Педагогические технологии

Вандаев Зорикто Батуевич

В моей деятельности есть опыт применения различных современных технологий, активных методов и форм обучения. Использование разнообразных технологий помогает учитывать возрастные особенности учащихся, удовлетворять их интеллектуальные запросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование педагогических технологий на уроках биологии

(из опыта работы)

Важнейшим условием достижения результативности обучения является выбор образовательной технологии. При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (защита презентаций).

В моей деятельности есть опыт применения различных современных технологий, активных методов обучения. Использование разнообразных технологий помогает учитывать возрастные особенности учащихся, удовлетворять их интеллектуальные запросы.

Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Вследствие этого личностно - ориентированное обучение, лежащее в основе проектной технологии, предполагает изменение традиционной схемы взаимодействия учитель - ученик, субъект - объект на схему партнерского учебного сотрудничества субъект - субъект. Используя проектно - исследовательскую технологию, заметил, что у учащихся появился интерес к изучению окружающего мира, биологии, объектов и явлений природы, и они с увлечением берутся за выполнение новых проектных работ. Моя задача как учителя на первом этапе - мотивировать учащихся, т. е. помочь в постановке целей проекта, выработке стратегии. Вместе с учениками мы определяем продолжительность и масштаб проекта. При выборе проектных работ стараемся выбрать краткосрочные и среднесрочные проекты. Вначале проектно - исследовательской работы дается вводная беседа, где дается установочное задание в форме технологической карты, ключевых терминов, составления основных направлений и проблем, а также рекомендация по составлению паспорта проекта.

Организацию        работы  над        проектом  можно рассмотреть на примере темы «Наследственные заболевания» в 9 классе. По продолжительности данный проект занимал 3 урока. На первом уроке класс разделился на две группы и определился с заданиями: одна из них проводила словарную работу по изучению наследственных заболеваний, другая исследовала генеалогическую ветвь Российского императорского дома. На втором уроке группы отчитались по собранной информации и определились с формой презентации продукта. Так, первая группа решила составить словарь генетических заболеваний с кратким описанием и создать буклеты, а вторая группа – книжку иллюстраций и электронную презентацию. На третьем уроке была организована защита проектов, обсуждение и оценка результатов проектной работы.

Все проекты, подготовленные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной научно-практической конференции. Победители школьного этапа принимают участие в районных НПК и конкурсах. В результате работы, я убедился в том, что проектно-исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:

  • учебно-познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
  • информационная        (умение        самостоятельно        искать,        анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств);
  • коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, презентовать себя).

Современный уровень развития интерактивных технологий позволяет сделать урок биологии не только более интересным и информационно насыщенным, но и дает педагогу уникальную возможность формировать у школьников универсальные учебные умения и компетенции. В основном на уроках по анатомии и ботанике применяю интерактивные таблицы, задания, схемы и рисунки – упрощенный вариант интерактивных моделей. Интерактивные рисунки бывают нескольких типов:

1.        Интерактивные таблицы позволяет продемонстрировать особенности строения, функций, многообразие групп организмов с пошаговым открытием отдельных страниц.

2.        Интерактивные задания разработаны для закрепления пройденного материала и снабжены автоматической проверкой.

3.        Интерактивные схемы учащихся с учебными материалами позволяет акцентировать внимание школьников на определенном моменте изучаемого материала. Использую в основном при составлении опорных конспектов, при фронтальном опросе и самостоятельной работе по учебному материалу

4.        Интерактивные рисунки

•        с разными режимами работы (демонстрационными и текстовыми) направлены на облегчение понимания и запоминания новых терминов и понятий.

•        с разномасштабными элементами строения позволяют показать детальное строение биологического объекта. Например: на первом экране интерактивного рисунка «Внутреннее строение листа» показаны его основные части: кожица, мякоть и жилка. На втором рисунке изображено более детальное строение мякоти и жилки листа, а на третьем – продемонстрированы строение кожицы и устьиц. Использование нескольких масштабов одного рисунка позволяет сформировать у школьников целостное восприятие изучаемого объекта, помогает понять соотношение его составных частей.

•        с возможностью проигрывания анимации позволяет наглядно продемонстрировать не только строение части организма, но и динамические процессы, происходящие в них. Например, сокращение мышц, работы суставов, перенос пыльцы с тычинок на рыльце и др.

Таким образом, образовательные ресурсы, содержащие интерактивные объекты, наиболее привлекательны и перспективны для использования их в учебном процессе.

Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя.

Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных этапах урока. Создание проблемной ситуации в начале изложения новых знаний, далее объяснение учебного материала, включая в работу обучающихся.

Особое внимание уделяю метапредметным связям (биология, химия, физика, география, экология). Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность. Особенности метапредметного занятия: это интегрированное занятие. В процессе своей работы я зафиксировал рост познавательного интереса учащихся к предметам под влиянием межпредметных связей и интегрированного обучения. Применение на интегрированных уроках биологии мультимедийных презентаций и интернет технологий делает процесс познания наиболее эффективным. Интегрированное обучение стимулирует тягу к знаниям, укрепляет интерес к предмету, расширяет заинтересованность, углубляет знания, способствует становлению интересов профессионального плана, способствует развитию научного стиля мышления учащихся, формирует комплексный подход к учебным предметам; формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике; приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Я считаю наиболее удачными те уроки, где биология проводилась, интегрировано с химией, физикой, экологией, математикой и ОБЖ: 4 класс «Как нам жить?» (окружающий мир - экология), 5 класс «Весна и живая природа» (природоведение - ИЗО), 8 класс «Звук и живая природа» (Б-Ф), «Глаз – оптическая система» (Б-Ф), 9,10 класс «Химическая организация клетки» (Б-Х), «Математика в экологии» (Б-М).

Важным в своей педагогической деятельности считаю применение здоровьесберегающей технологии. Проведение физкультурных минуток способствует укреплению здоровья учащихся, развивает умения и навыки по овладению простейшими приемами релаксации. При изучении темы на уроках анатомии «Пищеварительная система» ведется работа по пропаганде здорового образа жизни, здоровая пища (беседы, составление меню 4 разового питания из имеющихся дома продуктов питания).

Также мною в рамках внеурочной деятельности ФГОС ведется кружок «Юный эколог» в 5-6 классах, элективный курс «Молекулярная биология» для 10 – 11 классах. И, учитывая возрастные особенности обучающихся, при проведении занятий в начальной и среднем звене активно применяю здоровьесберегающую и игровую технологии, которые повышают мотивацию и интерес учащихся к улучшению и сохранению здоровья.

Таким образом, использование педагогических технологий на уроках биологии способствуют формированию метапредметных универсальных учебных действий: личностные УДД (развитие познавательных интересов, развитие интеллектуальных умений, строить рассуждения, анализировать, сравнивать); регулятивные УДД (умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат); познавательные УДД (происходит формирование научного мировоззрения при решении задач во взаимосвязи биологии, химии, физики, экологии, математики, литературы и ОБЖ, умение осуществлять сравнение, производить поиск информации, анализировать); коммуникативные УДД (умение аргументировать свою точку зрения, понимать точку зрения другого, в дискуссии уметь выдвинуть свои контраргументы).



Предварительный просмотр:

Использование современных технологий на уроках географии

Использование современных технологий в процессе обучения географии.

 Современные педагогические технологии создают особые условия, обеспечивающие новую по смыслу, духовно-практическую деятельность  педагога и ученика. При данном подходе знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в совместной деятельности с учителем.

Инновационные  педагогические технологии, основанные на применении информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации Российского образования. В своей педагогической деятельности применяю следующие современные педагогические технологии.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Стремительное развитие информационных технологий резко меняет структуру занятости и трудоустройства населения, создает новые профессии и рабочие места. Все больше и больше людей становятся членами этого информационного общества.

На своих уроках  по  технологии ИКТ я применяю:

  • уроки-презентации;
  • уроки с использованием учебника мультимедиа;
  • уроки с использованием «Библиотеки электронных наглядных пособий».

Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе. Использование указанных средств обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Комплексное применение ИКТ и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, существенно может повысить наглядность обучения, выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения. Принцип наглядности, продолжая оставаться одним из главных в обучении, меняет свое качество, что приводит к пересмотру сочетаний различных средств наглядности. Восприятие натуральной, конкретной наглядности как первоначальной уступает место условной - схематичным изображениям, рисункам, картам и картосхемам, графикам, таблицам и.т.д.

Уроки с использованием учебника мультимедиа, дают возможность представить учебный материал в самых разнообразных формах, и тем самым удовлетворить запросы учащихся различных психологических типов, среди которых есть школьники с преобладанием того или иного типа мышления («художники», «мыслители», «смешанный тип»). Применение мультимедиа делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого учащегося.

Использование данной технологии позволило превратить учебный материал каждого раздела, темы, параграфа учебника в информацию в виде ряда изображений, графиков, сопровождаемых дикторским текстом и музыкой.

Данная технология направлена на организацию активной познавательной деятельности.

При использовании средств мультимедиа у школьников формируется желание и умение самостоятельно приобретать знания, и проверять свои знания.        

Необходимо дать возможность учащемуся самостоятельно познакомиться с учебным материалом и выполнить все задания для закрепления информации. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, атласа и.т.д

На уроках географии использование компьютера, электронных карт позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, проверка знаний с помощью электронных тестов - позволяет применять разные  и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения – картографические . Эта технология способствует развитию личности ребенка, росту профессионального мастерства учителя, ускоряет и обогащает учебный процесс. На уроках  с использованием компьютера обучающиеся овладевают способами получения  географической информации. При обучении географии использую информационные технологии при изучении нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), для самостоятельного изучения темы.

О результатах использования современных образовательных технологий свидетельствуют успехи моих учеников в региональном тестировании, научно-практических конференциях,  проектной деятельности районного и областного уровня. 

  • Технология  игровой деятельности.

Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания. При проведении игр осуществляется уровневая дифференциация знаний учащихся, а, следовательно, и реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. При работе в команде, группе,  ребята учатся обсуждать проблемы, формировать коллективное мышление. Работа в команде создает чувство защищенности у слабых учеников, так как они уверены, что товарищи их поддержат, помогут с ответом.

Такие уроки способствуют развитию речи школьников, учат их доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ.

Ребят привлекает нетрадиционная форма урока, необычное оформление кабинета, работа с дополнительными  источниками знаний.

Игры  я провожу на уроках повторения и обобщения знаний.

В настоящее время перед  школой стоит большая задача – формирование различных практических навыков, которые человеку нужны сегодня и в будущей жизни. Я уделяю на уроках географии значительное внимание развитию практических навыков учащихся. Одни навыки формирую для закрепления и понимания теоретических вопросов, другие для дальнейшей практической жизни, третьи для формирования географической  культуры. Через практические навыки работы с источниками географических  знаний, с инструментами на местности удается успешно решать проблему повышения активизации учащихся.

На каждом уроке дети работают с картами атласа, текстовыми картами учебника, картами электронного учебника, контурными картами. На  уроке мои ученики сравнивают отдельные объекты, описывают их по типовым планам, обучаются приемам заучивания номенклатуры карты, находят закономерности явлений, сопоставляют несколько карт в целях получения ответа на поставленный  проблемный вопрос, определяют координаты, делают измерения расстояний и т.д. Перед выполнением  каждой работы знакомлю детей с инструкцией по выполнению задания.

        При сопоставлении нескольких карт дети учатся находить ответ на поставленный вопрос. Например, детям предлагаю сопоставить карту строения земной коры и физическую карту Евразии. Задаю вопрос: почему  горные области Евразии находятся на востоке и юге материка? Дети отвечают, что горные хребты формируются  на стыке Тихоокеанской и Евразийской плит и Евразийской с Африкано-Аравийской.

Дети сопоставляют карты климатическую и физическую России и думают о причинах самой низкой температуры воды в  Восточно-Сибирском море.

        Задания составляю такие, чтобы постоянно поддерживался интерес к географии. Например, на  этом острове находится лес с координатами 19º ю.ш и 47º в.д, где живут самые маленькие обезьяны, размеры их тела 12  сантиметров. Как называется этот остров?

 В связи с введением ЕГЭ обращаю особое внимание на такие виды работ  как чтение топографической карты, определение направлений и измерение расстояний по карте при помощи масштаба и градусной сетки, откладывание расстояний в масштабе, определение координат точки, которые встречаются в вопросах по ЕГЭ.

Очень активно работают ученики при проведении практических работ с использованием  компаса по измерению расстояний и азимутов, съемке местности.

  • Технология интегрированного обучения.

На своих уроках применяю технологию интегрированного обучения. Главной целью интегрированного обучения является формирование более широкого и глубокого миропонимания учащимися, активизация их познавательной деятельности, формирование умений применять полученные знания в жизни, создание благоприятных условий для самореализации ребенка.

Тему для проведения интегрированного урока выбираю такую, чтобы была возможность сближения материала двух или трех дисциплин, чтобы материал одной дисциплины логично увязывался с материалом другой дисциплины. Приведу несколько примеров по проведению интегрированных уроков. В 6 классе тема «Географические координаты» сложна для усвоения детьми, как в географии, так и в математике. В ходе урока решается ряд важнейших задач: закрепляются и углубляются теоретические знания, отрабатываются практические навыки по определению координат точки, дети ищут соответствие линий координатной плоскости и математической основы карты, сходство в способе определения координат и, тем самым, прослеживают взаимосвязь географии и математики. В ходе урока выполняются детьми практические задания игрового характера, словарные диктанты. При проведении интегрированного урока все учащиеся получают качественные оценки по математике и географии. Ученики получают возможность применить знания в нестандартной ситуации и узнают, как эти знания можно применить в жизни.

Аналогичного типа интегрированный урок провожу по теме «Масштаб». Ученики не только  закрепляют и углубляют свои знания, но и  практически их применяют на уроке. В заданном масштабе девочки делают выкройку фартука, мальчики по чертежу в заданном масштабе делают разметку на деревянной заготовке для урока технологии.

В 7 классе по темам «Предпосылки и последствия Великих географических открытий» создаются благоприятные возможности для интегрирования географии и истории. Интегрированные уроки носят проблемный характер, что повышает мотивацию учеников, интерес.

Итак, интегрирование в преподавании географии способствует расширению и углублению знаний. Повышает активность, интерес детей к предмету, нацеливает на практическое использование знаний сегодня и в перспективе.

  • Технология критического мышления.

Основой этой технологии являются три ступени (фазы) урока: «Вызов – осмысление – рефлексия». Использую различные приемы, как традиционные: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, так и новые, например, составление кластера (гроздья, пучок), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями и явлениями, или прием: «Запишите все что знаете» (индивидуально или в группах), или прием «мозговой атаки».

        Основная фаза урока – осмысление дает возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, причем возможно сообщение информации учителем или  ее самостоятельный поиск. Используются следующие приемы: «инсерт» – маркировка текста, учебно-мозговой штурм. На  этой стадии формирования критического мышления осуществляется через исследовательские навыки, выполнение работы с дополнительной литературой, статистикой, научным текстом.

        Третья фаза – рефлексия (размышление). На этой фазе происходит закрепление новых знаний, осмысление своего опыта. Основные приемы: групповая дискуссия, синквейн, составление кластера. Приведу пример использования данной технологии на уроках географии 8 класса по теме: «Природные зоны России. Зона арктических пустынь, зона тундры и лесотундры». Урок проходит в форме экспедиции ученых исследователей. Каждая группа ученых исследует свою природную зону, и в виде схемы (кластера) представляет отчет об итогах исследования. Класс делю на 2 группы. Каждая группа составляет кластер по тем знаниям, которые были приобретены ранее, затем идет защита - презентация. Следующий этап – это работа с планом изучения природных зон. Используя  текст учебника, карты атласов, научный текст, план, группы составляют уже подробный кластер (добавляется к предыдущей схеме)  по заданной природной зоне.        На стадии «Осмысление» учащиеся вступают в контакт с новой информацией. На данном уроке – это различный раздаточный материал  с планом изучения природной зоны, научный текст.

Применяю такие приемы, как: «свернуть» информацию, данную в виде текста в таблицу, схему, кластер.

И наоборот: «развернуть» информацию, данную в виде схемы, диаграммы, карты. Проанализировать и сделать вывод.

Памятка для учащихся:

  1. Прочитай текст.
  2. Проанализируй, что является главным «Действующим лицом» в тексте: что именно описывается - объект или процесс.
  3. Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов – могут быть:
  • Название объекта;
  • Состав объекта
  • Структура объекта
  • Особенности объекта

Применяю прием «сводная таблица» в технологии «критического мышления». Этот прием позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема «сводная таблица заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: написать на доске все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. Важность необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим  избыточности. И это сделают сами учащиеся.

Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения.

        Преимуществами данной технологии является то, что она эффективно сочетается с другими технологиями и приемами педагогической техники.