«Любимая Мордовия»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Лобанова Наталия Николаевна

         МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ                 

 

 

 

 

    

                                        Конспект интегрированного занятия

 

                                    «Любимая Мордовия»

                                           Для детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:  воспитатель 1  категории МБДОУ Атемарского д.с. №1 «Теремок» Лобанова Н.Н.

Цель: продолжить формировать представления о нашей малой и большой Родины

Задачи:

Образовательные:

- Обобщить знания детей о растительном  мире родного края, развивать интерес  к изучению родного края, умение делать выводы.

- Продолжать знакомить детей с традициями мордовского народа (познакомить с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного мордовского быта ).

Развивающие:

- Обогатить словарь детей народными пословицами , поговорками, загадками, развивать речевую активность, умение слушать, читать стихи. Активизировать словарь детей (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.)

- Развивать художественно-творческие способности детей  и умение использовать элементы мордовской вышивки в своей работе.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родной край,  за место, где они родились и живут.

Предварительная работа: Разучивание стихотворений о родном крае  , пословиц, поговорок, загадок. Проведение экскурсий в краеведческий музей .

 Материал:  «Мордовская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и т.д.), вещи , украшенные мордовским орнаментом.

Ход занятия: (звучит куплет песни Ю.Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель: - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет , о чем эта песня? Правильно, эта песня о родном уголочке, о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.  Народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети: ( это мой дом, мое село Атемар, моя семья, моя мама и я , моя страна и т.д.)

Воспитатель:  Вы правы, ребята, все это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей : моя семья, село Атемар, Мордовия, Россия. Послушайте как мордовский писатель Яков Пинясов пишет  о нашем Мордовском крае. (чтение отрывка из произведения Якова Пинясова «Моя Мордовия»)

Воспитатель: Давайте вспомним и прочитаем стихи о Родине:

Мордовский край! Родимая Отчизна!

Мне близок сердцу каждый уголок,

И пенье птиц, и щебет соловьиный,

Краса полей и широта лесов.

Мордовский край! Любимая Отчизна!

Твоя краса мне очень дорога,

Знакомая тропинка к дому

Знакомый пруд, крутые берега.

Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью

Овраг, ручей с прозрачною водой,

И где-то вдали , журчит совсем неслышно,

Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек.  (Татьяна Учелкина)

Какими выразить словами

Всю красоту, что вижу я.

Тебе, любимая Мордовия.

Пою я гимн, любовь моя.

Воспитатель:  А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнование. Нам нужно разделиться на две команды и придумать им название. (Дети делятся на две команды и придумывают названия своей команде )  Сейчас , я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Та команда,  что ответит правильно,  получит медальку, кто больше наберет медалек – тот победил.

Вопросы:  В какой республике мы живем? ( В республике Мордовия). Назовите дерево, которое встречается в Мордовии чаще всего? (Береза).  Назовите самую большую улицу нашего села? (Центральная). Назовите столицу нашей республики ? (Саранск) В каком районе мы живем? (Лямбирском) Как называется наше село? (Атемар)  (Определяют победителей конкурса)

Воспитатель: Сейчас мы живем в больших домах, но так было не всегда (приглашает в «мордовскую избу») Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, на телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас на танец «Луганяса келуня»

(Все танцуют под фонограмму)

Воспитатель:  В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты, вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Посмотрите какие вещи-помошники были у людей раньше. (самовар, ухват, чугунок, коромысло, прялка и т.д.) Попробуйте отгадать загадки:

Летом спит, зимой гори

Пасть открывает, что дают – глотает (печь)

Не бык, а бодает. Не ест, а еду хватает

Что схватит – отдает, а сам в угол идет (ухват)

Воду дед носил с утра, каждый  раз по два ведра,

На плечах дугой повисло. Держит ведра (коромысло)

Она как круглая кастрюля. Он чумазый, не чистюля

Где там, в печке уголек…Кашу сварит (чугунок)

Выпускает жаркий пар. Древний чайник (самовар)

Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати, у печи оставят …(лапти)

Воспитатель  показывает на слайдах  различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведется небольшая беседа: «Что изображено? Для чего вещь служила?» Используют эти предметы в наше время ? (Если нет, то чем заменены) и др.

Воспитатель: Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется мордовская вышивка.

(Рассматривают вещи украшенные мордовским орнаментом)

Воспитатель:  Назовите :  какие цвета используют в мордовской вышивке? (Крест, зубчик, гармошка, фонарик) А цвета красный и черный.

Какие предметы украшались мордовской вышивкой? (рубахи, панар, покай, передники , рукава, пояс, головные уборы (сорка, панго).

 Сейчас и мы с вами разукрасим полотенце мордовскими узорами.

(Дети выполняют работу и она оценивается, учитывается аккуратность, яркость росписи)

В конце занятия проходит выставка детских работ.

Воспитатель подводит итог занятия.

 

 

  

.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyat.lyubimaya_mordoviya.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

         МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ                 

     

                                        Конспект интегрированного занятия

                                    «Любимая Мордовия»

                                           Для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:  воспитатель 1  категории МБДОУ Атемарского д.с. №1 «Теремок» Лобанова Н.Н.

                                               Структура НОД

Этапы НОД

Краткое содержание

Время

1.

Организационный момент

Подготовка к занятию группы

2 мин.

2.

Основная часть

1.Подготовка детей к изучению нового материала

2.Раскрытие нового материала, организация активной познавательной деятельности

3.Физкультминутка.

4.Продолжение раскрытия содержания нового материала, организация активной самостоятельной практической и познавательной деятельности

Вводная беседа Прослушивание песни Ю.Антонова «Родная сторона»

Объяснение нового материала : чтение стихов о Родине, отрывка из произведения Я.Пинясова «Моя Мордовия», игра-соревнование .

Танец под фонограмму «Луганяса келуня»

Рассматривание слайдов с фрагментами деревенского быта, загадывание загадок, рассматривание вещей украшенных мордовским орнаментом, работа детей по разукрашиванию мордовским узором полотенца.

26 мин.

3.

Заключительная часть

Выставка детских работ, обобщающая беседа.

2 мин.

           

Цель: продолжить формировать представления о нашей малой и большой Родины

Задачи:

Образовательные:

- Обобщить знания детей о растительном  мире родного края, развивать интерес  к изучению родного края, умение делать выводы.

- Продолжать знакомить детей с традициями мордовского народа (познакомить с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного мордовского быта ).

Развивающие:

- Обогатить словарь детей народными пословицами , поговорками, загадками, развивать речевую активность, умение слушать, читать стихи. Активизировать словарь детей (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.)

- Развивать художественно-творческие способности детей  и умение использовать элементы мордовской вышивки в своей работе.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родной край,  за место, где они родились и живут.

Предварительная работа: Разучивание стихотворений о родном крае  , пословиц, поговорок, загадок. Проведение экскурсий в краеведческий музей .

 Материал:  «Мордовская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и т.д.), вещи , украшенные мордовским орнаментом.

Ход занятия: (звучит куплет песни Ю.Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель: - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет , о чем эта песня? Правильно, эта песня о родном уголочке, о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.  Народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети: ( это мой дом, мое село Атемар, моя семья, моя мама и я , моя страна и т.д.)

Воспитатель:  Вы правы, ребята, все это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей : моя семья, село Атемар, Мордовия, Россия. Послушайте как мордовский писатель Яков Пинясов пишет  о нашем Мордовском крае. (чтение отрывка из произведения Якова Пинясова «Моя Мордовия»)

Воспитатель: Давайте вспомним и прочитаем стихи о Родине:

Мордовский край! Родимая Отчизна!

Мне близок сердцу каждый уголок,

И пенье птиц, и щебет соловьиный,

Краса полей и широта лесов.

Мордовский край! Любимая Отчизна!

Твоя краса мне очень дорога,

Знакомая тропинка к дому

Знакомый пруд, крутые берега.

Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью

Овраг, ручей с прозрачною водой,

И где-то вдали , журчит совсем неслышно,

Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек.  (Татьяна Учелкина)

Какими выразить словами

Всю красоту, что вижу я.

Тебе, любимая Мордовия.

Пою я гимн, любовь моя.

Воспитатель:  А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнование. Нам нужно разделиться на две команды и придумать им название. (Дети делятся на две команды и придумывают названия своей команде )  Сейчас , я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Та команда,  что ответит правильно,  получит медальку, кто больше наберет медалек – тот победил.

Вопросы:  В какой республике мы живем? ( В республике Мордовия). Назовите дерево, которое встречается в Мордовии чаще всего? (Береза).  Назовите самую большую улицу нашего села? (Центральная). Назовите столицу нашей республики ? (Саранск) В каком районе мы живем? (Лямбирском) Как называется наше село? (Атемар)  (Определяют победителей конкурса)

Воспитатель: Сейчас мы живем в больших домах, но так было не всегда (приглашает в «мордовскую избу») Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, на телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас на танец «Луганяса келуня»

(Все танцуют под фонограмму)

Воспитатель:  В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты, вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Посмотрите какие вещи-помошники были у людей раньше. (самовар, ухват, чугунок, коромысло, прялка и т.д.) Попробуйте отгадать загадки:

Летом спит, зимой гори

Пасть открывает, что дают – глотает (печь)

Не бык, а бодает. Не ест, а еду хватает

Что схватит – отдает, а сам в угол идет (ухват)

Воду дед носил с утра, каждый  раз по два ведра,

На плечах дугой повисло. Держит ведра (коромысло)

Она как круглая кастрюля. Он чумазый, не чистюля

Где там, в печке уголек…Кашу сварит (чугунок)

Выпускает жаркий пар. Древний чайник (самовар)

Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати, у печи оставят …(лапти)

Воспитатель  показывает на слайдах  различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведется небольшая беседа: «Что изображено? Для чего вещь служила?» Используют эти предметы в наше время ? (Если нет, то чем заменены) и др.

Воспитатель: Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется мордовская вышивка.

(Рассматривают вещи украшенные мордовским орнаментом)

Воспитатель:  Назовите :  какие цвета используют в мордовской вышивке? (Крест, зубчик, гармошка, фонарик) А цвета красный и черный.

Какие предметы украшались мордовской вышивкой? (рубахи, панар, покай, передники , рукава, пояс, головные уборы (сорка, панго).

 Сейчас и мы с вами разукрасим полотенце мордовскими узорами.

(Дети выполняют работу и она оценивается, учитывается аккуратность, яркость росписи)

В конце занятия проходит выставка детских работ.

Воспитатель подводит итог занятия.

 

 

 

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Мордовия любимая моя!"

Сценарий концерта «Мордовия любимая моя" посвященный тысячелетию воссоединения Мордовии с Россией....

Презентация к празднику "Мордовия любимая моя"

Данная презентация была составлена к сценарию праздника "Мордовия любимая моя!"...

Праздник "Мордовия любимая моя"

Праздник "Мордовия любимая моя"...

Презентация к празднику "Мордовия любимая моя"

Презентация к празднику "Мордовия любимая моя"...

Викторина "Любимый край - Мордовия моя!"

Конспект нетрадиционногозанятия с участием родителей....

Земля моя любимая, Мордовия моя

Сценарий праздника...