Распространение ППО

Пупырева Надежда Юрьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лучик» п. Коммунистический» Мастер – класс «Детский фитнес здоровье укрепляет, физически развивает» Пупырева Н.Ю., инструктор по физической культуре первой квалификационной категории

Слайд 2

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Физи́ческое разви́тие - совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность .

Слайд 3

Интерактивная игра «Кроссворд » 1.Способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с меняющейся обстановкой (ловкость). 2. Способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на приподнятой и уменьшенной поверхности (равновесие). 3. Способность человека выполнять движения в наикратчайшее время (быстрота). 4. Способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности как можно дольше (выносливость). 5. Степень напряжения мышц при их сокращении (сила). 6. Способность достигать наибольшей величины амплитуды движений отдельных частей тела в определенном направлении (гибкость). 7. Способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений (глазомер).

Слайд 5

Структура физкультурного занятия с использованием фитнеса Вводная часть направлена на организацию занимающихся, сосредоточение их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя. Это достигается с помощью специальных упражнений: различные виды ходьбы, бега, прыжков, а также заранее разученных и хорошо освоенных комплексов по аэробике, степ -аэробике или музыкально- ритмические композиции с предметами . Основная часть включает силовую тренировку- важную составляющую любого фитнес занятия. Она способствует наращиванию мышечной массы, что помогает поддерживать нормальную массу тела. Силовая тренировка включает упражнения с предметами, на степ- платформе, с мячами HOP , отжимания от пола, элементы акробатики, спортивной гимнастики, упражнения на освоение навыка равновесия, элементы художественной гимнастики (упражнения с мячами, обручами, лентами, скакалками), тренажеры, подвижные игры. Заключительная часть - восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. В этой части используются дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, игрового стретчинга (творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, т.е выполнение подражательные движения) .


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обучение старших дошкольников простейшим элементам игры в баскетбол» (из опыта работы) Пупырева Надежда Юрьевна, инструктор по физической культуре первой квалификационной категории

Слайд 2

Актуально создать такую работу с детьми старшего дошкольного возраста, в которой организуемая совместная деятельность в ходе обучения игре баскетбол будет направлена на совершенствование двигательных навыков, на формирование нравственно-волевых качеств, осознанного отношения к своему здоровью и укреплению его.

Слайд 3

Цель: «Создание условий для укрепления здоровья детей и их физического развития в процессе обучения игре баскетбол»

Слайд 4

Задачи: Повышение у детей сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды; Расширять у детей представление о спортивной игре баскетбол и ее правилах; Совершенствовать двигательные навыки передачи, ловли, ведении и броски мяча в корзину и умении применять их в игровой ситуации; Формировать у детей умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом; Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила; Продолжать совершенствовать физические качества: сила, прыгучесть, ловкость, быстроту, выносливость; Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

Слайд 5

Новизна: Инновационным в проекте является организация с детьми старшего дошкольного возраста спортивной игры в баскетбол, которая предполагает в совершенстве развивать основные двигательные навыки, нравственные качества, повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Слайд 6

Принципами программы «Баскетбол для старших дошкольников» являются: Доступность и индивидуализация; Преемственность; Принцип повторения; - Оздоровительная направленность.

Слайд 9

Анализ педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с «Лучик» п. Коммунистический по овладению навыками игры с мячом (ведение, метание, бросание и ловля) за 2013 – 2016 учебные годы

Слайд 10

К 7 годам у детей сформированы: Интегративное качество Показатель Физически развитый У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; повысится физическая подготовленность (быстрота движений, прыгучесть, двигательная сила, выносливость, ловкость). Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире . Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Работать в коллективе, оказывать необходимую помощь сверстникам Способный решать интеллектуальные и личностные задачи. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Овладевший необходимыми умениями и навыками В совершенстве ребенок овладеет навыком попадания мяча в кольцо, в передаче мяча друг другу и в его ведении; отбивании мяча на месте, затем в движении, с дополнительными заданиями, при противодействии другого игрока. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности . Умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего труда;

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад Лучик»

Семинар-практикум для воспитателей

Тема:»Русские народные игры для дошкольников».

                                                                                   Инструктор по ф.к.

                                                                                   Пупырева.Н.Ю.

Г.п.Коммунистический.

Цель :расширять знания у педагогов о повышение двигательной активности детей на прогулке за счёт проведения  народных игр.

План

Семинара-практикума

1.Консультация по теме: »Русские народные игры для дошкольников».

2.Участие воспитателей в играх.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

           Веселые подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как и сказки, и песни.

          Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.         Особенно популярны были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.

         Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

          В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры - забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

              Радость  движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка,   формируется   устойчивое отношение к культуре родной страны,    создавая  эмоционально положительную основу для  развития патриотических чувств. Игры  способствуют воспитанию

сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

         Народные игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста.

         Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

            Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.         Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.   Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников.  

         Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое  знание и свободное владение обширным  игровым репертуарам,   богатое и разнообразное по своему содержанию.

А. П. Усова; К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в  национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и  обычаями только  известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.  

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… » именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

         С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности. Подвижные игры — одна из разновидностей игр с правилами и практически, единственная возможность ненасильственно выработать навыки произвольного поведения, а также интенсифицировать двигательную активность.

         Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что  у них  недостаточно формируется  нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине.

         Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.      

           Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Игра «Попрыгунчики-воробушки».

Чертится круг 5-8 метров в диаметре. Играющие, кроме одного водящего, который выбирается с помощью считалки, изображают «воробушек» и располагаются за кругом.

Водящий — «большая птица» — становится в середину круга. Воробушки, прыгая на двух ногах, то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него.

Большая птица, бегая в круге, не дает воробушкам собирать зерна и «клюет» их, дотрагиваясь рукой до игроков, оказавшихся внутри круга.

Воробушек, которого клюнула большая птица, продолжает играть. Воробушки стараются побольше  побыть в круге, увертываясь от большой птицы.

Воспитатель отмечает тех воробушек, которых она коснулась рукой. Наиболее ловкими считаются те, которых водящий ни разу не коснулся рукой.

Примечание:

Игра может продолжаться до 30 секунд. Ее можно повторять до нескольких раз с перерывами для отдыха до 1 минуты.

Предлагаю поиграть вот в такие веселые русские народные игры зимой для детей как игра «В льдинку» и «Метелица».

«Метелица».

Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг.

Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком.

Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется!

Кто кружится, вертится -

Тот заметелится!

Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся.

Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

«В льдинку».

Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют:

Капитан, капитан,

Не бей льдинкой по ногам,

По кривым сапогам!

У тебя нос сучком,

Голова лучком,

Спина ящичком!

На это водящий отвечает:

Скачу по дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По пенькам, по кочкам,

По холмам, по горам.

Бух! По ногам!

Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась.

Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

Мотылек

ЗАДАЧИ: развивать умение красиво и плавно двигаться.

МАТЕРИАЛ: Яркий сачок.

ХОД ИГРЫ:

Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.

На зеленом на лужку

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

(Малыш бегает, руки в стороны - "мотылек летает".)

Тетя вышла на лужок,

У нее в руках сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

(А. Ануфриева)

(Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов "Берегись-ка, мотылек" ребенок убегает, и взрослый "ловит" его сачком.) 

«Заря - заряница»

Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников- водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря - заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два - не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становиться водящим. Игра повторяется.

 

Игра «Звонари»

А играли на Руси в нее так. Выбирались двое ребят: один с колокольчиком - звонарь, другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а звонарь и жмурка выходили на середину круга. «Жмурке» завязывали глаза. Звонарь приговаривая: «диги- дон, диги-дон, отгадай откуда звон!»- увертывался от жмурки, который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

Игра «Колечко»

На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три- четыре раза, стоя на одном месте, Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: « я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Правила: Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя; Водящий говорит слова: « я иду искать» - с закрытыми глазами; Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

Правила народных подвижных игр для дошкольников

Горелки.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Кот и мышь.

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Лапта

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой - кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок,- тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Вариант «Переменки». На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из играющих. Один из них (подающий) подбрасывает мяч, а другой отбивает его лаптой. Остальные участники игры, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Тот, кому удается поймать мяч на лету, идет отбивать его, а тот, кто отбивал раньше, переходит к ловящим. Если никто не поймает мяч, то его берет тот из играющих, к которому он упал ближе, и возвращает его подающему. Если подающий поймает его на лету, то начинает отбивать мяч, а подающим становится тот, который удачно бросил ему мяч. Тот, кто раньше отбивал, идет к ловящим.

Правила игры. Тот, кто подает, не имеет права, ловя брошенный ему мяч, выбегать за свою черту. Если подающий не поймал на лету возвращенный ему мяч, то он берет его и начинает подавать снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из играющих набрал десять очков, т. е. десять раз отбил мяч так, что его никто не поймал.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Лучик»

Семинар – практикум для воспитателей

Тема : «Тренажер-  мой друг, помощник в развитии физических качеств».

                                                       Инструктор по ф.к

                                                   Пупырева.Н.Ю.

Г.п.Коммунистический

  Цель: Повышение компетентности педагогов в использовании тренажёров в режимных моментах.

 

Задачи:

• тренировка всех систем и функций организма (сердечно-сосудистая, дыхательная система, обменные и терморегуляционные процессы) через организацию оптимальных для данного возраста физических нагрузок;

• укрепление мышечного тонуса путем интенсификации ДА и постепенного увеличения физической нагрузки на всю мускулатуру;

• удовлетворение естественной потребностью в разных формах ДА;

• развитие общей выносливости и физических качеств;

• овладение определенными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки.

План

1.Консультация для воспитателей: «Тренажёр -  мой друг, помощник в развитии физических качеств» .

2.Ритмическая гимнастика на гимнастических мячах и тренировка на тренажёрах.

Сегодня в нашей стране возрастает интерес к физической культуре и спорту, и вместе с тем в семье дети, как правило, ведут малоподвижный образ жизни, уделяя больше внимания телевизору и компьютеру. Невнимание родителей к спорту порождает отсутствие эмоционального отклика к занятиям спортом, ведет к различным физическим и психологическим нарушениям.

Тренажеры способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении,  используются  на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после дневного сна, в самостоятельной деятельности.  Занятия с тренажерами оказывают положительное воздействие на организм ребенка, но только в том случае, если нагрузка строго дозируется. Нагрузка, превышающая уровень физиологических возможностей ребенка, может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой, дыхательной систем и неблагоприятно отразиться на здоровье и развитие ребенка.

Рассматриваемый возрастной период в жизни детей (5 – 7 лет) наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых качеств, силы, выносливости и гибкости. Дети этого возраста уже способны анализировать свои движения и действия, контролируя таким образом свое самочувствие. Двигательная активность (ДА) к 6 годам становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям. Во время занятий с тренажерами старшие дошкольники стремятся не только поддерживать высокий уровень ДА, но и проявлять свои физические возможности – силу, ловкость, выносливость.

Предлагаю  использовать комплект тренажеров, укрепляющих разные группы мышц и развивающих функциональные возможности.

Тренажеры отвечают основным педагогическим требованиям:

• имеют привлекательный вид, а значит, вызывают у детей интерес, побуждают их к разнообразной ДА;

• учитывают особенности образного восприятия дошкольников;

• позволяют создавать игровые ситуации с использованием разных сюжетов;

• доступны всем детям, независимо от уровня их физической подготовленности (высокий, средний, низкий) ;

• моделирует такие движения, как бег, прыжки, подлезание и др.

• соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.

Конструкции тренажеров соответствуют условиям эксплуатации в закрытых помещениях, а размещать их можно в соответствии с той методикой, которой придерживается педагог на занятиях по физической культуре. Непременное условие – соблюдение мер, предупреждающих травматизм детей.

Занятия тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты, движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Кроме того, эти занятия значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, дисциплинированность, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и общаться со сверстниками.

Эффективность занятий по физической культуре с использованием тренажеров во многом определяется постановкой основных задач, среди которых можно выделить следующие:

• тренировка всех систем и функций организма (сердечно-сосудистая, дыхательная система, обменные и терморегуляционные процессы) через организацию оптимальных для данного возраста физических нагрузок;

• укрепление мышечного тонуса путем интенсификации ДА и постепенного увеличения физической нагрузки на всю мускулатуру;

• удовлетворение естественной потребностью в разных формах ДА;

• развитие общей выносливости и физических качеств;

• овладение определенными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки.

Занятия с использованием тренажеров со старшими дошкольниками советуем проводить не менее двух раз в неделю. Одно - в первой половине дня (включено в план учебных занятий, второе – во второй половине дня вместо третьего физкультурного занятия, проводимого на воздухе, или гимнастики после сна.

Ознакомление с тренажерами проводится с каждым ребенком индивидуально или с небольшой подгруппой (пять – семь человек.

Целесообразно иметь не менее пяти  тренажеров, оказывающих влияние на организм детей в целом и отдельные группы мышц. Тренажеры следует устойчиво установить на определенном расстоянии друг от друга, так чтобы дети могли свободно подходить к ним и заниматься – под руководством воспитателя.

Наряду с тренажерами сложного устройства необходимо использовать тренажеры простейшего типа:  гантели,  (для укрепления рук и плечевого пояса) ; массажеры «Колибри» для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног) ; мячи-массажеры (для массажа разных частей тела) ; резиновые кольца (для развития мышц кистей рук) ; массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия) ; гимнастические мячи (для развития гибкости позвоночника и координационных способностей). Простейшие тренажеры очень удобны в пользовании; не занимают много места, их легко переносить.

При организации занятий с тренажерами необходимо использовать дифференцированный подход к каждому ребенку.

Во время занятий важно создавать доброжелательную обстановку, подбадривать детей, поощрять их.

Занятия на тренажерах в значительной мере укрепляют физическое и психологическое здоровье, повышают эмоциональный тонус детей, активизируют познавательную деятельность, развивают творческое воображение.

Регулярно проводимые занятия детским фитнесом стимулируют рост детского организма, способствуют гармоничному развитию мышц, внутренних органов и нервной системы, предупреждают нарушение осанки и плоскостопие, повышают работоспособность и усвояемость учебного материала.

Таким образом, оздоровительно-развивающие занятия детским фитнесом направлены на формирование рациональных двигательных навыков, сенсорных и моторных функций, профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения, приобретение навыков правильного дыхания, развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, обеспечение дополнительной двигательной активности детей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Лучик»

Творческий отчёт по теме: «Совершенствование двигательной активности в естественных природных условиях»

                                                       Инструктор по ф.к

                                                   Пупырева.Н.Ю.

п.Коммунистический

2014г.

Детский сад располагает определенными условиями, необходимыми для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса и физкультурно-оздоровительной работы. Учреждение находится рядом с лесопарковой зоной,  спортивный зал, оснащенная стандартным оборудованием и нетрадиционным спортивно-игровым инвентарем, спортивная площадка.Групповые помещения оборудованы с учетом возрастных особенностей детей, их физиологическими и функциональными возможностями, двигательными потребностями. Дошкольное учреждения работает по программе развития ребенка-дошкольника «Истоки», разработанной авторским коллективом Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца. Содержание образовательной области «Физическое развитие» интегрируется с содержанием образовательных областей: «Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека), «Музыка» (развитие музыкально-ритмической  деятельности на основе физических качеств и основных движений детей), «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира), «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях).В период коренных социальных преобразований и реформ, экономической модернизации общества, а также в связи углублением экологических проблем, вопросам охраны и укрепления здоровья уделяется особое внимание, так как тенденция к ухудшению здоровья детей имеет место быть. Создание благоприятных условий для полного физического, психического и социального благополучия ребенка, является одной из главных задач ДОУ. Двигательная активность (естественная потребность в движении) — один из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, удовлетворение которой и есть важнейшее условие всестороннего развития и воспитания ребенка. Только оптимальный двигательный режим может оказать на организм благоприятное воздействие. Гиподинамия (режим малоподвижности) и гиперкинезия (чрезмерная подвижность) влекут за собой отрицательные последствия для детского организма.

 Созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности необходимо уделять особое внимание. Важной предпосылкой возникновения данного опыта является изучение и внедрение педагогами ДОУ программы развития ребенка-дошкольника «Истоки», а также работа с методическими пособиями и статьями, связанными с проблемами здоровья и двигательной активности ребенка.В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в области «Физическое развитие» старший дошкольник характеризуется:

  1. Устойчивым положительным отношением к себе, своим физическим возможностям, уверенностью в своих силах, опирающейся на разнообразный моторный опыт и развитием соразмерно возрастным особенностям, физическим потребностям.
  2. Инициативностью и самостоятельностью в выборе рода занятий в физкультурно-предметной среде, активным взаимодействием со сверстниками и взрослыми в разнообразных формах двигательной активности.
  3. Развитыми познавательными способностями, широкой наблюдательностью, желанием наблюдать, экспериментировать, придумывать новые виды движений, способностью видоизменять ранее усвоенные образцы двигательных действий на основе усвоенных основных.
  4. Сформированностью внутреннего плана действий, развитостью функций воображения, становлением произвольного предметного действия, проявлением волевого начала, стремлением к достижению цели.

Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ и обеспечение физической готовности к школе.В основу данного опыта положены :конструктивные идеи ряда авторов по созданию в условиях дошкольного учреждения рационального индивидуально-дифференцированного двигательного режима, способствующего оптимизации двигательной активности детей, заложенные программой развития ребенка-дошкольника «Истоки»; работы М.А.Руновой по проблемам физического воспитания дошкольника и активизации их двигательной деятельности.

Новизна данного опыта заключается в:

  • создании «двигательного пространства» - развивающей предметной среды для организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей, представляющей возможность каждому ребенку проявить свою творческую активность, самостоятельность помогающую привить интерес к физкультуре, создать эффект психологического комфорта;
  • интегрирование образовательной области «Физическое развитие» с содержанием образовательных областей «Здоровье», «Музыка», «Безопасность», «Социализация»;
  • взаимодействие с социумом (совместные занятия и физкультурный досуг с выпускниками), (спортивные, туристические секции), мастер-классы родителей;
  • введение в практику эколого-оздоровительных походов в разное время года;
  • инновационные формы оздоровления.

Опираясь на методические рекомендации сотрудников ВИПКРО Е.А.Колгашкиной, Л.Г.Русовой, Л.Н.Прохоровой, детский сад работает по предложенной системе физкультурно-оздоровительной работы. Для этого разработана вариативная модель системы целостного физкультурно-оздоровительного процесса в ДОУ.

Учитывая новые требования в образовании. Достижение этой цели предполагается через решение следующих задач ориентированные на реализацию основной цели  дошкольного образовательного учреждения:

  1. Формировать у детей привычки  думать и заботиться  о своём здоровье.
  2.   Совершенствовать движения в естественных природных условиях,  

           обогащать двигательный опыт детей.

  1. Воспитывать в детях нравственные качества: взаимопомощь,

           коллективизм, доброту, бережное отношение к природе.

  1. Обогатить представление детей о природе родного края.

Для успешной реализации физкультурно-оздоровительного процесса в ДОУ разработана вариативная модель двигательного режима.

Первое место в двигательном режиме занимают занятия по физическому развитию, как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Занятия рассматриваются с позиций, что это увлекательная радостная совместно со взрослыми двигательная деятельность. На основе принципа «фасцинации» - очарование физкультурой. Каждое занятие по физкультуре должно приносить радость ребенку, пробуждать у него интерес, стимулировать творческую активность, развивать потребность в разных видах упражнений и подвижных играх. С этой целью широко используются разные педагогические приемы и методы, выбор которых определяется конкретной педагогической задачей, особенностями программного содержания, подготовленностью детей и другими условиями. На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных, воспитательных задач. Эффективность двигательной активности в естественных природных условиях во многом определяется пониманием основных целей, среди которых можно выделить:

  • удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
  • обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для каждого возраста физические нагрузки;
  • формирование и развитие двигательных умений и навыков;
  • активизация мыслительной деятельности, поиск адекватных форм поведения в необычных ситуациях;
  • формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей.

Система  взаимосвязных сюжетно-физкультурных занятий с туристическими прогулками, объединённых одной сюжетной линией, проводимых  на протяжении всего учебного года. Основу составляет рациональное сочетание двигательной (прежде всего), игровой, познавательной деятельности. Содержание туристических прогулок и сюжетно-физкультурных занятий направлено на туристическую подготовку и адаптировано к возрасту дошкольника. К туристическим прогулкам допускаются  все желающие дети, отнесённые к основной группе здоровья.  Туристические прогулки проводятся 1 раз в месяц во время дневной прогулки, продолжительностью  1,5- 2  часа в зависимости от сезона. Сюжетно-физкультурные занятия проводятся 1 раз в месяц.  Входят в общий перспективный план проводимых физкультурных занятий с детьми. Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет - 30 минут. В конце учебного года проводится туристический праздник  в форме. Его продолжительность – 50 мин. Физические упражнения во время прогулок, под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку вовлекает весь организм ребенка   в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, способствует обмену веществ. Прогулки-походы в лес представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их двигательная активность, укрепляется здоровье но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Практикуются в основном с детьми старшего дошкольного возраста, так как они отличаются высокой степенью самостоятельности и организованности, что является важным условием для проведения прогулок-походов в лес. Походы могут быть разные. В зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи. Важно, чтобы они были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, пробежки в медленном и среднем темпе, игры-эстафеты и т.д. В нашем детском саду практикуется проводить походы в лес,парк с активным участием родителей.  Немаловажное значение имеет  самостоятельной двигательной деятельности в естественных природных условиях, возникающей по инициативе детей, дающей широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Самостоятельная двигательная деятельность осуществляется под руководством или наблюдением взрослого.

При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространства).

Задача руководства самостоятельной двигательной деятельностью постепенно вовлекать малоподвижных детей в активную деятельность, а чрезмерно подвижных переключать на более спокойную.

Приемы руководства:

  • установление контакта педагога с каждым ребенком для выполнения его интереса к играм, упражнения, пособиям;
  • умелое воздействие педагога на двигательную активность детей;
  • установление связи в содержании организованной и самостоятельной двигательной деятельности;
  • организация пространства для самостоятельной двигательной деятельности;
  • совместное выполнение упражнений;
  • поощрение творческой инициативы и самостоятельности ребенка;
  • объединение детей с разным уровнем двигательной активности в совместные игры;
  • использование игровых упражнений разной степени интенсивности.

Описанная технология работы способствует реализации обозначенной в опыте идеи. Проблемы физического  дошкольников и активизации их двигательной  активности  заставляют ДОУ искать пути сотрудничества со школой, семьей, общественностью.Только при комплексном подходе к этой проблеме можно добиться положительных результатов и воспитать физически и психически здоровую, творческую личность, способную жить в социуме.Работа, направленная на совершенствование двигательной активности в естественных природных условиях, обеспечение физической готовностью к школе, выявила положительное ее влияние на развитие двигательной сферы детей. На основе «Мониторинга физической подготовленности», тестов, предложенных программой «Истоки», была проанализирована динамика развития физической подготовленности детей наблюдаемой группы. Выявилась тенденция увеличения показателей их двигательных возможностей. Сопоставление всех диагностических показателей позволило распределить детей по трем уровням физической подготовленности (высокий, средний, низкий). Результаты показателей сопоставлялись с ориентировочными показателями, предлагаемыми программой «Истоки». Дети, имеющие показатели, находящиеся в рамках возрастных норм, были отнесены к среднему уровню физической подготовленности, с показателями выше и ниже базисных — к высокому и низкому уровням соответственно. Наиболее информативным показателем эффективности методов регулирования двигательной активности является повышение сопротивляемости организма детей. Показателем результативности работы, направленной на развитие двигательной сферы детей, в частности, на развитие основных движений и физических качеств является ежегодное участие команды детей подготовительной группы «Солнышко» в соревнованиях «Лыжные гонки на приз Некрасова», «Лыжня России»,»Зарница», «Весёлые старты»  призовые места.                                

Совершенствование двигательной активности в естественных природных условиях  способствуют и укреплению здоровья, развития физических качеств, овладения техникой всех видов жизненно важных движений, формируют  у детей потребности в регулярных занятиях физкультурой, развития положительных эмоций, дружелюбия, повышения уровня произвольности действий, то есть с целью получения того, что так необходимо для успешной учебы в школе.

В последнее время приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения становится физкультурно-оздоровительное и профилактическое.

Это вызвано целым рядом  объективных причин:

  • данные о состоянии здоровья детей, поступающих в дошкольное образовательное  учреждение,  свидетельствовали о снижении числа абсолютно здоровых детей;
  • мониторинг состояния физкультурно-оздоровительной работы и результаты профилактических медицинских осмотров за 2002-2004 учебный год выявили, что 95 % детей, посещающих дошкольное учреждение, имеют различные заболевания, в том числе хронические;
  • мониторинг  физического развития в 2002г. показал, что  в детский сад дети приходят с низким или ниже среднего возрастными физическими показателями развития основных двигательных качеств: скорости, выносливости и мышечной силы;
  • опрос, анкетирование и беседы с  родителями воспитанников позволили нам определить, что уровень знаний и умений большинства из них в области здоровья, совершенствования физического развития и здоровом образе жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку потребуется медицинская и психологическая помощь.

Причинами, породившими проблемы по показателю «Здоровье», на наш взгляд

стали:

  • слабое здоровье детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение;
  • недостаточная организация  профилактики заболеваний, путем выработки здоровых навыков    поведения в семье, в детском саду;
  •  неразработанность логических цепочек, процедур, последовательности действий – всего того, что является организационным механизмом в формировании у дошкольников потребности к   здоровому образу жизни ;
  •  отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей.

Поэтому педагогический коллектив  дошкольного образовательного учреждения свою деятельность направил на  создание здоровьесберегающей модели, направленной  на становление здоровой, творческой, интеллектуальной, духовной, физически развитой личности воспитанников.                                                                                                                                                      

Мы рассматриваем здоровьесберегающее пространство, как комплекс физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических, так и психолого-педагогических мер, которые органично вошли в  работу с детьми, не превращая дошкольное учреждение в лечебное.

В 2010 г. в дошкольном образовательном учреждении педагогическим, медицинским персоналом дошкольного учреждения была разработана Комплексная программа «Здоровье», целью которой является систематизированное решение выявленных проблем.

Дана программа получила высокую оценку медицинских работников МУЗ «Участковая больница» поселка Коммунистический, прошла рецензирование в Пермском областном институте повышения квалификации работников образования.

По новым здоровьесберегающим технологиям: А.Д. Глазыриной «Физическая культура», М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» проводятся сюжетные физкультурные занятия, включая ритмическую гимнастику, пальчиковые упражнения, упражнения на гимнастических мячах, корригирующие упражнения и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление.

По системе В.Г. Фроловой, организуются с детьми пешие прогулки, катание на лыжах, игры-забавы с санками и снегом, спортивные игры с элементами хоккея, футбола, школа мяча, что позволяет повысить физическую подготовленность детей и их работоспособность.

Успешно внедряется разработанная система упражнений, направленная на формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия, включая их в разные виды деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении физическое развитие детей ведется в комплексе с оздоровительной работой. Опираясь на основополагающие принципы Программы Ю.Ф. Замановского «Здоровый дошкольник» коллектив, совместно с медицинскими работниками, разработал комплекс закаливающих мероприятий, с учетом состояния здоровья детей, в котором учитывается постепенность воздействия того или иного природного фактора и сезонность.

В системе проводится лечебно-профилактическая работа (фармакотерапия, физиотерапия и фитотерапия, профилактика йодной недостаточности, витаминизация, вакцинация, общий укрепляющий массаж, закаливающие процедуры, иммунопрофилактика, профилактика близорукости и нарушение осанки и плоскостопия).

Пропаганда здорового образа жизни в семье проходит через занятия в оздоровительном клубе «Здоровячок».

Совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей  способствовали повышению  компетентности родителей по физическому развитию, повышению их  активности   в участие в спортивных мероприятиях . Если в 2010 -2011 учебном году участвовало  38% родителей то в   2012– 2013 уч.г. – 56 %.  Родители не только приобретали теоретические знания, но и овладевали практическими умениями в области физического воспитания детей.   

Педагоги детского сада и учителя школы поселка обмениваются информацией по вопросам постановки и решения проблемных ситуаций, при этом используем как традиционные формы работы  (взаимопосещения педагогами занятий , уроков, бесед), так и  нетрадиционные – совещании с элементами деловых игр, конкурсов, практических занятий.

Такие деловые встречи оказывают положительное влияние на осуществление преемственности в применении методов и приемов в воспитании здорового ребенка, глубже понять индивидуальные особенности детей , поступающих в 1-й класс.

За круглым столом мы обсуждаем вопросы воспитания здорового ребенка, совместно проводим уроки физкультуры и спортивные развлечения. Ежегодно дети 6-7 лет принимают участие в осеннем спортивном марафоне школы.

Традицией в нашем детском саду стало проведение  «Весёлых стартов» с участием воспитанников детского сада и учащихся 1-х классов общеобразовательной школы нашего поселка.

По отзывам учителей, воспитанники детского сада отличаются хорошим физическим развитием, высоким уровнем скоростно-силовых способностей, желанием заниматься физкультурой.

 Сочетание индивидуальных и фронтальных форм физкультурной работы, позволило добиться хороших результатов у воспитанников подготовительных групп в физической подготовленности: 97 % детей успешно осваивают основные движения.

Однако, несмотря на   положительные достижения в физкультурно-оздоровительной работе, назрела острая необходимость пересмотра подходов к организации воспитательно - образовательной работы с позиции  здоровьесбережения.

        В связи с этим весьма актуально создание и использование в дошкольном образовательном учреждении новых форм и методов работы с детьми по формированию элементарных навыков и умений по самосохранению, укреплению их здоровья и воспитанию привычки к здоровому образу жизни и активизации двигательной деятельности.  

        В медико – педагогической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители. Родителям необходимо овладеть практическими знаниями и умениями в области сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития.

        В понятие «здоровый образ жизни» входит: воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, выработка потребностей получения положительных эмоций от соблюдения  правил поведения, способствующих укреплению здоровья.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Лучик»

Сообщение из опыта работы

«Реализация образовательной области «Физическое развитие» путём создания здоровьесберегающих условий в ДОУ и приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни»

                                                       Инструктор по ф.к

                                                   Пупырева.Н.Ю.

п. Коммунистический.

2015г.

Здоровье — одна из важнейших категорий человеческого бытия. Здоровье и болезнь человека представляют собой производные окружающей среды. Здоровье нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное, оно является результатом социальных и природных факторов. По определению Всемирной организации здравоохранения: «здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, то есть это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

Составляющими данного определения являются:  

- соматическое здоровье;

- физическое здоровье;

- психическое здоровье;

- нравственное здоровье.

        Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих  физическое  психическое и социальное здоровье ребенка.

            Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6-7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существующих причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.

            На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

         Факторы, оказывающие неблагоприятные воздействия на здоровье воспитанников в детском саду:

Гигиенические условия и факторы:

1. шум

2. освещенность

3. воздушная среда

4. размер помещений

5. дизайн, цвет стен

6. используемые стройматериалы

7. мебель: размеры, размещение

8. мультимедийные средства, компьютеры, телевизоры

9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

10. качество питьевой воды

11. экологическое состояние прилегающей к ДОУ территории

12. состояние сантехнического оборудования

Учебно-организационные факторы:

1. объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям дошкольника

2. сетка занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

3. организационно-педагогические условия проведения занятия (плотность, чередование видов деятельности, проведение физминуток, динамических пауз, упражнение для зрения, пальчиковые гимнастики и т. д.)

4. объем физической нагрузки — по дням, за неделю, за месяц (в регламентированных и не регламентированных видах деятельности)

5. медицинское и психологическое обеспечение ДОУ

6. участие родителей воспитанников в жизни ДОУ

7. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»

8. психологический климат педколлектива, характер отношений по горизонтали

9. наличие / отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья воспитанников

10. позиция и уровень компетенции руководства по вопросам сохранения и  укрепления здоровья воспитанников.

Психолого — педагогические факторы:

1. психологический климат в группе, на занятии, наличие эмоциональных разрядок;

2. стиль педагогического общения педагога с воспитанниками;

3. степень реализации педагогом индивидуального подхода к воспитаннику;

4. особенности работы с «проблемными» детьми;

5. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным возможностям дошкольников;

6. степень ограничений к свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений воспитанников на занятиях и во время пребывания в ДОУ;

8. личные, психологические особенности педагога, свойств его характера, эмоциональных проявлений;

9. состояние здоровья педагога. Его образ жизни и отношение к своему здоровью;

10. обремененность педагога собственными проблемами, способность к психоэмоциональному переключению;

11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности педагога;

12. профессиональная подготовленность педагога по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

              Деятельность коллектива  МДОУ детский сад  "Лучик" направлена на обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта, предпосылок для успешной подготовки детей к школе  на основе программы "Истоки" под редакцией Парамонова .

            Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:

1.        Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ДОУ.

2.        Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

∙        исследований состояния здоровья детей;

∙        диагностика физической подготовленности дошкольников;

∙        анализ профессиональной компетенции воспитателей;

∙        проверка состояния физкультурно-оздоровительной работы;

∙        анкетирование среди родителей.

3.        Анализ созданных условий в детском саду.

4.        Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МДОУ по здоровьесбережению.

5.        Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.

6.        Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.

Организационное направление ориентировано на формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда  методов оздоровления в коллективе детей, родителей, педагогов.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация развивающей среды в ДОУ.

  • наличие зеленых уголков, комнат природы, зимнего сада,  спортивной площадки, физкультурного и музыкального залов, достаточного пространства  в группах для самостоятельной двигательной деятельности детей.
  • использование участка дошкольного учреждения в как здоровьесберегающей среды в оздоровлении детей;

        Воспитание здоровьесберегающей  культуры у детей и их родителей.Организация семинаров, родительских клубов и др.:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ (занятия, игры, экскурсии, прогулки, наблюдения, опытническая и практическая природоохранная работа, массовые экологические мероприятия  для детей, родителей участие в экологических  проектах и акциях);
  • работа по развитию здровьесберегающей компетентности у педагогов, родителей (проведение конференций, обучающих семинаров, практикумов, консультаций, педсоветов, открытых занятий, круглых столов и т.д.);
  • оснащение методического кабинета, информационное обеспечение, пропаганда передового опыта педагогической работы по формированию здорового образа жизни, пропаганда знаний;
  • организация  выставок  (творчество детей, педагогов, родителей и др.).

            В МБДОУ "Лучик» имеется физкультурный зал с необходимым оборудованием и  пособиями, изготовленными инструктором по физической культуре, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно важные качества, увеличивают эффективность занятий.

            Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия используются различные дорожки,  змейки; Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия,  организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Все оборудование доступно детям.

Реализация оздоровительной деятельности ДОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.

             Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение сангигиенического режима, проведение обследования по скрининг-программе и выявление патологий, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике распространения инфекционных заболеваний.

Старшей медсестрой разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду. В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В группах раннего возраста - это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам, самомассаж, ходьба босиком,  дыхательная гимнастика и точечный массаж.

С целью повышения иммунитета воспитанники ДОУ в течение года получают овощные салаты, фрукты, витаминизированный компот. Для профилактики инфекционных заболеваний, гриппа, ОРВИ используются лук, чеснок.    

Оценка прохождения периода адаптации отслеживается с помощью диагностических методик, при которых выделяются критерии адаптирования: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды – сон, аппетит, эмоциональные реакции).

    2. С целью содействия развивающему образу жизни ребёнка в детском саду в учебно-воспитательный процесс были введены занятия с психологом во всех возрастных группах  1 раз в неделю во вторую половину дня, согласно временным и возрастным требованиям.            

            Работа по физическому воспитанию строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физической культуре. Результаты используются специалистами при планировании работы с детьми.

            

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние организация оптимального двигательного режима в течение дня. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.

     При проведении занятий использую использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, интегрированные, игры-эстафеты и др. Процесс обучения носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацией.

            Активно включаю в свою деятельность цикл занятий на которых идёт обучение детей основам культуры здоровья, что способствует расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности.

 Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя ритмическая гимнастика,  физкультминутки, динамические паузы, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. В последнее время добавились такие виды как кинезиологические упражнения, артпедагогика.

            А сколько положительных эмоций, а, следовательно, и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводятся такие мероприятия, как спортивные,  спортивно-музыкальные, экологические праздники и развлечения, на которых дети демонстрируют уровень  физического и интеллектуального развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Детям особенно нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я - спортивная семья", Дни здоровья.

            Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы..

        В ДОУ организована работа  кружка «Баскетбол». Клуб «Здоровячок» для детей и родителей.

            Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

            В нашем детском саду существует система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.

            Ежегодно одно из педагогических совещаний посвящено физкультурно-оздоровительной работе в детском саду. Эффективными формами работы с педагогическими кадрами стали семинары-практикумы, педагогические тренинги, мастер-классы,  повышению профессионального мастерства педагогов способствуют смотры-конкурсы, которые проводятся ежегодно.

Разработана программа «Здоровье» по взаимодействию ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников, приобщению их к здоровому образу жизни.

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

            С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.    

            В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, конкурсы, анкетирование, участие родителей в проводимых в ДОУ мероприятиях.             

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение, движение формула жизни", "Как выработать у детей красивую осанку", "Прогулки на свежем воздухе" и т.д.). Постоянно действуют рубрики «Советы доктора», «Мы выросли» и др.                  

 Вся вышеперечисленная работа, ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, режимных моментов, постоянная опора на интерес детей, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства дошкольников наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

       



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Лучик»

Сообщение из опыта работы

«Создание единого здоровьесберегающего пространства в условиях в дошкольном образовательном учреждении и   семье»

                                                       Инструктор по ф.к

                                                   Пупырева.Н.Ю.

п.Коммунистический

2013г.

Сбережение здоровья детей – приоритетное направление деятельности ДОУ. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей и возможностей. Прежде всего здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микроклимата, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Однако мы можем констатировать явно активность родителей в физическом воспитании и укреплении здоровья детей . С этой позиции более полноценное физическое развитие и оздоровление детей возможно при сотрудничестве семьи и детского сада, как двух основных социальных структур, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «семья, и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительно делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-родители-педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщения и взрослых и детей к здоровому образу жизни.

Если установить тесное эффективное сотрудничество педагогов с семьей посредством привлечения родителей к проектной деятельности по здоровьесбережению дошкольников, то взаимодействие будет способствовать положительным результатам в воспитании здорового ребенка и приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни.

 Главное, донести основную идею о создании единого здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье, ориентировать педагогов и специалистов детского сада на активную позицию взрослых в воспитании здорового ребёнка.

Сформирована творческая группа, которая является координатором проекта. Хочется отметить, что наша творческая группа была сформирована по личной инициативе каждого участника, в неё вошли наиболее заинтересованные и компетентные в данной проблеме сотрудники нашего детского сада: заведующая, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, 4 воспитателя, старшая медицинская сестра.

Стремление педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование валеологической грамотности и потребности в здоровом образе жизни.

Использовать здоровьесберегающие технологий в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам оздоровления детей следующим образом:

- Привлечение родителей к созданию обучающих презентаций для детей «Здоровый образ жизни моей семьи», «Режим дня моей семьи»

- Использование Интернет-ресурсов для взаимодействия с родителями.

Для успешной работы с родителями мы используем план изучения семьи:

v Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношения родителей с детьми, стиль общенияv Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

 Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.

Методы, используемые педагогами в работе:

  • Анкета для родителей.
  • Беседы с родителями
  • Беседы с ребенком
  • Наблюдение за ребенком
  • Посещение семьи ребенка.

С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

  1. Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.
  2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
  3. Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.
  4. Значение режимных моментов для здоровья ребенка.
  5. О питании дошкольников.
  6. Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома.
  7. Воспитание культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

Система оздоровления детей в домашних условиях мотивацию детей к обучению в ДОУ, вовлечет воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизирует двигательную деятельность. Активное внедрение этих технологий является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям здоровьесберегающего пространства и процессу реформирования традиционной системы образования.

В качестве средства контроля и обеспечения достоверности результатов используется диагностика показателей результативности реализации программы на начало и конец учебного года. Результаты анкетирования родителей по здоровьесбережению ребенка.

1. Работа с педагогами

- Проведение практического семинара по использованию и внедрению технологий совместной деятельности воспитателя и семьи.

- Анализ результатов реализации проекта и перспективы развития детского сада.

- Создание банка методических материалов по взаимодействию воспитателей, специалистов ДОУ и семьи в области здоровьясбережения.

- Оформление и передача педагогического опыта через методические объединения, семинары-практикумы, размещение на сайте учреждения.

2. Работа с детьми

- Использование индивидуального подхода в образовательной деятельности.

-Повышение уровня физической подготовленности и двигательной активности детей.

-Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности в в образовательной деятельности.

3. Работа с родителями

- Мастер-классы для родителей по здоровьезбережению детей дома.

- Представление семейного опыта участия в проекте детского сада (представление детьми совместных проектов с родителями).

-Повышать информированность и заинтересованность родителей, как потребителей образовательных услуг.

-оформление родителями газеты  «Наша спортивная семья»

Прогнозируемые результаты: Анализ накопленного педагогического опыта в контексте заявленных преобразований, выявление проблем, дополнение планов мероприятий по их реализации, через самосовершенствование и в ходе экспериментальной, исследовательской работы. Отработанная, эффективная система применения здоровьесберегающих технологий усилит положительную мотивацию обучения; активизирует познавательную деятельность детей; будет способствовать повышению качества образования.

Оформление и передача педагогического опыта должны осуществить более массовое внедрение использования здоровьесберегающих технологий и повышения качества образовательного процесса в совместной деятельности воспитателя и семьи.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: