Земля моя любимая, Мордовия моя
материал (подготовительная группа) на тему

Сценарий праздника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_moya_lyubimayamordoviya_moya.docx421.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 103»

Сценарий праздника

«Земля моя любимая, Мордовия моя»

(подготовительная к школе группа)

C:\Users\vospital\Desktop\МОРДОВИЯ\Мордовский праздник 2017\DSC09918.JPG

                                                               Составили: музыкальный руководитель

                                                                первой квалификационной категории

                          Калашникова Т. В.,

                                                                музыкальный руководитель

            Тярина И.В.

Саранск 2017

Пояснительная записка

Современное дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Необходимость воспитания и обучение детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания, обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества.

Региональный, национальный и этнический материал, как в содержательном плане, так и в технологическом, выступает средством формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление детей дошкольного возраста.

Основной акцент в работе сделан на ознакомление дошкольников с мордовской культурой (языками, детской литературой и фольклором, музыкальной культурой, изобразительным и декоративно – прикладным искусством, подвижными играми).

Развивая ребенка в этнокультурной среде, следует обратить внимание на приобщение его красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Все это может быть реализовано на занятиях, в ходе праздников, развлечений, прогулок и экскурсий.

Такой подход потребует создание специальных условий, где произведения искусства и народного творчества будут гармонично встроены в современную образовательную среду, будут дополнять ее, отражая неповторимый колорит мордовской национальной культуры.

Цель: Познакомить детей с мордовским музыкальным искусством;привить любовь и интерес к нему; сформировать чувства самоуважение и уважение к мордовской национальной культуре, и культуре народов населяющих республику.

Задачи:

  • Воспитывать уважение, интерес и любовь к мордовской национальной культуре.
  • Формировать представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой Родине.
  • Воспитывать гражданско – патриотические чувства.
  • Знакомить детей с мордовским песенным фольклором (мордовские песни различных жанров, частушки) и развивать образно -  художественное мышление и интонационно – ладовый слух.
  • Знакомить детей с мордовскими народными играми, воспитывать самостоятельность в организации игр, учить выполнять роль ведущего в подвижной игре, и развивать умение ориентироваться в пространстве.
  • Формировать навыки движения под музыку в соответствии с характером учить русские и мордовские танцевальные движения.

Условия и особенности его реализации:

Место проведения: МДОУ» Детский сад № 103» музыкальный зал, Коваленко 62.

Музыкальное оформление:

1.«Мой Саранск, ты город старинный».Слова и музыка Р.Асаиновой

2.«Мордовочка», музыка и слова Е. Конкиной (запись)

3. «Частушки», мелодия народная (На мордовском и русском языке)

4. «Эх, земля ты, матушка Россия», музыка В.Баркова, слова О.Олиевой (запись)

5. «Ванине», эрзянская народная песня обработка Г. Сураева - Королева

6. «Луганясокелуня» мордовская народная песня (запись)

7. «Инжекс»,Бакич- Видяй (запись)

8. «Левженский танец» обработка В.Белоклокова (запись)

9. « Авкай морян монвирев», мордовская народная мелодия (запись)

10.«Луганяса Келуня» (На лугу березка), Н.Бояркин(запись)

11. «Моя Мордовия», музыка Н. Кошелевой, слова М. Трошкина (запись)

12. « Мокша-речка» автор О.Б. Алиева (Запись)

13. «Матрешки» русская народная песня

14. «Мордовский танец» Л. П. Кирюков

15. «Раужо Баран» (Черный баран) эрзянская народная песня

Художественное оформление: в народном стиле, организация выставки рисунков « Мой мордовский край».

Реквизиты: народные шумовые и ударные  инструменты (деревянные ложки, колокольчики, трещотки, свистульки и т. д),варежки, колесо

Костюмы: Мордовские и русские национальные костюмы детям и взрослым.

Действующие лица:

Ведущий первый – взрослые

Ведущий второй –взрослые

Персонажи

Вирява

Гости в мордовских национальных костюмах (мокша и эрзя)- взрослые,

Ход праздника.

Ведущий: Шумбратадо, вечкевикс, ялгат!

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости!

Ведущий: Мы с вами живем в прекрасном городе Саранск, в столице нашей республики – Мордовия.

Ведущий: Саранск это город, который  мы с вами очень любим. Где вы родились и растете. Здесь самые близкие и родные вам люди, а также ваши друзья.

Ведущий: И сегодняшний праздник мы посвящаем именно Мордовии и всем, кто живет на мордовской земле.

1 ребенок:

Любимая Мордовия!

Ты прекрасней всех на свете!

Каждый твой рассвет лазоревый

Знают взрослые и дети

2 ребенок:

Солнце светит ласково в зените,

Отливают золотом поля.

И трудом, и дружбой знаменита

На Руси Мордовии земля.

3 ребенок:

На просторах республики нашей

Вместе с русскими дружно живем.

Вместе с ними и сеем, и пашем,

Вместе пляшем и песни поем.

4 ребенок:

Мордовия – зову тебя я милой,

Самой дорогой стороной,

Ведь ты меня вскормила и вспоила,

И мне земли не надобно другой.

5 ребенок:

Ты – моя Родина, край наш Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба!

Мокша и эрзя, русские братья…

Мы, твои дети, славим тебя!

Песня на слова Р. Асаиновой «Мой Саранск, ты город старинный»                 (См. приложение)

Ведущий:

Есть край наш мордовский, он самый красивый

Среди необъятных просторов России,

Среди неоглядных российских широт.

И самый красивый народ в нем живет!

Земля моя, Мордовия родная!

Здесь родились мы, здесь живем.

Твои богатства всюду прославляя,

О красоте мордовской мы поем!

Ведущий:

Мордовия – это благодатный и красивейший край, где живут одной семьей многие народы: мордва, русские, татары и другие. Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как мы помогаем друг другу в нашем детском саду.

1 ребенок:

Между Волгой и Уралом

Мы одной семьёй живём.

И Россию мы недаром

Нашей матушкой зовём.

2 ребенок:

Чтоб одной дорогой шли

Сберегали мир родной земли,

Чтоб звенели песнями слова,

Породнились с русскими мордва.

3 ребенок:

Как повезло тебе и мне,

Мы родились в такой стране.

Где люди все – одна семья.

Куда ни глянь – кругом друзья.

Ведущий: Большинство людей, живущих в Мордовии, это русские и мордва. И мы с вами должны петь не только русские песни. Но и мордовские.

1 ребенок:

Мы с мордовской песней  дружим.

По – мордовски говорим.

Хорошо живем, не тужим,

Песни спеть для вас хотим!

Инсценировка песни «Раужо Баран» (Черный баран) эрзянская народная песня (См. приложение).

2 ребенок:

На просторах республики нашей

Вместе с русскими дружно живем.

Вместе с ними и сеем, и пашем,

Вместе пляшем и песни поем.

Русская народная песня «Мы матрешки» (См. приложение)

Ведущий: Песни пели весело, задорно, А теперь нам детвора поиграть, не пора ли?

Игра « Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота: остальные играющие – мать с детьми. Дети - ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю- раю, пропускаю,

А последних оставляю,

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети - ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребенок - щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела? Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за соей половинкой ворот. Получившиеся две команды  перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль

Ведущий: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и послушать стихотворение.

Ребенок:

Татьяна Учелькина

«Моя Мордовия»

Мордовский край! Родимая отчизна!

Мне близок каждый уголок,

И пенье птиц, и щебет соловьиный,

Краса полей и широта лесов

Мордовский край! Любимая отчизна!

Твоя краса мне очень дорога:

Знакомая тропинка к дому,

Знакомый пруд, крутые берега.

Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью

Овраг, ручей с прозрачною водой,

И где- то вдалеке, журчит совсем не слышно,

Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек.

Мне нравится пейзаж осенней дали:

Природа будто замирает на ходу,

Деревья стали голыми, опали

Желтеющие листья поутру.

Их ветер кружит, медленно качая,

Или возносит прямо в высоту,

Туда, где небо стало уже серым,

Туда, где напевают птицы

Прощальный свой мотив.

Зима в Мордовии – прекраснейшее время года.

Вот наша горка, а вот садик наш,

Где мы  любили  часто посидеть:

Делиться тайными, секретами и петь

Ах, как прекрасна лыжная прогулка!

Лес,словно спит, не слышно ничего.

Зеленой нет тропинки, что была когда-то.

Все замерло, покрыл все белый пух.

Пришла Весна! Растаяли снега,

Журчит ручей, очнувшись ото сна,

Кричат грачи, и зеленеет травка,

И я в Мордовию все больше влюблена!

Деревья все проснулись, и качают

Они сережки звонкие свои.

И я не знаю большей радости на свете,

Когда щебечут снова соловьи.

Ах, как приятно поутру умыться свежею росою,

Босою бегать по траве, я впереди - рассвет за мною.

А лето снова одарит чудесным солнцем золотым

И будет радовать нас сияньем каждый день и час.

Ах, как прекрасна же всегда

Мордовия! Земля моя!

И нет предела восхищенью

Родным просторам, вечному цветенью.

Ребенок:

Дарья Сидорова 

«Красив Саранск зимой и летом»Дарья

Красив Саранск зимой и летом

Красив особой красотой.

И мало просто быть поэтом,

Чтоб описать его устрой.

Вот храм златится куполами,

На солнце звонницы блестят.

Вот ели стройными рядами

На главной площади стоят.

Вот Ушаков стоит в граните,

Чьё имя носит главный храм.

Вот Никон-патриарх, глядите,

Судьбу свою расскажет вам.

И там, на площади на главной

Семью вы встретите всегда.

Вот малыши, вот папа с мамой

Им вместе не страшна беда.

Спуститесь в парк, и там найдёте

Покой, уют и тишину.

Под сенью клёнов отдохнёте.

И не во сне, а наяву.

И в жаркий день фонтанов брызги

Вас охладить всегда спешат.

Повсюду радостные визги!

Фонтаны детворой кишат!

                                Красив Саранск и величавен

Своею чудной красотой!

Но для меня важней, ребята,

Что этот город мне родной.

Ребенок:

Ю. Попков

"СЛАВИМ ТЕБЯ!"
Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья...
Мы, твои дети, славим тебя!

Будь славен, край наш, и хлебом, и песней.
Духом свободы и мирным трудом!
Ты — наша гордость, ты наша вера.
Ты — наш святой, родительский дом.

Дружба народов тебя величает.
Щедрость души и тепло матерей.
Дух Сияжара издревле питает
Мудростью отчей твоих сыновей.

Флаги родные парят в небе синем
В час испытаний и радости час.
Неразделимы Мы и Россия — 
Время на прочность проверило нас!

Ведущий: Ребята большинство из вас родились в Саранске. И где бы вы бы не были, куда бы не уезжали, всегда будите вспоминать свою родную. Мордовию, свой родной город!

1 ребенок:

Ах, как легко здесь дышится

Какой простор степной

Родине песни слышатся

Над мокшей и Сурой.

2 ребенок:

Народный танец.

(Надежда Веденяшина)

Народный танец не стареет!

Азартом пылким окрылён,

Он опьяняет, страстью греет

Нас с незапамятных времен!

Разнообразны ритм,движенья,

Там – вихрь! Здесь кружат не спеша.

Но в каждом есть, как откровенье,

Народов чувства и душа!

Народный танец всех волнует!

Любому сердце он зажжет!

Ведь испокон веков танцует

Его величество - НАРОД!

Исполняется мордовский танец

Звенит колокольчик

Ведущий: Ребята, слышите? Что это?

Деть: Колокольчик.

Ведущий: Верно! А как на мордовском языке колокольчик – «Баягине»

С колокольчиком мы поиграем. Ребята вас всех в круг приглашаем.

Проводиться Мордовская народная игра «Баягине»

(дети стоят в кругу, под музыку передают колокольчик по кругу, у кого остается колокольчик, выходит в центр круга и выполняет мордовские плясовые движения остальные хлопают.)

Под музыку заходит Вирява

Вирява: Шумбратадо, тейтерть-церат! Ков истя пурныде - сэрниде, кона ёнов?(Здравствуйте, мальчики и девочки, по какому поводу вы собрались здесь).

Ведущий: Здравствуй, Вирява. У нас сегодня праздник «Земля моя любимая, Мордовия моя»,который посвящен нашей любимой Мордовии.

Вирява: Да, Мордовия у нас красивая и богата ее природа. А птиц то сколько, а как поют они весело и задорно. А вы меня чем-нибудь порадуете?

Ведущий: Конечно, Вирява, мы тебя порадуем сегодня.

Ребенок:

Мы гордимся стариною

Стала нам она родная

Ну, частушки кто поет?

Выходи, потешь народ!

Ведущий:В исполнении детей прозвучат «Мордовские  частушки»

(Исполняются частушки, дети играют на ложках и трещотках)

Вирява: Молодцы, ребята! Я думаю, вы заслужили аплодисменты!

Весело, здорово пели! Но не только песнями славится мордовский народ, а так же играми весёлыми!

Не скучай народ честной

Играем  «Базарсо» со мной!

Игра «Базарсо» (В базар)

(Для игры нужны лапти или варежки. По считалки выбирается продавец, который берет в руки веревку, к концу которой привязана варежка. Продавец ходит вокруг колеса, и продают варежки.

Продавец

Калт, калт, рамадо! Рыбу, рыбу покупайте.

Играющие подходят к колесу и стараются взять варежку, а продавец должен коснуться их варежкой, привязанной к веревке. Если же продавцу удается коснуться кого- либо, тот встает на его место. Если же игроки растаскивают все варежки, а продавец никого не успеет задеть, его проводят через строй, и каждый участник игры хлопает его по спине своей варежкой. Затем игра начинается сначала.

Ведущий: И здесь свою ловкость показали!

И петь, и плясать, и играть горазды!

Вирява: Спасибо вам за игру. Порадовали вы меня. А вы знаете, что по – мордовскому обычаюпосле праздника всегда следовало угощение. И сегодня я для вас приготовила мордовские сладости

(Вирява угощает детей мордовскими сладостями)

Ведущий: Ребята, давайте поблагодарим Виряву за угощение.

Дети: Спасибо

Вирява: А теперь мне пора уходить. Вастомазонок (До свидания)

Все: Вастомазонок

Ведущий: На этом наш праздник пошел к концу. Спасибо всем за внимание.

Список использованной литературы.

  1. Апрель березовый: сб. песен / авт. ̵сост. О. Б. Алиева. ̵ Саранск: Изд-во Мордов. ун˗та, 2010. ˗ 64 с.
  2. Карпушина П. П., Ерюшкина О. С. Хрестоматия к программе                     « Валдоня» (раздел « Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»): Для дошкольных образовательных учреждений / Отв. За выпуск Ю. А. Мишанин; ред.тектов А.Д. Шуляев; ред. О.О Кулаева. ˗ Саранск: Тип.      « Рузаевский печатник», 2007. ˗ 257 с.
  3. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования  / О. В. Бурляева[ и др.] ; Мордов. Гос. Пед. Ин˗т. ̵ Саранск, 2015. ̵  84 с.
  4. Орлова А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Владимир, 1995
  5. Сураева – Королева Н. В. Маленькие бубенчики./ Н. В. Сураева – Королева. ˗ С.: Ковылк., 2005. ˗ 88 с.

В сценарии использованы стихи Дарьи Сидоровой «Красив Саранск зимой и летом, «Надежды Веденяшиной « Народный Танец», Ю. Попкова « Славим тебя», Татьяны Учелькиной « Мордовия моя»

 «»

Приложение 1

Методические рекомендации

Дошкольный возраст – первоначальный этап освоения детьми норм народных традиций. Он характеризуется интуитивным уровнем постижения фольклора.

Главная задача в том, чтобы познакомить с мордовской народной культурой, развить образное художественное мышление и интонационно - ладовый слух. При этом важным моментом на празднике  становится создание особенной, неповторимой эмоционально - яркой атмосферы.

Совместная деятельность детей и взрослых направлена на предельно открытые выражение своих чувств,  воссоздание фольклорной среды. Особое значение так же имеет правильно подобранный музыкальный репертуар.

Проведение таких мероприятий способствует возникновению интереса к родной мордовской культуре, возрождению этнического самосознания, чувства любви и гордости к Мордовии и родному городу.

Приложение 2

Список реквизита.

1.Народные шумовые и ударные  инструменты (деревянные ложки, 2.Колокольчики, трещотки, свистульки и т. д),

3.Мордовские и русские национальные костюмы детям и взрослым.

4.Варежки, колесо, колокольчик для игры

Приложение 3

«Мой Саранск, ты город старинный»

музыка Р. Асаиновой

1.Хорошеет и растет любимый город

Он по – прежнему славен и молод.

На земле уже много веков

Он известен как город стрельцов

Припев:

Мой Саранск, ты город старинный,

Н земле стоишь ты былинной.

Это город из яви  и снов,

Как верна в моем сердце любовь

2.Здесь живут в мире братья - народы.

Эта дружба сильней год от года,

Не страшны им любые напасти.

Я желаю, саранцы, вам, счастья.

Припев тот же.

3.Ты щедра, земля моя, дарами

Я горжусь своими земляками

И судьбы не надобно иной-

Мне любимый город мой

Припев тот же.

Приложение 4

«Раужо баран» (Черный баран)

эрзянская народная песня

1.Косо то улить, раужо баран? – 2-ксть

Мельницясо, мельницясомоньпаро ялгам.˗2 ксть

2.Мезть тосотеить, раужо баран?

   Почт яжинь, почт яжинь, моньпароялгам.˗ 2 ксть

3.Кие тон чавинзеть, раужо баран? – 2 ксть

Вай, мельникесь–бездельникесь, моньпароялгам.˗ 2 ксть

Приложение 5

«Мы матрешки»

1.Мы матрешки, вот такие крошки,

   Мы матрешки, вот такие крошки,

   На платочках у нас яркие кружочки,

   На платочках у нас яркие кружочки.

2.Мы матрешки, вот такие крошки,

    Мы матрешки, вот такие крошки,

    А у нас, а у нас розовые щечки,

    А у нас, а у нас розовые щечки.

3.Мы матрешки, вот такие крошки,

    Мы матрешки, вот такие крошки,

    А на ножках у нас новые сапожки,

    А на ножках у нас новые сапожки.

4.Мы матрешки, вот такие крошки,

    Мы матрешки, вот такие крошки,

    Поплясать, поплясать, вышли мы немножко

    Поплясать, поплясать, вышли мы немножко

Приложение 6

«Частушки»

1.Гармония морака,

Вясялгоданмонга.

Миньчастушкатморатама

Эряфоньконькогла

2.Мы в Мордовии родились,

Мы в Мордовии живем,

Все мы танцы очень любим,

Песни звонкие поем.

3.Вярьге лии самолет,

Толнят пула песонза,

Толнят пула песонза.

Марюлииэсонза.

4.Мы мордовские девчата,

Любим свой родимый край,

С каждым годом все он краше,

И цветет, как вешний май

5.Вярьге лиияроплан,

Конясонза чайник,

А кому, какое дело,

Алязе начальник!

6.Здесь в родном мордовском крае

Дети как грибы растут.

Без частушек прожить можно

Да чего то не живут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Мордовия любимая моя!"

Сценарий концерта «Мордовия любимая моя" посвященный тысячелетию воссоединения Мордовии с Россией....

Презентация к празднику "Мордовия любимая моя"

Данная презентация была составлена к сценарию праздника "Мордовия любимая моя!"...

Праздник "Мордовия любимая моя"

Праздник "Мордовия любимая моя"...

«Любимая Мордовия»

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РМ  ...

Проект "Земля моя любимая, чистая, красивая"

Цель проекта - формировать у детей понимание того, что красота природы бесценна, поэтому ее надо беречь и охранять...

Сценарий "Земля моя, Мордовия родная!"

Сценарий праздника "Земля моя, Мордовия родная!"...

Презентация ко Дню Земли " Цвети любимая планета"

В России День Земли отмечается с 1992 года. В этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях, фестивалях и акциях..К ...