Исследование в младших классах на тему "Приспособленность воробья к суровым природным условиям Сибири и его роль в жизни человека"."

 

Тема исследовательской работы: Приспособленность воробья к суровым природным условиям Сибири и его роль в жизни человека.

Участники исследования:

  • ученики  4-го класса;
  • классный руководитель (Коршунова Татьяна Фёдоровна);
  • родители.

Цель: знакомство с образом жизни воробья.

Задачи:

  • Формировать представление детей о птицах, расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.
  • Формировать исследовательские умения: проводить наблюдения, работать с дополнительной литературой, делать выводы по данному исследованию, представлять результаты исследовательской работы.
  • Активизировать речевую деятельность, развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать бережное отношение к птицам.
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Объект: птицы.

Предмет: воробьи.

База исследования: Республика Бурятия, Мухоршибирский район, село Хонхолой.

Сроки исследования: осень-зима-весна

Актуальность: Человек неотделим от природы. Он учится у природы. И приятно осознать, что эта книга не имеет последней страницы. Вспоминаются замечательные строки писателя Леонида Леонова: «Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка, он прошёл душевный университет».

Гипотеза: В науке есть нерешённые, спорные вопросы. Один из них – вопрос: почему вымерли динозавры?

   Есть гипотеза, что динозавры вымерли потому, что не смогли приспособиться к изменениям окружающей среды, так как наступило сильное похолодание.

   Как же выживают другие животные, как они приспосабливаются к суровым условиям жизни, ученики рассмотрели на примере воробья. 

Методы исследования: беседа с учителем и родителями, опрос, поиск литературы, работа с интернетом, наблюдения, эксперименты.

  Исследование  «Приспособленность воробья к суровым природным условиям Сибири и его роль в жизни человека» ученики проводили, выполняя задания:

Задание 1: Проведите наблюдения за воробьями,  определите признаки их приспособленности к природным условиям.

   Проведя наблюдения и ознакомившись с информацией в словарях, в детской энциклопедии, дети узнали, что воробей – это маленькая подвижная птичка с круглой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый.

   В толковом  словаре С. И. Ожегова значение этого слова объясняется так: «Маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая близ жилых строений».

   Самый распространенные виды воробьев – домовой воробей и полевой воробей. Именно их мы чаще всего видим на наших городских и сельских улицах. Шумные птицы, весёлые, умные и задиристые, летают стайками и громко чирикают. Маленькая голова, глазки бусинки, острый короткий черный клюв. Вот такая аккуратненькая и ладная птица, а когда нахохлится, то похожа на пушистый помпон. Воробей весит 25-35 грамм, длина его 15 – 17 см. Самцы окрашены в более яркий наряд, чем самки. Домовой (городской) воробей – спинка, хвост и крылья ярко коричневые с черными пятнами, шея и грудка серого цвета. На крыльях светло-желтые поперечные полоски. На голове серая шапочка. Самки на фоне самцов выглядят намного бледнее и скромнее, в их наряде больше серых и бледно коричневых тонов. Полевой (деревенский) воробей -  шапочка на голове каштанового цвета, подбородок черный, на белых щечках по черному пятнышку. Спинка и крылья буро-каштанового цвета, грудка светлее. Эти воробьи ведут оседлый образ жизни, где родились, там и зимуют. В период размножения живут парами, все остальное время небольшими стайками. Говорят, что воробьи образуют пару на всю свою жизнь. В среднем воробей живет 2 – 4 года, но ведь встречаются и долгожители, которым по 10 лет.

ВЫВОД: Окраска воробьёв, его форма тела, крыльев, клюва помогает птицам быть незаметными среди ветвей и стволов деревьев, на земле для врагов.

Задание 2:  Ребята, вы, наверное, обращали не раз внимание на то, что воробьи держатся стаей? Понаблюдайте за воробьями постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Почему воробьи держатся стаей?
  • Что делают воробьи при приближении человека, кошки, собаки?
  • Как они относятся к людям, которые их постоянно пугают?

   Есть серьёзные причины для признания стайного образа жизни: кто-то из пешеходов слишком близко подошёл к стае, появилась кошка или собака. Кто-то из воробьёв непременно заметит опасность и издаст предостерегающий крик. Вся стая мгновенно срывается и улетает. Если воробьи при этом сидели на дереве, то все разом слетают на землю.

    «Хотя воробей на первый взгляд представляется глуповатым, но в действительности он богато одарен,  – считает Альфред Брем (немецкий учёный зоолог). – Будучи очень понятливым, он мало-помалу настолько знакомится с человеком и его образом жизни, что вызывает удивление каждого наблюдательного человека. Везде и при всевозможных условиях он соображается с нравом своего хозяина и в городе держит себя совершенно иначе, нежели в деревне; от его острого взора не скроется ничего, что бы могло быть ему полезным или вредным. Также как с человеком, он вступает в более или менее тесные отношения и с другими существами: относится доверчиво или недоверчиво к собаке, очень надоедает лошадям, предупреждает себе подобных и других птиц о присутствии кошки, крадет корм у кур, не обращая внимания на их угрожающие движения.

   Воробьи приручаются с трудом. Но в отдельных случаях удается привязать к себе эту умную птицу. Один такой воробей на полной свободе прилетал на кличку к своему хозяину, садился ему на руку и узнавал его еще издали».

     Альфред Брем приводит описание человека, который занимался тем, что отстреливал воробьев. Уже в первые дни, воробьи научились узнавать его, когда он выходил с ружьем: издавали предостерегающий крик и все разлетались. Менее чем за 8 дней этот человек стал врагом, независимо от того, был ли он вооружен, шел ли один или в компании. Различная одежда не меняла дело, и даже когда он появлялся у закрытого окна, воробьи моментально улетали, издавая свой предостерегающий крик. 

ВЫВОД: У воробьёв есть зрительная память.  Воробьи должны быть осторожными, так как их можно поймать. Образ жизни, повадки воробьёв часто спасают им жизнь.

   Выдающийся писатель-натуралист, замечательный знаток наших отечественных птиц Дмитрий Никифорович Кайгородов писал о воробье: «Это птица необычайно тонкого ума, в высшей степени наблюдательная и сообразительная. Почти ручная и домашняя, с одной стороны, с другой – строгая и дикая в такой степени, что редко какую птицу так трудно изловить, как воробья. Недаром и в пословице говорится, что «старого воробья на мякине не проведешь». Если же и удается его поймать, то очень трудно приручить к клетке и заставить примириться с нею».

Задание 3: Послушайте рассказ-задачу и ответьте на вопрос: Как спасаются воробьи от холода?

Рассказ-задача «Воробьи зимой».

   Наступила зима. Стало очень холодно, и два молодых воробья все не могли согреться. Один все время летал, постоянно прыгал. Он считал, что, двигаясь можно согреться. Но, к сожалению, ему было все холоднее и холоднее. Вдруг он обратил внимание, что его товарищ спокойно сидит на ветке, нахохлился и не двигается.

     Со страхом он подлетел к неподвижному товарищу.

— Ты не замерз? Ты что сидишь, давай полетим, может быть, согреемся. Я так испугался, когда увидел тебя неподвижным. Решил, что ты совсем замерз.

— Я не замерз,— отвечает неподвижный воробей, — мне наоборот тепло. Я шубу надел и сижу. Зачем мне замерзать?

    Теперь замер первый воробей, усиленно разглядывая товарища: какая это на нем шуба? Кроме его пуха и перьев ничего не было видно. Но воробей стал покруглее, попушистей. Непонятно, отчего.

     И может быть, ему и вправду тепло, раз он не дрожит.

  Рассмотрите окружающие воробья ресурсы: что может согреть воробья, когда вокруг ничего теплого нет. Проведите аналогии с поролоном, двойными рамами на окнах, термосом, пуховой одеждой.

Решение задачи: В морозные дни птицы сидят, распушив перья, как бы нахохлившись. Они как бы одевают себя воздушной одеждой.

   А в полете воздух под перьями все время меняется, отнимая тепло. Потеря тепла может быть настолько сильной, что летящая птица иногда замерзает: говорят – замерзла на лету.

ВЫВОД: Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг другу, нахохлившись.

 Задание 4: Что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?

   Для ответа на этот вопрос дети подобрали пословицы:

                     Голодом страшна зима воробьям, а не холодом.

                    Сыты воробьи – и тепло им под пухом и перьями.

    За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 птиц выживает только одна. Поэтому необходимо помогать птицам в трудное время.

ВЫВОД:  Для птиц зимою страшнее голод, чем холод.

Задание 5:  Сделайте кормушки для птиц. Кормушки развешивайте в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку можно установить около окна. Через стекло очень удобно наблюдать за птичьей столовой. Насыпьте в кормушку разный корм. Определите, какой корм предпочитают воробьи? Нарисуйте рисунки, напишите сочинения о воробьях, подберите стихи.

Сочинения детей


   К нам на окно прилетают голуби. Они считают наше окошко своим, потому что мы всегда даём им зерна и крошки хлеба. Когда голуби клюют зерно, то прилетает маленький воробышек. Он, как мячик, прыгает между голубями и хватает зёрнышки. Голуби иногда прогоняют его. Воробышек живёт где-то близко от нашего окна. Он всегда видит хлебные крошки или зёрна на окне. Это окно он тоже считает своим. Прилетай к нам, воробышек.

*  *  *

   Суровой была зима. И целую зиму кормушка у нашего окна не пустовала. Мы уже отличала «своих» воробьёв от «чужих», замечали несхожесть их характеров. И у нас тут появились стихи:

Воробьи в окошко: «Тук!

Тук! Тук! Тук!»

Я для них – надёжный друг.

Насыпаю им пшена,

Хлебных крошек тоже,

И клюют они с утра

В лютые морозы.

*  *  *

   Я люблю птиц. Но больше всего я люблю воробушков. Они едят удивительно: схватят крошку хлеба и летят, как будто кто-то за ними гонится.



  А сколько стихов написано о воробьях? …Гораздо больше, чем о любой другой птичке…

Стихи о воробьях, подобранные учениками


Зимний разговор через форточку

– Я – маленький воробей.

Я гибну, дети, спасите…

Я летом всегда подавал сигнал,

Чтоб сторож ворон с огорода гнал.

Пожалуйста, помогите!

– Сюда, воробей, сюда!

Вот тебе, друг, еда.

Благодарим за работу!

Воробей

Воробей нахохленный, чирикай!

Не навек же эти холода.

Зацветёт за домом повилика,

Будет в лужах тёплая вода.

Посиди в горсти. Уже согрелись

Хохолок, и хвостик и крыло.

Доживём, приятель, до апреля,

Доживём всем холодам назло!

*  *  *

Скачет бойкий воробей

Возле маленьких детей:

-- Эй, ребята, дело есть –

Бросьте крошечек поесть,

Помогите воробью,

Я вам песенку спою!

*  *  *

– Воробей мой,  воробьишко!

Серый,  юркий, словно мышка.

Глазки – бисер, лапки – врозь,

Лапки – вместе, лапки – врозь…

Прыгай, прыгай, я не трону –

Видишь, хлебца накрошил.

*  *  *

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый воробей.

Домовой воробей

Чуть живой.

Не чирикает даже.

Замерзает совсем

воробей.

Как заметит

подводу с поклажей,

Из-под крыши

бросается к ней!

И дрожит он над

зернышком бедным,

И летит

к чердаку своему.

А гляди,

не становится вредным

Оттого,

что так трудно ему… (Н. Рубцов).


 

ВЫВОД: Воробьи любят и семечки, и зерно, и ягоды.

Задание 6: Почему воробья так назвали? Обратитесь к истокам слова.

  1. Некоторые учёные думают, что слово воробей восходит к древней основе вор. От неё образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то воробей получил своё имя, что издавна вертелся подле человеческого жилья, на воротах да заборах.
  2. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов – названий птиц. Так, воробей назван по-своему чириканью, от звукоподражательного вор. Та же основа и в несохранившемся ворк, на базе которого образовалось ворковать, т. е. «издавать переливчатые звуки».
  3. Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышлённые птахи, поневоле подумаешь: «воробей» – это просто-напросто  «вор». Любит эта птичка и семечки, и зерно. Целые воробьиные стаи собираются на токах, элеваторах, воруя выращенные зёрна. Ей вовсе невдомёк, что не для неё сеяли.

        – Вора бей! Вора бей, - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей.              

           Отсюда и название воробей.

Задание 7: Можно ли считать воробьёв ворами, а если нет, то почему?

   Неживая и живая  природа, растения и животные, растительноядные и хищные животные – всё в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого. Поэтому говорят, что в природе существует «равновесие».

   «В природе не существует полезных и вредных птиц, полезных и вредных насекомых, там все служат друг другу и взаимно приспособлено». (Г. Морозов).

   Иногда люди просто по незнанию губят животных-помощников.

   Сейчас людям известно очень много примеров опасного нарушения природного равновесия. Это случается в разных странах.

  В Китае однажды решили уничтожить воробьёв – за то, что они клевали зёрна на полях. Но истребив огромное количество воробьёв, китайцы заметили, что на полях размножились насекомые и губят урожай. Оказывается, воробьи клевали не только зёрна, но и тех насекомых, оберегая от них культурные растения.   Китайцам пришлось ввозить воробьёв из других стран.

   Воробьи поедают не только культурные растения или их семена. По ориентировочным подсчетам, стая воробьев (1000 птиц) за один месяц уничтожает 8 килограммов семян сорняков. Это существенный вклад в защиту культурных растений. Но и это не все, ведь воробьи уничтожают и насекомых. А если учесть, что воробьи относятся к числу самых распространенных птиц, то число насекомых, которых они уничтожают, астрономическое. Выкармливая птенцов, воробьи ежедневно приносят им примерно по 600 насекомых, из которых девяносто процентов – вредители. За две недели выкармливания общий вес этой добычи составляет примерно 1,5 кг. Воробьями в свою очередь питаются полезные хищные птицы и совы.

   А в течение всей осени воробей сущий вор; но ведь он служил нам всю весну и лето верой и правдой; не жалейте же нескольких горстей зерен, которые вы все равно потеряли бы при сборке хлеба: по полям, при перевозке по дорогам, при пересыпке зерен из мешка в мешок. Воробей берет только то, что уже брошено, чего вы не можете поднять, что съедят другие птицы и звери... Воробей не только не вор, но птичка полезная и умная, которую всякий благоразумный человек должен оберегать.

ВЫВОД: Воробьи выкармливают своих птенцов только насекомыми, которые приносят большой вред нашим садам и огородам. А аппетит у воробьят отменный! За горсточку зерна, похищенную у людей в голодное время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая от вредных насекомых. Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых.

   Прочитайте текст и дополните предшествующий вывод.  

   В саду на дорожке прыгали молодые воробышки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева. Он зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

   Тихо летит по задворкам ястреб. Но старый воробей заметил злодея. Зачирикал громко и тревожно воробей.

   Все воробьята разом скрылись в кустах.

 ВЫВОД: Воробьи организованы, дисциплинированы и несут ответственность за подрастающее поколение.

   Может показаться странным в наш век - компьютеров, космических кораблей, сложной и точной техники - обращаться за прогнозом к природе.  

    И фенология - наука, ос­нованная на наблюдениях за явлениями приро­ды, - остается незаменимым подспорьем для человека в век техники.

   Воробьи – прекрасные синоптики.  Если вы будете наблюдательными и внимательными, то можете по поведению воробьёв, вы сможете определить погоду не только на следующий день, но и предсказать, какое будет лето.

Задание 8:  Подберите приметы, связанные с воробьями.

Народные приметы

  • Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. А если их совсем не слышно, –  к  холоду и вьюге. 
  • Воробьи перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром, летают кучами – к сухим, погожим дням.
  • Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету, на теневой стороне – к лету тёплому.
  • Воробьи – нахохлились к дождю.
  • Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  • Воробьи кучатся, кричат в кустах - к ненастью.

Выводы:

   Каждое животное по-своему приспособилось к жизни на Земле. Воробьи замечательно научились выживать в суровых условиях Сибири.

   В отличие от многих птиц, воробьи остаются зимовать там, где родились и жили.

   Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека.

   Поселяются в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев.  В тёплое время питаются насекомыми, приносят тем самым пользу сельскому хозяйству.

   Воробей кажется простой, обыкновенной птичкой. Но на самом деле, это – необыкновенная птица.

  • Кто первым открывает морозное утро? (Воробей).
  • Кто первым объявляет о начале весны? (Воробей).
  • Кто первым под окном или под крышей устроил гнездо? (Воробей).
  • Кто первым вывел птенцов? (Воробей).
  • Кто первым с малышами отправился на прогулку? (Воробей).

   Воробей для нас – живое напоминание о красоте окружающего нас мира. В суете и рутине повседневности мы редко замечаем ее. А еще это небывалый пример терпения и смирения, символ несгибаемости и воли к жизни, к преодолению невзгод. Как не хватает нам, порой хотя бы воробьиного мужества.

    Поэтому сейчас, когда за окном трещат морозы, когда кажется, что всё живоё замёрзло, и когда только крошечные нахохлившиеся воробьи снуют под нашими окнами, помогите этой самой обыкновенной, и самой необыкновенной птичке пережить трудное время. Насыпьте в кормушку хлебных крошек, бросьте горстку зерна или крошек со стола. И воробьи отблагодарят вас летом.

 

Список используемой литературы:

1. Брем А.Э. Жизнь животных. «Просвещение», Т. 2. Птицы. 1901. XXII, 880 с.

2. Детская энциклопедия «Что такое, кто такой?»

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Советская энциклопедия», 1964.

4. Кайгородов Д. Н. Серия: Моя первая книга  - Год выпуска: 2012  - "Лепестки". Сборник рассказов о природе средней полосы России, об обитателях наших лесов и садов.

5. Г. Ф. Морозов. Учение о лесе. Государственное издательство сельскохозяйственной и колхозно-кооперативной литературы. Москва. 1931. Ленинград. Изд. 6-е.

6. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для ОУ. в 2 частях. – М.: «Просвещение», 2012.

7. Ресурсы интернета.