Методические разработки

Митькова Людмила Александровна

*

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_puteshestviya_list_6_kl.docx16.13 КБ
Файл nedelya_biologii_i_ekologii.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка Урока-путешествия на тему:

«Изучение внешнего строения листа».

Образовательная цель: закрепить знания по строению цветка, типам плодов. Изучить внешнее строение листа, формы прикрепления листа к стеблю, виды жилкования, типы листьев простые и сложные.

Воспитательная цель: воспитание внимания, культуры общения, воспитание умения слушать.

Развивающая цель: развитие памяти, процесса запоминания, развитие процессов мышления: анализ, синтез.

Оборудование: натуральные объекты – цветок, наборы сочных и сухих плодов, гербарий листьев. Презентация «Лист».

Ход урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2.  Урок – путешествие на станции уже знакомые: «Цветковая», «Плодовая».

Задачи данного этапа урока:

  1. Обобщить знания о строении цветка.
  2. Выделить главное, что цветок – орган размножения.
  3. Показать значение цветка – в жизни растения.
  4. Закрепить знания о типах и видах плодов.
  5. Развитие умения работать с натуральными объектами.

Станция «Цветковая»:

  1. Какие растения относятся к цветковым?
  2. Что такое цветок? – орган семенного размножения.
  3. Какое строение имеет цветок?
  4. Какие части цветка являются главными?
  5. Почему пестик и тычинки, мы относим к главным частям цветка?
  6. Из какой части песика развивается плод?

Делаем вывод: Цветок – орган размножения, из завязи пестика развивается плод. (Активные ребята получают оценки).

Путешествие продолжается.

Станция «Плодовая».

Ёж задает вопросы:

  1. Что такое плод? Какое строение имеют плоды?
  2. По каким признакам классифицируют плоды (несколько классификаций).
  3. По какому признаку делят плоды на 2 группы: сухие и сочные? (по составу околоплодника).
  4. Какие сочные плоды вам известны? (ягодовидные, костянковые).
  5. Дайте характеристику ягодовидным и костянковидным плодам? (оценки учащимся).
  6. Какие плоды относятся к ореховидным плода?
  7. Чем сухи плоды отличаются от других видов плодов?
  8. Ёж, как запасливый зверек, задает вопросы:
  1. Как называется сушеная слива (чернослив).
  2. Сушеный виноград (изюм).
  3. Сушеный абрикос без косточки (урюк).
  4. Сушеный абрикос без косточки (курага).
  5. Сушенная винная ягода (инжир).
  6. Сушеные плоды финиковой пальмы (финики).

Подводим итоги – кто самый активный.

Путешествие продолжается.

Задачи:

Изучить тему: «Внешнее строение листа» - жилкование, листорасположение, способы прикрепления к стеблю.

Станция «Листовая» (компьютерная презентация).

«Внешнее строение листа» - запись в тетрадях учащихся.

Лист – орган воздушного питания.

Лист состоит из листовой пластинки и черешка (черешковые и сидячие).

Примеры растений.

Жилка – это проводящий пучок. Виды жилкования: сетчатое, параллельное, дуговое.

  1.  Закрепление. Задача:
  1. Закрепить новые понятия:
  1. лист
  2. черешок
  3. простой лист
  4. сидячий лист
  5. сложный лист
  6. жилкование
  7. способы прикрепления листьев к стеблю
  8. виды жилкования
  1. Закончить предложения, в которых содержатся новые понятия ( в презентации).
  1. Д/з: § 23, заполнить таблицу 4, стр. 106. § 30.

Разработка урока-погружения на тему:

«Изучение внешнего строения рыб».

Образовательная цель:

  1. Повторение общей характеристики типа хордовые, характеристики класса бесчерепные – ланцетник, класса черепные.
  2. Изучение всех приспособлений у рыб к водной среде обитания.

Воспитательная цель: воспитание способности к анализу, синтезу, сравнению, воспитание культуры общения.



Предварительный просмотр:

                                       Неделя биологии и экологии.

В нашей школе с 10 – 15 декабря проходила неделя биологии и экологии. На всю неделю был составлен план мероприятий для каждого класса.             

           План  проведения недели биологии и экологии.

                               Понедельник – 10 декабря.

  1. Конкурс  рисунков  на тему: «Люби и охраняй свой край!» 6 – 7 класс
  2. Брейн – ринг на тему: «Судьба природы  - наша судьба» 11 класс.
  3. Агитбригада  экологического объединения «Зеленый луч»  на тему «Как мы ходим на природу»

                   Вторник   -  11 декабря.

      1.Конкурс рисунков « Растения и животные, занесенные в «Красную книгу» 6 – 10 классы.                      

      2.Интелектуальная игра: «Что? Где? Когда?» 9 класс.

                                  Среда -  12 декабря.

      1.Спецвыпуск газеты «Промокашка»  и «Зеленый луч», на тему:      

       «Берегите эту Землю, берегите!» 6 – 9 класс

      2.Викторина по биологии. 6 класс.

      3. Защита проекта: «Охрана природы Самарской области» 9 класс

                                  Четверг – 13 декабря.

      1.Брейн – ринг по теме: «Экология и здоровье» 8 классы.

      2.Конкурс  стихов собственного сочинения  на тему «Я говорю от имени

           всех рек, я говорю от имени всех пашен!» 6-9 класс

                             Пятница – 14 декабря.

 1.Викторина по биологии и экологии «Природа наш главный друг!» 7 класс

 2. Агитбригада ЭО «Зеленый луч». 7класс

 3. Защита научно – исследовательской работы: «Живые организмы – биоиндикаторы загрязнения реки Большой Иргиз».8 класс

                     

Учащиеся 9 «Б» класса, члены экологического объединения «Зеленый луч» председатель Казанцева Н., подготовили агитбригаду на тему: «Как мы ходим на природу», в стихотворной форме, с юмором рассказали и показали, как ребята ходят на природу и как «бедная природа» после их посещения долго восстанавливается.

Кто не любит на природе                                                                                                                                   Погулять весной с друзьями?                                                                                                                               Посидеть у тихой речки                                                                                                                                           И послушать соловья!        

 Только надо на природу                                                                                                                                      Взять 5 литров  лимонада                                                                                                                                                Ящик чипсов и орешков,                                                                                                                                       Чтоб не тратить время зря!

Запалить костер побольше,                                                                                                                          Покричать, чтоб было слышно                                                                                                                         Птицам,  что у нас есть голос                                                                                                                                       А потом все сразу съесть.

И идти домой спокойно                                                                                                                                             Мы ж на отдыхе устали,                                                                                                                                                А бутылки и бумагу                                                                                                                                                          Мы оставим прямо здесь.

Ребята, участники экологического объединения «Зеленый луч», провели экологическую викторину, в которой приняли активное участие учащиеся 1»А», 8 «А», 6 «Б», 7»Б», 8 «Б».                                        С большим удовольствием ребята отвечали на вопросы викторины «Познай окружающую природу», самыми любознательными оказались ребята из 1 «А» учитель Борякова Е.В., всем классом они решили, что ребята, оставившие кучи мусора после себя, это люди, которые думают только о себе и не берегут окружающую природу.                                                                              Учащиеся 6 «Б» класса были разделены на 3 команды: одуванчик, колокольчик и василек. Победу одержала команда «Василек», под руководством капитана Шарыпаева Д. Самыми активными и эрудированными были Шайкомалова Яна, Морозова Софья, Луканов Яша и все ребята 6 «Б».                                                                                                                                             Учащиеся 8 «А» класса приняли участие в брейн – ринге «Экология здоровья», победителями стали: Куценко Л., Руденко Д, Панкратов Д.,Челышева Л., Езикиян В. Лапузин Ж.

Учащиеся 6 «А» и 6 «Б» классов приняли активное участие в конкурсе плакатов и рисунков об охране природы. Красивые и содержательные плакаты: «Берегите птиц!», «Берегите природу!» рассказывают об исчезающих птицах, растениях, животных, занесенных в Красную книгу. Ребята призывают всех жителей планеты Земля, бережно относится ко всему живому.                                                                                                                                                    Лисицина Настя, из 6 «Б» класса, победила в конкурсе стихотворений собственного сочинения:                                                                                                                                                           «Человек и природа»

Когда то жили мы все в унисон с природой,                                                                                                           Пока прогресс не обезумил нас,                                                                                                                                      И человек под властью зависти и моды                                                                                                          Голову терял не раз                                                                                                                                                           Он вырубал деревья в корень                                                                                                                                         И вязкие болота осушал,                                                                                                                                  Выбрасывал отбросы в море                                                                                                                                             И горные хребты он сокрушал,                                                                                                                                       А здесь гордится вовсе нечем,                                                                                                                                    Ведь матери своей нанес урон большой.                                                                                                               Но вот в один прекрасный зимний вечер                                                                                                   Окажется в пустыне ледяной.                                                                                                                                  Тогда он вспомнит те столетья симбиоза,                                                                                                                       Как радостно и счастливо все жили,                                                                                                              Когда в саду последняя зачахнет роза,                                                                                                                       Тогда поймет он, как слепы, жестоки люди были                                                                                                      

Спецвыпуск классной газеты «Промокашка», посвященный охране природы и недели биологии, выпустила Морозова Софья 6 «Б» класс. В этом выпуске  Софья рассказывает: о растениях, занесенных в «Красную книгу» и всемирном дне кошек, который проводится 1 марта.                                                                                                                                                                               В 7 «Б» классе прошел конкурс кроссвордов по охране животных, составленных самими ребятами, самые интересные кроссворды представили Педан Д., Ледяев Д., Андреев В..                          

В 8 «Б» классе  очень интересно прошел брейн – ринг на тему «Береги здоровье смолоду!», победила команда девочек, капитан команды: Макаренко Софья, хорошие знания об организме и способах сохранения здоровья, показали участники команды: Андреева А., Завидова Е., Петрухина И., Романова Д., Махрова Ю.                                                                                                                                                      Ученица 8 «Б» класса Павлова А., с научно – исследовательской работой: «Живые организмы – биоиндикаторы загрязнения реки Большой Иргиз», прошла заочное испытание и приглашена, 15 декабря, на очный этап 1 Областной экологической конференции, которая пройдет в ПГСГА на географическом факультете.                                                                                              Удачи тебе Саша!                                                                                                                                             Учащиеся 9 «Б» класса выполнили и защитили исследовательские проекты на темы: «Охрана окружающей среды в Самарской области» Елистратов Д., «Охрана птиц» Родионов С., «Вред курения и алкоголя на организм подростка» Непряхин А. и Егоров Р., «Экологическое состояние реки Большой Иргиз» Дернова К., «Охрана рыб в Большеглушицком районе» Педан Д.                                                                                                                  12 декабря в нашей школе прошла олимпиада по прикладной биологии – окружной тур.    В ней приняли участие учащиеся 10 – 11 классов. Удачи вам ребята!                                                                            Также, 12 декабря,  в 9 классах прошел 3 часовой, пробный экзамен ( ГИА) по биологии, учащиеся проверили свои знания, отметили затруднения по определенным темам и наметили план дальнейшей подготовки к экзамену: ГИА по биологии.                                                                            10 декабря, в 11 «а» классе прошла интеллектуальная игра об охране здоровья и окружающей среды, победу одержала команда Хаждаулетовой Дины, главные интеллектуалы: Булатова И., Козлов Д., Усманов Д, и другие.                                                              Учащиеся 6 – 10 классов приняли участие в конкурсе рисунков и фотографий: «Люби и охраняй свой край!», каждый рисунок отличается своим видением окружающей природы и творческим подходом.                                                                                                                   Ученица 8 «Б» класса Павлова А. написала сочинение  в память о главном лесничем нашего района Некрасове В.И.                                                                                                                              В конце недели были подведены итоги конкурсов.

Конкурс плакатов                                                                                                                                                           1 место – «Берегите птиц», группа девочек под руководством Шайкомаловой Яны 6«Б»                                                                                                                                         2 место – «Природа наш друг» Петрухина Ю. 6 «Б»                                                                                          3 место – «Берегите животных!» Шарыпаев Д. 6 «Б»                                                                               Конкурс стихов собственного сочинения – 1 место – «Человек и природа», Лисицина Настя 6 «б»

Конкурс рисунков                                                                                                                                                                   1 место – «Воробьи», Радькова В. 9 «Б»                                                                                                                              2 место - Шахматова Л. 6 «А», Герасимова Д. 7 «А»                                                                                                  3 место Живцова А. – 7 «А»                                                                                                                               Конкурс классных газет – 1 место 6 «Б» «Промакашка» Морозова Софья.                                          

Конкурс кроссвордов – 1 место Ледяев Д. 7 «Б»                                                                                                      2 место – Педан Д. 7 «Б»                                                                                                                                             3 место – Петров А. 7 «Б»

Конкурс знатоков природы- 1 место Терехов В. 9 «Б»                                                                                      2 место – Хаждаулетова Д. – 11 «А»     3 место – Ледяев Д,, Андреев И. 7 «Б»                                                                            

Молодцы, ребята!                                                                                                                              

Митькова Л.А. учитель биологии, руководитель школьного экологического объединения «Зеленый луч»