Методические разработки уроков истории

Гусева Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Феодальная раздробленность на Руси

Слайд 2

Феодальная раздробленность – это… процесс распада единого государства на несколько самостоятельных частей

Слайд 3

Причины феодальной раздробленности Княжеские усобицы Наличие органов местного управления Отсутствие четкого порядка наследования престола Вторжения половцев, ослаблявшие Русь Опустение Киевской земли, потеря Киевом первенства в русских землях Развитие феодализма С. 78

Слайд 4

Повод к началу феодальной раздробленности Любеческий съезд 1097 г.

Слайд 5

Русь удельная 15 княжеств 15 правителей 15 дружин 15 столиц

Слайд 6

Последствия феодальной раздробленности на Руси Положительные Отрицательные Рост городов, развитие культуры Расцвет ремесла и торговли Сохранение единого языка, культуры, традиций Усиление княжеских усобиц Включение бояр в борьбу за власть Снижение обороноспособности Руси

Слайд 7

Домашнее задание С. 78-83, групповые проекты Новгородская земля Киевское княжество Черниговское княжество Галицко-Волынское княжество Владимиро-Суздальское княжество

Слайд 8

План Литература Географическое положение и природа Крупные города Занятия населения Организация власти Достижения культуры § 10-11, 16 Дополнительные источники информации


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура Древней Руси

Слайд 2

Детинец Посад Слобода

Слайд 3

Домница Кольчуга Шелом

Слайд 4

Десятинная церковь

Слайд 5

Золотые ворота

Слайд 6

Софийский собор в Киеве

Слайд 7

Софийский собор в г. Новгород

Слайд 8

Фреска

Слайд 9

м о з а и к а

Слайд 10

Икона

Слайд 11

Берестяные грамоты

Слайд 12

Пергамент

Слайд 13

Повесть временных лет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древнегреческий театр скене орхестра м еста для зрителей

Слайд 2

Театр в г. Афины

Слайд 3

Театр в г. Элея

Слайд 4

Театр в г. Сиракузы

Слайд 5

Театр в г. Херсонес

Слайд 6

Театр в г. Эпир

Слайд 7

Театр на о. Милос

Слайд 8

Познавательное задание Археологи установили , что самое древнее здание театра было построено в Афинах в 499-496 гг. до н.э., однако историки утверждают, что театральные представления возникли гораздо раньше. Кто прав? Подсказка : почему в центре орхестры находилась статуя бога Диониса?

Слайд 9

Чем современный театр похож на древнегреческий ? Чем отличается ? Можно ли театр назвать синтезом всех видов искусств?

Слайд 10

Домашнее задание § 40 сформулировать правила поведения зрителей в древнегреческом театре написать эссе «Театр -синтез всех искусств » нарисовать театральные маски



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«В театре Диониса»

ФИО

Гусева Ольга Васильевна

Место работы

МБОУ «СОШ № 1» г. Петровска Саратовской области

Должность

Учитель истории и обществознания

Предмет

История

Класс

5

Тема и номер урока в теме

4 урок в теме «Расцвет Греции»

Базовый учебник

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.                                        

Цель  урока: формирование представления о театре как синтезе всех видов древнегреческих искусств

Задачи урока:

- актуализация знаний по истории Древней Греции

- знакомство с творчеством великих древнегреческих драматургов

- сравнение древнегреческого и современного театров

- развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме

- продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания

- развитие умения работать в группах

- воспитание эстетического сознания, уважения к истории и традициям народов древности

- воспитание коллективизма, товарищества

- приобретение теоретических знаний с целью их дальнейшего практического применения в процессе социализации

Тип урока:  комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, ресурсы ФЦИОР, картина «Древнегреческий театр», видеофрагмент театрального спектакля, карта «Древняя Греция», театральные костюмы, учебники.

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формирование УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

Моти-вация

1-2 мин.

Приветствие учеников, проверка отсутствующих, создание рабочей атмосферы в классе

Настраиваются на работу

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Актуали-зация

4 мин.

Постановка проблемного задания: на основе видеофрагмента определить тему урока, основные вопросы для изучения нового материала

Просмотр видеофраг-мента. Определение темы урока и основных вопросов изучения нового материала: что такое театр? где он возник?                          когда возник театр?

Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования

Умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Формирование основ социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.

Выявление затруд-нений

3 мин.

Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске тему урока «В театре Диониса», основные вопросы изучения. Определяется круг знаний учащихся по теме урока путем анализа слов, содержащихся в названии темы.

Ученики на основе предметных знаний и социального опыта сообщают свое понимание слов «театр», «Дионис». Отмечают незнание того, как и когда возник театр, каковы виды театральных представлений.

Формирование социальных и культурных компетенций

Умение самостоятельно определять и оценивать уровень знаний, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Усвоение базовых ценностей современного общества: гуманистических и культурных ценностей.

Изучение нового материала

1. Что такое театр?

7 мин.

2.Театраль-ные пред-ставления.

9 мин.

3. Где возник театр?

5 мин.

3. Когда возник театр?

4 мин.

Работа с картиной «Древнегреческий театр». Задание учащимся: на основе смыслового чтения текста учебника определить значение терминов, относящихся к теме (мальчики: театр, хор, актеры, маска, билеты; девочки: места для зрителей, орхестра, скене, трагедия, комедия).

Обобщает ответы учащихся, сообщает дополнительную информацию о театре Древней Греции.

Организует беседу по вопросам: какие чувства вызвала инсценировка комедии? трагедии?

Какие представления, по вашему мнению, были более популярными у зрителей?

Какие роли могли исполнять участники спектаклей? Какие виды искусств сочетал в себе древнегреческий театр?

Проблемное задание: в какой стране – Греции, Египте, Двуречье или Индии – мог возникнуть театр? Почему? Предположите, в каких городах Древней Греции могли быть построены здания театров?

Могли ли театральные представления устраиваться в колониях?

Сопровождает ответы учащихся показом фотографий развалин театров в Афинах, Элее, Сиракузах, Херсонесе, Эпире, о.Милос, и др.

Познавательное задание: археологи установили, что самое древнее здание театра было построено в Афинах в 499-496 гг. до н.э., однако историки утверждают, что театральные представления возникли гораздо раньше. Кто прав? Подсказка: почему в центре орхестры находилась статуя бога Диониса?

Поиск терминов и их толкования в учебнике. Объясняя значение слов, прикрепляют карточку с термином на соответствующее место картины, тем самым создавая целостное восприятие театра как «места для развлечений».

Объясняют, почему слова «хор», «актер», «роль» и др. объясняют мальчики, а не девочки.

Подготовленные заранее группы показывают инсценированные отрывки из произведений Аристофана «Птицы» и Софокла «Антигона».

Определяют разницу между трагедией и комедией.

Называют роли: (актеры, певцы, танцоры), определяют виды искусств (вспоминают бога Аполлона и муз)

Дети выдвигают предположения, почему именно в Древней Греции мог возникнуть театр. Работая с картой, называют города, в которых могли быть построены здания театров. Отвечают, почему не могло быть театра в Спарте.

Дети выдвигают версии, кто из ученых прав: историки или археологи, обосновывают свои предположения. Вспоминают, что в честь Диониса устраивались празднества, сопровож-даемые представлениями. Делают вывод: первые театральные представления могли возникнуть в Ахейской Греции, а  театр как вид искусства появился в 5 в. до н.э.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Саморазвитие, самоопределение учащихся

Смысловое чтение; умение  определять понятия, создавать обобщения,  строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

умение самостоятельно планировать пути  достижения целей.

Умение  устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию

Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной и культурной сферах.

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта человечества.

Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней

Осу-щест-вление контроля и коррек-ции знаний

5 мин.

Организует фронтальную работу с ЦОР «Древнегреческий театр»

Работают с тестовыми заданиями, комменти-руют и оценивают ответы одноклассников

Формирование ответственного отношения к учению, а также формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде.

Владение основами самоконтроля, самооценки.

Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни

Рефлексия

(подведение итогов урока, выставление отме-ток, домаш-нее зада-ние)

7 мин.

Организует беседу по вопросам:

чем современный театр похож на древнегре-ческий? чем отличается?

можно ли театр назвать синтезом всех видов искусств?

Оценивает работу учащихся, комментирует и выставляет отметки, объясняет дифференци-рованное домашнее задание:  на основе §40                1) сформулировать правила поведения зрителей в древнегре-ческом театре;            

2) написать эссе «Театр -синтез всех искусств»;         3) нарисовать театральные маски

Повторный просмотр видеофрагмента театрального спектакля, беседа, запись домашнего задания.

Воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре народов прошлого, формирование эстетических ценностей

Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Список ЦОР:

1) Фотографии древнегреческих театров

http://eleya.clan.su/photo/2-0

http://www.bestofhistory.ru/besthists-47-19.html

http://palomniki.su/countries/it/g19/sirakuzy.htm

http://metod-sunduchok.ucoz.ru/publ/4-1-0-159

http://www.forum-grad.ru/forum823/thread34243.html

2) Тест по теме «Древнегреческий театр» http://krasnodar.fcior.edu.ru/card/4468/drevnegrecheskiy-teatr.html



Предварительный просмотр:

Период

Наука и образование

Литература

Архитектура

Живопись, скульптура

Театр, кино

Музыка

Древне         русская культура                  (IX - первая половина XIII в.)

Славянская азбука, Кирилл и Мефодий. (Глаголица и кириллица)

«Повесть временных лет»- Нестор; Житие Бориса и Глеба;

«Слово о Законе и Благодати» -Илларион; «Поучение Владимира Мономаха»; «Слово о полку Игореве»                    (1185 г.)

Крестово-купольный  стиль. Десятинная церковь в Киеве; Собор Святой Софии в Киеве.и Новгороде; Церковь Покрова – на – Нерли; Успенский собор; Дмитровский собор.

Фреска. Мозаика.                   Миниатюра. Иконы.

Декоративно–прикладное искусство: чернь, финифть, скань, зернь.

Культура формиру ющейся велико  русской народ     ности (вторая полови-на XIV- XV вв.)

Произведения: «Повесть о разорении Рязани»; «Повесть  о Щелкане»; «Житие Александра Невского»; «Задонщина» (С.Рязанец); «Сказание о Мамаевом побоище»; «Сказание о взятии Москвы Тохтамы-шем»; «Хождение за три моря»      (А.Никитин, XV в.)

Течения в церкви: Нестяжатели                    (Нил Сорский)

Иосифляне                  (Иосиф Волоцкий) Стригольничество-первая русская ересь, критика недостойного поведения духовенства.

Деревянный Кремль. Белокаменный кремль. Краснокаменный кремль. Успенский собор (А.Фиорованти); Благовещенский собор; Церковь Ризоположения; Грановитая палата              (М. Фрязин, П. Солари; Троице-Сергиева Лавра (С. Радонежский).

Ф. Грек (расписал Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде) А.Рублёв (иконы:  «Спас», «Троица»; расписал Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря). Дионисий (расписал Ферапонтов монастырь)

Русская культура конца XV-XVI вв.

1564 г.- начало книгопечатания            (И. Фёдоров и                 П. Мстиславец; «Апостол» – первая русская печатная книга)                      А.Чохов

«Царь- пушка»

«Степенная книга» (описание правлений русских князей);

«Лицевой летописный свод».

Публицистика: «Сказание о князьях Владимирских»;

«Сказание о царе Константине» (И.Пересветов) «История о великом князе Московском» (А.Курбский)

«Домострой» (Сильвестр)               «Четьи – минеи» (Макарий)

Шатровый стиль.

Памятники: Церковь Вознесения в селе Коломенском; Покровский собор (Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву) – архитекторы Барма и Постник, Архангельский собор,  (А. Новый) Колокольня Ивана  Великого

Культура          XVII в.

География:                      В. Поярков, С. Дежнев;                      Е. Хабаров;                     В. Атласов ;

Учебные пособия: Азбука Бурцева; Грамматика Магницкого; Букварь                           К. Истомина Учебные заведения: Славяно-греко- латинская академия

«Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное» «Сказание Авраама Палицына»; «Повесть об Азовском  осадном сидении»

Сатира: «Повесть о Ерше Ершовиче»; «Повесть о Шемякином суде»; «Калязинская челобитная» 

Драматургия:               С. Полоцкий                      «О Навуходоносоре царе»; «Притча о блудном сыне»

Стиль XVII в. – «русское узорочье»               («нарышкинское барокко»)

Архитектурные памятники: Кремлёвский Теремной дворец; Церковь Покрова в Филях; Дворец Алексея Михайловича  в Коломенском

Симон Ушаков: «Троица»; Спас Нерукотворный

XVII век: парсуны – портреты

Придворный театр Алексея Михайловича

Культур ные преобра зования первой четверти XVIII в.

Учебники: «Арифметика» Магницкого; «Грамматика» Смотрицкого «Букварь» Поликарпова; «Первое учение отрокам»  Ф. Проко повича. Реформа алфавита, граждан-ский шрифт. Образование: цифирные школы; школы: Навигацкая; Артилерийская;                          Морская; Инженер ная; Медицинская; Указ о создании Академии наук.

Наука: А.Нартов - токарный станок; аптекарский огород; первый госпиталь; 1714 г. – Кунсткамера.

География:                    В. Беринг, И.Чириков

Поэзия: В.Тредиаковский,

В.Кантемир.

Газета «Ведомости»; публичная библиотека.

«Юности честное зерцало».

Публицистка: Ф. Прокопович- «Правда  воли монаршей», «Слово о власти и чести царской». И.Посошков «Книга о скудости и богатстве»

Стиль: Барокко

Памятники: Собор Петропавловской крепости (Д.Трезини); здание 12 коллегий (Д.Трезини); Кунсткамера                         (К. Маттарнови);  Смольный собор, Екатерининский дворец, Петергоф (В.Растрелли)

Общедоступный театр, строительство «Комедиальной храмины»

Форми   рование русской нацио нальной культуры во второй половине XVIII- начале  XIX вв.

Наука: М.Ломоносов – физики, химия; В. Татищев, М. Щербатов – история; С.Крашенинников – география.

И.Ползунов, И. Кулибин - изобретатели

Образование: Московский Университет (М. Ломоносов, П.Шувалов), Академия художеств                        (П. Шувалов), Смольный институт благородных девиц (И.Бецкой).

Классицизм:                      П. Сумароков («Дмитрий Самозванец»). Реализм: Г.Державин, Д.Фонвизин                     («Недоросль», «Бригадир»).

Сентиментализм:               Н. Карамзин («Бедная  Лиза») Общественная мысль: Н. Новиков  (журналы «Трутень» и «Живописец»). А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».

Классицизм: Дом Пашкова (П.Баженов); Московский университет, Сенат  (М.Казаков)

Жанры: парадный портрет Ф.Рокотов; Н. Левицкий;                      В. Боровиковский; И. Аргунов; А. Антропов.  

Скульптура: Ф.Шубин (бюсты М. Ломоносова, Екатерины II); М. Козловский                        (памятник А.Суворову);                                         Э. Фальконе                            «Памятник Петру 1»

Ф. Волков- основатель русского театра;                    П. Жемчугова – крепостная актриса; крепостной театр Шереметевых.

Культура России             в первой половине XIX в.

Образование: Царскосельский и Демидовский лицеи; университеты, гимназии.             Наука: география – Ф. Лисянский, А. Крузенштерн, В. Головнин, Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев; Ф.Литке; Г. Невельской. химия – Н.Зинин; физика – Б.Якоби; геометрия - Н. Лобачевский; астрономия -               В. Струве

Романтизм: В.Жуковский («Людмила»); реализм:                      А. Пушкин,                   М. Лермонтов,                     Н. Гоголь. Журналы: «Отечественные записки», «Современник»; «Полярная звезда»

Классицизм; ампир.

Памятники: К. Росси (Сенат, Здание Главного штаба, Михайловский дворец); О.Бове: (Манеж, Большой театр); А. Воронихин (Казанский собор, Горный институт); А.Захаров: (Адмиралтейство);               К. Тон (Большой Кремлёвский дворец, Храм Христа Спасителя);                            О. Монферран (Иссакиевский собор, Александрийская колонна).

Портреты: В.Тропинин, О.Кипренский; исторический жанр: К. Брюллов: «Последний день Помпеи»; А.Иванов: «Явление Христа народу»; Бытовой жанр: А. Венецианов: «Жатва», «На пашне», «Гумно»; П.Федотов «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа» .

Скульптура: П.Клодт –  «Укрощение коня»; И. Мартос – памятник Минину и Пожарскому

Малый театр; Александринский театр;

актёры: М.Щепкин, П.Мочалов, П.Каратыгин

М. Глинка «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»; А. Даргомыж ский «Русалка»; А.Алябьев,          Н. Варламов -романсы

Культура России                в период буржуаз    ных преобра зований 1860- 1880х гг.

География: Н. Миклухо-Маклай, М.Пржевальский, П.Семёнов –Тян-Шанский; Математика: П.Чебышев, С.Ковалевская; Физика: П. Яблочков, С.Попов, А.Столетов; Химия: Д.Менделеев, А. Бутлеров. Летательные аппараты: Н.Жуковский, А.Можайский, К.Циолковский Биология: К.Тимирязев, М.Сеченов, И.Мечников, И.Павлов. История - С.Соловьёв, Н.Костомаров, В.Ключевский.

Реализм:

Ф. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»),                 И. Тургенев («Отцы и дети», «Записки охотника»),                    И. Гончаров («Обломов», «Обрыв»),                      А. Островский («Гроза», «Бесприданница»), Н. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»),                           М. Салтыков – Щедрин («История одного города», «Господа Головлёвы»),

Л. Толстой («Война и мир»), А. Чехов («Палата №6», «Вишнёвый сад»).

Эклектика. Псевдорусский стиль. В. Шервуд (Исторический музей), Д.Чичагов (Городская дума), А. Парланд (Храм Спаса на крови), Н.Померанцев (Верхние торговые ряды)

«Товарищество передвижных художественных выставок»: И.Крамской («Неизвестная»), Г.Мясоедов («Земство обедает»), В.Перов («Чаепитие в Мытищах», «Тройка»), И.Репин («Бурлаки на Волге», «Иван IV и его сын»,  «Запорожцы пишут письмо») В.Суриков («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком»), В.Поленов (« Московский дворик»), В.Серов («Девочка с персиками»), И.Шишкин («Утро в сосновом бору»), И.Левитан («Март», «Золотая осень»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), В.Васнецов («Богатыри», «Алёнушка»), В. Верещагин («Апофеоз войны»).                                Создание Третьяковской галереи.

Скульптура: В.Шервуд («Героям Плевны»), М.Микешин («Тысячелетие России»), А.Опекушин («Памятник А.Пушкину»), П.Антокольский («Иван Грозный», «Ермак», «Нестор – летописец»)

Режиссёры: К.Станиславский, В.Немирович –Данченко (МХАТ),

В.Мейерхольд (МХТ).                  Меценат С. Мамонтов

П.Чайковский: «Е.Онегин», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». «Могучая кучка»: А.Бородин («Князь Игорь»), М.Мусоргский («Б. Годунов», «Хованщина»)М.Балакирев (Сборник русских народных песен), Н.Римский– Корсаков, («Шахерезада» «Снегурочка»)

Эволюция и револю ция русской культуры первой половины ХХ в.

Летательные аппараты: Н.Жуковский, К.Циолковский, И.Сикорский; математика - С.Чаплыгин;

физика – П.Лебедев; биохимия – В.Вернадский; нобелевские лауреаты: И.Мечников, И.Павлов;               история – П.Милюков, Е.Тарле, М.Ковалевский, А.Шахматов; философия – С.Соловьев, Н.Бердяев, П.Сорокин

Реализм: А.Куприн, И.Бунин, С.Есенин, Д.Мамин-Сибиряк; акмеизм – А.Ахматова, О.Мандельштам, Н.Гумилев; футуризм – В.Маяковский, В.Хлебников. декаданс – З.Гиппиус, А.Блок

Модерн. Ф.Шехтель (Особняк Рябушинского, Ярославский вокзал)

В.Валькотт                 (гостиница «Метрополь»)

Модерн: М.Врубель («Дмон», «Царевна лебедь»), Н.Рерих («Заморские гости»), А.Бенуа («Военный парад при Павле 1»), Л.Бакст (театральные работы), М.Шагал («Над городом»), Б.Кустодиев («Масленица»);

Абстракционизм: В.Кандинский («Композиция»), К.Малевич («Черный квадрат»); символизм: В.Борисов-Мусатов («У озера», «Призраки»), К.Петров-Водкин («Купание красного коня»). Объединения художников: «Мир искусства», «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Голубая роза»

Скульптура: С.Коненков («Атланты»), А.Голубкина «Старость»)

Режиссеры: В.Мейерхольд, Е.Вахтангов; актеры: В.Комис-саржевская;                   опера: Ф.Шаля-пин, Л.Собинов, А.Нежданова; балет: А.Павлова, В.Нижинский, М.Петина, М.Фокин.

Кино: «Стенька Разин», «Оборона Севастополя», актеры: В.Холодная. И.Мозжухин

И. Стравинский («Петрушка»), А.Скрябин («Прометей»), С.Рахманинов

С.Лебедев, И.Губкин, Б.Курчатов, Н.Вавилов, О.Шмидт, А.Иоффе, И.Тамм, А.Туполев, С.Ильюшин,                  Ж. Котин

М.Горький, А.Платонов, М.Цветаева, М.Булгаков, С.Михалков, С.Маршак, А.Барто, К.Симонов, О.Барггольц, А.Твардовский, А.Фадеев

А.Щусев, В.Семенов, И.Леонидов

Театр Красной Армии             (С. Алабян, В. Н. Симбирцев)

Главное здание МГУ            (Л. Руднев,                            П. Абросимов,                             С. Чернышёв)

Министерство иностранных дел (В. Г. Гельфрейх),

ВДНХ

Плакатная живопись: Кукрыниксы («Потеряла я колечко…», «Окна ТАСС»); К.Петров-Водкин («Смерть комиссара»), К.Малевич («Скачет красная конница»); К.Юон («Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», «Новая планета»), А.Пластов («Ужин трактористов»), А.Дейнека («Оборона Севастополя»), М.Сарьян («Горный пейзаж»)

Скульптура: В. Мухина («Рабочий и колхозница»)

Театр: Н.Погодин, В.Качалов, В.Щукин, М.Яншин.      Кино:  С.Эйзенштейн («Броненосец Потемкин»,                «И. Грозный»), И.Пырьев («Свинарка и пастух»), В.Пудовкин («Суворов»), С.Герасимов («Семеро смелых»), бр. Васильевы («Чапаев»).

С.Прокофьев («Ромео и Джульетта»), И.Дунаевский («Песня о Родине»), Д.Шостакович, Т.Хренников, А. Хачатурян

Певцы: Л.Утесов, С.Лемешев, Л.Русланова, К.Шульженко

Культура совет                 ского общества

Нобелевские лауреаты: Н.Семенов, П.Черенков, И.Тамм, И.Франк, Л.Ландау, Н.Басов, А.Прохоров,                      Л. Канторович, П.Капица; А.Сахаров (премия мира); освоение космоса: С.Королев, Ю.Гагарин, А.Леонов, В.Терешкова

Нобелевские лауреаты: Б.Пастернак, М.Шолохов, А.Солженицын. Писатели: В.Дудинцев, Ф.Абрамов, В.Распутин, В.Белов, В.Астафьев, Б.Васильев; поэты: Б.Ахмадуллина, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, Б.Окуджава, И.Бродский

Государственный Кремлевский дворец, кинотеатр «Россия», здание СЭВ, Останскинская телебашня, гостиница «Космос», стадион «Лужники», «хрущевки».

Живопись: И.Глазунов («Вечная Россия», «Поле Куликово»),                                А.Шилов (портреты),

Скульптура: Е.Вучетич («Родина-мать» на Мамаевом кургане, «Воин-освободитель»),

В.Исаева и Р.Таурит                    («Мать-Родина на Пискаревском кладбище»), Л.Кербель («Памятник В.Маяковскому»), П.Бодаренко («Памятник Ю.Гагарину»)

«Театр на Таганке» (Ю.Любимов), «Современник» (О.Ефремов, Г.Волчек), «Ленком»» (М.Захаров);               Кино: «Летят журавли» (М.Калатозов), «Баллада о солдате» (Г.Чухрай),  «Весна на заречной улице» (М.Хуциев), «Война и мир» (Ф.Бондарчук), «Анна Каренина» (А.Зарха), «Москва слезам не верит»  (В. Меньшов),            «17 мгновений весны» (Т.Лиознова), «Ирония судьбы…» (Э.Рязанов), «Бриллиантовая рука» (Л.Гайдай)

Композиторы: А.Шнитке,                       Р. Щедрин, Г.Свиридов,     А.Пахмутова, В.Шаинский; опера: Г.Вишневская, Е.Образцова, Е.Нестеренко; балет: М.Плисецкая, Р.Нуриев, В.Васильев;  эстрада: И.Кобзон, Л.Лещенко, Л.Зыкина, С.Ротару, А.Пугачева; барды: Б.Окуджава, А.Галич, В.Высоцкий; ВИА: «Песняры», «Машина времени», «Аквариум»  

Культура постсовет ской России

Нобелевские лауреаты: Ж.Алферов, Е.Гинзбург

В.Пелевин, Л.Леонов,  Т.Толстая, А.Слаповский, Л.Улицкая

Мемориальный комплекс                  «Поклонная гора», Москва-Сити, олимпийские объекты              г. Сочи

Н.Сафронов (художник), З.Церетели                                   («Памятник Петру 1»), М.Шемякин («Памятник Петру 1)

«Театр Луны», «Табакерка», «Театр на Покровке», «Мастерская П.Фоменко», «Утомленные солнцем» (С.Михалков), «Остров» (П.Лунгин), «Кавказский пленник» (С.Бодров), «Страна глухих» (В.Тодоровский)

Дирижеры: М.Плетнев, Ю.Башмет, В.Спиваков, В.Гергиев; опера: Д.Хворостов ский, А.Нетребко; балет: Д.Вишнева, Н.Цискаридзе; рок-музыка: «ДДТ», «Наутилус Помпилиус», «Муммий Тролль», «Кино»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Германия и Италия в XII - XV вв.

Слайд 2

Сравните карты двух государств: Италии и Германии

Слайд 3

Сравните два текста В XI- XV веках в странах Западной Европы быстро развивалась торговля, различные ремесла, появлялись новые города. Особенностью развития Англии в XI - начале XIV в. было формирование централизованного государства с сословным представительством - парламентом. В конце XV века во Франции король Людовик XI , одержав победу в войне над герцогом Бургундским, сумел завершить объединение страны и превратить ее в централизованное государство. С XI века, как и в других странах Западной Европы, в Германии и Италии начался подъем хозяйства: возрождались и возникали новые города, развивалась торговля. Вместо единого централизованного государства, и в Германии, и в Италии возникли множества небольших государств во главе с независимыми от короля князьями и своими столицами. В XI- XV веках эти государства остались раздробленными . Какой вопрос у вас возник по прочитанному? Сформулируйте проблемный вопрос.

Слайд 4

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Почему в Германии и Италии в XI I - XV веках не произошло образование централизованных государств?

Слайд 5

Развитие торговли Германия Италия Берлин, Лейпциг, Кельн, Гамбург Крупнейшие города Рим, Флоренция, Милан, Болонья В каждом княжестве Денежная система В каждом городе Между княжествами Таможенные пошлины Между городами Не развита Внутренняя торговля Не развита Развита Внешняя торговля Развита

Слайд 6

Борьба за лидерство Германия Генрих Лев Альбрехт Медведь Карл I Италия Гвельфы Гибеллины Тираны

Слайд 7

Причины сохранения раздробленности Германия 1) объединение земель вокруг многих центров, а не вокруг одного 2) слабость средних и мелких феодалов 3) усиление власти князей, а не короля 4) продолжение княжеских междоусобиц Италия превращение коммун в города-государства противоборство пап и императоров раскололо жителей государства 3) утверждение тирании в городах Италии 4) борьба богатых семей за власть в городах и государстве

Слайд 8

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Почему в Германии и Италии в XI I - XV веках не произошло образование централизованных государств?

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Назовите страны, изображенные на карте. Территория какого государства обозначена оранжевым цветом?

Слайд 2

Ассирийская держава

Слайд 3

Задание: Сформулируйте вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока. Где находится Ассирия? Какие занятия были у жителей этой страны в древности? Как управлялась это государство? Воевало ли оно с другими странами?

Слайд 5

Используя карту на стр.92, назовите государства, завоеванные ассирийцами

Слайд 6

Вопрос: Как вы думаете, почему Ассирии удалось завоевать так много земель? Крылатый гений XIV-X вв. до н.э.

Слайд 7

Ассирийская армия Из каких родов войск состояла ассирийская армия?

Слайд 8

Ассирийцы умели переплавляться через реку на кожаных мешках

Слайд 9

Для штурма крепостей использовали тараны и осадные башни

Слайд 10

Оружие и доспехи: - Железные мечи - Копья - Луки Щиты Шлемы Панцири

Слайд 11

Задание: Прочитайте текст на стр. 93 из летописи ассирийского царя. Что можно сказать об ассирийских завоевателях?

Слайд 12

Жестокость ассирийцев: Сажали, на кол, ослепляли, сдирали кожу Разрушали храмы и крепостные стены Уводили в плен целые народы Грабили покоренные народы

Слайд 13

Ассирийские цари В Ассирии царь не считался, как в Египте, богом. В первую очередь он был военачальником, а затем уже жрецом и судьей.

Слайд 14

Царь Ашшурбанапал Ашшурбанапал - последний царь Ассирии

Слайд 15

Ашшурбанапал охотится на льва Ашшурбанапал в колеснице Рельефы из дворца царя в г. Ниневия.

Слайд 16

Интерьер царского дворца в Ниневии

Слайд 17

Статуя крылатого быка, охранявшая вход в царский дворец.

Слайд 18

Библиотека Ашшурбанапала Приказал собирать книги из разных стран Книги были написаны на глиняных табличках Библиотека сгорела, а книги остались

Слайд 19

Разрушение Ниневии В 612 г. до н.э. вавилоняне объединились с мидийцами и восстали Ниневия была захвачена и сожжена Ассирийская держава погибла

Слайд 20

Повторим ? Столицу Ассирии, город ____________ , называли «логовищем львов», «городом крови». Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле __________ Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли ___________ Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували ________________ и на них переправлялись _________ Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла _________ Ниневия была захвачена и сожжена врагами в ______ году до н.э. Ниневия к онниц у таран кожаные мешки вплавь железа 612

Слайд 21

Домашнее задание: Параграф 18. Записи выучить. Дописать про библиотеку и про конец Ассирийского царства. (п. 5)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Народы России во второй половине XVI в.» Проблемное задание: можно ли Россию XVI века назвать евразийской державой?

Слайд 3

Народы Западной Сибири и Поволжья Группы народов Народ Территория проживания Дата присоединения новых земель Финно-угры Ханты и манси Восточно-Европейская равнина, Урал и Сибирь Конец XVI в. Марийцы, удмурты, мордва Правый и левый берега р. Волги 1551-1557 гг. Мордва Нижнее Поволжье 1556 г. Тюрки Чуваши, казанские татары, башкиры Правый и левый берега р. Волги 1551-1557 гг. Астраханские татары, ногаи Нижнее Поволжье 1556 г. Ногаи, башкиры, канглы, кыпчаки, найманы Урал, низовья Оби 1557 г.

Слайд 4

Какие народы населяли Западную Сибирь? Ханты Манси

Слайд 5

Какие народы населяли Поволжье? чуваши казанские, астраханские, сибирские татары башкиры Ясачные (платили ясак)

Слайд 6

Новая администрация новых земель местная знать – князья и мурзы (управляли населением и собирали налоги, охраняли границы, участвовали в военных походах) «служилые татары» – толмачи, писцы, посланники, несли пограничную и городовую службу, получали денежное и хлебное жалованье, имели ряд торговых и ремесленных преимуществ

Слайд 7

Освоение новых земель строительство новых городов (как опорных пунктов) строительство засечных черт (укрепленных линий) Реконструкция крепости засечной линии

Слайд 8

Тема урока: «Народы России во второй половине XVI в.» Проблемное задание: можно ли Россию XVI века назвать евразийской державой?

Слайд 9

Домашнее задание § 9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Жизнь первобытных людей

Слайд 2

Первобытные люди – первые люди на Земле Homo Habilis – «человек умелый» Homo erectus – «человек прямоходящий»

Слайд 3

Древнейшие люди появились в Юго-Восточной Африке около 2 млн. 600 тысяч лет назад

Слайд 4

Занятия первобытных людей Собирательство Охота

Слайд 6

Орудия труда первобытных людей Рубило Палка-копалка Дубина Умение изготовлять орудия труда было главным отличием людей от животных

Слайд 8

Найдите отличия

Слайд 9

Овладение огнем – первое изобретение человечества Трудности Страх Сложность добывания огня Необходимость постоянно поддерживать огонь Польза Тепло Свет Приготовление пищи Отпугивание диких зверей Помощь во время охоты Изготовление орудий труда

Слайд 10

Найдите сходства

Слайд 11

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей

Слайд 12

Повторим? Древних людей, живших в Юго-Восточной Африке, называли _______________ Основными занятиями первобытных людей были _______________ и ________________ Первый огонь древние люди получили ______ Возраст человечества _____________ Главным отличием древнейших людей от животных было_________________ Древнейшими орудиями труда были________

Слайд 13

Домашнее задание § 3 выучить записи в тетрадях нарисовать в тетради орудия труда первобытных людей



Предварительный просмотр:

Правила данного сайта не позволяют размещать большой объем материала.                       Пожалуйста, перейдите по ссылкам.

https://wiki.soiro.ru/Областной_конкурс_программ_предпрофильной_подготовки_и_профильного_обучения

https://edusar.soiro.ru/course/view.php?id=3707