Среднее профессиональное образование: рабочие программы

Журавлева Наталья Владимировна

Рабочие программы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon en.01_matematika_pso.doc198.5 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_en.01_matematika.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

стр.

1.

Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины

4

2.

Структура и содержание учебной дисциплины

6

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины

12

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13


1. ОБЩАЯ ХАРАКТКРИСТИКА

рабочей программы учебной дисциплины

МАТЕМАТИКА

1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО

по специальности

40.02.01

Право и организация социального обеспечения

[код]

[наименование специальности полностью]

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Знания: 

1. Основные понятия и методы математического анализа.

2. Основные численные методы решения прикладных задач.

Умения:

  1. Решать задачи на отыскание производной сложной функции, производных второго и высших порядков.
  2. Применять основные методы интегрирования при решении задач.
  3. Применять методы математического анализа при решении задач прикладного характера, в том числе профессиональной направленности.

Дисциплина способствует формированию следующих общих компетенций (ОК):

ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 02. Организовывать собственную деятельность, определять типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

                ОК 03.Принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность            

                ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК. 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

         ОК 09. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы

Дисциплина способствует формированию следующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной  защите.

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.

ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.


 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы 

96

в том числе в форме практической подготовки (практические занятия, связанные с будущей профессиональной деятельностью)

16

Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем

64

в том числе по видам занятий:

лекции

32

практические занятия 

30

Самостоятельная работа

32

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

МАТЕМАТИКА

наименование дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

Номер занятия

1

2

3

4

5

Раздел 1.  Математический синтез и анализ

73

Тема 1.1 Математика, цели и задачи дисциплины

Содержание учебного материала

14

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК 05, ОК 06, ОК.09, ПК 1.1,

ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 1.6

1. История возникновения, развития и становления математики как основополагающей дисциплины, необходимой для изучения профессиональных дисциплин. Цели и задачи курса. Значение математики в профессиональной деятельности. Множество действительных чисел.  Определение порядка результата вычислений. Числа и числовые выражения. Проценты. Пропорции. Степени и корни.

2. Численные методы алгебры: действительные числа и приближенные вычисления. Уравнения и неравенства.  Системы линейных уравнений и неравенств.

Тематика учебных занятий

 Лекция №1.История возникновения, развития и становления математики как основополагающей дисциплины, необходимой для изучения профессиональных дисциплин. Цели и задачи курса. Значение математики в профессиональной деятельности. Множество действительных чисел.  Определение порядка результата вычислений. Числа и числовые выражения. Проценты. Пропорции. Степени и корни.

2

№1

Лекция №2.Численные методы алгебры: действительные числа и приближенные вычисления. Уравнения и неравенства.  Системы линейных уравнений и неравенств.

2

№2

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

4

Практическое занятие №1.

Упражнения на вычисление значений выражений. Решение задач на проценты и пропорции.

2

№3

Практическое занятие №2.

Отработка навыков вычислений по формулам.  Выполнение необходимых измерений и связанных с ними расчетов точных и приближенных значений величин.

2

№4

Самостоятельная работа 

Выполнение домашних заданий по теме 1.1

Подготовка доклада «Математика в моей специальности»

3

3

Тема 1.2 

Теория пределов

Содержание учебного материала

16

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК 05, ОК 06, ОК.09, ПК 1.1,

ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 1.6

1.Функция одной переменной.  График функции.  Элементарные функции. Понятие о пределе функции в точке.  Односторонние (левый и правый) предел функции.  Основные теоремы о пределах функций.

2.Поведение функции на бесконечности. Два «замечательных» предела.

3.Непрерывность элементарных функции в точке.  Классификация точек разрыва функции: устранимый разрыв, разрыв I рода, разрыв II рода.

Тематика учебных занятий

Лекция №3.Функция одной переменной.  График функции.  Элементарные функции. Понятие о пределе функции в точке.  Односторонние (левый и правый) предел функции.  Основные теоремы о пределах функций.

2

№5

Лекция №4.Поведение функции на бесконечности. Два «замечательных» предела.

2

№6

Лекция №5.Непрерывность элементарных функции в точке.  Классификация точек разрыва функции: устранимый разрыв, разрыв I рода, разрыв II рода.

2

№7

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

2

Практическое занятие №3.

Вычисление пределов функций
с использованием первого и второго «замечательного» предела.

2

№8

Практическое занятие №4.

Исследование функций на асимптоты.

2

№9

Самостоятельная работа

 Решение упражнений:

  1. Вычисление пределов функций.

2.Исследование функций на асимптоты.

3. Подготовка доклада «Рене Декарт-математик и философ».

2

2

2

Тема 1.3 Дифференциальное исчисление

Содержание учебного материала

24

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК 05, ОК 06, ОК.09, ПК 1.1,

ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 1.6

Понятие производной функции, ее геометрический и физический смысл. Производная второго порядка. Производная n-го порядка.  Основные правила дифференцирования.

Сложная функция. Правило дифференцирования сложной функции. Таблица производных.

Тематика учебных занятий

Лекция №6.Понятие производной функции, ее геометрический и физический смысл. Производная второго порядка. Производная n-го порядка.  Основные правила дифференцирования.

2

№10

Лекция №7.Сложная функция. Правило дифференцирования сложной функции. Таблица производных.

2

№11

Практическое занятие №5.

 Отработка техники дифференцирования. Вычисление производных второго и высших порядков. Дифференцирование сложной функции.

2

№12

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

2

Практическое занятие №6.

Применение производной для решения прикладных задач.

2

№13

Лекция №8.Исследование функции с помощью производной на монотонность и экстремум.

2

№14

Лекция №9. Выпуклость графика и точки перегиба.  Общая схема исследования функции и построения ее графика.

2

№15

Лекция №10.Задачи на максимум и минимум функции. Правило исследования функции на экстремум с помощью второй производной.

2

№16

Практическое занятие №7.

Исследование функции на экстремум с помощью второй производной.  Решение задач на экстремум.

2

№17

Самостоятельная работа

Решение задач:

1.Нахождение производной сложной функции

2.Вычисление наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке.

3.Выполнение расчетно-графической работы на исследование функции с помощью производной и построения ее графика.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (самостоятельное изучение тем):

Дифференциал функции и его свойства. Приближенные вычисления с помощью дифференциала.

2

2

1

3

Тема 1.4

Интегральное исчисление

Содержание учебного материала

19

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК 05, ОК 06, ОК.09, ПК 1.1,

ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 1.6

1.Понятие первообразной функции.  Неопределенный интеграл и его основные свойства. Табличные интегралы. Основные методы интегрирования.

2.Определенный интеграла и его свойства.

Формула Ньютона-Лейбница. Геометрический смысл определенного интеграла.

Тематика учебных занятий

Лекция №11.Понятие первообразной функции.  Неопределенный интеграл и его основные свойства. Табличные интегралы. Основные методы интегрирования.

2

№18

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

2

Практическое занятие №8. Вычисление неопределенного интеграла методами непосредственного интегрирования и с помощью замены переменной.

2

№19

Практическое занятие №9. Интегрирование по частям в неопределенном интеграле.

2

№20

Лекция №12.Определенный интеграла и его свойства.

Формула Ньютона-Лейбница. Геометрический смысл определенного интеграла.

2

№21

Практическое занятие №10. Применение определенного интеграла при вычислении площадей плоских фигур и объемов тел вращения.

2

№22

Практическое занятие №11. Решение задач на физический смысл интеграла: вычисление работы силы, силы давления жидкости.

2

№23

Самостоятельная работа

  1. Нахождение пути, пройденного материальной точкой при неравномерном прямолинейном движении;
  2.  Вычисление работы силы, производимой переменной силой при перемещении материальной точки.

3.Вычисление работы, затраченной на деформацию пружины.

4. Подготовка реферата «Применение понятия функции, производной и интегралов в специальных дисциплинах».

1

1

1

4

Раздел 2. Основные численные методы

9

Тема 2.1

Численное интегрирование

Содержание учебного материала

Формула прямоугольников.  Формула трапеций.

9

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК 05, ОК 06, ОК.09, ПК 1.1,

ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 1.6

Тематика учебных занятий

Лекция  № 13 Формула прямоугольников.  Формула трапеций.

2

№24

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

4

Практическое занятие №12. Вычисление определенных интегралов по формуле прямоугольников.

2

№25

Практическое занятие №13. Вычисление определенных интегралов по формуле трапеций.

2

№26

Самостоятельная работа

Решение упражнений на вычисление определенных интегралов по формулам прямоугольников и трапеций.

3

Раздел 3. Основы теории вероятностей и математической статистики

14

Тема 3.1. 

Элементы теории вероятностей и

математической статистики

Содержание учебного материала 

1.Множества и отношения: основные понятия.  Операции над множествами: объединение, пересечение, разность множеств, дополнение.  Свойства операций над множествами. Элементы математической логики.

2. Множества и отношения: основные понятия.  Операции над множествами: объединение, пересечение, разность множеств, дополнение.  Свойства операций над множествами. Элементы математической логики.

3.Предмет теории вероятностей. Понятие события и вероятности события. Достоверные и невозможные события. Классическое определение вероятностей. Свойства вероятностей. Теоремы сложения и умножения вероятностей.

4. Область применения и задачи математической статистики.

14

ОК.01, ОК.02, ОК.03, ОК.04, ОК 05, ОК 06, ОК.09, ПК 1.1,

ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5, ПК 1.6

Лекция  № 14 Множества и отношения: основные понятия.  Операции над множествами: объединение, пересечение, разность множеств, дополнение.  Свойства операций над множествами. Элементы математической логики.

2

№27

Лекция  № 15 Предмет теории вероятностей. Понятие события и вероятности события. Достоверные и невозможные события. Классическое определение вероятностей. Свойства вероятностей. Теоремы сложения и умножения вероятностей.

2

№28

Лекция  № 16 Область применения и задачи математической статистики.

2

№29

Практическое занятие №14. Операции над множествами. Решение задач на основные понятия комбинаторики: размещения, сочетания, перестановки.

2

№30

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

2

Практическое занятие №15. Решение вероятностных задач.

2

№31

Самостоятельная работа

Основные понятия комбинаторики: размещения, сочетания, перестановки.

2

Промежуточная аттестация в форме дифзачета

2

№32

Всего:

96

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения

Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения для проведения занятий:

- Учебная аудитория «Математики», оснащенная оборудованием и техническими средствами обучения: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, наглядными пособиями).

- помещение для организации самостоятельной работы, оснащенное компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации.

3.2. Учебно-методическое обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе

3.2.1. Основная литература

1. Богомолов, Н. В.  Математика : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Богомолов, П. И. Самойленко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 401 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07878-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489612 (дата обращения: 05.07.2022).

2. Богомолов, Н. В.  Практические занятия по математике в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Богомолов. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 326 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08799-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490666 (дата обращения: 05.07.2022).

Цифровой образовательный контент:

1.ЭБС Юрайт : электронная библиотечная система : сайт. - Москва, 2013 –

2.URL: https://biblio-online.ru. - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. - Текст: электронный.

3.ФЦИОР: информационная образовательная система:сайт.-Москва,2021- URL:http://fcior.edu.ru

4.ЦОР Единая коллекция: сайт. – Москва, 2006 - URL: http://school-collection.edu.ru

5. Башмаков, М.А. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия/ М.И. Башмаков. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 256с. – ISBN-978-5-4468-9248-8. - Текст: непосредственный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Критерии оценки

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

- Основные понятия и методы математического анализа;

  • - Основные численные методы решения прикладных задач

Полнота продемонстрированных знаний и умение применять их при выполнении практических работ.

Оценка «5» ставится при полноте ответа или решения в объеме 90% - 100%,

Оценка «4» ставится при полноте ответа или решения в объеме 70% - 89%,

Оценка «3» ставится при полноте ответа или решения в объеме 51% - 69%,

Оценка «2» ставится при полноте ответа или решения в объеме 50% и менее.

Оценка результатов выполнения практических работ.

Оценка результатов устного и письменного опроса.

Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов самостоятельной работы.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

-Решать задачи на отыскание производной сложной функции, производных второго и высших порядков;

-Применять основные методы интегрирования при решении задач;

-Применять методы математического анализа при решении задач прикладного характера, в том числе профессиональной направленности.

Выполнение практических работ в соответствии с заданием.

Оценка «5» ставится при правильном выполнении 90% - 100% объема работы,

Оценка «4» ставится при правильном выполнении 70% - 89% объема работы,

Оценка «3» ставится при правильном выполнении 51% - 69% объема работы,

Оценка «2» ставится при правильном выполнении менее 50% объема работы.

Оценка результатов выполнения практических работ.

Оценка результатов устного и письменного опроса.

Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов самостоятельной работы.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта.



Предварительный просмотр:

Содержание

стр.

1.

Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины

4

2.

Структура и содержание учебной дисциплины

6

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины

12

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13

        


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

рабочей программы учебной дисциплины

МАТЕМАТИКА

1.1. Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО

по специальности

38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

[код]

[наименование специальности полностью]

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Знания: 

- основные понятия и свойства функции одной переменной

- основные понятия теории пределов

- основные понятия теории производной и её приложение

- основные понятия теории неопределённого и определённого интегралов

 -определение и свойства матриц, определителей.

- определения и понятия, относящиеся к системе линейных алгебраических уравнений (СЛУ), необходимые для решения СЛУ

-формулы простого и сложного процентов,

-основные понятия теории вероятности и математической статистики необходимые для решения экономических задач.

Умения:

- применять основные понятия и свойства функции одной переменной при решении задач

-раскрывать неопределённости при вычислении пределов

-вычислять производную функции одной переменной, производную сложной функции

- исследовать функцию при помощи производной и строить график функции

- вычислять неопределённый интеграл методом замены переменной и методом интегрирования по частям

- применять формулу Ньютона-Лейбница при вычислении определённого интеграла

-вычислять площадь плоских фигур

- выполнять линейные операции над матрицами, умножение матриц, находить обратные матрицы

- вычислять значение определителей

-решать СЛУ методом Крамера, методом обратной матрицы

- вычислять количества размещений, перестановок, сочетаний

- применять формулы вычисления простого и сложного процентов для решения экономических задач

- применять формулы теории вероятности и математической статистики для решения экономических задач

-рассчитывать бухгалтерские показатели, применяемые в экономических расчётах.

Дисциплина способствует формированию следующих общих компетенций (ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

Дисциплина способствует формированию следующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации;

ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней;

ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы;

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

ПК 5.3. Проводить определение налоговой базы для расчета налогов и сборов, обязательных для уплаты.


 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

72

в. т.ч. в форме практической подготовки (практические занятия, связанные с будущей профессиональной деятельностью)

8

Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем

66

в том числе:

теоретическое обучение

32

практические занятия,

32

в том числе контрольная работа

4

Самостоятельная работа

6

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Математика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы

Номер занятия

1

2

3

4

5

Раздел 1. Математический анализ

32

Тема 1.1 Функция одной переменной.

Содержание учебного материала

4

ОК.01, ОК.02, ОК.09, ОК.11, ПК 1.3,

ПК 2.1,

ПК 2.4, ПК 3.1,

ПК 3.3,

ПК 4.1, ПК 5.3

1.Функция, область определения и множество значений. Способы задания функции.

2.Свойства функции: чётность и нечётность, монотонность, периодичность. Основные элементарные функции, их свойства и графики.

Тематика учебных занятий

Лекция 1. Функция, область определения и множество значений. Способы задания функции.

Свойства функции: чётность и нечётность, монотонность, периодичность. Основные элементарные функции, их свойства и графики.

2

№ 1

Практическое занятие №1

Нахождение области определения функции, исследование функции (без применения производной)

2

№2

Тема 1.2 Пределы и непрерывность функции

Содержание учебного материала

6

ОК.01, ОК.02, ОК.09, ОК.11, ПК 1.3,

ПК 2.1,

ПК 2.4, ПК 3.1,

ПК 3.3,

ПК 4.1, ПК 5.3

1.Определение предела функции в точке и на бесконечности. Основные теоремы о пределах. Замечательные пределы.

2.Односторонние пределы функции. Непрерывность элементарных функций. Точки разрыва и их типы.

Тематика учебных занятий

Лекция 2.Определение предела функции в точке и на бесконечности. Основные теоремы о пределах. Замечательные пределы. Односторонние пределы функции. Непрерывность элементарных функций. Точки разрыва и их типы.

2

№ 3

Практическое занятие №2 Нахождение предела функции

2

№4

Практическое занятие №3

Нахождение области непрерывности и точек разрыва

2

№ 5

Тема 1.3 Производная и её приложение

Содержание учебного материала

10

ОК.01, ОК.02, ОК.09, ОК.11, ПК 1.3,

ПК 2.1,

ПК 2.4, ПК 3.1,

ПК 3.3,

ПК 4.1, ПК 5.3

1.Производная функции. Геометрическое и физическое приложение производной. Производная сложной функции. Производная высшего порядка.

2.Исследование функции при помощи производной (монотонность, экстремумы функции, выпуклость и точки перегиба графика) и построение графика функции. 3.Нахождение наименьшего и наибольшего значения функции.

6

Тематика учебных занятий

Лекция 3. Производная функции. Геометрическое и физическое приложение производной. Производная сложной функции. Производная высшего порядка.

2

№ 6

Лекция 4. Исследование функции при помощи производной (монотонность, экстремумы функции, выпуклость и точки перегиба графика) и построение графика функции.

2

№ 7

Лекция 5 Нахождение наименьшего и наибольшего значения функции.

2

№ 8

В том числе практических и лабораторных занятий

4

Практическое занятие №4

Нахождение производной функции. Нахождение наименьшего и наибольшего значений функции

2

№ 9

Практическое занятие №5

Исследование функции и построение графика

2

№ 10

Тема 1.4 Неопределённый интеграл

Содержание учебного материала

6

ОК.01, ОК.02, ОК.09, ОК.11, ПК 1.3,

ПК 2.1,

ПК 2.4, ПК 3.1,

ПК 3.3,

ПК 4.1, ПК 5.3

1.Первообразная и неопределённый интеграл, его свойства.

2.Методы интегрирования: метод замены переменной и интегрирование по частям.

4

Тематика учебных занятий

Лекция 6. Первообразная и неопределённый интеграл, его свойства.

2

№ 11

Лекция 7. Методы интегрирования: метод замены переменной и интегрирование по частям.

2

№ 12

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практическое занятие №6

Вычисление неопределённого интеграла методом замены переменной и интегрированием по частям

2

№ 13

Тема 1.5 Определённый интеграл

Содержание учебного материала

6

ОК.01, ОК.02, ОК.09, ОК.11, ПК 1.3,

ПК 2.1,

ПК 2.4, ПК 3.1,

 ПК 3.3,

ПК 4.1, ПК 5.3

1.Задача о криволинейной трапеции. Определённый интеграл и его свойства. Формула Ньютона-Лейбница.

2.Вычисление площади плоских фигур.

4

Тематика учебных занятий

Лекция 8. Задача о криволинейной трапеции. Определённый интеграл и его свойства. Формула Ньютона-Лейбница.

2

№ 14

Лекция 9.  Вычисление площади плоских фигур.

2

№ 15

В том числе практических занятий и лабораторных

2

Практическое занятие №7

Вычисление определённого интеграла. Площади плоских фигур

2

№ 16

Раздел 2. Линейная алгебра

12

Тема 2.1 Матрицы и определители

Содержание учебного материала

6

ОК.01, ОК.02, ОК.09, ОК.11, ПК 1.3,

ПК 2.1,

ПК 2.4, ПК 3.1,

ПК 3.3,

ПК 4.1, ПК 5.3

1.Понятие матрицы и виды матриц. Действия над матрицами. Обратная матрица.

2. Определители матриц и их свойства. Ранг матрицы.

4

Тематика учебных занятий

Лекция 10. Понятие матрицы и виды матриц. Действия над матрицами. Обратная матрица.

2

№ 17

Лекция 11. Определители матриц и их свойства. Ранг матрицы.

2

№ 18

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практическое занятие №8

Выполнение действий над матрицами.

Вычисление определителей матриц. Нахождение ранга матрицы

2

№ 19

Тема 2.2 Системы линейных уравнений (СЛУ)

Содержание учебного материала

6

ОК.01, ОК.02, ОК.09, ОК.11, ПК 1.3,

 ПК 2.1,

ПК 2.4, ПК 3.1,

ПК 3.3,

ПК 4.1, ПК 5.3

1.Понятие системы линейных уравнений (СЛУ).

2.Решение систем линейных уравнений методом Крамера, методом обратной матрицы.

Тематика учебных занятий

Лекция 12. Понятие системы линейных уравнений (СЛУ).

Решение систем линейных уравнений методом Крамера, методом обратной матрицы.

2

№ 20

В том числе практических и лабораторных занятий

4

Практическое занятие №9

Решение систем линейных уравнений методом Крамера

2

№ 21

Практическое занятие №10

Решение систем линейных уравнений методом обратной матрицы

2

№ 22

Раздел 3. Основы теории вероятности, комбинаторики и математической статистики

16

Тема 3.1 Основные понятия теории вероятности и комбинаторики

Содержание учебного материала

6

ОК.01, ОК.02, ОК.09, ОК.11, ПК 1.3,

ПК 2.1,

ПК 2.4, ПК 3.1,

ПК 3.3,

ПК 4.1, ПК 5.3

1.Понятие события и его виды. Операции над событиями.

2.Понятие вероятности. Теоремы сложения и вычитания вероятностей. Формула полной вероятности. Схема независимых событий. Формула Бернулли.

Тематика учебных занятий

Лекция 13. Понятие события и его виды. Операции над событиями. Понятие вероятности. Теоремы сложения и вычитания вероятностей. Формула полной вероятности. Схема независимых событий. Формула Бернулли.

2

№ 23

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практическое занятие №11

Решение простейших задач на вычисление вероятности случайных событий

2

№ 24

 Самостоятельная работа обучающихся

2

Выполнение презентации по теме «Применение теории вероятности в экономике»

Тема 3.2 Элементы математической статистики

Содержание учебного материала

8

ОК.01, ОК.02, ОК.09, ОК.11, ПК 1.3,

ПК 2.1,

ПК 2.4, ПК 3.1,

ПК 3.3,

ПК 4.1, ПК 5.3

1.Основные задачи и понятия математической статистики. Определение выборки и выборочного распределения. Графическое изображение выборки. Определение понятия полигона и гистограммы. Статистическое распределение.

2.Оценка параметров генеральной совокупности по её выборке. Интервальная оценка. Доверительный интервал и доверительная вероятность.

4

Тематика учебных занятий

Лекция 14. Основные задачи и понятия математической статистики. Определение выборки и выборочного распределения. Графическое изображение выборки. Определение понятия полигона и гистограммы. Статистическое распределение.

2

№ 25

Лекция 15. Оценка параметров генеральной совокупности по её выборке. Интервальная оценка. Доверительный интервал и доверительная вероятность.

2

№ 26

В том числе практических  занятий

2

Практическое занятие №12

Составление статистического распределения выборки. Построение гистограммы и полигона частот

2

№ 27

 Самостоятельная работа обучающихся

2

Написание реферата по теме «Математическая статистика и применение её в экономике»

Раздел 4. Основные математические методы в профессиональной деятельности

10

Тема 4.1 Применение методов математического анализа при решении экономических задач

Содержание учебного материала

6

ОК.01, ОК.02, ОК.09, ОК.11, ПК 1.3,

ПК 2.1,

ПК 2.4, ПК 3.1,

ПК 3.3,

ПК 4.1, ПК 5.3, ЛР 4,

1.Процент. Нахождение процента от числа; числа по его процентам; процентное отношение двух чисел.

2. Формулы простого и сложного процентов.

3. Производная функции; производная сложной функции.

Экономический смысл производной.

В том числе практических и лабораторных занятий

6

Практическое занятие№13. Задачи о вкладах и кредитах

Практическое занятие  №14 Задачи на оптимальный выбор

Практическое занятие №15

Использование производной функции в экономике. Экономический смысл производной

2

2

2

№ 28

№ 29

№ 30

Тема 4.2 Простейшее приложение линейной алгебры в экономике

Содержание учебного материала

4

ОК.01, ОК.02, ОК.09, ОК.11, ПК 1.3,

ПК 2.1,

ПК 2.4, ПК 3.1,

 ПК 3.3,

ПК 4.1, ПК 5.3,ЛР 4,

1.Понятие матрицы, её виды. Действия над матрицами.

2.Определители матриц и их свойства.

Тематика учебных занятий

Лекция 16 Понятие матрицы, её виды. Действия над матрицами.Определители матриц и их свойства.

2

№ 31

В том числе практических и лабораторных занятий

2

Практическое занятие №16

Решение экономических задач с применением матриц и систем линейных уравнений

2

№ 32

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Решение прикладных задач в области экономики

Промежуточная аттестация в форме зачета (практическое занятие)

2

№ 33

Всего:

72

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения

Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения для проведения занятий:

- Учебная аудитория «Математики», оснащенная оборудованием и техническими средствами обучения: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, наглядными пособиями).

- помещение для организации самостоятельной работы, оснащенное компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации.

3.2. Учебно-методическое обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе

3.2.1. Основная литература

1. Богомолов, Н. В.  Математика : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Богомолов, П. И. Самойленко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 401 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07878-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489612 (дата обращения: 05.07.2022).

2. Богомолов, Н. В.  Практические занятия по математике в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Богомолов. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 326 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08799-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490666 (дата обращения: 05.07.2022).

Цифровой образовательный контент:

1.ЭБС Юрайт : электронная библиотечная система : сайт. - Москва, 2013 –

2.URL: https://biblio-online.ru. - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. - Текст: электронный.

3.ФЦИОР: информационная образовательная система:сайт.-Москва,2021- URL:http://fcior.edu.ru

4.ЦОР Единая коллекция: сайт. – Москва, 2006 - URL: http://school-collection.edu.ru

5. Башмаков, М.А. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия/ М.И. Башмаков. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 256с. – ISBN-978-5-4468-9248-8. - Текст: непосредственный.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

- основные понятия и свойства функции одной переменной

- основные понятия теории пределов

- основные понятия теории производной и её приложение

- основные понятия теории неопределённого и определённого интегралов

 -определение и свойства матриц, определителей.

- определения и понятия, относящиеся к системе линейных алгебраических уравнений (СЛУ), необходимые для решения СЛУ

-формулы простого и сложного процентов,

-основные понятия теории вероятности и математической статистики необходимые для решения экономических задач.

Полнота продемонстрированных знаний и умение применять их при выполнении практических работ.

Оценка «5» ставится при полноте ответа или решения в объеме 90% - 100%,

Оценка «4» ставится при полноте ответа или решения в объеме 70% - 89%,

Оценка «3» ставится при полноте ответа или решения в объеме 51% - 69%,

Оценка «2» ставится при полноте ответа или решения в объеме 50% и менее.

Оценка результатов выполнения практических работ.

Оценка результатов устного и письменного опроса.

Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов самостоятельной работы.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта.

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

- применять основные понятия и свойства функции одной переменной при решении задач

-раскрывать неопределённости при вычислении пределов

-вычислять производную функции одной переменной, производную сложной функции

- исследовать функцию при помощи производной и строить график функции

- вычислять неопределённый интеграл методом замены переменной и методом интегрирования по частям

- применять формулу Ньютона-Лейбница при вычислении определённого интеграла

-вычислять площадь плоских фигур

- выполнять линейные операции над матрицами, умножение матриц, находить обратные матрицы

- вычислять значение определителей

-решать СЛУ методом Крамера, методом обратной матрицы

- вычислять количества размещений, перестановок, сочетаний

- применять формулы вычисления простого и сложного процентов для решения экономических задач

- применять формулы теории вероятности и математической статистики для решения экономических задач

-рассчитывать бухгалтерские показатели, применяемые в экономических расчётах.

Выполнение практических работ в соответствии с заданием.

Оценка «5» ставится при правильном выполнении 90% - 100% объема работы,

Оценка «4» ставится при правильном выполнении 70% - 89% объема работы,

Оценка «3» ставится при правильном выполнении 51% - 69% объема работы,

Оценка «2» ставится при правильном выполнении менее 50% объема работы.

Оценка результатов выполнения практических работ.

Оценка результатов устного и письменного опроса.

Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов самостоятельной работы.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

Оценка результатов проведённого дифференцированного зачёта.