Справка по обоснованности, уместности и результативности использования современных образовательных технологий учителем

Живодерова Наталья Владимировна

Справка по обоснованности, уместности и результативности использования современных образовательных технологий учителем 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_22.docx117.42 КБ

Предварительный просмотр:

Справка по обоснованности, уместности и результативности использования современных образовательных технологий учителем математики Живодеровой Н.В.

Наталья Владимировна в системе использует современные образовательные технологии в процессе обучения предмету на всех этапах урока. Результатом применения современных образовательных технологий  стало повышение интереса обучающихся к уроку, повышение качества знаний, что ежегодно подтверждается результатами итоговой аттестации учащихся. Учитель разработал и показал систему уроков с использованием современных образовательных технологий на школьном «Фестивале открытых уроков».

Наталья Владимировна в своей работе использует такие современные образовательные технологии:

  • Проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
  • Исследовательские методы в обучении дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Разноуровневое обучение.
  • Проблемное обучение.
  • Здоровьесберегающие технологии.

Экспериментальная проверка внедрения методики организации проектной деятельности по математике в учебно-воспитательный процесс основной общеобразовательной школы

        Организация экспериментальной работы

Цель эксперимента: установить влияние проектной деятельности по математике на формирование коммуникативной компетентности и математической подготовки обучающихся основной общеобразовательной школы.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Разработать содержание диагностических методик и критерии оценки уровня сформированности коммуникативных компетенций  школьников.

2. Провести контрольные измерение уровня сформированности коммуникативных компетенций и математической подготовки учащихся до проведения эксперимента.

3. На основе полученных результатов измерения разработать методику формирования коммуникативных компетенций и математической подготовки учащихся с использованием проектной деятельности по математике.

4. Провести экспериментальное обучение с использованием проектной деятельности по математике и осуществить измерения результатов обучения.

5. Сравнить уровень умений, сформированных под воздействием разработанной методики.

Гипотеза эксперимента: использование проектной деятельности по математике способствует повышению уровня сформированности коммуникативной компетентности и математической подготовки обучающихся основной общеобразовательной школы.

Объект эксперимента: проектная деятельность учащихся по математике, направленная на развитие коммуникативной компетентности.

Предмет эксперимента: процесс влияния проектной деятельности на уровень сформированности коммуникативной компетентности обучающихся основной общеобразовательной школы.

Программа эксперимента представлена в таблице 1

Таблица 1

Программа эксперимента

Формирующий

Диагностический

(итоговый)

Цель

Введение разработанной методики и определение уровня коммуникативной компетентности на данном этапе внедрения.

Фиксирование результатов экспериментального обучения.

Виды и способ комплектации групп

Константная

Требования к комплектации групп

Обучается вся группа

Измерительные величины

1. Уровень коммуникативной компетентности

2. Уровень математической подготовки

Перечень экспериментальных действий

1. Внедрение экспериментальной методики.

2. Анализ результатов и при необходимости корректировка методики.

Методы

Теоретические методы исследования (анализ, методы статистической обработки данных), методы контроля (контрольный срез)

Перечень средств и материалов

1. Тест оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), автор В. В. Синявский,

В. А. Федорошин.

2. Методика на определение индекса групповой сплоченности, автор К. Э. Сишор.

3.   Оценка уровня общительности, автор В. Ф. Ряховской.

4. Специально разработанная система заданий для реализации разработанной методики, задания для контрольного среза. Задания для итогового контрольного среза.

Эксперимент проводился в 9а классе МБОУ «СШ №30 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Нижневартовска в 2016-2017 учебном году в рамках курса по выбору.

        С целью определения количества обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, был проведен опрос. В опросе принимало участие 28 обучающихся 9а класса. Результаты опроса обучающихся представлены на диаграмме (рис 1):

Рис.1. Результаты опроса обучающихся 9а класса

        Только 38% обучающихся 9а класса занимались проектной деятельностью. 62% обучающихся не занимались раньше проектной деятельностью.

        С целью определения уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся 9а класса было проведено тестирование. В тестировании принимало участие 28 человек 9а класса. Тест оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), автор

В. В. Синявский, В. А. Федорошин (Приложение 1). Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Коммуникативные способности - это способности личности, обеспечивающие эффективность её общения и психологическую совместимость в совместной деятельности. Низкий уровень коммуникативных способностей означает, что человек малообщительный, испытывает трудности в установлении контактов с людьми. Уровень ниже среднего - человек не стремится к общению, круг своих знакомых ограничивает, не стремится отстаивать своё мнение. Человек, имеющий средний уровень коммуникативных умений, общительный, разговорчивый. Люди с высоким уровнем общительны, не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей. Очень высокий уровень  - человек очень общительный, легко заводит новые знакомства. Результаты тестирования коммуникативных склонностей представлены в таблице 2 и на диаграмме (рис.2).

Таблица 2

Результаты тестирования коммуникативных умений

Уровень коммуникативных умений

I -низкий

II - ниже среднего

III- средний

IV - высокий

V - очень высокий

Количество учащихся получивших данную отметку

7

9

8

1

3

Процент учащихся, получивших данную отметку

25%

32%

29%

3%

11%

Рис. 2. Результаты тестирования коммуникативных умений 9а класса

25% обучающихся класса характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных склонностей. У 32% обучающихся - коммуникативные склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Организаторские способности - это способности человека организовать себя и других. Люди с низким уровнем не умеют себя организовать, в общественной жизни не проявляют инициативы. Уровень ниже среднего - человек избегает принятия самостоятельного решения, проявление инициативы в общественной жизни занижено. Люди, имеющие средний уровень, в экстремальных ситуациях могут организовать себя и убедить других в принятии какого-нибудь решения. Высокий уровень имеют люди, которые всё делают согласно внутренним устремлениям. Они способны в трудных ситуациях принимать самостоятельные решения. Очень высокий уровень - человек испытывает потребность в организаторской деятельности, принимает самостоятельные решения, отстаивает своё мнение. Результаты тестирования организаторских склонностей представлены в таблице 3 и на диаграмме (рис.3).

Таблица 3

Результаты тестирования организаторских умений

Уровень организаторских умений

I -низкий

II - ниже среднего

III- средний

IV - высокий

V - очень высокий

Количество учащихся получивших данную отметку

9

6

8

3

2

Процент учащихся, получивших данную отметку

32%

21%

29%

11%

7%

Рис.3. Результаты тестирования организаторских умений 9а класса

 32% обучающихся характеризуются низким уровнем проявления организаторских склонностей. Они не умеют себя организовывать, у них отсутствует внутренняя собранность. В общественной жизни инициативы не проявляют. 21% обучающихся 9а класса имеют уровень организаторских умений ниже среднего. Они избегают принятия самостоятельного решения, проявление инициативы в общественной жизни занижено.

        С целью определения уровня сплоченности классного коллектива была проведена методика на определение индекса групповой сплоченности

«Психометрический тест», автор К. Э. Сишор (Приложение 1). Тест определения индекса групповой сплочённости Сишора позволяет оценить чрезвычайно важный параметр – степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое. Результаты методики на определение групповой сплочённости представлены в таблице 4 и на диаграмме (рис.4

Таблица 4

Результаты методики на определение индекса групповой сплочённости

Уровень групповой сплочённости

низкая

ниже средней

средняя

выше средней

высокая

Количество учащихся получивших данную отметку

2

6

9

7

4

Процент учащихся, получивших данную отметку

8%

21%

32%

25%

14%

Рис. 4. Результаты методики на определение индекса групповой сплоченности 9а класса

Методика на определение групповой сплочённости показывает, что 4% обучающихся имеют низкий уровень, 16% - ниже среднего, 36% - средний, 28% -выше среднего, 16% - высокий.

        Для оценка уровня коммуникабельности обучающихся был проведён тест «Оценка уровня общительности», автор В. Ф. Ряховской.

Тест классифицирует испытуемых по семи категориям:

1. Явная некоммуникабельность (неприспособленность к работе в коллективе, что указывает на низкий уровень социализации).

2. Замкнутость ( предпочтительность одиночества).

3. В известной степени общительность (в незнакомой обстановке чувствует себя вполне комфортно, но в  диспутах участвует неохотно.

4. Нормальная коммуникабельность.

5. Весьма общителен (порой сверх нормы).

6. Общительность бьёт ключом.

7. Коммуникабельность болезненного характера.

Результаты теста определения уровня общительности представлены в таблице 5 и  на диаграмме (рис. 5).

Таблица 5

Результаты теста на определение уровня общительности

Уровень общительности

Очень низкий

низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Очень высокий

Количество учащихся получивших данную отметку

3

4

5

10

3

2

1

Процент учащихся, получивших данную отметку

11%

14%

17%

36%

11%

7%

4%

Рис.5. Результаты теста на определение уровня общительности 9а класса

Методика на определение уровня общительности показывает, что 11% обучающихся некоммуникабельны (низкий уровень социализации); 14% - замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество; 17% обучающихся мало общительные.

Для определения объективного уровня математической подготовки  обучающихся по темам «Системы уравнений» и «Числовые функции»  до внедрения разработанной методики была проведена диагностическая работа. Задания контрольной работы представлены в Приложении 1. Диагностическая работа проводилась в сентябре 2016 года.

Результаты выполнения диагностических работ представлены в таблицах 6,7 и на диаграмме (рис.6, рис.7).

Таблица 6

Результаты диагностической работы по теме

«Системы уравнений»

Отметка

"5"

"4"

"3"

"2"

Количество учащихся получивших данную отметку

5

6

9

8

Процент учащихся, получивших данную отметку

18%

21%

32%

29%

Рис. 6. Результаты диагностической работы учащимися 9а класса по теме «Системы уравнений»

Таблица 7

Результаты диагностической работы по теме

«Числовые функции»

Отметка

"5"

"4"

"3"

"2"

Количество учащихся получивших данную отметку

3

7

9

9

Процент учащихся, получивших данную отметку

11%

25%

32%

32%

Рис. 7. Результаты диагностической работы учащимися 9а класса по теме «Числовые функции»

Для дальнейших действий с экспериментальной группой была проведена система занятий курса по выбору «Проектная деятельность по математике».

Контрольный эксперимент проводился с целью прослеживания динамики изменений уровня сформированности коммуникативной компетентности и математической подготовки обучающихся основной общеобразовательной школы.

В качестве задач были обозначены следующие:

  1. Провести контрольный срез уровня сформированности коммуникативной компетентности обучающихся с использованием представленного пакета диагностик на этапе констатирующего эксперимента;
  2. Провести контрольный срез уровня математической подготовки по темам «Системы уравнений» и «Числовые функции»;
  3. Провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента;

        Контрольный срез проводился с использованием следующего диагностического инструментария: «Коммуникативные и организаторские склонности», автор В. В. Синявский, В. А. Федорошин; «Определение индекса групповой сплоченности», автор К.  Э. Сишор; «Оценка уровня общительности», автор В. Ф. Ряховской. Остановимся на количественном и качественном анализе результатов контрольного эксперимента.

        После внедрения разработанной методики для определения уровня изменения коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся 9а класса было проведено повторное тестирование. Результаты итогового тестирования коммуникативных склонностей представлены в таблице 8 и на диаграмме (рис.8).

Таблица 8

Результаты итогового тестирования коммуникативных умений

Уровень коммуникативных умений

I -низкий

II - ниже среднего

III- средний

IV - высокий

V - очень высокий

Количество учащихся получивших данную отметку

0

7

12

5

4

Процент учащихся, получивших данную отметку

0%

25%

43%

18%

14%

Рис. 8. Результаты итогового тестирования коммуникативных умений 9а класса

Результаты итогового тестирования организаторских склонностей представлены в таблице 9 и на диаграмме (рис.9).

Таблица 9

Результаты итогового тестирования организаторских умений

Уровень организаторских умений

I -низкий

II - ниже среднего

III- средний

IV - высокий

V - очень высокий

Количество учащихся получивших данную отметку

0

8

11

5

4

Процент учащихся, получивших данную отметку

0%

29%

39%

18%

14%

Рис.9. Результаты итогового тестирования организаторских умений 9а класса

Результаты итогового тестирования групповой сплоченности представлены в таблице 10 и диаграмме (рис. 10).

Таблица 10

Результаты итогового тестирования  определения индекса групповой сплоченности 9а класса 

Уровень групповой сплочённости

низкая

ниже средней

средняя

выше средней

высокая

Количество учащихся получивших данную отметку

0

3

12

8

5

Процент учащихся, получивших данную отметку

0%

11%

43%

29%

17%

Рис.10. Результаты итогового тестирования  определения индекса групповой сплоченности 9а класса

Результаты итогового тестирования уровня общительности представлены в таблице 11 и  на диаграмме (рис. 11)

Таблица 11

Результаты итогового тестирования определения уровня общительности

Уровень общительности

Очень низкий

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Очень высокий

Количество учащихся получивших данную отметку

1

3

6

11

4

2

1

Процент учащихся, получивших данную отметку

4%

11%

21%

39%

14%

7%

4%

Рис. 11. Результаты итогового тестирования определения уровня общительности 9а класса

Результаты итоговой работы по теме «Системы уравнений» представлены в таблице 12 и на диаграмме (рис.12).

Таблица 12

Результаты итоговой работы по теме «Системы уравнений»

Отметка

"5"

"4"

"3"

"2"

Количество учащихся получивших данную отметку

7

11

9

1

Процент учащихся, получивших данную отметку

25%

39%

32%

4%

Рис. 12. Результаты итоговой работы учащимися 9а класса по теме «Системы уравнений»

Успеваемость по теме «Системы уравнений»  составила 96%, качество 64%.

Результаты итоговой работы по теме «Числовые функции» представлены в таблице 13 и на диаграмме (рис.13).

Таблица 13

Результаты итоговой работы по теме «Числовые функции»

Отметка

"5"

"4"

"3"

"2"

Количество учащихся получивших данную отметку

6

11

10

1

Процент учащихся, получивших данную отметку

21%

39%

36%

4%

Рис. 13. Результаты итоговой работы учащимися 9а класса по теме

«Числовые функции»

Успеваемость по теме «Числовые функции»  составила 96%, качество 60%.

Изменение уровня  коммуникативной компетентности обучающихся 9а класса представлены в таблице 14 и  на диаграмме (рис.14)

Таблица 14

Результаты диагностического и итогового тестирования уровня коммуникативных умений

Диагностическое тестирование

Итоговое тестирование

Уровень

Кол-во уч.

% уч-ся

Кол-во уч.

% уч-ся

Низкий

7

25%

0

0%

Ниже среднего

9

32%

7

25%

Средний

8

29%

12

43%

Высокий

1

3%

5

18%

Очень высокий

3

11%

4

14%

Рис. 14. Результаты диагностического и итогового тестирования уровня коммуникативных умений 9 а класса

Сравнительный анализ ответов, представленных на диаграмме (рис.14), позволяет сделать выводы:

  • 4 обучающихся (14%) вошли в группу с очень высоким уровнем сформированности коммуникативной компетентности, что на 3% выше предыдущей отметки;
  • 5 обучающихся (18%) показали высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности, данная цифра превышает предыдущую на 15%;
  • 12 обучающихся (43%) имеют средний уровень сформированности коммуникативной компетентности, что на 14% выше предыдущей отметки;
  • Обучающиеся с низким уровнем развития коммуникативной компетентности не выявлены, данная цифра в сравнении с предыдущей уменьшилась на 25%, за счет прироста показателя  с высоким и среднем уровнем развития.

Таким образом, значительная часть обучающихся (32% и 43%) имеют уровень сформированности коммуникативной компетентности на высоком и среднем уровне. Данные школьники общительны, не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, в общении проявляют инициативу, стараются расширить круг своих знакомых.

Изменение уровня организаторских умений обучающихся 9а класса представлены в таблице 15 и на диаграмме (рис.15)

Таблица 15

Результаты диагностического и итогового тестирования уровня организаторских умений

Диагностическое тестирование

Итоговое тестирование

Уровень

Кол-во уч.

% уч-ся

Кол-во уч.

% уч-ся

Низкий

9

32%

0

0%

Ниже среднего

6

21%

8

29%

Средний

8

29%

11

39%

Высокий

3

11%

5

18%

Очень высокий

2

7%

4

14%

Рис.15. Результаты диагностического и итогового тестирования уровня организаторских умений

Сравнительный анализ ответов, представленных на диаграмме (рис.15), позволяет сделать выводы:

  • 4 обучающихся (14%) вошли в группу с очень высоким уровнем сформированности организаторских умений, что на 7% выше предыдущей отметки;
  • 5 обучающихся (18%) показали высокий уровень сформированности организаторских умений, данная цифра в сравнении с предыдущей отметкой увеличилась на 7%;
  • 11 обучающихся (39%) показали средний уровень сформированности организаторских умений, данная цифра в сравнении с предыдущей отметкой увеличилась на 10%;
  • обучающихся с низким уровнем развития организаторских умений не выявлены, данная цифра в сравнении с предыдущей уменьшилась на 32%, за счет прироста показателя  с высоким и среднем уровнем развития.

        Таким образом, значительная часть обучающихся (32% и 39%) имеют уровень сформированности организаторских умений на высоком и среднем уровне. Данные школьники принимают самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими.

Изменение уровня групповой сплоченности обучающихся 9а класса представлены в таблице 16 и  на диаграмме (рис.16)

Таблица 16

Результаты диагностического и итогового тестирования уровня групповой сплочённости

Диагностическое тестирование

Итоговое тестирование

Уровень

Кол-во уч.

% уч-ся

Кол-во уч.

% уч-ся

Низкая

2

8%

0

0%

Ниже средней

6

21%

3

11%

Средняя  

9

32%

12

43%

Выше средней

7

25%

8

29%

Высокая

4

14%

5

17%

Рис.16. Результаты диагностического и итогового тестирования групповой сплоченности 9а класса

Как видно из данных приведенных на диаграмме (рис. 16), прослеживается увеличение групповой сплоченности 9а класса:

  • 17% обучающихся оценили на высоком уровне групповую сплоченность, данный показатель превышает констатирующую отметку на 3%;
  • 72% обучающихся оценили уровень групповой сплоченности на среднем и выше среднего, что на 15% выше предыдущей отметки;
  • 11% обучающихся с ниже средней групповой сплоченностью, данная цифра в сравнении с предыдущей уменьшилась на 10%, за счет прироста показателя  с высоким и среднем уровнем развития.
  • обучающихся с низким уровнем групповой сплоченности не выявлены.

Таким образом, внедрение разработанной методики организации проектной деятельности по математике в учебно-воспитательный процесс основной общеобразовательной школы  способствовало повышению уровня сформированности  групповой сплочённости.

        Изменение уровня общительности обучающихся 9а класса представлены в таблице 17 и  на диаграмме (рис.17)

Таблица 17

Результаты диагностического и итогового тестирования уровня общительности

Диагностическое тестирование

Итоговое тестирование

Уровень

Кол-во уч.

% уч-ся

Кол-во уч.

% уч-ся

Очень низкий

3

11%

1

4%

Низкий

4

14%

3

11%

Ниже среднего

5

17%

6

21%

Средний

10

36%

11

39%

Выше среднего

3

11%

4

14%

Высокий

2

7%

2

7%

Очень высокий

1

4%

1

4%

Рис.17. Результаты диагностического и итогового тестирования уровня общительности 9а класса

Как видно из данных приведенных на диаграмме (рис. 17), прослеживается увеличение уровня общительности  9а класса:

  • 74% обучающихся имеют нормальную коммуникабельность.

Таким образом, внедрение разработанной методики организации проектной деятельности по математике в учебно-воспитательный процесс основной общеобразовательной школы  способствовало повышению уровня общительности обучающихся.

        Результаты диагностических и итоговых контрольных работ  представлены в таблице 18 и на диаграмма (рис.18, рис.19).

Таблица 18

Результаты диагностических  и итоговых контрольных работ

Диагностическая работа по теме "Системы уравнений"

Итоговая контрольная работа по теме "Системы уравнений"

Диагностическая работа по теме " Числовые функции "

Итоговая контрольная работа по теме " Числовые функции "

оценки

Кол-во уч.

% уч-ся

Кол-во уч.

% уч-ся

Кол-во уч.

% уч-ся

Кол-во уч.

% уч-ся

"5"

5

18%

7

25%

3

11%

6

21%

"4"

6

21%

11

39%

7

25%

11

39%

"3"

9

32%

9

32%

9

32%

10

36%

"2"

8

29%

1

4%

9

32%

1

4%

Рис.18. Результаты выполнения диагностической и итоговой работы по теме «Системы уравнений»

Рис.19. Результаты выполнения диагностической и итоговой работы по теме «Числовые функции»

Таким образом, общий уровень математической подготовки обучающихся экспериментальной группы повысился, что видно из представленной ниже таблицы 18 и на диаграммах (рис. 18, рис.19). Качественная успеваемость по теме «Системы уравнений» в экспериментальной группе повысилась с 39% до 64% (на 25%). Качество по теме «Числовые функции»  повысилось с 36% до 60% (на 24%). Это позволяет утверждать, что методика проведения курса по выбору «Проектная деятельность по математике» способствует повышению уровня математической подготовки обучающихся.

Для составления данной справки использованы материалы магистратской диссертации Живодеровой Н.В.

Справку составила зам. директора по УР Нейман М.Н.

Копия верна                                      

Директор МБОУ «СШ № 30 с углубленным изучением отдельных предметов» Колышкина Е.Ю.