Презентация по биологии
Презентация содержит материал о причинах и статистики раковых заболеваний в Томской области. а также рекомендации по их предупреждению и выявлению. Презентация может использоваться на уроках биологии при изучении темы "Человек и его здоровье" или во время внеклассных мероприятий. Презентация основана на данный помещенных в газете "Томское предместье" за №18(10077)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ Мирненская сош.
План-конспект урока.
Учитель химии Кошкарева Ирина Полуевктовна.
Тема урока: Щелочные металлы. (ЩМ)
Цели урока: Дать общую характеристику ЩМ.
Задачи урока: Рассмотреть атомное строение, основные физические, химические свойства, важнейшие соединения ЩМ и их применение. Привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, расширение навыков работы с тестами, печатными материалами
Оборудование: ЩМ (Na), растворы кислот, фенолфталеин, стеклянная посуда (пробирка, воронка, капельница, спиртовка), устройство для прокаливания веществ в пламени спиртовки, спиртовка, опорные конспекты.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
II. Изучение нового материала.
1. Общая характеристика щелочных металлов по положению в ПСХЭ.
Где расположены ЩМ в ПСХЭ?
- Учащиеся характеризуют положение щелочных металлов ПСХЭ (главная подгруппа I группы), называют эти элементы.
Каковы электронные формулы ЩМ?
Учащиеся составляют электронные формулы их атомов:
+4 Li 2 ē, 1 ē; +11 Na 2 ē, 8 ē, 1 ē; +19 K 2 ē, 8 ē, 8 ē, 1 ē.
Что общего в атомном строении ЩМ?
- Общим является одинаковое строение внешнего электронного слоя, у всех ЩМ на последнем уровне находится один электрон.
Сколько электронов могут отдавать ЩМ на образование химических связей? Какова их степень окисления?
- ЩМ отдают один внешний электрон на образование химических связей, ЩМ проявляют постоянную степень окисления +1.
Демонстрация образцов ЩМ. Показ, как хранятся ЩМ.
Уточнение учителем, что все ЩМ хранятся под слоем керосина и только литий в вазелине, - причина в плотности металлов:
Li | Na | K | Rb | Cs | Fr | |
Величина плотности(г/см3) | 0,534 | 0,968 | 0,8698 | 1,472 | 1,873 | 2,3-2,5 |
Т плавл. 0С | 180,5 | 97,83 | 63,51 | 39,3 | 28,7 | 21 |
Дополнения учителя: Fr - радиоактивный металл, наиболее долгоживущий изотоп, его период полураспада 22 минуты.
2. Физические свойства ЩМ.
Демонстрация, что ЩМ легко режутся ножом, а также, что легко окисляются на воздухе, -свежий блестящий срез ЩМ быстро тускнеет на воздухе. Это доказывает высокую химическую активность этих металлов. На воздухе ЩМ покрыты пленкой химических веществ разнообразного состава.(Оксиды, пероксиды, гидроксиды, нитриды в случае лития).
Запись в тетрадях: ЩМ серебристо-белые, мягкие металлы, легко режутся ножом, плотность возрастает от лития к францию, температура плавления, наоборот уменьшается. Все ЩМ (кроме лития) плавятся ниже температуры кипения воды.
Вопрос: Исходя из электронного строения атомов ЩМ, охарактеризуйте их химические свойства.
- ЩМ являются очень сильными восстановителями, т.к. обладают большим атомным радиусом и содержат только один электрон на внешнем энергетическом уровне, который они легко отдают при взаимодействии с другими элементами.
Вопрос: Как изменяются химические свойства ЩМ в подгруппе при увеличении порядкового номера элемента?
- С увеличением порядкового номера у ЩМ увеличивается атомный радиус, увеличивается число атомных слоев, следовательно, возрастает легкость отдачи электронов, поэтому, восстановительные свойства ЩМ в подгруппе увеличиваются сверху вниз. Самый сильный восстановитель в ПСХЭ - франций.
III. Химические свойства щелочных металлов.
1. Отличия свойств лития от других ЩМ (Опорный конспект №1):
Образует нормальный оксид при сгорании на воздухе:
4Li + О2 = 2Li2О
Остальные ЩМ образуют пероксиды. (Опорный конспект №2)
2Na + О2 = Na2О2 Пероксиды - это оксиды, в которых осуществляется связь между двумя атомами кислорода: Na – О – О - Na
Несмотря на то, что азот воздуха неактивен и не вступает во взаимодействие с другими ЩМ, с литием он реагирует:
6Li + N2 (влажн.) = 2Li3N (комн. темп.)
2. Взаимодействие ЩМ с водой происходит по схеме (Опорный конспект №3)
2М + 2Н2О = 2МОН + Н2 (Образуются соответствующие щелочи и выделяется водород.) Пример:
2Li + 2Н2О = 2LiОН + Н2
Разница будет проявлять в активности металлов, увеличиваясь от лития к францию: литий взаимодействует с водой спокойно, без пламени, а остальные с воспламенением или со взрывом.
Демонстрация взаимодействия натрия с водой:
Добавим в воду небольшое количество фенолфталеина, опустим в неё небольшой кусочек натрия. Наблюдаем активную реакцию взаимодействия, меняется окраска раствора с бесцветной на ярко-малиновую, выделяется водород.
Вопрос: С чем связано изменение окраски фенолфталеина?
- При взаимодействии ЩМ с водой образуются щелочи, которые изменяют окраску индикатора с бесцветной на ярко-малиновую.
3. ЩМ взаимодействуют с (Опорный конспект №4):
1. неметаллами (кислородом, водородом, галогенами, серой, фосфором, азотом, углеродом и др.);
2. водой;
3. кислотами (хотя уравнения реакций обычно не пишут, т.к. ЩМ реагируют как с молекулами кислоты, так и с молекулами воды)
4. Взаимодействие оксидов ЩМ:
Li2О + СО2 = Li2СО3
Li2О + Н2О = 2LiОН
IV. Важнейшие соединения ЩМ. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
-Как вы считаете, в каком виде встречаются в природе щелочные металлы - в самородном состоянии или в виде соединений?
- ЩМ встречаются в природе только в составе соединений, в виду своей высокой химической активности.
Натрий и калий широко распространены в природе, литий, рубидий и цезий – редкие элементы. Важнейшие природные соединения ЩМ:
Na CI – каменная соль, Na CI* К CI - сильвинит, Na2 SО4*10 Н2О – глауберова соль, Na NО3 – селитра, К CI *МgCI2*Н2О – карналлит.
Применение хлорида натрия - Na CI, или поваренная соль. ( Опорный конспект №1) Эта соль вам знакома. Хлорид натрия является важнейшим сырьем в химической промышленности, широко применяется в быту.
Он применяется для производства таких химических веществ, как натрия, хлора, гидроксида натрия, соляной кислоты, соды. Хлорид натрия используют для приготовления мыла, как приправу к пище, для консервирования.
Соли щелочных металлов (Опорный конспект №6)
Na2СО3 карбонат натрия (техническое название поташ), используется в производстве стекла, а так же в качестве удобрений.
Na2СО3*10Н2О кристаллическая сода, применяется в производстве стекла, бумаги, мыла.
Na Н СО3 гидрокарбонат натрия, эта соль применяется в пищевой промышленности (пищевая сода) и в медицине (питьевая сода).
Na2SО3*10Н2О кристаллогидрат сульфата натрия (глауберова соль), применяется для производства соды и стекла и в качестве слабительного средства.
Дополнение учителя: распознавание ионов ЩМ можно производить по окраске пламени: К+ - ярко-малиновый, Na+ - желтый, Li+ - сине-фиолетовый. Учитель показывает горение в пламени спиртовки соединений этих элементов.
- Закрепление изученного материала. Работа с тестами, а затем взаимопроверка:
Вариант 1.
1. Все щелочные металлы на внешнем энергетическом уровне имеют …
А. один S-электрон; Б. два S-электрона; В. один p-электрон; Г. два p-электрона.
2. При взаимодействии лития с водой образуется …
А. оксид лития и водород; Б. гидроксид лития и водород;
В. гидроксид лития; Г. гидроксид лития и кислород.
3. Щелочные металлы Na и K получают …
А. электролизом растворов солей; Б. электролизом расплавов солей;
В.восстановлением хлоридов; Г. разложением оксидов при высокой температуре.
4. Радиус атома с ростом порядкового номера щелочного металла …
А. убывает; Б. возрастает; В. не изменяется;
Г. сначала возрастает, а затем убывает.
5. Электронную формулу 1S2 2S2 2P6 3S2 3P6 4S1 имеет атом химического элемента …
А.Na; Б. Ca; В. К; Г. Zn.
6. Взаимодействие щелочных металлов с водой является реакцией …
А. замещения; Б. окисления; В. обмена; Г. восстановления.
7. Укажите вещество с ионной связью:
А. H2; Б. Na; В. H Cl; Г. Na Cl.
8. Какая последовательность цифр соответствует распределению электронов в атоме химического элемента, расположенного в 4-м периоде и в главной подгруппе:
А. 2, 8 ,9 , 2; Б. 2, 8, 18, 1; В. 2, 8, 8, 1; Г 2, 8, 18, 2.
9. В уравнении реакции 4Li + O2 = ? вместо знака вопроса следует написать
А. Li 2O; Б. Li OH; В. Li 2O2; Г. Li CI.
10. Наиболее ярко выражены восстановительные свойства у следующего элемента…
А. Li; Б. Na; В. K; Г. Ca.
11. В каком ряду перечислены символы элементов с одинаковым количеством электронов на внешнем слое:
А. Са, Мg , АI; Б. АI, Si , Р ; В. S , Сr , Sе ; Г. К, Na, Li.
12. Электронная формула атома натрия…
А. 1S2 2S2 2P6 3S1; Б. 1S2 2S2 2P6 3S 2 3P1; В. 1S2 2S2 2P6 3S2 3P2; Г. 1S2 2S2 2P6 3S2 3P5.
13. Щелочные металлы расположены в …
А. первом периоде периодической системы химических элементов;
Б. главной подгруппе второй группы периодической системы химических элементов;
В. главной подгруппе первой группы периодической системы химических элементов;
Г. побочной подгруппе первой группы периодической системы химических элементов.
14. На воздухе легко окисляется металл …
А. Ag; Б. Fe; В. Na; Г. Cr.
Вариант 2.
1. При взаимодействии лития с водой образуется …
А. оксид лития и водород; Б. гидроксид лития и водород;
В. гидроксид лития; Г. гидроксид лития и кислород.
2. Взаимодействие щелочных металлов с водой является реакцией …
А. замещения; Б. окисления; В. обмена; Г. восстановления.
3. Все щелочные металлы на внешнем энергетическом уровне имеют …
А. один S-электрон; Б. два S-электрона; В. один p-электрон; Г. два p-электрона.
4. Щелочные металлы Na и K получают …
А. электролизом растворов солей; Б. электролизом расплавов солей;
В.восстановлением хлоридов; Г. разложением оксидов при высокой температуре.
5. Радиус атома с ростом порядкового номера щелочного металла …
А. убывает; Б. возрастает; В. не изменяется;
Г. сначала возрастает, а затем убывает.
6. Электронная формула атома натрия…
А. 1S2 2S2 2P6 3S1; Б. 1S2 2S2 2P6 3S 2 3P1; В. 1S2 2S2 2P6 3S2 3P2; Г. 1S2 2S2 2P6 3S2 3P5.
7. Электронную формулу 1S2 2S2 2P6 3S2 3P6 4S1 имеет атом химического элемента …
А.Na; Б. Ca; В. К; Г. Zn.
8. В уравнении реакции 4Li + O2 = ? вместо знака вопроса следует написать
А. Li 2O; Б. Li OH; В. Li 2O2; Г. Li CI.
9. Щелочные металлы расположены в …
А. первом периоде периодической системы химических элементов;
Б. главной подгруппе второй группы периодической системы химических элементов;
В. главной подгруппе первой группы периодической системы химических элементов;
Г. побочной подгруппе первой группы периодической системы химических элементов.
10. На воздухе легко окисляется металл …
А. Ag; Б. Fe; В. Na; Г. Cr.
11. Наиболее ярко выражены восстановительные свойства у следующего элемента…
А. Li; Б. Na; В. K; Г. Ca.
12. Укажите вещество с ионной связью:
А. H2; Б. Na; В. H Cl; Г. Na Cl.
13. В каком ряду перечислены символы элементов с одинаковым количеством электронов на внешнем слое:
А. Са, Мg , АI; Б. АI, Si , Р ; В. S , Сr , Sе ; Г. К, Na, Li.
14. Какая последовательность цифр соответствует распределению электронов в атоме химического элемента, расположенного в 4-м периоде и в главной подгруппе:
А. 2,8,9, 2; Б. 2, 8, 18, 1; В. 2,8,8,1; Г 2,8,18,2.
Учитель просит поднять руку тех учащихся, которые получили оценку - пять, затем – четыре. Делает вывод о том, как усвоен материал учащимися.
VI. Домашнее задание: № 11, в оставшееся время учащиеся начинают работать над заданиями в розданных учителем текстах в парах постоянного или сменного состава. Времени не достаточно для решения всех заданий, поэтому учитель предупреждает, что начинать работу нужно с наиболее трудных вопросов, так как домашнее задание: ответить на все вопросы карточки.
- Можно ли сказать, что ионы щелочных металлов имеют электронную конфигурацию инертного газа? Ответ поясните.
- Даны одинаковые по форме и величине кусочки лития и железа. Как отличить друг от друга литий и железо, используя лишь их различия в физических свойствах?
- Как, располагая кусочком чистого натрия, обнаружить присутствие в керосине воды?
- В пробирку налили воду и керосин, затем туда бросили кусочек лития. Опишите, какие явления будут наблюдаться.
- Вещество А, соединяясь с водой, образует вещество Б, а вещество Б взаимодействует с серной и соляной кислотами с образованием воды и солей, окрашивает пламя в желтый цвет. Назовите вещества А и Б. Приведите уравнения упомянутых здесь реакций.
- Какой объем водорода выделится при растворении в воде 1 моль щелочного металла?
- Какое количество вещества лития вступило в реакцию с водой, если при этом выделилось 1 л. водорода?
- Какой из известных вам хлоридов металлов имеет наименьшую относительную молекулярную массу?
- Определите степень окисления серы и азота в соединениях, формулы которых Na2S и К2N.
- Какой объем водорода выделится при растворении в воде 28 граммов лития?
- При растворении, какого количества натрия в воде выделится такой же объем водорода, как при растворении 14 граммов лития?
- Какой объем водорода получится при действии на воду сплава, содержащего 4,6 грамма натрия и 3,9 граммов калия?
Опорные конспекты:
Опорный конспект №1
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ С КИСЛОРОДОМ:
2М +О2= М2О2
ПЕРОКСИД
исключение:
4Li + О2 = 2Li 2О
ОКСИД
Опорный конспект №2
ПОЛУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ:
2 Na + Na2О2 = 2 Na 2О
ПЕРОКСИД ОКСИД
Опорный конспект №3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ С ВОДОЙ :
2М + 2НОН = 2МОН+Н2
2Na + 2НОН = 2NaОН+Н2
Опорный конспект №4
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ С НЕМЕТАЛЛАМИ:
2М + Н2 = 2МН
гидрид
2М + CI2 = 2М CI
ХЛОРИД
2М + S = М2 S
сульфид
Опорный конспект №5
Применение хлорида натрияNa CI
ПРОИЗВОДСТВО ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ:НАТРИЯ, ХЛОРА, ГИДРОКСИДА НАТРИЯ, СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ, СОДЫ. ПРИГОТОВЛЕНИЕ МЫЛА. ПРИПРАВА К ПИЩЕ. ДЛЯ КОНСЕРВИРОВАНИЯ.
Опорный конспект №6
СОЛИ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ:
Na2СО3 карбонат натрия
Na2СО3*10Н2О кристаллическая сода (стекло, бумага, мыло)
Na Н СО3 гидрокарбонат натрия (пищевая и питьевая сода)
Na2SО3*10Н2О кристаллогидрат сульфата натрия (глауберова соль) (сода, стекло, лекарства)
Na CI хлорид натрия, или поваренная соль