Учителю на заметку

 МАОУ "ГИМНАЗИЯ №1  г.БЛАГОВЕЩЕНСК"

Предварительный просмотр:

Формирование самооценки в начальной школе

В современной дидактике достаточно много внимания уделяют развивающей функции обучения, что содействует становлению личности школьника и обеспечивает полноценное развитие его способностей, а также самостоятельности. Развитие склонностей и способностей человека в разнообразных сферах, главным образом, зависит от способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке собственных возможностей.

Основной смысл самооценки состоит в самоконтроле школьника, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе, своей деятельности и в самостимуляции.

У учеников первого класса еще не сформирован навык самоконтроля.  Ученики не всегда могут без сторонней помощи найти ошибки в своей работе и сделать исправления основываясь на сопоставлении собственных действий с конкретным или обобщенным образцом. В то время как умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы является необходимым элементом самоконтроля, которому необходимо учить.

Так как ученики первого класса еще плохо осознают важность самоконтроля для решения поставленных перед ними задач, необходимо систематически и последовательно контролировать учеников, этот контроль может выполнять учитель, родители или же весь классный коллектив.

          Процесс формирования у школьников младшего возраста самоконтроля в учебной деятельности     содержит в себе три этапа:

а) возбуждение у школьников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля;

б) обучение учащихся системой знаний, раскрывающие суть самоконтроля, методы и способы его формирования;

в) реализация длительной тренировочной работы, которая направлена на выработку умений самоконтроля.

     Самоконтроль у школьников младшего возраста играет ведущую роль, ввиду того, что:

- овладение учениками действиями самоконтроля общего характера содействует осознанию процессуальной стороны учебной деятельности, что способствует активизации их учебно-познавательной деятельности;

- овладение этими действиями предоставляет возможность школьникам грамотно и правильно планировать свою учебную деятельность, осознанно корректировать все составляющие ее действий;

- освоение действий контроля содействует формированию следующих качеств человека: инициативы, самостоятельности, ответственности и т.п.

          Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и предоставляет возможность школьникам учиться с огромным интересом и желанием, а также дает ученикам реальный «инструмент», посредством которого они способны управлять процессом собственного учения на дальнейших этапах.

           В младшей школе необходимо обращать отдельное внимание на развития самоконтроля и саморазвитие. На протяжении обучения в начальной школе необходимо сформировать определенные умения

Таблица 1. Развитие навыков самоконтроля младших школьников

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.Умение понимать и принимать контроль учителя.

2. Умение использовать приемы проговаривания для проверки написанного.  

3. Умение  владеть элементарными приёмами контроля, самоконтроля: взаимопроверка или самопроверка выполненной работы по предложенному учителем образцу.

4. Умение наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей под руководством учителя.

1.Умение наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей под руководством учителя и самостоятельно по памятке.

2. Умение осуществлять взаимопроверку и самопроверку выполненной работы (контроль по результату).

3. Умение выполнять работу над ошибками по данному учителем образцу и алгоритму.

1. Умение осуществлять самоконтроль с помощью вопросов и заданий учебника.

2. Умение осуществлять пооперационный контроль с ориентированием на план выполнения действий.

3. Умение систематически выполнять работу над ошибками по памятке.

1. Умение осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, проводить её самоанализ,  самооценку и самокоррекцию.

2. Умение соотносить свои  действия и их результаты с заданным способом действия, обнаружение их соответствия или несоответствия.

3. Умение самостоятельно проверять выполненную  работу и исправлять ошибки.

4. Умение систематически выполнять работу над ошибками по памятке.

Таблица 2.  Оценка и самооценка своей деятельности.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.  Умение принимать   внешние   критерии оценки, предложенные учителем  

2. Умение овладевать элементарными приёмами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям (под руководством учителя).

1. Умение коллективно осуществлять   определение критериев оценки результатов деятельности.

2. Умение использовать выбранные критерии для взаимооценки и самооценки выполненной работы.

1. Умение предварительно  определять  свои  возможности решения учебной задачи.

2. Умение адекватно  использовать заданные учителем критерии оценки.

3. Умение вырабатывать свои критерии для оценки результатов деятельности.

1. Умение прогнозировать самооценку до начала выполнения задания.

2.Умение осуществлять адекватную взаимооценку и самооценку отдельных операций и результатов учебной деятельности.

Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

В своей работе можно использовать следующие приемы самооценки и самоконтроля :

ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:

Вариант 1

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

  1. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.        

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

Вариант 2

Лист самооценки работы в паре

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я принимаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

Работать в паре труднее, чем одному

Мне интереснее и полезнее работать в паре

Вариант 3

Лист самооценки ____________________________________

п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Найти информацию самостоятельно

2

Выбрать самое основное для сообщения

3

Оформить работу

4

Оцени свой вклад в работу группы.

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

Почти                                                                                                                Без

всё сделали                                                                                                        меня

без меня                                                                                                       работа бы не

                                                                                                                       получилась

Вариант 4

Маршрутный лист самооценки

Оцените  работу своей группы.

заданий

Показатель

Самооценка

1.Найдите родственные слова в стихотворении.

Работали дружно, слушали друг друга

Высказывали свою точку зрения,  не ссорились

Трудно было договориться.

2.С каким определением согласны?

Работали дружно, слушали друг друга

Высказывали свою точку зрения,  не ссорились

Трудно было договориться.

3.Составляем модель

Все работали одинаково

Работал только один

Кто-то работал больше, кто-то меньше других

4. Приглашаем  «родственников» в гости

Работали дружно, слушали друг друга

Высказывали свою точку зрения,  не ссорились

Трудно было договориться.

Результат работы группы.

За весь урок

«Отличная работа! Молодцы!» -

«Хорошая работа!» -

«Не очень получилось» -

Вариант 5

Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои  обязанности

3. Соблюдал культуру общения

++  у меня всё получилось

-+  были затруднения, но я справился

-    у меня не получилось работать в группе

++  у тебя всё получилось

 -+  у тебя возникли затруднения,

       но ты справился

-      у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Вариант 6

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

Я  умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

Вариант 7

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________-

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

_____________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

____________________________________________________________________________-

Вариант 8

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

______________________________________________________________

Вариант 9

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Вариант 10

                                                 Лист успеха  _________________________________________

Пример по теме «Безличные глаголы»

Мои достижения

Сомневаюсь

Планирую

Знаю

Умею

Значения

Формы

Личные глаголы в значении безличных

Употребление в речи

Нахождение в тексте

Вывод

Вариант 11

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Оценка успешности

«Я»

себя чувствовал в процессе учения

 было ли мне комфортно

с каким настроением я работал

доволен ли собой

5

4

3

2

1

«Мы»

 насколько мне было комфортно работать в составе малой группы

какие у меня были затруднения в общении с группой.

смог ли я помочь товарищам

смогли ли они мне помочь

5

4

3

2

1

«Дело»

я достиг цели учения

учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен

в чем я затруднялся, почему

как мне преодолеть свои проблемы

5

4

3

2

1

Вариант 12

Маршрутный лист

Ф. И. ___________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): _______________________________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ___________________________________________________________________________

Этап

Учебная деятельность

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

Начало урока

Настрой на урок

  •   включился  с желанием узнать новое
  •   включился  с интересом
  •   включился,  так как надо

1 шаг

Повторение пройденного материала

  •   получил правильный результат, работая  индивидуально и в паре
  •   получил правильный результат, работая  индивидуально
  • передал инициативу партнеру, работая в паре

2 шаг

Выполнение пробного задания - действия

  •   попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как
  •   попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением
  •   не попробовал выполнить задание

3 шаг

Построение проекта выхода из затруднения

  • активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта
  • с интересом участвовал в обсуждении построения проекта
  • согласился с большинством при обсуждении построения проекта

4 шаг

Реализация проекта выхода из затруднения

  • успешно работал в группе
  • работа в группе принесла удовлетворение
  • передал инициативу партнерам в группе

5 шаг

Первичное закрепление

  •   отвечал у доски, применяя новое знание
  •   получил результат схожий с образцом, работая на месте
  • списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание

6 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

  •   выполнил самостоятельно задание без ошибок
  •   выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил
  •  не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

  •   принял активное участие в работе
  •   участвовал в работе по мере своих возможностей
  • созерцал происходящее на данном этапе

8 - 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

  •   мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание
  •   мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание
  •   мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания  проконсультируюсь у учителя или одноклассника.

Вариант 13

Лист самоконтроля

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

Настрой на урок

1 шаг

Повторение пройденного материала

2 шаг

Выполнение пробного задания - действия

3 шаг

Построение проекта выхода из затруднения

4 шаг

Реализация проекта выхода из затруднения

5 шаг

Первичное закрепление

6 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

8 - 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

Вариант 14

Карта самонаблюдения.

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

-

Вариант 15

Оценочный лист ученика класса __________________

+ могу\ знаю            +\-   сомневаюсь     - не могу\ не знаю

№п\п

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

2

Знаю цель урока

3

Знаю план достижения цели

4

Могу работать по плану

5

Могу хорошо читать текст

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

7

Сам могу составить вопрос к тексту

8

Умею работать в группе

9

Могу доказать свои высказывания

10

Могу оценить свою работу на уроке

11

Могу оценить работу своих товарищей

12

Могу сказать что урок прошел с пользой

Вариант 16

Лист самооценки.

Критерии:

Да +  нет -

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.  

Я решил без ошибок  в тетради  примеры и задачу.

Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др.

Вариант 17

Лист самооценки

       У каждого ученика лист с двумя шкалами

 Интересный урок                                                 Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

 А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Работал активно, результатом доволен.

Работал  не в полную силу, хочу улучшить результат.

Вариант 18

Деятельность за урок

Сумма баллов

Оценка

Пример

д/з

Работа в группах

Устные ответы

Фиксирование

результатов в тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-4 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-4 баллов

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

 8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

Вариант 19

                Вопросы к ученикам, выполнявшим работу во время урока :

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе правильно выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Ты решил всё сам или тебе помогали ребята?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Вариант 20

1. Какую работу сейчас выполняли?

2. Чему учились? (научились?)

3. Кто с ней справлялся легко?

4. Кому было пока трудновато?

5. Кто или что помогло вам справиться?

6. Кто доволен своей работой?

7. Кто хотел бы что-либо исправить? Что именно?

8. Что для этого нужно сделать?

9. Какую бы отметку вы себе поставили?

        

            Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

             Оценка деятельности должна проводиться не только самой личностью, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.В начальной школе такое сотрудничество приводит к взаимопониманию между учениками и доверию к учителю, вызывает позитивное настроение на любом этапе урока, не оставляет равнодушными никого в классе. Ученики видят и чувствуют заинтересованность учителя в их успешности и с удовольствием идут в школу, зная, что их мнение нужно и важно.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Критерии оценивания в начальной школе

Нормы оценок в начальной школе по ФГОС

Русский язык. 
Диктант. 
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера). 
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. 
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно. 
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. 
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок. 

Ошибкой в диктанте следует считать: 
• нарушение правил орфографии при написании слов; 
• пропуск и искажение букв в словах; 
• замену слов; 
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; 
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). 

За ошибку не считаются: 
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались; 
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; 
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла. 

За одну ошибку в диктанте считаются: 
- два исправления; 
- две пунктуационные ошибки; 
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. 

Негрубыми ошибками считаются следующие: 
- повторение одной и той же буквы в слове; 
- недописанное слово; 
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; 
- дважды записанное одно и то же слово в предложении. 

Грамматическое задание. 
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы; 
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; 
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; 
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; 
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания. 

Списывание текста. 
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы; 
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 
1 исправление (2 и 3 кл.); 
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.); 
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.); 
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.). 

Контрольный диктант. 
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту). 
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь); 
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;. 
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. 
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл. 

Оценки за контрольный диктант
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить; 
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.; 
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках; 
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок; 
«1» – более 8 орфограф. ошибок. 

Оценки за грамматические задания.
 
«5» – всё верно; 
«4» – не менее 3/4 верно; 
«3» – не менее 1/2 верно; 
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий; 
«1» – не выполнено ни одно задание. 

Словарный диктант Количество слов 
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта. 
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов; 
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление; 2 класс – 10 – 12 слов; 
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов; 
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов. 
«1» – более 7 ошибок. 

Контрольное списывание. 
«5» – нет ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.); 
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.); 
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.); 
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.). 
Математика.

Контрольная работа. 
Примеры. Задачи. 
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки; 
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.


Комбинированная. 
«5» – нет ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче; 
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен; 
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок. 

Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание. 
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.


За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.


За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ЧТЕНИЮ

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

 навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

 При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

  Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

  Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

 в первом  классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

 во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

 в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических

Характеристика   цифровой оценки (отметки) по предметам:

 "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

 "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

 "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

 "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.