Лобанова Наталия Николаевна

дети цветы жизни

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: воспитательная работа с детьми

Увлечения: спорт

Страна: Россия

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: с.Атемар

Место работы: МБДОУ "Атемарский детский сад №1"Теремок"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lobanova-natalia-nikolaevna

Дети – это абсолютная особая каста людей. Они совершенны, как любое творение природы. Они удивительны, потому что пока неизвестно, что за люди из них вырастут.

О себе

Окончила в 1984 году пед.инситут им.М.Е.Евсевьева  по спец. : Педагогика и психология (дошкольная) , присвоена квалификация : «Методист по дошкольному воспитанию», «Воспитатель в ДОУ». Стаж педагогической работы 20 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Творчество  Ивана Сергеевича Тургенева.

Мои достижения

  

Моё портфолио

                             МБДОУ Атемарский д.сад №1 «Теремок»

 

 

 

 

 

 

      Описание педагогического опыта

 

 

    « Использование сюжетно – ролевых игр у младших  

        дошкольников с целью приобретения навыков

        игровой деятельности и общения»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   Выполнила : воспитатель

                                                                                                         Лобанова Н.Н.

 

 

 

 

 

Актуальность и перспективность опыта.

     Существенные    изменения в      связи с    введением ФГТ и    переходом на федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, требуют актуальные    перемены   в   содержании   и    построении    образовательной деятельности.  Изменился  взгляд и  на  выпускника   детского сада,   успешно освоившего образовательную программу. Речь идет  о   сформированности  у него интегративных качеств личности, одним из которых является овладение средствами     общения   и   способами   взаимодействия    с    взрослыми    и сверстниками...

     Практика показывает:    сюжетно-ролевые  игры младших  дошкольников характеризуется     однообразностью   и      стереотипностью;    не   умением принимать  и  последовательно   менять      игровые  роли;    не   достаточно используют действия с предметами и ролевую речью, то есть не осознаются сущность, смысл и мотивы   деятельности,   которые   скрыты  за   внешними признаками людей и  присущими им   атрибутами. Сюжет игры   в основном связан с семейными отношениями и   бытом,   а   также     отражает    героев современных мультфильмов.

     Игровые  действия у младших  дошкольников   недостаточно   развернуты, иногда сопровождаются речью,  но с  ней   не    взаимосвязаны.     Игра,    как правило заключается в однообразном повторении одного игрового действия ( например, кормление). Игровое сосредоточение  недостаточное:  начинают игровые  действия   и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и так же быстро оставляют игру, не развив сюжет.

Большинство младших дошкольников (65 % ) не  выполняют   правила   игры, недостаточно осознают их, проявляю т неустойчивость  в  игровом  общении: дружеское отношение часто сменяется конфликтами,  попытками   завладеть игрушками других детей.

     Таким образом, возникшее противоречие между  осознанием  значимости сюжетно- ролевой    игры   для     развития    дошкольников и    недостаточной сформированностью    ведущей    деятельностью   у  младших  дошкольников  определило актуальность данного проекта.

     Актуальность  вопроса определяется еще и  тем  ,  что  значительная   часть современных   родителей    и    педагогов,    ориентируясь    на    искусственно     сформулированные   требования   ранней  подготовки  к  обучению  в  школе,     беспечно    игнорируют    возрастные    особенности   дошкольников.    А ведь именно    в    дошкольном    возрасте   закладываются    основы   чрезвычайно     важных  социальных     компетенций:      социального     партнерства,     продуктивного    взаимодействия,   управления конфликтами.

     Также актуальность проекта    обозначена     необходимостью     коррекции межличностных отношений и недостатков  общения   у детей.   К сожалению, ребенок  при  общении в   детском   саду   использует    копию типичной   для большинства ( как правило, однодетных)  семей модели   неконструктивного поведения,      индикатором       которого        является       раздражительность, неуступчивость ,  агрессивность.   Ребенка  в  такой семье  не  учат     дружить, уступать друг другу,  сочувствовать,   быть   толерантным,    стараться    понять товарищей по игре. Все чаще, наблюдается  негативная  реакция  со  стороны детей и на  просьбы   взрослого:   капризы,   немотивированные   требования, плаксивость.

     Таким   образом,   актуальность   работы    подтверждается    следующими положениями:

1.     Игра и общение  дошкольников   очень    тесно     связаны.     Формируя внеситуативное общение, мы  подготавливаем    или    совершенствуем игровую деятельность  детей      ,   а,   организуя   сюжетно-ролевую   игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая,  как можно играть),

мы способствуем развитию их общения

2.     Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками  , его конфликт с ними   порождаются   недостаточной   сформированностью    ведущей деятельностью ребенка.

     Сюжетно-ролевая игра рассматривается, как ведущий вид деятельности на раннем   уровне  психического  развития  ребенка  и  как  одно   из   наиболее действенных   средств  формирования у него представлений об окружающем мире, учит взаимоотношения в нем и помогает формировать положительные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми

     Поэтому в данный  работе я ставила перед собой следующую цель:  формировать игровые и социальные компетенции у младших дошкольников через развитие сюжетно – ролевой игры.

 

  Условия формирования опыта

     На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы :

- изучение и анализ методической литературы по данной теме;

- наблюдение за детьми в   ходе   занятий    и   в    свободной     деятельности;

-  использование и комбинирование сюжетных игр в процессе обучения;

- диагностика развития детей;

- включение     сюжетных    игр   в     самостоятельную    деятельность дошкольников;

- анкетирование,    консультации,    беседы    с      родителями,      проведение праздников

     Изучение разных программ, методических пособий  и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволило мне выбрать и применить на практике наиболее актуальные к нашим условиям методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно - образовательной работы.

     Работая над этой темой :

-  использую  различные  приемы и методы;

- применяю личностно-ориентированный   подход к   процессу  подготовки игры,

- сохраняю положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, учитываю возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

- использую в сюжетных играх элементы из дидактической игры, а также развивающие упражнения;

- подбираю соответствующую предметно-развивающую среду в группе;

- использую художественную литературу.

Теоретическая база опыта.

     Систематическое исследование сюжетно – ролевых игр, направленных на всестороннее развитие личности ребенка,  ведется мною с 2011 г.  Наш детский сад работает по комплексной программе «Детство», поэтому она является основной. В своей работе частично использую  пособия для воспитателей:  «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я. Михайленко, «Игра в дошкольном возрасте» Т.Н. Доронова, «Развитие иговой деятельности детей 2-7 лет» О.А. Карабанова , Н.В. Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» и др. 

     Мой педагогический опыт наряду с комплексной программой «Детство»  опирается на передовой педагогический опыт по проблеме развития игровой деятельности дошкольников ( использование методик Г.А. Урунтаевой,  Ю.А. Афонькиной: 1) Изучение игровых предпочтений; 2) Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры; 3) Изучение взятия ребенком на себя роли).

     Анализ результатов, в проведенной работе, свидетельствует о том, что применение     сюжетных     игр    в  воспитательной   практике    обеспечивает решение задач в наиболее понятной для  детей   форме.    Дети   отражают   в играх  развитые сюжеты. Активно осваивают  способы   ролевого   поведения, называют свою   роль и   обращаются   к   сверстникам   по   имени    ролевого персонажа, меняют интонацию   голоса   в   зависимости   от   роли.    В    игре понимают игровую задачу и действуют в   соответствии   с   нею.   Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками

 

     Технология опыта

     Мною разработан проект : «Использование сюжетно – ролевых игр у младших дошкольников с целью приобретения навыков игровой деятельности и общения». Проект рассчитан на два года. Участниками проекта являются дети от двух до четырех лет, педагоги, родители. Совместный сбор материалов по теме проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.

     Для реализации поставленной мною цели, « Формирование игровых и социальных компетенций у младших      дошкольников     через    развитие      сюжетно - ролевой    игры», были выдвинуты следующие задачи :

- Развивать умения развертывать игровые   действия  с  сюжетной   игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.

- Связывать   два-три   игровых  действия   в   смысловую   цепочку,   словесно обозначать их,  продолжать   по    смыслу    действие,     начатое    партнером-взрослым, а затем сверстником.

- Стимулировать самостоятельно выбирать   атрибуты   для   игр,    дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.

- Побуждать к игровому  общению   со    сверстниками,    вступать в    ролевой диалог, развивать восприятие сверстника как игрового партнера.

- Формировать собственную позицию ребенка.

- Развивать навыки социального партнерства:  дружелюбие, спокойно играть, обмениваться игрушками,  уступать,   доброжелательно   относиться    друг к другу.

     Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраст с низким уровнем социальных и игровых компетенций.

     Вызывают озабоченность  и требует усилий в работе с детьми,  если :

1.     Дети     воспроизводят    одни    и   те  же   игровые   действия,   их   игры однообразны.

2.     Использование    предметов-  заместителей    вызывает    затруднение.

3.     В совместной игре  дети мало инициативны;

4.     Игровое сосредоточение недостаточное: начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и  так же   быстро оставляют игру, не развив сюжета.

5.     Проявляют неустойчивость в игровом  общении,  не  уверены  в себе  и в своих силах.

6.     Отличаются        неорганизованностью    поведения      (недостаточная целенаправленность       деятельности,          неумение     планировать, регулировать и оценивать свои действия, вступать в игровое и ролевое взаимодействие со сверстниками).

Развитие ребенка во многом зависит от того , какое влияние оказывают на   детей  взрослые. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в  осуществление опыта и для  которых    данный     опыт     предназначен, являются      педагоги    дошкольного    образования,    дети    младшего дошкольного возраста и их родители (законные представители).

Подготовительный этап в моей работе включает в себя: выявление уровня развития интеллектуально – творческих способностей детей на начальном этапе, разработка перспективного плана работы, создание предметно -  развивающей среды, наблюдение за детьми в различных ситуациях (параметры: замысел, сюжет, содержание игры ; выполнение роли и взаимодействие детей в игре и т.п.), создание установки у детей и родителей на активный процесс работы.

      Исходя из этого,   определены   следующие     принципы      работы     по развитию сюжетно-ролевой игры у младших дошкольников:

 

1.Принцип безусловного принятия ребенка. Реализуется в установлении    равноправных    отношений в    системе    «ребенок-взрослый», принятии ребенка, таким,   какой он  есть,   в    отказе   от попыток    изменить    его    личность  ; в   предоставлении    ребенку инициативы и права определять сюжет, тему и содержание игровых сессий.

2.Принцип недирективности. Находит   свое   воплощение    в    отказе педагога от попыток вмешательства в игру с целью  манипулировать ребенком  и   управлять    его    поведением,    а    также   в  сведении    к минимуму числа ограничений и запретов.

3.Принцип центрации на чувствах и переживаниях ребенка. Позволяет выразить чувства и      называть с помощью речи,   а также создать условия для самопознания ребенка.

4.Принцип активности и свободы самовыражения ребенка. Предоставление      ребенка      свободы    в     возможности     играть достаточное время.  Игра,  наполненная    творчеством    и    богатым воображением, является неотъемлемой частью  детства и   развития личности.

5.Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе.      Важнейшим компонентом      социальной       ситуации       развития        ребенка, определяющим зону его ближайшего развития, составляет система отношения    ребенка с    близкими     взрослыми,    особенности    их межличностных   отношений    и     общения,     формы     совместной деятельности.

При правильной организации условий работы : обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада, правильное определение главной цели сюжетной игры; необходимость сохранять

 положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей, использовать в сюжетных играх элементы из дидактической игры, а также развивающие упражнения, все это несомненно дает хороший результат в моей работе.

     Данный педагогический  опыт  способствует благоприятной адаптации в детском саду, устойчивому эмоционально – положительному самочувствию и активности каждого ребенка, приобретению навыков игровой деятельности и общения.

 Развитие ребенка во многом зависит от того , какое влияние оказывают на   детей  взрослые. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в  осуществление опыта и для  которых    данный     опыт     предназначен, являются      педагоги    дошкольного    образования,    дети    младшего дошкольного возраста и их родители (законные представители). Из опыта своей работы хочется сказать, что реализация  обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовый знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам детей.

      Вся работа по развитию сюжетных игр дошкольников велась в тесной связи с педагогами ДОУ, специалистами и родителями воспитанников. Взаимодействие с родителями по вопросам игровой деятельности я начинала с изучения условий, которые созданы для игровой деятельности ребенка в семье. С этой целью провела со старшим воспитателем и педагогами младших групп  анкетирование родителей по игровой деятельности. Так же использовала такие формы работы как: «Встреча с родителями в игровой гостиной» (темы: «Запомнившиеся игры прошедшего детства. Чем они дороги?», «Вечерние игры с ребенком перед сном»). консультации (темы: «Какие игрушки для детских игр необходимы ребенку до 4 лет», «Как и во что играть с ребенком 3-4 лет»)

Анализ результативности опыта.

     Анализ   результатов   в   проведенной работы  свидетельствует  о  том , что применение     сюжетных     игр    в  воспитательной   практике    обеспечивает решение задач в наиболее понятной для  детей   форме.    Дети   отражают   в играх  развитые сюжеты. Активно осваивают  способы   ролевого   поведения, называют свою   роль и   обращаются   к   сверстникам   по   имени    ролевого персонажа, меняют интонацию   голоса   в   зависимости   от   роли.    В    игре понимают игровую задачу и действуют в   соответствии   с   нею.   Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.    

          Проведенная  мною работа  показала    большую        эффективность    во всестороннем  развитии дошкольников. Игры  такого    рода    игры     очень нравятся детям.   Предлагаемое    мною    взаимодействие   обеспечивается целенаправленным,   активным    включением   всех   участников   проекта  в игровую деятельность детей. Результатом такого   социального   партнерства является максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника с низким   уровнем   игровых    компетенций,     формирование    собственной позиции ребенка, гармонизация личности ребенка.

     В проекте использовались педагогические  наблюдения,  соответствующие возрасту. Они позволили отследить навыки игровой деятельности и общения детей ,     как     на      начальном     этапе     так    и   в    конце,    а    так     же     выявить    результаты приобретенных умений и навыков в конце проекта.

     В результате углубленной работы по данной теме, удалось   сформировать у    детей    представление    о    себе   и      окружающей       действительности, рукотворном мире, мире  людей и их взаимоотношениях,  мире  животных  и т.д.

Трудоемкость опыта.

     В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает сделанный на основе тщательного анализа вывод об «утончении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре. Так, Д.И.Фельдштейн отмечает сужение уровня развития сюжетно – ролевой игры дошкольников.

     Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко указывают на то, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты», которые, как традиционно считалось , в наибольшей мере спообствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео – и мультипликационных фильмов. Дети постепенно перестают осознавать и принимать важность соблюдение в игре определенных правил, все чаще считая вполне возможными их нарушать. В современном обществе игра постепенно перестает быть «способом освоения социальных отношений» и школой становления произвольного поведения, а дети все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают смысла профессиональной деятельности родителей. Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, - к такому неутешительному заключению мы приходим.

     На мой взгляд, систематическая работа в ДОУ, а так же работа в семье поможет решить эту проблему.

Адресность опыта.

Распространение опыта работы в рамках дошкольного учрежденя (педагогический совет, семинары – практикумы).

Публикации инновационного опыта в сети интернет.

http://nsportal.ru/user/237928/page/konspekt-integrirovannogo-otkrytogo-zanyatiya-po-netraditsionnomu-risovaniyu-v

 https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/Лобанова%20Т.Н.%20Занятие%20.VOB

 

Мои публикации:
Аппликация, лепка
Воспитательная работа
Здоровый образ жизни
Окружающий мир
Основы безопасности жизнедеятельности
Развитие речи
Разное
Региональный компонент
Рисование
Сценарии праздников
Управление ДОУ
Художественная литература
Добавить грамоту в портфолио