Публичная презентация опыта

Гусева Ольга Васильевна

рабочая программа иип

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_prezentatsiya_opyta.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация инновационного педагогического опыта

«Формирование гражданской и культурной идентичности в урочное                            и внеурочное время как фактор развития познавательной активности                        и одаренности обучающихся в условиях внедрения обновленных ФГОС и ИКС» учителя истории и обществознания

МОУ «СОШ № 1 г. Петровска Саратовской области»

Гусевой Ольги Васильевны

Внедрение в 2023 г. обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования, Концепции преподавания учебного курса «История России» и Историко-культурного стандарта (утвержденных Министерством Просвещения РФ 23.10.2020) в практику преподавания истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях предполагает «осознание обучающимися российской гражданской идентичности; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»[1]; «приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому наследию народов России, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации»[2].

С целью внедрения компонентов историко-культурного стандарта в практику преподавания мной был разработан элективный курс «История русской культуры», содержащий обширный теоретический и практический материал, который можно эффективно использовать на уроках и во внеурочной деятельности с целью расширения знаний обучающихся в области культурного и духовного наследия России, формирования бережного отношения к историческому прошлому народов России, формирования духовно-нравственных ценностей и патриотизма. Данный элективный курс получил положительное экспертное заключение и вызвал интерес коллег, которые стали использовать данный элективный курс в практике преподавания.

В 2022 г. в целях обобщения знаний учащихся в сфере русской культуры и дополнения этих знаний информацией о культурном развитии родного города и региона, а также расширения работы по формированию гражданской идентичности и патриотизма обучающихся,  мной  была  разработана  программа просветительского курса «Историко-культурное наследие родного края», предполагающая  создание  целостной  историко-культурной  картины  развития страны, которая, в свою очередь, складывается из локальной истории и культуры регионов и народов, ее составляющих. Реализация данной программы предполагает развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, и, что особенно ценно, -  вовлечение родителей и других членов семьи в процесс освоения данной программы. Программа была успешно реализована мной во внеурочной работе по предмету в 11 «а» классе МОУ «СОШ № 1 г. Петровска» течение 2022-2023 учебного года.

Важным аспектом педагогической культуры учителя считаю не только умение анализировать, обобщать и распространять свой опыт, но и желание получать новые знания, применять на практике методы научных исследований, учиться у своих коллег. Участие в профессиональных конференциях различного уровня позволяет мне обогатить свой педагогический арсенал новыми приемами и формами работы, поделиться собственными успехами. Результаты работы по реализации программ «История русской культуры» и «Историко-культурное наследие родного края» были представлены на региональных и всероссийских и профессиональных конференциях учителей. Данные выступления вызывают интерес коллег, что, несомненно, приятно, но и стимулирует постоянно повышать уровень моих профессиональных компетенций.

Накопленным опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся как основы формирования патриотизма, культурной и гражданской идентичности в условиях внедрения обновленных ФГОС и ИКС делюсь не только в очном формате, но и через публикации профессионально-методической направленности. За последние годы вышли в свет следующие 6 статей и методических разработок уроков по данному направлению работы.

С целью повышении своей квалификации в данной области педагогической деятельности и стремясь соответствовать современным требованиям, предъявляемым к педагогам (в том числе ФГОС и ИКС), быть востребованным учителем, способным организовать индивидуальную траекторию обучения школьников, прохожу обучение в ведущих российских образовательных организациях дополнительного образования педагогов.

Владея и постоянно используя на практике современные технологии обучения, в том числе информационные, стараюсь наполнить уроки высоким эмоциональным настроем, нестандартностью, научностью. Уроки-семинары, диспуты, конференции, круглые столы, оргдеятельностные игры учат детей креативному мышлению, формированию активной жизненной позиции, духовно-нравственному совершенствованию, воспитывают гражданственность и патриотизм. На уроках регулярно используется   проектная   методика, которая позволяет учащимся проявлять свои умения и способности, в том числе умение практически пользоваться информационными технологиями.

  Использование психолого-педагогических методик и тренингов, личностно-ориентированной методологии и понимающих методов в практике преподавания позволяет мне поддержать, предостеречь, помочь ученикам, создать ситуацию успеха. Использование на уроках литературных произведений, экскурсии в музеи, посещение выставок, краеведческая и тимуровская работа – основа творческого потенциала учащихся, закладка которого происходит на уроках истории и обществознания. Стараюсь умело сочетать разнообразные формы и методы, инновационные приемы, разноуровневую дифференциацию, которая способствует раскрытию личностных особенностей и возможностей учащихся и позволяет увидеть каждого в процессе обучения, то есть способствуют реализации ФГОС и ИКС.

  Результатом моей работы являются прочные и глубокие знания учащихся по предмету. Наблюдается стабильно высокая динамика успеваемости учащихся при среднем показателе 82%.

Реализуя требования ФГОС и ИКС, стараюсь прививать интерес к преподаваемым предметам и через внеурочную работу. Под моим руководством дети занимаются тимуровской работой, проводят краеведческие исследования, посещают Петровский краеведческий музей и Картинную галерею, музей оборонного завода «Молот», часто совершаем экскурсионные поездки в Областной музей краеведения, Национальную деревню и Музей боевой техники на Соколовой горе, посещаем Саратовский планетарий, театры, побывали в с. Лермонтово, гг. Саратове, Хвалынске, Пензе, Волгограде, Казани, Москве и Санкт – Петербурге, посещая исторические и культурные объекты.

Расширяя кругозор учащихся, воспитывая любовь к своей большой и малой Родине, стараюсь всецело способствовать закреплению полученных на уроках знаний и стимулировать развитие познавательной активности учащихся. К очередной годовщине победы в Великой Отечественной войне моими учениками был собран материал для районной Книги памяти, ведется работа по пополнению школьного музея.

 Проектная деятельность учащихся – обязательный элемент в моей работе и отличное подспорье в развитии познавательной активности учащихся в урочное и внеурочное время, фактором развития одаренных детей. Переход на ФГОС и ИКС детям, конечно малопонятен и малоинтересен. Но создание исследовательского проекта - собственного интеллектуального проекта – стало для детей увлекательным творческим проектом. Первые проекты дети учатся делать и защищать на уроках истории и обществознания под моим руководством, изучая или закрепляя учебный материал (в течение 20-25 минут дети разрабатывают мини-проекты и в течение 5-7 минут защищают подготовленные проекты). Затем пробуют свои силы, разрабатывая самостоятельные проекты по наиболее интересным темам.

От предметных проектов («История уголовной ответственности несовершеннолетних», «Верую…», «События трех революций на Петровской земле», «Дорога как жизнь. Жизнь как дорога» и др.) постепенно перешли к созданию межпредметных и метапредметных проектов («А греет ли шуба?», «Цвета воздействуют на душу. Цвет в исторической живописи», «Чудный звон колоколов радость в думах пробуждает…» и др.). Ежегодно под моим руководством дети принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня, неизменно занимая призовые места. Многие проекты, подготовленные детьми, носят интегрированный, межпредметный и метапредметный характер.

           Обязательным для себя считаю участие в профессиональных конкурсах. Это не столько способ показать свой опыт работы, сколько огромная возможность учиться у своих коллег. В течение последних трех лет приняла участие в следующих мероприятиях:

  1. Национальный конкурс профессионального мастерства «Педагогическая лига: правовое воспитание детей и молодежи» в номинации «Педагог истории» - диплом победителя, 2023
  2. Всероссийский конкурс методических разработок уроков, посвященных семье и традиционным семейным ценностям – диплом, 2022
  3. Всероссийский конкурс методических разработок урока, интегрирующего медиаобразование – диплом за 3 место, 2021
  4. Всероссийский конкурс в рамках Всероссийского социально-значимого проекта «Мой дом – моя Россия» - диплом за лучшую методическую разработку по патриотическому воспитанию, 2021
  5. Всероссийский конкурс краеведов, работающих с молодежью – диплом полуфиналиста, 2022
  6. Региональный профессиональный конкурс классных руководителей общеобразовательных организаций Саратовской области «Премия «Признание» - диплом лауреата, 2023
  7. Региональный конкурс методических материалов среди педагогов образовательных организаций в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания - диплом за 1 место, 2022
  8. Областной конкурс на лучшую учебно-методическую разработку - 1 место, 2022
  9. Региональный конкурс методических разработок «Идеи будущего» - диплом 2 степени, 2022
  10. Фестиваль лучших педагогических практик «Воспитать успешного человека» - победитель, 2024

Таким образом, использование современных педагогических технологий позволяет достичь высоких результатов в урочной и внеурочной деятельности, сформировать успешного выпускника, обладающего чувством гражданской и культурной идентичности к своей малой и большой Родине, своему народу и государству.


[1] О внесении изменений в федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 https://docs.edu.gov.ru/document/ 39b302788ccdb35ae2c13cd316cde490/

[2] Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы от 23.10.2020 № ПК-1вн https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/