Поле Чудес "Что за прелесть эти сказки!"

 

Положение

о проведении внеклассного мероприятия

для младших школьников

 

Тема:  Поле чудес «Что за прелесть эти сказки!»

Цели:

  • использовать игровую форму для обобщения и углубления знаний учащихся о творчестве А. С. Пушкина;
  • развивать позитивное и творческое мышление и любовь к родному языку и русской поэзии;
  • воспитание интереса к чтению;
  • воспитание нравственных качеств характера на примере сказочных героев.

Участниками внеклассного мероприятия являются ученики 3- 4 классов.

Для участия в игре приглашаются команды в количестве 3 человек.

Время проведения: -  15 декабря 2012 года

Место проведения: - МБОУ «Хонхолойская СОШ»

Организатор проведения внеклассного мероприятия является:

- Коршунова Т. Ф. (классный руководитель 4 класса)

Организационный комитет в данном составе осуществляет следующие функции:

- общее руководство и контроль за проведением мероприятия;

- утверждает положение и состав жюри конкурса;

- проводит анализ мероприятия, подводит его итоги и награждение победителей.

             Для участия во внеклассном мероприятии необходимо:

  1. Прочитать сказки А. С. Пушкина.
  2. Нарисовать рисунки.

Подведение итогов и награждение: победители награждаются призами.

 

Поле Чудес

Тема:  «Что за прелесть эти сказки!»

Цели:

  • использовать игровую форму для обобщения и углубления знаний учащихся о творчестве А. С. Пушкина;
  • развивать позитивное и творческое мышление и любовь к родному языку и русской поэзии;
  • воспитание интереса к чтению; нравственных качеств характера на примере сказочных героев.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг, рисунки детей, барабан, кроссворд, призы, чёрный ящик с предметами, мультфильм.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя.

                                                 Друзья Людмилы и Руслана!

                                                 На звуки вещего Баяна

                                                 Спешите к нам скорей сюда,

                                                 Где величавый дуб стоит

                                                 И Лукоморье всех манит!

                                                 Где сам поэт великий

                                                 Вас снова в ск5азки пригласит.

   Сегодня мы совершим удивительное путешествие в страну, где живут сказки А. С. Пушкина.

    Имя А. С. Пушкина бесконечно дорого каждому из нас, близко и знакомо с детства. Родился Александр Сергеевич  в Москве. Семья гвардии майора С. Л. Пушкина жила то время в Немецкой слободе.

   Семья Александра Сергеевича была высококультурной. Влияние семьи было самым благотворным. Окружение мальчика состояло из образованных людей, хорошо знавших французский язык и литературу. Саша получил хорошее домашнее воспитание.  С детства он привык искать опору в себе самом, был терпеливым и целеустремлённым. Дядя Василий Львович Пушкин поддерживал поэтические начинания юного поэта, так сам писал стихи, был человеком творческим. Да и отец Александра Сергеевича тоже пробовал себя в этом направлении.

   Родители с детства приучали детей к книгам, много и сами читали. Пушкин мог часами находиться в библиотеке, он любил книги, они ему были верными друзьями. В гости к Пушкиным приходило много интересных, талантливых людей.

   С раннего детства будущий поэт был окружён заботой и вниманием няни. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий. Маленький Саша очень любил свою няню, называл её мамушкой. Вы знаете, как её звали? Арина Родионовна.

   Ей поэт посвящает строки:

                                                 Подруга дней моих суровых,

                                                 Голубка дряхлая моя,

                                                 Одна в глуши лесов сосновых

                                                 Давно, давно ты ждёшь меня.

   Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки, которые вы все знаете. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения. Давайте вместе вспомним эти сказки.

II. Игра «Вспомните сказки»

Вот попался мне листок,                              Вот мудрец перед Дадоном

А на нём – обрывки строк,                          Стал и вынул из мешка…

Вспомнить сказки мне помогите,                             (Золотого петушка).

   Вы стихи восстановите:

 

Царь с царицею … (простился),                Ветер по морю … (гуляет)

И в дорогу … (снарядился),                        И кораблик … (подгоняет);

И царица … (у окна)                                  Он бежит себе … (в волнах)

Стала ждать его … (одна).                    На раздутых … (парусах).

 

Кто это и из какой сказки?

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги,

Она бьёт их; за чупрун таскает. (Старуха – столбовая дворянка).

– Скажите название сказки.

Вопросы:

1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).

2. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу).

3. Исполнительница желаний в сказке А. С. Пушкина. (Золотая рыбка).

4. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3раза).

5. С чем пришёл невод? (Первый раз – с тиной, второй раз – с травой морскою, третий раз – с золотою рыбкой).

6. Сколько раз старик ходил к морю? (Пять раз).

7. Кем хотела стать старуха? («Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою»).

8. Сколько времени старуха была царицей? (Две недели:«Вот неделя, другая проходит…»).

9. Сколько просьб выполнила рыбка? (Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица).

 

ЗАДАНИЕ НА I  ТУР: Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке».  

 

П

Р

О

С

Т

О

Ф

И

 Л

 Я

 

 – Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля»)

.

    Расскажите начало «Сказки о рыбаке и рыбке»

         Жил старик со своею старухой

         У самого синего моря;

         Они жили в ветхой в землянке

         Ровно тридцать лет и три года.

         Старик ловил неводом рыбу,

         Старуха пряла свою пряжу.

 

– Расскажите начало «Сказки о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

          Три девицы под окном

          Пряли поздно вечерком.

          «Кабы я была царица, –

          Говорит одна девица…

Вопросы:

  1. Когда родился князь Гвидон? (На исходе сентября).
  2. Где Гвидон провёл своё детство и отрочество? (В море-океане).
  3. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю? (Бочка).
  4. Где находится княжество Гвидона? (На острове Буян).
  5. О каком герое сказки эти строки: Днём свет божий затмевает,

                                                               Ночью землю освещает,

                                               Месяц под косой блестит,

                                               А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь).

  1. Есть ли у царевны Лебеди родственники? (Это витязи морские,

                                                                     Мне ведь братьи все родные»).

  1. Сколько братьев было у царевны Лебеди? (33 богатыря).
  2. Что за лесной зверёк живёт в хрустальном дворце? (Белка).
  3. Кто вёл строгий счёт орехам? (Дьяк).
  4. Из чего лили монеты в княжестве Гвидона? (Из скорлупок).
  5. Кем были тётки Гвидона? (Ткачиха и повариха).
  6. Как звали их сватью? (Бабариха).

 

ЗАДАНИЕ НА II  ТУР:  Насекомое, которое стало орудием мести в сказке А. С. Пушкина?  

 

  к

о

м

а

р

 

– В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля).

 

– А сейчас я прочитаю начало сказки А. С. Пушкина, скажите её название:

                               Царь с царицею простился,

                               В путь-дорогу снарядился,

                               И царица у окна

                               Села  ждать его одна.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Вопросы:

  1. О каком времени года идёт речь в начале сказки? (О зиме.

                                             («Только видит: вьётся вьюга,

                                               Снег валится на поля,

                                               Вся белёшенька земля»).

  1. Какое приданое приготовил царь-отец молодой царевне? (Семь торговых городов да сто сорок теремов).
  2. Любимый предмет злой мачехи, на который она разозлилась.
  3. Без какого предмета обихода не было бы сказки? (Без зеркала).
  4. О каком герое сказки эти строки: «Белолица, черноброва,

                                                            нраву кроткого такого»? (Царевна).

  1. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?

                                        («Весть царевну в глушь лесную

                                           И, связав её, живую

                                           Под сосной оставить там

                                           На съедение волкам»).

  1. Чем угрожала злая  царица Чернавке?  (Рогаткой).
  2. Кто приходит на помощь к царевичу Елисею? (Природные явления).

 

ЗАДАНИЕ НА III  ТУР: У семи богатырей  была собака. Назовите кличку собаки.   

 

С

о

к

о

л

к

о

 

– А сейчас я прочитаю начало сказки А. С. Пушкина, скажите её название:

                              Жил-был …,

                              Толоконный лоб,

                              Пошёл поп по базару

                              Посмотреть кой-какого товару.

                              Навстречу ему …..

                              Идёт, сам не зная куда.

(«Сказка о попе и о работнике Балде»).

Вопросы:

  1. О каком герое сказки эти строки:   

                                «Досветла всё у него пляшет,

                                  Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

                                  Печь затопит, всё заготовит, закупит,

                                  Яичко испечёт да сам и облупит»? (Балда).

  1. Для кого Балда был «тятей»? (Для поповича).
  2. За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? («Лучшего б не надобно дохода, да есть на них  недоимки за три года»).
  3. От чего поп подпрыгнул до потолка? (От щелчка).

 

ЗАДАНИЕ НА IV ТУР: Кто был меньшим братцем у Балды?

 

 з

а

я

ц

 

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ: Разгадайте кроссворд «Сказки А. С. Пушкина».

                                           Вот попался мне листок,

                                           А на нём обрывки строк,

                                           Вспомнить их мне помогите,

                                           Вы стихи восстановите!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  б

 

 а

 

  е

 

 

 

 

 

 

 

 

 о

  р

 о

 л

 е

  в

 и

 

 

 

 

 

 

  о

 

  о

 

 д

 

  о

 

  е

 

 

 

 

 

 

  р

 

  к

 

 а

 

  д

 

  р

 

 

 

6 и

  з

 б

  а

 

 

 

 

 

 

 

 о

 р

 а

 

 

 

  б

 

 

 

 

 

 

 

  о

 

 

 

 

8 б

 е

  л

 к

 а

 

 

 

 а

  м

 ё

 к

 

 

 

 

  и

 

 

 

 

 

 

 

  о

 

 

 

10с

  т

 е

  к

 л

11о

 

12в

 

13к

 о

  р

 ы

 т

 о

 

 

 

 

 

  т

 

  о

 

  н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  п

 

  л

 

  я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  о

 

  н

 

  з

 

 

 

 

 

 

 

 

14з

 е

  р

 к

  а

 л

  ь

 ц

 е

 

 

 

 

По горизонтали:

4. И жених сыскался ей …….. (Елисей)

6. Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть: …. вам уж будет.

7.Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая …. .

8. ….. песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

9. Сказка ложь, да в неё …..,

  Добрым молодцам урок.

10. Ах ты, мерзкое ……,

Это врёшь ты мне назло!

13. Глядь: опять перед ними  землянка,

А перед нею разбитое …… .

14. Ей в приданое дано

Было ……… одно.

 По вертикали:

  1. слушай: платить обязались черти

Мне ….. до самой смерти.

  1. А ….. над морем опять шумит

Да чертям верёвкой грозит.

  1. Раз он в море закинул …..,

Пришёл ….. с одною тиной.

  1. Ветер по морю гуляет

И …….. подгоняет.

5. Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька …….. .

11. И соседи присмирели,

Воевать уже не смели,

Таковой им царь Дадон

Дал ….. со всех сторон.

 12.  И послушалась ……,

 Тут же на берег она

 Бочку вынесла легонько

 И отхлынула тихонько.

13. Пристают к заставе гости,

 ….. Гвидон зовёт их в гости.

 

ЗАДАНИЕ НА ФИНАЛ:  Любимое кушанье Балды.

 

  п

о

л

б

а

 

Вопросы:

1. Узнайте следующих сказочных героев: «Смолоду был грозен он

                                                                       И соседям то и дело

                                                                       Наносил обиды смело»? (Царь Дадон).

                                                                       В сарачинской шапке белой,

                                                                       Весь как лебедь поседелый

                                                                       Старый друг его скопец (Мудрец).

2. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Петушок)

3. Скажите название сказки.

4. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»).

5. Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона? (Два года:

                                    «Год другой проходит мирно:

                                     Петушок сидит всё смирно»).

 

ЗАДАНИЕ НА СУПЕРИГРУ: Средство передвижения царя Дадона.

              

 к

о

л

е

с

н

и

ц

а

 

  1. Ребята, а вы любите сюрпризы?

Чёрный ящик предо мной.

Надобно открыть его,

А в награду за старанье,

Исполню ваше желанье.

Угадайте, что находится в чёрном ящике, и в награду получите сюрприз – мультфильм.

1. Предмет, говорящий человеческим голосом. (Зеркальце).

2. Что это за фрукт и из какой он сказки?

                              «Соку спелого полно,

                                Так свежо и так душисто,

                                Так румяно-золотисто,

                                Будто мёдом налилось!

                                Видны семечки насквозь!..»

IV. Просмотр мультфильма «Сказка о золотом петушке».

V. Итог занятия.

   Ребята, прочитайте с доски предложения:

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

   Скажите, чему учат нас сказки А. С. Пушкина?

   Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьёзными его произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно. В них отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность.

   Сегодня мы ещё раз почувствовали волшебную музыку пушкинского стиха, порадовались торжеству большой и чистой любви.

   Надеюсь, что вам захочется ещё и ещё раз перечитать сказки Пушкина, быть похожими на положительных героев. А когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывая для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение.

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза!

Даже если мы уже не дети,

В тридцать, сорок или шестьдесят,

Убегаем мы игрою в детство,

Убегаем к Пушкину опять!

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над темным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

 

Анализ мероприятия

 

Название мероприятияПоле Чудес  «Что за прелесть эти сказки!»

Проведён:  15 декабря 2012 года

Место и значение данного мероприятия в перспективном плане классного руководителя:  мероприятие по плану воспитательной работы.

В какой мере методические приёмы, используемые на мероприятии, отвечают поставленной цели: методические приемы используются полностью.

Психологический климат: классный руководитель поддерживает общение ребят друг с другом, деловой контакт и дружеские отношения в ходе праздника.

В какой степени классы подготовлены к мероприятию:  удовлетворительно, принимают активное участие в ходе мероприятия.

Количество учащихся, активно проявивших себя во время мероприятия: 50, участвуют в конкурсах, сценках, рассказывают стихи, обратить внимание на выразительность чтения стихов

Соответствует ли мероприятие возрастным особенностям учащихся, их жизненному опыту:  мероприятие соответствует возрасту учащихся

Используются ли наглядные средства: да,  портрет А. С. Пушкина, выставка   книг, рисунки детей, барабан, кроссворд, призы, чёрный ящик с предметами, мультфильм.

Насколько оптимально классный руководитель реализовывает воспитательные возможности: полностью.

Эмоциональный климат мероприятия: положительный.

Достигнуты ли цели мероприятия: достигнуты. По каким показателям можно судить об этом: учащиеся активно общаются.

Что дало мероприятие для общего развития учащихся:  в воспитательных целях: дружбу, чувство сопереживания за своих одноклассников при участии в конкурсах, расширение и применение знаний в нестандартных условиях - в игре.

Ваши предложения: необходима подготовительная работа к празднику, нужно чтобы дети прочитали все сказки А. С. Пушкина.

Присутствующие классы: (50 человек)  3, 4.

                                                                      Библиотекарь школы: Хайрулина Т. А.

                                                                                                        15 декабря 2012 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра-соревнование «Зов тайги» для учащихся младших классов

Тема: Животные тайги.

Цели:  

  1. в игровой форме проверить и закрепить ранее полученные знания по темам «Красная книга», «Заповедники и заказники Бурятии», «Животные, обитающие в тайге»;
  2. дать новые знания об отдельных представителях тайги родного края;
  3. развивать познавательный интерес у детей к обитателям Бурятии;
  4. воспитание чувства патриотизма и любви к своему Отечеству; бережного отношения к природе, чувства гордости за свою малую Родину.

Оборудование: маски животных, фотографии, рисунки, выставка книг, корзинки с бумажными костями и морковками, призы, музыкальное сопровождение.

                                     Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Беседа и рассказы учащихся.

– Ребята, как вы понимаете значение слова «Родина»?

   Ответы учащихся:

   Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

     Великую землю, любимую землю, где мы родились и живём,

     Мы Родиной светлой, мы Родиной милой, мы Родиной нашей зовём.

                                                                                                    (М. Лисянский).

   «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её и потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своёму языку; как мать защищает и бережёт от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». (К. Ушинский).

   «В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина».(Ю. Яковлев).

  1. Рассказ учителя.

– Родина есть у каждого. Это страна, в которой человек родился, которую он называет Отечеством и готов защитить в любой момент, которой гордится, ценит и любит больше всего на свете и не за что-то конкретное, а за то, что она есть. Но в этой большой стране есть уголок, куда мы всегда стремимся. Для Толстого таким местом была Ясная поляна, для Паустовского – тихая, скромная Мещера…

Это место, куда тянет, место, которое люди зовут малой Родиной. Малая Родина по определению  своему не может быть большой, ведь хрупкое человеческое сердце не удержит в себе целый континент. Этот уголок огромного земного шара даётся нам с рождения. Для вас, ребята, малая Родина – Республика Бурятия, Мухоршибирский район, село Хонхолой.

В 2010 году Бурятия и вся Россия отмечают юбилей – 350-летие вхождения Бурятии в состав Российского государства.

Присоединение Бурятии к русскому государству имело большое значение. Бурятия была избавлена от разорительных набегов монгольских и маньчжурских феодалов, прекратилась борьба между отдельными бурятскими племенами и родами.

У русских буряты научились обрабатывать землю, сеять рожь и пшеницу, косить сено, строить деревянные дома, юрты, амбары. Трудовой русский народ стал лучшим другом и союзником бурятского народа.

Прошло три с лишним века с тех пор, как бурятский народ добровольно связал свою судьбу с великой Россией. Благодаря этому мудрому историческому выбору наша республика стала сильной и процветающей.

Дети читают стихи.

          Нищими были буряты…

          Теперь мой народ богат!

          Кто же даровал нам счастье?

          Кто нас повёл за собой?

          Русский народ могучий –

          Славься, наш доблестный брат!

Люблю говорить я о крае моём,

О нашей чудесной Отчизне;

О том, как мы трудимся, любим, поём

О светлой и радостной жизни.

                                   

И воздух какой-то особенный тут –

Прохладой и свежестью веет.

И грудь очищается, силы растут,

А солнце как ласково греет!

Куда не посмотришь – повсюду простор,

Поля с вызревающим хлебом,

Шелка луговые раскинула степь,

Накрытая сияющим небом.

                     Дети исполняют песню «Наш край».

        Ребята, а что значит охранять Родину?

Охранять природу – значит охранять Родину!

Человек и природа. Эти два понятия неразделимы. Природа даёт человеку всё необходимое для жизни – и пищу, и одежду, и жилище. К сожалению, человек далеко не всегда разумно и расчётливо берёт дары природы. Нанося вред природе, мы вредим себе. Нередко мы встречаемся с тем, что иной человек без жалости может срубить дерево, убить животное, разрушить муравейник.

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В степях, в лесах, горах находятся разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

                                                                                                    (М. Пришвин).

Богат и разнообразен животный мир Бурятии.

Для охраны и увеличения количества диких животных организованы заповедники и заказники. Кроме Баргузинского и Байкальского заповедников, созданы заказники: Ангирский в Заиграевском районе, Шарагольский в Кяхтинском, Алтачейский и Тугнуйский в Мухоршибирском районе. В них запрещена охота на полезных птиц и зверей. Благодаря заповедникам и заказникам в Бурятии сохранены многие редкие животные, в том числе, росомаха, куница, манул, изюбрь, кабарга, косуля и другие.

4. Сообщение темы занятия. (На доске картинки с изображением птиц и кроссворд).

А сейчас проверим, как вы знаете птиц родного края. Впишите в клеточки кроссворда названия птиц, и вы прочитаете слово, которым называют леса в Бурятии.

д

я

т

е

л

г

л

у

х

а

р

ь

с

о

й

к

а

с

н

е

г

и

р

ь

с

и

н

и

ц

а

   

Сегодня мы проведём игру-соревнование «Зов тайги». Ученики будут у нас участниками, а родители – болельщиками. Представляю вам жюри – завуч по учебной части Антонова Н.Н., библиотекарь Хайрулина Т. А.

Наверное, бывали вы не раз в тайге густой,

Где вьётся чуть заметная тропинка под кустом.

Под ветками зелёными, в тени, в тиши таёжной

От ветра можно спрятаться, найти прохладу в зной.

Сегодня мы с ребятами в дремучую тайгу идём.

5. Проведение конкурсов.

В тайге обитает много животных. Здесь есть хищники и травоядные. Команда «Хищники» будет соревноваться с командой «Травоядные».

За победу в конкурсах «Хищники» будут получать кость, а «Травоядные» - морковку.

1-ый конкурс «Визитка-представление».

А сейчас каждый зверь расскажет о себе. А вы узнаете, кто он.

Команда «Травоядные»:

  1. У меня маленький рост, длинный хвост,

     Серая шубка, острые зубки. (Мышка).

  1. Я – проворная зверюшка, живу в дупле-избушке.

     Целый день скок-поскок, отыскала грибок,

     Нанизала на сучок, заготовила впрок. (Белка).

  1. Я – стройная и быстрая, шкурка у меня пятнистая,

     Умею быстро бегать. Я – тонконогая… (косуля).

  1. Я – лесной красавец,  трав копытами касаясь,

     Хожу по лесу смело и легко,

     Рога, раскинув широко. (Изюбрь).

  1. У меня нет берлоги, не нужна мне и нора,

От врагов меня спасают ноги, а от голода – кора. (Заяц).

  1. У меня спереди пятачок, сзади крючок,

     Посредине спинка, а на ней щетинка. (Кабан).

  1. Я  не птичка, а зверёк-невеличка.

     У меня шубка полосатая, мордочка усатая. (Бурундук).

  1. Я сделал дыру, вырыл нору.

     По утрам я пью росу и ем лишь траву.

     Люблю около норы сидеть и громко свистеть. (Тарбаган.)

  1.  У меня есть два клыка, но нет рогов,

      Умею я, как заяц, запутывать следы и  великолепно прыгать. (Кабарга).

  1.  Я – горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий,  

      Ем траву, кустов побеги, со мною тягаться трудно в беге. (Лось).

Команда «Хищники»:

  1. Лесники моих котят взять домой не захотят.

     Мне не скажешь: «Кошка, брысь!»

     Потому что, я – это…(Рысь).

  1. Я – хозяин лесной просыпаюсь весной,

     А зимой под вьюжный вой сплю в избушке снеговой. (Медведь).

  1. А я самая мелкая из диких кошек в России.

     Мой зимний мех шелковистый,

     Очень густой, длинный и пушистый. (Манул).

  1. На овчарку я похож, что ни зуб – то острый нож.

Я бегу, оскалив пасть, на овцу готов напасть.

Я зимой холодной, брожу в лесу злой и голодный. (Волк).

  1. Хитрая плутовка, рыжая головка,

     Пушистый хвост – краса, кто же я? (Лиса).

  1. У меня быстрый прыжок, тёплый белый пушок, чёрный глазок. (Ласка).

  1. Я бегаю, как волк, лазаю, как кошка, а с виду похожа на медведя. (Росомаха).

  1. Как лиса и ласка я в лесу живу, в деревне кур краду,

Предметный признак у меня – большое жёлтое (оранжевое) пятно на горле и груди. Я ловко передвигаюсь по земле и деревьям. (Куница).

  1. Я – сердитый недотрога, живу в глуши лесной.

     Иголок – очень много, а ниток – ни одной. (Ёж)

  1. Я – проворный зверёк, издалека похож на уголёк.

     У меня пушистый мех очень привлекательный для всех.

     Я взлетаю на сосну, сверху хвостиком машу. (Соболь).

    А сейчас представители от каждой команды расскажут нам о том, как они добывают себе корм и спасаются от врагов. За свой рассказ они получат награду (кость или морковку).

   Манул – мелкая дикая кошка с короткими ушами и густым мехом. туловище у её массивное на низких толстых лапах. Цвет волосяного покрова рыжевато-дымчато-серый. На хвосте имеются две поперечные чёрные полоски. Конец хвоста чёрный. Длина тела 50-60 см, масса 2,5-4,5 кг.

   Манулв Бурятии очень редок. Его обитание ограничено южными горными районами: Кяхтинским, Джидинским, Селенгинским, Мухоршибирским, Улан-Удэнским, Бичурским.

   Активен преимущественно в сумерки. Ночью его активность снижается. Летом его можно встретить и днём. Логово устраивает в расщелинах скал, под камнями и в норах тарбаганов.

   Кормится почти исключительно мелкими зверьками, а также птицами.

   Манул – промысловый зверь, охота на него строго запрещена. Он занесён в Красную Книгу как редкое животное, подлежащее всемирной охране.

   Кабан похож на беспородную свинью, но значительно крупнее. Туловище кабана покрыто очень грубой, высокой (от жёлто-серой до чёрной) щетиной с мягкой буроватой подпушью. Обитает кабан в Забайкалье, Прибайкалье, в том числе и у нас в районе.

   День кабаны проводят на лёжке в густых зарослях ольховника, березняка, осинника, сосняка. Это помогает им скрыться от хищных животных.

   Питаются кабаны опавшими плодами, орехами, корневищами тростника и рогозы, водяными растениями, некоторыми травами.

   В зимнее время в Госзаказнике «Алтачейский» производится подкормка кабана зерноотходами с добавкой вакцины от болезней.

   Благодаря благоприятным климатическим условиям, а также должному уровню охраны охотоугодий численность животных возрастает.

   

   Ласка –  маленький хищный зверёк.

   У маленькой ласки острые зубки.

   Зимой она в белой пушистенькой шубке.

   Проворное гибкое тельце у ласки

   И чёрные зоркие бусинки-глазки.

   Учуяла след на снегу и пошла

   И вскоре мышиную норку нашла.

   Пролезла в неё (ласка – хищный зверёк).

   А мышки-норушки быстреё наутёк.

   В сказке белочка поёт

   Да орешки всё грызёт.

   А в лесу у белочки много дел, забот!

   Надо домик строить ей для себя и для детей.

   От врага укрыться: ястреба, куницы.

   Надо и грибочки развесить на сучки,

   На зиму орешки спрятать в «сундучки».

   С веточки на веточку хвостик распушит,

   Рыженькая белочка всё спешит, спешит.

– Как тебе живётся ёж?

– Как и всем на свете.

Много я тружусь, так что ж – подрастают дети.

Утром сплю я, это точно, потом в домике сижу.

На охоту выхожу в сумерки да ночью.

– Говорят, что ешь ты змей, и улиток, и червей.

– Да бывает, ем и змей, и улиток, и червей, и лягушек, и мышей.

– Сколько у тебя иголок?

Почему ты, ёжик, колок?

– Я в колючий шар свернусь, от лисы вот так спасусь.

Много летом я тружусь, а зимой я спать ложусь.

Учитель: Это интересно знать. Беличий склад может содержать до несколько килограммов вкусной еды, но его нельзя разорять, иначе в самую стужу белка останется без корма.

    У взрослого ежа до 16 тысяч колючек длиной до 2-3 см. Ежи живу на Земле уже 50 миллионов лет. Ежи уничтожают немало насекомых, лесных мышей и других вредных грызунов. Они не боятся даже ядовитых гадюк.

    Во время погони заяц может пробежать за час 70 км.

    Лиса уничтожает за год несколько тысяч мышей, чем помогает сельскому хозяйству.

    Сегодня насчитывается более 100 тысяч косолапых обитателей леса. Несколько разновидностей бурого медведя занесены в Красную книгу.

2-ой конкурс.

   Чтобы выжить в лесу (спастись от врагов, быть сытыми), животные должны обладать многими качествами. Они должны быть осторожными, ловкими, уметь быстро бегать, лазать по деревьям, прыгать, иметь зоркий глаз, хороший нюх. А сейчас мы узнаем, как вы обладаете некоторыми из этих качеств.

  1. «Зоркий глаз». На доске картинки с изображениями животных. Посмотрите внимательно на них и постарайтесь запомнить их. Когда вы закроете глаза, я поменяю местами 2 картинки, или уберу одну. Открыв глаза, вы должны определить, какие картинки я поменяла или убрала.
  2. «Хвосты». У каждого ученика за поясом есть шнурок, один конец которого ниже второго. Соревнующиеся (2 ученика) должны, сохранив свой «хвост», вытащить «хвост» противника.
  3. «Звериный бой». Он заключается в следующем. Ребята, встав на одну ногу и заложив руку за спину, вы должны попытаться сбить противника. Проигрывает тот, кто встанет на обе ноги.
  4. «Хороший нюх». В трёх пакетах лежат кусочки ваты. Дети закрывают глаза. Вату из одного пакета опрыскивают одеколоном. Задание: найти этот кусочек ваты по запаху.
  5. Животные хорошо видят в темноте. Задание: определить предмет на ощупь с завязанными глазами.

3-ий конкурс.

Мы с вами попали в сказочный лес.

     Лес этот полон прекрасных чудес.

     Здесь звери умными хотят стать.

     И учит зверюшек медведь косолапый,

     Указку, держа своей лапой косматой.

     Давайте поможем зверятам мы всем дать правильный ответ.

1). К трём зайчатам в час обеда прискакали 3 соседа.

     В огороде зайцы сели и по 7 морковок съели.

     Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок?  (42).

2). Три бельчонка маму-белку ждали около дупла.

     Им на завтрак мама-белка 9 шишек принесла,

     Разделила на троих. Сколько дала каждому из них? (3).

3). Семь ежей мордашки чистят,

     Пять катаются по листьям,

     Три глядят из-под ветвей.

     Сосчитай-ка всех ежей. (15).

4). Под шатром ветвистой ели белка сделала качели.

     И на белкины качели собрались лесные звери:

     20 зайцев, 7 куниц, 8 рыженьких лисиц, 6 ежей и 5 зайчат

     на качели все   спешат.

     Вы, ребята, не зевайте, всех зверей пересчитайте. (46).

5). Лисица учила своих малышей ловить под кустами весёлых мышей.

     Мыши услышали злую лису и спрятались все под ёлкой в лесу.

     Мышек же было всего только 5. У каждой мамаши по 9 мышат.

 Так сколько, скажите, мышей и мышат тихо под елью ветвистой сидят? (50).

   4-ый конкурс.

   Давайте поиграем в игру «Театр зверей». Представьте себе какое-то животное и попробуйте изобразить его: вот оно передвигается, вот оно слушает, ест, пьёт, издаёт свои звуки.

   А сейчас тихо встаньте, улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь.

   Сколько в класс пришло зверей! Не узнать наших детей!

   Кто зайчишка, кто лисичка, кто медведь, кто волк, кто мышка.

   Веселее в пляс пускайтесь, все танцуйте, не стесняйтесь!

         Звучит музыка, дети танцуют, изображая зверей.

   5-ый конкурс.

   Вот так чудо из чудес! Мы попали с вами в лес!

   У зверят идёт урок. Медведь – учитель, очень строг.

    Давайте поможем зверятам выполнить задания по русскому языку.

  1. Ребята, к вам обращается Загадка:

     «Со страницы книжки в гости к вам я шла,  

     Чтобы разгадали вы меня, друзья.

Очень торопилась, и случилось так,

Что на куски разбилась, не собрать никак.

Помогите! Помогите! Из кусков меня сложите!

А потом вы разгадайте, помните меня и знайте».

Из слов, написанных на карточках, сложите загадку и разгадайте её.

наводить

в курятник.

 Рыжая

  порядки

   пришла

птичница

Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить.(Лиса).

станет.

а зимой

серая

линяет,

он

Шубка

белым

Шубка серая линяет, а зимой он белым станет. (Заяц).

  1. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово-название животного:

рюбзи

лбаке

олбось

ясукол

изюбр                       белка                        соболь                       косуля

  1. Отгадайте ребусы. (На доске карточки с ребусами: заяц, лиса, волк, медведь, рысь).

  1. Как можно быстрее скажите слова, которые кроются под следующими числами.

 а

 б

 в

 д

 е

 и

 к

 л

 м

 о

 с

 ь

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

10

11

12

2, 5, 8, 7, 1                 3, 10, 8, 7                8, 1, 11, 7, 1                  8, 6, 11, 1      

   белка                           волк                         ласка                             лиса

9, 5, 4, 3, 5, 4, 12                                       11, 10, 2, 10, 8, 12

      медведь                                                     соболь

Прозвени-ка, дружок, голосистый звонок!

Перемену ждут зверята, поиграть, попрыгать надо.

   А сейчас мы с вами поиграем в бурятскую народную игру «Табун».

   Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки. Подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков.

   А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребёнка и унести в своё логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается пойманным. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не поймает всех волков.

                                               Правила игры

  1. Волк может разорвать круг.
  2. Пойманного жеребёнка он должен увести себе в логово.

   6-ой конкурс. Проверка домашнего задания.

    Как интересно, что в зимнюю пору лесные зверята отправились в школу.

    Сейчас у них идет урок чтения. На уроке чтения они читают бурятские народные сказки. Обратите внимание на выставку книг.

    Бурятские сказки – это сокровищницы народа. Слушая или читая бурятские народные сказки, мы постигаем их неповторимый, волшебный мир, яркость и богатство фантазии. В каждой из них есть неистощимая выдумка и мудрость смысла.

   Животные в сказках – говорят и ведут себя, как люди. Чтобы придумать такие сказки, нужны ум и наблюдательность: ведь люди в них должны узнавать себя.

   Команда «Хищники» сейчас покажет нам инсценировку бурятской народной сказки «Медведь». Какая мудрость заключена в сказке?

                                                              Медведь

    Жил-был бедный посудник. С утра до ночи мастерил он деревянную утварь, этим и кормился.

    Вот пошел он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок. Увидел красную березу и уже топор над нею занес, как говорит береза человеческим голосом:

– Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что захочешь. Любое твое желание исполню.

– Будь, по-твоему, – согласился посудник. – Только сделай меня купцом.

   И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На подворье у него работников – не сосчитать, в амбарах разного товару видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять пошел бывший посудник к красной березе.

– Хочу быть царем! – говорит.

   Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство. Даже слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником. «Одна береза об этом знает», – думает новоиспеченный царь. А раз так, решил он срубить красную березу.

   Сказано – сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на берег моря. Увидев красную березу, кинулись слуги с острыми топорами исполнять царское повеление. Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила человеческим голосом:

– Оглянитесь на своего царя.

   Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.

   Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: «Царь-человек, уступи дорогу!» – и медведь сворачивает, рассказывает таежный народ.

    Во многих бурятских сказках про животных нет волшебных превращений. Но эти сказки очень забавны. В них заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой, медведь добродушный. Что занимало людей сочинивших и рассказывающих такие сказки?

    Людей занимало всё необычное: внешний вид животных, их повадки, место обитания, способы выживания и т.д. Очень многие сказки задают вопросы. Ответы представляют собой как бы моральные заповеди одного поколения другому.

    А сейчас команда «Травоядные» покажет нам инсценировку бурятской народной сказки «Снег и заяц». Эта сказка даёт ответ на вопрос: почему заяц меняет зимнюю белую шубку на летнюю – серую.

                                                   Снег и заяц

   Снег говорит зайцу:

- Что-то у меня голова заболела.

- Наверное, ты таешь, оттого у тебя и голова заболела, - ответил заяц.      Сел на пенек и горько заплакал:

- Жалко, жалко мне тебя , снег… От лисицы, от волка, от охотника я в тебя зарывался, прятался. Как теперь жить буду? Любая ворона меня увидит, заклюет. Пойду к хозяину леса, попрошу его. Пусть он тебя, снег, сохранит для меня.

    А солнце уже высоко ходит, жарко припекает. Снег тает, ручьями бежит с гор.

   Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса. Просьбу его выслушал и сказал:

- С солнцем спорить не берусь. Снег сохранить не  могу. Шубу твою белую сменю на серенькую. Будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарника и травы. Никто тебя не заметит.

     Обрадовался заяц.

     С тех пор он всегда меняет зимнюю белую шубу на летнюю – серую.

      7-й конкурс. «Музыкальный».

Команда «Травоядные» исполняют песню «Лесной олень», команда «Хищники» –  «Песенку о медведях».

  1. Подведение итогов конкурсов, вручение призов.

 7. Выступление библиотекаря школы.

    Вот и окончилась наша игра. Но мы разгадали не все загадки родного края. Узнать о Бурятии что-то новое вам помогут книги. С книгами вы можете совершить новые путешествия по родному краю.

   Библиотекарь знакомит детей с выставкой книг. 

            Полюби родную ниву, полюби зелёный бор.

            И на землю, и на небо устремляй пытливый взор –

            И узнаешь, как вокруг нас мир прекрасен и велик.

            И поймёшь, что у природы есть свой собственный язык.

            Сердцу сделается близкой в поле каждая трава,

            И тогда живыми станут книги мёртвые слова!

                                            Викторина

  1. Кто бежит задними ногами вперёд? (Заяц).

  1. Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? ( В гору).

  1. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж). 

  1. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка).

  1. Что теряет лось каждую зиму? (Рога).

  1. О каком животном говорят «быстроногий»?  (Олень).

  1. Какого зверя охотоведы и учёные называют «санитаром» леса? (Волка).

  1. Живёт в лесу, ест насекомых, червей, охотится ночью. (Ёж).

  1. То рыжая, то серая, а называем белая. (Белка).
  2. Кто такой манул? (Зверь).
  3. Лесной знаток мёда. (Медведь).
  4. За деревьями, кустами промелькнуло, будто пламя,

             Промелькнуло, пробежало,

             Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса).

  1. Договорите словечко:

             Меньше тигра, но немножко больше крупной рыжей кошки.

             На суку она обычно, притаившись ждёт добычу.

             Не робей, но берегись: в том лесу, где бродит … (рысь).

  1. Что для зайца стометровка? Как стрела летит косой!

         Вот что значит тренировка вместе с тренером… (лисой).

  1. У него в полосках спинка, хвостик лёгкий, как тростинка.

             Все запасы, как в сундук, прячет в дупла… (бурундук). 

  1. Возле ели острым рылом деловито землю рыл он

             Видно корешки искал. Я пугать его не стал.

             Не спугнул и мой  Полкан, очень грозен был … (кабан).

  1.  Хоть я маленького роста, но от врагов спасаюсь просто:

             Стоит только снегу лечь, я снимаю шубу с плеч,

             Надеваю новую, белую, пуховую.

             Стоит наступить весне – шубка серая на мне.

             Если б я не маскировался, волку на обед остался.   (Заяц).

  1. Почему весной запрещена охота на пушных зверей? (Происходит линька животных – мех непригоден, но главное – весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать).
  2. Назовите детёнышей этих зверей:

     ёж – ежата

     белка – … (бельчата)

     лиса – … (лисята)

     олень – … (оленята)

     медведь – … (медвежата)

     заяц – … (зайчата)

     манул – … (котята)

     кабан – … (поросята).

  1. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (У зайца).

   Ребята, не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 миллионов гектаров леса страдает от лесных пожаров; 97% лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5-7 лет.

   Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более двух лет, консервная банка – до ста лет, полиэтиленовый пакет – более двухсот лет, стекло – более тысячи лет.

    Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту Земли.