МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
материал (младшая группа) по теме

Лобанова Наталия Николаевна

                                                                                                                                                               

 

                                                                           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                                        «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

                                                                                                          РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             ВЫСТУПЛЕНИЕ

                                                                                                                        на тему :

 

                                                                    «Умственное воспитание детей дошкольного возраста

                                                                              в процессе ознакомления с природой»

 

 

        

                                                                 

 Подготовила:                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                     Лобанова Н.Н. – воспитатель      

                                                                                                                                                                                                                                     первой                  

                                                                                                                                                                                                                                     квалификационной категории                                                                                                                  

                              

     Природа – неиссякаемый источник  духовного обогащения ребенка.  Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки , птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир растений и животных побуждает у ребят живой  интерес к природе, любознательность, побуждает  их к деятельности, Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

     Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы.

     Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывать логику мысли, четкость и красоту речи _ развитие мышления и речи  идет как единый процесс.

     Познание природы, способствует  развитию творчества и самостоятельности. Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, каждое знакомство с природой - урок развитию детского ума, творчества, чувства.

     Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать.

     Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явления природы т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

     В педагогическом процессе детского сада ознакомление с природой с целью развития мышления и речи детей  уделяется особое внимание.

     При правильной организации педагогической работы по ознакомлению детей с природой, идет  развитие восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивает более качественную подготовку детей к школе.

     Детей знакомят с рядом закономерностей, внешние проявления которых имеют отчетливый характер, что делает их доступными для наблюдения и познания детьми дошкольного возраста. К числу таких закономерностей относятся приспособленность живых организмов к жизни в определенных условиях, рост и развитие животных и растений, Это – основополагающие закономерности живой природы, и их познание на конкретных примерах , обеспечивает интенсивное умственное развитие детей.

     Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни ( в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы)

     Руководя познаниями природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель примечает разнообразные методы и приемы.

     Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. Это наблюдение, эксперименты, труд, игры. Наряду с этими методами широко применяются методы, основанные на слове воспитателя – рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией  объектов или их изображений.

     Выбор методов и приемов определяется содержанием программ дошкольного учреждения, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

    В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.

Дидактическая игра, показ по картинке, игрушек играют большую роль в познании детьми природы.

     Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт у детей  средней группы, нужно при ознакомлении их с природой широко использовать наглядный материал. Для уточнения и закрепления образующих представлений широко используют дидактические игры с естественными предметами (листьями, овощами, фруктами) или их изображениями на картинках, небольшие беседы.

     Ознакомление детей старшей и подготовительной к школе групп с природой ,происходит в основном путем наблюдений на экскурсиях, прогулках, во время игр и трудовых действий. В этих группах большое место отводится беседам, рассказам воспитателя с использованием картинок, диафильмов  и кинофильмов, чтение художественной литературы

     Первые наблюдения проводят с небольшим количеством детей. Основная задача воспитателя – сформировать у ребенка элементарные навыки наблюдения 6 более или менее длительно сосредотачивать внимание на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2-3) . Детей младшей группы привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за животными. Их проявление – движение, питание, издаваемые звуки – вызывают непроизвольное внимание маленьких детей. Вначале дети как бы не слышат, не принимают вопрос воспитателя. Внимание их поглощено непосредственным рассматриванием животного. Поэтому руководя наблюдением ,воспитатель  различными приемами побуждает животного к движению.

     Наблюдения, проводимые с маленькими детьми, кратковременны, чтобы удержать внимание детей, воспитатель дает некоторым из них поручения, используются и игровые приемы имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов: «Рыбка плывет к Коле…» При коллективных повторных наблюдениях используют сюрпризные моменты, читают стихи, поют песенки и т.д. В процессе наблюдения за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривая растения, воспитатель соединяет эти наблюдения с элементарными трудовыми действиями или игрой.

     В средней группе наблюдение чаще всего используют для ознакомления детей с новыми объектами, для расширения представлений о знакомых предметах и явлений. Вместе с тем воспитатель организует с детьми длительное наблюдение за ростом и развитием растений, яркими сезонными изменениями в жизни природы, Вначале, эти наблюдения ведутся за единичными объектами (например наблюдение одного из деревьев осенью ), а затем объектом длительного наблюдения может быть совокупность, например, парк весной.

    В ходе наблюдений дети средней группы учатся выделять в наблюдаемых предметах характерные признаки: размер, цвет, форму, части, пропорции, характер поверхности, численность. В результате представления у детей, формируемые на основе наблюдения, становятся более конкретным и очным. Воспитатель приучает детей следовать плату, который он предлагает в форме последовательной постановки вопросов и заданий.

     Цель наблюдения часто связывается с трудом или изобразительной деятельностью. Но все чаще используются познавательные цели ,например, пойти в сад и посмотреть, какие деревья расцвели и т.д.

     Иногда наблюдение организуется с использованием загадки, отгадки которой дети находят в процессе рассматривания предмета. Как и в младшей группе, в процессе наблюдения используются разнообразные обследовательские действия, игровые приемы, трудовые поручения. Некоторые из этих действий могут иметь поисковый характер, например, животному предлагается разная пища для того, чтобы определить, чем оно питается.

     В наблюдениях с детьми средней группы воспитатель начинает использовать сравнение. Сравниваются  два предмета ( с одним из них дети уже знакомы). Для сравнения воспитатель последовательно выделяет признаки. В средней группе результатом наблюдения может быть рассказ – описание. Воспитатель предлагает детям краткий план рассказа, побуждая детей двумя – тремя вопросами к рассказу, но сам не рассказывает.

     В процессе наблюдений старшей группы их знакомят с характерными и существенными признаками объектов. Проводится и длительные наблюдения за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями природы. Воспитатель продолжает учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плату, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения. В наблюдаемых предметах и явлениях выделяются существенные признаки, значимые для той или иной деятельности или являющиеся общими признаками целой группы объектов, устанавливаются связи и отношения предметов с окружающим.

     В наблюдениях за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями у детей формируют умение видеть закономерную последовательность фаз (например, у растущего гороха отмечают появление ростка, стебля, листьев, усов, бутонов, цветка и плода).

     В руководстве наблюдениями воспитатель использует прямую постановку задач, в первую очередь познавательные  вопросы, носят поисковый характер, требует установить причину, провести сравнение. Приемы сравнения, становятся более разнообразными: наблюдаемы объект сравнивают с другим, изображенным на картине, или по представлению. Сравниваются не только отдельные предметы, но и природные явления   ( парк весной и зимой). Дав задание к сравнению наблюдаемого, воспитатель предоставляет детям самостоятельность в определении признаков, по которым идет сравнение, оказывая помощь лишь в случаях затруднении.

     Как и в средней группе, словесный отчет о результатах наблюдении должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдения дети отражают в рисунках , поделках. Особенность руководства наблюдениями в подготовительной к школе группе, заключается в создании условий для проявления детьми большей самостоятельности в наблюдении.

     Часть заданий при длительных наблюдений детям дают заранее. Воспитатель изредка напоминает о них. При кратковременных наблюдениях воспитатель использует вопросы – задания (Одинаково ли расцвечены деревья и кустарники нашего сада).  Дополнительные вопросы ставят только тогда, когда дети в чем-либо затрудняются. По этой же причине используют и обследовательские действия.

     В своих наблюдениях дети подготовительной группы могут использовать несложные приспособления, а иногда и приборы-термометры, флюгер, лупы, рейки и т.д.

     Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют  разнообразные игры. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

     В ознакомлении детей с природой используют дидактические, подвижные и творческие игры.

     Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы детских садов они используются и на занятиях и в повседневной жизни, причем часто возникают по инициативе детей.

     Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например : определение свойств и качеств предмета) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться  и др.) что и делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого  быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самыми разнообразными : закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д. Планируя занятия, включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае происходит процесс разрушения дидактической игры как особого средства образовательной работы. Каждая дидактическая игра содержит в основном, одну – две задачи, которые определят ход игры.

     При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

     1.упираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия:

     2.следиь за тем, чтобы дидактическая задача было достаточно трудна и в то же время доступна детям;

     3.поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

     4.постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

     5.конкретно и четко объяснять правила;

     С детьми младших групп на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и туту же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила.

     На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

     Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Вначале воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила. По ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, исправляет ошибки., разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый е. вариант.

     С детьми пяти-шести лет интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время экскурсий и прогулок. Например, осенью воспитатель может провести с детьми таки игры: «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их, «Собери самые красивые листья», «Найди дерево или кустарник п описанию», «Узнай на ощупь, с какого дерева лист». Введение элементов соревнования: «Кто быстрее?», «Кто больше?» - повышает интерес детей к этим играм.

     Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает некоторое затруднение даже у детей старшей группы. Часто они пропускают одно из звеньев процесса, указывают на первое и последнее звенья, выделяя лишь самое яркое, привлекающее их внимание. Дидактические игры с картинками («Что сначала, что потом?), помогают детям уяснить последовательность развития отдельного растения, а также последовательность времен года. В подготовительной к школе группе эти игры также проходят интересно, но педагог повышает требования к выполнению задания , оно должно быть более самостоятельным, быстрым, объяснения более полными. Дети шести лет уже не просто называют явления, а подробно раскрывают его причину, объясняют последовательность развития. Время, затрачиваемое ими на обдумывание решения и ответа, сокращается.

     Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам, проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Приобретение умений классифицировать, сравнивать и обобщать в большой степени способствует развитию речи детей, которая становится уже связной и довольно выразительной.

     Свою работу по ознакомлению детей с природой осуществляем в разнообразных формах работы с детьми: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни( в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

     Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания в последовательности с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. Содержание программных задач исходит из требований программы «Детство», по которой работает наш детский сад.

     Работа с детьми на занятиях показала хороший результат формирования системы элементарных знаний по ознакомлению с природой у всех детей группы, в определенной системе и последовательности развиваются основные познавательные процессы и способности детей.

     В повседневной жизни, во время наблюдений игр, труда у ребят накапливается личный опыт,  занятия дают возможность уточнить и систематизировать его. Но, наверное, любимый вид занятия у  детей, это экскурсии. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. Дать небольшие экскурсии, которые провели этим летом(экскурсия в парк и на луг) оставили неизгладимые впечатления, вызвало у ребят глубокие переживания. Мы часто вспоминали прогулку. Знания, полученные на экскурсии, закрепили в играх, наблюдениях в уголке природы. Это не только познавательно для детей, но и формирует любовь к родной природе.

     Очень большая работа по ознакомлению детей с природой ведется в повседневной жизни. Это ежедневные прогулки с детьми. Прогулки доставляют детям огромную радость и удовольствие от общения с природой. Мы знакомим ребят с теми явлениями природы, представление о которых складываются продолжительное время (Таяние снега, набухание почек и т.д.) Дети , с удовольствием играют с песком, глиной, водой, снегом, листьями и т.д. у них накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях, во всех связях и отношениях. Читаем стихи, загадываем загадки, вспоминаем пословицы, поем песни и конечно – же игры на свежем воздухе.

     Мои наблюдения за детьми показали: что на прогулках, дети быстро схватывают и запоминают нужный материал, с удовольствием закрепляют его в дидактических играх, подвижных играх, в изобразительной деятельности и т.д. Дети охотно отражают свои наблюдения на прогулках , в календаре погоды, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений.     Наши дети очень любят работать в уголке природы. Труд и наблюдение детей за растениями и животными в уголке природы организуется в течении всего года т.е. создаются условия для непрерывной, длительной и систематической работы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть, например, рыбок в аквариуме, наблюдать за ними длительное время.   

     Целенаправленно проведенные наблюдения, экскурсии, занятия, прогулки, закрепление воспринятого в последующих беседах и т.д. подводят детей к пониманию связей и зависимостей в природе, к пониманию зависимости изменений в растительном и животном мире.  Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. Природа представляет нам большие возможности для разнообразной деятельности детей, и, конечно, мы должны умело воспользоваться этим, постоянно пополняя свои знания, потому что правильно подобранное содержание, методы и формы ознакомления детей с природой, дают возможности успешно решать задачи умственного воспитания.

    

                                       Литература :

  1. С.Н. Николаева: «Любовь к природе воспитывает с детства»: Москва, Мозоика-Синтез, 2004 г.
  2. Н.Н. Поддъякова «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» М., Просвещение, 1978 г.
  3. П.Г. Саморукова: «Как знакомить дошкольников с природой»: М., Просвещение, 2008г.
  4. Е.О. Севостьянова «Занятие по развитию интеллекта детей 5-7 лет», М., Творческий центр, Сфера, 22009 г.     

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

                                    РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

                                          ВЫСТУПЛЕНИЕ

                      на тему :

«Умственное воспитание детей дошкольного возраста

         в процессе ознакомления с природой»

                                                    Подготовила:

                                                                           Лобанова Н.Н. – воспитатель      

                                                                           первой                  

                                                                           квалификационной категории                                                                                                                 

                             

     Природа – неиссякаемый источник  духовного обогащения ребенка.  Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки , птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир растений и животных побуждает у ребят живой  интерес к природе, любознательность, побуждает  их к деятельности, Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

     Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы.

     Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывать логику мысли, четкость и красоту речи _ развитие мышления и речи  идет как единый процесс.

     Познание природы, способствует  развитию творчества и самостоятельности. Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, каждое знакомство с природой - урок развитию детского ума, творчества, чувства.

     Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать.

     Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явления природы т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

     В педагогическом процессе детского сада ознакомление с природой с целью развития мышления и речи детей  уделяется особое внимание.

     При правильной организации педагогической работы по ознакомлению детей с природой, идет  развитие восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивает более качественную подготовку детей к школе.

     Детей знакомят с рядом закономерностей, внешние проявления которых имеют отчетливый характер, что делает их доступными для наблюдения и познания детьми дошкольного возраста. К числу таких закономерностей относятся приспособленность живых организмов к жизни в определенных условиях, рост и развитие животных и растений, Это – основополагающие закономерности живой природы, и их познание на конкретных примерах , обеспечивает интенсивное умственное развитие детей.

     Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни ( в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы)

     Руководя познаниями природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель примечает разнообразные методы и приемы.

     Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. Это наблюдение, эксперименты, труд, игры. Наряду с этими методами широко применяются методы, основанные на слове воспитателя – рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией  объектов или их изображений.

     Выбор методов и приемов определяется содержанием программ дошкольного учреждения, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

    В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.

Дидактическая игра, показ по картинке, игрушек играют большую роль в познании детьми природы.

     Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт у детей  средней группы, нужно при ознакомлении их с природой широко использовать наглядный материал. Для уточнения и закрепления образующих представлений широко используют дидактические игры с естественными предметами (листьями, овощами, фруктами) или их изображениями на картинках, небольшие беседы.

     Ознакомление детей старшей и подготовительной к школе групп с природой ,происходит в основном путем наблюдений на экскурсиях, прогулках, во время игр и трудовых действий. В этих группах большое место отводится беседам, рассказам воспитателя с использованием картинок, диафильмов  и кинофильмов, чтение художественной литературы

     Первые наблюдения проводят с небольшим количеством детей. Основная задача воспитателя – сформировать у ребенка элементарные навыки наблюдения 6 более или менее длительно сосредотачивать внимание на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2-3) . Детей младшей группы привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за животными. Их проявление – движение, питание, издаваемые звуки – вызывают непроизвольное внимание маленьких детей. Вначале дети как бы не слышат, не принимают вопрос воспитателя. Внимание их поглощено непосредственным рассматриванием животного. Поэтому руководя наблюдением ,воспитатель  различными приемами побуждает животного к движению.

     Наблюдения, проводимые с маленькими детьми, кратковременны, чтобы удержать внимание детей, воспитатель дает некоторым из них поручения, используются и игровые приемы имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов: «Рыбка плывет к Коле…» При коллективных повторных наблюдениях используют сюрпризные моменты, читают стихи, поют песенки и т.д. В процессе наблюдения за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривая растения, воспитатель соединяет эти наблюдения с элементарными трудовыми действиями или игрой.

     В средней группе наблюдение чаще всего используют для ознакомления детей с новыми объектами, для расширения представлений о знакомых предметах и явлений. Вместе с тем воспитатель организует с детьми длительное наблюдение за ростом и развитием растений, яркими сезонными изменениями в жизни природы, Вначале, эти наблюдения ведутся за единичными объектами (например наблюдение одного из деревьев осенью ), а затем объектом длительного наблюдения может быть совокупность, например, парк весной.

    В ходе наблюдений дети средней группы учатся выделять в наблюдаемых предметах характерные признаки: размер, цвет, форму, части, пропорции, характер поверхности, численность. В результате представления у детей, формируемые на основе наблюдения, становятся более конкретным и очным. Воспитатель приучает детей следовать плату, который он предлагает в форме последовательной постановки вопросов и заданий.

     Цель наблюдения часто связывается с трудом или изобразительной деятельностью. Но все чаще используются познавательные цели ,например, пойти в сад и посмотреть, какие деревья расцвели и т.д.

     Иногда наблюдение организуется с использованием загадки, отгадки которой дети находят в процессе рассматривания предмета. Как и в младшей группе, в процессе наблюдения используются разнообразные обследовательские действия, игровые приемы, трудовые поручения. Некоторые из этих действий могут иметь поисковый характер, например, животному предлагается разная пища для того, чтобы определить, чем оно питается.

     В наблюдениях с детьми средней группы воспитатель начинает использовать сравнение. Сравниваются  два предмета ( с одним из них дети уже знакомы). Для сравнения воспитатель последовательно выделяет признаки. В средней группе результатом наблюдения может быть рассказ – описание. Воспитатель предлагает детям краткий план рассказа, побуждая детей двумя – тремя вопросами к рассказу, но сам не рассказывает.

     В процессе наблюдений старшей группы их знакомят с характерными и существенными признаками объектов. Проводится и длительные наблюдения за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями природы. Воспитатель продолжает учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плату, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения. В наблюдаемых предметах и явлениях выделяются существенные признаки, значимые для той или иной деятельности или являющиеся общими признаками целой группы объектов, устанавливаются связи и отношения предметов с окружающим.

     В наблюдениях за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями у детей формируют умение видеть закономерную последовательность фаз (например, у растущего гороха отмечают появление ростка, стебля, листьев, усов, бутонов, цветка и плода).

     В руководстве наблюдениями воспитатель использует прямую постановку задач, в первую очередь познавательные  вопросы, носят поисковый характер, требует установить причину, провести сравнение. Приемы сравнения, становятся более разнообразными: наблюдаемы объект сравнивают с другим, изображенным на картине, или по представлению. Сравниваются не только отдельные предметы, но и природные явления   ( парк весной и зимой). Дав задание к сравнению наблюдаемого, воспитатель предоставляет детям самостоятельность в определении признаков, по которым идет сравнение, оказывая помощь лишь в случаях затруднении.

     Как и в средней группе, словесный отчет о результатах наблюдении должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдения дети отражают в рисунках , поделках. Особенность руководства наблюдениями в подготовительной к школе группе, заключается в создании условий для проявления детьми большей самостоятельности в наблюдении.

     Часть заданий при длительных наблюдений детям дают заранее. Воспитатель изредка напоминает о них. При кратковременных наблюдениях воспитатель использует вопросы – задания (Одинаково ли расцвечены деревья и кустарники нашего сада).  Дополнительные вопросы ставят только тогда, когда дети в чем-либо затрудняются. По этой же причине используют и обследовательские действия.

     В своих наблюдениях дети подготовительной группы могут использовать несложные приспособления, а иногда и приборы-термометры, флюгер, лупы, рейки и т.д.

     Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют  разнообразные игры. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

     В ознакомлении детей с природой используют дидактические, подвижные и творческие игры.

     Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы детских садов они используются и на занятиях и в повседневной жизни, причем часто возникают по инициативе детей.

     Если во время занятия воспитатель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи (например : определение свойств и качеств предмета) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться  и др.) что и делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого  быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самыми разнообразными : закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д. Планируя занятия, включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае происходит процесс разрушения дидактической игры как особого средства образовательной работы. Каждая дидактическая игра содержит в основном, одну – две задачи, которые определят ход игры.

     При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

     1.упираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия:

     2.следиь за тем, чтобы дидактическая задача было достаточно трудна и в то же время доступна детям;

     3.поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

     4.постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

     5.конкретно и четко объяснять правила;

     С детьми младших групп на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и туту же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила.

     На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

     Начиная со средней группы путь обучения игре иной. Вначале воспитатель рассказывает содержание игры, предварительно вычленяет одно-два важных правила. По ходу игры еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила. На следующем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель наблюдает за игрой, исправляет ошибки., разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает, воспитатель предлагает новый е. вариант.

     С детьми пяти-шести лет интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время экскурсий и прогулок. Например, осенью воспитатель может провести с детьми таки игры: «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их, «Собери самые красивые листья», «Найди дерево или кустарник п описанию», «Узнай на ощупь, с какого дерева лист». Введение элементов соревнования: «Кто быстрее?», «Кто больше?» - повышает интерес детей к этим играм.

     Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает некоторое затруднение даже у детей старшей группы. Часто они пропускают одно из звеньев процесса, указывают на первое и последнее звенья, выделяя лишь самое яркое, привлекающее их внимание. Дидактические игры с картинками («Что сначала, что потом?), помогают детям уяснить последовательность развития отдельного растения, а также последовательность времен года. В подготовительной к школе группе эти игры также проходят интересно, но педагог повышает требования к выполнению задания , оно должно быть более самостоятельным, быстрым, объяснения более полными. Дети шести лет уже не просто называют явления, а подробно раскрывают его причину, объясняют последовательность развития. Время, затрачиваемое ими на обдумывание решения и ответа, сокращается.

     Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам, проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Приобретение умений классифицировать, сравнивать и обобщать в большой степени способствует развитию речи детей, которая становится уже связной и довольно выразительной.

     Свою работу по ознакомлению детей с природой осуществляем в разнообразных формах работы с детьми: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни( в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

     Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания в последовательности с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. Содержание программных задач исходит из требований программы «Детство», по которой работает наш детский сад.

     Работа с детьми на занятиях показала хороший результат формирования системы элементарных знаний по ознакомлению с природой у всех детей группы, в определенной системе и последовательности развиваются основные познавательные процессы и способности детей.

     В повседневной жизни, во время наблюдений игр, труда у ребят накапливается личный опыт,  занятия дают возможность уточнить и систематизировать его. Но, наверное, любимый вид занятия у  детей, это экскурсии. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. Дать небольшие экскурсии, которые провели этим летом(экскурсия в парк и на луг) оставили неизгладимые впечатления, вызвало у ребят глубокие переживания. Мы часто вспоминали прогулку. Знания, полученные на экскурсии, закрепили в играх, наблюдениях в уголке природы. Это не только познавательно для детей, но и формирует любовь к родной природе.

     Очень большая работа по ознакомлению детей с природой ведется в повседневной жизни. Это ежедневные прогулки с детьми. Прогулки доставляют детям огромную радость и удовольствие от общения с природой. Мы знакомим ребят с теми явлениями природы, представление о которых складываются продолжительное время (Таяние снега, набухание почек и т.д.) Дети , с удовольствием играют с песком, глиной, водой, снегом, листьями и т.д. у них накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях, во всех связях и отношениях. Читаем стихи, загадываем загадки, вспоминаем пословицы, поем песни и конечно – же игры на свежем воздухе.

     Мои наблюдения за детьми показали: что на прогулках, дети быстро схватывают и запоминают нужный материал, с удовольствием закрепляют его в дидактических играх, подвижных играх, в изобразительной деятельности и т.д. Дети охотно отражают свои наблюдения на прогулках , в календаре погоды, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений.     Наши дети очень любят работать в уголке природы. Труд и наблюдение детей за растениями и животными в уголке природы организуется в течении всего года т.е. создаются условия для непрерывной, длительной и систематической работы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть, например, рыбок в аквариуме, наблюдать за ними длительное время.    

     Целенаправленно проведенные наблюдения, экскурсии, занятия, прогулки, закрепление воспринятого в последующих беседах и т.д. подводят детей к пониманию связей и зависимостей в природе, к пониманию зависимости изменений в растительном и животном мире.  Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. Природа представляет нам большие возможности для разнообразной деятельности детей, и, конечно, мы должны умело воспользоваться этим, постоянно пополняя свои знания, потому что правильно подобранное содержание, методы и формы ознакомления детей с природой, дают возможности успешно решать задачи умственного воспитания.

     

                                       Литература :

  1. С.Н. Николаева: «Любовь к природе воспитывает с детства»: Москва, Мозоика-Синтез, 2004 г.
  2. Н.Н. Поддъякова «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» М., Просвещение, 1978 г.
  3. П.Г. Саморукова: «Как знакомить дошкольников с природой»: М., Просвещение, 2008г.
  4. Е.О. Севостьянова «Занятие по развитию интеллекта детей 5-7 лет», М., Творческий центр, Сфера, 22009 г.    

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

Рабочая общеобразовательная программа дошкольного образования первой младшей группы №2 (с 2 до 3 лет) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка» Елабужского муниципального

Данная рабочая программа предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Примерной общео...

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) «Загадочный гномик» (сенсорное развитие)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район    Конспект занятия для дете...