В помощь родителям


Предварительный просмотр:

Тест Т. Шрайберга

Он направлен на изучение степени удовлетворенности школьника характером взаимоотношений в семье.

Показателем крайне неблагоприятной семейной ситуации является результат по тесту - менее 30 баллов. Формализованное общение - 30- 40. Об эмоциональной близости членов семьи, а следовательно, благоприятном психо-эмоциональном фоне свидетельствует результат - более 50 баллов, а об идеальных отношениях - более 80.

Инструкция: выразите степень своего согласия со следующими утверждениями.

Бланк ответов:

Индекс

выска-

зывания

Высказывание

Полностью

согласен

Согласен

не знаю

не согласен

полностью не согласен

1

2

3

4

5

6

7

А

Охотнее всего я уехал бы из дома

Б

Если семья не выполняет моих желаний, я скандалю

В

В моей семье меня никто не понимает, поэтому я обсуждаю свои проблемы с друзьями

Г

Для семьи я делаю только то, что мне поручают и не более

Д

Если возникают проблемы, я иногда способствую их разрешению

Е

Я стараюсь доставить радость своей семье

Ж

Я стараюсь понять даже тогда, когда требование ко мне не справедливо

З

Если я чем-то озабочен, то говорю об этом с родителями и спрашиваю совета

Теперь необходимо подсчитать сумму баллов, которую набрал каждый из учеников, с учетом «веса» суждения и «веса» высказываний по следующим таблицам.

«Вес» суждений оценочной шкалы

Оценочные суждения

Их «вес» в

положительных высказываниях (Д, Е, Ж, З)

отрицательных высказываниях (А, Б, В, Г)

Полностью согласен

5

1

Согласен

4

2

Не знаю

3

3

Не согласен

2

4

Совершенно не согласен

1

5

«Вес» высказываний

Индекс высказывания

Его «вес»

А

1,10

Б

1,95

В

3,0

Г

4,0

Д

6,0

Е

7,0

Ж

8,0

З

8,95

Для этого необходимо последовательно перемножить эти «веса» по каждому из высказываний, а потом суммировать результаты произведений. Последнее - рассчитать процентное выражение отношения каждого из учащихся к жизни в своей семье по формуле:

Отношение к жизни в семье = сумма произведений – 40:140*100%

Объектом самого пристального педагогического внимания должны стать семьи, выходцы из которых продемонстрировали относительно низкие оценки отношения к жизни в своей семье.



Предварительный просмотр:

Лекторий на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»

Подростковый возраст - это период онтогенеза от 10-11 до 14-15 лет. Он является критическим, так как связан с «трудностями роста»: половым созреванием и «гормональными выбросами», ростом мышечной и костной ткани, диспропорцией в формировании анатомии, общей диспропорцией в физиологии и психике.

Девочки растут быстрее мальчиков. Именно поэтому девочки в 5-8-х классах обычно выше и крупнее мальчиков.

«Длинноногость» обусловлена тем, что происходит рост трубчатых костей конечностей, а «угловатость» и «неуклюжесть» обусловлены диспропорцией в нарастании костной и мышечной ткани не в пользу последней. Следствием переживаний по поводу своей внешности может стать снижение самооценки, неуверенность в себе.

Именно поэтому родителям следует заранее готовить своего ребенка к «возможным проблемам». Рассказывайте о том, что вы чувствовали и какие ситуации возникали с ровесниками у вас. Подросток обязательно станет делиться с вами своими проблемами. Важно формировать перспективу, задавать «вектор развития»: «Если ты будешь посещать плавание, то станешь менее напряженным и быстрее превратишься в прекрасного лебедя...». Ни в коем случае нельзя позволять родителям фразы типа «Ты разбил чашку - такой неповоротливый!», «Я тебе уже сто раз объясняла - такой бестолковый, ты до сих пор не понял решение задачи!» или «Что ты пишешь, как курица лапой?»

Таким образом, физиология тесно связана с психологией. Если у ребенка наблюдается гипертония, то это может быть связано с ростом сердца и пока еще небольшими кровеносными сосудами. Именно поэтому важно соблюдать режим дня, дозировать как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. Правильное построение режима дня и его соблюдение - залог здоровья, успехов в учении.

Так, сон должен составить для младших подростков 10-11 часов, для средних и старших подростков - 8-9 часов.

Кроме этого, распорядок дня - это способ развития произвольности. В центральной нервной системе (ЦНС) наблюдается усиление подкорковой активности, то есть процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведении подростка прослеживается эмоциональная неустойчивость, связанная с резкими перепадами настроения, а также гиперактивность, вследствие чего падает внимательность, ухудшается поведение и успеваемость. Рост ЦНС отражается на тонкой моторике, ухудшается почерк; а также на речь и, зачастую, ответы подростка превращаются в «вытягивание» из него того или иного материала (учебного).

В целом же в результате «перестройки» у пяти- и шестиклассников наблюдается временное снижение успеваемости, часто это является причиной «плохого поведения».

Именно на этом этапе развития ребенку жизненно необходимы понимание и поддержка взрослого! Это время «закрепления ценностей» и усвоения позитивного опыта в разрешении проблемных ситуаций.

Возраст 13-15 лет - это второй этап полового созревания. Подростки становятся менее раздражительными, чем младшие, они становятся независимыми от взрослых. Под влиянием гормонов растет мышечная масса, повышается работоспособность. Значительно усиливается интерес к противоположному полу. Для этого возрастного этапа мерилом успеха является внешность подростка. Отставание от своих сверстников в росте и весе особенно болезненно воспринимается ребятами.

Эти недостатки видимы, и именно они бросаются в глаза. Именно внешность и желание не быть отвергнутым, ведь общение со сверстниками становится ведущим, заставляет подростков по-своему решать проблемы комплекса неполноценности. Одни заявляют о себе тем, что начинают курить, а другие находятся в перманентном конфликте со взрослыми и некоторыми сверстниками - хамят, грубят, веселят окружающих, используя тактику «сердитого внимания».

Более того, развитие «Я», потребности «в чувстве значительности», а не просто желание быть в среде сверстников и занимать определенную позицию в социуме (классе), как раз и проявляются в общении.

Если для младшего подросткового возраста характерно общение, связанное с поведением и учением, то для среднего и старшего подростка - вокруг вопросов личности, индивидуальности. Примером этого может служить один из таких приемов, формирующих социальные барьеры, как осмеяние. Часто взрослые приписывают недостатки окружению, на самом же деле речь идет о потребности подростка в овладении конструктивными способами взаимодействия. Отсутствие позитивного опыта часто приводит к дезадаптации.

В основе дезадаптации лежит конфликт, а под его влиянием неадекватное реагирование на условия и требования социума в форме тех или иных отклонений в поведении (послушание или бунтарство).

Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово называют, не обращая на него внимания, подросток становится тревожным, озлобленным - он не знает, что делать!

Проблема в том, что подростку необходим взрослый, для того чтобы научиться быть взрослым! Развитие ответственности за действия и поступки, осознанности начинается в семье. Основой является четкое распределение обязанностей (уборка, мытье посуды, вынос мусора). Это необходимо решить на семейном совете. Обязанности должны иметь все. Назначьте санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте единое требование - это единственный способ повышения ответственности, а также ухода от манипуляции. И не вздумайте перекладывать воспитание на плечи бабушек, лучше «продленка»!

Плохое поведение - это первый признак того, что потребность «принятии и уважении», «самовыражении» не удовлетворяется.

Слабая успеваемость - это низкая школьная мотивация, которая обусловлена неумением делать выбор и брать на себя ответственность за решения.

С чего начать?

Для начала задайте себе вопрос, а кто для моего ребенка являет идеалом (кумир помогает подростку стать лучше); какие качества ему нравятся в кумире, почему внешние, а не внутренние или наоборот; кому еще из одноклассников нравятся «он» или «она». Тогда, возможно, вы поделитесь своими воспоминаниями «О своем подростковом кумире» и найдете способ, как найти свое «Я» и достичь успеха.



Предварительный просмотр:

Памятка «Как избавиться от гнева»

  1. Если вы расстроены, то ребенок должен знать о вашем состоянии («Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Давай поговорим позже»).
  2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться. Именно ваш пример того, как грамотно справляться с раздражением, поможет вашему ребенку освоить приемы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях:
  • посчитайте до 10;
  • напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко;
  • в течение 3-5 минут делайте обычный вдох и длинный глубокий выдох;
  • разорвите или сомните ненужную бумагу, газету;
  • потопайте ногами, побейте подушку;
  • сделайте для себя что-нибудь приятное.
  1. Отложите обсуждение с ребенком его поведения или отмените, если возможно, совместные дела.
  2. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
  3. Говорите тише, не делайте резких движений.
  4. Если есть возможность, выйдите в другую комнату или на свежий воздух.



Предварительный просмотр:

Памятка «Как правильно относиться к ребенку»

  1. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, как вы, или таким, как вы хотите его видеть. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  2. Помогите ребенку стать не вами, а собой. Главная цель воспитания - счастливый человек.
  3. Принимайте ребенка таким, каков он есть - со всеми его достоинствами и недостатками.
  4. Не требуйте от ребенка платы за все, что вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить вас? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
  5. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб.
  6. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
  7. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок уникален.
  9. Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше, чем вам, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  10. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  11. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  12. Не унижайте своего ребенка. Воспитание без уважения - это подавление.
  13. Дорожите доверием своего ребенка, берегите его тайны никогда не предавайте ребенка.
  14. Не забывайте, что самые важные встречи ребенка - это его общение с другими детьми. Принимайте друзей своего ребенка. Обращайте больше внимания на них, подростки очень подвержены влиянию сверстников.
  15. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали вашему.
  16. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. Любите его любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Поддержка ребенку нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
  17. Общаясь с ребенком, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с вами.



Предварительный просмотр:

Советы родителям:
профилактика табакокурения

  1. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток не курил, вы сами не должны этого делать. Если ребенок видит, что вы курите, и слышит, что курить нельзя, он скорее последует вашему примеру, чем прислушается к словам.
  2. Если в числе значимых взрослых есть курильщики, то, во-первых, следует дать понять или просто сказать ребенку, что не надо прятаться и пытаться скрыть дурную привычку. В такой ситуации необходимо честно поговорить с подростком, признать наличие у себя пагубного пристрастия, старшему подростку рассказать, как вы начали курить, объяснить, что хотели бросить курить и даже пробовали, но это оказалось очень сложной задачей. Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным и не курить в доме. Такое поведение показывает подростку, что курение накладывает определенные ограничения, курильщики не являются хозяевами положения.
  3. Даже если никто из домашних не курит, у вас могут быть курящие друзья, поэтому в семье должны быть правила, относящиеся к курению. Например, даже самые лучшие друзья не могут курить у вас дома.
  4. Говорить с ребенком нужно в доверительной обстановке, обязательно на равных. Нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения. Нужно выяснить знания ребенка по проблеме и в дальнейшем разговор строить, опираясь на эти знания. Бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.
  5. Фразы, которые не стоит произносить в общении с ребенком-подростком, и его возможная реакция на такие фразы:

Ты еще мал курить! (Отлично, как только вырасту... Хотя я уже взрослый.)

Чтоб я не видел тебя с сигаретой! (Нет проблем, буду курить в более приятной компании.)

Курят только глупые люди. (Может, твой дядя Саша и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят.)

Не смей курить!!! (Не смейте мне приказывать!!!)

Увижу с сигаретой - выгоню из дома! (Какая ерунда. Любопытно на это посмотреть.)

Сигарета - это яд. Капля никотина убивает лошадь. (Это банально, к тому же я не лошадь.)

Вот сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики. (А что, можно попробовать.)

  1. Нужно выяснить причины курения и постараться их устранить:
  • если из любопытства, то расширить круг интересов подростка;
  • если для того, чтобы казаться взрослее, то не относиться к нему как к ребенку;
  • если за компанию, то нереально оградить вашего ребенка от тех, кто подает нежелательный пример, зато можно научить его самостоятельно мыслить и не следовать за толпой.

Помните, что гнев никогда не помогает решить проблему, а может озлобить ребенка-подростка и подорвать доверительность в отношениях. Четко заявите свою позицию относительно его курения, не отвергая при этом самого подростка, не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, ведь избавление от курения требует времени.