Участие в экспериментальной и инновационной деятельности

Качмашева Людмила Васильевна

Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих). Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема педагогического совета «Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности» Тема педагогического совета «Без творчества нет учителя » Учитель изобразительного искусства Качмашева Людмила Васильевна С.Большая Рудка – 2018-2019 уч .год

Слайд 2

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.

Слайд 3

Главными признаками творчества являются (М. Поташник) Создание нового или существенное усовершенствование известного; Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов; Взаимосвязь творчества и самотворчества , самосозидание , то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

Слайд 4

Развивать творческие способности. Что это значит? 1.Развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения. 2.Систематическое создание ситуаций. 3.Организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Слайд 5

Для развития творческого мышления и творческого воображения предлагаются задания: -классифицировать объекты, ситуации, явления; -устанавливать причинно-следственные связи; -видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; -рассматривать систему в развитии; -делать предложения прогнозного характера; -выделять противоположные признаки объекта; -выявлять и формировать противоречия; -разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; - представлять пространственные объекты.

Слайд 6

Творческий учитель тот, кто: -преподает увлеченно, творчески планирует свою работу; -свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения; -уважает личность ученика; -дифференцирует объем и сложность заданий; -побуждает учащихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учеников класса; -развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития; -содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции , самопознания и творческого самопроявления .

Слайд 8

Творчество- это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Слайд 9

Основные этапы ребёнка на пути от способностей к таланту. 1.Игровой. 2.Проявление индивидуальности. 3.Рост. 4.Мастерство.

Слайд 11

Типы творческих ученических работ: - исследование (эксперимент, серия опытов, собственное решение научной проблемы); -сочинение(стихотворения, сказки, задачи, составление словарей); -художественное произведение; -техническое произведение(поделка, модель, макет, фигура); -зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование); -педагогическое произведение; -методологическое произведение.

Слайд 12

Творчество: Т -труд; В -вдохновение; О - оригинальность; Р - развитие; Ч -чувство; Е -единство целей и действий; С -сотворчество, созидание; Т -талант; В -время; О - основа педагогической деятельности

Слайд 13

В мире творчества

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема: «Без творчества нет учителя»

Цель:

Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе

Задачи:

1.  Систематизировать теоретические знания педагогов по теме “Творчество учителя”.

2.  Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов.

3.  Выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.

Форма проведения: “философский стол”

Методическое обеспечение: презентация

Ход

Введение в тему педсовета

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”.

 

Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

 

Теоретические знания педагогов по теме “Творчество учителя”

 

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).

 

С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности. В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества.

 

Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых - психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т. д.

 

Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

 

Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности. В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

 

Главными признаками творчества являются (М. Поташник)

·  Создание нового или существенное усовершенствование известного;

·  Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

·  Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

 

Следовательно, творческая деятельность – это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп. В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности; другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.

 

“Философский стол” методом коллективной мыследеятельности.

 

В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Вопрос участникам педсовета)

Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер. Среди множества форм и видов профессионального обучения педагогов «мастер-класс» занимает особое место. Определимся сначала с понятием мастер-класса. Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам. Мастер-классы являются эффективной формой профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и для учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.

 

Основными задачами мастер-класса являются следующие задачи:

·  обобщение опыта учителя по определенной проблеме;

·  передача учителем-мастером своего опыта;

·  совместная отработка методических приемов;

·  оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.

 

Идея проведения мастер-класса изначально ориентирована на результативность работы его «учеников». Активный учитель-участник будет рефлексировать собственный педагогический подход, находить способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы в индивидуальный педагогический стиль. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, поневоле будет включен в активную познавательную деятельность.

 

8 заповедей творческой личности:

 

1. Будь хозяином своей судьбы.

 

2. Достигни успеха в том, что ты любишь.

 

3. Внеси свой вклад в конструктивное дело.

 

4. Строй свои отношения с людьми на доверии. *

 

5. Развивай свои творческие способности.

 

6. Культивируй в себе смелость.

 

7. Заботься о своем здоровье.

 

8. Не теряй веру в себя.

 

Первая творческая группа:

 

- Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству?

 

- Факторы, способствующие развитию творческой активности?

 

- Источники творчества?

 

Способности: умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть;

 

способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия.

 

Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда.

 

Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися.

 

Таким образом, творческий педагог обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

 

Вторая творческая группа:

 

- Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески?

 

- Есть ли они у нас в училище?

 

- Если нет то, что для этого нужно нам изменить?

 

Условия: нравственно- психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материальная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени.

 

Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:

·  точность во всем

 

·  дисциплина

·  порядочность

·  вдохновение

·  умение слушать критику·  внимание

·  воля

·  уверенность в собственных силах

·  способность доводить дело до конца

·  высокий общий уровень развития

·  знание своего дела

 

Третья творческая группа:

 

- Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика?

 

- В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?

 

Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставит неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения.

 

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности. Определить уровень творческих умений учащихся на уроках можно посредством занятия-тренинга (памятка-рекомендация). Мы сегодня в малой степени затронем творческую деятельность учащихся, но этот тренинг поможет вам определить уровень сформированности репродуктивных или творческих умений.

 

Четвертая творческая группа:

 

- Методы и приемы творческой работы (примеры из практики).

 

- Формы педагогического творчества.

 

Формы: творческие группы: проблемные, инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

 

Практическое обоснование вопросов

·  Выступления педагогов от творческих групп.

·  Обсуждение.

 

Подведение итогов педсовета

 

·  Оценка деятельности участников педсовета, его результативность. 8 заповедей творческой личности.

 

·  Принятие решения педсовета (работа экспертной группы).



Предварительный просмотр:

    

 Доклада

ТЕМА :"ИЗО как школа мастерства"

Учитель – это человек, который учится всю жизнь,

только в этом случае он приобретает право учить.

В.М. Лизинский

      Урок изобразительного искусства. Что это за урок? Тот, что мы провели, или тот, что мы извлекли? И где получен этот урок: в школе, в зале Художественного музея или во время рисования цветными мелками на асфальте? Нас интересует урок, который стоит в школьном расписании, который творит учитель, соавторами которого являются дети. В учительском сообществе бытует мнение, что урок изобразительного искусства – это лишь развлечение. Между тем, урок изобразительного искусства – сложный художественно-педагогический процесс. Но только для учителя! Для обучающихся этот процесс – продолжение, естественное протекание жизни.   

        В последнее время меняется статус предметов художественно-эстетического цикла. Происходит переход от уроков, ориентированных на освоение лишь технических навыков рисования к урокам, ориентированным на обогащение эмоционально-эстетического опыта, формирование у обучающихся представления о целостной картине мира, национальной самоидентификации, патриотических чувств, направленным на реализацию художественно-творческого потенциала и самосовершенствования.  И от учителя здесь зависит очень многое. Педагог сам должен быть личностью творческой, владеть современными педагогическими технологиями, иметь высокий уровень психолого-педагогической подготовки. Следует помнить, что учитель изобразительного искусства – это, прежде всего педагог-художник, и он должен обладать особой способностью – видеть прекрасное там, где его не видит взгляд обыкновенного человека. Безусловное владение основами рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна, знаниями теории и истории изобразительного искусства в совокупности с готовностью к организации и управлению учебным процессом, стремление к самосовершенствованию, высокая результативность деятельности – определяет качества творческого учителя, педагога-профессионала.

       Педагогическое мастерство учителя – это синтез определенных профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса. Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:

1.     Профессионально-педагогическая направленность личности (стабильный интерес к педагогической деятельности, любовь к детям).

2.     Профессионально необходимые знания.

3.     Профессионально необходимые способности, умения, навыки (организаторские, коммуникативные, дидактические, актерские).

4.     Профессиональное творчество (решение педагогических ситуаций, поиск методов и средств, технология их применения).

Процесс обучения на уроках изобразительного искусства характеризуют:

1.     Сотворчество учителя и ученика, диалогичность.

2.     Четкость поставленных задач, вариативность их решения.

3.     Освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск.

4.     Создание атмосферы увлеченности и творческой активности.

Все перечисленные компоненты в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию у него собственного опыта, стиля работы и авторитета. Педагог – это всегда великий труженик. Однако, это невозможно без наличия у него таких личных качеств, как трудолюбие, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за ее результаты, стремление постоянно повышать качество своего труда.  Повышение уровня художественно-педагогического мастерства целесообразно осуществлять на основе разработанных педагогических направлений: 

 1) совершенствование художественного мастерства учителя: освоение теории и методики изобразительной деятельности с учетом приоритетного использования когнитивной деятельности творческого характера; практическое освоение образного языка изобразительного искусства, его видов и жанров; исследовательская деятельность учителя в выбранную им области художественного познания; 

2) совершенствование педагогического мастерства учителя: изучение педагогических технологий, форм и методов педагогического процесса; знакомство с творческим прочтением педагогом программы по изобразительному искусству; изучение подходов к экспериментальной и инновационной деятельности по проблемам обучения предметной области «Изобразительное искусство»; развитие интереса к художественно-педагогической деятельности;

 3) активизация творческого потенциала учителя: оценка результатов художественно-педагогической компетенции; формирование художественно-педагогической активности на основе обогащения эмоциональной сферы учителя средствами искусства, использование индивидуальных, коллективных и проектных форм обучения, способствующих общению и творческому самовыражению обучающихсяСовершенствование педагогического мастерства учителя изобразительного искусства может осуществляться различными методами и способами и пользоваться ими нужно регулярно, непрерывно, целенаправленно (см. Табл.1).

Таблица 1

Пути совершенствования педагогического мастерства

Этапы работы

Деятельность педагога

Диагностико - концептуальный

Изучение специальной литературы.

Ознакомление с опытом коллег, посещение уроков и воспитательных мероприятий.

Проведение мониторинга личных профессиональных качеств.

Выработка педагогического кредо.

Согласование потребностей и мотивов, постановка целей.

Организационный

Создание модели творческого учителя, педагога-мастера.

Создание банка инновационных технологий.

Разработка портфолио творческого и профессионального роста.

Использование средств массовой информации, изучение новых стандартов образования, новинок научно-педагогической и методической литературы.

Практический

Курсы повышения квалификации.

Самообразовательная деятельность.

Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах, творческих отчетах.

Использование средств и условий, созданных в школе: методические дни, методические объединения, педагогические чтения, наставничество.

Использование современных информационных технологий.

Создание авторских программ.

Презентация деятельности (открытые уроки, выступления, мастер-классы)

Мониторинг учебно-воспитательного процесса.

Обобщение педагогического опыта.

Аттестация.

       Все эти пути взаимосвязаны, использовать  их нужно регулярно, непрерывно, целенаправленно.

        Психологи В.И. Загвязинский, Н.Д. Никандров отмечали, что существенной стороной педагогического мастерства является педагогическое  творчество. Основная цель педагогического творчества – создание новых методов и средств разрешения педагогических ситуаций в процессе художественно-психологического общения. Настоящий урок, даже тщательно спланированный, является импровизацией на тему урока, так как обязывает педагога  учитывать настроение (свое и учеников), творческое состояние (свое и учеников), отношение к происходящему (свое и учеников). Таким образом, педагогическая импровизация – это еще и показатель педагогического мастерства, когда учитель, опираясь на художественно-педагогическую интуицию, способен прогнозировать педагогический результат. Для создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе особую важность приобретают человеческие качества педагога. Обязательное для учителя качество – гуманизм. Мы должны относиться к растущему человеку как к высшей ценности на земле, проявлять интерес к личности ученика, уважать его мнение, быть заинтересованными в развитии личности ребенка. Профессионально необходимыми качествами учителя изобразительного искусства должны стать изобретательность, широта взглядов, выдержка, душевная чуткость, справедливость и требовательность.

Заповеди современного педагога

1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.

 2. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные. Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться.

 3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты.

 4. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.

 5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.  Находи красоту в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник прекрасного.

            Для достижения целей и педагогического мастерства эти взаимодополняемые направления должны присутствовать в деятельности каждого педагога. Внедрение новых технологий в обучение дает возможность развивать критическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности, выявлять одаренных и талантливых детей, планировать дальнейшую работу по развитию этих качеств. Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя при этом все необходимые требования программы, и ориентируясь на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. Все мы разные, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Коменский,  «быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почетном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель».



Предварительный просмотр:

Тема доклада:

"Эстетическое воспитание личности при посещении музейной выставки"

Роль музея в эстетическом воспитании определяется его специфическими возможностями как учреждения, которое выполняет две основные взаимосвязанные социальные функции - документирование объективных процессов и явлений в природе и общественной жизни на основе подлинных памятников, а также образования и воспитания. Для осуществления этих функций музей располагает такими средствами воздействия, как музейный предмет и музейная среда.

Подлинники, включенные в музейное собрание, обладают научной, историко-культурной и эстетической значимостью.

Эстетические качества музейного предмета нередко проявляются уже в его внешних признаках (форма, фактура, цвет), однако его эстетическая ценность определяется, прежде всего, историко-культурным контекстом. Именно контекст формирует отношение к предмету как к прекрасному или безобразному, низкому или высокому, комическому или трагическому. В контексте музейный предмет полностью обретает свою эстетическую ценность. Используя разные средства для раскрытия исторического контекста музейного предмета в экспозиции, можно оказывать воздействие на эстетические вкусы, взгляды и идеалы, т.е. на эстетическое сознание посетителей.

Однако не только музейные предметы, но и сама музейная среда (здание музея, экспозиция, комплекс историко-архитектурных памятников, территория), предстающая перед посетителем как некое пространство культуры, потенциально, т.е. при условии соответствующего уровня архитектурно-художественного решения, является эстетически значимой и воспитывающей. Эстетическая функция музейной информации последовательно выражается в экспозиции, в ее образном решении. Музееведение

Существенно, что и музейный предмет, и музейная среда обладают значительными возможностями эмоционального воздействия. Обыденные предметы, став элементами экспозиционного образа музейной выставки, приобретают значение символа определенной эпохи, явлений, событий. Выступая носителем эмоционально-образной информации, выставка способна оказать воздействие на развитие образного мышления. Сплав рационального и эмоционального компонентов при восприятии, как показывают результаты социологических исследований, в значительной степени определяют привлекательность музеев для всех категорий посетителей, включая самых юных, а также эффективность их воздействия.

Главное направление эстетического воспитания музейными средствами - это самое широкое приобщение детей, подростков, молодежи к культурному наследию, которое определяется как "совокупность доставшихся человечеству от прошлого культурных ценностей

Целью эстетического воспитания музейными средствами - является воспитание целостной, гармонически развитой личности, у которой сформировано ценностно ориентированное отношение к историко-культурному наследию.

Первая задача - активное приобщение подрастающего поколения к музейным ценностям, формирование у детей, подростков, молодежи устойчивой потребности в общении с историко-культурным наследием.

Вторая задача - формирование эстетических вкусов, потребностей, взглядов и идеалов, т.е. - эстетического сознания личности. Вкус, т.е. "способность чувствовать, переживать, эмоционально улавливать красоту и другие эстетические качества явлений действительности и искусства"

Третья задача - развитие эмоциональной сферы личности, воображения и фантазии, способности к творческой деятельности. Как отмечал известный философ Э.В. Ильенков, воображение - это та самая "драгоценнейшая способность, которая составляет необходимый момент творчески человеческого отношения к окружающему миру

Четвертая задача - формирование исторического сознания личности. Под историческим сознанием мы понимаем осознание человеком своего положения в социальном времени и пространстве, своей связи с прошлым, настоящим и будущим..

Пятая задача является условием реализации эстетического воспитания. Воспитание музейной культуры посетителя, обучение языку музея.

Музейная культура определяется такими поддающимися измерению характеристиками, как частота посещения музейных выставок, целенаправленность посещения музея и осмотра экспозиции, обращение к различным источникам информации о музее на предварительном этапе или во время осмотра, умением ориентироваться в музейной среде, смотреть выставочную экспозицию.