Магистерская диссертация

Живодерова Наталья Владимировна

Магистерская диссертация на тему: «Проектная деятельность по математике как способ формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoreferat.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижневартовский государственный университет»

Факультет информационных технологий и математики

Кафедра физико-математического образования

На правах рукописи

Живодерова Наталья Владимировна

Проектная деятельность по математике как способ формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы

Выпускная квалификационная работа

(магистерская диссертация)

Вид образования:

Профессиональное образование

Уровень образования:

Высшее образование (магистратура)

Квалификация выпускника:

Магистр

Направление подготовки:

44.04.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль)

образовательной программы:

Математика в профильном образовании

Научный

руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Худжина М. В.

Рецензенты:

Директор МБОУ «СШ № 30 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Нижневартовска

Колышкина Е. Ю.

Допущен к защите

«___»_________201__ г.

Зав. кафедрой ФМО

____________________________

Дата защиты «___»_________201__ г.

Оценка

___________________________

___________________________

(Председатель ГЭК)

Нижневартовск – 2017

        

Содержание:

Введение        3

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы в процессе проектной деятельности по математике        10

1.1.Анализ требований ФГОС ООО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования        10

1.2. Сущность и структура коммуникативной компетентности обучающихся основной школы        17

1.3. Технология проектной деятельности в практике зарубежного и отечественного образования        22

1.4. Опыт использования проектной деятельности для формирования коммуникативной компетентности в общеобразовательной школе        27

Глава 2. Методика формирования коммуникативной компетентности        

обучающихся основной общеобразовательной школы в процессе проектной деятельности по математике        32

2.1. Цели и содержание обучения математике в 9 классе основной общеобразовательной школы        32

2.2. Программа курса  по выбору «Проектная деятельность по математике»        46

2.3. Методика реализации проектной деятельности по математике в рамках проведения курса по выбору «Проектная деятельность по математике» …..68

2.4. Экспериментальная проверка методики реализации курса по выбору «Проектная деятельность по математике»        75

Заключение        92

Библиографический список:        94

Приложение 1        98

Приложение 2        105

Приложение 3        108

ВВЕДЕНИЕ

        Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование «коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности» [28].

        В российском образовании основные положения компетентностного подхода нашли отражение в Стратегии модернизации содержания общего образования, а также в работах таких отечественных ученых, как                   И. А. Зимняя, Б. Д. Эльконин, И. С. Якиманская,  М. А. Холодная,                 А.  В.  Хуторской и др.

        Компетентностный подход в образовании предполагает  самостоятельное участие личности обучающегося в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу своих навыков в сферу своего опыта для становления разного рода компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности [2].

        В нашем исследовании используется  классификация ключевых компетенций, предложенная А. В. Хуторским: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования [32].

        Особое внимание, по нашему мнению, следует уделять формированию коммуникативной компетентности. Это связано с необходимостью подготовки поколения современных специалистов, способных к взаимодействию с окружающими людьми, работе в коллективе, обладающих умением представить себя, включаться в дискуссию.

Понятие коммуникативной компетентности раскрывается в психолого-педагогической литературе А. А. Бодалевым, С. Л. Братченко,                      Ю. М. Жуковым, Ю. Н. Емельяновым, Г. А. Кудрявцевой, Н. В. Кузьминой, О. В. Крючковой, В. А. Лабунской,  Е. В. Руденским, Г. С. Трофимовой,     Ю. Л. Ханиным и др. [19].

Одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетентности является проектный метод. Данный метод появился в начале 20 века в Америке. Основоположниками метода проектов в отечественной педагогике являются такие ученные, как В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина,    Б. В. Игнатьев [6]. Профессор Е. С. Полат разработал теоретические принципы метода проектов. Метод проектов дает возможность любому школьнику получать образование в наиболее благоприятном для него режиме, который не ограничен временными рамками урока [24].

В связи с высокой популярностью метода проектов в специальной литературе можно повстречать множество его определений. Тем не менее, все они сводятся к утверждению, что учебный проект – коллективная, учебно-познавательная, творческая деятельность обучающихся, имеющая совместную цель и скоординированные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, важной для всех участников проекта [33].

        Анализ литературы, посвященный формированию коммуникативной компетентности посредством организации проектной деятельности обучающихся, позволил сделать вывод о том, что существует ряд нерешённых проблем. В частности, не решён вопрос о выборе оптимального списка ключевых компетенций, который был бы ориентиром при изучении конкретных дисциплин, в нашем случае, математики. Не исследованы возможности и преимущества учебного предмета «математика» в формировании коммуникативной компетентности. Не определены методы, формы и средства учебно-познавательной деятельности учащихся, направленных на формирование  коммуникативной компетентности при  обучении математике.

        Таким образом, существуют противоречия между:

  • требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики при изучении математики;
  • потребностью общества в выпускниках, готовых к эффективному осуществлению личностно и социально значимой коммуникативной деятельности и недостаточной сформированностью коммуникативной компетентности у обучающихся;
  • потребностью школьников в овладении коммуникативной компетентностью как средством саморазвития и преобладанием в большинстве случаев традиционных методов обучения преподавания математики;
  • желанием педагогов использовать проектную деятельность и недостаточностью урочного времени для индивидуальной и групповой работы с обучающимися.

        Указанные противоречия определили проблему исследования, связанную с поиском и научным обоснованием содержания, методов и средств эффективного формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы в процессе проектной деятельности по математике.

        Актуальность проблемы, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Проектная деятельность по математике как способ формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы».

        Цель исследования - разработать методику формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы на основе организации проектной деятельности по математике.

        Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы при изучении математики.

        Предмет исследования: методика формирования коммуникативной компетентности в процессе организации проектной деятельности по математике, направленная на повышение уровня математической подготовки обучающихся.

        Гипотеза: если в учебно-воспитательный процесс основной общеобразовательной школы внедрить разработанную методику организации проектной деятельности по математике, то это будет способствовать формированию  коммуникативной компетентности и повышению уровня математической подготовки обучающихся.

        Уровень математической подготовки определяется по результатам выполнения учащимися контрольных работ, которые были проведены до и после внедрения курса по выбору «Проектная деятельность по математике», включающих задания по темам «Системы уравнений» и «Функции».

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность и структуру понятия «коммуникативная компетентность» обучающихся основной общеобразовательной школы.
  2. Проанализировать современное состояние проблемы использования проектной технологии обучения математике в практике зарубежного и отечественного образования.
  3. Проанализировать содержание диагностических методик и определить критерии оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности у школьников.
  4. Разработать методику организации проектной деятельности по математике обучающихся 9-го класса основной общеобразовательной школы, способствующую формированию коммуникативной компетентности.
  5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность разработанной методики формирования коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы в процессе проектной деятельности по математике.

        Этапы исследования

Теоретическое и экспериментальное исследование проводилось поэтапно с 2015 по 2017 годы.

На первом этапе исследования (2015 г.) изучалась и анализировалась литература, с целью установления степени научной разработанности проблемы исследования, определялись ключевые позиции исследования (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования).

На втором этапе (2016 г.) осуществлялась работа по решению задач исследования. На данном этапе были выявлены концептуальные основы организации проектной деятельности, разработана программа курса по выбору «Проектная деятельность по математике», контрольно-измерительные материалы, методические рекомендации, осуществлялась опытно-экспериментальная деятельность по реализации проектной деятельности обучающихся по математике посредством проведения курса по выбору.

Третий этап (2017 г.) заключался в осмыслении и обобщении полученных результатов исследования, осуществлялась математическая обработка собранного статистического материала, оформлялись результаты проведенного исследования в виде текста диссертации.

Для решения задач использованы следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ и обобщение  нормативных документов в сфере образования, в частности, математического, психологической, педагогической, научно - методической литературы, диссертационных исследований по данной проблеме;
  • эмпирические: анкетирование, наблюдение, эксперимент;
  • статистические методы обработки результатов опытно-экспериментальных данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и описана методика проведения курса по выбору «Проектная деятельность по математике», составлены методические указания для учителей и дидактические материалы.

База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 30 с углублённым изучением отдельных предметов», 9а класс

Апробация. Результаты диссертационного исследования докладывалась на:

V Международной научно-практической конференции «Культура, наука, образование: проблемы и перспективы» в Нижневартовском государственном университете (09-10 февраля 2016 г.);

Международной научной конференции «69 Герценовские чтения» в РГПУ им. А. И. Герцена г. Санкт-Петербург (20 апреля 2016 г.);

XIV Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 31 мая 2016 г.);

III Международной научной конференции «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе в свете идей Л. С. Выготского» в Московском педагогическом государственном университете (17-19 ноября 2016 г.);

Международной научно - практической конференции «Культура, наука, образование: проблемы и перспективы» (г. Нижневартовск, 13-14 февраля 2017 г.);

семинаре ресурсного методического центра по предметным областям «Математика», «Информатика и ИКТ», «Физика»  по теме «Современные образовательные технологии. Система работы с обучающимися на уроках математики в основной школе» г. Нижневартовск (28 ноября 2016 г.);

VI   Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в науке и образовании» (г. Пенза, 25 мая 2017г.).

По теме имеются шесть публикаций: «Проектная деятельность по математике во внеурочное время как способ формирования коммуникативных компетенций обучающихся основной общеобразовательной школы», «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся общеобразовательной школы во внеурочной деятельности по математике», «Реализация принципов обучения через сотрудничество в процессе коллективной деятельности школьников по разработке математических проектов прикладной направленности», «Анализ педагогического опыта в деятельности учителя», «Об организации деятельности школьников при разработке математических проектов прикладной направленности», «Проектная деятельность по математике как средство повышения уровня сформированности коммуникативной компетентности школьников».

Структура и объём выпускной квалификационной работы:

работа состоит из введения, основной части (две главы), заключения, списка литературы и приложения. Общий объем ВКР 117 с., в том числе: основная часть - 93 с.; список литературы (33 наименования, - 4 с.); четыре приложения- 20 с. В диссертации 22 рисунка, 31 таблица.

Заключение

Исследование, проведенное по проблеме формирования коммуникативной компетентности школьников основной общеобразовательной школы соответственно поставленной цели, гипотезе, объекту и предмету, позволило решить выдвинутые задачи и получить следующие результаты и выводы.

        В рамках данного исследования, направленного на поиск средств, форм и путей повышения уровня коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы, были решены следующие задачи.

        В результате анализа литературы была раскрыта сущность и структура понятия «коммуникативная компетентность» обучающихся основной общеобразовательной школы. Проанализировано современное состояние проблемы использования проектной технологии обучения в практике зарубежного и отечественного образования.

В рамках исследования разработаны программа, содержание, методика проведения занятий курса по выбору «Проектная деятельность по математике» для обучающихся классов 9 классов общеобразовательной школы, направленные на повышение уровня коммуникативной компетентности школьников.

Экспериментальное исследование изменения показателей уровня коммуникативной компетентности в процессе проектной деятельности показало повышение уровня коммуникативной компетентности обучающихся по сравнению с уровнем на момент начала изучения курса по выбору.

В рамках внедрения курса по выбору «Проектная деятельность по математике» обучающимися 9а класса МБОУ «СШ № 30 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Нижневартовска  разработаны проекты по математике «Исследование различных методов решения систем уравнений» и «Исследование функций, их свойств и графиков».

Экспериментальное исследование изменения показателей уровня математической подготовки учащихся в процессе изучения разработанного курса по выбору показало повышение качественной успеваемости по сравнению с уровнем подготовки обучающихся на момент начала изучения курса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные содержание курса по выбору «Проектная деятельность по математике» и методические рекомендации к его проведению могут быть использованы учителями при организации проектной деятельности обучающихся по математике. Выбор тем проектов обусловлен, в частности, результатами диагностических срезов, проведенных в конкретной образовательной организации, поэтому аналогичные проекты можно проектировать и на основе других разделов школьной математики.

Цель исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.

Библиографический список

  1. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной про грамме  / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.
  2. Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетеннтностей // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. научн. конф. (г.Чита, декабрь 2011г.). Чита: Издательство Молодой учёный, 2011. С.58-65.
  3. Выготский Л. С. Умственное развитие ребёнка в процессе обучения. М.:Л.:1935
  4. Голев С. В. Материалы к курсу "Организационная психология (психология организаций)", 2009.
  5. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб, 2002.
  6. Гончарова М. А. Образовательные технологии в школьном обучении математике: учебное пособие / М. А. Гончарова, Н. В. Решетникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 264с.
  7. Гузеев В. В. Проектная деятельность, или Цели имеют право на существование! / В. В. Гузеев // спец. прил. к журналу " Лицейское и гимназическое образование". Педагогическая лоция. 2003/2004 учебный год. "Метод проектов в школе".  Вып.4. - 2004.
  8. Живодерова Н. В., Худжина М. В. Проектная деятельность по математике во внеурочное время как способ формирования коммуникативных компетенций обучающихся основной общеобразовательной школы // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы V Международной научно-практической конференции (г.Нижневартовск,09-10 февраля 2016 года)/ Отв. ред. А. В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. - Ч.II.  - С. 164 – 168.
  9. Живодерова Н. В., Худжина М. В. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся общеобразовательной школы во внеурочной деятельности по математике // Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию "69 Герценовские чтения" / Под ред. В. В. Орлова. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2016. - С.19-23.
  10. Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические контуры качества профессионального образования /Э. Ф. Зеер // Образование и наука. – 2002. – № 2 (14). – С.30–37.
  11. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34
  12. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 21 с.
  13. Зимняя И. А. Личностная и деятельностная направленность компетентностей как результат современного образования /                  И. А. Зимняя // Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование): материалы 16 науч.-метод. конф. «Актуальные про-блемы качества образования и пути их решения». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 130 с.
  14. Зотова И. Н. Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной компетентности студентов технического вуза: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Зотова Ирина Николаевна. – Ставрополь, 2006. – 22 с.
  15. Константинова Л. А. Лингводидактическая модель обучения студентов-нефилологов письменным формам научной коммуникации: монография / Л. А. Константинова. – Тула: Известия Тул. гос. ун-та, 2003. – 173 с.
  16. Концепция развития математического образования в Российской федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013г. №2506-р).
  17. Кузнецова Г. М., Мендюк Н. Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11кл. / Сост. Г.М.Кузнецова,  Н. Г. Миндюк. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. -320с.
  18. Кузнецова Л. Г., Худжина М. В. Проблемы разработки системы оценки деятельности преподавателя ВУЗа в условиях реализации образовательных стандартов // Интернет - журнал Науковедение. - 2013. - №1 (14).
  19. Курилов О. С. формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности: Автореферат диссертации. Владикавказ, 2011. С.2.
  20. Леднев В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория, практика: монография / под ред.              В. С. Леднева,  Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. – М.: МПСИ, 2002. – 382 с.
  21. Мордкович А. Г., Семенов П. В. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович,   П. В. Семенов. – 16-е изд., доп. – М.: Мнемозина, 2013.
  22. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А. Г. Мордкович,                          Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.]; под ред.                            А.  Г. Мордковича. – 12-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2010.
  23. Муравьева О. И. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности: дис. канд.психол.наук: 19.00.05 / Муравьева Ольга Ивановна. – Томск, 2001. – 158 с.
  24. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина,                М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 272с.
  25. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5
  26. Селевко Г. К. Педагогические компетенции и компетентность /            Г. К. Селевко // Сельская школа: рос.пед. журн. – 2004. – № 3. – С. 29–32.
  27. Учебный проект. Вики-энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/учебный_проект.
  28. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресур] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения 23.09.2015 год)
  29. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: [Электронный ресур] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 12.10.2015)
  30. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресур] URL: http://fipi.ru/ (дата обращения: 13.09.2015).
  31. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2005.
  32. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет - журнал "Эйдос". 2002. 23 апреля.
  33. Чечиль И. Метод проектов // Директор школы. 1998. № 3-4.