Инновационная, экспериментальная деятельность по ФГОС ООО

Вандаев Зорикто Батуевич

Данный Проект в контексте ФГОС направлен на расширение электронного образовательного пространства, позволяющего совершенствовать образовательные компетенции, воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине у обучающейся молодежи посредством создания виртуальной экскурсии по родному краю – республике Бурятия, Курумканскому району, села Алла. Подбор и компоновка материалов по своему району для открытия виртуальной экскурсии на основе исследовательской деятельности способствует повышению у учащихся предметных, метапредметных, личностных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МО «Курумканский район»

МБОУ «Дыренская общеобразовательная средняя школа»

Внеурочная деятельность по ФГОС ООО

учителя биологии и географии

Вандаева З.Б.

 

в рамках реализации республиканского проекта

«Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии»

Проект эколого – туристического  маршрута

«По священной земле Буралтар и Сахилтар»

с. Алла, 2017 г.

«Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии»

Проект эколого – туристического  маршрута

«По священной земле Буралтар и Сахилтар»

Современный мир определяет себя как свободное демократическое, толерантное, мультикультурное общество, в котором объединены на добровольной основе разноплановые государства. Объединяющей чертой всех этих государств является множественность культур, религий, политических взглядов. Свобода быть таким, какой ты есть, и жить в мире рядом с миллионами других людей, уважая их отличия, является основой для современного глобального мира. Но в условиях глобализации особую актуальность приобретает проблема сохранения этнической идентичности.

Республика Бурятия – многонациональная республика, на территории которой проживают рядом буряты и русские, татары и немцы,  украинцы и евреи и т.д. Многовековое соседство разных народов способствовало формированию толерантного отношения населения республики  к представителям других национальностей, других религиозных конфессий. Толерантность - это одна из ценностей культурного симбиоза, сложившегося на территории нашей республики, сохранение которой позволит экстраполировать этот опыт на другие регионы РФ.  Одним из действенных механизмов формирования толерантного отношения является приобщение к культурным и историческим традициям посредством создания информационного ресурса «Виртуальная экскурсия по просторам Бурятии».

 Проект позволяет реализовать в соответствии с ФГОС общего образования системно-деятельностный подход к образовательному процессу способствующего:

  • формированию готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектированию и конструированию социальной среды развития обучающихся в системе образования и т.д.

Проект ориентирован на становление личностных характеристик воспитанников и обучающихся:
•    любящий свой край и своё Отечество, знающий родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
•    активно усваивающий гуманистические, демократические и традиционные ценности многонациональной Родины;
•    имеющий чувство долга и ответственности перед Родиной и т.д.

Данный Проект в контексте ФГОС направлен на расширение электронного образовательного пространства в регионе, позволяющего совершенствовать образовательные компетенции, воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине у обучающейся молодежи посредством создания виртуальной экскурсии по родному краю – республике Бурятия, Курумканскому району, села Алла.

Подбор и компоновка материалов по своему району для открытия виртуальной экскурсии на основе исследовательской деятельности способствует повышению у учащихся предметных, метапредметных, личностных результатов.

Реализация Проекта осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, где основными проектировщиками, исследователями и экскурсоводами будут дети, т.е. учащиеся базовых школ.

Учащиеся образовательных организаций, выставляя в электронное пространство виртуальную экскурсию по своему району, имеют возможность «пройтись» по просторам любого другого района.

Виртуальную экскурсию по просторам Бурятии может пройти любой желающий: дети, их родители, а также туристы. Главное действующее лицо – это дети республики. Им предоставляется возможность в новом формате изучать свой регион. Исследовать достопримечательности и особенности каждого района. Оценить по достоинству традиции, обычаи многонациональной республики и полюбить свой родной край, познать великолепие, красоту своей республики. Данный проект направлен на то, чтобы у подрастающего поколения формировалось чувство гордости за свою республику, патриотизм, желание бережно относиться ко всему, что его окружает, вносить личный вклад за дальнейшее процветание своей республики.

Учителя-предметники могут использовать ресурсы данного электронного образовательного пространства в рамках реализации национально-регионального компонента на уроках истории, биологии, географии  и т.д.

По священной земле Буралтар и Сахилтар

                                                                            Дырен - верховье Баргузина,

                                                                             Аршан Аллинский, Кучигер!

                                                                                  Здесь скалы высятся картинно -

свидетели эпох и эр... Н.Г.Дамдинов.  

Введение

Поселение «Дырен эвенкийское» Курумканского района находится в одном из прекраснейших уголков Бурятии – в верховьях реки Баргузин. Верховье Баргузина – одно из немногих мест нашей республики, где сохранился первозданный уголок живой природы.  Баргузинская долина обладает достаточным комплексным биоклиматическим и природноэкологическим потенциалом для развития  туризма, активного и лечебного отдыха людей на курортах. Живописные окружающие ландшафты, неповторимые пейзажи горных вершин, таежные реки с незабываемыми моментами настоящей рыбалки, общения с нетронутым уголком живой природы оставят неизгладимое впечатление для любого человека. Первозданная красота Дырена, прозрачный воздух, звенящая тишина дикой природы сама зовет туристов представить себя первопроходцами.     Туристический маршрут пролегает по наиболее интересным и разнообразным ландшафтным участкам с геологическими, ботаническими, зоологическими и природными памятниками. В состав маршрута войдут территория поселения «Дырен эвенкийское» с его историческим прошлым, настоящим и будущим, святые места, Аллинские куйтуны,  бурятская заимка «Угай гуламта», отражающие самобытность коренных народов Баргузинской долины. Основное место  размещения туристов будет организовано в одном из живописнейших мест Баргузинской долины – у подножья священных гор Сахилтаар и Буралтаар -  на базе курорта «Алла». Курорт «Алла» с его уникальными термальными источниками и восхитительной природой привлекает, и будет привлекать внимание истинных ценителей природы.     

Цель проекта:  

- развитие этноэкологического туризма, активного и лечебного отдыха, сохранение  и рациональное использование природных ресурсов, этнокультурных ценностей,   привлечение инвестиций;  

 - формирование у населения ответственного отношения к природе, активной  жизненной позиции;  

-  развитие способности к адаптации в социальной и природной среде;  - развитие навыков межличностного взаимодействия;  

Задачи:

- привлечение местного сообщества к планированию туризма - вовлечение местных жителей в процесс туристического движения

- создание новых рабочих мест, через активизацию предпринимательской деятельности, в сфере туризма -освоение и применение щадящих и экологически безопасных методов использования ресурсов

- обеспечение информаций об охране окружающей среды

- организация оздоровительного досуга и отдыха

- подготовка юных туристов, которые обладали бы достаточными навыками, знаниями и умениями для участия и проведения спортивных походов, походов выходного дня, соревнования.  

Первый день тура начинается с географического обзора местности  Алла.      

Территория Дырена расположена  в Баргузинской долине, которая находится между  Баргузинским и Икатскими хребтами и занимает площадь 22 545 га . Протяженность трассы городского назначения от районного центра Курумкан  до с.Алла 56 км.            

На вершинах хребтов можно встретить альпийские луга, вечные снега и высокогорные озера. Хребты сложены из гранитов и метаморфических глубинных  сланцев. Преобладают сосновые леса, выше появляется  даурская лиственница, а также размещены: береза, осина, черемуха, боярышник. Высокогорный  пояс хорошо выражен широкой полосой кедрового  стланика и горной каменистой тундрой. Удивительное по красоте ущелье Аллинского курорта отчетливо вырисовывается среди горных хребтов, покрытых зеленым лесным ковром. Горная река Алла течет в долину, пробивая себе путь в скалах. Горы в этих местах скалистые, неприступные. Сразу бросаются в глаза  две скалы,  расположенные в  самом ущелье – священные горы Буралтар  и  Сахилтар. Мимо этих скал протекает река Алла, по обеим ее берегам бьют горячие источники. Наиболее посещаемы термальные воды, расположенные по левому борту реки. Дырен находится в верховьях реки Баргузин, которая является главной водной артерией долины. Все реки нашей местности, а именно Алла, Гахан, Сухэтки, Шибирсо являются правыми горными притоками реки Баргузин. Вокруг нашего села расположены живописные озера: Алла, Малыгино, Татар-нуур. По реке Баргузин поднимаются на нерест такие ценные рыбы, как сиг, таймень, хариус, карась, язь, сорога, окунь, омуль.

       Климат Дырена резко-континентальный: средняя температура в январе месяце – 20 градусов, а в июле – 18- 20 градусов. Иногда январские морозы доходит до 50 градусов, а июльские жара до 60 градусов на поверхности земли, как это было летом 1979 года.         Богат и разнообразен растительный и животный мир нашего края. Здесь обитает 43 вида млекопитающих, 134 вида птица, 4 вида пресмыкающихся, 5 видов земноводных, 10 видов рыб и бесчисленное множество беспозвоночных. Выявлено обитание 27 видов, занесенных в Красную книгу Бурятии: таймень, лебедь-кликун, северный олень, бурый ушан, речная выдра, длинная неясыть, усатая ночница и др. В глубоких ущельях Баргузинского хребта  обитает знаменитый баргузинский соболь, мех которого самый лучший в мире по качеству. В верховьях горной реки Алла живет очень осторожная выдра, ведущая  полуводный образ жизни и имеющая очень крепкий и красивый мех. Среди неприступных скал обитает чуткая кабарга. В охотничьих угодьях села водятся изюбр (марал),  лось (сохатый), косуля, медведь, волк, росомаха, кабан, белка,  бурундук, заяц-беляк. Особое место занимает ондатра, привезенная сюда в 1936 году.  В реках и озерах в изобилии водятся такие виды рыб,  как сиг, таймень, карась, язь,  сорога, окунь, хариус.  При этом хариус является  эндемиком  бассейна Байкала. Местные старожилы рассказывают, что раньше стаи рыб, идущие на нерест,  достигали такой плотности, что даже  не видно было дна такой прозрачной реки, как Баргузин. Недаром название нашего села произошло от эвенкийского слово «олло» – рыба, озеро, богатое  рыбой.  В пойме реки разместились сенокосные угодья  хозяйств села. Как и в любой горной стране в растительном покрове четко выражена вертикальная поясность. Угодья имеет луго – торфянисто -  болотистые почвы. Флора представлена таежными, болотными, горными, степными видами цветковых  растений и насчитывает около 2  тысяч видов.         Первое упоминание о населенном пункте Алла относится к 1852 году  в «Генеральном отчете о благосостоянии Баргузинской  Степной Думы». По этим данным в Алле проживало 184 мужского и 187 женского населения. В Алле тогда насчитывалось 90 дворов.         В данное время численность населения  - 942 человек, мужчин –  468, женщин – 474. Национальный состав: бурят 77.5%, эвенков  - 19.8 %, русских  - 2.7 %.        Сегодня  в селе Алла создан комплекс учреждений дополнительного образования  - Детский экологический центр (ДЭЦ) «Юктэ»,  куда входят эвенкийский культурный центр, школьный этнопарк, летний лагерь. Стационарный лагерь «Юктэ» - первый в Бурятии летний этноэкологический лагерь для детей  - эвенков. Проект по созданию Школьного этноэкологического парка (ШЭП) на территории Дыренского сельского эвенкийского Совета получил грант программы «Местные инициативы»  Глобального Экологического Фонда  и был реализован в течение  1998-2001 годы. Решением 15-ой сессии районного Совета Курумканской администрации (октябрь 1999г.) ШЭПу присвоен статус охраняемой природной  территории районного  значения.  Школьный   этнопарк – учебная зона  этнического природопользования.  С 1997 года на базе нашей школы и Дыренского эвенкийского сельского поселения реализуется проект «Юктэ» («Родник» - эвенк.). Цель проекта – возрождение, сохранение и развитие методов традиционного природопользования эвенков, изучение их культуры, истории, обычаев. Продолжением работы стал проект по созданию школьного этноэкологического парка (ШЭП) на территории Дыренского эвенкийского сельского Совета. ШЭП – это учебная зона этнического природопользования, созданная для практической реализации навыков традиционного природопользования эвенков с учетом современных экономических, технологических и экологических условий. На территории парка функционируют учебные тропы: 2 – экологические («Бира» - река, «Амут» - озеро) 2  - охотничьи («Большой серой утки» и «Хозяин тайги»). Создана учебно-методическая и материальная база по направлениям деятельности ШЭПа (13 программ этноэкологической направленности, программы прилагаются).   Вхождение Баргузинской долины в особую туристско-рекреационную зону «Байкал» предполагает развитие туристических услуг.   Все это будет привлекать туристов, рыболовов, научных сотрудников,  ценителей живой природы.  После ознакомления с местностью продолжаем маршрут к глазному источнику Луглэ. Он находится в километре от нашего села, на северо-востоке  в заросшей  смешанным  лесом  местности. Здесь бьют холодные ключи и зарождается река Луглэ. Дно реки илистое. Зимой источник не замерзает. Диаметр чащи источника  составляет  1,5 – 2 метра, глубина 30-40 см. Температура воды +5 - + 6 ° С. Химический анализ показал наличие серебра.

 • диаметр чаши источника 1,5 – 2 м.

 • глубина 30 – 40 см.

• температура воды +5 - +6є

• химический  анализ – наличие Аg  (серебра).

   Жители считают, что серебро  полезно для лечения глазных болезней. Считается,  что это место тоже святое. Прежде  чем взять воду, люди молятся. Как и на всех источниках,  здесь имеется обоо (место поклонения богам); на кустарниках, березах завязаны сэмэлгэ, по местному обычаю посетители преподносят в знак почитания монеты, эдеэнэй дээжэ. Существует предание, если приходят к источнику добрые люди,  в речке появляются мальки. Также здесь проводят обряд «лусад-тахилга» - поклонение хозяину воды. Старожилы говорят, что есть подземная связь источника Луглэ с Аллинскими источниками. Дно илистое. Зимой источник не замерзает.

       Наряду с исследовательскими работами идут работы по облагораживанию источника в течение всего года.        

- очищение берега от сучьев, мусора, сооружение мусоросборника;        

- установление аншлагов;      

 - установление мостков с перилами, оборудование места отдыха;  

Ночлег в стационарном лагере «Алла»

 Далее туристический маршрут пролегает через Аллинские куйтуны к базе отдыха Аллинский аршан.  

Аллинские куйтуны - это степная зона, которая простирается с подножия Баргузинских хребтов (на севере) до трассы Курумкан - Улюнхан (на юге) и занимает площадь 63 га. Разнообразен растительный мир степей. Степь ровная, низкотравная с господством типчаково - бесстебельно лапчатковым сообществом, сильно изреженная. Особое внимание требует охрана дикорастущих лекарственных растений. Многие виды в результате бессистемного сбора стали редкими, такие, как чабрец ползучий, радиола розовая, венерин башмачок и др. Состояние популяций многих лекарственных растений вызывает большую тревог  Куйтуны - открытое пространство равнинного типа с лугово - травянистым покрытием, используются местными жителями в течение многих лет как сельскохозяйственные угодия: для выпаса скота, посевных культур. Чрезмерное использование Куйтунов в качестве пастбищ уменьшает их продуктивность и изменяет видовое разнообразие растений. Почва каштановая, щебнистая, с каменистыми россыпями. Высота 619 м над уровнем моря. Узкими полосами встречаются сосны. Аллинские куйтуны входят в территорию Школьного этноэкологического парка. Изучение их ведется с 1997 года, когда были заложены опытные участки.  Первая точка стоянки на экологической тропе «Бира», которая проходит непосредственно по Аллинским куйтунам. Здесь установлен информационный аншлаг и оборудованы сами площадки. Стоянка вторая «Привал туриста». Экологическая тропа пересекает полевую дорогу и дальше идет на север вдоль ручья – рукав р. Алла. Под кронами березы на берегу ручья, единственное место, где ручей широко разлился, устанавливается привал для короткого отдыха. Место чистое, без бытового мусора, следы кострищ отсутствуют. Растительность степная. Распространены виды: лапчатка бесстебельная, овсяница, мятлик, барбарис сибирский, житняк гребенчатый, тонконог стройный, вероника седая.  Стоянка третья. «Ягодники». После места отдыха тропа идет по старой дороге, по-прежнему вдоль ручья. Постепенно высота местности увеличивается до 633 метров над уровнем моря.

Больше становится каменистых россыпей. Все чаще встречаются узкой полосой лес, а вдоль ручья и в степи лес редеет. В смешанном лесу растут в большом количестве ягодные кустарники: малина, смородина, по берегу ручья - черемуха. Растительность степная.  Стоянка четвертая «Зеленая аптека». Вдоль ручья в сосновом лесу на высоте 653 м над уровнем моря. Предыдущее сообщество заменяется полынью холодной, шизонепетой многонадрезной. Большое количество вероники седой и чабрец. Местные жители здесь собирают чабрец. Были проведены занятия  правильного сбора травы, не повреждая корневую систему, срезая ножницами. После  стоянки тропа идет  вверх,  доходит до обрывистого берега, где  хороший обзор р. Алла, вытекающей из ущелья. Здесь находится пятая стоянка  «Смотровая площадка».      Дальше тропа идет вдоль крутого обрывистого берега, поросшего редким сосновым лесом, и постепенно сливается с дорогой, ведущей на Аллинский источник. В районе источника произрастают редкие виды растений: башмачок пятнистый, гнездоцветка клобучковая, купальница европейская. Здесь находится стоянка № 6 «Аршан», расположенная в сосновоберезовом лесу.  Сравнительно с 1997 годом наблюдается ежегодное изменение численного состава растительных сообществ, численности популяций лекарственных растений отдельных видов. Прямое влияние на численность популяций влияют  климатические условия, антропогенные факторы, рельеф местности. В 2002,2003,2005 годах лето было засушливое, поэтому наблюдалось уменьшение численности популяций растений, изменение видового состава.  

 Прибытие на Аллинский аршан.

Одно из красивейших мест Баргузинской долины  - это Аллинский аршан. Это удивительное место расположена в 7 км. от села Алла в ущелье гор. Красотой и величием Аллинского аршана удивляются, восторгаются и поклоняются те, кто хоть раз побывал здесь. Среди скалистых и неприступных гор и зеленого лесного массива отчетливо видны 2 скалы расположенные в самом  ущелье – священные горы  Буралтар и Сахилтар. Существует 3 легенды о происхождении этих скал. По одной из них  большую из вершин Буралтар дыренцы интерпретируют так: буурал баабай – седой мужчина, умный, уважаемый «Бууралтаар баабай» - так обращаются к духу, который олицетворяет эту вершину. Вторая вершина Сахилтар – хатан. Сахилтар от слова Сахилзама – блестящая, красивая. Согласно легенде, третья маленькая скала, это  их дочь, а самая маленькая и острая вершина – это их сын. Выходит,  что эти скалы представляют собой семью. В 2005 году на Аллинский аршан приезжал уважаемый хамбо-лама Дамбо Аюшеев. Увидев наши горы, он освятил их и сказал, что это действительно семья, и что детей у них больше. Хамбо-лама  поведал, что в других местах он не встречал «бурханов»,

расположенных семьями, обычно встречаются по одному. И это имеет большое значение для местных жителей, источник их благополучия. На аршане  есть ритуальное место, где бездетные семьи вымаливают ребенка. И многие женщины, благодаря аллинскому аршану, стали матерями. По второй легенде значение название гор имеет эвенкийское начало. Бугултар – буурал морин уягдапан (чалый конь привязан), Сэкилтэр-зээрдэ морин уягдапан (рыжий конь привязан).         Есть еще одна легенда, о том, что горы означают Буда ноѐна со своей возлюбленной, которая была дочерью Хуягай Сагаана, а Буда  - ноѐн  - один из сыновей хозяина Ольхона (Ойхон  - баабайн). Второй сын Шоодой поселился  в местности Болон – Тумэр. Остальные братья заселились за пределами нашего района.        У подножия этих священных гор берет свое начало река Алла, впадающая в реку Баргузин. В долине реки  Алла насчитываются 46 выходов на поверхность горячих источников, пробивающейся через толщу гравия, песка. Главная особенность источника-высокая температура воды, до 77 є С. Тип воды в источниках горячая, азотная, гидрокарбонатная, сульфатная, натриевая. По мнению старожилов, в долине реки Алла насчитывается 75 выходов термальных вод. Существует легенда, что образовался горячий источник благодаря одному очень сильному человеку. В начале 20  века ламы вычислили многочисленные выходы  термальных вод. Нашли в селе силача Бадму, сына Бидашки и попросили оттащить камень, чтобы освободить выход термальных источников. Бадма был силачом, поднимал телегу, груженную дровами или сеном. Говорили, что у него были сросшиеся позвонки. Он вытащил 4х тонный (как говорят) камень, и на его месте забили такие горячие ключи, что их надо было охлаждать холодной водой. Камень всем миром перетащили на другой берег, устроили здесь место поклонения. На месте камня сейчас находится ванный корпус. И как поведал в свое время  один из потомков Бадмы Раднаев Жигжит Бадмаевич, жил силач после этого недолго. Существует и вторая легенда об открытии термальных источников охотником эвенком. Он целый день преследовал раненого лося, к вечеру и охотник и сохатый так устали, что не было сил идти дальше. Утром охотник увидел лося, лежащего в горячем источнике, при приближении охотника он стремительно убежал, как будто и не был ранен. Очень удивился охотник и решил сам искупаться в источнике. Сразу почувствовал прилив сил, потом рассказал об этом удивительном источнике другим.                                                                                                                              Местные жители используют термальные источники для лечения опорно-двигательного аппарата,  органов кровообращения, нервной системы, глазных и женских заболеваний.      Далее  маршрут пролегает к одному из живописных  уголков Аллинского ущелья, обогащающих реку Алла. Водопад берет свое начало от ледников, которые  сохраняются на вершинах гор во все времена года.  Аллинский водопад – один из многочисленных водных артерий.  Кристально чистая вода питает нашу реку Алла. В  реке Алла водятся эндемик бассейна -  горный хариус.     Для желающих организуется  рыбная ловля, дополнительные выходы по отдельным прилегающим тропам.    

Ночлег в палаточном лагере у стоянки  «Первая охотничья избушка».  

 От стоянки «Первая охотничья избушка» возвращаемся по склону хребта к базе отдыха Алла, преодолевая естественные  завалы и водные преграды. Принятие термальных ванн. Игры на свежем воздухе. После непродолжительного отдыха наш путь ведет к эвенкийскому стойбищу. Ночлег в эвенкийском стойбище.      

Бурятская заимка «Угай гуламта»

 Интерьер юрты:  

Мужская половина (левая часть дома), женская (правая) сторона. В мужской половине находятся орудия труда, конское и охотничье снаряжение. А в женской половине -  домашняя утварь и посуда. Северная часть юрты – «хоймор» предназначена для приема гостей. Здесь находится божница (гунгарбаа). Каждое утро перед божницей совершается обряд кропления молоком или чаем, а вечером зажигаются  светильники – зула. В центре юрты очаг (гуламта). Огонь в очаге не должен угаснуть. Поклоняются огню как божеству, угощают его лучшими кусочками мяса, жира и т.д. с ним связывали представление о родовых духах покровителя и благополучии семьи.

Баргузинские буряты жили в деревянных восьми-угольных юртах с конической крышей, в которой было отверстие для прохода дыма. Изнутри эти юрты  подпирались четырьмя столбами (тээнги), крыши делались из балок и засыпались землей. Вход обращен на юг. Последний, четвертый сектор, занимал южную часть юрты – урда тала, где располагалась дверь. Это хозяйственная часть юрты. Здесь же содержали новорожденных ягнят, телят, пока они не окрепнут.  

Усадьба. Надворные постройки.

Обычная усадьба баргузинских бурят состояли из жилого дома, амбара, сарая, хотона (стайки) и городьбы для скота.

На южной стороне усадьбы ставят коновязный столб (сэргэ). Сэргэ имело также и ритуальное значение: первое сэргэ ставили при выборе новой усадьбы, либо при исполнении других семейных или религиозных обрядов.

На месте новой усадьбы устраивали молебны, брызгали архи (молочную водку) всем святым духам данной местности.  

Бурятская посуда, утварь У баргузинских бурят посуда в основном была деревянная, берестяная, кожаная: ведро, чашка, торхо – сосуд для курунги, табаг – долбленая тарелка, халбага – ложка и др.  

В быт проникли предметы русского обихода: чугунные чашки, самовары, ложки, вилки, промышленного производства, эмалированная, стеклянная посуда.  

Пища 

Хозяйственные и природные условия жизни определяло характер питания. Основное место в питании бурят занимают мясо – молочные продукты. Здесь знали до 20 различных  мясных блюд, не требующих применения сложных приправ и простых по приготовлению. Одним из любимых блюд было мясо, зажаренное на горячих углях, вареное мясо подают отдельно от бульона. Также приготовляли колбасу, начиняя прямую кишку мелко нарубленными кусочками мяса  с различными приправами.  Буряты употребляли в пищу мясо всех пяти видов скота, но наиболее престижной считалась баранина, которой отдавалось предпочтение на праздниках и ритуальных церемониях. Наиболее вкусные и почетные части баранины: лопатка, грудина, ребра, тазовая кость, икроножная часть. Очень высоко ценился овечий курдюк. Особую роль в угощении играла баранья голова (тоолэй), подававшаяся наиболее почетному гостю. Ценность ее заключалась не во вкусовых качествах, а в чистой символике – оказание высочайшей почести гостю. Голова подавалась только мужчинам. Большой популярностью у бурят пользовались изделия из субпродуктов.  

Большое место в рационе бурят имело молоко и молочные продукты, которые употреблялись ежедневно. Обилие молочной пищи наступало ранней весной, когда начинался отел коров. Молочные блюда у бурят относились к тем блюдам, с которых начинался не только праздничный прием, но угощение гостей. Этот обычай назывался «Сагаалха» (побелиться, т.е. отведать угощение из белой еды – молока и молочных продуктов). Белый цвет олицетворяет благородство, благоденствие, является носителем всего святого. Буряты умеют готовить из молока различные виды блюд.  

Любимое традиционное бурятское блюдо – саламат (шанаhан зоохэй).

Сметану кипятят на слабом огне, постоянно перемешивая деревянной ложкой. Затем в нее начинают медленно подсыпать муку, при этом убыстряя помешивание. Беспрерывное помешивание сказывается на выделении масла, чем больше его выступает, тем лучше, так как это означает обилие, богатство. Для приготовления саламата лучше всего подходит ржаная мука грубого помола. Блюдо считается готовым, когда на дне и по краям посуды образуется румяная корка. Это блюдо питательно и высококалорийно. Производство войлока.  Войлок – один из древнейших материалов, созданных человеком, первая в истории человечества шерстяная «нетканая ткань». Этот материал изготавливается без плетения или тканья, простым перепутыванием между собой шерстяных волосков.  Возможности использования войлока очень разнообразны. В условиях кочевого быта войлок был незаменим: он являлся строительным материалом для жилища (войлочных юрт), шел на изготовление одежды, защищавшей от холода, дождя и жары. Технология войлочного производства отличается большим разнообразием. Войлок изготавливают из шерсти или пуха самых разнообразных животных. Наиболее прочный и качественный войлок получается из овечьей шерсти. Обычно процесс изготовления войлока состоит из следующих этапов: мойки, стрижки и сортировки шерсти, битья шерсти, валяния войлока. Битье шерсти. В домашнем производстве у бурят широкое применение имела овечья шерсть. Шерсть раскладывали на подстилки и били двумя палочками (hабаа) попеременно. Очищенную и взбитую шерсть по цвету сортировали: для прядения, войлока, валяных изделий и т.д. Пряли шерсть овечью, верблюжью и козью. Прядение осуществлялось с помощью веретена (ээрсэг).  Буряты также изготовляли нити (hабагша) сучением (томохо) из сухожилий животных (шурбэhэн). Этот способ считается самым древним. При этом использовались спинные и ножные сухожилия коров, лошадей, лосей, изюбров.  Широкое распространение имели изделия из конского волоса: сучили веревки, вожжи, подпруги, ошейники для телят, путы для лошадей и т.д. В летнее время, в жаркие дни приглашали соседей для изготовления войлока. Некоторые женщины грели воду, другие стелили (зулхай) по таре (мешковидный материал) нужной длины, ширины, толщины и обливали обильно горячей водой до полного замачивания по всей площади. Затем одна из    старших женщин совершала священный обряд, обкуривала (арсадаха), капала на изделия, приговаривая молитву духу-покровителю (заяашанда) для успешной работы и для получения хорошего войлока. Ночлег на бурятской заимке.

 По желанию группы мы можем организовать дополнительный однодневный тур в ущелье реки Сухэтки. Протяженность маршрута составляет 5 км. Это место примечательно тем, что богат и разнообразен растительный мир. В изобилии прорастают такие лекарственные растения, как бадан, зверобой, шиповник, иван-чай, боярышник. Но главной достопримечательностью для туристов является каньон, образовавшийся в результате природных явлений. Ширина каньона на входе составляет около 20 м., высота 70-100 м. Если продолжить путь по каньону, то можно увидеть удивительное явление природы: из трещин на отвесных стенах вытекает вода, образуя небольшие узкие водопады, в зимний период превращающиеся в массивные ледяные глыбы. Прохождение по этому маршруту принесет группе массу ярких впечатлений.      

Список использованной литературы

1. Буслов С.П., Лечебные свойства термальных вод, Москва, 1997 г.

2. Иметхенов А.Б., Памятники природы, Улан – Удэ, 1991 г.

3. Ткачук В.Г. и Анкудиновой Г.А.//Экологический вестник. Москва, 1964 г.

4. Замараев С.М. Отчет об исследованиях Баргузинской геолого – геоморфологической партии «Востсибнефтегеологии», Улан – Удэ, 1953 г.  



Предварительный просмотр:

Доклад «Эколого – исследовательская деятельность  НОУ «Асикта»

МБОУ «Дыренская СОШ» Курумканского района

Вандаев З.Б. - учитель биологии и географии,

                                                                                                             руководитель НОУ «Асикта»

В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.

Что же такое экологическая культура? Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Вопрос об экологическом воспитании в нашей школе на сегодня остается актуальным.  Экологическое образование  является приоритетным направлением развития системы обучения и воспитания. Знания в экологическом воспитании нельзя считать конечным результатом, нужно, чтобы они стали убеждениями, тогда у детей и появится экологическая культура, которая должна найти своё выражение не только в словах и рассуждениях, но и в поступках.

       От уровня экологического  воспитания,  экологической  культуры  зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей  планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией.  

Цель экологического образования – формирование  ответственного отношения к окружающей среде,  соблюдение     нравственных     и     правовых     принципов природоиспользования, активная  пропагандическая деятельность по изучению и охране  своей  местности,  защите  и  возобновлению  природных богатств.

Задача  состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков по изучению и проведению научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

       Экологически культурная личность должна иметь экологические  знания  по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

● знать  организации,  движения   и   общества,   которые   занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой  природы,  Международный союз охраны природы и природных  ресурсов  (МСОП),  Римский  клуб,  Гринпис и другие;

● знать природу своего родного края, а именно:  местные природные условия; местные охраняемые природные объекты; животных местной фауны; местных оседлых, перелетных  и кочующих птиц; видов рыб местных водоемов; лекарственные растения местной флоры;  памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

              Традиционными в  нашей школе стали такие праздники  как  День леса, День птиц,  День Земли «Марш парков», В дни защиты от экологической опасности, акции «Покормите птиц зимой», в нашей школе работает проект «Птичья столовая»  в рамках прохождения акции и реализации проекта проводятся различные мероприятия  «Конкурс кормушек», «Конкурс  рисунков,  плакатов, листовок»,  беседы и викторины,  дидактические игры на уроках биологии, географии в начальных классах,  оформление мини книжек от руки или на компьютере  «Репортаж с кормушки», оформление папки «Зимующие птицы», «Загадки о птицах», «Стихи и рассказы о птицах», «Пословицы и поговорки о птицах», Выставка книг в школьной библиотеке.  Проводится «Конкурс кормушек», лучшие кормушки отправляются на районный конкурс  ФГБУ «Государственный  заповедник «Джергинский», сотрудниками заповедника кормушки вывешиваются на территории заповедника и детских садов.  Ребята подкармливают птиц, развешивают кормушки на деревьях территории школы и у себя на улице, на экологических тропах школьного этноэкологического парка «Юктэ».

Отображение в сознании  природных  явлений  возникает  в  деятельности. Имеются 4 экологические тропы ШЭП «Юктэ», где ребята выходят на сезонные маршруты  и учатся наблюдать, сравнивать, исследовать, обобщать свои знания по биологии и географии на практике.  

Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.  

С целью подробного изучения видового  состава растительности леса, луга, источников, проведения комплексных исследований естественных экосистем, фенологические наблюдения, мониторинг окружающей местности, изучение птиц данной местности, а также пропаганды полученных знаний и просвещение обучающихся школы и населения в 1999 учебном году создано школьное научное общество учащихся  «Асикта» (руководитель Вандаев З.Б - учитель биологии  и географии).

Большое значение имеет природоохранная работа: посадка деревьев, кустарников на УОУ,  цветов и уход за ними, охрана зелёных насаждений, участие в экологических акциях «Зеленая планета»,  «Зеленый патруль» по уборке территории и близлежащей территории села,  в котором находится наша школа, озеленение территории и корпусов школы.  В рамках акции  «Лес Победы», нашими с учащимися на территории школы посажены  саженцы ели, лиственницы и березы.  

Дети активно вовлечены в благоустройство школьной территории и села.  Каждый год проводится уборка и облагораживания  на территории минерального источника «Луглэ», Аллинского аршана.

       В кабинете биологии и географии собран большой материал по темам: «Географическое положение Дырена», «Особенности экосистемы Курумканского района», «Флора и фауна нашего края», «Природа – наш общий дом», (систематизированы методические материалы по экологическому воспитанию обучающихся).

Для пропаганды экологического образования и воспитания среди обучающихся и населения в нашей школе создан НОУ «Асикта». Члены НОУ «Асикта» проводят различные беседы, игры, важную роль  играют сезонные выходы на экологические тропы ШЭПа «Юктэ», однодневные и многодневные походы,  велотуры, где дети учатся видеть и чувствовать красоту родного края.  Именно экскурсия может стать первым этапом в привлечении ребят к изучению природы родного края. В зависимости от возраста детей экскурсии построены в виде  беседы или в виде лекции, виртуальные путешествии по заповедным местам нашей республики и долины.  В беседе ребята часто используют собственный опыт и наблюдения. Мы проводим обзорные и тематические экскурсии. К первым относятся:  «Особенности экосистемы Курумканского района», Минеральный источник «Луглэ» - природное наследие села Алла. Виртуальные экскурсии с учащимися начальных классов  «Источники Курумканского района», «Флора и фауна нашего района». Учителем  разработан слайдовые презентации на тему:  «Джергинский заповедник» и внеклассное мероприятие «Своя игра» -  «Джергинский заповедник – уникальный уголок природы Баргузинской долины».              

Много времени отводится  в работе кружка «Юный эколог»,  фенологическим наблюдениям, которые фиксируются ребятами в календарях природы.

 О формировании экологического сознания можно говорить только тогда, когда обучающиеся осмысленно сами что-нибудь делают. Наши учащиеся и учителя принимают участие в экологических мероприятиях не только в школе, в районе  но и в  республиканских НПК  «Шаг в будущее», «Чтение Вернадского»: во Всероссийской НПК в  г. Москва  «Национальное достоянии России»,  принимают активное участие во Всероссийском и Международном конкурсах по биологии, химии и географии  «Фактор роста», «Колосок», «Гелиантус».  

 В течении учебного года учащиеся 1 – 11 класс с удовольствием участвуют в различных НПК организованных  ФГБУ  Государственный заповедник «Джергинский» и МБОУ ДОД  ЦДТ,  «Первые шаги» -  начальной школы, «Серебряная альфа» - 5-6 классов, «Край в котором мы живем» 7-8 классов и «Шаг в будущее» для учащихся старших классов. Принимаем активное участие во Всероссийской акции по охране природы «Марш парков».

Показателями результативности могут служить:

● количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;

● участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах;

● практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.

Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Моя задача, как педагога – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей.

Баргузинская долина – живописный уголок природы республики Бурятия, где расположены три заповедника: первый государственный заповедник России Баргузинский, Байкальский  государственный природный биосферный заповедник  и Джергинский государственный  природный заповедник.   Это наш общий дом, и от каждого из нас зависит его будущее. Только совместными усилиями мы сможем сохранить и приумножить уникальное богатство нашей малой родины.

.