Новости дня

 МАОУ "ГИМНАЗИЯ №1  г.БЛАГОВЕЩЕНСК"

Предварительный просмотр:

Модуль: Основы православной культуры. Автор учебника: А.В.Кураев

Тема: Любовь и уважение к Отечеству.

Иващенко Наталья Ивановна

учитель начальных классов

МОАУ гимназия № 1

город Благовещенск

Цель: воспитание патриотического чувства к своему Отечеству.

Задачи: - прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному языку;

- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, о людях, много сделавших для нашей Родины;

- воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества, к людям труда;

- прививать любовь к России, к ее святым и героям;

-развивать умения работать в группе.

Ход урока

Дети предварительно разбиваются на 3 группы.

I. Организационный момент

Сегодня вы будете работать в группах, выполнять задания, общаясь друг с другом. Какое золотое правило этики поможет нам сделать ваше  общение приятным и эффективным?

«Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.»

За правильно выполненные задания каждая группа будет получать буквы-призы, из которых в конце урока мы составим слово. На обратной стороне букв – даты. При получение буквы, карточку нужно класть датой вверх.

II.  Введение темы и задач урока.

Звучит запись песни «С чего начинается Родина?».

- Какой теме будет посвящён наш сегодняшний урок? (мнения детей)

- С темы «Родина» мы начинали наш учебный курс, этой темой и заканчиваем работу на наших уроках. Но только теперь вы многое узнали о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, как они жили, помогали друг другу. И сегодня на уроке вы, можете проявить свои знания умения за весь год обучения по «Основам православной культуры» и теперь уже глубже по-новому раскрыть тему «Родина». А именно, что значит «Любовь и уважение к Отечеству»

III. Осмысление понятия Родина.

- В песне звучало слово «Родина», а в теме урока – «Отечество». Как связаны эти слова? (синонимы)

Задание 1.

Вышедшие от каждой группы по 1-му участнику получают листы, на которых должны записать не меньше 5 существительных – ассоциаций на тему «Родина». В это же время оставшиеся дети внутри группы, обсуждая этот вопрос друг с другом, записывают свой вариант ответа. При проверке подсчитывается количество совпадений слов у вышедшего к доске участника и ответа  его же группы. Для получения буквы-приза нужно не менее 2-х совпадений.

(буква «Р» -12 апреля)

Рассказ учителя или заранее подготовленного ученика, сопровождаемый слайдами мультимедийной презентации.

Для одного Родина – это село, что возле речки, для других – чайки над рыбацким судном или упряжка оленей, мчащаяся по тундре. Где, как и когда родилось это слово – Родина? Что оно означало в прежние времена?

Давным-давно на берегах одного из притоков Днепра – речке Рось – жило славянское племя россов или руссов. Они очень любили свой край, сочиняли об  этих местах песни, легенды. Росы верили, что в лесу живут старики-лешие, в воде обитают русалки, в доме – хозяйственные домовые.

По преданиям древних славян, духи природы окружали их повсюду. А самым главным хозяином природы был дух – мудрец по имени Род. Учёные нашли его изображение на каменном столбе. В самом низу изображены подземные существа, которые на своих руках держат нашу землю. В середине люди, взявшись за руки водят хоровод. А в верхней части столба изображены славянские боги. Все вместе подземные существа, люди, славянские боги под одной большой шапкой и были… мудрецом родом. По мнению наших предков на земле должен царить дух любви всех людей – друг к другу, к животным, к природе. Вот мудрость легенды о мудреце роде.

Давно люди не верят в древних богов, но само слово осталось, запомнилось. Его мы услышим в дорогих нам словах – урожай, который мы собираем на наших полях, и природа, которую мы охраняем. Все мы составляем единый народ, в каком бы городе или деревне мы ни родились. Поэтому у нас одна родина, и мы её любим и бережём.

IV. Исследовательская  работа в группах.

Любовь к Родине выражали многие писатели и поэты в своих произведениях.

В каждой группе есть по одному человеку, заранее выучившему наизусть стихотворение о родине, данное учителем.

Задание 2.

Прочитать стихотворение в группе. Найти строки, утверждающие любовь и уважение автора к Родине. Пояснить, что особенно вызывает у автора любовь и уважение к Отечеству.

 1 группа

Стихотворение С. Никулиной.

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И не одна еще стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков Ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь - твое начало

И Преподобный Сергий в ней.

2 группа

«Россия, Русь –

Куда я ни взгляну!        

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы.

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя...

Россия, Русь! Храни себя, храни!»  

3 группа

«Здесь начинается рай»

Путь наш - полями, лесами...

Все наше милое - здесь:

Мы и душой, и глазами

Смотрим на все, что тут есть

- Что же, - нам скажут, - за диво

Сосны да ели, да рожь...

Так ли уж это красиво,

Так ли уж край ваш хорош?

Вместо ответа над рожью

Благовест вдруг пропоет:

(колокольный звон)

- Все здесь святое, все Божье:

- Небо, природа, народ!..

В правде стоит, а не в силе

Этот намоленный край;

Дивны просторы России:

Здесь начинается рай.

После выступления чтецов со стихами и команд с рассуждениями по поводу стихотворений учитель выдаёт  по очередной букве-призу каждой группе. (Буква И – 12 июня)

V. Работа с ключевыми понятиями урока.

-Всмотримся в тему. Что значит, любить и уважать Родину?

Задание 3.

Выбрать из слов 1-го столбика те, которые поясняют тему урока, «лишние» зачеркнуть». Слова пояснения  из 2-го столбика соединить стрелочками с  нужными скобками.

Знать            (……                   .)

Завидовать (….                                   )                  Подвиг, герои

Быть добрым (…                                .)

Унижать (…                                         )                  Историю, культуру

Оскорблать (…                                   .)

Защищать (…                                     .)                  К природе, оружающим людям

Проверка на экране:

Любовь и уважение к Отечеству

   Знать               (Историю, культуру .)

   Быть добрым  (К природе, окружающим людям)

    Защищать      (Подвиг, герои)

За ответы группы получают по букве-призу  ( Буква А – 7 января)

VI. Обобщение и проверка знаний по изученным темам истории и православной культуры.

Задание 4.

От каждой группы к доске выходят по 2 «мудреца», которые будут отвечать на вопросы тестирования, указав правильный вариант ответа с помощью цифрового веера. Вопросы представлены в мультимедийной презентации и прочитываются вслух учителем.

1) Укажите лишнее. В православии Бог это-

1.Создатель

2.Любовь

3.Руководитель

4.Творец

2) Укажите лишнее. У православных есть 3 вида молитвы:

1. Молитва – просьба.

2. Молитва-страдание.

3. Молитва – благодарение

4. Молитва – славословие

3) Главная книга христиан называется

1.Библия

2 Религия

3 Христианство

4) Что празднуют христиане на Пасху

1. Рождество Христово

2. Начало поста

3  Воскресение Христово

5) Укажи лишнее. Православные считают, что Бог дал человеку:

1. Совесть

2. Грех

3. Разум

4. Любовь

6) Как называется комната в храме, где молится священнослужитель?

1. Алтарь

2. Иконостас

3. Царские врата

7) Кто и когда повелел принять Христианство на Руси?

1. Олег, 882г.

2 .Владимир, 988 г.

3. Олег, 988г.

4. Владимир, 882г.

Как минимум 4 правильных ответа от команды дают право получения буквы- приза (Буква П – 12 декабря) 

VII. Расширение знаний о культуре России.

Все предыдущие вопросы касались православия. Но у нас в России живут люди, которые придерживаются  и других религий. Прочитаем о них. Чтение текста на с.94 учебника.(абзац 3)

-На основе каких религий складываются духовные традиции России?

Все религии учат добру, любви к ближнему и своему Отечеству.

Задание 5.

Составить пословицу другого народа, вспомнить  русскую пословицу синонимичную или на эту же тему.

друга,  узнают, в, хорошего, нужде (буддийская)

наковальней, если стал,  бей, если стал, терпи, молотом (ислам)

дома, лучше, половину, иметь, целое, на чужбине, чем (иудейская)

Хорошего друга узнают в нужде.

Если стал наковальней - терпи; если стал молотом - бей.

Лучше дома иметь половину, чем целое на чужбине.

За выполнение – буква-приз (БукваТ – 23 февраля)

VIII. Творческое задание.

Обратимся к нашей главной странице урока

Любовь и уважение к Отечеству

   Знать               (Историю, культуру .)

   Быть добрым (К природе, окружающим людям)

    Защищать      (Подвиг, герои)

Свои знания вы проверили и расширили. А теперь поразмышляем над 2-строкой, что значит быть добрым.

Задание 6.

Каждая группа показывает сценку-пантомиму, подготовленную заранее. Зрители угадывают сюжет и смысл сценки

1 группа  - добрый поступок по отношению к животному

2 группа – добрый поступок  в семье

3 группа – добрый поступок к окружающим людям

 

За работу – буквы –призы (Буква О – 4 ноября )

IX. Работа с понятиями «Защита Родины», «подвиг».

Обратимся к нижней строке нашей таблицы с ключевыми словами урока.

Задание 7.

Вспомнить и посовещавшись в группе записать, как можно больше героев , совершивших подвиг во имя Родины -Росии, быть готовыми пояснить свой ответ. (Донской, Невский и т.д.)

Получение буквы-приза (Буква Т – 9 мая)

X. Введение и осмысление понятий «патриот», «патриотизм».

Мы – россияне  объединяемся  не только  в дни тяжёлые для Родины, когда её нужна защита, но и в дни радости. Например, когда отмечаем праздники, памятные даты в истории России.

Задание 8.

Расположите карточки, заработанные вами во время выполнения заданий урока в том порядке, который указывают даты, называемых мною праздников.

  1. День конституции России – (12 декабря )
  2. Рождество Христово (7 января)
  3. День Защитников Отечества (23 февраля)
  4. День Космонавтики (12 апреля)
  5. День независимости России (12 июня)
  6. День народного единства (4 ноября)
  7. День Победы (9 мая)

Поверните карточки буквами вверх и прочитайте слово. ПАТРИОТ.

Кого так называют? Объясните это слово с помощью нашей главной странички урока с ключевыми словами

ПАТРИОТИЗМ

Любовь и уважение к Отечеству

   Знать               (Историю, культуру .)

   Быть добрым (К природе, окружающим людям)

    Защищать      (Подвиг, герои)

XI. Итог урока.

- Хорошо ли быть патриотом?

-Кто хотел бы  из вас стать патриотом Родины, почему?

-Как знания, полученные на уроках православной культуры помогут вам стать патриотами?



Предварительный просмотр:

Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Мельникова Оксана Геннадьевна,

МОАУ гимназия № 1,

учитель начальных классов,

город Благовещенск

Цель: продолжать знакомство с традиционными религиями мира.

Задачи:

1. Воспитательная: воспитывать толерантность через внутреннее восприятие религиозного и культурного многообразия народа.

2.Образовательная: дать общее представление о возникновении христианства, ислама и буддизма, формирование понятий: Мессия (Христос), христианство, христианин, Мухаммад, ханиф, ислам, мусульмане, Сиддхартха Гаутама (Будда), буддизм, нирвана, ступа.

3. Развивающая: способствовать развитию умения сравнивать буддизм, христианство, ислам; работать с текстом учебника.

Ожидаемые результаты: в конце урока дети имеют представление об основных религиях мира, их основателях умеют классифицировать слова-символы по религиям; цели и задачи достигнуты.

Оборудование:

1. Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур» 4-5 кл. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С. Токарева, А.А.Ярлыкапов;

2. Слайд-шоу «Возникновение религий».

3. Карта мира.

4. Карточки со словами-символами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Пробное действие (работа с индивидуальной карточкой).

Мессия                                                               ислам            

Мухаммад                                                          буддизм

Сиддхартха Гаутама                                         христианство

Задание: соедини стрелками основателей мировых религий с религией, которую он основал.

  1. – Проверьте себя по эталону.

- Почему вы не справились с заданием? (или не все справились?)

- Каких знаний нам не хватает?

-А что мы уже знаем, чтобы справиться с заданием?

- Какова цель урока?

- Где мы можем сейчас найти ответ на вопрос урока?

  1. Работа с учебником.

- Прочитайте тему урока.

-Что мы узнаем на уроке сегодня?

5.        Прочитайте про себя текст под заголовком «Христианство».

( Слайд «Христианство. Основатель Иисус Христос»)

Вопросы после чтения:

-Где родился Иисус? Покажите на карте.

- Что делал Иисус, когда подрос?

- К чему Иисус призывал?

- Почему многие люди за ним последовали?

- Как казнили Иисуса?

- Что после этого сделали его ученики?

- Как Иисус воскрес?

- Как называется учение о жизни Иисуса?

- Как зовут последователей Иисуса – Мессии?

  1. Чтение по цепочке текста «Ислам».

( Слайд «Ислам. Мухаммад - основатель ислама.)

Вопросы после чтения:

- Как звали человека, который призывал людей верить в Единого бога Аллаха? (Мухаммад)

- Как ещё называли такого человека, который верил в Аллаха как в Единого бога? (ханиф)

- Жителем какого народа был Мухаммад? (арабы)

- Как Мухаммад стал ханифом?

- Какое название получила новая религия, которую проповедовал Мухаммад?

- Кто такие приверженцы?

- Как зовут приверженцев ислама? (мусульмане)

  1. Чтение про себя текста «Буддизм».

(Слайд «Буддизм. Основатель Сиддхартха Гаутама)

  Вопросы после чтения:

- Где зародилась эта культура?

- Как звали мальчика, который впоследствии стал Буддой?

- Как Сиддхартха Гаутама стал проповедником Буддой?

- Как переводится Будда? (Просветлённый)

- Какие четыре истины заключены в буддизме?

- Как умер Сиддхартха Гаутама и куда был заключён его прах?

- Покажите на карте, где родилась религия буддизм.

  1. Закрепление и коррекция.

Игра «Слова –символы».

На доске слова на карточках: нирвана, Мухаммад, Христос, буддизм, халиф, Будда, ступы, ислам, Мессия,  христиане, Иисус Христос, Аллах, Сиддхартха Гаутама, мусульманин.

Задание: распределить слова – символы по религиям ( 3 колонки).

  1. Работа в парах.

- Расскажите своему соседу по парте всё, что вы запомнили на уроке об основателях мировых религий по плану( план на доске):

1. Как зовут основателя?

2. Как он пришёл к своей вере?

3. Как называют его учеников?

4. Как называют его учение?

5. Почему многие люди за ним последовали?

  1.  Итог урока.

- Какова была цель нашего урока?

- Достигнута ли была цель?

  1.  Домашнее задание: урок 5 страница 15 вопросы и задания (или слайд «домашнее задание»).



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству»

Ракова Наталия Геннадьевна,

МОАУ гимназия № 1,

учитель начальных классов,

город Благовещенск

Эпиграф: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина». А.М. Пришвин.

Цель:

- воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей.

Задачи:

- знакомить детей с историей России, ее традициями, святынями, верой;

- прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному языку;

- расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, о людях, много сделавших для нашей Родины;

- воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества, к людям труда;

- прививать любовь к России, к ее святым и героям.

Основные понятия:  Отечество, Родина, Россия, патриот, листочки зеленого, оранжевого и синего цветов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы цели урока

1) Для создания эмоционального фона восприятия темы можно предложить учащимся прослушать на уроке песни «С чего начинается Родина» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера), «Вижу чудное приволье» и спросить их, какие зрительные образы рождаются у них, когда они слышат эти мелодии/

2) Есть ли у вас любимые места. С чем связаны они. Расскажите с кем любите бывать в этих местах. Какое настроение возникает, какие испытываете чувства.

Любимые места и святые места – это одно и то же

Какие места мы можем назвать святые.

Есть ли  святыни известные уже вам.

  1. Изучение нового материала

1) Словарная работа

Отечество – Отчизна – отец – отчий дом

Родина – род – родитель

Россия

2) Проектная деятельность детей  (Подборка фотографий  членов семьи, мест отдыха)

3) Составьте из разрозненных высказываний - пословицы  

(Одна у человека мать, одна у него и Родина;

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей;

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина любимая, что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина сильна.

-Какие вы еще знаете пословицы и поговорки по данной теме.

(работа с пословицами)

-С кем сравнивается Родина, Отечество (с матерью.)

-Какое чувство вы испытываете к своей маме (любовь)

-Если мать сравниваем с Родиной, то можно ли сказать, что и чувства мы испытывает такие же.

-Что значит любить и уважать своё Отечество?

-Любить – это значит служить. Служить – творить добрые дела на благо людей, на благо нашей Родины. Из конкретных дел рождается любовь к ближнему, к семье, к народу, к России. Любить – это значит стремиться делать мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, не требуя за это вознаграждения.

4) Выберите прилагательные к слову Родина.

Большая, любимая, великая, духовная, православная, любимая, непобедимая,  красивая, сильная, одухотворенная, религиозная, родная, лучшая.(Дети выбирают подходящие, на их взгляд слова)

-Родина – одна на всех. Тогда и вера должна быть одна на всех. (Вера у каждого человека своя и люди должны уважать этот выбор).

- Знакомы ли вам такие слова: патриот  и патриотизм?

Будут ли эти слова относиться к нашему уроку?

5) Работа со словарем

Патриот – человек, глубоко любящий Родину или преданный своему делу. Из греч. «патрия» - родина, отчизна.

Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней, как говорил великий русский писатель А.Н.Толстой.

-Кто, по вашему мнению, может называться патриотом?

-В чём же проявляется «патриотизм»?

Патриотизм проявляется:

- в любви к своему Отечеству;

- в гордости за свой народ;

- в любви к культуре своего народа;

- в любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей  

   жизни;

- в желании процветания своей Родины;

- в деятельности на благо Родины;

- в готовности охранять и защищать свою страну;

- в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам

своих предков.

Патриотами не рождаются. Это чувство, которое проникает в нас капля за каплей. Наполняет нас, делая сильными духом, умеющими противостоять злу.

-Подумайте, а какую пользу вы уже  сейчас приносите своей стране.

 

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса!

Для меня Россия – это речка синяя,

И над синей речкой потемневший мост…

Если меня спросят:

«Что же в том красивого?»

Я отвечу просто:

«Здесь я рос…»

И. Тургенев писал: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись»

- Как вы считаете, а кто создаёт величие нашего государства?

Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой. Вот их имена: (Ответы учащихся) (Каждая короткая биография сопровождается показом портрета). 

1. Основатели города Благовещенска: граф Н.Н. Муравьев-Амурский и Св.Инокентий.

2. Комаров, Пётр Степанович (1911—1949) — русский советский поэт. Первый сборник стихов П. С. Комарова «бы ветры вдохнул твои с жаждою,

Я бы выпил ручьи до глотка

Я тропинку бы выходил каждую,

Да моя сторона велика!

Как посмотришь - не хватит и месяца

Обойти и объехать ее.

Только в песне да в сказке уместится

Приамурье мое

У берегов Амура» вышел в Хабаровске в 1940 году.

66 лет назад амурчанка Нина Распопова стала Героем Советского Союза. Это звание было присвоено лётчице 15 мая 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования в годы Великой Отечественной войны, за мужество, отвагу и героизм. Нина Максимовна родилась в 1913 году в посёлке Магдагачи Амурской области. Окончила горнопромышленное училище, лётную школу и курсы усовершенствования командного состава при Центральном аэроклубе в Москве.

3.Марии Павловне Гапоненко исполнилось 85 лет, и в лицо ее знает каждый второй благовещенец. Свою легендарную известность она приобрела, участвуя практически во всех городских мероприятиях – во всем, что касается культуры, патриотизма и жизни города. В 1941 году она получила первое удостоверение донора в Амурской области. Она руководила школой ПВО.

4. Вера Башняк уже несколько лет завоевывает мировую славу для Благовещенска, выигрывая на различных престижных конкурсах юных музыкантов. 11-летняя девочка из села Чигири играла на пианино так, что у жюри наворачивались слезы на глаза. Последней ее победой стало второе место на Международном конкурсе, который прошел в Санкт-Петербурге прошлым летом.

5. Эта девушка совершила настоящий «внутрисемейный» подвиг – Алена Буртоликова стала опекуном для шестерых своих братьев и сестер, когда их попытались отнять от приемной матери. 21-летняя Алена решила стать приемной матерью для маленьких детей. Ей удалось убедить органы опеки в серьезности своих намерений и оформить опекунство, так что формально для братьев и сестер она стала мамой.

Здесь рассказано о людях выдающихся, другие на  первый взгляд самых обыкновенных, которые живут с нами по соседству.

Можно назвать этих людей патриотами своей Родины? Почему?

Огромное им спасибо за патриотизм, за их славные дела на благо Родины, нашего города. А вы готовы стать патриотами своей страны? Что вы готовы предложить своему городу, Родине?

Вот сейчас у вас будет возможность сказать об этом всем.

(Высказывается дети).

Подведем итог: Что же вбирает в себя такое емкое слово Родина

-мой дом (здесь я живу, живут мои родители)

-моя школа (место учебы, мои друзья)

-мой город (мои  земляки)

-моя страна (я - гражданин России)

Родина-это то место, где мне хорошо.

  1. Ответы на вопросы

- Что самое важное на ваш взгляд в жизни любого человека? (Любовь)

- К кому и к чему существует любовь? (семья, родители, Родина)

-За что вы любите своих родителей?

Так и Родину любят не за что то, а потому, что мы на ней родились.

Не выбирают родителей и Родину не выбирают то же.

Где  родился- там и пригодился.

 В чем проявляется служение Отечеству?

Людей честно служащих своему Отечеству, как можно назвать? (патриоты)

4.   Закрепление пройденного материала

Контрольные вопросы (по группам)

- Почему мы называем свою страну Отечеством?

- Что такое любовь к Родине? В чем она проявляется?

- Как вы понимаете выражение «Служение  Родине начинается с семьи?

Пословицы о Родине.

5. Вопросы для беседы с родителями и друзьями

Что ты расскажешь членам своей семье после сегодняшнего урока о служении Родине ?

Как ты объяснишь родителям  слова патриот, Отечество, Родина?

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

6. Подведение итогов урока (рефлексия)

Когда ты произносишь слово «Родина», что ты  можешь себе сразу представить?

Хотелось бы тебе родиться в другой стране?

Какого человека можно назвать патриотом своей Родины?

Трудно ли человеку жить без Родины?

Считаешь ли ты себя патриотом своей Родины?

Как итог нашего урока прошу выбрать тот цвет, который наиболее точно отражает ваше настроение в конце урока.

Оранжевый - отлично, зеленый- хорошо, синий- мне было не интересно.

(На доске появляется листочки на заранее приготовленном дереве).

В заключении хочется прочитать строки стихотворения:

«В родном углу все по нутру»

В родном углу тепло всегда,

Там исчезает вмиг беда,

Там ждет тебя твоя семья,

Там за столом твои друзья

Там проще верить и любить,

Мечтать, самим собою быть,

Простят тебя там и поймут,

И ни за что не упрекнут».



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Человек и Бог в православии»

Симоненко Элла Васильевна,

МОАУ гимназия № 1,

учитель начальных классов,

город Благовещенск

Цель:

Формирование у обучающихся представлений о человеке и Боге, их предназначении в православной культуре.

Задачи урока:

закрепить вывод, что человек есть образ божий;

воспитать любовь к культуре своего народа;

помочь детям раскрыть свои способности;

расширить кругозор обучающихся.

Оборудование:

мультимедийная презентация, репродукции картин с изображением Христа – Спасителя, репродукции икон (Троица, Спас и другие), фотографии богослужебных книг.

Основные термины и понятия:

Православная культура. Тело.  Душа. Внутренний мир человека. Бог. Творец.

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся.

Слайд 2.

Есть люди, которые изменяются и развиваются всю жизнь, они интересны в духовном движении, а другие, боящиеся духовной работы, очень быстро завершают своё нравственное развитие, потому что боятся духовной работы.

(По Л.Н. Толстому)

- Сегодня на уроке мы поговорим о человеке и Боге, их предназначении в православной культуре.

  1. Проверка результатов выполнения домашнего задания.

1. Рассказы учащихся «Культура и религия» (по желанию), их дополнительное обсуждение. Слайд 3.

2. Повторение терминов и понятий: Родина, христианство, православие, культура, религия. Слайд 4.

- Найдите соответствие между понятием слова и его определением.

             Родина               это правила, нормы, обычаи, проведение

                         праздников встречи       гостей

              Культура           это мысли и поступки человека, убеждённого в том,    

                          что человеческий   разум в нашем мире не  одинок  

               

             Христианство     это место, где человек родился, живёт со своими

                           родителями, друзьями

  Православие        это истинное представление о Боге и творении

  Религия               это религия, которая проповедует то, что две тысячи

                               лет назад Бог пришёл в мир

Продолжите фразу.

Слайд 5.

1) Культура даёт человеку знание о …

   - духовных ценностях;

   - правилах хорошего тона;

   - материальном состоянии народа.

Проверка ответа – слайд 6.

Слайд 7.

2) Религиозным человека можно назвать, если …

   - соблюдает правила, установленные в его религии;

   - называет себя верующим;

   - знает основы религии.

Проверка ответа – слайд 8.

Слайд 9.

3) Что является самым важным показателем религиозного человека?

   - демонстрирование своего отношения к религии других людей;

   - положение в церковном мире;

   - вера.

Проверка ответа – слайд 10.

  1. Работа по теме урока.
  1. Запись в тетрадь темы урока. Слайд 11.

Обсуждение темы урока с учащимися:

- Как вы понимаете тему урока?

2. Легенда «Как Бог сотворил первых людей». Слайд 12.

Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Пред творением его Бог, в Пресвятой Троице, утвердил Свое желание, Он сказал: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему".

И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь вещественный, земной мир, и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертною душою. Этим "дуновением Божиим" или бессмертною душою и отличается человек от всех остальных живых тварей.

Таким образом, мы принадлежим к двум мирам: телом - к миру видимому, вещественному, земному, а душою - к миру невидимому, духовному, небесному.

И дал Бог первому человеку имя Адам, что значить "взятый из земли". Для него произрастил Бог на земле рай, то есть прекрасный сад и поселил в него Адама, чтобы он возделывал и хранил его.

В раю росли всевозможные деревья с прекрасными плодами, среди которых были два особенных дерева: одно называлось древом жизни, а другое - древом познания добра и зла. Вкушение плодов древа жизни имело силу охранять человека от болезни и смерти. О древе же познания добра и зла Бог заповедал, то есть повелел человеку: "от всякого дерева в раю ты можешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь, потому что если вкусишь от него, то умрешь".

Потом, по повелению Божию, Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, но не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью (телом). И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену. Адам назвал ее Евою, то есть матерью людей.

Бог благословил первых людей в раю и сказал им: "плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею".

Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал нам, что все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными - любить и беречь друг друга.

3.Работа с основными понятиями. Слайд 13.

- У каждого человека есть тело, есть душа, есть внутренний мир. Давайте задумаемся над этими словами.

- Что вы понимаете под словом «тело»? (Человеческий организм в его внешних, физических формах.)

- Что такое «душа»? (Нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека или внутренний, психический мир человек)

- Что такое «внутренний мир»  человека? (Вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.)

-  Думая о красоте, не забудем красоты мыслей и чувств человека, которые созидают его внутренний мир.

4. Работа с текстом. Слайд 14.

- Мы прослушали  ваши высказывания. А теперь я предлагаю вам рассказ великого русского писателя и педагога К. Д. Ушинского « Размышления маленького христианина о человеке».

- Подумайте и сравните свои размышления с размышлением автора.

(Чтение текста  учителем)

« Размышление маленького христианина о человеке».   К.Д. Ушинский.

«Я теперь не очень велик и силен. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придется умереть. Но душа моя не умрет никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растет, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.

Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.

Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.

Слайд 15.

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит все, знает все, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.   Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее. Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными. В теле человека живет невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, не смотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше. Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».

5. Работа по прочитанному. Слайд  16

а)- Итак, ребята, давайте сравним свои размышления с размышлением автора.

Какая главная мысль этих размышлений?

Что главное в человеке?

Какими способностями может обладать душа? Назовите их.

Согласны ли вы с К.Д. Ушинским?

Вывод: главное у человека есть душа. И душа эта обладает разными способностями, давайте назовем их и заполним таблицу.

6. Исследовательская работа. Слайд 17.

Давайте сравним способности человека и животного. Отметьте в таблице, кто по-вашему обладает данными способностями.

Способности

человек

 животное

Дар слова

Разум

Воображение

Память

Совесть

Есть ли желание стать лучше

Вера в Бога

- Сравним наши выводы с мнением К.Д. Ушинского.

Вывод: слайд 18.

«У животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше».

7. Работа с учебником.

Самостоятельное чтение статьи в учебнике.

- Какие дары дал Бог человеку?

- Можно ли Ваню назвать православным человеком?

- Какие его убеждения проявились в его поступке?

Слайд 19.

Выпишите 2-3 предложения, в которых говорится о боге и мире.

Объясните, как вы поняли эти предложения.

8. Отгадайте загадку. Слайд 20.

Рассказ- загадка « Чудный домик». К.Д. Ушинский.

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днем, ни ночью он не засыпает: все тук да тук- и гонит проворных  слуг во все  уголки дома, где спрашивается пища, питье или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днем отпираются.

В доме живет невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдет хозяйка из дома, и все замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла,- на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.

Слайд 21

Загадка.

Хозяйка –  д _ _ а  человека

Домик –  т _ _ о  человека

Эконом –  с _ _ _ _ е

Зала –  л _ _ _ _ е

Окошечки –  г _ _ _ а

IV.Обобщение .

- Что же главное в человеке? (Душа)

- Где «живет» душа? ( Тело)

- Почему Бога называют Творцом?

V. Итог урока. Слайд 22.

  • Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?
  •  Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?
  •  Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

VI. Домашнее задание.

Слайд 23.

Подготовь рассказ на тему:

«Что значит быть православным человеком?»

Слайд 24.

Любите Бога!

Лесной ручей бежал, журча.

Благоухала  сныть-трава,

Кругом раскинув кружева.

И в нежном пении ручья

Звучали мудрые слова:

« Ищите к Господу дорогу,

Любите и хвалите Бога!»

Весенний ветерок живой

Шептал, слегка шурша листвой:

« Ищите к Господу дорогу,

Любите и хвалите Бога!»

Небес сияла синева,

И золотом лились слова:

« Ищите к Господу дорогу,

Любите и хвалите Бога!»


 

Комментарии

Томей Анна Владимировна

Молодец Лариса Николаевна!!!!