Внеурочная работа
На странице размещены разработки внеурочных мероприятий по математике,физике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
______________________ ____________________
Зам. директора по УВР Голева Л.Е.. Директор школы Белорунова М.В.
План
проведения месячника по математике и информатике.
Сроки | Классы | Мероприятия | Ответственный |
5-6 | Викторина «Квадрат или круг» | Ананьева О.В. | |
7-9 | «Интеллектуальные заморочки» | Ананьева О.В | |
5-7 | Математическая игра | Ананьева О.В | |
8-9 | «Своя игра» | Ананьева О.В Ачилова В.В. | |
8 | Математический турнир «Самый умный восьмиклассник» | Ананьева О.В | |
5-9 | Конкурс эрудитов | Ананьева О.В | |
5-9 | Викторина «Путешествие в страну "Информатика"» | Ачилова В.В. | |
5-9 | Викторина «Крестики – нолики» на уроках информатики | Ананьева О.В Ачилова В.В. | |
7-9 | «Математическое кафе» Итоговое мероприятие месячника. | Ачилова В.В. Ананьева О.В | |
5-9 | Подведение итогов месячника. Линейка. | Ананьева О.В Ачилова В.В. |
Предварительный просмотр:
МКОУ Большеясырская ООШ
Воронежская область
Игра по математике
5-9 классы
Учитель математики
Ананьева О.В.
2014г.
,
Цели игры: развивать и укреплять интерес к математике; развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, стремление к преодолению трудностей; воспитывать познавательные интересы.
Оборудование: барабан, черный ящик, конверты с вопросами, интерактивная доска.
Участники игры: три команды по пять человек из 5-9 классов, команда учителей, ведущий, помощник ведущего, жюри.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
Игра состоит из двух туров: отборочного и финального. В первом туре участвуют все команды. Барабан разделен на восемь секторов: зеленого, красного и черного цветов, «зерро». Крутится барабан, стрелка указывает на сектор. На конвертах указаны цвета секторов. Всего в отборочном туре 15 вопросов. Если команда ответит на вопрос, то получает количество баллов, которое указано на конверте. В финал выходит команда, набравшая наибольшее количество баллов.
В финале команда учащихся играет с командой учителей. Учителя задают видео-вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает команда, первой набравшая 6 баллов.
Отборочный тур.
Зеленый сектор. (6000) Вопрос от студентов Венгрии: "Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей?".
(0)
Красный сектор. (4000) Девизом работы, посланной на конкурс Парижской Академии наук было: «Говори, что знаешь, делай - что должен, будь…» Закончи фразу.
(Чему быть.)
Черный сектор. (5000) Вопрос учителей иностранного языка: "Это слово имеет латинское происхождение, означающее лен, шнур, веревка. Назовите слово в том значении, в каком мы употребляем его сейчас".
(Линия, прямая)
Зеленый сектор. (4000) Вопрос от часовщика: «В старину часто пользовались солнечными часами. Они известны более 3000 лет. В солнечных часах время определяется по положению тени от наклонного стержня на циферблате. Каков механизм работы этих часов?»
(Циферблат располагается так, чтобы в полдень тень была направлена на север.)
Красный сектор. (2000) Учитель математики спрашивает: "Это название происходит от двух латинских слов "дважды" и "секу", буквально "рассекающий на две части". О чем идет речь?"
(Биссектриса.)
Черный сектор. (8000) Пожилой человек спрашивает: "Если он проживет еще половину того, что он прожил, да еще 1 год, то ему будет 100 лет. Сколько лет ему сейчас?"
(66)
Зеленый сектор. (2000) Вопрос одноклассника: "Коля поспорил, что определит, каким будет счет перед началом матча хоккейных команд "Акбарс" - "Барыс". И выиграл спор. Какой был счет?
(0:0)
Красный сектор. (5000) Часовщик спрашивает: "Во сколько раз быстрее движется конец минутной стрелки, чем конец часовой?"
(В 720 раз.)
Черный сектор. (2000) Вопрос от рабочих: "Можно ли квадрат со стороной 5 клеток разрезать на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток? "
(5 · 5 = 25, на 2 не делится)
Зеленый сектор. (4000) Корреспондент газеты "Школьная жизнь" просит помочь: "В редакцию поступило письмо от ученика 7-го класса, не сделавшего домашнюю работу по алгебре: "Как записать общий вид числа, которое при делении на 5 дает остаток 7?""
(Такого числа не существует.)
Красный сектор. (3000) Работники столовой спрашивают: "Осталось 3 целых яблока, 4 половинки, 8 четвертинок. Сколько всего яблок осталось?"
(7 штук)
Черный сектор. (4000) Вопрос от учителя математики: (2000) Найдите наименьшее трехзначное число, кратное 3, чтобы первой была цифра 7.
(702)
Зеленый сектор. (10000) Вопрос от домохозяйки: "Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами-катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. В черном ящике лежит еще одно изобретение Архимеда, которое поныне используется в быту. Что в черном ящике?"
(Винт от мясорубки.)
Красный сектор. (6000) Вопрос от работников правопорядка: "Известно, что бандиты спрятались в квартире, в номере которой есть цифра 9. Сколько квартир придется обойти, чтобы поймать преступников, если в доме 100 квартир?"
(20)
Черный сектор. (3000) Вопрос от рабочих: " Требуется распилить бревно на 6 частей, каждый распил занимает 2, 5 минуты. Сколько времени необходимо, чтобы выполнить эту работу?"
(12,5 мин)
Жюри объявляет результаты отборочного тура и называет команду, вышедшую в финал.
ФИНАЛ.
Зеленый сектор. Вопрос от учителей математики: " То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, он же придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верх мастерством, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник. Что в черном ящике?
(Циркуль)
Красный сектор. Вопрос от учителя музыки: (Звучит любая музыка.) Какой математический термин означает «музыка» в переводе с греческого?
(Пропорция.)
Черный сектор. Вопрос от учителя истории: 10 000 ли (≈ 5760 км). Чем знаменито это число?
(Длина Великой китайской стены)
Зеленый сектор. Вопрос от учителя истории: «В египетской пирамиде на гробнице начертано число, которая делится без остатка на все числа от 1 до 10 включительно. Назовите это число.»
(2520.)
Красный сектор. Вопрос учителя истории: "Какими словами греческий математик "отец геометрии" Евклид заканчивал каждый математический вывод?"
(Что и требовалось доказать.)
Черный сектор. Вопрос учителя истории: "Различные открытия и изобретения в математике тесно связаны с жизнью. Появление дробей, например, связано с необходимостью справедливого раздела имущества. А с чем связано появление отрицательных чисел?"
(Они возникли для записи долгов.)
Зеленый сектор. Учитель истории спрашивает: "В древности такого математического термина не было? Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского означает "спица колеса". Что означает этот термин?"
(Радиус)
Красный сектор. Вопрос от историков: "Вспомните год проведения Астанинского саммита стран ОБСЕ и разложите это число на простые множители".
(2010 = 2·3·5·67)
Черный сектор. Учитель биологии спрашивает: "Кузнечик проскакал некоторое расстояние за 28 мин. За сколько минут пробежит расстояние в 4 раза больше кролик, если его скорость в 7 раз больше скорости кузнечика?"
(16 мин)
Зеленый сектор. Библиотекарь школы спрашивает: "Если 60 листов книги имеют толщину 1 см, какова толщина книги, если в ней 360 страниц?"
(3 см)
Красный сектор. Вопрос от учителя русского языка: "В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?".
(100 - сто.)
Черный сектор. Воспитатель детского сада спрашивает: "В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающее в переводе "игральная кость". Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх с маленькими детьми. Что в черном ящике?"
(Кубик.)
Зеро.
1) Когда отмечается международный День защиты детей? (1июня.)
2) Сколько простых делителей у числа 6? (2)
3) Как называется делитель в дроби? ( Знаменатель.)
Зеро.
1) Сколько предметов вы изучаете?
2) Назовите адрес вашей школы.
3) Кто автор учебника «Алгебра, 7»?
Жюри подводит итоги.
Литература
- Валеева А.Что? Гле? Когда?// Математика, 2003 г., №13, с.11-12.
- Холева О., Полякова С. 22 вопроса для «Что? Где? Когда?» // Математика, 2009 г. №1, с.31-32.
Предварительный просмотр:
Проект «Использование математических формул в сельском хозяистве».
Содержание
- Введение…………………………………………………………………3
- Классификация задач сельскохозяйственной темы………………4
- Задачи с практическим содержанием………………………..4
- Задачи с использованием формул…………………………..6
- Задачи на составление таблицы…………………….………..5
- Задачи на чтение таблиц………………………………………8
- Экономические задачи……………………………….………..8
- Задачи на построение и чтение графиков..............................9
- . Лабораторно – практические задания………………………9
- Изучение мнения обучающихся и родителей об использовании математических формул в сельском хозяйстве…………………....11
- Заключение……………………………………………………………..11
- Список использованной литературы………………………………..12
Положение математики в современном мире далеко не то, каким оно было сто или даже только сорок лет назад. В процессе познания действительности математика играет все важную роль. Сегодня нет такой области знаний, где в той или иной степени не использовались бы математические понятия и методы.
Не правда ли, нам почти каждый день в жизни приходиться считать, мы постоянно используем знания о величинах, характеризующих протяженности, площади, объемы, промежутки времени и многое другое. Математика нужна и детям для формирования духовного облика, развития необходимых черт характера, таких как терпение, трудолюбие. Ещё одной важнейшей причиной нужды человечества в математике является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать. Чтобы человечество развивалось, причем развивалось плодотворно, нужны не только “лучшие умы”, но и свежие идеи. А для этого необходимы креативные люди с необычным мышлением, широким кругозором и гибким умом.
Часто ли вы применяете математику в жизни? Каким образом?
Гипотеза: знания математических формул выручают в различных жизненных ситуациях и поэтому математика служит во благо человеку.
Цель исследовательской работы: собрать данные и обработать информацию о применении математических формул в сельском хозяйстве.
Задачи работы:
- Исследовать литературу о математических формулах.
- Собрать и обработать информацию о применении математических формул в различных жизненных ситуациях.
- Изучить мнения обучающихся и родителей об использовании математических формул в сельском хозяйстве
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что возникает проблема, когда сельскому жителю необходимы знания массы тела животного и заготовленного сена и много другого, но больших весов в хозяйстве сельчанина нет, поэтому я и решила рассмотреть эту проблему с помощью математических вычислений.
Объектом исследования в моей работе являются задачи сельскохозяйственной тематики.
Предмет исследования – взаимодействие знаний и умений использования математических формул в решении задач.
Методы исследований:
- Анализ литературы и Интернет – источников.
- Диагностический.
- Количественный анализ результатов.
- Качественный анализ результатов.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в составлении рекомендаций для сельчан по использованию формул в сельском хозяйстве.
Текстовые задачи с сельскохозяйственным содержанием отражают реальную ситуацию, не математический материал, используемый в тексте и, имеют познавательную ценность.
Задача 1. В колхозе «Ленинцы» общая площадь полей составляет 3000 га. На этих полях засеяно три вида культуры: овёс, ячмень, пшеница. Овса засеяно 100 га земли, ячменя – в два раза больше овса, а пшеницей вся оставшаяся площадь. Узнайте сколько гектаров засеяно пшеницей.
Задача 2. 3 литра молока стоят 75 рублей. За 1 месяц маленький телёнок выпивает в среднем 12 литров молока. Сколько нужно затратить денег, чтобы дорастить телёнка до 3-х лет.
Задача 3. За один рабочий день в уборочную комбайнёр должен убрать озимой пшеницы с 15 га. С 1 га набирается примерно 1,5 тонны пшеницы, так как год 2010 засушливый. 1 тонна стоит в среднем 6000 руб. Сколько может заработать денег фермерское хозяйство благодаря работе одного комбайнера в течение месяца?
Задача 4. Сахарная свекла содержит 15% сахара. Хозяйство в этом году вырастило 600 тонн свеклы. Сколько сахара получит хозяйство?
Задача 5. Фермер сдал на мельницу 50 ц зерна. Выход муки при размоле пшеницы составляет 80%.Сколько муки получит фермер?
Задача 6. Из 5 кг яблок получается 4 кг яблочного пюре. Сколько потребуется кг яблок для получения 10 кг пюре?
Задача 7. Чтобы приготовить 4 порции картофельной запеканки, нужно взять 400 грамм картофеля. Сколько картофеля потребуется для 12 порций запеканки?
Задача 8. В 2,5 кг баранины содержится 0,5 кг белков. Сколько килограммов белков содержится в 20 кг баранины?
Задача 9. В 7,5 кг свинины содержится 3 кг жиров. Сколько жиров содержится в 100 кг свинины?
Задача 10. Одной корове в сутки в зимний период требуется 12 кг сена. В хозяйстве 3 головы крупнорогатого скота. Сколько центнеров сена потребуется на зимний период, считая с 1 ноября по 1 мая?
Задача 11. Чтобы вырастить свинью до 1 центнера, надо на корм 10 ц зерна и 180 литров молока. Какой доход получится при продаже мяса по 95 рублей за 1 кг, если стоимость 1 центнера зерна 600 рублей, 1 литра молока - 25 рублей?
Задача 12. Надо проложить водопровод к животноводческой ферме длиной 191м. Для этой цели имеются трубы в 5м и 7 м. Сколько труб той и другой длины понадобится для прокладки водопровода?
- . Задачи с использованием формул
Задачи с использованием формул вызывают наибольшую трудность в решении. В практической жизни очень часто приходится использовать ту или иную формулу.
Как известно, роль грубых кормов в питании жвачных животных чрезвычайно велика, так как они способствуют нормальной работе желудка и кишечника, а от этого зависит не только продуктивность, но и здоровье ваших питомцев.
Количество заготовленного сена определяют по объему стога (скирды) и массы в кубических метрах. Для этого измеряют длину (Д), ширину (Ш) и перекидку (П) скирды или стога. Длину определяют с двух сторон на высоте одного метра от земли. Ширину измеряют с обеих сторон на высоте 0,5 м и высчитывают среднюю величину. Перекидку измеряют поперек скирды от земли с одной стороны через вершину скирды, с другой − в 2-3-х местах для определения средней длины.
Объем скирды определяется по формуле О=Д (П+Ш):4 (П+Ш):4.
Задача 13. Определить объём стога, если перекидка равна 15 м, ширина 5 м, а длина 10 м.
Решение: объем скирды в кубических метрах составит: О=10(5+15):4(5+15):4. Таким образом, объем стога или скирды будет равен 250 м3.
Для приближённого подсчёта объёма сена в скирде пользуются следующей формулой: V = (0,52l — 0,45а) ab, где V - объём сена в м3, l - длина «перекидки», т. е. длина линии BCD в метрах, а - ширина скирды (ВD) в метрах, b —длина скирды (АВ) в метрах.
Пользуясь этой формулой, подсчитать вес сена в скирде, если а = 4 м; b = 8 м; l =10 м; вес 1 м3 равен 70 кг. Ответ: 7616 кг
- . Задачи на составление таблицы
Решение задач вида, когда сообщается математическое правило, на основании которого должна быть составлена таблица. Это правило представляет собой формулу или график, с помощью которого задана конкретная функция.
Задача 14. Для составления следующей задачи использованы данные из книги Е.Я.Лебедько «Определение живой массы сельскохозяйственных животных по промерам/Практическое руководство.- М.: ООО «Аквариум – Принт», 2006, - 48 с: ил.
В условиях индивидуального хозяйства нет возможности определить живой вес крупных животных путем взвешивания. Живую массу крупно - рогатого скота можно определить по формуле:
k,
где A-обхват груди за лопатками, см,
B- прямая длина туловища, измеряемая палкой, см,
K- поправочный коэффициент (2 – для скота молочных пород, 2,5 – для молочно-мясных и мясных пород).
У коровы и теленка измеряют косую длину туловища (от плечелопаточного сочленения до корня хвоста).
Заполните таблицу:
Обхват груди за лопатками | Косая длина туловища лентой | ||||||||||||||||
122 | 126 | 130 | 134 | 138 | 142 | 146 | 150 | 154 | 158 | 162 | 166 | 170 | 174 | 178 | 182 | 190 | |
136 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
140 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
144 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||
148 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
152 | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||
156 | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
160 | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
164 | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
168 | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
172 | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
176 | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
180 | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
184 | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
188 | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||
192 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||
196 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||
200 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| ||||||
204 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
208 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||
212 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||
216 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
220 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Ответ:
Обхват груди за лопатками | Косая длина туловища лентой | ||||||||||||||||
122 | 126 | 130 | 134 | 138 | 142 | 146 | 150 | 154 | 158 | 162 | 166 | 170 | 174 | 178 | 182 | 190 | |
136 | 194 | 202 | 206 | 213 | 220 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
140 | 210 | 218 | 223 | 231 | 236 | 244 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
144 | 222 | 230 | 236 | 243 | 250 | 258 | 266 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
148 | 235 | 244 | 250 | 259 | 265 | 274 | 282 | 289 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
152 | 247 | 255 | 262 | 270 | 278 | 287 | 296 | 303 | 311 | - | - | - | - | - | - | - | - |
156 | 260 | 270 | 277 | 287 | 295 | 304 | 313 | 320 | 329 | 337 | - | - | - | - | - | - | - |
160 | - | 286 | 292 | 300 | 307 | 317 | 327 | 334 | 345 | 352 | 362 | - | - | - | - | - | - |
164 | - | - | 306 | 317 | 325 | 334 | 345 | 354 | 364 | 372 | 382 | 391 | - | - | - | - | - |
168 | - | - | - | 333 | 341 | 351 | 364 | 373 | 383 | 391 | 404 | 413 | 422 | - | - | - | - |
172 | - | - | - | - | 356 | 368 | 379 | 388 | 399 | 409 | 419 | 429 | 440 | 450 | - | - | - |
176 | - | - | - | - | - | 386 | 399 | 408 | 420 | 429 | 441 | 452 | 463 | 474 | 484 | - | - |
180 | - | - | - | - | - | - | 418 | 428 | 443 | 450 | 464 | 475 | 486 | 497 | 508 | 520 | - |
184 | - | - | - | - | - | - | - | 445 | 458 | 468 | 481 | 493 | 503 | 516 | 528 | 540 | 551 |
188 | - | - | - | - | - | - | - | - | 480 | 490 | 504 | 516 | 529 | 541 | 553 | 567 | 576 |
192 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 509 | 523 | 536 | 549 | 563 | 574 | 589 | 599 |
196 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 547 | 561 | 574 | 587 | 600 | 612 | 627 |
200 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 583 | 597 | 610 | 624 | 640 | 652 | |
204 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 620 | 634 | 649 | 660 | 678 |
208 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 659 | 674 | 691 | 704 |
212 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 700 | 717 | 731 |
216 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 747 | 767 |
220 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 786 |
Для определения приблизительного живого веса можно пользоваться приведенными ниже таблицами, исходными данными для которых являются промеры животных. Для взятия промеров необходимо правильно поставить животное: ноги должны стоять вертикально, голова на уровне спины. Промеры берут сантиметровой лентой, утром до кормления.
1.4. Задачи на чтение таблиц
Задача 16[1]. Для перевозки убранного урожая хозяйству нужны автомобили. Нужно транспортировать 45 тонн на 1300 км. Услуги перевозчиков приведены в таблице. Какой перевозчик выберет хозяйство и какова будет стоимость перевозки?
Перевозчик | Стоимость перевозки одним автомобилем (на 100 км) | Грузоподъёмность автомобилей (тонн) |
А | 3700 руб | 3,5 |
Б | 4300 руб | 5 |
В | 9800 руб | 12 |
1.5. Экономические задачи
Рассмотрим задачи, показывающие, как математика помогает сельским жителям экономично вести хозяйство и обосновывать все производственные расчеты.
Задача17. В КХ для получения запланированного привеса телят в 430 г в сутки включают в ежедневный рацион 1,5 кг комбикорма и 5 кг сена. Каким будет привес 25 телят через 5 месяцев? Сколько центнеров каждого вида корма потребуется? (Ожидаемый привес – более 1600 кг; не менее 57 ц комбикорма и 190 ц сена).
Решение задачи довольно простое. Сначала определим, каким будет ожидаемый суточный привес 25 телят: 0,43*25 = 10,75 (кг). Затем вычисляем, каким будет привес 25 телят за 5 месяцев, предполагая, что в месяце 30 дней (5 месяцев == 150 дней): 10,75*150 = 1612 ,5 (кг).
Вычислим, сколько комбикорма и сена в сутки потребуется 25 телятам 1,5*25 = 37,5 (кг) комбикорма и 5*25 = 125 (кг) сена. Тогда на 5 месяцев 25 телятам необходимо: 37 ,5*150 = 5625 (кг), или 56,25 ц комбикорма; 125*150 = 18750 (кг), или 187,5 ц сена. Учитывая предположение о продолжительности месяца, делаем прикидку результата и заключаем, что для откорма телят хозяйству требуется не менее 57 ц комбикорма и 190 ц сена.
Задача 18. Схема посадки картофеля традиционная: 70 см между рядами, 20 см в ряду. Размеры участка: длина 7 м, ширина 4 м. Масса посадочного материала картофеля 25 г. Каков расход посадочного материала на данном участке?
Решение.
Между бороздами 70 см, 11 бороздок, между клубнями в борозде 20 см – 21 клубень в одной борозде. Тогда потребуется 11*21 =231 картофелин, и расход посадочного материала составит 231*25=5775 г.
Ответ: около 6 кг.
Задача 19. Крестьянское хозяйство производит пшеничный комбикорм, содержащий 10% пшеницы и 50% пшеничных отрубей, рапс, измельченный ячмень и соль. Сколько тонн комбикорма изготовит Крестьянское хозяйство, если на складе в наличии 100 тонн пшеницы, а для производства 25 кг отрубей требуется один центнер пшеницы? (47,6 т).
Данная задача решается средствами математики в повседневной деятельности представителями животноводческих профессий. Следует выяснить в беседе с учащимися:
− Почему в комбикорме определено такое процентное содержание пшеничных составляющих?
− Можно ли заменить пшеницу другой зерновой культурой? Как это скажется на ежедневном привесе животных?
1.6. Задачи на построение и чтение графиков
Данные задания моделируют реальную или близкую к реальной ситуации.
Задача 20. Составьте формулу для вычисления расхода горючего трактором при бороновании поля, если на боронование 1 га расходуется 1,5 кг горючего. Постройте график зависимости расхода горючего трактором от обрабатываемой площади. По графику определите, каков расход горючего, если трактор обрабатывает 3 га и если трактор израсходовал 6,5 кг горючего, какова обрабатываемая площадь?
Решение. В задаче используется функция y = kx (прямая пропорциональность). Если m – расход горючего трактором, S – величина обрабатываемой площади, то m = 1,5S.
1.7. Лабораторно – практические задания
Примеры для лабораторно – практических занятий
Задача 21. Определить посевную годность семян
«Посевная годность семян, хозяйственная годность семян, количество (в процентах) пригодных для посева семян в семенном материале. Посевная годность семян устанавливают на основании показателей чистоты и всхожести семян (выраженных в процентах) путём их перемножения и деления на 100 (результат округляют до целых чисел). Посевная годность служит основанием для уточнения норм высева семян, которые для различных культур приняты из расчёта 100%-ной посевной годности. Используемые же на посев семена редко имеют посевную годность 100%, поэтому, вводя поправку на посевную годность семян, норму их высева увеличивают»[2].
Дано:
А = 90% (чистота семян)
Б = 90% (всхожесть)
Определить норму высева Q
Решение: Q = (АБ)/100% = (90*90)/100 = 81%, значит норму высева необходимо увеличить на 19% (100%-81%=19%).
Задача 22. Определить норму высева семян (Н) пшеницы Красноярской
«Норма высева семян, количество высеваемых на 1 га семян, обеспечивающее нормальную густоту всходов и полноценный урожай. Норму высева выражают числом всхожих семян (млн. шт.) и массой семян (кг). Норма высева семян устанавливают с учётом требований растений к площади питания, целей возделывания (на зерно, силос и т.д.), плодородия почвы, климатических условий и др. Для одной и той же культуры норма высева семян может быть разной. При возделывании на силос норма высева семян выше, чем при возделывании на зерно; в северных районах норма высева семян выше, чем в южных, например, для северных районов рекомендуется норма высева яровой пшеницы 6—7 млн. шт., а для южных и восточных — 3,3—5 млн. шт.»
Дано: пшеница Красноярская
А - количество зёрен на 1 га = 7000000шт.
Д - вес 1000 зёрен = 32 гр.
Б – всхожесть=90%
Определим норму высева семян Н
Решение: Н=(100*А*Д)/Б=(100*7000000*32)/90=248,9(кг/га)
Задача 23. Определить чистоту семян.
Решение: Из партии семян возьму и отвешиваю 1 кг, беру пробу 50 гр. Из этой пробы отбираем 4 фракции:
I-чистые, здоровые семена
II- щуплые, битые, мелкие
III-живой сор (семена сорняков, вредителей)
IV-мёртвый сор (земля, солома, мёртвые вредители)
Взвешиваем I фракцию-48 гр , определяем чистоту семян
Составим пропорцию 50 гр. –100%
48 гр.- Х %,
значит Х= (48*100)/50=96%
определим согласно классу (1кл.-98%, 2кл.-97%, 3кл.-96%) в нашем случае 3 кл., требуется повторная обработка.
Задача 24. Проверка сеялки в поле.
Саженью надо отмерить длину 278 м и ширину 3,6 м. Отмеренная площадь равна 278 *3,6 = 1000,8 м2 или 0,1 га. Если норма высева 250 кг/га, то на эту площадь надо засыпать 25 кг, чтобы всё высеялось.
Все эти практические примеры доказывают непосредственную связь математики с сельскохозяйственной практикой.
Изучение мнения обучающихся и родителей об использовании математических формул в сельском хозяйстве
Родители и обучающиеся выразили свое отношение, определив тем самым, что такие занятия необходимы для грамотного ведения хозяйства всем без исключения.
Заключение
Примеров формул в повседневной жизни много. Для работы мы выбрали использование формул в сельском хозяйстве, я думаю, что это удалось.
Формулы помогают определить вес сена, если взвесить его не представляется возможным, определить живую массу коровы, когда нет весов, это удобно для людей имеющих домашнее хозяйство. Так же следить за привесом и при сдаче скота на мясокомбинат или рынок. Этими примерами мы показали, как знание математики может помочь работе сельского труженика.
Список использованных источников и литературы
- http://www.kumushka.com/household/1495-zagotavlivaem-seno.htmlhttp://www.kumushka.com/household/1495-zagotavlivaem-seno.html Заготавливаем сено
- http://oldskola1.narod.ru/Lar03/Lar66.htm Сборник задач по алгебре
- http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00061/77300.htm Большая советская энциклопедия
- Лебедько Е.Я. «Определение живой массы сельскохозяйственных животных по промерам/Практическое руководство.- М.: ООО «Аквариум – Принт», 2006, - 48 с: ил.
- Сельская школа: проблемы организации образовательного процесса: Сб. статей //Материалы Всероссийской научно – практической конференции «Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России» - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
- Смирнов В. Фермерское подворье. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 480 с.: ил. – (Домашняя энциклопедия фермера)
- Ященко И.В., Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ Математика. Тематическая Рабочая тетрадь. 11 класс. - М.: МЦНМО, издательство «Экзамен», 2010.
[1] Ященко И.В., Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕЭГ Математика. Тематическая Рабочая тетрадь. 11 класс.-М.: МЦНМО, издательство «Экзамен», 2010
[2] http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00061/77300.htm Большая советская энциклопедия
Предварительный просмотр:
Подготовили: учитель математики
Ананьева О.В
2017-2018 учебный год
Программа математического концерта.
- Стихотворение «Почему торжественно вокруг!».
- Песня «2х2=4».
- Вашему вниманию мы басни представляем.
Мораль басни такова:
Без практики живой, теория мертва.
Басня «Ученый кот»
- А сейчас наши ребята,
Друзья все закадычные
Пропоют для вас частушки
Очень необычные.
Частушки уч-ся 5 класса
5.Сценка « Обозначим рыбака через икс»
6. Стихотворение «Адик- математик»
7. Гимн математике
8. Басня « Медвежья услуга»
9. Частушки уч-ся 7 класса
10. Сценка « Задача-сказка о Балде»
11. Любят круг все поголовно
Всяк признать его готов
За его характер ровный,
Не имеет он углов.
Математическая викторина
12. Стихотворение « Красивая наука»
13. Что за зверь этот ЕГЭ,
На Ягу похожий?
Про его строптивый нрав
Вам сейчас доложим.
(Песня про ЕГЭ
14. Басня ««О мартышке и медведе»
15. Сценка « Среднее арифметическое»
16. Заиграли музыканты
И пустились ноги в пляс,
Математические страдания
Пропоют сейчас для вас.
страдания
17.Заключительная песня.
1.Стихотворение
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Нам, ты математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы, сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
2.Песня «2×2=4»
Припев: Дважды два – четыре
Дважды два – четыре
Это всем известно в целом мире
Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не 3, а не 5
Это надо знать.
Дважды два – четыре,
Дважды два – четыре,
А не 6, а не 7
Это ясно всем.
1. Трижды три навеки 9,
Ничего тут не поделать.
И не трудно сосчитать
Сколько будет пятью пять?
Пятью пять – двадцать пять
Пятью пять – двадцать пять
Совершенно верно.
Припев.
2.У кого друзья не спросим
Шестью восемь – сорок восемь
Шестью шесть прошу учесть
Неизменно тридцать шесть.
Шестью шесть – тридцать шесть,
Шестью шесть – тридцать шесть
Совершенно верно.
Припев.
3. Басня «Учёный кот». К.Анкундинов.
У кошки маленький котёночек подрос.
- Как дальше быть? – возник вопрос.
Ловить мышей – такая штука
Что тут нужна теперь наука!
Решила мать, что в пору
Послать котёнка в школу…
И вот за партой в классе
Сидит пушистый Вася…
С усердием большим, как наказала мать,
Принялся кот науку постигать.
Он изучил до тонкости по темам
Строение мышей (по графикам и схемам).
Их чучела изготовлял из тряпок
В кружке «умелых лапок».
Решал едва не плача,
Он про бассейн задачу
(Сколь выльется сметаны, когда открыты краны).
Был в геометрии как дома,
Знал доказательств остроту;
Тригонометрия знакома была прилежному коту.
И через десять лет, науками богат
Понёс наш кот из школы аттестат…
В то время у какой-то горки
Мышонок вылезал из норки,
Хоть Васька изучал мышиный род по книгам
Исконного врага узнал он мигом.
Но как его схватить? Нельзя же прыгнуть сразу!
Тут надо применить научных знаний базу…
Вот неизвестного мышонка
За икс он принял очень тонко
Затем в системе СГС нашёл его удельный вес.
V – скорость, ускоренье - a
(А брызги сыплются с пера!)
По теореме Пифагора он путь нашёл довольно скоро;
Привёл ответы, глядя в книгу,
К логарифмическому виду;
Вписал последнюю строку
И приготовился к прыжку…
Пока учёный кот над уравненьем бился,
Мышонок – неуч в норке скрылся.
Запомните, друзья, соль истины такой:
Теория мертва без практики живой.
4. Частушки.
1. Мы веселые ребята,
Очень весело живем: .
И задачи мы решаем,
И частушки вам споем.
2. В нашем классе все ребята
Хороши, как на подбор
Математику не знают,
«Хорошистов» недобор.
- Математика поможет
Вам отличниками стать,
Научитесь вы, ребята,
Уравнения решать.
4. Мы задачи на движенье
Порешать всегда хотим,
Наше в классе повеленье
Всем известно - не молчим.
5. «Нам нужны одни пятерки».
Говорят отличники
Ну а чем другие хуже?
Ох, единоличники!
6. Двойка с Тройкой говорили,
Что они главнее всех.
Что случилось бы на свете,
Если б это был не смех?
7. Цифры все одна к другой
Важные, красивые.
Обойтись одной нельзя -
Все незаменимые.
8. Говорила Двойка Тройке,.
Что она красавица,
Потому, наверное,
Ребятам очень нравится.
9. Мы подружки-хохотушки
С вами распрощаемся
И опять на концерте
Скоро повстречаемся.
5. ОБОЗНАЧИМ РЫБАКА ЧЕРЕЗ ИКС
Учитель. Решим задачу.
Ученица. Слушаю, Иван Петрович.
Учитель. Рыбак в первый день поймал 1 кг рыбы, во второй - вдвое больше, чем в первый, в третий - вдвое больше, чем во второй. Сколько всего килограммов рыбы поймал рыбак?
Ученица (после раздумья). Решим эту задачу с уравнением!
Учитель (полегшая плечами). Ну, реши...
Ученица. Я хотела бы уточнить условие. Значит, в первый день 1 кг рыбы поймал рыбак?
Учитель. Да.
Ученица. А во второй день вдвое больше рыбы поймал тоже рыбак?
Учитель. Да.
Ученица. И в третий день тоже рыбак?
Учитель. Нуда.
Ученица. Ну, теперь все понятно. Способ ясен. (Громко, уверенно.) Обозначим рыбака через икс.
Ведущий. И тут ответ был дан суровый учителем бездумной ученице
Учитель. Коль стал никем рыбак бедовый, что ж в голове твоей творится?
6. Стихотворение «АДИК-МАТЕМАТИК»
Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач.
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть, учебник скверный,
Может быть, таланта нет.
Но нашел я способ верный –
Сразу посмотреть ответ
Сколько чашек, сколько ложек?
Можно проще, без затей:
Он сложил часы и кошек,
Перемножил на людей.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил!
Ну зачем читать условье:
Раз - умножил, два - сложил.
В общем, не хитра наука,
Если посмотреть ответ,
Только дед моложе внука
Оказался на 5 лет.
И к Свердловску город Нальчик
Ближе стал, чем Камышлов.
И один индийский мальчик
Съел 125 слонов!
Типографская машина
Выдала 7 тонн овса...
Оказалось у вагона
Три десятых колеса...
Стал до Марса путь недлинном –
200 метров от Земли...
Два мальчишки с половиной
С полдевчонкой в школу шли.
Адик - математик бойкий:
Множит, делит пополам...
Интересно, сколько двоек
Стоит лени килограмм?
7. Песня «Гимн математике» (на музыку песни «Чему учат в школе»).
Уравнения решать, радикалы вычислять
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать,
Дробь делить и умножать
Постараешься - придет к тебе удача!
Геометрия нужна, но она ведь так сложна
То фигуры, то тела - не разберешься!
Аксиомы там нужны,
Теоремы так важны,
Их учи - и результата ты добьешься!
Есть науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
Для развития ума
Предназначена она -
Математика – и это уж навечно.
8. Басня « Медвежья услуга»
У Волка, Зайца и Медведя
Настали трудные деньки,
Крот перестал учиться в школе
И им - готовят дневники!
За всех ученый Крот трудился,
Решал задачи и примеры,
И выручал он нерадивых,
Подсказывая им без меры.
Крот заболел - у всех беда,
Уж очень строг учитель Дрозд.
На математике, пожалуй,
Получит кто-то лишний «хвост»!
Медведь решил подзаниматься:
Где подучить, а где - схитрить.
Но, в общем, в чем-то постараться
Дрозда решил перехитрить.
Дрозд вызвал Зайца отвечать:
«Скажи, любезный, что ты знаешь
О треугольнике и круге?»
Зайчишка, чтобы не молчать,
Поддержку ищет в сильном друге.
Медведь, стараясь угодить
Трусливому Зайчишке,
Повел себя перед Дроздом
Проказливым мальчишкой.
Он стал кривляться и шептать
Старательно и нудно.
А Заяц - на доске писать,
Хотя и было трудно.
Медведю, видно, как всегда,
Не все учить хотелось,
Его подсказка иногда
На языке вертелась.
Так и сейчас, сказав не то,
Помог он плохо другу,
Он оказал ему опять
Медвежью услугу!
9. Частушки о математике.
О математике сейчас
Мы споем частушки.
А вы как можно посильней
Растопырьте ушки.
Новый нам ввели предмет,
Это – информатика.
Но царица всех наук,
Все же – математика
Мы, ребята удалые,
Математики сплошные.
Мы разделим и умножим,
Все остатки вместе сложим.
Сколько будет 2+2
Знают все ребята.
Ну, а если 7+7?
Тут уж туговато.
Математика, родная,
До чего ты довела.
Все красивые девчонки
От тебя сошли с ума
Начинается урок,
Математика идет,
Стоит Слава у доски,
Мучает свои мозги.
Математику списать
Разрешила Ленка,
Что ж придется целоваться
С ней на переменке.
. Я с Виталиком дружу,
В гости я к нему хожу,
Он задачи мне решает,
А я рядышком сижу.
Ростом хоть еще малы,
Но с ЕГЭ знакомы,
Старшеклассники у нас
Ещё не вышли с комы.
Математика, мой свет!
Ты любимый наш предмет.
Хоть и трудна ты порой,
Интересно нам с тобой.
На рубашке у меня
Циферки да кубики,
Отвечая у доски,
Оторвал все пуговки.
Вот уже вторую четверть
Геометрию учу,
Исхудал совсем учебник,
А я все молчу, молчу
Математика-царица,
Пощади меня, сестрица,
Я измучился совсем,
Сил уж нет собрать портфель
А ко мне во сне пришел,
Представляешь, Пифагор,
И стал спрашивать меня,
Сколько будет дважды два
У меня, ребята, горе,
Не найду никак я корень,
Все я числа перебрал,
Это был сплошной кошмар
Мы пропели вам частушки
Про отличную страну.
Цифры, буквы ходят там
В математическом строю.
10. ЗАДАЧА-СКАЗКА О БАЛДЕ
Ведущий.
Пошел барин по базару
Поискать кой-какого товару.
А навстречу ему Балда.
Идет, сам не зная куда.
Балда.
Что, батька, такрано поднялся,
Чего ты взыскался?
Барин.
Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где мне найти такого,
Служителя не слишком дорогого?
Балда.
Буду служить тебе справно,
Усердно и очень исправно.
Барин.
За год тебе пожалую кафтан и 12 рублев.
Ведущий.
Живет Балда в барском доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
Досветла у него все пляшет,
Лошадь запряжет,
Полосу вспашет,
Печь затопит,
Все заготовит, закупит,
Яичко испечет,
Да сам и облупит.
Балда.
Отработал я у тебя, барин, 7 месяцев. Задумал жениться. Пожалуй расчет.
Барин. Что ж, работник ты хороший. Жалую тебе кафтан , и 5 рублев
Ведущий. Вот вам вопрос: сколько стоит кафтан?
11. Математическая викторина.
1. Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр.)
2.Число десятков в тысяче. (100.)
3.В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (Сто.)
4. Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? (30°.)
5. Как называется равенство, верное при любых допустимых значениях переменной ( уравнение)
6. Сколько углов останется у квадрата, если один отрезать? (5.)
7. Число, которое делится на все числа без остатка? (0.)
8. Цифры третьего разряда? (Сотни.)
9. Луч, делящий угол пополам? (Биссектриса.)
10. Сколько граней у шестигранного карандаша? (8.)
11. Наименьшее семизначное число? (1 000 000.)
12.Сколько вершин у куба? (8.)
13. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов?(7.)
14. Число, из которого вычитают? (Уменьшаемое.)
15. Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа? (0.)
16. Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом»? (180°.)
12. Стихотворение «КРАСИВАЯ НАУКА»
Кто сказал, что математика скучна,
Что она сложна, суха, тосклива?..
В этом вы не правы, господа,
Знайте: математика - красива!
Может быть прекрасной, как поэма,
Слух лаская, как ноктюрн звучит.
Совершеннейшая теорема,
Доказательства ажурнейшая нить.
Метко, точно, словно эпиграмма,
Это доказательство звучит.
Здесь преувеличений нет ни грамма,
Четкий музыки здесь слышен ритм.
Вам приятно жить в опрятном доме,
Где у каждой вещи место есть?
Математика создать такой порядок может,
И за это ей хвала и честь!
Какой бы ни была задача сложной,
Математика решение найдет.
Все она по полочкам разложит,
Все она в систему приведет.
Логикой проверит рассужденье,
Не допустит глупой болтовни.
Чувства отыскавшего решенье
Чувствам победителя сродни.
Если что-то математик доказал вам,
Это на века, поверьте нам!
И воззрений он не поменяет
Времени в угоду иль царям.
Сколько в ней самой изящных линий,
Мощных формул, строгих теорем,
Тот не назовет ее красивой,
Кто с наукой не знаком совсем.
Нет неблагодарнее занятья,
Чем красоту словами объяснять.
Не любить ее нельзя, я точно знаю:
Можно только знать или не знать.
13. Песня про ЕГЭ
Я был когда-то странный
Экзамен безымянный,
Который в школьной жизни
Лишь пробным проходил.
Теперь я всем известный,
И каждый школьник с детства
Вам про ЕГЭ расскажет,
Про КИМы пропоет.
Мне не везло сначала
И прежде так бывало
Меня не узнавали
И слышали впервой,
Теперь я всем предметам
Авторитет бессменный,
И без меня студентом
Не стать тебе, родной.
Я был когда-то странный
Экзамен безымянный,
Который в школьной жизни
Лишь пробным проходил.
Теперь ЕГЭ известный
В 9 классе место
Почти на все предметы
Сразу отхватил.
14.. Басня « О Мартышке и Медведе»
На сцене за партой вертится Мартышка с зеркалом, а рядом Медведь пытается что-то писать.
Учитель.
Раз в школе лесной был трудный урок:
Делили весь день, умножали.
А двое тихонько за старой сосной
Беседой себя развлекали.
Мартышка.
Смотри, дорогой, разве я не умна?
И как благородны манеры.
Медведь.
По-моему, ты что-то слишком шумна
И говорлива без меры.
Мартышка.
Ох, Мишка, какой ты чудак.
Зачем тебе иксы и меры?
Мы жили без них, и не плохо, ведь так?
А ты все примеры, примеры.
Медведь.
Послушай, задачи хочу я решать
И стать семьянином примерным.
А ты все, кума, хочешь мне помешать,
Стоишь на пути моем верном.
Мартышка.
Ах, верном? Ты что говоришь?!
Кому ты мозги «забиваешь»?
Ты сам на уроках частенько спишь
И часто уроки не знаешь!
Медведь.
Бывает, скрывать я не буду сейчас,
Да ты разболтала всем сразу.
Хотя на уроке любимом моем
Еще не уснул я ни разу.
Мартышка.
Ни разу? Кому говоришь!
Меня не обманешь ты, право!
Вчера поглядела - ты спишь,
Проспал ты примеров не мало.
Медведь.
Ну, что ты, кума?
Я думал, пригревшись на солнце.
Я думал, вот скоро зима,
Заделать бы надо оконце.
Мартышка.
Вот-вот, я тебе говорю,
Что ты ученик никудышный.
Пойдем по домам! Я обед наварю,
И мед будет тоже не лишний.
Уходят.
Учитель.
Ушли, не подумав. Как знать?
Учиться, ребята, всем нужно:
Делить, умножать и задачи решать.
Простим мы зверят этих дружно,
Пусть Мишка с Мартышкой займутся делами,
Их строго судить мы не будем.
А в школе учиться нужно ребятам,
О том мы теперь не забудем!
16. Сценка « Среднее арифметическое.
(Стоит Олег задумавшись).
Лена(входя) Олег, о чем ты задумался?
Олег: Знаешь, о чем я задумался? Среднее арифметическое гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки которые получили сегодня. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь, как хорошо. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!
Лена: Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?
Олег: Подожди, это еще не всё. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем, делим пополам – среднее арифметическое.
Лена: Ты же гений! (в сторону) Ну я тебя проучу. (Олегу) Слышишь, Олег, ты просил меня купить тебе кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Олег: Да
Лена: Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит)
Олег: Вот здорово! Наконец-то и у меня будут кеды, и Анатолий Федорович не будет меня ругать.(Делает несколько гимнастических упражнений)
Лена: (входит с пакетом) Видишь как я быстро вернулась. Я тебе кеды купила, не что-нибудь.
Олег: (с нетерпением): - Давай быстрее, посмотрим их. (Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, другой маленький). Что это?
Лена: - Ты ещё спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера, другой 44. Складываем, делим пополам, получаем твой размер 35. Да здравствует среднее арифметическое.
(Олег с ужасом хватается за голову и убегает).
16. Страдания.
- Ой, ты – душка, моя подружка,
Скажи, как алгебру учила.
Алгебру я изучала
Моя головушка устала,
Моя головушка устала,
Соображать я перестала.
2. Ой, ты – душка, моя подружка,
Скажи, как дроби ты изучала?
Дроби? А дроби я изучала,
Все каблуки – то пообломала,
То правой топну, а то левой
Ты посмотри: дроблю умело.
3. Ой, ты – душка, моя подружка,
Скажи, как корни ты извлекала?
Корни я трудно извлекала
Две грядки свёклы перекопала
Гляди, как корни хороши,
Вот угощайся от души.
4. Ой, ты – душка, моя подружка,
Градусную меру как измеряла?
Не беспокойся, здорова я
Температура нормальная
Ну, а термометр за окном
- 12 сейчас на нём.
5. Ой, ты – душка, моя подружка,
Похоже, книгу не открывала.
Хоть книгу я не открывала
Но на вопросы отвечала.
Учить не буду, я и так
По части алгебры – мастак.
17. Заключительная песня.
1. Если в школу нашу первый раз попали,
Значит, вы узнали, как мы здесь живём,
Вспомните урок, с которым вас встречали,
Вспомните концерт, вы вспомните о нём.
Припев: И улыбка без сомненья,
Вдруг коснётся ваших глаз,
И хорошее настроение
Не покинет больше вас.
2. Может быть, не всё нам сделать удавалось
Как хотели мы, но кто тому виной?
Очень мы старались, чтобы получилось.
Не суди, учитель, с нами песню эту спой.
Припев.
Предварительный просмотр:
Турнир смекалистых
(внеклассное мероприятие по математике)
7 - 8 классы
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить математику,
Наш турнир математический посвящаем!
Цели:
продемонстрировать разнообразие занимательно – развлекательных задач, позволяющих тренировать ум, смекалку, геометрическое воображение, направленных на развитие мыслительных способностей, наблюдательности и сообразительности, внимания учащихся, интереса к предмету; воспитывать самостоятельность, ответственность, инициативу, чувство коллективизма
Ведущий:
Девизом нашего турнира стали слова немецкого математика Г.В.Лейбница:
«Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт».
Правила игры.
В игре принимают участие 2 команды. Первая команда – «Треугольник», вторая- «Квадрат». У каждого из членов команд отличительные знаки-эмблемы, по которым можно понять, кого представляет данный ученик.
Ведущий: Сегодня мы проводим турнир, посвящённый математике-«царице всех наук».
Славим математику
Математика, тебя сегодня славим,
И хотим спасибо мы сказать,
Ведь о тех, кто приложил старанья,
Ты заботишься, как ласковая мать.
Развиваешь ум и память нашу,
Учишь сравнивать, трудиться, рассуждать,
А подбросив трудную задачку,
Учишь нас трудности преодолевать.
Ты нас пробуждаешь, окрыляешь,
Быть настойчивыми учишь неустанно.
И познаний жажду разжигаешь,
Предлагая неразгаданные тайны.
О. Панишева
Ведущий:
Итак, турнир я открываю,
Вам успехов пожелаю,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро всё в уме считать!
«Представление команды».
Счётный конкурс начинаю,
Добрый день, мои друзья!
Две команды на турнире,
Их сейчас представлю я.
1.Вот команда «Треугольник»:
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
2.Про команду №2
Разошлась уже молва.
Называется «Квадрат»,
Им любой учёный рад.
Слово предоставляется командам. Итак, конкурс первый.
Каждая команда во главе с капитаном знакомит с названием своей команды, девизом, приветствием.
Приветствие команд.
Конкурс: «Мы желаем Вам».
Команда: «Треугольник».
Девиз: «В треугольнике друзей лучше считать,
легче решить и победить!»
1.Сегоднишний турнир мы выиграть хотим.
И просто вам победу не дадим.
Придётся попотеть и постараться
За каждое очко мы будем драться.
2.Мы смекалку проявим и отвагу,
А если вдруг не повезёт?
Победа всех когда-нибудь найдёт!
3.Пусть сильней кипит борьба.
Сильней соревнованье,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
4. Этот турнир сейчас
Науке посвящается,
Что математикой у нас
С любовью называется.
5.Она поможет воспитать
Такую точность мысли.
Чтоб в нашей жизни всё познать.
Измерить и исчислить.
Команда: «Квадрат».
Девиз: «У нашего квадрата
Все стороны равны,
Наши ребята дружбой сильны!
1.Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
2. Этот турнир ждали мы,
По нему истосковались умы
Дружно будем задачи решать-
Мы хотим математику знать.
3.Как же нам не веселиться?
Не смеяться, не шутить?
Ведь сегодня на турнире
Мы решили победить!
4. Наша команда «Квадрат»-
Приветствует всех собравшихся ребят.
Желаем всем победить,
А себе не проиграть!
5. И соревнуясь вместе с вами.
Мы остаёмся друзьями.
И так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
Ведущий:
И жюри мы пожелаем
Справедливей, строже быть,
Ибо сами понимаем,
Как трудно вам всех оценить!
(Жюри оценивает эмблему, девиз, приветствие каждой команды. Максимальный балл -3).
Ведущий:
Для решения большинства задач недостаточно одних знаний, необходимы находчивость и внимательность.
Разминка.
«Повторение – мать учения».
Каждая команда отвечает на вопросы. ( За верный ответ – 1балл).
Команда «Треугольник».
- Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).
- Сколько корней имеет уравнение =0? (1).
- Кривая, являющаяся графиком функции у = (гипербола)
- Что меньше или .(равны).
- Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника (диагональ).
6. Мера веса в старой России, равная 16.04кг (пуд).
7. Цифры, которые употребляли в Древнем Риме около 2500лет назад (римские).
8. Нахождение корней уравнения (решение).
Команда «Квадрат».
- Самая большая хорда в круге (диаметр).
- Прямоугольник. у которого все стороны равны (квадрат)).
- Сколько корней имеет уравнение = 2 (2).
- График функции у = (парабола).
- Что общего у трапеции и прямоугольника?
- Что больше или (равны).
- Точки, из которых выходят стороны четырёхугольника (вершины).
- Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой (радиус).
(После ответов обеих команд жюри подсчитывает баллы).
I.Первый тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Конкурс: «Один за всех, все за одного».
Разгадывание шарад.
Команды должны быстро, верно и самое главное дружно дать ответ.
(Конкурс оценивается в 2 балла.)
- Когда меня ты режешь, то не плачешь,
И всё – таки слезу смахнёшь с лица,
А сменишь букву, - выгляжу иначе:
С началом стану я, но без конца.
(лук – луч).
2.Арифметический я знак,
В задачнике меня найдёшь
во многих строчках.
Лишь «о» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.
(плюс – полюс).
3.Слово первое – почётный титул,
Им даже Монте - Кристо называли.
А второе часто говорим мы,
Если очень сильно замерзаем.
(граф –ик).
4.Предлог в моём стоит начале.
В конце же – пригородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.
( за – дача).
II.Тур второй: пусть всякий знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать.
Конкурс «Наш конструктор числовой –
поработай головой».
Реши:.
2.При преобразовании выражений, содержащих квадратные корни, полезна формула:
= ,
где
Упростить: .
Игра «Где ошибка?»
Дикобраз в подарок сыну
Сделал новую машину,
К сожалению она
Недостаточна точна.
Результаты перед вами –
Быстро всё исправьте сами.
«Найди ошибку!»
1.Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил ошибки:
а) 5*5*5*5=45 г) 23+27=210
б)23*27=410 д). 71=1
в)230/210=23 е) (2х)3=2х3
Какие определения, свойства, правила не знает ученик?
2.«Верно ли равенство?»
1218=276*169
Конкурс: «Книга – книгой, а мозгами двигай».
На доске прикрепляются геометрические фигуры. Нужно каждой фигуре найти её пару – карточку с нахождением её площади. На обратной стороне карточки буква. Составив слово, должны угадать учёного математика, на могиле которого был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200лет по этому чертежу
Вызываются по 2 участника из команд. (За верный ответ – 1балл.)
аh | аh | аh | ав | (а+в)h | ||
А | Р | Х | И | М | Е | Д |
Жюри проверяет конкурс, объявляет его результат.
III. Почтовый ящик.
Третий тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем всем удачи!
И вот, наконец, конкурс капитанов.
Капитаны каждой команды достают из конверта задачи и после размышления дают ответ. (Каждый ответ оценивается в 1 балл).
Конкурс: «Надо смекнуть!»
(Правильный ответ-1балл).
1.В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10).
2. От куска материи длиной 200 метров отрезали каждый раз по 20м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через 9 дней).
3. Угол в 1 градус рассматривают в лупу, дающую 4-х кратное увеличение. Какой величины окажется угол? (В 1 градус).
4. Любой месяц начинается с 1 и кончается на 30 или 31. Какой месяц имеет число 28?
5.Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге? (Снять 1 сапог).
6.Профессор ложится спать в 20 часов. Ставит будильник на 9 часов утра.
Сколько часов проспит профессор? (1 ).
Домашнее задание.
Галерея замечательных чисел.
«Дождь звёзд и синие поля послушны числам».
Велимир Хлебников
Ведущий: Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей. Самые древние по происхождению числа – натуральные. «Ручейки» натуральных чисел, сливаясь, порождают безбрежный океан вещественных и разного рода особых специальных чисел.
(Каждая команда представляет своё число. Максимальная оценка – 5баллов)
IY. Вы ребята, все устали.
Много думали, считали,
Отдохнуть уже пора!
Так четвёртый тур - «Игра!»
Проведём игру «Узнай слово!». Решив примеры, вы должны узнать учёного, который ввёл запись степеней.
- (172-152)/32
- (24*(23)5)/213
- 520/(52)5/57/50
- (321+321+321)/318
- Х5=243
- 2х=512.
Конкурс для болельщиков
А КВН закончим стихотворением «Геометрия трав».
Подмечайте математику вокруг себя – в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений – красивые геометрические фигуры.
Математик несбывшийся, странник.
Оглядись, удивляясь стократ:
В травах – срез волчеца – пятигранник,
А сеченье душицы – квадрат.
Всё на свете покажется внове
Под гольцом, чья вершина в снегу:
Водосбор – треуголен в основе
На цветущем альпийском лугу!
Где же круг?
Возле иглистой розы,
Там, где луг поднебесный скалист,
Вижу – с ветром играет берёзы
Треугольноромбический лист…
Найти слова математического происхождения, которые встречаются в стихотворении.
Заявка
Автор: Трусова Мария Павловна, учитель математики, Воронежская область, Аннинский район,.
пос. Новонадеждинский, ул. Северная, д.4, кв.1
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Подведение итогов. Объявление победителей. Вручение призов.
Спасибо всем за участие!
Ведущий:
Школьные дни –
Быстры они,
К финишу мчатся как птицы.
Помни везде-
Помни всегда,
Что без труда
В учёбе побед не добиться!
Литература:
Гаврилова т.Д. Занимательная математика.5 – 11кл. Волгоград: Учитель, 2011.
Гончарова Л.В. Предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель,2012.
Иченская М.А. Отдыхаем с математикой.5 – 11кл. Волгоград: Учитель, 2011.
Кордемский В.Г. Удивительный мир чисел. Книга для учителя .Москва: Просвещение, 2009.
Лепёхина Т.А. Математическое ассорти. Волгоград: Учитель, 2009.
Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.Москва:2011.
Панищева О.В.. Математика в стихах Волгоград: Учитель, 2012.
.