Презентация по биологии

Презентация содержит материал о причинах и статистики раковых заболеваний в Томской области. а также рекомендации по их предупреждению и выявлению. Презентация может использоваться на уроках биологии при изучении темы "Человек и его здоровье" или во время внеклассных мероприятий. Презентация основана на данный помещенных в газете "Томское предместье" за №18(10077)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МОУ Мирненская сош.

План-конспект урока.

Учитель химии Кошкарева Ирина Полуевктовна.

Тема урока: Щелочные металлы. (ЩМ) 

Цели урока: Дать общую характеристику ЩМ.

Задачи урока: Рассмотреть атомное строение, основные физические, химические свойства, важнейшие соединения ЩМ и их применение. Привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, расширение навыков работы с тестами, печатными материалами

Оборудование: ЩМ (Na), растворы кислот, фенолфталеин, стеклянная посуда (пробирка, воронка, капельница, спиртовка), устройство для прокаливания веществ в пламени спиртовки, спиртовка, опорные конспекты.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

II. Изучение нового материала.

1. Общая характеристика щелочных металлов по положению в ПСХЭ.

Где расположены ЩМ в ПСХЭ?

  • Учащиеся характеризуют положение щелочных металлов ПСХЭ (главная подгруппа I группы), называют эти элементы.

Каковы электронные формулы ЩМ?

 Учащиеся составляют электронные формулы их атомов:

+4 Li 2 ē, 1 ē;      +11 Na 2 ē, 8 ē, 1 ē;     +19 K 2 ē, 8 ē, 8 ē, 1 ē.

Что общего в атомном строении ЩМ?

  • Общим является одинаковое строение внешнего электронного слоя, у всех ЩМ на последнем уровне находится один электрон.

Сколько электронов могут отдавать ЩМ на образование химических связей?  Какова их степень окисления?

  • ЩМ отдают один внешний электрон на образование химических связей, ЩМ проявляют постоянную степень окисления +1.

Демонстрация образцов ЩМ. Показ, как хранятся ЩМ.

Уточнение учителем, что все ЩМ хранятся под слоем керосина и только литий в вазелине, - причина в плотности металлов:

Li

Na

K

Rb

Cs

Fr

Величина плотности(г/см3)

0,534

0,968

0,8698

1,472

1,873

2,3-2,5

Т плавл. 0С

180,5

97,83

63,51

39,3

28,7

21

Дополнения учителя: Fr - радиоактивный металл, наиболее долгоживущий изотоп, его период полураспада 22 минуты.

2. Физические свойства ЩМ.

Демонстрация, что ЩМ легко режутся ножом, а также, что легко окисляются на воздухе, -свежий блестящий срез ЩМ быстро тускнеет на воздухе. Это доказывает высокую химическую активность этих металлов. На воздухе ЩМ покрыты пленкой химических веществ разнообразного состава.(Оксиды, пероксиды, гидроксиды, нитриды в случае лития).

Запись в тетрадях: ЩМ серебристо-белые, мягкие металлы, легко режутся ножом, плотность возрастает от лития к францию, температура плавления, наоборот уменьшается. Все ЩМ (кроме лития) плавятся ниже температуры кипения воды.

Вопрос: Исходя из электронного строения атомов ЩМ, охарактеризуйте их химические свойства.

  • ЩМ являются очень сильными восстановителями, т.к. обладают большим атомным радиусом и содержат только один электрон на внешнем энергетическом уровне, который они легко отдают при взаимодействии с другими элементами.

Вопрос: Как изменяются химические свойства ЩМ в подгруппе при увеличении порядкового номера элемента?

  • С увеличением порядкового номера у ЩМ увеличивается атомный радиус, увеличивается число атомных слоев, следовательно, возрастает легкость отдачи электронов, поэтому, восстановительные свойства ЩМ в подгруппе увеличиваются сверху вниз. Самый сильный восстановитель в ПСХЭ - франций.

III. Химические свойства щелочных металлов.

1. Отличия свойств лития от других ЩМ  (Опорный конспект №1):

Образует нормальный оксид при сгорании на воздухе:

4Li + О2 = 2Li2О

Остальные ЩМ образуют пероксиды. (Опорный конспект №2)

2Na + О2 = Na2О2 Пероксиды - это оксиды, в которых осуществляется связь между двумя атомами кислорода: Na – О – О -  Na

Несмотря на то, что азот воздуха неактивен и не вступает во взаимодействие с другими ЩМ, с литием он реагирует:

6Li + N2 (влажн.) = 2Li3N (комн. темп.)

2. Взаимодействие ЩМ с водой происходит по схеме (Опорный конспект №3)

2М  +  2Н2О  = 2МОН  +  Н2 (Образуются соответствующие щелочи и выделяется водород.) Пример:

2Li + 2Н2О = 2LiОН + Н2

Разница будет проявлять в активности металлов, увеличиваясь от лития к францию: литий взаимодействует с водой спокойно, без пламени, а остальные с воспламенением или со взрывом.

Демонстрация взаимодействия натрия с водой:

Добавим в воду небольшое количество фенолфталеина, опустим в неё небольшой кусочек натрия. Наблюдаем активную реакцию взаимодействия, меняется окраска раствора с бесцветной на ярко-малиновую, выделяется водород.

Вопрос: С чем связано изменение окраски фенолфталеина?

  • При взаимодействии ЩМ с водой образуются щелочи, которые изменяют окраску индикатора с  бесцветной на ярко-малиновую.

3. ЩМ взаимодействуют с (Опорный конспект №4):

1. неметаллами  (кислородом, водородом, галогенами, серой, фосфором, азотом, углеродом и др.);

2. водой;

3. кислотами (хотя уравнения реакций обычно не пишут, т.к. ЩМ реагируют как с молекулами кислоты, так и с молекулами  воды)

4. Взаимодействие оксидов ЩМ:

Li2О  +  СО2  = Li2СО3

Li2О  +  Н2О  =  2LiОН

IV. Важнейшие соединения ЩМ. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

-Как вы считаете, в каком виде встречаются в природе щелочные металлы - в самородном состоянии или в виде соединений?

  • ЩМ  встречаются в природе только в составе соединений, в виду своей высокой химической активности.

Натрий и калий широко распространены в природе, литий, рубидий и цезий – редкие элементы. Важнейшие природные соединения ЩМ:

Na CI – каменная соль,  Na CI* К CI  - сильвинит, Na2 SО4*10 Н2О – глауберова соль,   Na NО3  – селитра, К CI  *МgCI2*Н2О – карналлит.

Применение хлорида натрия - Na CI, или поваренная соль. ( Опорный конспект №1)  Эта соль вам знакома. Хлорид натрия является важнейшим сырьем в химической промышленности, широко применяется в быту.

Он применяется для производства таких химических веществ, как натрия, хлора, гидроксида натрия, соляной кислоты, соды. Хлорид натрия используют для приготовления мыла, как приправу к пище, для консервирования.

Соли щелочных металлов (Опорный конспект №6)

Na2СО3      карбонат натрия (техническое название поташ), используется в производстве стекла, а так же в качестве удобрений.

Na2СО3*10Н2О   кристаллическая сода, применяется в производстве стекла, бумаги, мыла.

Na Н СО3  гидрокарбонат натрия, эта соль применяется в пищевой промышленности (пищевая сода) и в медицине (питьевая сода).

Na23*10Н2О кристаллогидрат сульфата натрия (глауберова соль), применяется для производства соды и стекла и в качестве слабительного средства.

Дополнение учителя: распознавание ионов ЩМ можно производить по окраске пламени: К+ - ярко-малиновый, Na+ - желтый,  Li+ - сине-фиолетовый. Учитель показывает горение в пламени спиртовки соединений этих элементов.

  1. Закрепление изученного материала. Работа с тестами, а затем взаимопроверка:

Вариант 1.

1. Все щелочные металлы на внешнем энергетическом уровне имеют …

        А. один S-электрон; Б. два S-электрона; В. один p-электрон; Г. два p-электрона.

2. При взаимодействии лития с водой образуется …

        А. оксид лития и водород;      Б. гидроксид лития и водород;

        В. гидроксид лития;                   Г. гидроксид лития и кислород.

3. Щелочные металлы Na и K получают …

        А. электролизом растворов солей;        Б. электролизом расплавов солей;

        В.восстановлением хлоридов;          Г. разложением оксидов при высокой температуре.

4. Радиус атома с ростом порядкового номера щелочного металла …

        А. убывает;                Б. возрастает;              В. не изменяется;                                    

        Г. сначала возрастает, а затем убывает.

5. Электронную формулу 1S2 2S2 2P6 3S2 3P6 4S1 имеет атом химического элемента …

        А.Na;                     Б. Ca;                       В. К;                       Г. Zn.

6. Взаимодействие щелочных металлов с водой является реакцией …

А. замещения;      Б. окисления;         В. обмена;         Г. восстановления.

7. Укажите вещество с ионной связью:

        А. H2;                      Б. Na;                       В. H Cl;                            Г. Na Cl.

8. Какая последовательность цифр соответствует распределению электронов в атоме химического элемента, расположенного в 4-м периоде и в главной подгруппе:

А.  2, 8 ,9 , 2;                    Б.   2, 8, 18, 1;               В.  2, 8, 8, 1;                Г  2, 8, 18, 2.

9. В уравнении реакции 4Li + O2 = ?    вместо знака вопроса следует написать

        А. Li 2O;                     Б. Li OH;                       В. Li 2O2;                 Г. Li CI.

10. Наиболее ярко выражены восстановительные свойства у следующего элемента…

А. Li;                   Б. Na;                         В. K;                          Г. Ca.

11.  В каком ряду перечислены символы элементов с одинаковым количеством электронов на внешнем слое:

        А. Са, Мg , АI;            Б. АI, Si , Р ;              В. S , Сr , Sе ;             Г. К, Na, Li.

12. Электронная формула атома натрия…

        А. 1S2 2S2 2P6 3S1;        Б. 1S2 2S2 2P6 3S 2 3P1;             В. 1S2 2S2 2P6 3S2 3P2;            Г. 1S2 2S2 2P6 3S2 3P5.

13. Щелочные металлы расположены в …

        А. первом периоде периодической системы химических элементов;

Б. главной подгруппе второй группы периодической системы химических элементов;

В. главной подгруппе первой группы периодической системы химических элементов;

Г. побочной подгруппе первой группы периодической системы химических элементов.

14. На воздухе легко окисляется металл …

А. Ag;                  Б. Fe;                       В. Na;                           Г. Cr.

Вариант 2.

1. При взаимодействии лития с водой образуется …

        А. оксид лития и водород;      Б. гидроксид лития и водород;

        В. гидроксид лития;                   Г. гидроксид лития и кислород.

2. Взаимодействие щелочных металлов с водой является реакцией …

А. замещения;      Б. окисления;         В. обмена;         Г. восстановления.

3. Все щелочные металлы на внешнем энергетическом уровне имеют …

А. один S-электрон; Б. два S-электрона; В. один p-электрон; Г. два p-электрона.

4. Щелочные металлы Na и K получают …

А. электролизом растворов солей;        Б. электролизом расплавов солей;

В.восстановлением хлоридов;          Г. разложением оксидов при высокой температуре.

5. Радиус атома с ростом порядкового номера щелочного металла …

А. убывает;                Б. возрастает;              В. не изменяется;                                    

Г. сначала возрастает, а затем убывает.

6. Электронная формула атома натрия…

А. 1S2 2S2 2P6 3S1;        Б. 1S2 2S2 2P6 3S 2 3P1;             В. 1S2 2S2 2P6 3S2 3P2;               Г. 1S2 2S2 2P6 3S2 3P5.

7. Электронную формулу 1S2 2S2 2P6 3S2 3P6 4S1 имеет атом химического элемента …

А.Na;                     Б. Ca;                       В. К;                       Г. Zn.

8.  В уравнении реакции 4Li + O2 = ?    вместо знака вопроса следует написать

А. Li 2O;                     Б. Li OH;                       В. Li 2O2;                 Г. Li CI.

 9. Щелочные металлы расположены в …

        А. первом периоде периодической системы химических элементов;

Б. главной подгруппе второй группы периодической системы химических элементов;

В. главной подгруппе первой группы периодической системы химических элементов;

Г. побочной подгруппе первой группы периодической системы химических элементов.

10. На воздухе легко окисляется металл …

А. Ag;                  Б. Fe;                       В. Na;                           Г. Cr.

11. Наиболее ярко выражены восстановительные свойства у следующего элемента…

А. Li;                   Б. Na;                         В. K;                          Г. Ca.

12. Укажите вещество с ионной связью:

А. H2;                      Б. Na;                       В. H Cl;                            Г. Na Cl.

13.  В каком ряду перечислены символы элементов с одинаковым количеством электронов на внешнем слое:

А. Са, Мg , АI;            Б. АI, Si , Р ;              В. S , Сr , Sе ;             Г. К, Na, Li.

14. Какая последовательность цифр соответствует распределению электронов в атоме химического элемента, расположенного в 4-м периоде и в главной подгруппе:

А.  2,8,9, 2;                    Б.   2, 8, 18, 1;               В.  2,8,8,1;                Г  2,8,18,2.

Учитель просит поднять руку тех учащихся, которые получили оценку - пять, затем – четыре. Делает вывод о том, как усвоен материал учащимися.

VI.   Домашнее задание: № 11, в оставшееся время учащиеся начинают работать над заданиями в розданных учителем текстах в парах постоянного или сменного состава.  Времени не достаточно для решения всех заданий, поэтому  учитель предупреждает, что начинать работу нужно с наиболее трудных вопросов, так как домашнее задание: ответить на все вопросы карточки.

  1. Можно ли сказать, что ионы щелочных металлов имеют электронную конфигурацию инертного газа? Ответ поясните.
  2. Даны одинаковые по форме и величине кусочки лития и железа. Как отличить друг от друга литий и железо, используя лишь их различия в физических свойствах?
  3. Как, располагая кусочком чистого натрия, обнаружить присутствие в керосине воды?
  4. В пробирку налили воду и керосин, затем туда бросили кусочек лития. Опишите, какие явления будут наблюдаться.
  5. Вещество А, соединяясь с водой, образует вещество Б, а вещество Б взаимодействует с серной и соляной кислотами с образованием воды и солей, окрашивает  пламя в желтый цвет. Назовите вещества А и Б. Приведите уравнения упомянутых здесь реакций.
  6. Какой объем водорода выделится при растворении в воде 1 моль щелочного металла?
  7. Какое количество вещества лития вступило в реакцию с водой, если при этом  выделилось 1 л. водорода?
  8. Какой из известных вам хлоридов металлов имеет наименьшую относительную молекулярную массу?
  9. Определите степень окисления серы и азота в соединениях, формулы которых  Na2S и К2N.
  10. Какой объем водорода выделится при растворении в воде 28 граммов лития?
  11. При растворении, какого количества натрия в воде выделится такой же объем водорода, как при растворении 14 граммов лития?
  12. Какой объем водорода получится при действии на воду сплава, содержащего 4,6 грамма натрия и 3,9  граммов калия?

Опорные конспекты:

   

  Опорный конспект №1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ С КИСЛОРОДОМ:

2М +О2= М2О2

                                                                                 ПЕРОКСИД

                                                исключение:

4Li + О2 = 2Li 2О

                                                                                         ОКСИД

  Опорный конспект №2

ПОЛУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ:

2 Na  +  Na2О2    =    2 Na 2О

                                                                                      ПЕРОКСИД      ОКСИД

  Опорный конспект №3

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ С ВОДОЙ :

2М + 2НОН  =  2МОН+Н2

2Na + 2НОН = 2NaОН+Н2

  Опорный конспект №4

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ С НЕМЕТАЛЛАМИ:

2М + Н2  =  2МН

                                                                                         гидрид

2М + CI2 = 2М CI

                                                                                                                                      ХЛОРИД

2М + S = М2 S

                                        сульфид

  Опорный конспект №5

Применение хлорида натрияNa CI

ПРОИЗВОДСТВО ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ:НАТРИЯ, ХЛОРА, ГИДРОКСИДА НАТРИЯ, СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ, СОДЫ. ПРИГОТОВЛЕНИЕ МЫЛА. ПРИПРАВА К ПИЩЕ. ДЛЯ КОНСЕРВИРОВАНИЯ.

  Опорный конспект №6

СОЛИ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ:

Na2СО3   карбонат натрия

Na2СО3*10Н2О   кристаллическая сода (стекло, бумага, мыло)

Na Н СО3   гидрокарбонат натрия  (пищевая и питьевая сода)

Na23*10Н2О кристаллогидрат сульфата натрия (глауберова соль) (сода, стекло, лекарства)

Na CI хлорид натрия, или поваренная соль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: