Выступление на тему:" Ознакомление детей с природой через игру."

Лобанова Наталия Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

        «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

                                              РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ                           

 

 

 

                                             ВЫСТУПЛЕНИЕ

                                                  НА ТЕМУ:

 

 

 

     Ознакомление детей с природой через игру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Подготовила: Лобанова Н.Н. – воспитатель  высшей категории.

 

 

      В ознакомлении детей с природой используют дидактические, подвижные и творческие игры.

     Дидактические игры по праву  считаются  одним  из  эффективнейших  средств  обучения.   В практике работы детских садов они используются и на занятиях (заполняют занятие целиком или его часть), и в повседневной жизни,  причем часто возникают по инициативе детей.

     Решая задачи,  поставленные  в  дидактической  игре,  ребенок учится  вычленять  отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам,   дети учатся рассуждать,  делать выводы,  обобщать   при  этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи,  часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.    

     Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становлении личности ребенка, эстетическое его развитие.

     В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения,

     Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям.  Малышей привлекают из формы, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течении  всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.

     Комнатные растения – обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх, прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остаются зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.

     Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.

     Чтобы облегчить усвоение детьми знаний  об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору.

     Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке, на лугу не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на полянке, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.

     Однако проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Это - прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посторонние предметы, на людей и т.д. Поэтому воспитатель должен продумать интересные игровые действия, занять всех детей решением единой задачи. Если игра проводится в помещении, природный материал размещают так, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета (окраску, величину, форму).

     Можно выделить два типа дидактических игр с природным материалом: бессюжетные и сюжетные. Игры, в которых все дети выполняют одно-два однородных действия, относятся к бессюжетным. Если же в игре действия согласно с ее правилами выполняются соответствующими участниками (исполняются роли), а содержание отражает определенный сюжет, то это игры сюжетные. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации, поэтому рекомендуются проводить их с детьми старшей  подготовительной к школе групп.

     В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путем многократных повторений усваивают объем знаний в соответствии с программой детского сада.

     Планируя игру с природными материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее с содержанием изменениями, происходящим в окружающей природе. Например, игры связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая – летом и осенью.

     Последовательность проведения игр дается в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.

     Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.     Во второй младшей группе дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различить предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы детям было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно добавить похожие.   

     Например, для различения на ощупь  лучше вначале взять морковь, огурец, яблоко, свеклу. А затем можно предложить похожие по форме фрукты,  овощи : апельсин, лимон, лук и др.

     Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполняют игровые задания, а так же в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи.

     Небольшое усложнение задачи вводится и в содержание знаний о комнатных растениях, от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно или светло - зеленый лист).

     Намечая игры, воспитатель должен предусмотреть их постепенное усложнение. Составить план проведения игр будет проще, если педагог предварительно наметит дидактические задачи игр по мере возрастания их трудности. Для детей второй младшей и средней групп эти задачи могут быть следующими:

1.     Находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий мир ребенка, многообразен.  Чтобы лучше в нем ориентироваться, дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы.  Легче научить их в играх (в начале с овощами и фруктами, а затем с комнатными растениями, деревьями и кустарниками).

2.     Находить предметы по слову – названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщенным словом «цветы» или «деревья». Важно закрепить в их память названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.

3.     Выделять  отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.

4       Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств ( на ощупь ,вкус, по запаху) и называть их. Решение этой задач позволит детям ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного мира.

5       Группировать предметы по внешнему признаку (окраски, форме) Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют знания, полученные ранее.

6       Находить целое по частям. Выполнение этого задания дает детям возможность лучше узнать составные части растений, их признаки.

7       Находить растения по описанию взрослого. Научившись делать это, дошкольники смогут лучше увидеть отличительные признаки растение, учиться мыслить абстрактно.

В играх с детьми пятого года жизни вводиться новая дидактическая задача, решение которой направлено на воспитание у детей умения описывать предметы растительного мира. Сначала дети делают  это с помощью взрослого, затем все более самостоятельно. Задание  усложняется в такой последовательности: сначала дети называют признаки отвечая на вопросы воспитателя , затем несколько детей совместно составляют описание, а кто-то один отгадает, и только после этого уже одному ребенку предлагает самостоятельно перечислить отличительные признаки предметов.

     При организации дидактических игр с природным материалом в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль.     Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребенком. Обычно это доставляет детям удовольствие.

     Во время игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.

     С младшей группы надо приучать детей пользоваться общепринятыми определениями характерных свойств, качеств, признаков предметов и явлений.     В ходе игры у младших детей проявляется желание хорошо рассмотреть предмет, поиграть с ним. Такой интерес можно использовать для того, чтобы познакомить ребенка с некоторыми признаками и свойствами предметов. Так, если дети,  скажем, обратили внимание на форму яблока, можно предложить им покатать его, как  мяч погладить, чтобы определить, гладкая ли у него поверхность.     После игр с овощами и фруктами можно угостить детей , обратив при этом внимание на то, что все фрукты и овощи имеют вкус: «Скажите, как во рту стало» (кисло, горько, сладко) Угощение вызывает у малышей еще больший интерес к таким играм.

     Желание поиграть с листьями, цветами часто вызывает у дошкольников стремление украсить групповую комнату, свой обеденный стол, подарить букет взрослым, младшим детям. Проводя такие игры , надо приучать детей бережно относиться к растениям, приучать их не рвать без надобности цветы.

     Организуя игры старших дошкольников с природным материалом, особое внимание следует обратить на умение детей пользоваться общепринятой терминологией при определении характерных свойств, качеств, признаков растений. Детей 5-7 лет необходимо учить более полно и точно описывать наблюдаемые растения.

     Перед детьми 5-7 лет нужно ставить более сложные дидактические задачи, требующие умения выделять отдельные части растений, сравнивать Их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития.     Какие задачи решают в процессе дидактических игр со старшими дошкольниками .

1.     Находить предмет с помощью одного анализатора (на ощупь, на вкус, по запаху) Выполнение этой задачи требует от детей умения оперировать отдельными признаками (форма, плотность, поверхность) предметов и их качествами.  

2.     Описывать предметы и находить их по описанию. Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринимаемые не только зрительно, но и с помощью осязания.

3.     Находить целое по части и часть по целому.

4.     Составлять целое из частей. Данные задачи требуют от детей знания внешнего вида частей растения, например листьев и плодов (семян) надземных и подземных частей растений.

5.     Группировать предметы по месту произрастания.

6.     Группировать предметы по использованию их в жизни. Задача усложнена тем, что признаки, лежащие в основе группировок, нельзя воспринимать чувственным путем. Чтобы дети могли решить поставленные задачи, необходимо пополнить их знания об уже известных растениях.

7.     Устанавливать последовательность стадии развития растений. Это наиболее сложная задача. Чтобы ее выполнить,  дети должны знать изменяющие внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенными периодами развития растения.

     Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут. В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение к ним.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Гуляя в лесу, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем похожее со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения.

Часто игра детей является творческим воспроизведением воспринятого ими па экскурсии или прогулке. В ней находят отражение полученные представления о растениях, животных и труде человека. В таких играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Воспитатель, наблюдая игру, снабжает детей нужными предметами, помогает правильно разрешать возникающие вопросы, исправляет неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли. Наблюдения за такими играми дают воспитателю богатый материал для изучения детей, учета имеющихся у них представлений и их отношения к природе и труду.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.

Исходя из этого, можно предположить, что дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением со стороны взрослого и сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.

 

                                 Литература:

1.Бондарева Т.. «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой через игру», Москва, «Просвещение», 1998 г.

2. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» - М.: «Просвещение», 1973

3. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978 г.

4. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1983, 207 с.

5. Лихачев Б.Т. «Экология личности», // «Педагогика», №2, 1993 г.

6. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.

7. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.

8. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.

9. Саморукова П.Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 г.

10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянская школа,

11. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. // Начальная школа. - 1986, №8

12. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1981 г.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

        «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

                                              РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ                            

                                             ВЫСТУПЛЕНИЕ

                                                  НА ТЕМУ:

     Ознакомление детей с природой через игру.

             Подготовила: Лобанова Н.Н. – воспитатель  высшей категории.

      В ознакомлении детей с природой используют дидактические, подвижные и творческие игры.

     Дидактические игры по праву  считаются  одним  из  эффективнейших  средств  обучения.   В практике работы детских садов они используются и на занятиях (заполняют занятие целиком или его часть), и в повседневной жизни,  причем часто возникают по инициативе детей.

     Решая задачи,  поставленные  в  дидактической  игре,  ребенок учится  вычленять  отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам,   дети учатся рассуждать,  делать выводы,  обобщать   при  этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи,  часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.    

     Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становлении личности ребенка, эстетическое его развитие.

     В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения,

     Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям.  Малышей привлекают из формы, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течении  всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.

     Комнатные растения – обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх, прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остаются зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.

     Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.

     Чтобы облегчить усвоение детьми знаний  об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору.

     Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке, на лугу не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на полянке, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.

     Однако проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Это - прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посторонние предметы, на людей и т.д. Поэтому воспитатель должен продумать интересные игровые действия, занять всех детей решением единой задачи. Если игра проводится в помещении, природный материал размещают так, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета (окраску, величину, форму).

     Можно выделить два типа дидактических игр с природным материалом: бессюжетные и сюжетные. Игры, в которых все дети выполняют одно-два однородных действия, относятся к бессюжетным. Если же в игре действия согласно с ее правилами выполняются соответствующими участниками (исполняются роли), а содержание отражает определенный сюжет, то это игры сюжетные. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации, поэтому рекомендуются проводить их с детьми старшей  подготовительной к школе групп.

     В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путем многократных повторений усваивают объем знаний в соответствии с программой детского сада.

     Планируя игру с природными материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее с содержанием изменениями, происходящим в окружающей природе. Например, игры связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая – летом и осенью.

     Последовательность проведения игр дается в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.

     Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.     Во второй младшей группе дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различить предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы детям было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно добавить похожие.    

     Например, для различения на ощупь  лучше вначале взять морковь, огурец, яблоко, свеклу. А затем можно предложить похожие по форме фрукты,  овощи : апельсин, лимон, лук и др.

     Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполняют игровые задания, а так же в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи.

     Небольшое усложнение задачи вводится и в содержание знаний о комнатных растениях, от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно или светло - зеленый лист).

     Намечая игры, воспитатель должен предусмотреть их постепенное усложнение. Составить план проведения игр будет проще, если педагог предварительно наметит дидактические задачи игр по мере возрастания их трудности. Для детей второй младшей и средней групп эти задачи могут быть следующими:

  1. Находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий мир ребенка, многообразен.  Чтобы лучше в нем ориентироваться, дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы.  Легче научить их в играх (в начале с овощами и фруктами, а затем с комнатными растениями, деревьями и кустарниками).
  2. Находить предметы по слову – названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщенным словом «цветы» или «деревья». Важно закрепить в их память названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.
  3. Выделять  отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.
  1. Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств ( на ощупь ,вкус, по запаху) и называть их. Решение этой задач позволит детям ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного мира.
  2. Группировать предметы по внешнему признаку (окраски, форме) Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют знания, полученные ранее.
  3. Находить целое по частям. Выполнение этого задания дает детям возможность лучше узнать составные части растений, их признаки.
  4. Находить растения по описанию взрослого. Научившись делать это, дошкольники смогут лучше увидеть отличительные признаки растение, учиться мыслить абстрактно.

В играх с детьми пятого года жизни вводиться новая дидактическая задача, решение которой направлено на воспитание у детей умения описывать предметы растительного мира. Сначала дети делают  это с помощью взрослого, затем все более самостоятельно. Задание  усложняется в такой последовательности: сначала дети называют признаки отвечая на вопросы воспитателя , затем несколько детей совместно составляют описание, а кто-то один отгадает, и только после этого уже одному ребенку предлагает самостоятельно перечислить отличительные признаки предметов.

     При организации дидактических игр с природным материалом в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль.     Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребенком. Обычно это доставляет детям удовольствие.

     Во время игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.

     С младшей группы надо приучать детей пользоваться общепринятыми определениями характерных свойств, качеств, признаков предметов и явлений.     В ходе игры у младших детей проявляется желание хорошо рассмотреть предмет, поиграть с ним. Такой интерес можно использовать для того, чтобы познакомить ребенка с некоторыми признаками и свойствами предметов. Так, если дети,  скажем, обратили внимание на форму яблока, можно предложить им покатать его, как  мяч погладить, чтобы определить, гладкая ли у него поверхность.     После игр с овощами и фруктами можно угостить детей , обратив при этом внимание на то, что все фрукты и овощи имеют вкус: «Скажите, как во рту стало» (кисло, горько, сладко) Угощение вызывает у малышей еще больший интерес к таким играм.

     Желание поиграть с листьями, цветами часто вызывает у дошкольников стремление украсить групповую комнату, свой обеденный стол, подарить букет взрослым, младшим детям. Проводя такие игры , надо приучать детей бережно относиться к растениям, приучать их не рвать без надобности цветы.

     Организуя игры старших дошкольников с природным материалом, особое внимание следует обратить на умение детей пользоваться общепринятой терминологией при определении характерных свойств, качеств, признаков растений. Детей 5-7 лет необходимо учить более полно и точно описывать наблюдаемые растения.

     Перед детьми 5-7 лет нужно ставить более сложные дидактические задачи, требующие умения выделять отдельные части растений, сравнивать Их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития.     Какие задачи решают в процессе дидактических игр со старшими дошкольниками .

  1. Находить предмет с помощью одного анализатора (на ощупь, на вкус, по запаху) Выполнение этой задачи требует от детей умения оперировать отдельными признаками (форма, плотность, поверхность) предметов и их качествами.  
  2. Описывать предметы и находить их по описанию. Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринимаемые не только зрительно, но и с помощью осязания.
  3. Находить целое по части и часть по целому.
  4. Составлять целое из частей. Данные задачи требуют от детей знания внешнего вида частей растения, например листьев и плодов (семян) надземных и подземных частей растений.
  5. Группировать предметы по месту произрастания.
  6. Группировать предметы по использованию их в жизни. Задача усложнена тем, что признаки, лежащие в основе группировок, нельзя воспринимать чувственным путем. Чтобы дети могли решить поставленные задачи, необходимо пополнить их знания об уже известных растениях.
  7. Устанавливать последовательность стадии развития растений. Это наиболее сложная задача. Чтобы ее выполнить,  дети должны знать изменяющие внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенными периодами развития растения.

     Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут. В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение к ним.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Гуляя в лесу, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем похожее со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения.

Часто игра детей является творческим воспроизведением воспринятого ими па экскурсии или прогулке. В ней находят отражение полученные представления о растениях, животных и труде человека. В таких играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Воспитатель, наблюдая игру, снабжает детей нужными предметами, помогает правильно разрешать возникающие вопросы, исправляет неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли. Наблюдения за такими играми дают воспитателю богатый материал для изучения детей, учета имеющихся у них представлений и их отношения к природе и труду.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.

Исходя из этого, можно предположить, что дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением со стороны взрослого и сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.

                                 Литература:

1.Бондарева Т.. «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой через игру», Москва, «Просвещение», 1998 г.

2. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» - М.: «Просвещение», 1973

3. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978 г.

4. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1983, 207 с.

5. Лихачев Б.Т. «Экология личности», // «Педагогика», №2, 1993 г.

6. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.

7. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.

8. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.

9. Саморукова П.Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 г.

10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянская школа,

11. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. // Начальная школа. - 1986, №8

12. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1981 г.



Предварительный просмотр:

                               МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

        «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

                                              РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ                            

                                             ВЫСТУПЛЕНИЕ

                                                  НА ТЕМУ:

     Ознакомление детей с природой через игру.

             Подготовила: Лобанова Н.Н. – воспитатель  высшей категории.

      В ознакомлении детей с природой используют дидактические, подвижные и творческие игры.

     Дидактические игры по праву  считаются  одним  из  эффективнейших  средств  обучения.   В практике работы детских садов они используются и на занятиях (заполняют занятие целиком или его часть), и в повседневной жизни,  причем часто возникают по инициативе детей.

     Решая задачи,  поставленные  в  дидактической  игре,  ребенок учится  вычленять  отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам,   дети учатся рассуждать,  делать выводы,  обобщать   при  этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи,  часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.    

     Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становлении личности ребенка, эстетическое его развитие.

     В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения,

     Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям.  Малышей привлекают из формы, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течении  всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона.

     Комнатные растения – обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх, прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остаются зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой.

     Весной, летом, осенью растительный мир привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают различать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия.

     Чтобы облегчить усвоение детьми знаний  об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору.

     Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке, на лугу не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на полянке, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.

     Однако проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности. Это - прежде всего то, что дети легко отвлекаются, переключают внимание на посторонние предметы, на людей и т.д. Поэтому воспитатель должен продумать интересные игровые действия, занять всех детей решением единой задачи. Если игра проводится в помещении, природный материал размещают так, чтобы дети хорошо видели отличительные признаки каждого предмета (окраску, величину, форму).

     Можно выделить два типа дидактических игр с природным материалом: бессюжетные и сюжетные. Игры, в которых все дети выполняют одно-два однородных действия, относятся к бессюжетным. Если же в игре действия согласно с ее правилами выполняются соответствующими участниками (исполняются роли), а содержание отражает определенный сюжет, то это игры сюжетные. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации, поэтому рекомендуются проводить их с детьми старшей  подготовительной к школе групп.

     В ходе дидактических игр дети разного дошкольного возраста путем многократных повторений усваивают объем знаний в соответствии с программой детского сада.

     Планируя игру с природными материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее с содержанием изменениями, происходящим в окружающей природе. Например, игры связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая – летом и осенью.

     Последовательность проведения игр дается в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.

     Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.     Во второй младшей группе дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различить предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы детям было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно добавить похожие.    

     Например, для различения на ощупь  лучше вначале взять морковь, огурец, яблоко, свеклу. А затем можно предложить похожие по форме фрукты,  овощи : апельсин, лимон, лук и др.

     Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполняют игровые задания, а так же в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи.

     Небольшое усложнение задачи вводится и в содержание знаний о комнатных растениях, от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно или светло - зеленый лист).

     Намечая игры, воспитатель должен предусмотреть их постепенное усложнение. Составить план проведения игр будет проще, если педагог предварительно наметит дидактические задачи игр по мере возрастания их трудности. Для детей второй младшей и средней групп эти задачи могут быть следующими:

  1. Находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий мир ребенка, многообразен.  Чтобы лучше в нем ориентироваться, дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы.  Легче научить их в играх (в начале с овощами и фруктами, а затем с комнатными растениями, деревьями и кустарниками).
  2. Находить предметы по слову – названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщенным словом «цветы» или «деревья». Важно закрепить в их память названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.
  3. Выделять  отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.
  1. Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств ( на ощупь ,вкус, по запаху) и называть их. Решение этой задач позволит детям ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного мира.
  2. Группировать предметы по внешнему признаку (окраски, форме) Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют знания, полученные ранее.
  3. Находить целое по частям. Выполнение этого задания дает детям возможность лучше узнать составные части растений, их признаки.
  4. Находить растения по описанию взрослого. Научившись делать это, дошкольники смогут лучше увидеть отличительные признаки растение, учиться мыслить абстрактно.

В играх с детьми пятого года жизни вводиться новая дидактическая задача, решение которой направлено на воспитание у детей умения описывать предметы растительного мира. Сначала дети делают  это с помощью взрослого, затем все более самостоятельно. Задание  усложняется в такой последовательности: сначала дети называют признаки отвечая на вопросы воспитателя , затем несколько детей совместно составляют описание, а кто-то один отгадает, и только после этого уже одному ребенку предлагает самостоятельно перечислить отличительные признаки предметов.

     При организации дидактических игр с природным материалом в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль.     Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребенком. Обычно это доставляет детям удовольствие.

     Во время игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.

     С младшей группы надо приучать детей пользоваться общепринятыми определениями характерных свойств, качеств, признаков предметов и явлений.     В ходе игры у младших детей проявляется желание хорошо рассмотреть предмет, поиграть с ним. Такой интерес можно использовать для того, чтобы познакомить ребенка с некоторыми признаками и свойствами предметов. Так, если дети,  скажем, обратили внимание на форму яблока, можно предложить им покатать его, как  мяч погладить, чтобы определить, гладкая ли у него поверхность.     После игр с овощами и фруктами можно угостить детей , обратив при этом внимание на то, что все фрукты и овощи имеют вкус: «Скажите, как во рту стало» (кисло, горько, сладко) Угощение вызывает у малышей еще больший интерес к таким играм.

     Желание поиграть с листьями, цветами часто вызывает у дошкольников стремление украсить групповую комнату, свой обеденный стол, подарить букет взрослым, младшим детям. Проводя такие игры , надо приучать детей бережно относиться к растениям, приучать их не рвать без надобности цветы.

     Организуя игры старших дошкольников с природным материалом, особое внимание следует обратить на умение детей пользоваться общепринятой терминологией при определении характерных свойств, качеств, признаков растений. Детей 5-7 лет необходимо учить более полно и точно описывать наблюдаемые растения.

     Перед детьми 5-7 лет нужно ставить более сложные дидактические задачи, требующие умения выделять отдельные части растений, сравнивать Их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития.     Какие задачи решают в процессе дидактических игр со старшими дошкольниками .

  1. Находить предмет с помощью одного анализатора (на ощупь, на вкус, по запаху) Выполнение этой задачи требует от детей умения оперировать отдельными признаками (форма, плотность, поверхность) предметов и их качествами.  
  2. Описывать предметы и находить их по описанию. Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринимаемые не только зрительно, но и с помощью осязания.
  3. Находить целое по части и часть по целому.
  4. Составлять целое из частей. Данные задачи требуют от детей знания внешнего вида частей растения, например листьев и плодов (семян) надземных и подземных частей растений.
  5. Группировать предметы по месту произрастания.
  6. Группировать предметы по использованию их в жизни. Задача усложнена тем, что признаки, лежащие в основе группировок, нельзя воспринимать чувственным путем. Чтобы дети могли решить поставленные задачи, необходимо пополнить их знания об уже известных растениях.
  7. Устанавливать последовательность стадии развития растений. Это наиболее сложная задача. Чтобы ее выполнить,  дети должны знать изменяющие внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенными периодами развития растения.

     Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут. В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение к ним.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Гуляя в лесу, полезно обращать внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем похожее со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения.

Часто игра детей является творческим воспроизведением воспринятого ими па экскурсии или прогулке. В ней находят отражение полученные представления о растениях, животных и труде человека. В таких играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Воспитатель, наблюдая игру, снабжает детей нужными предметами, помогает правильно разрешать возникающие вопросы, исправляет неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли. Наблюдения за такими играми дают воспитателю богатый материал для изучения детей, учета имеющихся у них представлений и их отношения к природе и труду.

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.

Исходя из этого, можно предположить, что дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением со стороны взрослого и сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому.

                                 Литература:

1.Бондарева Т.. «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой через игру», Москва, «Просвещение», 1998 г.

2. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» - М.: «Просвещение», 1973

3. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978 г.

4. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1983, 207 с.

5. Лихачев Б.Т. «Экология личности», // «Педагогика», №2, 1993 г.

6. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.

7. Николаева С.Н. «Формирование начал экологической культуры», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.

8. Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», // «Дошкольное воспитание», 1994 г., №7.

9. Саморукова П.Г. «Как знакомить дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1983 г.

10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянская школа,

11. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. // Начальная школа. - 1986, №8

12. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1981 г.