Воспитательная система "Познай себя"

 

Воспитательная система «Познай себя» – единая учебно-игровая среда

 

Актуальность. В настоящее время усилилось внимание к проблеме духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Целью воспитательной работы является создание условий для всестороннего развития учащихся в различных сферах общественной жизни, раскрытие и реализация их потенциала.  Перед классным руководителем поставлены следующие задачи: воспитание гуманного человека, любящего людей и всё живое, доброго, способного к сопереживанию, формирование гражданских и нравственных качеств; развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

     Важной частью современного образования является также и формирование социально значимых компетенций. Компетенция – это прежде всего успешный опыт деятельности. Чем больше ученики общаются и реализуют себя в различных ситуациях, тем увереннее они себя ощущают в этом мире.              

    Изучая развитие классного коллектива во 2-ом классе, я получила такой график. «Провалы» в линии графика показали наиболее острые воспитательные проблемы классного коллектива: слабо проявляются сотрудничество и согласованность в работе, у большей части учащихся нет целеустремлённости, ответственного отношения к учению, отсутствует творческое самовыражение личности.  

    Особую значимость приобретает проблема становления детской самостоятельности, инициативности и ответственности. Учебная самостоятельность существенно зависит от опыта учебного сотрудничества.

    Таким образом, одна из целей моей работы состоит в том, чтобы направлять и регулировать активность учащихся через организацию сотрудничества учеников друг с другом. Считаю, что учитель при этом выступает как партнёр взаимодействия.

    Одним из путей формирования межличностных отношений во время внеклассного занятия является организация парных и групповых форм сотрудничества. Работа в парах – это выполнение задания двумя участниками, где есть возможность научиться взаимодействовать и общаться с одноклассником, отрабатывать навыки совместной деятельности. Взаимодействуя в паре, ученики совместно решают учебно-игровую задачу: договариваются об очерёдности, способах и последовательности выполнения задания; получают совместный результат; вместе оценивают и вдвоём отвечают за его правильность. Обучение сотрудничеству в парах позволяет реализовать потребность каждого ребёнка в общении с одноклассниками на занятии и на этой основе формировать деловые отношения в коллективе.

     Работа в паре помогает каждому ученику сформировать такие важные качества и умения школьника, как:

- желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности;

- умение презентовать себя  – рассказывать о себе, о своих возможностях;

- умение строить деловые отношения в совместной деятельности на занятии (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности,  согласовывать способы достижения предложенной цели).

     Обучение навыкам сотрудничества осуществляю на доступном учебном материале; на знаниях, которые актуальны для учеников; на опыте, который знаком каждому.

     Работа в парах – это подготовительный этап для более сложной формы общения – в группе.

 

Практические формы организации воспитательного процесса

 

Классные часы  - конкурсно-игровые программы:

«Доброта приносит людям радость».

     Игровая задача: выбор самой доброй пары.

     Учебно-методическая задача: формирование толерантных отношений между детьми.

     Результат: дети становятся добрее друг другу и окружающим, проявляя в выражении добрых чувств творческую индивидуальность.

         

«Дружба начинается с улыбки»

    Игровая задача: выбор самой дружной пары.

    Учебно-методическая задача: создать сплочённый, дружный коллектив, пробудить интерес к поиску знаний.

     Результат: под действием игровых правил формируется умение дружить, развиваются творческие способности, класс превращается в дружный коллектив.

 

                             «Кто много читает, тот много знает»

    Игровая задача: выбор самой читающей пары.

    Учебно-методическая задача: прививать интерес к чтению.

     Результат:  улучшилась техника чтения, заметнее проявляется их творческая активность.

                                   «Когда окружающие тебе улыбаются»

    Игровая задача: выбор самой культурной пары.

    Учебно-методическая задача: формирования умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.

     Результат: школьники стараются действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, активнее проявляют собственную инициативу.

 

                                        «Грамоте учиться – всегда пригодится»

    Игровая задача: выбор самой грамотной пары.

    Учебно-методическая задача: формирование устойчивого интереса к учению, развитие творческих качеств и познавательной активности детей.

     Результат: у школьников повышается интерес к урокам русского языка, литературного чтения, к сочинительству.

                                           «Считай,  смекай, отгадывай»

    Игровая задача: выбор самой смекалистой пары.

    Учебно-методическая задача: создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

     Результат: увеличилось число детей, которые с интересом решают задачи, требующие творческого подхода.

 

                                  «Кто аккуратен, тот людям приятен»

    Игровая задача: выбор самой аккуратной пары.

    Учебно-методическая задача: воспитание аккуратности.

     Результат:  ученики стали следить за своим внешним видом, аккуратнее и эстетичнее выполнять работы (классные и домашние задания, рисунки, поделки).

 

                «Чтоб здоровым и сильным быть, надо спорт любить»

    Игровая задача: выбор самой спортивной пары.

    Учебно-методическая задача: развивать основные двигательные качества – силу, быстроту, выносливость; заботиться о сохранении здоровья.

     Результат:  школьники с удовольствием участвуют в спортивных мероприятиях, добиваясь хороших результатов.

 

     В игре участвуют все учащиеся. Иногда победителем становится и трудные в воспитании ученики, так как для них создаётся ситуация успеха, когда он начинает верить в себя. Каждый младший школьник всегда хочет быть хорошим.

 

Практические формы организации воспитательного процесса:

 Экскурсия «Достопримечательности Мухоршибирского района»

 Виртуальное путешествие «Семь чудес России и Бурятии»

 Утренник «Урок листопада»

 Концерт «Мама» – слово дорогое»

 Игра Поле Чудес «Что за прелесть эти сказки!»

 Игра-соревнование «Зов тайги»

 Игра по экологии «Что? Где? Когда?»

 Поисково-исследовательская работа  «Я садовником родился»

 Кружок «Смекалка»

 Турнир весёлых и находчивых

 Клуб Любознательных «Птичьи имена»

 

Воспитательная система «Познай себя» помогает вызвать у учащихся интерес к учебной деятельности, помогает им увидеть свои недостатки и достоинства, способствует свободному и полному раскрытию творческой фантазии и способностей, формированию потребностей в дальнейшем совершенствовании их творческих возможностей.