Творческие работы моих учеников

Соколова Снежана Михайловна

рефераты, исследовательские работы, сочинения, эссе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет администрации Алтайского края по образованию

МОУ: Шатуновская средняя общеобразовательная школа Залесовского района

Смертная казнь в истории России

Исследовательская работа

                                                         Выполнила ученица 11 класса Лотц Анастасия

Руководитель Шалаева Снежана Михайловна

учитель истории

Шатуново 2010

Оглавление

1. Введение.

2. Понятие смертной казни. Тенденции.

3. Международное право о смертной казни.

4.  Этические аргументы в пользу смертной  казни.

5. Этические аргументы против смертной казни.  

6. Смертная казнь в истории России до 1917 года.

7. Смертная казнь в СССР.

8. Смертная казнь в РФ.

9. Практика смертной казни.

10. Заключение.

11.Список литературы.

Введение

     В конце 2009 года в средствах массовой информации широко обсуждался вопрос об отмене моратория на смертную казнь. Напомним, запрет на казнь ввел своим указом президент России Борис Николаевич Ельцин 2 февраля 1996 года. Мораторий был необходимым условием вступления в Совет Европы.

    Опрос фонда "Общественное мнение" (ФОМ) показал, что три четверти россиян не возражают против применения смертной казни. Только четыре процента жителей России выступают за ее полную отмену, писало издание "Новые известия".

    Сторонники смертной казни приводят несколько доводов в поддержку своего мнения. 44 процента считают, что смертная казнь - это справедливо (аргумент звучал как "всегда в России было: смерть за смерть"). Девять процентов опрошенных полагают, что введение смертной казни поможет снизить уровень преступности. Еще пять процентов против возложения заботы о жизни осужденных на смерть на плечи налогоплательщиков.

    Около четырех процентов сторонников смертной казни не видят смысла в длительном тюремном заключении. Еще три процента убеждены, что смерть - единственное действенное наказание в стране, где освобождают за взятки. Из проголосовавших за смертную казнь два процента не стали аргументировать свою позицию вообще. Один процент считает что "лучше убивать, чтобы не страдали".

   Из противников смертной казни, составивших 25 процентов от числа опрошенных, четыре процента (а это наивысший показатель) руководствуются тем, что казнь - слишком легкая смерть. Три процента убеждены, что жизнь человека неприкосновенна и ей может распоряжаться только Бог.

    Среди вариантов ответов противников смертных приговоров были также "в России и так мало людей", "каждому надо дать шанс одуматься, исправиться" и "пусть живет, жалко человека" (на каждый вариант пришлось по одному проценту голосов).

     Что касается отношения к мораторию на смертную казнь, то 55 процентов называют решение о его введении, принятое 10 лет назад, неправильным. "За" высказались 28 процентов населения - это в основном люди с высшим образованием (36 процента), среди них много также жителей крупных городов (35 процентов) и молодежи в возрасте до 35 лет (34 процента).

     Желание разобраться в этом вопросе и послужило поводом к тому, что я выбрала именно эту тему. Цель моей работы сводится к ответу на вопрос- нужна ли смертная казнь в России.

    Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

  • -рассмотреть смертную казнь в мировой практике;
  • -отметить важность вопроса в современной России;
  • -выделить точки зрения обсуждающиеся в обществе;
  • -показать историю смертной казни в России.

    Вопрос смертной казни сегодня у всех на устах, в России: растёт волна терроризма, преступности. Мы попытались в своей работе посмотреть на проблему со стороны и выработать свою позицию в этом вопросе.

    Так   давайте  же  разберёмся  в   этом   вопросе.   Проследим   основные  этапы развития смертной казни в истории России. Посмотрим на эту проблему под разными углами зрения.

Понятие смертной казни. Тенденции.

 Смертная казнь есть, убийство, осуществляемое государством по приговору суда.

 Государства с момента возникновения и до настоящего времени  применяют смертную казнь. Практика смертной казни зависит от законов, традиций, нравов, правителей и других факторов. В исторической практике смертной казни обнаруживаются следующие объективные тенденции¹.

С течением времени уменьшается число видов преступлений, карой за которые является смерть. Так, например, в Англии в начале XIX века смертная казнь полагалась более чем за 200 видов преступлений, в том числе за карманную кражу свыше 1 шиллинга в церкви. Русский Судебник XVI века предписывал смертную казнь за 13 видов преступлений, Соборное Уложение 1649 года – более чем за 50 случаев. В настоящее время в Англии смертная казнь отменена, в России – приостановлена (мораторий на смертную казнь). В странах, где есть смертная казнь, она, как правило, рассматривается в качестве крайней меры и применяется за ограниченные виды преступлений (умышленное убийство, измена Родине и др.).

Меняются способы осуществления смертной казни. Первоначально торжественные, они постепенно становятся стыдливыми, потаёнными. В прошлом смертные приговоры приводились в исполнение публично, церемонно, празднично. Это было своего рода зрелище. В настоящее время публичность смертной казни стала большой редкостью. Показательные публичные казни, произведённые в Чечне в 1997 году по суду шариата, как и аналогичные акции, практикуемые в некоторых странах, воспринимаются общественным мнением за пределами стран, где они происходят, как проявление варварства, оскорбление общественной нравственности. Общее правило состоит в том, сто смертный приговор приводится в исполнение тайно, ночью, под утро. В тех редких случаях, когда это делается публично, такой способ действия оказывается для общественного мнения шокирующим, воспринимается скорее как бессмысленное убийство, чем акт справедливости.

Наряду с обыкновенными формами смертной казни исторически существовали и даже превалировали квалифицированные формы, когда убийство совершалось в изощрённо мучительных, поражающих воображение формах (посажение на кол, кипячение в масле, залитие металлом горла). Вот как, например, звучал смертный приговор бунтовщику, предводителю, восставших в XVIII веке русских крестьян Емельяну Пугачёву: «Пугачёву учинить смертную казнь, четвертовать, голову взоткнуть на кол, части тела разнести по четырём местам города и положить на колёса, а после на тех же местах сжечь». Современные нормы цивилизованности уже исключают квалифицированную смертную казнь и предписывают осуществлять её в быстрых и безболезненных формах.

Постепенно сокращается круг  лиц, по отношению к которым может быть применена смертная казнь. В настоящее время многие законодательства исключают из этого курса детей, женщин, престарелых.

¹Этика /под ред. А.А.Гусейнова и Е Л. Дубко. - М., 2003.- с.453-455.

В прошлом все государства практиковали смертную казнь. В наше время появились страны, исключившие её из юридической практики, их число неуклонно возрастает.

 Так, например, в начале XX века смертная казнь была отменена или приостановлена в 7 странах Западной Европы. В 1988 году она была отменена в 53 и приостановлена в 27 странах. На конец 1998 года смертная казнь была отменена в 67 странах, ещё в 14 странах отменена за исключением особенных случаев – преступление во время военных действий, в 23 странах приостановлена на 10 лет и более. 91 страна к этому времени продолжала практиковать смертную казнь.

Меняется субъективное отношение к смертной казни; ещё несколько столетий назад общество признавало единодушно, а философы обосновывали необходимость и нравственную оправданность смертной казни. Так, например, И. Кант считал смертную казнь единственно возможной с нравственно-правовой точки зрения карой за убийство. Однако уже во времена Канта получил широкое распространение противоположный взгляд. С XVIII  начали публично высказываться и отстаиваться мысли о неправомерности смертной казни как таковой. В Европе первым на этом пути был Чезаре Бекарриа. После него многие социальные мыслители увязывали принцип гуманизма с требованием отмены смертной казни. Её противниками были, например, Руссо, Вольтер, Маркс. В России против смертной казни последовательно выступали А.Н. Радищев, П.И. Пестель, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьёв, В.Г. Короленко и многие другие русские мыслители.

Международное право о смертной казни

Прежде всего, нужно выделить статью 3 Всеобщей декларации прав человека (принята на третей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года), в которой говорится, что «каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность».

Дальнейшее развитие закрепления прав человека на жизнь получило развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах, где закреплено (статья 6): право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом. Каждый, кто приговорён к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях. Смертный приговор не выносится за преступления, совершённые лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.

Кроме того, в рамках Европейского Союза была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод в соответствии со статьёй 2, которой право каждого лица на жизнь охраняется законом. Продублировано также положение о том, что никто не может быть намеренно лишён жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

Был принят и открыт для подписания на 82-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1989 года, второй Факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, в котором определено, что отмена смертной казни способствует укреплению человеческого достоинства и прогрессивному развитию прав человека, что все меры по отмене смертной казни следует рассматривать как прогресс в обеспечении права на жизнь.

Вывод: Изменение отношения к смертной казни связано с преобразованиями в сознании общества, идеями нравственной суверенности личности, прав человека, общественного договора и др. оно связано также с принципиально новым отношением к государству, которое можно охарактеризовать как его правовое обуздание. Удар по смертной казни является ударом против всесилия государства и обозначает неотчуждаемый характер права человека на жизнь.

Этические аргументы в пользу смертной казни.

К этическим аргументам, в силу которых смертная казнь считается морально оправданной, то есть необходимой с точки зрения общественного блага, справедливости, гуманизма относятся следующие:

Смертная казнь – это справедливое и нравственное деяние, так как применяется в качестве наказания за убийство.

Однако:

- хотя справедливость на самом деле основана на принципе эквивалента, но именно этот принцип в данном случае не соблюдается.  Убийство, за которое полагается смертная казнь, квалифицируется как преступление. Сама же смертная казнь есть акт государственной деятельности. Получается, что преступление приравнивается к акту государственной деятельности;

- смертная казнь превышает другие формы убийства по психологическому критерию, так как предварительное знание о смерти, её ожидание, расставание с родными, отвращение к палачу делает убийство в результате смертной казни психологически более тяжёлым, чем в других случаях;  

- эквивалентность в смертной казни не соблюдается, так как силы палача и жертвы являются заведомо неравными;

- смертную казнь нельзя считать эквивалентным наказанием тогда, когда она применяется за иные виды преступления помимо убийства.

Смертная казнь является актом устрашения и поэтому предотвращает повторение подобных преступлений.

Однако:

- смерть преступника в смысле устрашения менее эффективна, чем его долгое, беспросветно мучительное существование вне свободы. Она действительно производит сильное впечатление, но это впечатление в памяти долго не сохраняется;

- статистически установлено, что применение смертной казни не уменьшает в обществе тех преступлений, за которые она применяется, точно так же, как её отмена не увеличивает их. Так, в 1894 году во время публичной казни во Франции некоего господина Ш. один из зрителей забрался на дерево перед гильотиной, чтобы лучше наблюдать за зрелищем. Его хотели снять и потому хорошо запомнили. Через год этого человека казнили на том же месте за то же самое преступление, которое совершил господин Ш.

Смертная казнь приносит благо обществу тем, что освобождает его от особо опасных преступников.

Однако:

- общество могло бы обезопасить себя от них и путём пожизненного заключения в тюрьме. Если уж говорить о благе общества, оно должно состоять в том, чтобы возместить ущерб, нанесённый преступником. А смертная казнь как раз ничего не возмещает.

Смертная казнь более гуманна, так как пожизненное беспросветное, невыносимо тяжёлое заключение в одиночной камере хуже, чем мгновенная смерть.

Однако:

- условия в тюрьме можно сделать более приемлемыми.

- логично было бы предоставить право выбора самому преступнику. Вообще гуманным (моральным) можно считать только такое действие, на которое получено согласие того (или тех), кого она касается.

Смертная казнь есть простой и дешёвый способ отделаться от преступника. Русский правовед А.Ф. Кистяковский (противник смертной казни) назвал её «неголоволомным наказанием».

Однако:

- через смертную казнь государство именно отделывается от преступника, демонстрируя видимую силу при своей фактической слабости.

Этические аргументы против смертной казни.

Смертная казнь оказывает нравственно развращающее воздействие на общество.

Она оказывает такое воздействие через людей, причастных к ней, и тем, что в обществе самим фактором наличия смертной казни утверждается мысль, будто убийство хотя бы в каких-то случаях может быть справедливым, благим делом.

Граждане получают мотив самим выступать стражами справедливости и путём самосуда расправляться с преступниками (например, убийцей), особенно если они придерживаются мнения, что государственные чиновники непосредственно исполняют свои функции.

Доказательством развращающего влияния смертной казни является то, что она воспринимается как порок. Она совершается как постыдное дело: палачи скрывают свою профессию; придумываются такие способы смертной казни, чтобы вообще нельзя было узнать, кто выступает в роли палача. Прокуроры, требующие, и судьи, выносящие смертный приговор, никогда бы сами не согласились быть его исполнителями. Вся прагматика этого деяния обставлена таким образом, чтобы никто не чувствовал индивидуальной ответственности за него и не мог считаться виновным. Л.Н. Толстой называл это вторым обманом (первый общий обман, по его мнению, состоит в стремлении придать насилию законный, нравственно санкционированный характер): «через государственное устройство, в котором, как в сплетённой из прутьев корзине, все концы так спрятаны, что нельзя найти их, ответственность в совершаемых преступлениях так скрывается от людей, что люди, совершая самые ужасные дела, не видят своей ответственности за них. Одни потребовали, другие решили, третьи подтвердили, четвёртые предложили, пятые доложили, шестые подписали, седьмые исполнили».

Смертная казнь является антиправовым актом.

Право основано на равновесии личной свободы и общего блага. Смертная казнь, уничтожая индивида, уничтожает и само правовое отношение. Это не право, а, по словам Ч. Бекарриа, «война нации с гражданином».

Правовое наказание всегда индивидуализировано, то есть направлено сугубо на виновника. В случае смертной казни фактически наказываются также родственники преступника, так как она оказывает на них столь сильное воздействие, что может довести до сумасшествия или самоубийства, не говоря уже о тяжёлых моральных страданиях.

Идея правового наказания, как и вообще наказания, состоит в том, что наказывается деяние, а не личность. При этом предполагается, что личность больше проступков, лучше них, что она может исправиться, может преодолеть совершённое преступление таким образом, чтобы оно не получило продолжения в последующих деяниях. В случае смертной казни наказывается человек, ему отказывается в праве быть личностью, выправить свою жизнь.

В праве действует принцип восстановимости наказания, что позволяет до некоторой степени делать обратимыми случаи, когда совершается судебная ошибка. Применительно к смертной казни этот принцип нарушается: того, кого убили, нельзя вернуть к жизни, как и невозможно компенсировать ему нанесённый юридической ошибкой вред. Например, в США было вынесено 349 ошибочных смертных приговоров, 23 из которых были приведены в исполнение. Известен случай из советской практики, когда, прежде чем найти настоящего убийцу-маньяка, было поймано свыше 10 лжеубийц, многие из которых «сознались» и были приговорены к смертной казни.

Смертная казнь нарушает пределы компетенции человека.

Человек не властен над жизнью. Жизнь и смерть неоднородны, но именно поэтому проблемы жизни не могут решаться с помощью смерти. Человек выбирает форму жизни, способ жизни, но саму жизнь он не выбирает. Появление индивида в мире не обусловлено его предварительным согласием. Он не может быть хозяином над жизнью и смертью. Разумному обоснованию и нравственному оправданию не поддаётся даже право человека распоряжаться собственной жизнью (право на самоубийство), не говоря уже о жизни других. Право на смертную казнь связано с концепцией всесилия государства, утверждает его неограниченную власть над гражданами. Человек не может, безусловно, судить о виновности или говорить об абсолютной неисправимости преступника.

Смертный приговор часто производит в том, кому он предназначен, глубокий духовный переворот, приговорённый начинает смотреть на мир другими, просветленными, совсем не преступными глазами. В некоторых случаях казнь, даже если она не является судебной ошибкой, осуществляется тогда, когда в этом нет никакой нужды.

Замечено, что судьи, зачитывающие смертный приговор, испытывают непроизвольное внутреннее содрогание. Этот факт, как и устойчивое отвращение к профессии палача, инстинктивное нежелание общаться с ним, можно считать знаками того, что смертная казнь на самом деле есть нечто нечестивое, лживое. Об этом свидетельствует нечеловеческий ужас, который связан с убийством.

Смертная казнь есть покушение на коренной нравственный принцип самоценности человеческой личности, её святости.

Поскольку существует принцип «Не убий», постольку смертная казнь не может иметь нравственной санкции, так как она есть нечто прямо противоположное. Смертная казнь есть попытка контрабандным путём провести мысль, будто убийство может быть человеческим, разумным делом. Отношение между смертной казнью, убийством и нравственностью выразил В.С. Соловьёв: «смертная казнь есть убийство как таковое, абсолютное убийство, то есть принципиальное отрицание коренного нравственного отношения к человеку».

Смертная казнь в истории России до 1917 года.

На Руси и в русском уголовном праве смертная казнь, носившая форму кровной мести, была известна и распространена очень давно. Впервые официально она предусматривалась в 1398 году в Двинской уставной грамоте за кражу, совершённую в третий раз. Но надо отметить, что в Двинской уставной грамоте не установлено смертной казни за убийство. Её применение было расширено в Псковской судебной грамоте 1467 года, установившей смертную казнь за воровство в церкви, казнокрадство, государственную измену, поджог, кражу в посаде, совершенную в третий раз. Дальнейшее расширение круга преступных деяний, за которые полагалась смертная казнь, произошло в Судебниках 1497 и 1550 гг. и продолжалось в дальнейшем. Так, Судебник 1559 года, принятый при Иване IV, установил смертную казнь уже за многие преступления: за первую кражу, если вор пойман с поличным или в процессе пытки сознался о содеянном; за вторую кражу и второе мошенничество, если преступник признался; за разбой, душегубство, ябедничество или иное «лихое  дело», если преступник «ведомый лихой»; за убийство господина, государственную измену, церковную кражу, поджог, если преступник «ведомый лихой». В Уложении 1649 года смертной казнью карались особо опасные преступления против личности и собственности: убийство, отравление, поджог, повторный разбой, укрывательство опасных преступников, изнасилование ратными людьми, мучительство, торговля табаком. Всего смертная казнь могла быть назначена за 63 преступления. Уложение 1649 года предусматривало пять видов исполнения смертной казни. Однако правоприменительная практика не ограничивалась этими способами.

По Воинским артикулам Петра I и другим уголовно-правовым актам этого времени смертная казнь предусматривалась в 123 случаях. Пример полной отмены смертной казни в законодательстве был дан Россией, где ещё в 1744 году было сделано распоряжение императрицей Елизаветой о представлении ей на рассмотрение всех смертных приговоров, а 30 сентября 1754 года состоялся указ сената об отмене смертной казни и замене её пожизненными каторжными работами с клеймением преступника клеймом «вор» на лбу и щеках и вырезыванием ноздрей. В 1787 году Екатерина II в своём манифесте, изданном по случаю 25-летия её царствования, также предписывает всех осуждённых к смертной казни не казнить, а сослать в каторгу. Но, вопреки елизаветинским и екатерининским предписаниям, смертные приговоры выносились и приводились в исполнение (например, массовые казни руководителей и участников пугачёвского восстания (было казнено более 20 тысяч человек)).

При императоре Александре I шла разработка нового Уголовного уложения. Смертные казни применялись крайне редко. Всего было казнено за 25 лет 24 человека. При этом подавляющее большинство казней приходится на период Великой Отечественной войны 1812 года, когда приговоры к смертной казни выносились военно-полевыми судами. При Николае I к смертной казни были осуждены и казнены пять декабристов. С 1 января 1835 года вступил в силу Свод законов Российской империи 1832 года. В соответствии с ним смертная казнь в России сохранялась, но применялась только в отношении трёх категорий преступлений:

- политических (когда оные, по особой их важности, предлагаются рассмотрению и решению верховного уголовного суда);

- за нарушение карантинных правил (т.е. за так называемые карантинные преступления, совершённые во время эпидемий или сопряжённые с совершением насилия над карантинной стражей либо карантинными учреждениями);

- за воинские преступления.

Предусматривалась смертная казнь и по уложению о наказаниях Уголовных и исправительных 1845 года и по Уголовному уложению 1903 года. Массовое применение смертной казни в эти годы осуществлялось в основном внесудебными органами военно-полевыми судами, по решению губернаторов и главнокомандующих и т. п.

После свершения Февральской революции Временное правительство постановлением от 12 марта 1917 года отменило смертную казнь, правда, не надолго. Уже в июле 1917 года она была восстановлена за убийство, разбой, измену и некоторые воинские преступления.

Смертная казнь в СССР.

Октябрьская революция 1917 года началась с отмены смертной казни. Декретом I Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 года было объявлено об отмене смертной казни. Кроме того, в советское время были сделаны ещё две попытки отмены смертной казни – постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Об отмене применения высшей меры наказания «расстрела» от 17 марта 1920 года и Указом президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни» от 26 мая 1947 года. Восстановление смертной казни обосновывалось обычно такими причинами, как острота классовой борьбы, сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, обстановка на фронтах Гражданской войны, подрывная деятельность империалистических государств.  При этом в годы Гражданской войны смертная казнь применялась не столько для борьбы с особо опасными преступлениями, сколько в политических целях.

Чрезвычайно широкая практика применения смертной казни по сфабрикованным органам безопасности делам осуществлялась в 30-х годах. Она применялась не только по обвинению в контрреволюционных преступлениях. Согласно, например, постановлению ЦИК и СНК РСФСР от 7 августа 1932 года расстрел применялся и за хищение государственного и общественного имущества. Советские кодексы (УК РСФСР 1922 года и 1960 года) не включали смертную казнь в систему наказаний, мотивируя это временным характером исключительной меры наказания. Однако это была лицемерная декларация, так как в Особенной части этих УК смертная казнь была представлена довольно широко (так, например, в УК РСФСР 1926 года она предусматривалась за 42 преступления).

Вскоре после Великой Отечественной войны указом президиума Верховного совета СССР от 26 мая 1947 года была провозглашена отмена смертной казни. Этот указ установил, что за преступления, наказуемые по действующему законодательству смертной казнью, в мирное время применяется заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. Спустя три года 12 января 1950 года был принят указ президиума Верховного совета СССР «О применении смертной казни к изменникам родины, шпионам, подрывникам-диверсантам», а 30 апреля 1954 года смертная казнь была введена и за умышленное убийство.

Решительный шаг в направлении сокращения смертной казни был сделан в основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 года, не вступивших в силу из-за распада Союза ССР.

С распадом Союза ССР, уже в Российской Федерации, выросло число выносимых смертных приговоров. Это было вызвано политической и экономической нестабильностью, отразившейся в росте тяжких и особо тяжких преступлений.

Смертная казнь в РФ.

Значительный шаг в направлении сокращения смертной казни сделала Конституция РФ 1994 года. В соответствии с частью 2 статьёй 20 «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение, его дела судом с участием присяжных заседателей». Это конституционное положение развито и конкретизировано в УК РФ 1995 года в статье 59. Часть 1 этой статьи констатирует, что смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. В Особенной         части УК РФ смертная казнь предусматривается за убийство  при отягчающих обстоятельствах (часть 2 статья 105 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277 УК РФ), посягательство на жизнь лица, осуществляемого правосудие или предварительное расследование (статья 295 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317 УК РФ), геноцид (статья 357 УК РФ). Все они являются особо тяжкими преступлениями, посягающими на жизнь.

В соответствии с частью 2 статьёй 59 УК РФ смертная казнь не применяется к женщинам, а также к лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, и к мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесяти лет. Согласно части 3 этой статьи смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок в двадцать пять лет.

Конституции Российской Федерации (статья 50) предусматривает возможность помилования.

Помилование – освобождение от назначенного судом наказания, осуществляемое главой государства – известно законодательству многих демократических стран. Помилование как традиция исходит из времён абсолютной монархии, когда монарх – владыка душ и тел, имущества и самой жизни своих подданных – мог казнить и миловать любого.

Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации была создана в начале 1992 года на вполне демократических преобразований. В неё вошли самые разные люди, но ни одного официального представителя власти, ни одного чиновника. Это очень важное обстоятельство позволяло ей высказывать независимые суждения, принимать объективные решения. Комиссия является совещательным органом, и они почти всегда принимаются Президентом.

Благодаря усилиям многих юристов, общественных деятелей в 1993 году в нашей стране появилась альтернатива смертной казни – пожизненное заключение. Комиссия по помилованию приняла участие в подготовке этого закона. С августа 1996 года в России не был казнён ни один человек.

Значительным шагом в направлении отмены смертной казни явился указ президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года о поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы. В дальнейшем вышло распоряжение президента РФ от 27 мая 1997 года о подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 года к конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

Итак, процедура официального принятия России в Совет Европы предусматривает подписание и последующую ратификацию Европейской конвенции о защите прав человека в парламенте страны. Россия берёт на себя обязательства выполнить 25 выдвинутых Советом Европы условий по упорядочению целого ряда государственно-правовых институтов и изменению положения дел в сфере прав человека. Одно из важных среди них – отмена смертной казни в мирное время. При этом вместе с Европейской конвенцией о защите прав человека Россия должна подписать отдельный протокол об отмене смертной казни в течение трёх лет и о моратории на приведение в исполнение уже вынесенных смертных приговоров.

Таким образом, ратифицировав этот Протокол, Россия обязана будет изъять из Уголовного кодекса составы преступлений, караемых смертной казнью (иначе – изменить меру наказания). Отступление и оговорки не допускаются.

Естественно, что, вступая в данную организацию, Россия как её новый член должна признавать её основополагающие принципы, в противном случае само вступление в эту организацию теряет смысл. Исходя из этого, не вызывает сомнения, что Россия должна была подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека, которая отвечает интересам России и соответствует нашей Конституции.

Возникает вопрос – могут ли быть у вступающего в Совет Европы нового члена какие-то расхождения с другими его членами или все члены Совета Европы должны иметь абсолютно одинаковые подходы к решению всех вопросов?

Статья 64 Европейской конвенции о защите прав человека гласит:  «Любое государство при подписании настоящей конвенции или при сдаче на хранение ратификационной грамоты может сделать оговорку в отношении любого отдельного положения конвенции, в отношении того, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению».

Именно такая ситуация сложилась в России. В самом тексте Европейской декларации о защите прав человека, в отличие от Протокола № 6, говориться: «Никто не может быть умышленно лишён жизни иначе, как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом  предусмотрено такое наказание! (Статья 2). Значит, конвенция в принципе не исключает сохранения смертной казни в каком-либо государстве Европы.

Таким образом, РФ подписала Протокол № 6. Однако это лишь первый шаг по законодательному закреплению отказа от смертной казни. Решение вопроса о полной отмене смертной казни зависит  от целого ряда факторов. Многие из них связаны с экономическими и политическими условиями. Это – общая стабилизация обстановки в стране, выход из экономического кризиса.

Многочисленные опросы, проведенные в России, показывают, что большинство населения отрицательно относится к полной отмене смертной казни. Из числа опрошенных за полную отмену смертной казни высказались 6,6% опрошенных. Ответы мужчин и женщин практически не отличались¹.

Среди тех, кто не имеет среднего образования, за отмену смертной казни высказалось 15,8%, среди имеющих среднее образование – 6,3%, а среди тех, у кого образование высшее, – только 5%.

Значительная часть ответивших (69,1%) полагает, что смертную казнь применять надо, но только в самых крайних случаях, как можно реже. Среди респондентов каждый пятый считал, что смертную казнь надо применять, и как можно шире.

¹Буянский, С.Г. Смертная казнь: за и против// Юрист.- 1999.-№ 9.-с.28.

Практика смертной казни.

Как это ни странно, смертная казнь низведена до уровня вполне бюрократического отправления государственной функции. Никаких журналистов или телевизионщиков на эту процедуру не допускают.

Человека, приговорённого к смертной казни, сразу же после вынесения приговора стригут наголо и переодевают в специальную полосатую униформу без карманов. Тюремный врач проводит детальное обследование приговорённого. В прежнюю камеру его уже не возвращают. Смертников перевозят в так называемые тюрьмы, которые определены как места приведения смертных приговоров в исполнение. Через определённое время статус кустовой получает другая тюрьма. Для смертников существуют специальные одиночные камеры, расположены они отдельно от других, на отшибе. Обслуживает приговорённых специальная бригада  инспекторов. Нормы питания обычные. Никаких разносолов им не полагается. Передачи – по специальному разрешению. Проверяются они особенно тщательно. Письма перлюстрируются. Прогулки разрешены только в индивидуальном порядке. Свидания – только с ближайшими родственниками и опять-таки по специальному разрешению суда. Единственный, кто вхож к смертнику, - адвокат. Впрочем, адвокаты этой своей привилегией не злоупотребляют. Визиты эти большеё частью формальны. Главная их цель – подготовить и подписать кассационную жалобу и прошение о помиловании. День и час казни в каждом конкретном случае определяется начальником тюрьмы, прокурором и судом. При исполнении приговора присутствуют начальник тюрьмы, прокурор (или их заместители), врач, палач – исполнитель приговора – и несколько подручных, в обязанности которых входит конвоирование приговорённого и его похороны.

О предстоящей казни смертник заранее не извещается. До последних минут с ним общаются как обычно. Не знают об этом и инспектора, охраняющие его камеру. Речь идёт не столько о гуманности, сколько о том, чтобы не спровоцировать приговорённого на экстраординарные действия, в первую очередь на самоубийство. Казнить его должно государство. И  он, пусть какие-то мгновения, должен знать об этом.

Сама процедура происходит в специальном помещении и занимает считанные минуты.

Прокурор спрашивает у приговорённого: «Вы такой-то?»

- Да, - следует ответ.

 - Такого-то числа, такого-то месяца и года таким-то судом вы были приговорены к смертной казни. Вы подали кассационную жалобу. Она отклонена. Вам об этом известно?

 - Да, - следует ответ, который, впрочем, нимало не волнует собравшихся в комнате людей.

- Тогда-то и тогда-то вами было подано прошение о помиловании?

- Да.

- Довожу до вашего сведения, что оно отклонено и приговор оставлен в силе.

Это самый драматический момент. Человек понимает, что никакой надежды уже нет. С ним могут происходить самые неожиданные вещи. Он может уйти в себя и никак не реагировать на слова прокурора. Может броситься на говорящего. И тогда его мгновенно скрутят бдительные охранники. У него может случиться непроизвольное мочеиспускание, его может вырвать. Иногда люди теряют сознание. Но чаще всего они не в силах стоять на ногах. Этот эффект «ватных ног» присутствует практически во всех рассказах очевидцев.

Большинство убийц (именно они составляют контингент смертников), не пожалевших свои жертвы, лишивших жизни беззащитных стариков, женщин, детей, на пороге небытия начинают молить окружающих их людей не делать им больно, пощадить, приостановить или отложить казнь, позвонить каким-то мифическим личностям, отправить их на урановые рудники, сулят якобы спрятанные ими огромные богатства…

Но жить приговорённому остаётся считанные минуты. Его просят пройти в соседнюю комнату, якобы для того, чтобы подписать какие-то документы. Он переступает порог. Делает шаг, другой. И получает пулю в голову.

Стреляет специально обученный профессионал. Из табельного оружия. Исполнители берутся из сверхсрочников внутренних войск. Они контролируются медиками. По словам людей, имеющих отношение к приведению в исполнение приговоров, исполнителям полагаются добавка к жалованью, более длительный отпуск, какие-то льготы к пенсии.

После выстрела в комнату входит врач и констатирует смерть. Тела родственникам не выдаются. Им вручается обычное свидетельство о смерти (его готовят до казни), там, в графе «причина смерти», записано: «По приговору суда».

Место казни быстро моют из шлангов. Труп запаковывают в брезентовый мешок. После чего казнённых хоронят на спецкладбищах, местонахождение которых хранится в глубокой тайне.

Заключение

      Смертная казнь в истории отечественного права явление закономерное, генетически произошедшее из обычая кровной мести. И по мере развития государства в России остаётся неотъемлемой частью уголовного права страны. На протяжении почти шести столетий смертная казнь претерпела множество изменений: она то отменялась, то снова возобновлялась, менялись и виды смертных казней, точки зрения по поводу неё.

     Не смотря на общественное мнение Конституционный суд РФ,  запретил применять смертную казнь в России и после 1 января 2010 года, когда истекает введенный в стране мораторий на применение высшей меры наказания.

    С 1996 года смертная казнь в России не применялась, и уже более 13 лет такие приговоры  не выносились. В 2004 году Россия поставила тюремный рекорд - число пожизненно осужденных достигло  полутора тысяч человек. Насколько правы те, кто требует вернуть для преступников высшую меру наказания?

Нужна ли смертная казнь в современности?

     Эти вопросы очень актуальны в наше время. Смертная казнь была предметом дебатов в прошлом, она есть в настоящем и убеждена  будет в будущем.

Список литературы

  1. Буянский, С.Г. Смертная казнь: за и против // Юрист. – 1999. - № 9.
  2. Всеобщая декларация прав человека.
  3. Гриценко, Л.И. Личностно-социальное воспитание: теория и практика. – Волгоград, 2001.
  4. Исаев, И. А. История государства и права России. М. 1994.
  5. История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсеянца. – М., 2000.
  6. Конституция РФ.
  7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
  8. Международный пакт о гражданских и политических правах.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации.
  10. Этика / под ред. А.А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. – М. 2003.