Среднее профессиональное образование: публикации
Использование приемов технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми в условиях спо
Прикладная, практическая направленность в преподавании математики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование приемов технологии развития критического мышления в работе с одаренными детьми в условиях спо
Кто владеет техников какого-нибудь
искусства, науки, тот никогда не будет
способен создать что-нибудь выдающееся.
И. В. Мичурин
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, одаренных. Поэтому нам, педагогам, чтобы сохранить и развивать одаренность каждого ребенка в своей повседневной практической деятельности, приходиться быть внимательным к детям, их особенностям, способностям. В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС возникает острая необходимость изменения подходов к планированию занятия. В современном образовательном учреждении для такой работы есть все необходимые условия. Преподаватель должен верить, что каждый ребенок одарен, но по –своему, и идти к конечной цели -предоставить условия для развития разных по одаренности детей. Возможности математики для работы с одаренными обучающимися безграничны. Познавательная потребность, сверхчувствительность к проблемам, оригинальность мышления- важнейшие качества, отличающие творческую личность от посредственного человека. Умение обучающегося объективно оценивать свои и чужие мысли, формулировать и аргументировать их в процессе речи, проверяя состоятельность, можно назвать критичностью ума. Это качество мышления развивает способность сопоставлять внешнюю информацию с имеющимися у подростка знаниями, вырабатывать решения о том, что использовать, безусловно, что подвергать сомнению и проверять дополнительной информацией, а что и вовсе отвергнуть. Критическое мышление – это сплав умений действовать самостоятельно, активно, конструктивно. Сегодня преподаватель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе такие методы и приемы, которые помогут студентам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС, является технология критического мышления (ТРКМ). Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, преподаватель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которых преподносятся студентам, технология развития критического мышления ориентирована на движущую силу мышления обучающихся. В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации занятия. Они применяются не только как творческое размышление, но и как самостоятельная попытка систематизации материала, высказывание своих идей в краткой тезисной форме. Подобные приемы используются на стадии и осмысления, и закрепления материала.
На мой взгляд, ТРКМ обучающихся наиболее эффективно может быть реализована на первом курсе при решении текстовых задач.
Пример 1. Занятие на 1 курсе. Тема занятия: «Задачи на части»
Задача: Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3 части сахара. Сколько надо взять воды, молочного жира и сахара, чтобы приготовить 1 кг мороженого?
Стадия 1. Вызов. Наработка различных версий: как можно решить задачу.
Краткая запись условия задачи.
Вода- 5 частей
Жир – 2 части
Сахар-3 части
Итого: 1 кг
А если схему изобразить таким образом?
Вода
Жир
Сахар
Итого: 1000 г
Предлагают очевидные пути решения задачи.
Стадия 2. Осмысление нового материала. Наибольший эффект достигается при решении задач по традиционной методике от простого к сложному.
Вопрос и задание на обсуждение:
- Какая из предложенных в учебнике задач подходит под эту модель?
- Сформулируйте условия нескольких задач, подходящих под эту модель.
Одно число в 2 раза больше другого, но в 3 раза меньше третьего. Сумма чисел равна 27. Найдите эти числа.
- Является ли эта задача задачей на части? Докажите!
- Самостоятельно постройте модель и продумайте алгоритм решения задачи.
Стадия 3. Размышление. На этой стадии можно решить и такую задачу:
В двух банках 5 л. Молока. Когда в одну в одну банку добавили 1 л., то в ней стало в 2 раза больше молока, чем в другой. Сколько молока было в каждой банке?
- Является ли эта задача задачей на части. Подумайте, как ее можно решить.
Творческое домашнее задание.
Придумайте задачу на части, запишите ее условие, схему и решение.
-Подумайте над усложнением задачи.
Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.
Методические приемы технологии развития критического мышления способны обеспечивать высокие познавательные потребности одаренных обучающихся, формировать и развивать оригинальность, гибкость мышления и поддерживать устойчивый интерес к изучению математики.
Библиографический список
- Богоявленская Д. Б. и др. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
- Бурлинская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000.
- Юркевич В. С. Одаренный ребенок. М.: 1999.
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги. Я преподаватель математики Йошкар-Олинского строительного техникума Журавлева Н. В. , моя тема выступления: Прикладная, практическая направленность в преподавании математики.
Слайд 2
Основной задачей среднего профессионального образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов является подготовка грамотных специалистов, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности.
Работая в Сернурской средней школе № 1 п. Сернур и сейчас в Йошкар-олинском строительном техникуме я убедилась в том, что математика для школьников и студентов – один из самых сложных общеобразовательных предметов, в тоже время обязательный, т.к. надо сдавать экзамены. Почти во все учебные заведения среднего профессионального образования приходят обучающиеся с низкой математической подготовкой, наш техникум не исключение.
Слайд 3
Поэтому, цель обучения математике в техникуме состоит в том, чтобы студент, во-первых, получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой, а во-вторых, овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности. Однако следует отметить, что на 1 курсе содержание учебного предмета дает мало возможностей для использования профессионально-направленных заданий. Кроме того, на 1 курсе студент еще не изучает общепрофессиональных и специальных дисциплин, что также отражается на возможностях использования прикладных задач.
На 2 курсе таких возможностей значительно больше, т.к. содержание дисциплины там не привязано к школьной программе, а специально «заточено» под профессию. т к внедрение методики преподавания математики с профессиональной направленностью связано с изучением спецдисциплин (например, на 2 курсе студенты изучают баллистику - науку о движении тел, брошенных в пространстве, основанная на математике, а статистике присутствует теория вероятность).
Слайд 4
Я использую следующие формы работы по осуществлению профессиональной направленности, а именно:
• составление и решение задач с производственным содержанием;
• иллюстрация математических понятий и предложений примерами,
взятыми из материала предметов профессионально - технического цикла;
• использование имеющихся знаний по спецпредметам для изучения
нового материала по математике;
• проектная и исследовательская деятельность студентов
Слайд 5 Под прикладной задачей принято понимать сюжетную задачу, сформулированную в виде задачи-проблемы и удовлетворяющую следующим требованиям:
• вопрос должен быть поставлен так, как он обычно ставится на практике, то есть решение должно иметь практическую значимость;
• искомые и данные величины должны быть реальными, взятыми из практики.
Я считаю, что на уроках математики должна присутствовать связь с профессией или специальностью. Это вызывает интерес у студента к теме урока и к предмету в целом, активизируются личностные и профессиональные качества. Поэтому я с первого занятия первого курса объясняю студентам, что современная математика характеризуется широтой приложений. Математические методы проникают в разнообразные области техники, экономики, культуры, строительства.
Слайд 6
В процессе обучения на занятиях у студентов формируется познавательный интерес к предмету и будущей профессии.
Решение задач практического содержания на уроках математики направлено на формирование профессиональных и общих компетенций, таких как:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии и специальности, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
Так, например, математика развивает важные интеллектуальные качества: критическое мышление, дедукцию, прогностические способности. Также эта дисциплина улучшает способность абстрактного мышления, развивает память и тренирует быстроту мышления, помогает человеку развить интеллект.
Я работаю над осуществлением реализации методики преподавания
математики с профессиональной направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов в группах, обучающихся по специальностям:
Юриспруденция, Правоохранительная деятельность. Приведу примеры задач, которые можно использовать при проведении занятий по математике для обучающихся по данным специальностям.
Слайд 7
Согласно календарно-тематическому планированию некоторые темы содержит практические задачи
За год в области совершено 6720 преступлений. Из них тяжких — 33; в состоянии алкогольного опьянения — 3262; связанных с дорожно-транспортными происшествиями — 1310. После завершения следствия переданы в суд 4520 дел; по 3816 из них уже вынесены приговоры, причем половина из последних — обвинительные; из всех обвинительных приведены в исполнение 40 %. Заполните до конца следующую таблицу:
Слайд 8 В юридической фирме 21 юрист является специалистом по гражданскому праву, 19 — по уголовному, 17 — по административному, 11 сотрудников являются специалистами по гражданскому и уголовному праву, 9 — по уголовному и административному, 8 –по гражданскому, а 6 сотрудников — специалисты по всем трем видам права. Сколько сотрудников работает в фирме?
Слайд 9
В следующих задачах содержатся элементы комбинаторики.
Сколько цифровых комбинаций необходимо перебрать, чтобы открыть, не зная кода, трехзначный кодовый замок?
Сколько номеров автомобилей может выдать автоматизированная информационная система ГИБДД, если автомобиль разыскивается только по одной букве и одной цифре его регистрационного кода?
Сколько существует вариантов последовательного рассмотрения пяти следственных версий?
Слайд 10
Итак, математика представляет собой инструмент для решения различных задач, которые возникают в разных отраслях науки и техники, в практической деятельности человека. Она развивает аналитический подход и способность к критическому мышлению, что помогает юристам анализировать правовые вопросы и делать обоснованные выводы, лучше понять финансовое право или налоговое право.
Слайд 11
В своей практике я использую современные образовательные технологии или их элементы, которые позволяют разнообразить формы проведения занятий и повысить эффективность усвоения знаний.
Например, при проведении занятий я применяю разноуровневые задания, которые облегчают организацию занятия, создают условия для продвижения обучающихся в учебе в соответствии с их возможностями.
Также я использую на занятиях элементы игровых технологий. Например, в начале включаю игровой момент при использовании устного счёта, а затем при закреплении изученного материала.
Групповая технология позволяет организовать активную работу на учебном занятии. Это работа обучающихся в статической или динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом студент может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на занятие. Нашим студентам очень нравится.
Ну и, конечно, использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях позволяет сделать процесс обучения более ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей.
В своей работе я использую готовые программы-учебники: электронные продукты серии «Открытая математика», «Алгебра и начала анализа. Итоговая аттестация выпускников»
Не забываю о здоровьесберегающей технологии: равномерно во время урока распределяю различные виды заданий, чередую мыслительную деятельность, определяю время подачи сложного учебного материала и другое.
Использование современных образовательных технологий помогает мне повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету
Слайд 12
В сентябре и в октябре месяце я проводила диагностику уровня познавательной активности по тесту-опроснику, разработанному психологом Пашневым Борисом Константиновичем во всех группах, на экране результаты группы Ю-11. Уровень познавательной активности растет, это говорит о повышении интереса к предмету и сознательном изучении математики.
Слайд 13
Можно сказать, что профессиональная направленность преподавания математики играет большую роль в повышении мотивации к процессу обучения будущей профессии. Таким образом, решение задач профессиональной направленности позволят будущему специалисту приобрести не только необходимые знания, но и научат ориентироваться в будущей профессиональной деятельности. А как известно, что успеваемость студентов зависит не только от способностей, но и от интереса к выбранной профессии. На основании этого можно сказать, что профессиональная мотивация непременно должна привести к успехам в обучении по выбранной специальности.
Слайд 14
Список литературы
1. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для сту- дентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002. – C. 224.
2. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. – М.: ООО «Из- дательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003. – C. 432
3. https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18215/
Слайд 15
Спасибо за внимание, я готова ответить ваши вопросы.










