ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
консультация на тему

Лобанова Наталия Николаевна

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ.               

 

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в практику ДОУ.

                                                      Лобанова Н.Н., воспитатель Атемарского   

                                                      МБДОУ №1 «Теремок»

                                                      Р.Мордовия,  Лямбирский р-н, с.Атемар,

                                                      ул. Центральная 29а – 10, 89271818423

                                                      nat.lobanova@mail.ru

          Впервые     в   российской   истории  соответствии     с требованиями вступившего в силу 01.09.13г.  Федерального  закона     «Об   образовании    в    Российской    Федерации»   был разработан   Федеральный   государственный   образовательный     стандарт     дошкольного    образования    (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.

     В феврале 2013 года Министерством  образования и науки Российской Федерации     была     создана рабочая группа   по    разработке    стандарта  дошкольного   образования,   в   которую    вошли   более 30 специалистов с разными взглядами и подходами в области  образования. Возглавил  рабочую     группу   директор   Федерального института развития образования , академик РАО Александр Асмолов.

     Основной   задаче     данной  группы   являлось   создание   стандарта  , предназначенного     специально   для    ребенка. Разработчики  ФГОС ДОУ называют этот документ стандартом поддержки разнообразия детства.

    Зачем  сегодня этот стандарт  вводится  и  для чего от нужен?   Где   найти  ответ   на этот вопрос?

     Сегодня одна из основных  проблем  дошкольного   образования   в   том ,  что  каждый детсад   готовит ребенка к школе по своей программе.   Поэтому ФГОС  нужен    хотя  бы  для того, чтобы дети после садика были одинаково хорошо готовы к  школе,  независимо  от качества   домашнего   воспитания в семье   и  других    факторов,   т.е.  обеспечить   каждого    ребенка  равными стартовыми    возможностями    для  успешного  обучения  в  школе.  Однако стандартизация     дошкольного     образования      не      предусматривает  предъявления   жестких   требований к детям    дошкольного     возраста,   не рассматривает  их в жестких «стандартных» рамках.

     Раньше    действовали    федеральные     государственные    требования к   дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из   двух   частей – требований     к  структуре   основной   образовательной   программы   дошкольного образования  и  требований   к условиям ее реализации. Стандарт отличается о ФГТ тем,  что в нем должны быть еще и требования к результатам, - это принципиальное новшество.

     Дошкольное детство – очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в   полной   мере со   всеми   кризисами   трех   и    семи лет с    проявлением  негативизма. В это время  формируется  фантазия,  речь,   социальные   навыки,   принятие   ролей  и  нравственных норм . Если этот период не скомкать,   то и   дальнейшая    учеба   в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.

     Детей в садике не надо   учить  в  школьном  смысле  этого  слова .Они  к  этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и   уроками,  это   не поможет развить интеллект, но помешает  гармоничному   развитию.  Для каждого занятия  есть  свой   возраст,  в  детском   саду  с  малышами   нужно играть, а не устраивать  подобие  уроков. По такому принципу работают  уже сейчас многи е воспитатели. Теперь же принят  единый  документ,   который обязывает распространить эту практику.  Новый  стандарт   сделает  так , что  вся система  общественного    дошкольного   воспитания будет   работать   на   ребенка,   строится   вокруг  его интересов. Стандарт не допускает   переноса  учебно-дисциплинарной     модели    образования      на   жизнь   ребенка   дошкольного   возраста.  Новый  документ стоит за индивидуальный  подход  к  ребенку через игру,   где происходит  сохранение самооценки дошкольного   детства  и  сохраняется  сама      природа   дошкольника.   Ведущими   видами детской   деятельности   станут:  игровая,   коммуникативная,  двигательная,  познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду   детской     деятельности   соответствуют определенные  формы работы с детьми. Изменяется и способ организации   детских   видов   деятельности:   не   руководство   взрослого, а   совместная     (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

     В стандарте учитываются:

1.Индивидуальные  потребности   ребенка,   связанные   с его    жизненной    ситуацией    и состоянием здоровья,     определяющие    особые    условия     получения    им   образования,    индивидуальные   потребности отдельных  категорий детей, в  том числе с  ограниченными возможностями здоровья,

2.Возможности    освоения   ребенком    Программы   на   разных   этапах ее    реализации.

     Основные принципы дошкольного образования:

1.Полноценное   проживание    ребенком всех   этапов детства,     обогащение детского развития;

2.Построение образовательной деятельности на   основе   индивидуальных    особенностей    каждого ребенка,    при   котором сам ребенок становится   активным  в  выборе   содержания своего образования, становится субъектом образования;

3.Содействие и сотрудничество   детей и   взрослых,   признание    ребенка    полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5.Сотрудничество ДОУ с семьей;

6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семье, общества и государства;

7.Формирование     познавательных  интересов    и   познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8.Возрастная адекватность дошкольного образование (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

     Программа в ДОУ должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах   деятельности   по    следующим    образовательным     областям: социально-коммуникативное    развитие;   познавательное   развитие;    речевое развитие; художественно-эстетическое  развитие; физическое развитие.

     Социально-коммуникативное развитие направлено   на   усвоение    норм и   ценностей,   принятых в   обществе, включая   моральные   и   нравственные ценности; развитие  общения и  взаимодействия   ребенка   со   взрослыми   и сверстниками,  становление   самостоятельности,   целенаправленности   и саморегуляции    собственных    действий;     развитие   социального   и эмоционального  интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,     формирования уважительного отношения  и  чувства принадлежности  к  своей   семье, к сообществу детей и   взрослых ,  формирование позитивных установок к различным видам  труда   и   творчества; формирование   основ   безопасного  поведения   в  быту,  социуме,   природе.

     Познавательное    развитие   предполагает  развитие  интересов  детей, любознательности   и  познавательной    мотивации;   формирование   познавательных    действий,   становление сознания; развитие воображения  и   творческой    активности;    формирование первичных представлений о   себе,    других    людях,   объектах    окружающего мира, о  свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,  размере,  материале,    звучании, ритме, количестве, числе, части и целом и т.д.) , о малой Родине и Отечестве, о планете Земля, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

     Речевое развитие включает  владение  речью   как   средством    общения и     культуры;    обогащение       активного    словаря;     развитие    связной,    грамматически правильной  диалогической и монологической речи; развитие речевого  творчества; развитие  звуковой и интонационной   культуры   речи,    фонематического    слуха;     знакомство    с книжной    культурой,   детской   литературой, формирование  звуковой  аналитико-синтетической  активности как предпосылки обучения грамоте.

     Художественно-эстетической    развитие    предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и  понимания произведений искусства   (словесного , музыкального изобразительного)  мира    природы;   формирование    элементарны представлений о   видах искусства; восприятие музыки,   художественной   литературы,   фольклора,    реализации. самостоятельной    творческой    деятельности     детей    (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

     Физической развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:    двигательной,  направленны   на   развитие    таких     физических     качеств,     как   координация и гибкость;   способствующих    правильном    формированию    движения , крупной  и  мелкой    моторики обеих рук,  овладение  подвижными    играми   с   правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

     Активная творческая позиция педагогов является  одним из  выполняемых   условий   реализации   требований    ФГОС и     направлена   на   обеспечение    качества    дошкольного образования.

     Именно поэтому каждый педагог: во-первых, продумывает организацию    всей образовательной  деятельности   учитывая   вариативность и интеграции ОО, во–вторых   видит  ресурсы  и  результаты разных   этапов    НОД   для     развития    коммуникативной компетентности детей и конечный результат в любой деятельности,   педагог   выступает  не  жестким   руководителей,  а организатором    совместной    образовательной    деятельности, который не афиширует свое превосходство, а сопровождает и   помогает   ребенку   стать активным коммуникатором, где совместно решают  интересную   и значимую   учебно-игровую задачу.

     Важен   так  же   профессиональный   уровень    педагогов, работающих в детском саду.Так чтобы  педагоги ДОУ повысили  свою    профессиональную     квалификацию    в образовательном    процессе,  прошли   курсы  повышения квалификации  по вопросу введения  ФГОС ДО,    получили    и получают      дополнительное,        профессиональное педагогическое   образование   по профилю их деятельности.

         Профессиональное развитие педагога ДОУ – длительный  процесс, целью    которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего  профессионала. Не секрет, что современному  педагогу   необходимо  быть    конкурентно-способным,   уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

     Сегодня к педагогам как никогда предъявляются большие требования :

1.     Знать    специфику     дошкольного    образования и     особенности    организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

2.     Знать общие закономерности  развития ребенка в  раннем и дошкольном   детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3.     Уметь организовывать   ведущие в   дошкольном    возрасте    виды    деятельности: предметно- манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать  совместную и   самостоятельную    деятельность    дошкольников.

4.     Владеть    теорией и  педагогическими    методиками  физического,  познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5.     Уметь планировать,   реализовывать   и   анализировать    образовательную   работу с детьми раннего и дошкольного   возраста в   соответствии с ФГОС    дошкольного образования.

6.     Уметь планировать   и    корректировать     образовательные    задачи   (совместно с психологом     и   другими   специалистами)    по   результатам    мониторинга,     с учетом индивидуальных особенностей   развития    каждого    ребенка    раннего    и дошкольного возраста

7.     Реализовывать     педагогические     рекомендации  специалистов (психолога, логопеда дефектолога и др.) в работе с детьми,     испытывающими трудности в    освоении программы, или детьми с     особыми    образовательными    потребностями.

8.     Участвовать      в    создании    психологически    комфортной     и      безопасной образовательной среды обеспечивая    безопасность   жизни    детей,    сохранение и укрепление их здоровья,  поддерживая   эмоциональное   благополучие   ребенка   в период пребывания  в образовательной организации.

9.     Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического   мониторинга,   позволяющего оценить    результаты освоения детьми   образовательных    программ,    степень   сформированности  у   них   необходимых    интегративных    качеств детей дошкольного возраста,  необходимых  для   дальнейшего   обучения и   развития в начальной школе.

10.                       Владеть   методами    и    средствами    психолого-педагогического     просвещения родителей детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать  партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11.                       Владеть ИКТ-компетенциями,  необходимыми   и  достаточными   для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

     Как известно, основной   формой   работы с    дошкольниками и   ведущим     видом деятельности   для   них     является  игра.  Именно   поэтому педагоги-практики    испытывают    повышенный интерес к  обновлению    предметно-развивающей    среды ДОУ.  Роль   взрослого   заключает я в    правильном     моделировании    такой     среды,    которая    способствует    максимальному    развитию    личности     ребенка.    Современные     ученые и      педагоги – Короткова,  Михайленко и другие – считают, что  при    этом    насыщение    окружающего ребенка пространство должно претерпевать    изменения    в    соответствии    с   развитием  потребностей   и интересов детей младшего и старшего  дошкольного    возраста . В    такой среде возможно   одновременное   включение в     активную    коммуникативно-речевую  и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и  всех   детей   позволяет детям объединиться   подгруппами по   общим    интересам:    конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность,  экспериментирование.   Обязательным в оборудовании являются материалы,    активизирующие    познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели,   предметы.

     Организация развивающей среды в ДОУ с учетом  ФГОС    строится    таким    образом, чтобы дать  возможность наиболее эффективно   развивать     индивидуальность    каждого ребенка с учетом  его   склонностей, интересов, уровня активности.

     Необходимо    обогатить   среду   элементами ,  стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

     Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый    ребенок    имел возможность   свободно    заниматься    любимым    делом.    Размещение оборудования по секторам   позволяет  детям  объединиться    по     группам,по общим интересам: конструирование , рисование,     ручной    труд ,театрально-игровая  деятельность, экспериментирование.    Обязательным   в    оборудовании     являются     материалы, активизирующие   познавательную    деятельность:    развивающие    игры,     технические устройства  и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты,  увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее.

     Необходимы  материалы   учитывающие  интересы мальчиков и девочек, как в труде,   так и в игре.  Мальчикам нужны   инструменты   для   работы  с деревом, детали  военной   формы,   разнообразные   технические   игрушки,  девочкам для работы с рукоделием.   Важно   иметь большое  количество «подручных»   материалов    (веревок, проволочек, колес, ленточек и т.д) В группах  старших дошкольников необходимы   так же  различные материалы, способствующие   овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблиц, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами   и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему картинки о жизни школьников,  школьные   принадлежности, фотографии   школьников-старших   братьев   или  сестер, атрибуты для игр в школу.

    Необходимыми  в   оборудовании    старших     дошкольников     являются     материалы,   стимулирующие    развитие  широких   социальных интересов и познавательной    активности    детей. Это  детские   энциклопедии, иллюстрированные   издания  о  животном   и  растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

      Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой     для    организации   увлекательной  содержательной   жизни    и разностороннего    развития    каждого   ребенка.    Развивающая   предметная    среда   является    основным   средством   формирования   личности ребенка и является   источником его знаний и социального  опыта.  Среда, окружающая детей в    детском  саду, должна    обеспечивать    безопасность   их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

     Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1.     Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

2.     Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3.     Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4.     Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5.     В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6.     Организуя предметную среду в групповой помещении,  необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

7.     Цветовая палитра должна быть   представлена    теплыми,    пастельными    тонами.

8.     При создании развивающего пространства в групповом    помещении    необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9.     Предметно-развивающая   среда   группы    должна    меняться в    зависимости    от возрастных     особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Иначе говоря, среда не  только    развивающая, но    и развивающаяся.    При любых обстоятельствах   предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять,    приспосабливая к новообразованиям определенного возраста, неплохо было бы  к этому привлекать  родителей.

      Родители должны стать активными участниками   образовательного    процесса,  участниками   всех   проектов,    независимо   от    того,    какая     деятельность    в    них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

     Сегодня,     детскому  саду    необходимо     перестроиться.       Если же     будут    использованы       традиционные     формы       работы     (родительские    собрания, консультации, тематические родительские уголки), то не добьемся эффективности. Главное во взаимодействии – ориентация    на    результат,    который    бы     отразился на    ребенке. Например, совместные праздники .

     Социальное   партнерство семьи  и ДОУ   сегодня   рассматривается    как резерв развития ребенка дошкольного возраста. В процессе пребывания ребенка в ДОУ у родителей возникает отчуждение к его образованию, развитию, которое родители стихийно готовы наверстать, когда ребенок начинает обучаться в школе. Родитель не может   оценить  и  правильно    использовать    возможности   ребенка.     Иногда   по отношению  к   ребенку  неуспешному   у    родителей   проявляется   агрессия.    В этой связи родителей важно включать в   процесс    воспитания и     развития      их детей Родителей нужно готовить  к  будущему   школьному   обучению    ребенка,   научить  взаимодействовать с собственным ребенком.

     Ребенок   должен  овладеть  умением   жить в мире с самим   собой, получить     навыки   индивидуальной   работы и группового взаимодействия,  научиться  учиться. Именно в  дошкольном   возрасте   формируются  основные  качества     личности , ключевые  социальные навыки –  уважение     к    другим    людям,      приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному  образу жизни.    Поэтому одна   из   важнейших   задач  дошкольного    образования –положить     начало   формированию   самоидентификации   ребенка   в окружающем мире , регионом, страной.

                               Литература :

1.     Федеральный закон об образовании в РФ (№273 – ФЗ)                   

2.     Проект Федерального Государственного образовательного стандарта

3.     Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ» , Методическое пособие – М; ТЦ «Сфера», 2010 г.

4.     Федосова И.Е., «Переходим вместе на ФГОС дошкольного образования»,  глав. редактор проекта «Просвещение Детство», М. 2013 г.

5.     Михайлова – Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста», Пособие для педагогов ДОУ,   М. 2013 г.

    

    

 

 

 

 

                              

                              

 

 

 

 

 

                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe.docx43.87 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ.              

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в практику ДОУ.

                                                      Лобанова Н.Н., воспитатель Атемарского    

                                                      МБДОУ №1 «Теремок»

                                                      Р.Мордовия,  Лямбирский р-н, с.Атемар,

                                                      ул. Центральная 29а – 10, 89271818423

                                                      nat.lobanova@mail.ru

          Впервые     в   российской   истории  соответствии     с требованиями вступившего в силу 01.09.13г.  Федерального  закона     «Об   образовании    в    Российской    Федерации»   был разработан   Федеральный   государственный   образовательный     стандарт     дошкольного    образования    (ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.

     В феврале 2013 года Министерством  образования и науки Российской Федерации     была     создана рабочая группа   по    разработке    стандарта  дошкольного   образования,   в   которую    вошли   более 30 специалистов с разными взглядами и подходами в области  образования. Возглавил  рабочую     группу   директор   Федерального института развития образования , академик РАО Александр Асмолов.

     Основной   задаче     данной  группы   являлось   создание   стандарта  , предназначенного     специально   для    ребенка. Разработчики  ФГОС ДОУ называют этот документ стандартом поддержки разнообразия детства.

    Зачем  сегодня этот стандарт  вводится  и  для чего от нужен?   Где   найти  ответ   на этот вопрос?

     Сегодня одна из основных  проблем  дошкольного   образования   в   том ,  что  каждый детсад   готовит ребенка к школе по своей программе.   Поэтому ФГОС  нужен    хотя  бы  для того, чтобы дети после садика были одинаково хорошо готовы к  школе,  независимо  от качества   домашнего   воспитания в семье   и  других    факторов,   т.е.  обеспечить   каждого    ребенка  равными стартовыми    возможностями    для  успешного  обучения  в  школе.  Однако стандартизация     дошкольного     образования      не      предусматривает  предъявления   жестких   требований к детям    дошкольного     возраста,   не рассматривает  их в жестких «стандартных» рамках.

     Раньше    действовали    федеральные     государственные    требования к   дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из   двух   частей – требований     к  структуре   основной   образовательной   программы   дошкольного образования  и  требований   к условиям ее реализации. Стандарт отличается о ФГТ тем,  что в нем должны быть еще и требования к результатам, - это принципиальное новшество.

     Дошкольное детство – очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Его надо прожить в   полной   мере со   всеми   кризисами   трех   и    семи лет с    проявлением  негативизма. В это время  формируется  фантазия,  речь,   социальные   навыки,   принятие   ролей  и  нравственных норм . Если этот период не скомкать,   то и   дальнейшая    учеба   в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.

     Детей в садике не надо   учить  в  школьном  смысле  этого  слова .Они  к  этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и   уроками,  это   не поможет развить интеллект, но помешает  гармоничному   развитию.  Для каждого занятия  есть  свой   возраст,  в  детском   саду  с  малышами   нужно играть, а не устраивать  подобие  уроков. По такому принципу работают  уже сейчас многи е воспитатели. Теперь же принят  единый  документ,   который обязывает распространить эту практику.  Новый  стандарт   сделает  так , что  вся система  общественного    дошкольного   воспитания будет   работать   на   ребенка,   строится   вокруг  его интересов. Стандарт не допускает   переноса  учебно-дисциплинарной     модели    образования      на   жизнь   ребенка   дошкольного   возраста.  Новый  документ стоит за индивидуальный  подход  к  ребенку через игру,   где происходит  сохранение самооценки дошкольного   детства  и  сохраняется  сама      природа   дошкольника.   Ведущими   видами детской   деятельности   станут:  игровая,   коммуникативная,  двигательная,  познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду   детской     деятельности   соответствуют определенные  формы работы с детьми. Изменяется и способ организации   детских   видов   деятельности:   не   руководство   взрослого, а   совместная     (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

     В стандарте учитываются:

1.Индивидуальные  потребности   ребенка,   связанные   с его    жизненной    ситуацией    и состоянием здоровья,     определяющие    особые    условия     получения    им   образования,    индивидуальные   потребности отдельных  категорий детей, в  том числе с  ограниченными возможностями здоровья,

2.Возможности    освоения   ребенком    Программы   на   разных   этапах ее    реализации.

     Основные принципы дошкольного образования:

1.Полноценное   проживание    ребенком всех   этапов детства,     обогащение детского развития;

2.Построение образовательной деятельности на   основе   индивидуальных    особенностей    каждого ребенка,    при   котором сам ребенок становится   активным  в  выборе   содержания своего образования, становится субъектом образования;

3.Содействие и сотрудничество   детей и   взрослых,   признание    ребенка    полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5.Сотрудничество ДОУ с семьей;

6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семье, общества и государства;

7.Формирование     познавательных  интересов    и   познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8.Возрастная адекватность дошкольного образование (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

     Программа в ДОУ должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах   деятельности   по    следующим    образовательным     областям: социально-коммуникативное    развитие;   познавательное   развитие;    речевое развитие; художественно-эстетическое  развитие; физическое развитие.

     Социально-коммуникативное развитие направлено   на   усвоение    норм и   ценностей,   принятых в   обществе, включая   моральные   и   нравственные ценности; развитие  общения и  взаимодействия   ребенка   со   взрослыми   и сверстниками,  становление   самостоятельности,   целенаправленности   и саморегуляции    собственных    действий;     развитие   социального   и эмоционального  интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,     формирования уважительного отношения  и  чувства принадлежности  к  своей   семье, к сообществу детей и   взрослых ,  формирование позитивных установок к различным видам  труда   и   творчества; формирование   основ   безопасного  поведения   в  быту,  социуме,   природе.

     Познавательное    развитие   предполагает  развитие  интересов  детей, любознательности   и  познавательной    мотивации;   формирование   познавательных    действий,   становление сознания; развитие воображения  и   творческой    активности;    формирование первичных представлений о   себе,    других    людях,   объектах    окружающего мира, о  свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,  размере,  материале,    звучании, ритме, количестве, числе, части и целом и т.д.) , о малой Родине и Отечестве, о планете Земля, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

     Речевое развитие включает  владение  речью   как   средством    общения и     культуры;    обогащение       активного    словаря;     развитие    связной,    грамматически правильной  диалогической и монологической речи; развитие речевого  творчества; развитие  звуковой и интонационной   культуры   речи,    фонематического    слуха;     знакомство    с книжной    культурой,   детской   литературой, формирование  звуковой  аналитико-синтетической  активности как предпосылки обучения грамоте.

     Художественно-эстетической    развитие    предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и  понимания произведений искусства   (словесного , музыкального изобразительного)  мира    природы;   формирование    элементарны представлений о   видах искусства; восприятие музыки,   художественной   литературы,   фольклора,    реализации. самостоятельной    творческой    деятельности     детей    (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

     Физической развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:    двигательной,  направленны   на   развитие    таких     физических     качеств,     как   координация и гибкость;   способствующих    правильном    формированию    движения , крупной  и  мелкой    моторики обеих рук,  овладение  подвижными    играми   с   правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

     Активная творческая позиция педагогов является  одним из  выполняемых   условий   реализации   требований    ФГОС и     направлена   на   обеспечение    качества    дошкольного образования.

     Именно поэтому каждый педагог: во-первых, продумывает организацию    всей образовательной  деятельности   учитывая   вариативность и интеграции ОО, во–вторых   видит  ресурсы  и  результаты разных   этапов    НОД   для     развития    коммуникативной компетентности детей и конечный результат в любой деятельности,   педагог   выступает  не  жестким   руководителей,  а организатором    совместной    образовательной    деятельности, который не афиширует свое превосходство, а сопровождает и   помогает   ребенку   стать активным коммуникатором, где совместно решают  интересную   и значимую   учебно-игровую задачу.

     Важен   так  же   профессиональный   уровень    педагогов, работающих в детском саду.Так чтобы  педагоги ДОУ повысили  свою    профессиональную     квалификацию    в образовательном    процессе,  прошли   курсы  повышения квалификации  по вопросу введения  ФГОС ДО,    получили    и получают      дополнительное,        профессиональное педагогическое   образование   по профилю их деятельности.

         Профессиональное развитие педагога ДОУ – длительный  процесс, целью    которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего  профессионала. Не секрет, что современному  педагогу   необходимо  быть    конкурентно-способным,   уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

     Сегодня к педагогам как никогда предъявляются большие требования :

  1. Знать    специфику     дошкольного    образования и     особенности    организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
  2. Знать общие закономерности  развития ребенка в  раннем и дошкольном   детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
  3. Уметь организовывать   ведущие в   дошкольном    возрасте    виды    деятельности: предметно- манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать  совместную и   самостоятельную    деятельность    дошкольников.
  4. Владеть    теорией и  педагогическими    методиками  физического,  познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
  5. Уметь планировать,   реализовывать   и   анализировать    образовательную   работу с детьми раннего и дошкольного   возраста в   соответствии с ФГОС    дошкольного образования.
  6. Уметь планировать   и    корректировать     образовательные    задачи   (совместно с психологом     и   другими   специалистами)    по   результатам    мониторинга,     с учетом индивидуальных особенностей   развития    каждого    ребенка    раннего    и дошкольного возраста
  7. Реализовывать     педагогические     рекомендации  специалистов (психолога, логопеда дефектолога и др.) в работе с детьми,     испытывающими трудности в    освоении программы, или детьми с     особыми    образовательными    потребностями.
  8. Участвовать      в    создании    психологически    комфортной     и      безопасной образовательной среды обеспечивая    безопасность   жизни    детей,    сохранение и укрепление их здоровья,  поддерживая   эмоциональное   благополучие   ребенка   в период пребывания  в образовательной организации.
  9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического   мониторинга,   позволяющего оценить    результаты освоения детьми   образовательных    программ,    степень   сформированности  у   них   необходимых    интегративных    качеств детей дошкольного возраста,  необходимых  для   дальнейшего   обучения и   развития в начальной школе.
  10. Владеть   методами    и    средствами    психолого-педагогического     просвещения родителей детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать  партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
  11. Владеть ИКТ-компетенциями,  необходимыми   и  достаточными   для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

     Как известно, основной   формой   работы с    дошкольниками и   ведущим     видом деятельности   для   них     является  игра.  Именно   поэтому педагоги-практики    испытывают    повышенный интерес к  обновлению    предметно-развивающей    среды ДОУ.  Роль   взрослого   заключает я в    правильном     моделировании    такой     среды,    которая    способствует    максимальному    развитию    личности     ребенка.    Современные     ученые и      педагоги – Короткова,  Михайленко и другие – считают, что  при    этом    насыщение    окружающего ребенка пространство должно претерпевать    изменения    в    соответствии    с   развитием  потребностей   и интересов детей младшего и старшего  дошкольного    возраста . В    такой среде возможно   одновременное   включение в     активную    коммуникативно-речевую  и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и  всех   детей   позволяет детям объединиться   подгруппами по   общим    интересам:    конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность,  экспериментирование.   Обязательным в оборудовании являются материалы,    активизирующие    познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели,   предметы.

     Организация развивающей среды в ДОУ с учетом  ФГОС    строится    таким    образом, чтобы дать  возможность наиболее эффективно   развивать     индивидуальность    каждого ребенка с учетом  его   склонностей, интересов, уровня активности.

     Необходимо    обогатить   среду   элементами ,  стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

     Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый    ребенок    имел возможность   свободно    заниматься    любимым    делом.    Размещение оборудования по секторам   позволяет  детям  объединиться    по     группам,по общим интересам: конструирование , рисование,     ручной    труд ,театрально-игровая  деятельность, экспериментирование.    Обязательным   в    оборудовании     являются     материалы, активизирующие   познавательную    деятельность:    развивающие    игры,     технические устройства  и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты,  увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее.

     Необходимы  материалы   учитывающие  интересы мальчиков и девочек, как в труде,   так и в игре.  Мальчикам нужны   инструменты   для   работы  с деревом, детали  военной   формы,   разнообразные   технические   игрушки,  девочкам для работы с рукоделием.   Важно   иметь большое  количество «подручных»   материалов    (веревок, проволочек, колес, ленточек и т.д) В группах  старших дошкольников необходимы   так же  различные материалы, способствующие   овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблиц, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами   и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему картинки о жизни школьников,  школьные   принадлежности, фотографии   школьников-старших   братьев   или  сестер, атрибуты для игр в школу.

    Необходимыми  в   оборудовании    старших     дошкольников     являются     материалы,   стимулирующие    развитие  широких   социальных интересов и познавательной    активности    детей. Это  детские   энциклопедии, иллюстрированные   издания  о  животном   и  растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

      Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой     для    организации   увлекательной  содержательной   жизни    и разностороннего    развития    каждого   ребенка.    Развивающая   предметная    среда   является    основным   средством   формирования   личности ребенка и является   источником его знаний и социального  опыта.  Среда, окружающая детей в    детском  саду, должна    обеспечивать    безопасность   их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

     Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в групповой помещении,  необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
  7. Цветовая палитра должна быть   представлена    теплыми,    пастельными    тонами.
  8. При создании развивающего пространства в групповом    помещении    необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  9. Предметно-развивающая   среда   группы    должна    меняться в    зависимости    от возрастных     особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Иначе говоря, среда не  только    развивающая, но    и развивающаяся.    При любых обстоятельствах   предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять,    приспосабливая к новообразованиям определенного возраста, неплохо было бы  к этому привлекать  родителей.

      Родители должны стать активными участниками   образовательного    процесса,  участниками   всех   проектов,    независимо   от    того,    какая     деятельность    в    них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

     Сегодня,     детскому  саду    необходимо     перестроиться.       Если же     будут    использованы       традиционные     формы       работы     (родительские    собрания, консультации, тематические родительские уголки), то не добьемся эффективности. Главное во взаимодействии – ориентация    на    результат,    который    бы     отразился на    ребенке. Например, совместные праздники .

     Социальное   партнерство семьи  и ДОУ   сегодня   рассматривается    как резерв развития ребенка дошкольного возраста. В процессе пребывания ребенка в ДОУ у родителей возникает отчуждение к его образованию, развитию, которое родители стихийно готовы наверстать, когда ребенок начинает обучаться в школе. Родитель не может   оценить  и  правильно    использовать    возможности   ребенка.     Иногда   по отношению  к   ребенку  неуспешному   у    родителей   проявляется   агрессия.    В этой связи родителей важно включать в   процесс    воспитания и     развития      их детей Родителей нужно готовить  к  будущему   школьному   обучению    ребенка,   научить  взаимодействовать с собственным ребенком.

     Ребенок   должен  овладеть  умением   жить в мире с самим   собой, получить     навыки   индивидуальной   работы и группового взаимодействия,  научиться  учиться. Именно в  дошкольном   возрасте   формируются  основные  качества     личности , ключевые  социальные навыки –  уважение     к    другим    людям,      приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному  образу жизни.    Поэтому одна   из   важнейших   задач  дошкольного    образования –положить     начало   формированию   самоидентификации   ребенка   в окружающем мире , регионом, страной.

                               Литература :

  1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273 – ФЗ)                    
  2. Проект Федерального Государственного образовательного стандарта
  3. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ» , Методическое пособие – М; ТЦ «Сфера», 2010 г.
  4. Федосова И.Е., «Переходим вместе на ФГОС дошкольного образования»,  глав. редактор проекта «Просвещение Детство», М. 2013 г.
  5. Михайлова – Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста», Пособие для педагогов ДОУ,   М. 2013 г.

     

     

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет – брифинг Тема: «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: опыт, проблемы, пути решения»

Педагогический совет – брифинг  Тема: «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования: опыт, проблемы, пути решения»Цель:     Повыше...

ДОКЛАД Тема: «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы»

С введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образова...

Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень  своего р...

ОПЫТ ПЕДАГОГОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСК 2

Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции (Сыктывкар, 23-24 ноября 2016 года) Выпуск 2 Сыктывкар: КРИРО, 2016.  98 сВ сборник материалов Республиканской научно-прак...

Семинар «ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

laquo;ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»...

Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”В связи с принятием Федерального закона от 31 июля

Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания о...

Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”

Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторыефедеральные государственные образовательныестандарты общего образования по вопросам воспитанияобуча...