные правила видеосъемки.

1

32

Баланс белого, освещенность кадра, выравнивание кадра по вертикали

1

33

Устойчивость камеры при съемках без штатива. Просмотр учебного фильма

1

34

Создание сюжета школьного мероприятия

1

35

Выпуск  школьных новостей

1

36

Тема 3.Композиция кадра. План: крупный, средний, общий. Ракурс.

1

37

Перспектива. Глубина кадра. Свет и цвет.

1

38

Создание сюжета на школьную тему

39

Выбор плана при съемке человека. Монтаж по крупности.

1

40

Создание сюжета школьного мероприятия

1

41

Обрезка, «воздух». Съемка диалога. Правило «восьмерки». Съемка интервью

1

42

Выпуск  школьных новостей

1

43

Тема 4. Съемка телесюжета. Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.

1

44

Создание сюжета

1

45

Выпуск новостей

1

46

Создание сюжета

1

47

«Картинка» - основа телесюжета. Алгоритм работы оператора при съемке телесюжета.

1

48

Выпуск школьных  новостей

1

49

Съемка в особых условиях

1

50

Выпуск  школьных новостей

1

Раздел 3. Видеомонтаж (20 часов)

51

Тема 1. Основы нелинейного монтажа. Оборудование нелинейного монтажа

1

52

Работа с видеофайлами на компьютере. Программы для обработки и просмотра видеофайлов

1

53

Создание сюжета

1

54

Видеомонтаж

55

Выпуск  школьных новостей

1

56

Тема 2. Монтажный план сюжета. Обработка исходного материала.

1

57

Создание сюжета

1

58

Создание монтажного листа. Монтажного плана сюжета

1

59

Принципы монтажа видеоряда

1

60

Выпуск новостей

1

61

Монтаж по крупности, монтаж по ориентации в пространстве, монтаж по фазе движения.

1

62

Выпуск  школьных новостей

1

63

Тема 3. Программа видеомонтажа. Основные инструменты программы видеомонтажа Adobe Rrimier

1

64

Создание сюжета

1

65

Интерфейс программы. Инструменты монтажа

1

66

Временная линейка.

1

67

Создание сюжета

1

68

Размещение на дорожке видеоредактора закадрового текста и синхронов

1

69

Создание файла проекта.

1

70

Выпуск  школьных новостей

1

          Методическое     обеспечение   программы

На занятиях объединения «Телешкола» необходимо раскрыть творческие способности детей, активизировать внутренний потенциал в процессе самостоятельной  деятельности. Знания, полученные при изучении разделов программы, учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний - физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на web-странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данных разделов,  являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.

Некоторые ребята хотят быть ведущими телепрограмм. Ведущий телепрограмм - это человек, который умеет разговаривать с многотысячной аудиторией телезрителей и с каждым по отдельности. Зачисление в кружок происходит по результатам собеседования.

Научиться общаться профессионально - это то, что нужно сегодня очень многим.  Разумеется, телеведущий - это призвание, это профессия, особая профессия, "недемократичная в силу своей редкости", по словам Леонида Парфенова. Редкая потому, что слишком много условий должны совпасть в нужное время и в нужном месте. Здесь важны и качества личности, и общественная ситуация момента. Телеведущий вообще и особенно телеведущий - ребёнок вызывает интерес широкой публики - как и режиссер, политик или музыкант. Конечно, телевизионная журналистика для школьника - это не столько профессия, сколько стиль мышления, образ жизни, отношение к людям.
Выстраивать и контролировать ситуацию общения, эффективно взаимодействовать с cамыми разными людьми, держаться перед телекамерой учатся дети  на занятиях "Основы эффективной коммуникации", "Ведущий в кадре" и "Психология журналистики". На "Актерском мастерстве" - импровизировать, проявлять свои способности и таланты, легко перевоплощаться и свободно общаться с публикой. Занятия по "Технике и культуре речи" дают возможность научиться говорить красиво, правильно и убедительно.  Программа  адресована к ученикам, которые в будущем хотели бы связать свою жизнь с профессиями менеджеров, социальных работников, журналистов, рекламистов, юристов, операторов, монтажеров - всем тем, чья настоящая или будущая активность связана с общением: выступлением перед аудиторией, устной или письменной работой со словом, управлением коллективом, социальными контактами.

Курс тренингов "Техника и основы культуры речи" - это комплекс тренировочных упражнений для развития фонационного (речевого) дыхания, голоса, хорошей дикции, правильного произношения. На занятиях-тренингах отрабатываются умения и навыки творческого использования голоса. Учащиеся получают знания о том, как предохранить голосовой аппарат от перегрузок и заболеваний, а также сведения о культуре речи, ее выразительных средствах. Любое публичное выступление включает в себя несколько обязательных элементов и предполагает знание основ ораторского мастерства, культуры устной речи, а также техники владения ими. Занятия курса позволят освоить речевые и внелингвистические средства, комплекс профессиональных навыков для успешного выступления в эфире.                                                                                                                             

Примерная структура теоретического занятия                                                        

  1.  Организационный момент.
  2.  Сообщение темы и цели  занятия.
  3.  Изложение нового учебно-познавательного материала   
  4.  Решение задач, упражнений, тестов на отработку практических умений.
  5. Домашнее задание, планирование практической деятельности
  6.  Итог занятия.

   Принципы ведения занятий:

  • от простого к сложному;
  • от малой нагрузки, к большой;
  •  от бессистемности к системности;
  •  от «хочу» к «надо».

   На занятиях должно быть интересно, понятно, должно быть взаимопонимание с детьми, доверительные отношения, доброжелательность, нравственные принципы; занятия должны быть полезными и веселыми.  

Условия реализации программы

  1. Желание детей. Постоянный контингент воспитанников.
  2. Материально-технические условия:
    Кабинет информатики с выходом в сеть Интернет и организованной локальной сетью. Видео и звуковоспроизводящая аппаратура: видеокамеры, микрофон, колонки, фотоаппарат, компьютеры, видеопроектор, экран, штативы.

Материально – технические условия:

Видео и звуковоспроизводящая аппаратура:

  1. Видеокамера
  2. Ноутбук
  3. Микрофон
  4. Телевизионная ширма
  5. Штатив для камеры

          Список используемой литературы

  1. К. Станиславский "Работа над собой в творческом процессе переживания" Москва, Искусство, 1995г.
  2. В.О. Топорков. " Станиславский на репетиции" Москва, 2005г.
  3. М.П .Лилина. "Устранять актерские недуги", Москва, Презентация, 2002г.
  4. Н.М. Горчаков. "Режиссерские уроки". Москва, Арнир. 2006г.
  5. Л.Костецкая. "Школа телеведущих", Новосибирск, , 2002г.
  6. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
  7. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  8. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
  9. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

Список рекомендуемой литературы

для обучающихся.

  1. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
  2. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
  3. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
  4. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
  5. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.         
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
  7. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
  8. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
  9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
  10. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992